Артемида - древнегреческая богиня охоты. Артемида Греческая артемида

В греческой мифологии Артемида является олимпийской богиней охоты и дикой природы. Она также известна как защитник молодых девушек и их целомудрия. Считалось, что она, владеющая тайной магией, может приносить женщинам болезни или исцелять их, но, только когда захочет. Артемида была мстительной и импульсивной по своей природе, но при этом очень независимой и уверенной, что сделало ее жестоким воином.

Она часто не поддавалась контролю со стороны других богов и богинь. Ее гнев разрушал все вокруг, все понимали и чувствовали силу ее недовольства. Артемида, в отличие от своего брата Аполлона, представляла ночное время дня, проводя большую часть своего времени в лесах и равнинах.

Артемида, будучи девственной богиней целомудрия, живой природы и плодородия, присутствует как в мифических сказках, так и в религиозных обрядах древних греков. Несмотря на это, ее происхождение имеет слегка иностранный оттенок, о чем свидетельствует тот факт, что для ее имени не существует убедительной греческой этимологии.

Характер Артемиды изящно обобщен и отражен в Гомерском гимне Афродиты, в котором говорится:

" Не может Афродита своими сладкими речами и мелодичным смехом приручить юную Артемиду, охотницу с золотыми волосами; ибо она любит стрельбу из лука, погоню за дикими зверями в горах, лирические песни и хороводы, тёмные леса и шум природы, жестокую расправу над бесчестными людьми".

Артемида была известна под разными названиями во всем эллинистическом мире, вероятно, потому, что ее культ был синкретическим, который смешивал различные божества и обряды в единую форму.

Некоторые из этих эпитетов включают:

  • Агротера - богиня охотников;
  • Амаринтия - от фестиваля в ее честь, первоначально состоявшегося в Амаринтусе в Эвбее;
  • Синтия - еще одна географическая ссылка, на этот раз ее место рождения на горе Синт на Делосе;
  • Куротрофос - медсестра молодежи;
  • Лочия - богиня рожениц и акушерок;
  • Парфения - "дева";
  • Фиби - женственная форма от эпитета ее брата Аполлона (Феба);
  • Потнян Терон - покровительница диких животных.

Рождение богини

Артемида была дочерью Зевса и богини Лето и имела брата-близнеца по имени Аполлон. Зевс без памяти полюбил красавицу Лето, и после одного из его многих внебрачных похождений, Лето забеременела своим божественным потомством. К несчастью для нее, известие об этом затруднительном положении дошло до Геры (справедливо ревнивая жена Зевса), которая мстительно заявила, что любовнице ее мужа запрещено рожать на суше.

Гера приказала одной из своих служанок проследить, чтобы Лето не смела ослушаться этого жестокого указа. Гонимая отовсюду Лето уже отчаялась, но ей посчастливилось наткнуться на небольшой скалистый остров Делос, который не был привязан к материку. Этот клочок земли оказался ее сестрой Астерией, которая превратилась в остров, чтобы избежать объятий Зевса. Лето поклялась острову, что если он не прогонит её, она прославит его самым величественным храмом. Так родились божественные дети Лето. Первой на свет появилась Артемида, следом родился Аполлон, и Артемида содействовала благополучному родоразрешению матери. Именно после этого Артемида стала известной, как покровительница рожающих женщин.

Детство

В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н. Э. - 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:

«Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».

Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).


Внешний вид в произведениях искусства

Самые старые изображения Артемиды в греческом архаическом искусстве изображают ее как Потния Терон («Королева зверей»). Артемида часто представлена как молодая красивая охотница, держащая лук обеими руками, нацеливаясь на свою цель. В некоторых художественных произведениях она изображена как крылатая богиня, держащая оленя, леопарда или льва. Также другие произведения искусства связывают ее с луной, изображая ее сидящую на луне или показывают ее охоту под лунным светом.

Гнев и месть Артемиды

Во многих мифических рассказах Артемида характеризуется как совершенно неумолимое и мстительное существо, посылая смерть любому смертному, который оскорбляет ее. Однако следует отметить, что многие из этих, казалось бы, бессердечных казней следуют хорошо сложившимся образцам в общей моральной структуре, представленной греческими песнопениями и текстами.

В общем мифе с ее братом-близнецом Аполлоном она убивает семь дочерей Ниобе, которые издевались над Лето, что у нее было всего двое детей, в то время как у самой Ниобе было семь сыновей и семь дочерей. Это обидело Лето, и она послала Аполлона и Артемиду убить всех четырнадцать детей Ниобе. Артемида хладнокровно убила дочерей за считанные секунды своим луком и стрелами, как и ее брат-близнец расправился с сыновьями.

Артемида также участвовала в убийстве великих братьев Алоадай. Узнав об их злых намерениях свергнуть богов, и что они похитили Ареса и удерживали его в заключении более года, она обманула гигантов посадив между ними оленя. Стремясь убить животное, они поразили друг друга своими копьями.

В мифе, где охотник Актаион случайно увидел ее обнаженной во время купания, она мгновенно превратила его в оленя, и охотник был съеден своими собственными собаками.

В другом мифе, где Ойнеус, царь Калидона, забыл отдать первые плоды в день ежегодного жертвоприношения, Артемида послала свирепого дикого кабана огромных размеров, чтобы уничтожить стада и город. Жители города начали отбиваться. С помощью богини Аталанты и лучших охотников из других стран, они смогли победить зверя и убить его. Артемида тщательно и целенаправленно спланировала раздор между лагерями, которые помогали охотиться на кабана. Они не могли договориться о доле гигантского зверя, и вскоре между ними вспыхнула ярость, которая привела к многочисленным жертвам.

Артемида также гневалась на Агамемнона, который убил ее священного оленя и хвалился лучшим охотником, нежели сама богиня. Поэтому Артемида остановила ветер, и войска возглавляемые Агамемноном застряли в Беотийской гавани. Агамемнон позже, по совету провидца Кальхаса, отдал Артемиде свою дочь Ифигению в качестве жертвы, тем самым восполнив свою глупость.


Артемида «Богиня Света»

Греческая богиня Артемида часто ассоциировалась с Луной, особенно с полумесяцем или «новой» луной. Фиби - было одним из многих имен, которыми она называлась. Имя Фиби означает «светлый» или «яркий».

Артемида «Богиня Света» имела божественную обязанность освещать тьму. Артемида часто изображалась в виде свечи или факела, освещала дорогу другим, вела их через незнакомые места.

В греческой мифологии Артемида, несмотря на ее «дикость» (ее отказ соответствовать традициям) и ее ожесточенную независимость, была изображена как одна из сострадательных богов-целителей. Из всех греческих богинь она была самой самодостаточной, живущей жизнью на собственных условиях, удобной как в одиночестве, так и в удержании бразды правления. Она была одной из самых почитаемых и древних греческих божеств на пантеоне Олимпийских игр. Храм Артемиды в Эфесе (расположенный в западной части Турции) был одним из семи чудес древнего мира.

Магия

В магии Артемиду вызывают для помощи в супружестве, рождении детей. Она Божество луны и плодородия, дарует счастье женщинам.

  • День: понедельник
  • Цвет: серебряный, синий, белый, коричневый.
  • Атрибуты: лук и стрелы, полынь, змея, медведица.
  • Камни: жемчуг, лабрадор, гранат, лунный камень.

- (Αρτεμισ, Diana). Дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, родившаяся на острове Делос, богиня луны и охоты. Она изображалась с колчаном, стрелами и луком и отождествлялась с богиней луны Селеной, как Аполлон с богом солнца Гелиосом. У римлян эта… … Энциклопедия мифологии

Артемида - Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида в мифах древних греков богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (). Время проводила в лесах и горах,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Ы, жен. Заимств.Производные: Артемидка; Ида.Происхождение: (В античной мифологии: Артемида богиня охоты.) Словарь личных имён. Артемида Артемида, ы, жен., заимств. В античной мифологии: Артемида богиня охоты Производные: Артемидка, Ида … Словарь личных имен

- (гр. Artemis). Греческое имя Дианы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРТЕМИДА греч. Artemis. Греческое имя Дианы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

Артемида - Эфесская. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мрамор. Национальный музей. Неаполь. АРТЕМИДА, в греческой мифологии дочь Зевса и Лето, богиня охоты, покровительница рожениц, защитница целомудрия. Артемида с луком и стрелами в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24 35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба, была,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Артемида, иначе Диана (непорочность) (Деян.19:28) известная языческая богиня у Греков, по мифологии дочь Юпитера и Латоны, обыкновенно изображаемая с башнею на голове и с луком в одной руке, а другою держащею за рога оленя. Служение ей… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Богиня у древних греков (римск. Диана); по мифу дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня плодовитости и охоты, охранительница целомудрия и девственности. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии,… … Литературная энциклопедия

Диана, Геката Словарь русских синонимов. артемида сущ., кол во синонимов: 7 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

В греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Артемида , Вейер Энди. Артемида - единственный город на Луне. Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного…
  • Артемида , Вейер Э.. Артемида – единственный город на Луне. Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек ипредставители крупного…

Артемида, лань и Ифигения


Но не только для охоты использовала свои атрибуты жестокая богиня. Не задумываясь, пускала она в ход смертоносное оружие, когда считала себя обиженной.


Агамемнон и Ифигения

Микенский царь Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву его дочь Ифигению.

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой) — дочь Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приемная дочь и родная дочь Тесея и Елены). Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу.

Приносить её в жертву должен был прорицатель Калхант.

Но во время жертвоприношения Артемида накрыла Ифигению облаком и унесла в Тавриду, а на месте ее очутилась лань. В Тавриде Ифигения сделалась жрицей Артемиды и спасла брата своего Ореста.

После чего братья за их гордыню были убиты Аполлоном и Артемидой. На острове Наксосе Артемида приняла облик оленя и встала между ними. Алоады метнули дротики и поразили друг друга. Либо Аполлон пустил лань.

В подземном царстве они привязаны змеями к столбу в противоположную сторону друг от друга, между ними сова.

Алфей

Бог одноимённой реки в Пелопоннесе, сын титанов Океана и Тефиды. Его представляют в человеческом облике. Алтарь его в Олимпии.

Был охотником, который влюбился в Артемиду и преследовал её по всей Греции. Он явился в Летрины на ночной праздник, который справляли Артемида и нимфы, но Артемида вымазала у всех лицо грязью и илом, и Алфей не узнал её. Поэтому установлены обряды Артемиды Алфееи.

Не сумев добиться любви Артемиды, влюбился в нимфу Аретусу, которая, однако, не платила взаимностью; Артемида же, спасая Аретусу от преследований Алфея, превратила её в ручей. Алфей, однако, нашёл свою возлюбленную на острове Ортигия (либо на Делосе, либо близ Сиракуз на Сицилии) — там слились воды Алфея и Аретусы. Его течение продолжается в море, что подтвердил и Дельфийский оракул.

Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. По некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. По трагедии, сыновья были убиты, охотясь на Сипиле, а дочери — во дворце, кроме Хлориды.

«Эта, пытаясь спастись, вдруг падает; та умирает,
Пав на сестру; та бежит, а эта стоит и трепещет».

Овидий, «Метаморфозы» VI,295-296

Девять дней лежали они непогребённые; наконец на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Ниоба от горя обратилась в камень и в вечной тоске проливала слёзы о погибшем потомстве. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень, который струит слезы днем и ночью Упомянута в «Илиаде», превращена в камень на Сипиле, по Гомеру, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.

Такова версия этого мифа у Гомера. Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку «Νιόβης πάθη», то есть, «страдания Ниобы». Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у Овидия. По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павзаний, I, 25, 5).


Древнейшие изображения Калидонской охоты


Калидонская охота. Прорисовка римского рельефа

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и других. При этом, у Мелеагра завязался роман с Аталантой. После тяжелой облавы, в ходе которой вепрь смертельно ранил Анкея, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Копье, которым убил вепря, он посвятил в храм Аполлона в Сикионе.

В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа и двух его братьев. Согласно другому описанию, производя раздел добычи, он взял себе голову и шкуру, но Артемида посеяла раздор среди героев, и куреты и сыновья Фестия потребовали себе половину, и Мелеагр убил сыновей Фестия.

В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

Мэра

Мэра (Майра) — по одной родословной, дочь Прета (внука Сисифа). Согласно поэме «Возвращения», умерла девушкой. По другой версии, дочь аргосского царя Прета, охотившаяся вместе с Артемидой, которая застрелила её, потому что Мэра родила от Зевса сына Локра и не сохранила девственность.

Одиссей встречает её в Аиде. Изображена в Аиде на скале на картине Полигнота в Дельфах.


Ойней в мантии и со скипетром. Аттический лекиф, ок. 500 года до н. э. Государственное античное собрание, Мюнхен, Германия

Ойней

Ойней — царь Калидона, сын и преемник царя Порфаона и Евриты. По некоторым, внук Ареса. Имя производно от слова «вино» (микен. wo-no).

Первым получил от Диониса в дар виноградную лозу (по рассказу, за то, что Дионис провел ночь с его женой Алфеей).

В мифы попал благодаря своим потомкам, а также благодаря одной из своей оплошности: однажды, принося богам благодарственные жертвы за урожай, он забыл про богиню Артемиду, а та в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря.


Paysage avec Orion aveugle cherchant le soleil (lit: "Landscape with blind Orion seeking the sun")Пейзаж с Орионом или слепой Орион

Орион

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном. Сюжеты об Орионе крайне запутаны. Местом его смерти называется Беотия, Делос, Хиос, Крит, Евбея.

Несколько версий связывают его с Артемидой. Был сотоварищем Артемиды по охоте, по некоторым вариантам-либо был возлюбленным богини, либо она его отвергала. Он был поражён стрелой Артемиды за победу над ней на охоте, или за посягательство на её девственность, или из ревности по подстрекательству Аполлона, брата богини, опасавшегося за её честь. По одной локализации, погиб от скорпиона в Беотии, домогаясь Артемиды.

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. Возлюбленный Эос, убит Артемидой. На Делосе был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Опиду, по другой версии, погиб, когда приглашал Артемиду состязаться с ним в метании диска, либо пытался обольстить Артемиду и был ею убит. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до чёрной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.


Daniel Seiter. Смерть Ориона

Ещё один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.

Титий — великан. Либо сын Геи, либо рождён Зевсом и Эларой, дочерью Орхомена или Миния, и вскормлен Геей. Титий — хтонического происхождения: рожден в недрах Геи-земли, куда Зевс скрыл от гнева ревнивой жены Геры свою возлюбленную.

На Евбее его посещал Радаманф на корабле феаков. Отец Европы, возлюбленной Посейдона.

Позднее мстительная Гера внушила Титию страсть к любимой Зевсом Лето, великан попытался ею овладеть в чаще Панопея, но та позвала на помощь детей, и Аполлон и Артемида пронзили Тития из лука (или убит одной Артемидой). Согласно Гомеру, он погиб на Панопейском лугу, в Аиде коршуны рвали его печень.

По другому варианту, за попытку Тития обесчестить Лето Зевс поразил его молнией и низверг в Аид. Там два коршуна терзают печень (или сердце) распростёртого Тития.

Либо Зевс поразил его молнией, а в подземном царстве к нему приставлен змей, поедающий печень, отрастающую вместе с ростом луны.

Его изображение было на троне в Амиклах. Его могильный памятник был около Панопея (Фокида), по истолкованию Гомера Павсанием, место, где он лежал, называлось Эннеаплетра (Девять десятин). Скульптурная группа: Лето, Аполлон и Артемида, пускающие стрелы в Тития, была в Дельфах. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: не подвергается наказанию, но весь истаял.

По истолкованию Эфора, это человек, творивший насилия и беззакония, убит Аполлоном. На острове Евбея показывали храм Тития и пещеру Эларий.

Фалек

Фалек - тиран Амбракии, от которого Аполлон освободил город. Либо его убила львица, посланная Артемидой. Убил львенка и растерзан львицей.

Фоант

Фоант (Фоон) из Посидонии. На него во время отдыха упала голова кабана, которого он посвятил себе, а не Артемиде, и голова погубила его.

Хиона

Хиона — дочь Дедалиона. Мать Автолика (от Гермеса) и Филаммона (от Аполлона).

Ее также называют Филонида. По Ферекиду, она — дочь Деиона. Либо дочь Эосфора и Клеобои, жила в Форике в Аттике. По всем версиям имена сыновей совпадают.

Жертвой стала Хиона, дочь царя Дедалиона, ставшая возлюбленной одновременно двух богов - Гермеса и Аполлона, от которых она родила двух сыновей.
То, что Хиона - любовница брата, не остановило Диану, когда ей донесли, что осчастливленная двумя богами женщина вслух предположила, что наличие таких любовников свидетельствует о том, что она красивее девственной охотницы.
Оскорбленная подобным предположением, Диана выстрелила Хионе в рот, что послужило причиной смерти возгордившейся красавицы.


Художник Никола Пуссен. В рисунке из Лувра изображает максимально достоверно, показывая нам рухнувшую навзничь Хиону с вонзившейся в рот стрелой, горюющего отца и недоуменно глядящих на труп матери малышей.
Сама же Диана, не сбавляя шага, с довольным видом проходит мимо, глядя на убитую ее рукой женщину.

«…лук напрягла, стрелу наложила
На тетиву и, стрельнув, пронизала язык виноватый…
…Хочет сказать, но уж с кровью и жизнь ее покидает».

Так повествует в своих «Метаморфозах» Овидий.

Артемида – вечно юная богиня греческой мифологии, покровительница охоты, женского целомудрия, материнства. Традиционный образ богини - дева с луком, как правило, в сопровождении нимф и диких животных. В римской традиции известна как богиня Диана.



Классический образ богини


В греческой традиции Артемида считается дочерью Зевса и богини Лето, а также сестрой-близнецом бога Солнца Аполлона. Согласно преданию, Гера, законная жена Зевса, подвергла свою соперницу Лето жестоким преследованиям, в том числе затруднив ей роды.


Спасаясь от гнева Геры, местом для разрешения от бремени Лето выбрала пустынный остров Делос, где помочь роженице было некому. Первой из близнецов родилась Артемида. Роды Аполлона были трудными и долгими, и новорожденная богиня помогала матери родить своего брата. Потому Артемида считается покровительницей материнства.


В трехлетнем возрасте девочка была перенесена на Олимп и представлена своему отцу, Зевсу, который посулил своей маленькой дочке все, что она пожелает. Артемида попросила лук со стрелами, свиту из нимф и короткую тунику, чтоб ничто не затрудняло ее бега, а также власть над лесами и горами.


К этим дарам Зевс прибавил свободу воли и право на вечную девственность. Так Артемида стала покровительницей охоты, женского целомудрия и плодородия. В поздней традиции она также считается богиней Луны.




При всей своей кажущейся невинности, Артемида - далеко не самая безобидная из греческих богинь. Согласно Гомеру, в Троянской войне Артемида воевала на стороне троянцев вместе с Аполлоном. Список мифологических жертв Артемиды довольно внушителен.


Многие мифы свидетельствуют о том, что богиня жестоко расправлялась со своими врагами и не прощала провинностей, насылая на обидчиков напасти в виде диких животных, или поражала их своими стрелами. Известен миф об охотнике Актеоне, который застал купающуюся Артемиду обнаженной.


Разгневанная богиня превратила его в оленя, после чего он был растерзан собственными охотничьими собаками. Царь Агамемнон, убивший лань Артемиды, был также жестоко наказан богиней. Она потребовала от него человеческой жертвы, причем этой жертвой должна была стать дочь Агамемнона, Ифигения.




Архаические прототипы Артемиды


Этимология имени Артемида не установлена. На этот счет есть разные гипотезы. Некоторые историки считают, что имя ее значит «убийца», другие сходятся на том, что Артемида значит «богиня-медведица».


Согласно древнейшим мифам, богиня имела не только человеческий, но и звериный облик – чаще всего она изображалась в облике медведицы. Жрицы богини зачастую для совершения обрядов должны были облачиться в медвежьи шкуры.




Образ Артемиды вероятнее всего, восходит к древним богиням-покровительницам материнства, которые ассоциировались как с рождением, так и со смертью.


К таким образам можно отнести фригийскую Кибелу, «мать богов», известную своим кровавым культом, а также аккадскую Иштар, которая была покровительницей материнства и в то же время богиней войны и распрей, также требующей человеческих жертв. Артемида, как и ее жестокие и кровожадные предшественницы, приносит естественную смерть женщинам (ее брат-близнец Аполлон несет смерть мужчинам).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.