Что означает индийский бог шива. Шива - индийский Бог Шива - история и факты

Почитание Шивы возникло ещё во времена дравидов – коренных жителей Древней Индии, у кого Шива возглавлял главный пантеон богов, являлся демиургом, управителем мира, также образцом йогина достигшего духовной самореализации.

Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром. Дамара (священный барабан), который прикреплён к трезубцу, символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит. Горло Шивы характерного синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.

Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз , - глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время. На лбу у Шивы - три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать - землей, женщиной и золотом.

Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв. Когда джива (личная душа) путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.

Обычное местопребывание Шивы – горная вершина Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя. Там Шива - воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира. Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.

В культе Шивы на первый план выходит его созидательное начало – изваяния лингама в храмах и домашних алтарях символизируют животворящую потенцию Шивы. В Индии говорят: Шива без Парвати (женской энергии) - Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман (Бог). Ради благочестивых преданных с помощью Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Поэтому проявленный, пребывающий в мире Шива всегда сопровождаем женской энергией. Лингам Шивы всегда эрегирован. Почитание лингама Шивы составляет его фаллический культ – Абхишеку и Шива-пуджу.

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа.

Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет.

Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе – линге-фаллосе, мужском детородном органе.

Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива – отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга – бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

Пробудившийся за последние 20 лет интерес к практике , показывает, насколько сильно влияние индуистской философии и стиля жизни в современном мире. В данной статье мы рассмотрим, кто такой Шива, какую роль он занимает в религии , какие существуют легенды о его рождении.

Кто такой Шива

Таково имя одного из главных индийских божеств , одновременно оно означает и космическое начало, и некую божественную энергию, и высшее сознание, и символ мужчины. Шива созидает мир, Вселенную - но он же может и разрушить ее, поэтому его еще называют Великим Разрушителем. Мир когда-то придет к своему завершению, к погибели, и Шива именно тот, кто доведет Вселенную до логического конца. Это его предназначение, его суть.

Знаете ли вы? Выше глаз Шивы, расположены 3 черточки - напоминание о том, что каждому предстоит разрушить три порока: эгоизм, карму и иллюзию.

Шива - всемогущий разрушитель, своей силой и энергией он превосходит таких великих божеств, как Вишну и Брахма. В некоторых индийских легендах и традициях Шива является абсолютным божеством.

Формы божества

Несмотря на кажущуюся ограниченность этого божества, его разрушение, согласно законам Вселенной, всегда порождает новую жизнь, новое начало. Поэтому Шива является не только разрушителем - он подготавливает почву для нового семени, новых зачатков. Как и у других индийских богов, у Шивы существуют несколько имен , каждое их которых раскрывает его отдельную грань, особенность, уникальность. Каждое из имен является воплощением божественного начала, величия - поэтому у последователей индуизма они вызывают особый трепет и благоговение. Рассмотрим же их подробней.

Махайоги (Великий Йогин)

Бог Шива в этой грани изображается с длинными волосами, одетым в шкуры зверей и живущим в уединении в Гималаях. Он всегда «погружен в существующую безначальность», его всегда окружают звери, но не люди, в результате чего его еще называют Богом аскетизма. По легенде, именно в этом месте Шива был сражен любовью, и воспылал чувством к Парвати, своей будущей жене.

Великий Йогин является покровителем всех - как в древности, так и в современном мире. Часто последователи Махайоги изображают Шиву сидящим на тигриной шкуре, с осыпанной пеплом головой и третьим глазом - нищий йог, бог, погруженный в глубочайшее созерцание.

Важно! Ввиду того, что Шива является разрушителем, практикуют проведение молитв его жене, богине Парвати - в случаях, когда человек борется с какой-либо сложностью, преодолеть которую у него уже нет сил, она может заступиться за него перед Богом.

Натараджа (Владыка танца)

В этой грани Шива является божеством с четырьмя руками, кружащим в непрерывном танце, которым он и рушит миры и Вселенную. Зачастую его облик заключен в светящуюся окружность - это символ сансары. В верхней правой руке он держит ударный инструмент, которым отстукивает энергию макрокосмоса, с противоположной стороны, в верхней руке находится огонь (один из периодов Покоя). На левой руке скрещенные особым образом пальцы образуют символ милосердия, а на правой - символ зашиты. Ногами божество упирается в уродца, карлика, который является символом невежества.

В то время как Натараджа танцует, все божества наслаждаются , внимают ему и помогают, играя на разных музыкальных инструментах.

Считается, что именно благодаря своему тантрическому танцу экстаза, Шива поддерживает и баланс, равновесие во всей Вселенной.

Символы Натараджи, Господа танца, особенно распространены в . Они представлены в виде изображений всевозможных статуй из дерева, стекла и драгоценных металлов. Почти в каждом доме можно встретить такую икону Натараджи - это символизирует ритмичное движение, экстаз, баланс, симметрию и полную душевную

Пашупати (Владыка животных)

Пашупати - еще одно отождествление божества, его имя. Пашупатья - одна из древнейших индуистских школ, возможно, даже самая старая. Первые последователи были аскетами, которые полностью посвятили себя служению Шиве. Впервые их упоминание встречается в еще доведической культуре. Примечательно, что в практику пашупатов входили тантрические танцы, подражание поведению животных, оргии и весьма эксцентричное поведение. Школа Пашупати перенесла упадок к концу I тысячелетия н.э.

Это имя раскрывает Шиву как покровителя всех , птиц, рыб, всей живности, существующей во Вселенной. Такое покровительство показано в изображениях Шивы-Пашупати - с ним всегда находится лань, либо в его руках, либо просто рядом с ним.

Согласно философскому подтексту, Пашупати является также властителем, пастырем всех живых душ - и человеческих в том числе. Иногда божество изображают сидящим на белом быке - этот бык ранее был человеком, но его бренное тело не могло вынести ту полноту экстаза, которое охватывало его, при приближении к Шиве. Поэтому он принял образ быка.

Другие божества настолько устрашались перед величием Шивы, что намеренно называли себя «Пашу» - «животное». Так они показывали свое низкое положение по отношению к всемогущему Шиве.

Такое имя божества раскрывает грань великого милосердия, сострадания Шивы. Согласно легенде, в океане во время пахтанья (одно из мифологических событий в индуизме), зародился опаснейший , который грозил неминуемой гибелью не только всем живущим, но и божествам и демонам. Божества попросили именно Шиву выпить яд, потому что ему одному он мог не навредить. Шива отхлебнул яд, и оставил его в своем горле, чтобы спасти всё живое - от этого его горло почернело, но он сам не умер. Поэтому Нилакантха-Шиву изображают с почерневшим или посиневшим горлом. Дословно Нилакантха переводится как «синешеий».

В северной Индии до сих пор существует храм синешеего Нилакантха-Шивы, он является местом паломничества многих индуистов.

Бхайрава (Ужасный)

В таком виде Шива изображается обнаженным, сидящим с сосудом для милостыни, созданным из головы Брахмы. Согласно преданиям, Бхайрава отсек одну из голов Брахмы за его пагубное сладострастие к младшей дочери. Это особо устрашающий эпитет божества, проявление его гнева. В этом олицетворении он страшный, черный, многорукий аскет, который символизирует выход за рамки и ограничение ума. Так как этот аспект божества включает в себя ужасы, смерть и грехи Вселенной и мироздания, его также называют Ужасным.

Махакала (Великий Черный)

Имя Шивы, обозначающее его пространственное и внепространственное измерение. Оно истребляет любую двойственность, настраивает внутреннее восприятие на вселенскую бесконечность, вечные процессы, макрокосмос. Считается, что те, кто поклоняется Махакале, избавляются от страха и .

«Кала» буквально обозначает «черный», поэтому Махакала в своих изображениях имеет угрожающий вид: украшения из змей, выпирающий живот, украшение из человеческих голов. Шива принимает такой ужасающий облик для того, чтобы уподобиться негативным существам, демонам, и сдерживать их вредоносную, опасную сущность и влияние. Махакала существует в местах пребывания мертвецов, и его тело осыпано пеплом из погребальных костров.

Как появился Шива

Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй - хранителем вселенной.

Легенды о рождении

О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:

  1. Шива - сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку - Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых - Бог Шива.
  2. Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
  3. Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
  4. Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных . Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и .

Знаете ли вы? Одним из главных предметов поклонения Шиве, для его последователей, служит фаллический символ этого божества - лингам.

О семье и женах

Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.

  1. Сати - самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати - дочь горного царя.
  2. . Одно из ее имен - Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
  3. Ганга . Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах - небесах, подземелье и самой . Это богиня располагает особым даром - смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.

Атрибуты многорукого и многоликого

Как и большинство индийских божеств, господь Шива имеет определенные атрибуты, которые отождествляют какую-либо грань его сущности. К ним относятся:

  • тело божества - оно осыпано пеплом, что является выражением начала Вселенной, которая выходит за рамки обыденного существования, не причиняя и страданий;
  • спутанные волосы на голове - соединение различных видов ;
  • Луна на голове (в волосах) - олицетворение над пониманием и разумением;
  • наличие 3 глаз : 1 - Солнце, 2 - Луна, 3 - огонь;
  • полуоткрытые глаза - бесконечность процессов и протекания . Если - зарождается новая жизнь, если закрыты - разрушается старая;
  • змеи на шее - символ трех стадий : настоящее, прошедшее и будущее;
  • Ганга в волосах - символ омовения, снятия и очищения от всех пороков;
  • правая рука божества - уничтожает зло, дает силу и благословение; примечательно, что точно неизвестно, сколько рук было у Шивы, по легендам - от четырех до десяти.
  • бык, сопровождающий Шиву - его постоянное средство перемещения, его спутник;
  • одежда из шкуры тигра - олицетворение победы над пороками и страстями;
  • барабан - отождествляет 2 способа существования - физическое и духовное;
  • ореол вокруг фигуры божества - олицетворение всей Вселенной;
  • лингам - фаллос, воплощение мужского начала, плодородия, плодовитости;
  • трезубец - оружие Шивы, олицетворяет 3 сущности бога: хранитель, создатель, разрушитель.

Верховный бог Шива: роль в индуизме

Шива (Сива), переводится с санскрита, как «милостивый». Несмотря на основную разрушающую сущность божества и грозный характер, его основная миссия - защита человека, одаривание его всеми благами и добродетелями. Шива входит в категорию божеств, наиболее почитаемых в индийской философии - многорукий бог индусов является великим , который в полной мере реализовал свою Божественную сущность.

Шива входит в триаду главных богов, наряду с Брахмой и Вишну, однако считается наиболее сильным и могущественным из них. Согласно индуистской , Шива разрушает существующий каждые 9 миллионов лет, давая толчок к развитию нового, непорочного .
Безусловно, он является наиболее ярким и противоречивым божеством в религии индусов, что делает его в глазах последователей еще более могущественным и сильным. Согласно легендам, никому не удавалось победить или свергнуть Шиву, все, и божества, и демоны, преклоняются перед ним.

Иногда Шива являлся в виде двуполого существа - многорукой богини. Такое наглядное противоречие как нельзя лучше оттеняет его божественную природу, и наделяет трепетом и восторгом его почитателей. Его роль в индуизме трудно переоценить, более того, именно вера в многорукого бога является основой религии индуизма.

Как верят последователи религии индуизма, повторение имени Бога Шивы с должным почтением просветляет ум и наделяет радостью и спокойствием, а во время пения духовная составляющая человека может принять форму Бога, наполниться им, стать его отражением. Такое единение с Высшими силами благоприятно влияет на жизнь человека, его , успех в обществе и многое другое. Поэтому , различные и пение мантр не теряют своей актуальности и в современном мире.

Адинатха считается изначальным Гуру в традиции йога-натхов, который поведал 250 тысяч учений Лайя-йоги.

Имя Господа Шивы , воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путем умственных рассуждений. Имя Шивы определенно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения гимнов Шиве с бхавой. Каждое из имен Шивы содержит в Себе огромные возможности различных шакти. Могущество Имени несказанно, слава Его неописуема. Действенность имени Господа Шивы и присущая Ему шакти просто невообразимы.

Постоянное повторение Шива-стотр и Имен Господа Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары. «Что человек думает, тем он и становится».


В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на образе Шивы , ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остается в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне.

Примите прибежище в Имени Шивы . Пойте Ему гимны. Нами (Именуемый) и нама (Имя) неразделимы. Непрестанно пойте гимны в честь Господа Шивы. С каждым вдохом и выдохом памятуйте об Имени Господа. В наш жестокий век нама-смарана (пение гимнов) — легчайший, быстрейший, безопаснейший и вернейший способ достичь Господа и обрести бессмертие и радость неомрачаемую.

Слава Господу Шиве!
Слава Имени Его! Равана умилостивил Шиву пением гимнов. Пушпаданта обрадовал Господа Шиву своей знаменитой «Шива-махимна-стотрой» (которую и теперь поют все преданные Шивы по всей Индии) и достиг полной айшварьи (сиддхи богатства и господства) и мукти.

Слава стотр Шивы неописуема.

Да снизойдет на всех вас благословение Господа Шивы!

Согласно легендам, жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение) Его супруга также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском буддизме - радужным телом).

В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги. посвящая их в различные тайные практики. Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати .

Многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати.
Слово имеет несколько значений:

Это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман).
символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шивой называют Силу. разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
- это космический мужской принцип.
- это высшее сознание человека.
Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
- это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Слово используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.
Есть и другие значения слова Шива.

Вот некоторые значения слова Шакти . Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.

Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.
Шакти называют богиню, супругу бога Шивы .
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина - партнёр практикующего тантрийскую йогу.
, Дурга, Чамунда, Дэви, Бхавани, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

Шива Пураны содержат много описаний того, как с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе . Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами - как Верховный Бог. История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием).
Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и . Впоследствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи...

Южноиндийская традиция выделяет восемнадцать сиддхов , которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела. В различных источниках встречаются разные имена этих восемнадцати сиддхов, но, по всей видимости, это вариации тех имён, которые перечислены ниже в таблице. Рядом с именем каждого указаны место, где он достиг соруба самадхи (состояния совершенства), имена его гуру, учеников и тот вклад, который он внёс в духовную науку.
Кроме этих сиддхов, широко известных как «паттинетту» (восемнадцать), есть ещё и ряд других, упоминаемых в различных источниках. Это Конкеяр, Пуннакесар, Пуластияр, Пунайканнар, Пули-пани, Каланги, Алуккани, Агапайер, Тхерайяр, Ромариши и Аввай .

После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-сиддхи прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел.

Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы. Хотя то, чего они достигли, непостижимо для обычного человеческого разума, изучение их жизнеописаний и текстов даёт нам бесценное осознание внутреннего потенциала человека.

Всё это 18 сиддхов и Бабаджи обрели благодаря милости Бога (которого сиддхи именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного. Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.

ШИВА (санскр. Siva = “благой, добрый, благосклонный”), один из трех богов — бог-разрушитель — в Тримурти; кроме того, Ш. традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу. Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги.”


“Третьим лицом Тримурти является — Разрушитель
Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс. до н. э.). Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран. Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.

Изображения Шивы

изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение.

Единственное божество (кроме и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута).

Если изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.

Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества..

Очень интересной и важной группой изображений являются скульптуры танцующего Шивы — Нритья-Мурти, включающий наиболее значительный вид этого образа — Шиву НАТАРАДЖУ («Владыка танца»). Культ Натараджи особенно развит, и его изображения особенно распространены на юге Индии. Если вокруг статуэтки нет пылающего нимба, то это Шива Натеша.


АНАНДА-ТАНДАВА — Шива исполняет танец экстаза, попирая одной ногой карлика-демона Миялаку. В другом варианте танца ТАНДАВА у Натараджи десять рук и он с оружием; божество опирается на правую ногу, а левая поднята. Танец НАДАНТА отличается от танцевальной позы ананда-тандава только тем, что Натараджа стоит на левой ноге, а правая поднята. В четвертом варианте танца левая нога Шивы стоит на поверженном демоне, а правая вскинута вверх так высоко, что почти касается головы танцора. В следующих трех вариациях Шива изображается так же, как в танце экстаза, меняется только число рук и иногда глаз. В девятой вариации танца у Шивы четыре руки и обычные эмблемы <т. е. атрибуты>, но демон под ногами отсутствует.

Имеется еще шесть видов специальных танцев, из которых наиболее интересна ЧАТУРА, когда Шива стоит правой ногой на макушке сидящего демона. Подобные трудные для изображения позы в статуэтках передаются с большим изяществом и динамичностью, сочетающимися с замечательной сбалансированностью фигуры.”

Есть красивая легенда о споре трех богов пантеона — Брахмы, Вишну и Шивы, кто из них главный. В разгар перебранки вдруг возникает пылающий линга-фаллос бога Шивы. Чтобы определить его величину, Вишну кабаном вгрызается в землю, а Брахма гусем взлетает к облакам. Вернувшись несолоно хлебавши, они хором признают, что самый могущественный бог — Шива.

“Шива как Натараджа (Царь Танца) . Эта бронзовая скульптура (около 1000 г. н. э.) — одно из нескольких скульптурных изображений индуистского бога Шивы, изготовленное в период индийской династии Chola (от X до XIII вв.).

Еще об одном из традиционных образов Шивы:
В правом ухе у Шивы — удлиненная мужская серьга, а в левом — круглая женская. Правая нога Шивы упирается в демона карлика, материальное порождение иллюзии (Майи). Окруженный кольцом материи, Шива опирается на его ключевое звено и господствует над этим пламенным кольцом, приводит его в круговое движение. Непременно соприкаясь с материей, но не выходя за ее пределы, он тем самым наглядно демонстрирует нам неразрывное единство духа и материи.

В правой верхней руке Шива держит двусторонний барабанчик дамару, символ пробуждения Вселенной. В левой руке он держит символ очищения и обновления мира — пламя Агни. Вторая правая рука Шивы согнута в локте и обращеная ладонью вперед в жесте одобрения. Вторая левая рука Шивы вытянута наискось поперек груди, параллельно приподнятой и в одобрении, означающем власть и силу, ладонью указывает на поверженного демона.

По обеим сторонам головы обозначены 30 разлетевшихся в танце прядей волос-змей, символизирующих илучаемую божеством энергию.

Два глаза Шивы Натараджи — Солнце и Луна, а третий самый главный глаз во лбу — Огонь. Поясницу Шивы кольцом обвивает кобра, кобра же обвилась и вокруг шеи.”

Могущество Шивы. Таким богом и был Шива. Но, так как гибель мира будет нескоро, Шива, как и другие боги, до поры до времени заботится о нем.

Могуществом своим Шива превосходит и Брахму, и Вишну. Говорят, что однажды эти два бога заспорили, кто из них могущественнее. Вдруг перед ними появился огненный столб у которого не было ни начала, ни середины, ни конца. Этот столб выглядел как огонь, пожирающий мир при его гибели, и сверкал посреди огненных венков. Брахма и Вишну решили найти конец этого столба. И вот Брахма превратился в лебедя и полетел вверх. Тысячу лет летел он, но конца столбу не было. А Вишну превратился в кабана и стал подкапывать столб снизу. Тысячу лет копал он, но до основания столба не докопался. Этим столбом был Шива — так он показал, что могущественнее Творца Мира и его Хранителя.

Облик Шивы. Грозен вид Шивы: у него пять лиц и несколько рук — говорили, что у него их четыре или восемь, а, может быть, и все десять: ведь никто не может точно описать его облик. Его рыжие волосы украшает серп полумесяца, а через волосы низвергается на землю священная река Ганга. Когда она падала с неба в низ, Шива испугался, что земля не выдержит ее тяжести и принял ее к себе на голову. Горло его украшает ожерелье из черепов, воротник у него из змей и из змей же серьги в ушах.

На лице у Шивы не два глаза, как у других богов, а три. Третий глаз, увенчанный серебряным полумесяцем, находится у него посередине лба, но он всегда закрыт. Горе тому, на кого Шива взглянет этим глазом! Своим блеском он сожжет любое существо, и даже бессмертным богам этот взгляд опасен. Тремя своими глазами Шива видит прошлое, настоящее и будущее. Третий глаз появился у Шивы так. Однажды его жена, богиня Парвати, подошла к нему сзади и, шутки ради, закрыла ему ладонями глаза. Но не может же могучий бог оставаться незрячим даже одно мгновение! И во лбу у Шивы немедленно появился третий глаз. Поэтому его часто называют Трилочана — Трехглазый.

Медитирующий Шива -
покровитель тантры и йоги.
Современное изображение

Но, несмотря на столь устрашающий вид, имя «Шива» в переводе означает «Приносящий счастье» — ведь Шива бывает то грозным и ужасным, то благим и милостивым. Его гнев не раз настигал богов, но всегда, после того, как остынет гнев и утихнет ярость, Шива являл и свою милостивою сторону.

Жертвоприношение Дакши. Первой женой Шивы была Сати, дочь Дакши. Сам Дакша не признавал Шиву богом и не хотел, чтобы его дочь вышла за него замуж. Но когда он устроил праздник выбора жениха, и Сати, по древнему обычаю, должна была поднести венок тому, кого она хочет назвать своим мужем, Сати подбросила этот венок в воздух, и он оказался на шее неожиданно появившегося Шивы. Этого и хотела Сати: уже давно она решила, что мужем ее будет Шива и никто другой.

Дакше пришлось смириться с выбором дочери, но теплых чувств к Шиве он не испытывал. Однажды все боги собрались у Брахмы, пришел и Дакша. Все встали, приветствуя его, один Шива остался сидеть. Дакша был оскорблен этим — ведь Шива отказался приветствовать его, отца своей жены! Он решил отплатить за это.

Вскоре на священной горе Химават Дакша устраивал жертвоприношение, но которое были приглашены все боги. Одного только Шиву он не позвал. В жертву был принесен прекрасный конь, все боги получили от Дакши куски жертвенного мяса. Сати, обиженная тем, что ее мужу жертва не досталась, потребовала оставить мяса и ему. Когда Дакша не сделал этого, добродетельная богиня, не стерпев такого унижения, бросилась в костер, разведенный для принесения жертвы, и сгорела в нем. С тех пор в Индии словом «сати» называли тех жен, которые после смерти мужей сжигали себя вместе с ними на погребальных кострах.

Чудовище Вирабхадра. Шива, узнав о смерти жены, исполнился страшного гнева. Из уст своих он сотворил страшное чудовище Вирабхадру. Было у него тысяча голов, тысяча рук и тысяча ног, и в каждой руке было зажато грозное оружие; из его тысячи широких ртов торчали длинные клыки, а одет он был в обагренную кровью тигровую шкуру. Упав на колени перед Шивой, чудовище спросило: «Что я должен сделать для тебя, о величайший из богов?» Ответил ему грозный Шива: «Иди и уничтожь жертвы Дакши!» Получив это приказание, Вирабхадра создал тысячи чудовищ, подобных ему самому. Дрожала земля, бушевало море и поблекло солнце от рева, который они подняли. Они опрокинули жертвенные котлы, разбросали все принадлежности для жертвоприношения, осквернили всю жертвенную пищу, а онемевших от ужаса богов они били и издевались над ними. Многие боги были тогда искалечены или убиты, а самому Дакше отрубили голову и бросили ее в огонь.

Так Шива насытил свой гнев. Когда же гнев прошел и боги. Склонившись перед ним, признали его могущество, Разрушитель Мира смиловался. Он оживил всех мертвых и исцелил всех изувеченных. Только голова Дакши пропала безвозвратно. Вместо нее Шива приделал ему голову козла.


Шива и Парвати. После смерти верной и добродетельной Сати Шива погрузился в глубокую скорбь. Он удалился на гору Кайласа и там сидел, отрешившись от мирской суеты, погруженный в грустные размышления. Его не интересовали ни мир, ни женская красота, ни обращенные к нему молитвы его почитателей. Так прошли долгие сотни лет.

Тем временем Сати вновь родилась на земле в образе прекрасной Парвати (Умы). Та любовь, которую испытывала к Шиве Сати, перешла теперь к Парвати, и она мечтала выйти замуж за Шиву. Зная, что Шива не интересуется мирскими делами, она решила завоевать его сердце суровым покаянием. И вот, отправившись в горы, она сняла свои роскошные одежды, сменив их на одежду из коры деревьев. Три раза в день она купалась в ледяной воде горного источника, сто лет питалась только листьями с деревьев, еще сто лет — опавшими листьями, сто лет строго постилась и не брала в рот ни крошки. Но все это не могло смягчить сурового Шиву, он непрестанно думал о погибшей Сати.

Может быть, так и остались бы напрасными все ее старания, но другие боги решили вмешаться. В это время между богами и асурами шла жестокая война. Предводитель асуров Тарака, долгие годы ведя жизнь сурового отшельника, изнуряя себя постом и молитвами, добился от Брахмы того, что победить его не мог никто из богов. Только семидневному малышу это было под силу, и малышом этим должен был быть еще не рожденный сын Шивы.

Кама пытается внушить Шиве новую любовь. Но если Шива навсегда погрузился в скорбь — значит, сына у него не будет никогда. Поэтому боги отправили к Шиве Каму — бога любви. Кама восседал верхом на попугае, в руках держал лук из сахарного тростника с натянутой тетивой из пчел, в колчане у него были стрелы — цветы, которые, поражая людей прямо в сердце, несли им любовь.


Была весна и природа пробуждалась, когда Кама прибыл на Кайласу, где, не замечая весеннего цветения, погруженный в печальные мысли между деревьев сидел Шива.

Кама осторожно приблизился к нему и через уши проник к нему в голову, отвлекая от мыслей о Сати. Почувствовал Шива, что прекрасный образ его жены тускнеет в его памяти, и стал силой своей мысли оживлять его — и вот снова вернулась к нему жена, вновь заняла все его мысли. Но не успокоился на этом Кама и пустил в сердце Шивы свою сделанную из цветов стрелу. Почувствовав ее укол и увидев Каму, Разрушитель Мира направил на него свой испепеляющий взгляд, и не осталось от бога любви даже горки праха. Позже жена Камы уговорила Шиву воскресить мужа, но тело его восстановить было невозможно. С тех пор люди называют его Ананга — Бестелесный.

Шива-брахман и Парвати. После этого Парвати-Ума вновь предалась суровому покаянию. В летнюю жару она мучила себя жаром костров, в зимнюю стужу часами стояла в ледяной воде. Так прошли долгие годы. И вот однажды в ее хижину явился молодой жрец — брахман. Парвати радушно приняла его, а он, отдохнув с дороги, спросил: «Почему ты так сурово изнуряешь себя, о прекрасная дева?» «Нет мне радости от моей красоты, — услышал он в ответ. — Никто в мире не нужен мне кроме Шивы, которого полюбила я с самого детства!»

Брахман попытался убедить Парвати, что напрасно она переносит такие страдания из-за Шивы, но та отвергла все его слова и продолжала славить свою любовь. Тогда Парвати увидела, как преобразился ее молодой гость, и вместо брахмана она узрела самого Шиву, который голосом, подобным грому, объявил, что его тронула такая любовь, и он с радостью берет ее в жены.

Рождение и деяния Сканды. Свадьба Парвати и Шивы была пышной. Сам Брахма руководил свадебным обрядом, и все небожители были гостями. После свадьбы молодожены на великом белом быке Нанди отправились на гору Мандару, где в тихих лесах целый год длилась их брачная ночь. А когда на свет появлялся их сын Сканда — грозный бог войны, чья сила превосходила силу других богов, - сотрясались земля и небо, а мир озарялся чудесным сиянием. Сканда был так могуч, что уже на пятый день от рождения легко натягивал отцовский лук и стрелами, выпущенными из него пробивал насквозь и крушил в пыль горы. Сила его была так велика, что он изменял пути небесных планет, передвигал горы и заставлял реки течь по новым руслам. Даже боги устрашились его могущества!

На шестой день от рождения Сканда вышел на бой с Таракой. Жестокой была их битва! Тысячи стрел выпустили противники друг в друга, тысячи ударов нанесли окованными железом палицами. Но сила могучего предводителя асуров была мала по сравнению с мощью, которой обладал Сканда. Ударом палицы снес он голову своему врагу, и возрадовались боги этой победе — ведь вновь вернулась к ним власть над Вселенной.


Священный бык Шивы - Нанди.
XII-XIII вв.

Шива - разрушитель Трипуры. У погибшего Тараки было три сына, и каждый из них владел на земле городом. Старший правил золотым городом, средний — серебряным, а младший железным. Тысячу лет жили они мирно, но затем к ним пришел искусный и могучий асура Майя. Был он изобретателем искусства колдовского внушения и великим строителем. Когда-то, подвергая себя суровому подвижничеству, он добился от Брахмы исполнения одного своего желания. «Пусть я построю крепость, которую не сможет разрушить никто!» — попросил он. «Но ведь вечно не существует ничего, и даже самому миру суждена гибель! Такой крепости быть не может», — возразил на это Брахма. — «Хорошо, тогда пусть мою крепость сможет разрушить только великий Шива, и пусть сделает он это всего одной стрелой». На том и порешили.

Придя к сыновьям Тараки, Майя убедил их соединить три города в один. И вот первое из укреплений было сделано из железа и врыто в землю, серебряное встало на железном, упираясь в небо, а золотое возвысилось над серебряным, поднимаясь выше небес. Назвали этот город Трипура, каждая из его сторон была в длину и в ширину по сто йоджан, и асуры, жившие в нем, обладали беспредельным могуществом. Беспечальна была жизнь в Трипуре. Вдоль дороги, ведущей к городским воротам, стояли сосуды с вином и цветами, на улицах журчала вода в фонтанах, и всегда слышна была музыка, дворцы были окружены прекрасными тенистыми садами.

Ярость асуров. Долгие годы жили асуры в Трипуре в мире и покое, наслаждаясь счастьем и безопасностью, но однажды в сердца их проникла зависть, вражда, ненависть — и навсегда исчезло спокойствие. Постоянно вспыхивали в Трипуре раздоры и драки, асуры перестали отличать день от ночи: днем спали, а пировали ночью. Их яростные нападения на соседей приводили в ужас всю Вселенную.

Даже боги были приведены в смятение. Когда не удалась их попытка захватить Трипуру и их войску пришлось отступить, они обратились к прародителю Брахме с просьбой о помощи. Выслушав их, Брахма сказал: «Я дал Майе неприступность для построенной им крепости, но он не сумел обуздать зло, и подвластные ему асуры всюду несут беду. Их оплот должен быть уничтожен, чтобы зло не одержало верх над добром. Идите, о боги, к Шиве и просите его помочь вам!»

Колесница Шивы. Разрушитель Мира не стал отказывать богам. «Я разрушу Трипуру, — объявил он, - но вы должны помочь мне снарядиться на битву». Тогда боги стали готовить для Шивы боевую колесницу, равных которой не было во Вселенной. Земля была ее основой, гора Меру - сиденьем, осью - гора Мандара, а солнце и луна — ее сияющими колесами. Стрелами в колчане Шивы стали ядовитые наги — змеи, сыновья и внуки великого Васуки, луком ему служил Самватсара — Год, а тетивой была Ночь кончины мира. Сам Брахма стал возницей этой великой колесницы, и во главе войска богов Шива двинулся на Трипуру.

Великая битва. На высоких стенах Трипуры полчища асуров ожидали битвы. Посмотрев на них, молвил Шива, обращаясь к царю богов Индре: «Возьми, о Индра, все войско и всю мою свиту и нападай на Трипуру, отвлеки асуров жестокой битвой, а я буду выжидать удобного момента, чтобы выпустить мою стрелу!» Началась жестокая битва. Воины Индры штурмовали сразу все три крепости, а жители Трипуры храбро давали им отпор, пока, наконец, боги не начали их теснить. Тогда Майя прибегнул к колдовству, и вот воинам Индры стало казаться, что со всех сторон наступает на них стена бушующего пламени, а следом за ней — тысячи хищных животных и ядовитых змей. От страха воины лишались чувств, но Индра убрал это наваждение, и битва закипела с новой силой.

Тысячами гибли асуры, уныние закралось в их души, но Майя силой своего волшебства создал бассейн с живой водой. Убитые, погруженные в него, вновь возвращались к жизни и вступали в битву, так что сила асуров больше не убывала. Тогда боги обратились к Вишну и тот, незаметно проникнув в крепость, превратился в быка и выпил всю живую воду одним глотком, а потом вернулся к войску Индры. Вновь победа перешла к богам, и они стали теснить войско асуров.

Вновь Майя воспользовался волшебством. Трипура, тронувшись с места, погрузилась в волны Океана и исчезла из глаз богов. Но всеведущий Брахма указал войску Индры путь туда, где она теперь находилась, к западным берегам океана, так что битва сразу же возобновилась. Но неотвратимая гибель уже нависла над городом: звезды на небе пришли в то положение, которое было благоприятно для выстрела Шивы. Взяв в руки свой грозный лук, Шива наложил на тетиву стрелу и пустил ее в Трипуру. Раздался страшный гром, огнем вспыхнуло небо над крепостью, и она навсегда погрузилась в бездну Океана. Никто из живших там асуров не спасся, одному только Майе Шива позволил уйти невредимым на край Вселенной, где он и поселился навсегда. А боги, прославляя великое деяние Шивы, вернулись в свое небесное царство.

Шива-Натараджа. Среди прозвищ Шивы есть и прозвище Натараджа — «Царь танца». Оно происходит от того, что Шива танцует неистовый волшебный танец — тандаву. Этот танец он исполняет каждый раз в начале мира, пробуждая его и приводя в движение, и этим же танцем он разрушит мир, когда кончится время его существования.

Перед танцем Шивы не может устоять никто. Говорят, однажды Шива хотел обратить в свою веру десять тысяч отшельников, живших в лесу далеко от людей. Разгневались они, что Шива отвлекает их от благочестивых размышлений, и прокляли его страшным проклятием. Но не подействовало оно на великого бога. Тогда из жертвенного огня они сотворили свирепого тигра и направили его на Шиву, но тот содрал с него шкуру ногтем своего мизинца и набросил на себя. Словно драгоценное одеяние.

Тогда отшельники натравили на Шиву страшного змея, но Шива обернул его вокруг шеи словно воротник. Антилопу послали отшельники — но схватил ее Шива левой рукой, и с тех пор держит ее. Тогда выслали против Шивы самого грозного противника — злобного карлика Мулайоку с огромной дубиной в руках. Но Шива поверг его на землю и станцевал на его спине свой победный танец. Тогда отшельники признали могущество Шивы и стали ему поклоняться.

Когда Шива танцует на вершине священной горы Кайласа, остальные боги не только наслаждаются его танцем, но и помогают ему. Индра играет для него на флейте, Вишну бьет в барабан, Брахма отбивает такт, а Лакшми поет. И пока длится священный танец Шивы — во Вселенной царит покой и гармония. [В Индии считают, что Шива изобрел 108 разных танцев — и медленных, и бурных и стремительных.]

Тримурти. Итак, мы познакомились с тем, как в Индии представляли трех верховных богов, с которыми связаны судьбы мира. Они разные по характеру, и Брахму никак не спутаешь с Вишну, а Вишну — с Шивой; и истории-мифы, которые о них рассказывали тоже были разные. Но в Индии считали, что это не только три разных бога, но и разные проявления одного и того же Бога, единого в своем величии. Когда в мире что-либо созидается, этот Бог проявляет себя в облике Брахмы; когда нужно сохранить миропорядок, поддержать его — он выступает в облике Вишну, а когда мир приходит к сроку своей гибели — Бог предстает как Шива.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.