Старообрядческий храм николы чудотворца. БЦ Белая Площадь

Была построена в начале XX века (1914-1921 гг.) в стиле древних белокаменных новгородских храмов. С 1935 по 1993 гг. она не использовалась по назначению. Затем начались работы по реставрации и росписи храма, которые были проведены грамотно и успешно (как известно, старообрядцы - отличные реставраторы, в силу почитания старинных икон).
Прогулку вел краевед Александр Фролов , а по самому храму нас водил староста Александр Васильевич , весьма колоритный мужчина с определенной степенью харизмы, ненавязчиво проповедую правоту "старой веры". Одет Александр Васильевич был в кафтан, в руках его была лестовка - старообрядческие чётки (непрестанно молиться по чёткам обязаны у старообрядцев не только монахи, но и миряне).
Любопытно, что старообрядцы не используют электричество (за исключением подсобных помещений и притвора), во время богослужений горят только свечи и лампады. Экскурсия наша проходила вечером, небо было обложено тучами, шел дождь, поэтому внутри было темно, и даже моей довольно мощной вспышки, увы, не хватило для полноценного освещения во время фотосъемки. Это, должно быть, худшая архитектурная съемка в моей жизни, однако у других посетителей и вовсе не было зеркалок с внешними вспышками, поэтому я все-таки решила свои кадры показать. Художественностью и техничностью они не отличаются, однако общее представление по ним получить можно, особенно если вы в старообрядческий храм никогда не захаживали.
Человеку светскому и неспециалисту непросто было бы сходу разобраться, в храм какой конфессии он попал, если бы не объявления, развешанные в притворе, гласящие "Если вы не старообрядец, вам во время службы не следует: проходить в основное помещение храма; прикладываться к иконам; совершать внешние молитвенные действия (креститься, кланяться); фото- и видеосъемка только с разрешения настоятеля храма" .

Древних икон в этой церкви почти нет (самая древняя - вот эта, святых Зосимы и Савватия, XIX в., основа XVII в. почти не заметна),

иконостас - новодел (еще не полностью заполненный), поэтому издалека может показаться, что вы попали в обыкновенный православный храм, который на стадии восстановления.

Однако если начать присматриваться, замечаешь изображения не троеперстия, а двуперстия, надпись имени Христа не с двумя буквами "и", а с одной, непременный восьмиконечный крест, специфические иконы (например, священномученика Аввакума) и проч.

Пространство главного придела не имеет столпов, свод держится на перекрытиях.

Скамейки, ковры и стопки молитвенных ковриков ("подручников") создают домашний уют.

Подручник - это "особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Подручники могут снабжаться ручкой, для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника" (сноска).



Провели нас также в придел св.прор. Илии, хотя уже почти стемнело.

Он-то как раз и расписан (в 1990-е годы). Северная стена отдана под вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице,

на южной - Преображение,


а западную я сфотографировать забыла. :)

В куполе - Вседержитель с 12 Апостолами.

Придел очень маленький, особо не повернуться. Под иконами местного ряда - расшитые узорами ткани.

Лично мне очень понравился растительный черно-красно-белый орнамент вокруг икон иконостаса.

Работы по восстановлению храма продолжаются, но медленно.

Вообще, если бы я не знала, что это церковь старообрядческая, то я бы решила, что приход для Москвы довольно бедный. Например, вот расценки на свечи:

Но как обстоит дело в РПСЦ, мне неведомо.

При храме имеется церковная лавка, причем выбор литературы по старообрядчеству в ней самый широкий в Москве.

Еще несколько кадров. Икона Распятия в притворе:

Лестница на второй этаж (там, должно быть, комната настоятеля, клирос и т.п.):

При входе в храм - канун и икона избранных святых (прп. Сергий Радонежский, прор. Илия, свт. Николай, св. Анна Кашинская):

А это - наш экскурсовод Александр Васильевич Антонов, староста храма.

Рядом с ним - уставщица Ольга Ивановна. По обычаю старообрядческих женщин, платок у нее не завязан вокруг шеи, а заколот под подбородком булавкой. (Я недоумеваю, как только эти булавки не вонзаются в горло, когда старообрядки совершают "метания" - земные поклоны...).

Снаружи сейчас храм окружают три огромных офисных монстра. Как сказал Александр Васильевич, картина сия апокалиптическая...

UPD. Для сравнения.

Адрес:Россия, город Москва,Бутырский вал, 8
Проезд:м. "Белорусская"
Архитектор:И.Г. Кондратенко (проект), А.М. Гурджиенко (руководство работами)
Архитектурные стили:Модерн, Неорусский стиль
Год постройки:Между 1914 и 1921.
Церковь. Действует.

Престолы:Николая Чудотворца, Илии Пророка
Белокриницкое согласие
Координаты:55.77775, 37.5857
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (Старообрядческий) - построен на месте деревянной часовни Рахмановых. Строительство храма началось в 1914 году и продолжалось до 1921 года. 16 марта 1914 года в старой часовне состоялось последнее богослужение с выносом икон и утвари. Во время строительства автор проекта, архитектор И.Г. Кондратенко, был отстранён от ведения дел, и наблюдение за строительством поручили его коллеге - А.М. Гурджиенко. Деньги на строительство выделили крупнейшие представители московского торгово-промышленного мира: П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие. Ко времени Октябрьской революции здание храма было уже почти закончено, на колокольню даже подняли колокола. Однако отделочные работы так затянулись, что главный престол храма (Николая Чудотворца) был освящен в 1921 г., что является уникальным случаем для тех лет. В колокольне освятили придел в честь Ильи Пророка. Жизнь в храме продолжалась всего 14 лет. В 1935 году он был закрыт.
В 1940-е годы в храме находился склад противовоздушной обороны. Позже в нём разместилась мастерская скульптора С.М. Орлова. Именно здесь он работал над памятником Юрию Долгорукому. Затем здесь размещалась мастерская всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича.
В 1993 г. храм был передан, Старообрядческой Митрополии. Первый молебен в приделе Ильи Пророка состоялся 2 августа 1995 г. В храме расположена самая большая в Москве книжная лавка по продаже старообрядческой литературы (открыта в 1993 г.).

Николая Чудотворца у Тверской заставы, храм
Храм святителя Николая Чудотворца у Тверской заставы - старообрядческий храм; построен на месте деревянной часовни на площади Тверской заставы.
Возведение храма начато в 1914 году, освящён - в 1921. Является памятником архитектуры.
Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856-1916) в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора - А. М. Гуржиенко (1872 - после 1932), который выполнил совершенно иной проект. Для Гуржиенко, специалиста по дорожным работам и перестройкам старых зданий, это был также первый проект храма.
Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко - шестистолпный). Шатровая колокольня храма также имитирует новгородские звонницы. Строительство в годы Первой мировой войны финансировали П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие. В то время возле Тверской заставы располагались ещё два крупных храма в русском стиле: собор св. Александра Невского (арх. А. Н. Померанцев, 1915) на Миусской площади и Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах (1886). Оба уничтожены.
Стараниями общины храм был завершен и освящен в 1921. Жизнь в храме продолжалась всего 20 лет. В 1941 году он был закрыт советскими властями.
В начале Великой отечественной войны в храме находился склад местной противовоздушной обороны.
Позже в нём разместилась мастерская скульптора С. М. Орлова. Именно здесь он работал над памятником Юрию Долгорукому.
Затем здесь размещалась мастерская всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича.
В 1993 году храм был возвращён Русской Православной Старообрядческой церкви. Первый молебен в приделе Ильи Пророка состоялся 2 августа 1995 года. При храме работает старообрядческая книжная лавка.

Название ямской Тверской слободы было дано по существующей здесь слободе ямщиков. Ямские слободы начали образовываться в конце XVI века, когда возникла необходимость регулярного сообщения в пределах страны. Так, Борис Годунов поселил у Тверских ворот Деревянного города целую слободу ямщиков, повинностью которых была ямская гоньба - доставка почты и царских гонцов по дороге, соединяющей столицу с Тверью и Новгородом. Слобода с течением времени увеличивалась и застраивалась длинными параллельными порядками домов вдоль главной проезжей дороги. Образовавшиеся улицы получили название Тверских-Ямских под разными номерами. А со временем ямской труд был вытеснен железнодорожным сообщением, и бывшая ямская слобода стала обычным районом города.

В ожидании фотографий мероприятия Москультпрога в Новгороде (куда я, к сожалению, не поехала), предлагаю ознакомиться с отчетом о прошлой московской экскурсии москультпроговцев в старообрядческий храм свт. Николая, ведь туда удалось пойти далеко не всем.
Церковь свт. Николая Чудотворца у Тверской заставы была построена в начале XX века (1914-1921 гг.) в стиле древних белокаменных новгородских храмов. С 1935 по 1993 гг. она не использовалась по назначению. Затем начались работы по реставрации и росписи храма, которые были проведены грамотно и успешно (как известно, старообрядцы - отличные реставраторы, в силу почитания старинных икон).
Прогулку вел краевед Александр Фролов , а по самому храму нас водил староста Александр Васильевич , весьма колоритный мужчина с определенной степенью харизмы, ненавязчиво проповедую правоту "старой веры". Одет Александр Васильевич был в кафтан, в руках его была лестовка - старообрядческие чётки (непрестанно молиться по чёткам обязаны у старообрядцев не только монахи, но и миряне).
Любопытно, что старообрядцы не используют электричество (за исключением подсобных помещений и притвора), во время богослужений горят только свечи и лампады. Экскурсия наша проходила вечером, небо было обложено тучами, шел дождь, поэтому внутри было темно, и даже моей довольно мощной вспышки, увы, не хватило для полноценного освещения во время фотосъемки. Это, должно быть, худшая архитектурная съемка в моей жизни, однако у других посетителей и вовсе не было зеркалок с внешними вспышками, поэтому я все-таки решила свои кадры показать. Художественностью и техничностью они не отличаются, однако общее представление по ним получить можно, особенно если вы в старообрядческий храм никогда не захаживали.
Человеку светскому и неспециалисту непросто было бы сходу разобраться, в храм какой конфессии он попал, если бы не объявления, развешанные в притворе, гласящие "Если вы не старообрядец, вам во время службы не следует: проходить в основное помещение храма; прикладываться к иконам; совершать внешние молитвенные действия (креститься, кланяться); фото- и видеосъемка только с разрешения настоятеля храма" .

Древних икон в этой церкви почти нет (самая древняя - вот эта, святых Зосимы и Савватия, XIX в., основа XVII в. почти не заметна),

иконостас - новодел (еще не полностью заполненный), поэтому издалека может показаться, что вы попали в обыкновенный православный храм, который на стадии восстановления.

Однако если начать присматриваться, замечаешь изображения не троеперстия, а двуперстия, надпись имени Христа не с двумя буквами "и", а с одной, непременный восьмиконечный крест, специфические иконы (например, священномученика Аввакума) и проч.

Пространство главного придела не имеет столпов, свод держится на перекрытиях.

Скамейки, ковры и стопки молитвенных ковриков ("подручников") создают домашний уют.

Подручник - это "особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Подручники могут снабжаться ручкой, для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника" (сноска).



Провели нас также в придел св.прор. Илии, хотя уже почти стемнело.

Он-то как раз и расписан (в 1990-е годы). Северная стена отдана под вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице,

на южной - Преображение,


а западную я сфотографировать забыла. :)

В куполе - Вседержитель с 12 Апостолами.

Придел очень маленький, особо не повернуться. Под иконами местного ряда - расшитые узорами ткани.

Лично мне очень понравился растительный черно-красно-белый орнамент вокруг икон иконостаса.

Работы по восстановлению храма продолжаются, но медленно.

Вообще, если бы я не знала, что это церковь старообрядческая, то я бы решила, что приход для Москвы довольно бедный. Например, вот расценки на свечи:

Но как обстоит дело в РПСЦ, мне неведомо.

При храме имеется церковная лавка, причем выбор литературы по старообрядчеству в ней самый широкий в Москве.

Еще несколько кадров. Икона Распятия в притворе:

Лестница на второй этаж (там, должно быть, комната настоятеля, клирос и т.п.):

При входе в храм - канун и икона избранных святых (прп. Сергий Радонежский, прор. Илия, свт. Николай, св. Анна Кашинская):

А это - наш экскурсовод Александр Васильевич Антонов, староста храма.

Рядом с ним - уставщица Ольга Ивановна. По обычаю старообрядческих женщин, платок у нее не завязан вокруг шеи, а заколот под подбородком булавкой. (Я недоумеваю, как только эти булавки не вонзаются в горло, когда старообрядки совершают "метания" - земные поклоны...).

Снаружи сейчас храм окружают три огромных офисных монстра. Как сказал Александр Васильевич, картина сия апокалиптическая...

Просматривал я вчера френдленту, и попалась мне случайно серия постов Михаила Панкратова про Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы, что в районе м. Белорусская, или Тверской заставы, как называлось это место раньше. Никогда не думал, проходя мимо, что этот храм - старообрядческий, причем с очень интересной историей. Меня это заинтересовало, и вот, сегодня я посетил службу, которая проводится в храме два раза в неделю, осмотрел храм, и узнал много нового для себя о храме и старообрядчестве. Думаю, что и вам будет интересно.

1. Вкратце о старообрядчестве. Церковная реформа, предпринятая в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью, вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались "раскольниками" и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, но старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Староверы полагают новообрядцев еретиками и для приёма в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён заново.


"Никита Пустосвят. Спор о вере". (Василий Перов, 1880—1881 г.). Иллюстрация исторического события XVII века - так называемых "прений о вере", которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи.

2. Заложен Храм Николы Чудотворца был в 1914 году на месте деревянной часовни, возведенной после Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости", который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении раскольников. Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Освящение закладки старообрядческого храма Николы Чудотворца у Тверской заставы было проведено архиепископом Московским Иоанном (Картушиным), и состоялось 29 июня 1914 г. Удивительно, что сам храм был освящен уже после Октябрьской революции, в 1921 году. Говорят, что это стало возможно благодаря высокому положению родственника одного из прихожан. Внутренняя отделка велась до 1926 года.

3. Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856—1916) в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора — А. М. Гуржиенко, который выполнил совершенно иной проект. Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко — шестистолпный). Шатровая колокольня храма также имитирует новгородские звонницы. Строительство в годы Первой мировой войны финансировали П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие.


Фото с сайта pastvu.com

4. Политика советского правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по "ликвидации кулачества как класса". Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что "борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством". В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри и храмы, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. В середине 20-х отняли у старообрядцев и часть Храма Николы Чудотворца у Тверской заставы, а в 1941 году церковь окончательно закрыли. В 1947 году срезали купола, но храм в самом центре Москвы уцелел. В разное время тут находились: склад противовоздушной обороны, мастерская скульптора С. М. Орлова (именно здесь он работал над памятником Юрию Долгорукому), мастерская всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича.


Фото с сайта pastvu.com

5. В 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви. За 2 года были произведены восстановительные работы, а 2 августа 1995 году состоялся первый молебен в приделе Ильи Пророка. При храме работает старообрядческая книжная лавка. Настоятель храма — иерей Алексей Лопатин. Диакон — Василий Трифан. Председатель общины — Александр Васильевич Антонов. В 2000-х годах историческая застройка рядом с храмом была уничтожена и ее место заняли многоэтажные здания новой архитектуры.

6. Само собой, мы с супругой зашли и во внутрь храма. Во время службы было не многолюдно, в храм могут войти только староверы, нововеры могут посмотреть службу, послушать песнопение, и поставить свечи в Никольском притворе. Территория разделена на женскую и мужскую. Многие были с детьми. Девочки и женщины одеты в традиционную русскую одежду, головы прикрыты платками. Фотографировать можно только с одобрения настоятеля храма, но его сегодня не оказалось.

7. Заинтересовало? В субботу служба проходит с 16:00 до 21:00, в воскресенье с 7:30 до 12:00. В остальное время храм закрыт и внутрь попасть невозможно. По праздникам совершается крестный ход, который совершается по часовой стрелке, а не против, как в канонических (новообрядных) православных храмах.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.