Участник войны зиньковский василий павлович. Православная электронная библиотека

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.

Философская деятельность

Основной труд Василия Зеньковского - «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII-XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие).

В то же время, по мнению Зеньковского, в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики:

Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.

Основные работы:

  • Проблема психической причинности. 1914.
  • Психология детства. 1923.
  • Религиозное движение среди русской молодежи за границей. 1925.
  • Delacroix. La religion et la foi и др. книги. 1926.
  • Автономия и теономия. 1926.
  • Русские мыслители и Европа. 1926.
  • Свобода и соборность. 1927.
  • Факты и наблюдения (психология современной молодежи). 1927.
  • Дар свободы. 1928.
  • О чуде. Париж, 1928.
  • Система культурного дуализма. 1929.
  • Съезд в Афинах. 1930.
  • Преодоление платонизма и проблема софийной твари. 1930.
  • Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge. 1931.
  • Hoyle. The teaching of Karl Barth. 1931.
  • Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века. 1931.
  • H.О. Лосский: Ценность и бытие. 1931.
  • Heiler. Im Ringer um die Kirche. 1931.
  • О значении воображения в духовной жизни. 1932.
  • Типы мировоззрений Н. О. Лосского. 1932.
  • Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо? 1932.
  • Maritain. Le songe de Descartes. 1932.
  • Facing a World Crisis. 1932.
  • Проблема красоты в миросозерцании Достоевского. 1933.
  • E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch. 1934.
  • Кризис протестантизма в Германии. 1934.
  • Basil Mathews John R. Mott. World citizen. 1934.
  • Oecumenica. 1934.
  • Памяти проф. Г. И. Челпанова. 1936.
  • Irenikon. 1937.
  • Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen. 1937.
  • Зло в человеке. 1938.
  • Вера и знание. 1953.
  • Принципы православной антропологии. 1953.
  • Идея всеединства Владимира Соловьева. 1955.
  • Наша эпоха. 1955.
  • На пороге зрелости. 1955.
  • Апологетика. 1957.
  • Педагогика. 2002.
  • Русская педагогика в XX веке. 1960.
  • Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. 2002.
  • Церковь и школа.
  • Н. В. Гоголь. 1961.
  • Основы христианской философии. 1961-1964. Т. 1-2.
  • Е. В. Спекторский// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С. 317-321
  • История русской философии. 1948. (Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. - М., 2001. - 880 с.)
  • Судьба халкидонских определений.1955.
  • Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия). 1951.
  • Чаадаев как религиозный мыслитель. 1947.
  • Памяти Митрополита Евлогия. 1947.

Источники и литература

  • Зеньковский В. В. Собрание сочинений. - Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961), Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957).
  • Зеньковский В. В. Пять месяцев у власти: Воспоминания / Под редакцией М. А. Колерова. М.: Издательский дом REGNUM, 2011. 648 с. (Серия «Исследования по истории русской мысли». Том 15).

ЗЕНЬКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1881–1962), русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии, а также педагогики Зеньковский будет заниматься в течение всей жизни. Вскоре после окончания университета он стал директором киевского Института дошкольного воспитания. В 1913–1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1915 защитил докторскую диссертацию Проблема психической причинности . В 1916 Зеньковский стал профессором Киевского университета. С 1910 он был председателем киевского Общества по изучению религии и философии.

Существенную роль в судьбе и духовной эволюции Зеньковского сыграло его знакомство с С.Н.Булгаковым , под влиянием которого он обратился к творчеству Гоголя. (В своей Истории русской философии он назовет Гоголя «пророком православной культуры».) В 1918 Зеньковский занимал пост министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. В 1920 эмигрировал в Югославию. В 1920–1923 был профессором философского и богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте. В 1923 в Берлине вышла его книга Психология детства . В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской православной студенческой молодежи и была создана общественная организация «Русское студенческое христианское движение». Председателем РСХД на протяжении многих лет был Зеньковский. С 1927 он жил в Париже и возглавлял кафедру философии Православного богословского института, а в 1944, после смерти С.Н.Булгакова, стал его деканом. В 1942 Зеньковский был рукоположен в сан священника.

Основные философские, богословские и педагогические идеи Зеньковского нашли отражение в его книгах: Русские мыслители и Европа (1926), На пороге зрелости (1929), Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934), История русской философии (1948–1950), Апологетика (1959), Н.В.Гоголь (1961), Основы христианской философии (1961–1964).

Особенно важную роль сыграл Зеньковский как историк русской философии. Основой для книги История русской философии послужил курс лекций, который Зеньковский читал в Богословском институте. Русская философия предстает в книге Зеньковского как уникальный национальный опыт создания христианской философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию. В каждом из этих разделов мыслитель стремился следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека.

Василий Васильевич Зеньковский — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм.

Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Образование

Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»). Учёный и министр

В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского. Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.

В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.

В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. Жизнь во Франции

В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже.

В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогического кабинета по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась.

С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов.

В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.

С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С июля 1943 года по август 1962 года - вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже.

В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа.

В 1953—1958 года — председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.

(1881-1962) — представитель “православного” модернизма, идеолог .

Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.

Профессор Украинского народного университета.

Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.

Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.

Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.

Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется .

Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью .

В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.

Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с , где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания выделил на 8000 ам. долларов.

Член редакционного комитета .

Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).

Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного .

Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:

В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.

Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь .

В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).

В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.

О нем

Основные труды

Психология детства (1924)

Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)

Русские мыслители и Европа (1926)

Свобода и соборность (1927)

Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)

Дар свободы (1928)

О чуде (1928)

Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)

О так называемом «Экуменическом вопросе» (1930)

О значении воображения в духовной жизни (1932)

Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)

Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике «Христианское воссоединение»

Oecumenica (1934)

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)

Зло в человеке (1938)

История русской философии (1948)

Вера и знание (1953)

Наша эпоха (1955)

На пороге зрелости (1955)

Апологетика (1957)

Н. В. Гоголь (1961)

Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)

Источники

Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368

Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973

прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995

Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000

Василий Васильевич Зеньковский

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) - православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал свое понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 44.

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Современное состояние психофизической проблемы. Киев, 1905;

Проблема психической причинности. Киев, 1914;

Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918;

О педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. Прага, 1923. № 4;

Психология детства. Лейпциг, 1924;

Русские мыслители и Европа. Париж, 1926

О чуде. Париж, 1928

Дар свободы. Париж, 1928

Об иерархическом строе души // Научные труды русского народного ун-та в Праге. Т. 2, Прага, 1929;

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Общие принципы. Париж, 1934;

История русской философии. Т. 1. Париж, 1934; Т. 2. Париж, 1950;

Проблема философской антропологии // Современные записки. Кн. 66. Париж, 1936;

Знание и вера // Православие в жизни. Нью-Йорк, 1954;

Русские мыслители и Европа. Изд. 2-е. Париж, 1955;

О мнимом материализме русской философии. Мюнхен, 1956

Апологетика. Париж, 1957;

Русская педагогика в ХХ в. Париж, 1960;

Основы христианской философии. Т. 1-2. Париж, 1961-64;

Н.В.Гоголь. Париж, 1961

Русское религиозное Возрождение ХХ в. Париж, 1991

История русской философии. Т. 1. Ч. 1-2; Т. 2. Ч. 1-2. Л., 1991;

Основы христианской философии. М., 1992;

Природа личности ребенка // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

Предмет педагогической психологии // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

О педагогическом интеллектуализме // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е гг. М., 1993;

Психология детства. М., 1996;

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (антология включает кроме одноименной монографии также работы: Принцип индивидуальности в психологии и педагогике; Об иерархическом строе души; Беседы с юношеством по вопросам пола); Основы христианской философии М., 1996;

Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Литература:

Некрологи: «Вестник Русского студенческого христианского движения», 1962, № 66-67;

«Новый журнал», 1962, № 70;

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991;

Зернов Н. Русское религиозное возрождение 20 в. Париж, 1991 (библ.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.