Знание по сократу тождественно чему. Знание по сократу тождественно

Всеобщая изменчивость вещей

Божественное Слово

Один из первоэлементов

Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Гераклит

Демокрит

Диоген Синопский

Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Аристотелю

Протагору

Сократ

Знание по Сократу тождественно:

чувствам

мудрости

моральным законам

Добродетели

Суть «этического рационализма» Сократа:

относиться к другому как к самому себе

Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству

возлюбить ближнего как самого себя

Объективно-идеалистическая философия была основана:

Демокритом

Парменидом

Платоном

Пифагором

В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Пифагору

Платону

Аристотелю

Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна

Идея первична, настоящая лошадь вторична

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

Идея первична, настоящая лошадь вторична

идея нереальна, конечна и идеальна.

Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Демокриту

Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Аристотель

Демокрит

Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

Демокрит

Философ, ученик Платона:



Парменид

Аристотель

Парменид

Аристотель

Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Животная душа

Растительная душа

Минеральная душа

Разумная душа

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо во всём себе отказывать

надо жить для блага других

Надо наслаждаться жизнью

надо служить богам и делать добро

Лукреций Кар

Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

неоплатоников

Стоиков

эпикурейцев

Сенека

Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

Аристарх Самосский

Ксенофан

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Характерной чертой средневековой философии является:

космоцентризм

антропоцентризм

Теоцентризм

скептицизм

Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Экзегетичность

Сциентизм

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

человека

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

Богословию

психологии

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

Теология

монадология

антропоцентризм

феноменология

Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апологии

Евангелия

Апокрифы

Эсхатология – это

Учение о ценностях

Учение о бытии, его фундаментальных принципах

Учение о конечных судьбах мира и человека

Учение о происхождении богов

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

Аскетизм

гедонизм

рационализм

эпикурейство

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

Диалектика

Монотеизм

Учение о спасении души

Метафизика

Сотериология

Диалектика

Деонтология

Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Провиденциализм

Креационизм

Монотеизм

Главная задача христианских апологетов состояла в:

В доказательстве бытия Бога

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

В переводе Священного писания на европейские языки

В создании целостного христианского мировоззрения

Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

апологетика

Патристика

схоластика

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3. Определите время возникновения философии:

VII-VI в. в. до н. э.

4. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

6. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7. Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

9. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11. Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12. Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13. Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

учение о человеке

15. Аксиология – это:

16. Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

Гносеология

18. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

19. Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20. Для дуализма характерен тезис:

21. Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24. С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25. Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26. Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27. Отрицают возможность познания мира:

агностики

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31. Имя основателя буддизма

32. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39. К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40. К древнекитайским философским текстам относится

41. В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42. Китайский философ, основатель даосизма

43. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

VI в. до н. э – VI в. н. э.

45. Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

47. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

50. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52. Впервые понятие бытия в философии употребил

53. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

Элейской

55. Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А. С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

Гераклит

57. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

59. Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60. Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

добродетели

63. Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

Платоном

65. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66. Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

68. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70. Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71. Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73. Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79. Характерной чертой средневековой философии является:

81. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

теология

84. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т. е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85. Эсхатология – это

86. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

87. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

88. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

Сотериология

90. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91. Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92. Название периода творческого служения «отцов Церкви» ( III - VIII вв.) , заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

Христианская онтология и космогония

95. Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

97. Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98. Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф. Аквинский

99. Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104. В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

антропоцентризм

106. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

гуманизм

109. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

111. Представитель философии эпохи Возрождения:

112. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Дж. Бруно

114. Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116. Освобождение от церковного влияния

117. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118. Основное утверждение рационализма заключается в том, что

XVII в. обусловила

Математика

120. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121. Дуалистическая философия характерна для

Р. Декарта

122. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

Р. Декарт

cogito ergo sum »?

если я мыслю, следовательно, я существую

125. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р. Декарту

126. Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

130. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132. Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

134. Теории «общественного договора» придерживался

135. Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

136. Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

137. Представителем субъективного идеализма является:

Дж. Беркли

Познание

139. Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140. Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141. К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143. Представитель философии Французского Просвещения

Ж. -Ж. Руссо

Ж. -Ж. Руссо

145. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж. -Ж. Руссо считал

146. Французский философ, сторонник сенсуализма

147. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

148. Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150. Хронологические рамки немецкой классической философии

152. Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153. Предметом теоретической философии по И. Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154. По И. Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

155. И. Кант считает, что пространство и время:

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157. В философии И. Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159. Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

160. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

панлогизм

163. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

164. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

Л. Фейербах

167. Представителем материализма является

Л. Фейербах

168. Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

169. Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170. Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

171. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174. К представителям «философии жизни» относится

175. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177. Центральное понятие философского учения А. Бергсона – жизненный порыв (é lan vital ). Его познание возможно с помощью:

Огюст Конт

Марксизм

Прагматизм

182. Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

183. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

184. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

186. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

187. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

188. К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189. Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190. К характерным особенностям русской философии относится:

191. Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

192. Для древнерусской мысли характерна:

мистицизм

194. Датой принятия православия на Руси считается

195. Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

196. Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197. Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

198. К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

Куликовской битвы

200. Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

203. Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

204. Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205. Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

Нил Сорский

207. Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208. Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

209. Протопоп Аввакум был духовным вождем

раскольников

210. В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

211. Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

Феофан Прокопович

213. Российская Академия наук была основана в

214. Сторонником деистического материализма в русской философии был

М. В. Ломоносов

215. При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

216. Масонство было привнесено в Россию из:

217. К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218. По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Г. С. Сковороду

общество

221. Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

П. Чаадаевым

223. Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224. К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

225. Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П. Я. Чаадаев

226. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

П. Я. Чаадаеву

227. Основной идеей западничества является

Россия должна развиваться по европейскому пути

228. Духовный лидер западников

А. И. Герцен

229. Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

Союз правых сил

230. Центральная идея философии И. В. Киреевского

Цельность духовной жизни

231. Идейным главой славянофилов являлся

А. С. Хомяков

232. Представителем славянофильства был

И. С. Киреевский

233. Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Славянофилов

Славянофилов

Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Подлинным гимном свободе можно признать

«Легенду о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского

Слова «красота спасет мир» принадлежат

Ф. М. Достоевскому

Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

Ф. М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л. Н. Толстого

Не противься злому

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

244. Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Всеединства

Одна из главных идей философии всеединства

Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В. С. Соловьева, является

Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма

Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

П. А. Флоренский

Одно из главных произведений С. Н. Булгакова

«Свет невечерний»

В. И. Ленин разработал учение о России как

Слабом звене в цепи империализма

Основоположником русского космизма считается

Николай Фёдоров

253. Представителями «русского космизма» являются:

К. Циолковский, В. Вернадский

Согласно Н. Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в

Уничтожении страданий на земле

Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

Одно из основных правил «космической этики» К. Э. Циолковского

Основное понятие гносеологии В. И. Вернадского

Эмпирическое обобщение

Ноосфера -- это

Сфера разума

Основоположник космической экологии и гелиобиологии

А. Л. Чижевский

Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»

Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.

Н. А. Бердяев

Причина, первоисточник зла в мире по Н. А. Бердяеву

Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

Н. А. Бердяева

По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

Вере в Бога

Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются

Разум и мораль

ОНТОЛОГИЯ

266. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,

Субстанция

267. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает

268. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

Плюрализм

Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

270. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

271. Материя есть первоисточник бытия, утверждает

Материализм

273. В марксизме материя трактуется как

274. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?

Стабильность

275. К идеальным явлениям относится

277. Способ существования материи

Движение

279. Высшая форма движения материи - это

Социальное движение

280. Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что

Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

281. Последовательность состояний отражает категория

282. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

Пространство

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что

Пространство и время зависят от материальных процессов

Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»?

Важнейшее специфическое свойство биологического времени

Антропность

Важнейшее специфическое свойство биологического пространства

Однородность

первозданная и рукотворная

Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?

сознания

размышление личности о самой себе

Наиболее сложной формой отражения является

Сознание

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

Сознание

Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека

Психоанализ

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится

Анализ убеждений

Оно, Сверх- Я, Я

301. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т. е. ту, которую Фрейд не выделял.

Оно в психоанализе Фрейда относится к:

сфере бессознательного

Сон по З. Фрейду является:

символическим

Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?

Я-зеркальное

ГНОСЕОЛОГИЯ

306. Гносеология рассматривает

Границы и возможности человеческого познания

307. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает

Скептицизм

308. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности

309. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

Цель познания

310. Не относятся к видам средствам познания

Технические

Пространства

312. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности

Логическому

313. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о

Апробации знания

314. Невозможно фальсифицировать:

существование Бога

315. Поддается фальсификации гипотеза о:

316. Когерентность – это

Самосогласованность знания

318. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

319. Критерий истины в марксистской философии

Практика

320. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

321. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Интуиция

322. В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

Абстрагирования от личностных качеств человека

ДИАЛЕКТИКА

323. Диалектика – это

325. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики

Гераклит

Диалектика

327. Диалектический материализм - учение

Марксизма

328. Диалектика отличается от метафизики

Пониманием развития

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

330. Наиболее общие фундаментальные понятия

331. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип единства и борьбы противоположностей

332. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

333. Законы диалектики впервые сформулировал

Г. В. Ф. Гегель

334. Один из основных принципов диалектики

Принцип развития

335. Не является законом диалектики

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

336. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

337. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

338. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

Единство и борьба противоположностей

Отрицания отрицания

Развитие

343. Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Качество

344. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

345. Теория самоорганизации сложных систем

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

346. Теория познания именуется

Эпистемологией

347. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Неопровержимость

348. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

349. Один из основоположников философии техники

искусство, мастерство

351. Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

352. Исходная, простейшая форма чувственного познания

Ощущение

353. Форма рационального познания:

354. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

355. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Опровержение

356. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

357. Форма эмпирического познания

Гипотеза

358. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Эмпирическое обобщение

359. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Гипотеза

360. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

361. К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Систематизирующую

362. Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

эксперименту

364. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Наблюдение

365. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Эксперимент

366. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Индукция

367. Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

368. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Дедукция

369. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

370. Процедура мысленного расчленения целого на части

371. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

372. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Герменевтический

373. Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Математических науках

374. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Объяснения

375. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

zoon politikon )

Аристотель

378. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

Протагору

379.« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Личность

380. Личность - это

Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

381. Личность – это:

личностью не рождаются, личностью становятся

382. Личность – это:

продукт общественных отношений

383. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

385. Индивидуальное сознание – это

386. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

Индивидуализм

387. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

388. Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

389. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для

Буддизма

И. Лакатоса

391. Проблема смысла жизни была центральной для философии

392. Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

393. Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как »?

В. Франклу

Этого человека, -- ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».

396. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

397. Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

Имеет ли человек право на самоубийство

398.«Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

399. Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

Фатализму

400. Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

Австралопитек

401. Согласно данным современной науки Homo sapiens появился на земле

100-150 тысяч лет назад

402. Согласно современной науке, австралопитеки не обладали

Членораздельной речью

403. Антропоиды -- это

Человекообразные обезьяны

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

404. Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

французского материализма XVIII века

405. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Французский материализм XVIII века

407. Основной труд К. Маркса:

«Капитал»

408. Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

409. Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Марксизму

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

412. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Классовая борьба

413. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

Производственные

415. Класс, способный переустроить общество, по К. Марксу

Пролетариат

416. В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Способ производства материальных благ

417. Не относится к основным типам общественного производства:

Производство духовных ценностей

418. Эсхатология – это:

Учение о конечных судьбах мира и человека

Мировой Дух

420. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

Классовая борьба

422. Антропосоциогенез – это

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

423. Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

Эволюция

425. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

426. Общественный прогресс – это

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

427. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

427. Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?

Государственные

428. Общественное сознание – это

431. Идеология -- это

Совокупность индивидуальных сознаний

432. Идеология относится к

Социальной сфере

433. Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений

Общественное сознание

434. Не относится к важнейшим измерениям духовности

Плюрализм

435. Интерес -- это

Конкретизированная, осознанная потребность

437. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

культура

438. К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Адаптивную (защитную) функцию

439. Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема устройства (структуры) общества

440. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

441. Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А. Тойнби

цивилизационному подходу

Культурологическому

Синоним духовной культуры

Глобальных

446. Глобальные проблемы – это

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

447. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

Глобализация

Смертность значительно превышает рождаемость

1. Философия, круг её проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения - 28

2. Философия Древнего Востока. - 10

3. Античная философия. - 33

4. Философия Средневековья – 20

5. Философия эпохи Возрождения. - 12

6. Философия Нового Времени и Просвещения. - 30

7. Немецкая классическая философия. - 18

8. Современная западная философия. - 16

9. Этапы развития и характерные особенности русской философии. - 78

10. Философское понимание мира. Онтология. - 25

11. Философия сознания (психоанализ). - 15

12. Познание как предмет философского анализа. - 17

14. Наука, методы и формы научного познания. - 30

15. Философия о сущности и предназначении человека. Антропология. - 28

16. Социальная философия - 47

Всего вопросов

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

89.Учение о спасении души

Сотериология

90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III - VIII вв.) , заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

Пико делла Мирандола

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Петрарка

114.Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116.Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121.Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как « cogito ergo sum »?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

126.Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

134.Теории «общественного договора» придерживался

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

138.Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140.Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143.Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

144.«Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал

Ж.-Ж. Руссо

145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

146.Французский философ, сторонник сенсуализма

147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

148.Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

156.В философии И. Канта «вещь в себе» - это

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (é lan vital ). Его познание возможно с помощью:

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

Огюст Конт

Марксизм

Прагматизм

182.Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

183.Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

Существование

184.Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185.Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

186.Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

187.Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

188.К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190.К характерным особенностям русской философии относится:

Эмпиризм

191.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

192.Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

193.Предфилософии Киевской Руси свойственен:

мистицизм

194.Датой принятия православия на Руси считается

195.Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

196.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197.Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

198.К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

199.Сергий Радонежский был современником

Куликовской битвы

200.Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

203.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

204.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205.Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

206.Духовный лидер нестяжателей

Нил Сорский

207.Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

209.Протопоп Аввакум был духовным вождем

раскольников

210.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

211.Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

212.Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

Феофан Прокопович

213.Российская Академия наук была основана в

214.Сторонником деистического материализма в русской философии был

М.В. Ломоносов

215.При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

физического

216.Масонство было привнесено в Россию из:

217.К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218.По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Н.И. Новиков

219.«Русским Сократом» прозвали

Г.С. Сковороду

220.По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

общество

221.Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

А.Н. Радищевым

222.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

П. Чаадаевым

223.Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224.К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

225.Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П.Я. Чаадаев

226.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в да-лекие времена местопребывание-- человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово при-обретает новый смысл - устойчивая природа како-го-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко исполь-зуется в философии.

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбина-циям, которые называются пользой, счастьем. Это -- аксиома человеческого существования. Сократ говорит: «Благо -- не что иное, как удовольствие, и зло -- не что иное, как страда-ние».

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуа-ции, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием -- граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взве-шивающий разум.

«Раз у нас выходит, - спрашивает Сократ собеседника, - что благополучие нашей жизни зависит от правильного выбора между удовольствием и страданием, между обильным и незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то не выступает ли тут на первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что больше, что меньше, а что между собой равно? А раз здесь есть измерение, то неизбежно будет также искусство и знание».

Этот вывод Сократа является безупречным, если принять первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям, пользе, счастью. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если тем не менее он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение -- он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно пони-мая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добро-детель, но не следует ей, -- значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.

Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различия: он при-знавал человека вместе и умным, и благоразумным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его.

Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстаёт как любовь к божественной мудрости. Знание божественно и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считал Сократ, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. «Большинство, - говорит он, - считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать: потому-то (люди) и не размышляют о нем. Несмотря на то, что человеку нередко присуще знание, они полагают, что не знание им управляет, а что-либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще страх. О знании они думают прямо как о невольнике: каждый тащит его в свою сторону».

В противоположность мнению большинства Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума - в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. Поэтому истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. А истинный путь человеческого познания и состоит в том, чтобы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами. Поэтому мерой вещей у Сократа, в конечном счёте, оказывается человек, но Сократ при этом имеет в виду разум и знание человека - человек как мыслящее существо. При этом высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека. В земной жизни человек непосредственно не видит образ божий, но ему достаточно и того, что он видит дела богов. Не видимо и божественное начало в человеке, его разумная душа, хотя именно она правит телом и действиями человека.

Человек по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нём, на ряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познаётся подобным. Кроме того, душа - хранительница знаний, приобретённых ею ранее в вечных странствиях в этом и ином мире; Человеческое же познание - это по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях. Поэтому считал, что рождаясь, мы теряем то чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, и тогда «познавать» означает восстанавливать знание и назвал это «припоминанием». Однако подобной гносеологической ролью значение души в сократовском учении не исчерпывается. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.

Считал, что душа должна быть «наездником» тела, тело существует для души, а не наоборот, т. е. подчинить тело душе - это высшая цель человека. Именно из-за нарушения этого правила возникает всё дурное и злое.

Бессмертие души, по мысли Сократа, со всей очевидностью показывает, что только разумная и добродетельная жизнь целесообразна и соответствует божественной гармонии вселенной, ее провиденциальным целям.

Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей: со смертью души они легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела. Будучи бессмертной, душа, по версии Сократа, вместе с тем, подвержена как совершенствованию, так и порче - в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достаётся в своих вечных переселениях из этого мира в загробный и возвращения назад. Душа людей, совершивших тяжкие, но всё же искупимые преступления (напр., души раскаявшиеся ещё при жизни убийц и т. д.), ввергаются в Тартар (т. е. ад) лишь на время, до тех пор, пока не вымолят себе прощения у своих жертв.

Космос, по Сократу, служит местом обитания богов. Сюда - то, судя по его рассказу, и направляются души философов. Воздаяние им состоит, следовательно, в том, что их души высвобождаются из вечного круговорота и переселения душ, избавляясь окончательно от необходимости новых телесных перевоплощений и связанных с этим мук. Только для истинного философа, к числу которых Сократ, конечно, относил и себя, смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучаться до тех пор пока не станут чище, совершеннее, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями, которые, скорее, приносят вред, чем пользу и украшение души подлинными добродетельными плодами познания - истины, справедливости, свободой, мужеством, воздержанностью.

Страстный философский порыв Сократа к полям блаженным, на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете: земные дела имеют земной исход.

Этическая добродетель в целом и различные ее части и проявления - например, такие добродетели, как благочестие, мудрость, рассудительность, мужество, справедливость и т. п. , - представляют собой знание, которое обеспечивает выбор блага и отклонение зла. Регулирующая роль знания, по Сократу, безусловна и абсолютна: «...нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствие и все прочее». Поэтому зло творится, согласно Сократу, по неведению, незнанию. Злой поступок является следствием непонимания, что есть истинное благо, а не результатом разумного зла; другими словами, умышленное зло не возможно.

Исходя именно из такого понимания связи между незнанием и злом, Сократ по поводу привлечения его к ответственности за якобы умышленное нравственное развращение юношей возражал на суде своему обвинителю Мелету следующим образом: «Но или я не порчу, или если порчу то не умышленно; таким образом, у тебя выходит ложь в обоих случаях. Если же я порчу неумышленно, то за такие неумышленные проступки следует по закону не вызывать сюда, а частным образом наставлять и увещевать. Ведь ясно, что, уразумевший все, я перестану делать то, что делаю неумышленно. Ты же меня избегал, и не хотел научить и вызвал сюда, куда по закону следует приводить тех, кто нуждается в наказании, а не в поучении». Сократовской этике в заметной мере присуще характерное для античных представлений сближение незнания с безумием, отношение к преступлению как акту безумцев. Правда, Сократ все же в принципе отличал незнание от безумия.

В соотношении с благом как результатом действия познанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению. Следовательно, добро и зло, по концепции Сократа, не два различных и автономных начала, как это имеет место, например, в поучениях Зороастра о борьбе света и тьмы или в христианской доктрине о борьбе бога и дьявола. У Сократа добро и зло - следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно - знания.

Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения в большинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть, замечает Сократ, и истинные мнения которые находятся как бы между знанием и незнанием. Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение, так же как и знание, руководят человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели.

Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он высказывал суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п. применительно к существующему тогда общественному строю и отношениям между людьми. Рост его популярности не совпадал с интересами правящей аристократии. Как пишет А.Ф.Лосев, на гнилой почве вырождавшейся в Афинах демократии зародился в те годы крайний индивидуализм, всегдашняя уверенность в себе, эгоизм и жажда власти. Сократ же своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представлений, но и ни на чем не основанную самоуверенность сторонников тогдашнего демократического режима. Его деятельность для таких людей стала разрушительной. Но эти выпады Сократа не означали что он хотел бы насильственным образом заменить демократию какой - либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление. Всякий человек, даровитый или бездарный, должен, по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если придворительно изучили предмет соей будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели. Сократ, сам непосредственно, не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его филовско-просветительских усилий.

И вот случилось так, что власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор - такой, какого до тех пор ещё никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.