Что нужно делать в месяц шаабан. Достоинство ночи середины месяца шаабан

Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят). По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту.

Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение , произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

1. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается . В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься ».

2. Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение . А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения – наступление рассвета.

3. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения – не произнесение намерения вовремя . Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым.

4. Если после разговения (т. е. вечером) человек засомневается в прочтении намерения к посту на прошедший день, то посту это не повредит, даже если он и не вспомнит, произнёс ли он намерение.

5. Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться . Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.

6. Пост человека, который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный (суннат) в последний день шабана (если он имел привычку поститься в последний день каждого месяца), потому что в основе намерения – остаток шабана . Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.

7. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения – остаток Рамадана.

Порядок, условия и место совершения намерения

Место намерения – сердце . Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие (сунна). Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения – желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается.

При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь – пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный.

Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» (фарз). По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем , не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан.

Произнесение намерения

Желательно​ произнести намерение словесно и подтвердить сердцем : «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха ». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.

Если кто-то намеревается возместить пропущенный пост двух месяцев Рамадана и в намерении он скажет «…возмещающий пост Рамадана », этого будет достаточно. Нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост возмещаешь.

Также, соблюдающий пост различных каффаратов может сказать «…соблюдать пост каффарата », не указывая конкретно, какого именно каффарата.

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста ( , белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другиесуннат- посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

сайт

8 мая наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Шаабан – один из самых ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции в Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но шаабан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили:

«Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям):

«Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му’минин Айша (радиаллаху анха) сказала:

«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит:

«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит:

«Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му’минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала:

«Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му’минин Айша (радиаллаху анха) сказала:

«Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му’аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку’ и саджда — исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1 Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2 Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3 Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

Наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

«О Аллах, даруй нам баракат Раджаба и Шаабана и позволь нам дожить до Рамадана»

Раджаб

Когда появлялась молодая луна месяца раджаб, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил мусульманам о необходимости готовиться к приходу рамадана. Эти два месяца даны нам именно для этого (чтобы готовиться к рамадану). Люди обычно «живут, чтобы видеть» различные достижения в своей жизни, но верующий, наоборот, живет ради того, чтобы достичь таких священных месяцев, как эти.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение произносить следующее дуа, когда начинался месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

«Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаабана ва балигна Рамадан»

«О Аллах, даруй нам баракат (благословения) Раджаба и Шаабана и позволь нам дожить до Рамадана» (Шуабуль-Иман, 3534, Ибну Сунни, 660, Мухтасар Заваид Баззар, 662, также см. Аль-Азкар,549. Хафиз Ибн Раджаб говорил, что это сообщение показывает достоинства чтения данного дуа. Истихбаб, Латаиф, с. 172).

Раджаб является вторым из четырех священных (запретных) месяцев (ашхуруль-хурум) в исламском календаре (месяцы, когда нельзя было начинать войны) (см. сура Тауба, 36). Остальные три месяца – это зуль-када, зуль-хиджжа и мухаррам.

Объясняя значимость этих месяцев, ученые отмечают, что добрые дела, совершенные в течение этих месяцев, считаются более добродетельными, а злые – более отвратительными перед Аллахом (Латаифуль-Маариф, с.163).

Благочестивый человек однажды заболел до наступления раджаба. Он сделал дуа Аллаху, чтобы Он позволил ему дожить, по крайней мере, до наступления раджаба, поскольку он слышал, что Аллах освобождает людей от наказания в месяце раджаб. И Всевышний Аллах принял его дуа (Латаифуль-Маариф, с. 173).

Шаабан

Что касается месяца шаабан, существуют достоверные хадисы, которые описывают особую важность 15-й ночи этого месяца. Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как сообщается, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах прощает в эту ночь всех, кто просит о прощении, кроме тех, кто приписывает Ему товарищей, и тех, кто питает враждебность к другим (верующим)» (Сахих Ибн Хиббан, 5665, Ат-Таргыб, т.3, с. 459, Маджамау з-заваид, т. 8, с. 65, Латаифуль-Маариф, с.194).

Имам Ата ибн Ясар (да смилостивится над ним Аллах), один из выдающихся табиинов, сказал:

«После Лейлатуль-Кадр, нет более ценной ночи, чем ночь середины Шаабана» (Там же, с.197).

Имам Шафии (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

«Я слышал, что дуа особенно принимаются Аллахом в следующие пять ночей: ночь на пятницу; ночи двух праздников (Ид); первая ночь Раджаба и ночь середины Шаабана» (Латаифуль Маариф, с.196).

Опыт людей, живших еще до Ислама, показывает, что Всевышний Аллах принимает дуа в течение месяца раджаб. Имам Ибн Аби Дунья привел несколько примеров этому в своей книге «Муджабу Даава» (Там же).

Не существует каких-то конкретных форм поклонения, предписанных в месяце раджаб или в 15-ю ночь шаабана. Можно заниматься любым видом ибадата (поклонения) по своему желанию.

Молодой месяц раджаба означает начало нового сезона, начало времени надежды, милосердия и прощения для верующих. Это «сезон» заканчивается через три месяца, в день Ид аль-Фитр.

Шейх Абу Бакр Бальхы (да смилостивится над ним Аллах) говорил:

«Раджаб – это месяц, в котором мы сажаем семена блага, т.е, увеличиваем наш ибадат. В Шаабан мы поливаем их, чтобы пожинать плоды в Рамадан» (Латаиф, стр. 173).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.