Израильское и иудейское царства. История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении Существует ли израильское королевство

Для того чтобы создать своё царство иудеям пришлось столетия вести войны с местными семитскими и индоевропейскими племенами. Периоды поражений сменялись лучшими временами, когда еврейский народ имел собственных правителей. Наиболее ярким в истории евреев был период царствования Давида и Соломона. До этого согласно Библии было известно 14 судей. Они в разное время один за другим правили еврейским народом, будучи и их полководцами, и правителями.

Наиболее яркой фигурой среди судей был богатырь Самсона. Великая сила его была в чудесных волосах. Никогда не могли филистимляне одержать верх над армией, в которой бился Самсон. Тогда к Самсону отправилась красавица Далила из племени филистимлян. Влюбился Самсон в Далилу и поведал ей тайну своей силы. В ту же ночь Далила остригла волосы спящего Самсона. Филистимляне схватили героя, ослепили его и бросили в темницу, а затем устроили пир. Самсона привели на этот пир, дабы потешаться над ним и народом, и Богом его. Но тут чудесным образом отросли волосы Самсона и, сокрушив колонны державшие кровлю, он погиб сам, но и уничтожил всех предводителей филистимлян собравшихся тогда на пир.

Последним из 14 судей был Самуил. Он короновал Саула. Под командованием царя Саула удалось объединиться, потеснить филистимлян, но до победы было далеко. Однажды в битве против Саула несметное войско филистимлян выставило вперед великана Голиафа. Устрашились потомки Израиля, и никто из войска Саула не вышел вперед, дабы принять поединок. И тут выбежал перед трясущимися от страха воинами мальчишка-пастух Давид. В руках его была только праща. Напрасно смеялся Голиаф над смелостью ребенка, один мелкий бросок пращи и камешек точным ударом в лоб сбил великана с ног. Давид немедля подбежал и отсек безобразную голову Голиафа, и в ужасе рассеялось войско филистимлян.

Вскоре Саул и сыновья его погибли в очередной битве с филистимлянами, и избрало племя Израиля своим царем Давида. Он то и основал царство иудейское, сделав Иерусалим столицей. Наступил «золотой век» еврейской государственности.

После Давида стал править его сын Соломон. Соломон вошел в историю как самый мудрый правитель – философ. Во сне ему явился Бог. Соломон просил Бога даровать ему разум, чтобы управлять народом. На это он получил такой ответ: «За то, что не просил у меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом. Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе: богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».

Во времена Соломона еврейское государство стало очень богатым. При нем был, воздвигнут великолепный огромный храм Яхве , в который торжественно были помещены каменные скрижали с заповедями. Снаружи каменные стены были обложены белым мрамором, внутри же были покрыты золотом. Отныне поклоняться единственному богу можно было лишь здесь в единственном его Храме.

Мудро и счастливо правил Соломон 40 лет. Слава о нем распространилась далеко за пределы Израиля.

Как-то две женщины попросили царя разрешить их спор, каждая из них родила в одном доме мальчиков. Но сын одной из женщин умер, и каждая считала, что оставшийся в живых её ребенок и требовала его себе. Соломон приказал тогда рассечь ребенка пополам и дать каждой из женщин по половине дитя. Одна из них согласилась, другая в ужасе отказалась от ребенка, лишь бы он остался жив. И тогда улыбнувшись, царь отдал младенца той женщине, которая потребовала сохранить жизнь мальчику, справедливо рассудив, что она и есть ему настоящая мать. Так возникло выражение «Соломоново решение», которое во всех языках мира означает теперь справедливый, мудрый приговор.

Свою мудрость Соломон воплотил в жизнь в устройстве государства. Он разделил страну на административные районы, которые не совпадали с делением ее по коленам (племенам). Это уменьшало возможность возникновения заговоров. Во внешней политике Соломон установил и поддерживал успешные дипломатические отношения с различными землями и государствами. При Соломоне был создан торговый флот. Кочевой народ евреев стал мореплавателями. Соломон был замечательным поэтом (его «Песнь Песней» до сегодняшнего дня – лучший образец любовной лирики), автором сочинений по естественным наукам и медицине.

Цари Израиля описанные в Библии – объединитель страны Саул , храбрый Давид , мудрец Соломон (XI - X вв. до Р.Х.), не сумели, стать деспотами. Слабая царская власть, ограниченная влиянием жрецов и старейшин не смогла удержать единства царства, которое после смерти царя Соломона (около 928 г. до Р.Х.) распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. В Израиле жили десять колен еврейского народа, в Иудее - два. Судьба этих царств была печальна. Израиль был разгромлен ассирийцами в 722 г. до Р.Х. Десять живших там колен были уведены в плен, переселены в другие места империи Ассирии, на чужие земли, в том числе и в Вавилон. Тогда Библия пополнилась многими преданиями народов Двуречья. Более не суждено было Древнему царству Израиля возродиться.

Одни завоеватели сменяли здесь других, и не знала эта страна свободы, но где бы ни жили её изгнанные сыны, они хранили верность своему единственному Богу – Творцу, Яхве Великому и слушались всех его заветов.

СЛОВАРЬ:

Пророк – в политеистических и монотеистических религиях, это человек, которому дано откровение от богов, позволяющее предсказывать будущее и передавать прочим людям волю божества.

Ангел – доброе сверхъестественное существо в монотеистических религиях иудаизме и христианстве. Ангелы являются помощниками Бога и покровительствуют людям.

Сатана – падший ангел, олицетворение всего злого и греховного в мире.

ВОПРОСЫ:

1. Подумайте, откуда происходит и что означает выражение «труба иерихонская»?

2. Что пытались объяснить иудеи мифом о Вавилонской башне? Как мы ныне понимаем словосочетание «Вавилонское столпотворение»?

3. Объясните, как мог появиться в Библии миф о Потопе? Сравните его с шумерским мифом об Утнапишти.

4. Как на основании мифов книги «Бытия» Ветхого Завета можно охарактеризовать Яхве? Какие черты ему присущи?

5. Как связана реформа Эхнатона в Египте и зарождение иудаизма у семитских народов?

6. Подумайте, есть ли что-то общее между законами Хаммурапи и заповедями, полученными Моисеем от Яхве?

7. Расставьте на ленте времени в хронологическом порядке исторических и легендарных персонажей – царь Тутмос III, царь Хаммурапи, царь Саул, царица Хатшепсут, царь Суппиллулиум, пророк Моисей, царь Джосер, царь Саргон Древний, царь Давид.

8. Подумайте, почему одним из самых распространенных символов учебных учреждений является яблоко?

ТЕМА 18. ДРЕВНЯЯ АССИРИЯ.

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Какой была древнейшая история Ассирии.

2. Какими были занятия ассирийцев.

3. Каким было ассирийское войско.

4. Как ассирийцы создали свою военную державу.

5. Как и почему ассирийская военная держава погибла.

На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. люди овладели новым металлом – железом. Орудия труда из железа были очень прочными и долговечными, так как железо более твердый металл. Впрочем, и сделать орудия из железа было куда сложнее, чем из мягких меди и олова. Железо плавится при более высокой температуре, чем медь и для выплавки этого металла необходима специальная печь. Орудия труда из железа очень быстро распространились по миру, железную руду тогда было проще найти, чем медь и тем более олово. В Х веке до Р.Х. во всем цивилизованном мире начался «железный век». Заметно повысилась эффективность земледелия, так как железный плуг и топор позволяли освободить под пашни и затем вспахать любые, пусть даже каменистые земли. Не только орудия труда, но и грозное оружие стали делать люди из железа и первыми в этом преуспели жители страны на севере Месопотамии – Ассирии.

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Глава 9 Царства Израильское и Иудейское в первое столетие после смерти Соломона (977–830 гг. до хр. эры)

64. Иеровеам и Рехавеам

После разделения Соломонова государства на две части, единство еврейского народа исчезло. В двух царствах существовали как бы два отдельных народа: израильтяне и иудеи. Северные десять колен, образовавшие большое Израильское царство, все более отдалялись от южных колен, составивших меньшее царство Иудейское (Иудея). Северяне издавна отличались от южан своими нравами и обычаями, а после раскола эти различия стали усиливаться. Прежде различные части народа соединялись двумя связями: династией Давидовой и святым общенародным храмом в Иерусалиме. Первая связь порвалась, когда десять колен отложились от внука Давида и признали царем Иеровеама. Вскоре отложившиеся колена порвали и последнюю связь: отреклись от иерусалимского храма и создали себе особое богослужение.

В то время как Рехавеам, правитель Иудейского царства, жил в Иерусалиме.

Иеровеам, царь десяти отпавших колен, устроил свою столицу в эфраимском городе Сихеме. Но Иеровеам не был спокоен на своем новом престоле. Он боялся, что его подданные, отправляясь на поклонение Богу в иудейский город Иерусалим, перейдут там на сторону законного наследника царской власти, Рехавеама.

Поэтому Иеровеам задумал совершенно отвлечь свой народ от иерусалимской святыни. Он хорошо знал, что простой народ любит поклоняться Богу, представленному в видимом образе, и желает иметь свои святые места поблизости, на ближайшем холме или в ближайшей роще. И вот Иеровеам велел отлить из золота два изображения Бога израильского и поставить их в двух городах, которые с древних времен считались священными: один в Бетэле, на юге Израильского царства, а другой - в Дане, на севере. Эти золотые изображения Иеговы имели вид тельцов, и тут Иеровеам, может быть, подражал виденному им в Египте обычаю изображать божество в виде быка (Апис). Иеровеам объявил народу: «Довольно вам ходить в Иерусалим. Вот изображения того Бога, который вывел израильтян из земли Египетской». Большая часть народа с радостью устремилась в новые храмы.

Так как левиты, составлявшие духовное сословие, не хотели служить при этих храмах, то Иеровеам назначил туда священников из простых мирян. Иногда, в большие праздники, он сам исполнял обязанности священника при алтаре в Бетэле.

Кроме того, он разрешил строить алтари на холмах, как делалось в старину, во времена судей Таким образом, в царстве десяти колен стали распространяться языческие формы богослужения. Левиты и благочестивые миряне уходили из этого царства в Иерусалим и вступали в число подданных Рехавеама.

Иудейский царь Рехавеам унаследовал недостатки своего отца, но не имел его достоинств. Его царствование было неспокойно. Между ним и Иеровеамом происходили постоянные войны. На пятом году царствования Рехатеама египетский царь Шишак вступил с огромным войском в Иудею, взял несколько укрепленных городов и проник в Иерусалим. Жадный до добычи, Шишак забрал сокровища, находившиеся в иерусалимском храме и в царском дворце, и удалился в свою землю. После этого нашествия Рехавеам царствовал еще 12 лет (умер в 960 г.).

Вскоре умер и Иеровеам, царствовавший 22 года (955 г.).

После Иеровеама в Израильском царстве наступило время смут и неурядиц.

Одни цари быстро сменялись другими, которые убивали своих предшественников и силой захватывали царскую власть. В течение 25 лет следовали один за другим четыре царя различного происхождения (Надав, Бааша, Эла, Зимри). Страна ослабела от внутренних раздоров. Этим воспользовался иудейский царь Аса, внук Рехавеама, и завоевал в Израильском царстве много городов. После долгих смут израильским царем сделался, наконец, Омри (Амврий), который положил конец беспорядкам и основал свою династию (928 г.).

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

5. 8. Израильское и Иудейское царства История Израильского и Иудейского Царств, описанная в Библии, это – смешанная история: Византии XI-XIV веков, «Монгольской» – Великой империи XIV-XV веков, оставившей на Западе след в виде империи Габсбургов XIV-XVI веков.Скорее всего, история

автора Йегер Оскар

ГЛАВА ВТОРАЯ Семиты. - Аравия, Месопотамия, Сирия. - Финикийцы; история Израильского народа до смерти Соломона Семиты. Южные семитыЕсли от низовьев Нила обратиться на восток и северо-восток, то вступишь в область, населенную семитским племенем. Первоначальным

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Египетская мифология автора Мюллер Макс

Глава 10 Жизнь после смерти Учение о жизни после смерти было настолько развито в Древнем Египте, что здесь мы можем набросать лишь некоторые из его наиболее примечательных черт. Потребовался бы целый том, чтобы оценить его должным образом, так как никто не выказывал

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

автора Альдред Сирил

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 3 Средневековье, названное «Античностью» Совмещение второй и третьей Римских империй, а также их наложение на Израильское и Иудейское

Из книги Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина: Правда и мифы. автора Лопухин Юрий Михайлович

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

8. Царства Израильское и Иудейское до падения первого из них (953…721 г. до Р. X.).Когда царство израильское выделилось из состава общего царства иудейского, первой заботой Иеровоама было доставить своему государству независимое, самостоятельное существование. Но для этого

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Внешняя политика Рима в первое столетие Республики (V в.). Союз с латинами Таким образом, в V в. Рим вступает ослабленным. Его внешнее влия­ние, завоеванное в конце царского периода, почти целиком было потеря­но. Этим воспользовались вольски, соседи латинов с юго-востока.

Из книги Убийство, развязавшее войну автора Кинг Грег

Глава XVIII ВМЕСТЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ Было начало одиннадцатого ночи 2 июля, когда поезд с Францем Фердинандом и Софией наконец прибыл на S?dbahnhof (Южный вокзал. - Прим. пер.) Вены. Так как траурное шествие должно было состояться после захода солнца, время прибытия поезда было

Из книги Египтяне [Великие строители пирамид] автора Альдред Сирил

Глава 6. ПЕРВОЕ ПАДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ВО ВРЕМЕНА СРЕДНЕГО ЦАРСТВА ПЕРВЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОДСедьмая-Десятая династии, приблизительно 2180-2080 гг. до н. э.Условия, которые сопутствовали закату Шестой династии, ярко описаны в Лейденском папирусе. Египтологи

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

ПЕРВОЕ СТОЛЕТИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Приглашаю Вас, любезный наш читатель, любитель истории Отечества, отправиться в увлекательное путешествие в век XVIII – в одно из самых интересных и привлекательных столетий нашей истории.Вас ждут встречи с государями российскими – от

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

«ПРЕСЛАВНЫЙ ГРАД, ЧТО ПЕТР НАШ ОСНОВАЛ» Первое столетие Петербурга Начало Санкт-Петербурга заставляет вспомнить мифологический сюжет о сотворении мира из первозданного Хаоса и устроении Космоса. В данном случае Хаос – пустынная и болотистая дельта Невы и «водная

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

Из книги История спиритуализма автора Конан Дойль Артур

Глава XI Жизнь после смерти в представлении спиритуалистов Спиритуалисты имеют одно из величайших преимуществ перед древними служителями промысла Божьего: впервые установив контакт с умами, населяющими потусторонний мир и посещающими иногда человечество, они прежде

По всей вероятности, Израиль возник на севере Иудейского нагорья к концу XIII в. до н.э. в качестве местного ханаанейского племенного объединения, в которое в XII в. до н.э. влилось некоторое количество семитских беженцев из Египта, принёсших с собой предания о происхождении от аморейского предка Сифа (Сета), жизни в Египте, бегстве из него и заключении по пути из Египта в Ханаан завета с мадиамским богом песчаной бури Яхве. Если не считать этих привнесённых извне преданий, народ Израиля оставался по своей культуре и религии ханаанейским и продолжал говорить на наречии ханаанейского языка, из которого со временем развился еврейский язык.


Согласно девтерономической истории, ок. 1000 г. до н.э. израильские колена объединились и создали мощное государство со столицей в Иерусалиме во главе с царём Давидом. Давида на престоле сменил его сын Соломон, при котором Израиль достиг невероятного политического, экономического, военного и культурного расцвета. После смерти Соломона начались смуты, вследствие которых из-под власти Иерусалима вышли десять северных колен, образовавших отдельное, собственно Израильское царство. Однако существование державы Давида и Соломона опровергается данными археологии, которая не обнаруживает на Иудейском нагорье никаких следов развитой государственности в Х в. до н.э. Особенно ярко противоречия между утверждениями ЕБ и данными археологии видны на примере Иерусалима. В городе, который, согласно девтерономическому историку, был баснословно богатой столицей огромной империи, археологи не находят ничего кроме черепков примитивной глиняной посуды.


Свидетельства археологии подтверждаются письменными данными. Существование державы Давида и Соломона не отмечено ни в одном современном ей тексте. Например, египетский фараон Шешонк I (940-920-е гг. до н.э.) в надписи из Карнакского храма рассказывает о своём военном походе в Ханаан. Об этом же походе сообщает Еврейская Библия, что является первым упоминанием в ней об историческом событии, подтверждаемым внешним источником: «На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким (šišaq), царь Египетский, поднялся против Иерусалима и взял сокровища дома Яхве и сокровища дома царского. Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон» (3 Цар. 14, 25-26). При этом в собственной надписи Шешонка, перечисляющей 150 взятых им в Ханаане городов, Иерусалима нет. Ближайшим к нему городом, упомянутым египетским фараоном, является Гаваон, находившийся в 10 км к северу от Иерусалима. Было бы очень странно, если бы при перечислении множества мелких городов Шешонк не упомянул взятую им столицу могущественного царства, которой, по утверждениям ЕБ, являлся Иерусалим. Причина странной забывчивости египетского правителя в том, что на самом деле Иерусалим в его время был лишь незначительным бедным поселением, управлявшим разве что своей непосредственной округой. «Объединённое царство» Давида и Соломона является не более чем вымыслом поздних иудейских авторов, стремившихся с его помощью обосновать претензии Иерусалима на власть над всеми еврейскими землями.

Надпись из Карнакского храма о походе фараона Шешонка в Ханаан с перечислением захваченных городов

Судя по археологическим данным, первым еврейским государством было Израильское царство, возникшее в конце X в. до н.э. Его возникновению предположительно способствовал поход Шешонка, подорвавший силы богатых и развитых ханаанейских городов Иезреельской долины, что позволило обитателям «горы Ефремовой» ими овладеть. Согласно девтерономической истории, первым царём Израиля был Иеровоам из колена Ефремова, которому предание приписывает основание главных израильских святилищ в Вефиле и Дане. Первая столица Израильского царства находилась в Сихеме, потом она переместилась в Фирцу. Наконец, ок. 880 г. до н.э. захвативший царский престол Омри (Амврий) перенёс столицу в Самарию. Омри стал подлинным основателем израильского великодержавия - даже после гибели его династии ассирийцы называли Израиль «домом Омри», а израильских царей - «сынами Омри». Омри также упоминается в надписи моавитского царя Меши IX в. до н.э.

Династия Омри правила Израилем около четырёх десятилетий. Ко времени её правления относятся монументальные постройки в столице царства Самарии, второй царской резиденции - Изрееле, а также в Гезере, Хацоре и Мегиддо, которые ранее приписывались Соломону. Омри на престоле сменил его сын Ахав, взявший в жёны дочь тирского царя Этбаала (Ефваала) Иезавель, с именем которой девтерономические историки связывают конфликт между сторонниками Ваала и Яхве. При Ахаве Израильское царство впервые появляется в месопотамских источниках. В 853 г. до н.э. ассирийский царь Салманасар III совершил поход на запад. У города Каркара на реке Оронт произошла его битва с коалицией сирийских и ханаанских царей, в составе которой монолит Салманасара III из Карха упоминает «2000 колесниц и 10 000 пехотинцев Ахава Израильтянина (A-ha-ab-bu MATSir-ila-a-a)». Салманасар заявляет о своей победе в битве, однако после неё ассирийцам пришлось ретироваться.

Ахава на престоле Израиля сменили его сыновья Охозия, а потом Иорам. К правлению Иорама относится война Израиля против Моава, описанная как в ЕБ (4 Цар. 3, 4-27), так и в надписи моавитского царя Меши. Меша (mš‘ - «Спаситель») сообщает, что за грехи Моава Б-г Кемош позволил царю Израиля Омри (‘mry mlk yśr’l) долгие годы угнетать Моав. Угнетение продолжилось при не названном по имени сыне Омри. Затем Кемош приказал Меше выступить на войну. Моавитский царь разбил израильтян и захватил у них несколько городов, в том числе в городе Нево он взял «сосуды Яхве» ([k]ly yhwh) и принёс их перед лицо бога Кемоша. Это сообщение содержит древнейшее определённое упоминание Яхве за пределами Еврейской Библии. Меша заявляет, что Кемош «спас меня от всех царей» (hš‘ny mkl hmlkn), а «Израиль гибелью погиб навек» (yśr’l ’bd ’bd ‘lm). 4-я Книга Царств сообщает, что Меша был данником Израиля, но после смерти Ахава отложился от него. Израильский царь Иорам в союзе с иудейским царём Иосафатом пошёл войной на Моав. Вначале ему сопутствовал успех, но после того, как Меша принёс в жертву всесожжения своего первенца, израильтян поразил страх и они бежали.

В течение IX в. до н.э. Израиль также вёл ожесточённые войны с арамейским царством Дамаска. Ок. 842 г. до н.э. престол в Дамаске захватил Азаил. Вероятно, Иорам решил воспользоваться этим случаем, чтобы вернуть ранее отнятый у него сирийцами город Рамоф Галаадский. Объединившись с иудейским царём Охозией, он выступил против Азаила, но в сражении с ним был ранен и привезён для лечения в царскую резиденцию Изреель. В это время в израильском войске, остававшемся у Рамофа Галаадского, произошёл мятеж. Захвативший власть Ииуй (Йеху) убил Иорама и его мать Иезавель и истребил всех его братьев и других родственников. Он также убил иудейского царя Охозию, находившегося в это время в Изрееле, и его братьев, шедших его проведать. Помимо этого, девтерономический историк приписывает Ииую истребление всех жрецов и служителей Ваала в Израильском царстве, но это сообщение вызывает сильные сомнения.

С гибелью династии Омри предположительно связана фрагментарная арамейская надпись, найденная в городе Дане. Её не называемый по имени автор (сирийский царь Азаил?) сообщает, что убил <…>rm.br.<…> / mlk.ysr’l.w<…> <…>yhw.br<…> / <…>k.bytdwd.w’<…>, что можно восстановить как «[Ио]рама, сына [Ахава,] царя Израиля, и [Охози]ю, сына [Иорама, ца]ря дома Давидова». В том случае, если bytdwd в этой надписи действительно означает «дом Давидов», это является первым упоминанием Давида (точнее, династии Давида) за пределами Еврейской Библии. Примечательно, что, если автором этой надписи является Азаил, он приписывает убийство израильского и иудейского царей себе, в то время как ЕБ приписывает его Ииую. Возможно, узурпатор действовал как сирийский агент, что дало Азаилу право счесть его деяние своим.

Ииуй упомянут как mIa-ú-a DUMU mHu-um-ri-i («Ииуй, сын Омри») и изображён в числе рабов Ассирии на «Чёрном обелиске» Салманасара III из Нимруда, датируемом примерно 825 г. до н.э. Ассирийский царь сообщает о нём: «Дань Йеху сына Омри: я получил от него серебро, золото, золотую чашу, золотую вазу с острым дном, золотые стаканы, золотые ковши, олово, царский посох, копья». Восхваляемая девтерономическими авторами «ревность Ииуя о Яхве», побудившая его, по утверждению ЕБ, устроить в Израиле вакханалию кровавого террора, не принесла ему никаких внешнеполитических выгод. Напротив, помимо того, что Израиль утратил независимость от Ассирии, которую сумел отстоять проклинаемый девтерономистами Ахав, в правление Ииуя и его сына Иоахаза он продолжал терпеть военные поражения от Сирии и терять в её пользу свои земли. Положение изменилось только при внуке Ииуя Иоасе, но причиной этого стало отнюдь не яхвистское благочестие последнего, а усилившийся ассирийский натиск на Сирию.

Израильский царь Ииуй на коленях перед ассирийским царём Салманасаром III
Изображение на «Чёрном обелиске»

В 796 г. до н.э. ассирийский царь Адад-Нирари III осадил Дамаск и принудил его правителя Бар-Хадада (Венадада) III к капитуляции. Ослаблением Сирии воспользовался Иоас Израильский, который вернул Израилю ранее захваченные у него сирийцами города. Он также разгромил и пленил иудейского царя Амасию, взял Иерусалим и разграбил царский дворец и храм Яхве. На сорокалетнее правление сына Иоаса Иеровоама II (780-740-е гг. до н.э.) пришёлся последний расцвет Израильского царства, отмеченный материальным благополучием, расцветом монументального строительства и широким распространением письменности. Иеровоам II является первым израильским царём, чьё имя засвидетельствовано надписью на печати (принадлежавшей «Шеме, рабу Иеровоама»).

Сын Иеровоама Захария был убит через 6 месяцев после своего вступления на израильский престол, что положило конец династии Ииуя. Узурпатор Шаллум вскоре сам был убит Менахемом, правившим десять лет. Чтобы сохранить свою власть, он был вынужден платить огромную дань Ассирии. Сын Менахема Пекахья (Факия) после двух лет правления был убит своим военачальником Пекахом (Факеем). В 732 г. до н.э. Пеках вступил в антиассирийский союз с царём Дамаска Рецином, в ответ на что Тиглат-Паласар III разгромил Сирию, убил Рецина и присоединил его владения к Ассирии, а также принудил Пекаха к капитуляции и аннексировал северные области Израильского царства. Вскоре после этих событий Пеках был убит Осией (Хошеей), который первоначально выступал в качестве верного вассала Ассирии, но потом заключил союз с Египтом и перестал платить ассирийцам дань. Это вызвало карательные меры ассирийского царя Салманасара V, который взял Осию в плен и осадил Самарию. Столица Израиля пала спустя три года, уже при новом правителе Ассирии Саргоне II. Вся территория Израильского царства была включена в состав Ассирии, значительная часть её населения депортирована, а на её место были переведены поселенцы из других ассирийских областей.

Несколько раньше этих событий, в середине VIII в. до н.э., появляются признаки превращения Иудеи в полноценное государство. До этого момента она была скорее отсталым племенным объединением, находившимся в тени гораздо более сильного и развитого Израильского царства. По количеству населения Иудея соотносилась с Израилем примерно как 1 к 10, то же самое можно сказать и о других показателях. Израильский царь Иоас, ок. 800 г. до н.э. взявший и разграбивший Иерусалим, образно выразил это соотношение сил между двумя еврейскими государствами, сравнив в своём послании иудейскому царю Амасии Израиль с «ливанским кедром», а Иудею - с «ливанским терном», который истоптали дикие звери (4 Цар. 14, 9). Положение решительно изменилось при иудейском царе Ахазе (743-727), который в войне между Ассирией и Израилем встал на сторону Ассирии, признав себя рабом Тиглат-Паласара III. В одной их надписей Тиглат-Паласара встречается самое ранее упоминание Иудеи за пределами ЕБ - ассирийский правитель называет в числе своих данников Ya-ú-ha-zi MATYa-ú-da-a, т.е. «Ахаза Иудейского».

При поддержке иудеев ассирийцы в 732 г. до н.э. разгромили Израильское царство и лишили его северных областей, а в 720 г. до н.э. взяли Самарию и включили остаток израильской территории в состав Ассирии. Если для Израиля эти события оказались катастрофой, то для Иудеи они, наоборот, стали подарком судьбы. В последние годы правления Ахаза и первые годы правления его сына Езекии (727-698) Иудейское царство переживает невероятный расцвет. Иерусалим, занимавший до этого лишь небольшую территорию Города Давидова и Храмовой горы, распространяется на западный холм и обносится (впервые после среднего бронзового века) новыми крепостными стенами. В пределах одного поколения его население переживает взрывной рост - примерно в 10 раз (от 1 до 10 тысяч). Подобный же демографический взрыв наблюдается и в сельскохозяйственной округе Иерусалима и других областях Иудеи.

В значительной степени подъем Иудеи был вызван бегством на юг населения Израиля, но свою роль сыграл и экономический расцвет, последовавший за интеграцией Иудейского царства в экономику ассирийской сверхдержавы. Иудея стала поставщицей оливкового масла и вина на имперский рынок, а вдоль её южной границы пролегли пути прибыльной аравийской караванной торговли. Житницей Иудеи служит плодородная долина Шефела, главный город которой Лахиш становится вторым по значению после Иерусалима городом государства и во второй половине VIII в. до н.э. украшается монументальными административными постройками и обносится мощными укреплениями. В централизованных мастерских разворачивается массовое производство керамики на государственные нужды.

С середины VIII в. до н.э. в Иудее впервые появляются личные печати с именами владельцев, надписанные каменные весы и остраконы, свидетельствующие о распространении письменности, которая является одним из главных признаков развитой государственности. После разрушения святилищ Израильского царства (Дана, Вефиля, Самарии и др.) Иерусалим, бывший до того лишь одним из множества еврейских религиозных центров, становится главным центром яхвизма. Этому способствовала и «религиозная реформа» царя Езекии, заключавшаяся, по всей видимости, в упразднении всех яхвистских святилищ за пределами столицы Иудеи. Вероятно, в последние годы правления Ахаза при содействии ассирийцев в Иерусалиме был построен новый храм Яхве, описываемый в ЕБ как «храм Соломона».

Однако этот расцвет продлился недолго. В 705 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II погиб в бою с киммерийцами, вслед за чем на территории Ассирийской империи вспыхнули восстания покорённых народов. Восстал и иудейский царь Езекия, вступив в антиассирийскую коалицию ханаанейских государств под покровительством Египта. Вероятно, к подобному развитию событий Езекия готовился заранее, о чём свидетельствует создание им запасов зерна, оливкового масла и вина и прокладка туннеля от источника Силоама, обеспечившая Иерусалим водой на случай осады. Подавив восстания на юге и востоке своей державы, сын Саргона II Синаххериб в 701 г. до н.э. выступил в поход на запад.

Ассирийское войско привело к покорности финикийцев и филистимлян, после чего вступило в Иудею и подвергло её территорию страшному разгрому. По утверждению анналов Синаххериба, он захватил сорок пять иудейских городов и угнал в плен двести тысяч мужчин и женщин вместе с их скотом. Крупнейший после Иерусалима город Иудеи Лахиш, оказавший ассирийскому царю упорное сопротивление, был полностью разрушен, его население ассирийцы уничтожили или депортировали. Подробности осады и взятия Лахиша были изображены на барельефах, изготовленных для дворца Синаххериба в Ниневии, которые в настоящее время хранятся в Британском музее.

Еврейские пленные из Лахиша перед Синаххерибом
Барельеф из царского дворца в Ниневии

Иудейского царя Езекию Синаххериб «как птицу в клетке» запер в Иерусалиме и принудил к капитуляции и выплате огромной дани, включая царских дочерей для своего гарема: «Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом - всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца» (Анналы Синаххериба). От взятия и полного уничтожение Иерусалим спасло, по всей видимости, приближение войска нубийского наследного принца Египта Тахарки («Тиргака, царя Ефиопского»), о котором Синаххерибу во время осады Иерусалима было доложено: «Вот, он вышел сразиться с тобою» (4 Цар. 19, 9). Вопреки предсказаниям пророка Исайи о бесполезности египетской помощи (4 Цар. 30, 2-7; 31, 1-3 и др.), именно появление египтян (а точнее, чернокожих нубийцев, правивших тогда Египтом) спасло Иерусалим от гибели.

Чернокожий нубиец Тахарка - Б-г, спасший Иерусалим от разрушения Синаххерибом

Однако в остальном последствия нашествия Синаххериба были для Иудеи катастрофическими. Помимо выплаты огромной унизительной дани она лишилась своих самых плодородных земель, находившихся в долине Шефелы, которые Синаххериб отдал своим филистимским вассалам. По сути дела Иудея превратилась в город-государство, сократившись до размеров Иерусалима и его округи. Земля была разорена, множество жителей угнано в плен. От экономического расцвета не осталось и следа. Тем не менее, Иерусалим, в отличие от Самарии, уцелел, что было приписано яхвистами покровительству «бога Израилева», посланец которого де истребил сто восемьдесят пять тысяч ассирийских воинов и тем вынудил Синаххериба уйти (4 Цар. 19, 35).

О правлении Езекии после ассирийского нашествия нам ничего не известно. Когда он умер, на престол Иудеи взошёл его сын Манассия (698-642), на чьё почти полувековое правление пришлось относительное возрождение Иудейского царства после разгрома 701 г. Главной причиной этого возрождения была лояльность Манассии своим ассирийским сюзеренам. Любопытно, что иудейские цари, проводившие проассирийскую политику, которая обеспечивала Иудее мир и процветание, изображаются девтерономическими авторами как злодеи, в то время как героем для них является Езекия, чьё восстание против Ассирии поставило Иудею на грань полного уничтожения. Об отношениях Манассии с ассирийцами ЕБ скромно умалчивает, но это умолчание помогают исправить ассирийские источники. Так, сын Синаххериба Асархаддон упоминает Манассию в числе вассальных царей, которые присылали в Ниневию материалы для строительства нового царского дворца, а сын Асархаддона Ашшурбанипал называет его среди своих данников, чьи войска участвовали в ассирийском завоевании Египта.

Правление Манассии было отмечено новым демографическим и экономическим подъёмом Иудейского царства. Росло население сельской округи Иерусалима, происходило сельскохозяйственное освоение новых земель на юге и востоке. Основными источниками доходов для Иудеи были оливковое масло и зерно, поставлявшиеся на имперский ассирийский рынок. На VII в. до н.э. в целом приходятся сотни иудейских печатей и булл с надписями, а также остраконов, что свидетельствует о первом в истории широком распространении грамотности среди населения Иудеи. К этому веку можно предположительно отнести самую раннюю письменную фиксацию ряда текстов, позже вошедших в состав Еврейской Библии, таких как яхвистско-элохистский источник и ряд пророческих текстов, ранее передававшихся устно. После смерти Манассии в 642 г. до н.э. на престол взошёл его сын Амон (носивший имя египетского Б-га Амона), который был убит заговорщиками спустя два года. Новым царём Иудеи стал восьмилетний сын Амона Иосия (640-609). В середине его правления началось ослабление Ассирии, приведшее в конечном счёте к её гибели. Следствием прекращения зависимости Иудеи от Ассирии стало, по всей видимости, удаление из Иерусалимского храма символов этой зависимости - «коней и колесниц Солнца» (4 Цар. 23, 11), которое под пером позднейших девтерономистов превратилось во всеобъемлющую религиозную реформу в духе исключительного яхвизма.

Уже ок. 656 г. до н.э. фараон Псамметих I (664-610), объединивший под своей властью весь Египет, объявил себя независимым от Ассирии правителем. Вероятно, его признали ассирийцы, которым он был выгоднее в качестве союзника, чем врага. После смерти последнего великого ассирийского царя Ашшурбанипала (669-627) Ассирия стала погружаться в смуту. В 626 г. вспыхнул мятеж в Вавилонии, а в 623 г. началась гражданская война в самой Ассирии. В 612 г. ассирийская столица Ниневия пала под ударами вавилонян и мидян, остатки ассирийского двора и войска бежали на запад в Харран. В одной из своих надписей Псамметих I сообщает, что владеет всем побережьем Леванта до Финикии. Предположительно, им был заключён договор с Ассирией, согласно которому все ассирийские владения к западу от Евфрата, включая Иудею, переходили под власть Египта в обмен на военную помощь против вавилонян.

В 610 г. до н.э. вавилоняне взяли Харран, в том же году умер Псамметих. В 609 г. его сын Нехо II отправился в поход на север с целью отбить Харран у вавилонян. На пути туда в городе Мегиддо он убил иудейского царя Иосию. Девтерономический историк сообщает об этом очень лаконично: «Во дни его поднялся фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И пошёл царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его» (4 Цар. 23, 29). Более поздний хронист утверждает, что Иосия погиб в битве с египтянами (2 Пар. 35, 20-24), однако сообщение 4-й Книги Царств вызывает больше доверия. По всей видимости, Нехо просто казнил своего вассала Иосию за связи с вавилонянами. Жизнь царя, которого девтерономисты представляют величайшим поборником яхвизма, закончилась настолько бесславно, что девтерономический историк даже не нашёл слов для комментария.

Фараон Нехо, поражающий азиатского варвара (Иосию?)
Печать из Мегиддо конца VII в. до н.э.

Попытка Нехо II отбить Харран у вавилонян не увенчалась успехом. На обратном пути он отстранил от власти сына Иосии Иоахаза, просидевшего на иудейском престоле всего 3 месяца, и отправил его в Египет. Вместо него Нехо поставил царём Иудеи другого сына Иосии Иоакима (Елиакима) (609-598), который был принуждён платить Египту тяжелейшую дань. В 605 г. до н.э. в битве у Кархемиша вавилонский царь Навуходоносор II разгромил остатки ассирийского войска и поддерживавшего их Нехо II. Египтяне были вынуждены уйти из Ханаана, который перешёл под власть Вавилонии. Её власть признала и Иудея, однако вступивший в 598 г. на престол сын Иоакима Иехония попытался отложиться от вавилонян, заключив союз с Египтом. В ответ на это Навуходоносор II в 597 г. взял Иерусалим и ограбил царский дворец и храм Яхве. Бывший царь Иехония был увезён в Вавилон вместе с большим количеством представителей иудейской знати, жречества и ремесленников. Вместо него на престол Иудеи Навуходоносор посадил ещё одного сына Иосии Седекию (Матфанию) (597-586).

Спустя десять лет теперь уже Седекия предпринял попытку отложиться от Вавилона. В ответ на это Навуходоносор II во главе своего войска вновь двинулся на Иерусалим. После полутора лет осады вавилоняне ворвались в город. Царю Седекии с приближёнными удалось бежать, однако его схватили возле Иерихона и привели к Навуходоносору. Сыновей Седекии казнили у него на глазах, после чего его самого ослепили и в цепях отвели в Вавилон. По приказу вавилонского царя Иерусалим был сожжён, а его стены разрушены. На месте Иудейского царства в 586 г. до н.э. возникла вавилонская провинция Иудея с административным центром в городе Мицпа в колене Вениаминовом (вероятно, нынешний Тель-эн-Насбе в 12 км к северу от Иерусалима). Религиозным центром новой провинции стало древнее святилище в Вефиле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.