Религия как одна из форм культуры таблица. « Религия как одна из форм культуры»

Предмет: обществознание, 8 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные ранее на других предметах.
  • В соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся раскрыть функции религии.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций (церковь, секта и др.).
  • Разъяснить обучающимся содержание статей 14, 28 Конституции РФ.
  • Способствовать воспитанию у школьников таких качеств, как уважение, терпимость, толерантность.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  • Презентация по тем: «Религия как одна из форм культуры» (Приложение );
  • Учебники «Обществознание», 8 класс, под. Ред. Л.Н. Боголюбова, 2015.

План урока (основные вопросы для изучения нового материала):

  • Что такое религия (актуализация знаний).
  • Особенности религиозной веры.
  • Роль религии в жизни общества.
  • Религиозные организации и объединения.
  • Свобода совести, свобода вероисповедания.

Ход урока

Отвечая на вопросы в начале параграфа (рубрика «Вспомним»), актуализируем знания о религии, об истории ее возникновения.

Что такое религия?

  • совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (см. словарь);
  • определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Когда появились первые религии?

Зарождение религии происходило много веков назад (около 40 тыс. лет назад возникли ранние религиозные представления).

Ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д.

Древние люди пытались задобрить таинственные силы, «заколдовать удачу». Они пытались при помощи различных обрядов (песен, танцев, рисунков, ритуальных действий) воздействовать на природу.

Магия, колдовство, вера в добрых и злых духов у первобытных людей свидетельствуют о появлении религиозных верований, зачатках религии.

Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Особенности религиозной веры

Отвечая на вопросы рубрики «Подумаем» (Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?), выявляем особенности религиозного сознания.

Работа с понятиями. Анализ религиозной веры.

Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований.

Религиозная вера – это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов.

Религиозная вера – это определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Роль религии в жизни общества

Систематизируем и обогащаем теоретическими знаниями личный социальный опыт учащихся. Работа с текстом параграфа (стр. 97-98).

Определяем функции религии.

  • Регулирует поведение людей (регулирующая);
  • Воспитывает человека (воспитательная);
  • Дает ответ на вечные человеческие вопросы (мировоззренческая);
  • Снимает тяжелое психологическое состояние человека (психологическая/компенсаторная);
  • Способна избавить человека от одиночества (коммуникативная);
  • Объединяет общество или порождает вражду (интегративная).

Религиозные организации и объединения

  • церковь;
  • секты;
  • организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Обратить внимание на отличия сект от церкви.

Свобода совести, свобода вероисповедания

Работа с понятиями и материалами Конституции РФ.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил.

Статья 14 Конституции РФ

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Делаем вывод:

  • каждый в нашем обществе волен решать, какую религию исповедовать или быть атеистом;
  • мы должны с уважением относиться к выбору каждого.

Подведение итогов урока и закрепление полученных знаний

Заполнение таблицы на соотнесение терминов и их определений.

Определение

право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства

Свобода совести

это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов

совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия

это личностное, эмоциональное отношение человека к какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований

Религиозная вера

система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил

Рефлексия

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Информация о домашнем задании

  • П. 12, вопросы после параграфа на стр. 101;
  • индивидуальные задания:
    • Стр. 101 вопрос 4 «В классе и дома» (отдельный лист);
    • Стр. 103 вопрос 5 «Вопросы для повторения» (устно)

Используемый материал

  1. Баранов П.А. Обществознание. Полный экспресс-репетитор. – Москва: Астрель, 2013.
  2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций под ред. Л.Н. Боголюбова, М. : Просвещение, 2015.
  3. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Искусство - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К И. относят группу разновидностей человеческой деятельности: живопись, скульптуру, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности, способом удовлетворения и воспитания человеческих чувств.

Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Сущность искусства наиболее отчетливо проявляется в его функциях . Есть разные подходы к типологии функций искусства. Наиболее интересными и обоснованными можно считать подходы известных исследователей философских проблем культуры и искусства Ю Б Борева и М С Кагана. эстетический самовыражение художественный мастерство

Исходя из роли искусства в жизни человека и общества, ЮБ Борев дает такую классификацию его функций:

  • - общественно-преобразующая (искусство как деятельность) - искусство на основе переработки жизненного материала создает образы, которые идейно-эмоционально воздействуют на людей, ориентируя их мировосприятие, мышление и поведение;
  • - познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) - произведения искусства всегда воплощают и несут определенное знание, формируют новые горизонты видения жизни;
  • - прогностическая - в произведениях искусства часто имеет место интуитивно-целостное предчувствие будущего, образно-эмоциональное представление о нем, дополняя или даже опережая научное предвидение;
  • - информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщения) - искусство всегда является сообщением и общением, оно служит усвоению индивидом общественного опыта (исторического, национального) создавая идеи-символы общечеловеческих ценностей.
  • - воспитательная - искусство формирует целостную личность, структуру ощущений и мыслей людей, общий эмоциональный настрой на жизнь.
  • - суггестивная (искусство как внушение) - искусство нередко действует словно гипнотически, может формировать уверенность перед битвой, священный страх, призвать к определенному действию, мобилизуя силы и способности людей;
  • - эстетическая - (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) - искусство формирует чувственность человека, способность видеть жизнь сквозь призму образности, представлений о прекрасном и безобразном, формирует эстетические вкусы, идеалы;
  • - гедонистическая (искусство как наслаждение) - как художественное творчество, так и восприятие художественного произведения несут человеку бескорыстную радость, удовольствие от открытия и сопереживание гармонии и совершенства
  • - компенсаторная (искусство как психотерапия) - поскольку человек не всегда имеет возможность реально изменить свою жизнь в желаемом плане, у него возникает потребность в искусстве как особом средстве позволяет превратить жизнь символично, утраченную или недосягаемую в реальности.

С более подробной характеристикой этих функций искусства можно ознакомиться в работе Борев Ю Эстетика М, 2005, с 218-238

Руководствуясь системным подходом, Каган МС характеризует функциональные отношения искусства как составной культурного измерения человеческого бытия по отношению к природы, общества, человека, культуры и к самого себя как специфического культурного явления. Особенности каждой из этих функциональных ориентаций искусства выглядят следующим образом

Функции искусства по отношению к человеку Проблема отношения искусства к человеку имеет два масштабы: исторический и биографический. Исторический масштаб проявляется в том, что искусство с самого начала выступало средством очеловечивания человека -отрывало ее от животного состояния, поднимало над чисто биологическими, утилитарными практическими потребностями. Искусство развивает духовность человека целостно, воздействуя как на чувства, так и на мышление и волю.

Функции искусства по отношению к обществу искусство выступает как средство укрепления общественных связей между людьми. Уже в первобытной культуре формируется сложная и разветвленная система обрядов, регулирующие морально-религиозные отношения людей. Это охотничьи и земледельческие танцы, ритуалы, обряды инициации, свадебные и похоронные церемонии представляли собой своеобразные драматизированные действа, вызывали к себе определенное эмоциональное отношение. С этого времени и на протяжении всей истории человечества эта художественная обрядность предоставляла различным социальным отношениям эстетическую привлекательность, величество, поэтичность

Функции искусства по отношению к природе Искусство способно влиять не только на человека и общество, но и на саму природу. Оно не только изображает природу, но и превращает ее - как в воображении, так и в реальном материальном бытии, примером чего, в частности, выступает садово-парковое искусство. Данная функция существенно изменяется на протяжении всей истории Например, в Средневековье христианство культивировало пренебрежение к природе, а в эпоху Возрождения уже преобладает восхищение ее гармонией и величием.

Функции искусства отношении культуры В отношении культуры искусство выполняет функцию ее самосознания, способно выступать зеркалом культуры, ее автопортретом. Через искусство определенной эпохи, другой культуры мы входим в самое сердце этой культуры и не просто ее узнаем, а эмоционально, постигаем ее, вступая с ней в диалог. И в ходе этого общения через искусство каждая культура глубже осознает себя, свою уникальность, а также сходство с другими культурами.

Функции искусства по отношению к собственным потребностям функция искусства относительно самого себя выступая эстетическим регулятором собственного развития. В этом смысле в истории искусства ключевым является понятие "классика" которое означает признание потомками непреходящей ценности определенного этапа художественного развития, из которого искусство последующих эпох черпает опыт большой эстетической силы. МСКагана "Философия кул льтуры ", СПб, 199t;, СПб., 1996.

1.Запиши определение понятия.

Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответственно поведение и действия.

2. Что характерно для религиозного сознания?

Вера в Бога, определенные обряды, молитвы.

3. Какие функции в жизни человека и общества выполняет религия? Перечисли функции и приведи примеры реализации каждой из них. Заполни таблицу.


4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия- одна из форм 3 (А), способ практически - духовного освоения мира индивидом, 6 (Б), обществом в целом.
В структуре религии выделяются
2 (В), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие 5 (Г), влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них. Благодаря религиозной вере определённые персоны, предметы, тексты наделяются религиозным значением и 1 (Д) и включаются в культ.
Учёные выделяют политеистические
4 (Е) и монотеистические (единобожие) религии. Различают также племенные или архаические (шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и 7 (Ж) (буддизм, христианство, ислам).

Выбирай последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

1) символический смысл
2) религиозное сознание
3) духовная жизнь
4) многобожие
5) сверхъестественные силы
6) социальная группа
7) мировые религии

А-3 Б-6 В-2 Г-5 Д-1 Е-4 Ж-7

5. Прочитай извлечения из Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и выполни задания.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии.... Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих....

Статья 4. Государственные и религиозные объединения.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что, согласно закону, включают в себя свобода совести и свобода вероисповедания (подчеркни соответствующее положение закона)?

2) Предположи, почему несение военной службы для верующих в случае необходимости заменяется альтернативной гражданской службой, а не отменяется совсем.

Закон одинаков для всех. Поэтому отменить несение военной службы нельзя. Можно только заменить её.

3) С какой целью, по твоему мнению, в законе специально оговаривается право граждан не разглашать своё отношение к религии?

Выбор религии - это личное дело каждого человека.

4) Как закон защищает права несовершеннолетних (подчеркни соответствующее положение закона)?

Почему это необходимо делать?

Запрещается вовлечение в религиозные объединения вопреки воле несовершеннолетнего и без согласия родителей.

5) Что, согласно закону, означает понятие "светское государство" (подчеркни соответствующее положение закона)?


6. Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. Оказалось, что часть опрошенных, заявивших о своей вере в Бога, верят ещё и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Проанализируйте данные опроса.

1) Какое количество опрошенных верит только в существование Бога?

56%

2) В какие ещё сверхъестественные силы верят опрошенные?

В инопланетян, колдовство и магию.

3) Сделай три вывода из приведённых данных.

Меньше всего опрошенных верят в инопланетян. (6%)
Большинство верит только в Бога.
21% опрошенных верят в Бога и приметы.

4) Объясни один из своих выводов.

Всего 6% опрошенных верят в инопланетян, т.к. их существование до сих пор не доказано.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.
Первая из них - убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.


Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу? Как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке? Сегодня, пожалуй, не найдется преподавателя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно – урочная система с преобладанием фронтальных форм работы неэффективна и мало способствует развитию учащихся. Для нее характерна низкая познавательная самостоятельность обучающихся, усреднение темпа и уровня изучения учебного материала. И учащиеся, и преподаватель становятся заложниками времени: нужно на уроке все успеть объяснить (понять, запомнить!), спросить (ответить!), оценить. Учащийся все время в состоянии оценивания, работает в режиме “спросил – ответил”. В результате его учебная деятельность сводится к запоминанию и воспроизведению. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения, скорее, со знаком минус, чем плюс. Как, не поступаясь высоким уровнем обучения, сохранить учащемуся физическое и психическое здоровье, сформировать у него положительную учебную мотивацию?

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.

Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКЕ

Тема “Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте”

Цели –1. Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.

2. Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.

3. Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.

На доске: Тема урока “Односоставные предложения и ……………………. .”

Слова песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значение злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Из учащихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) по знакам Зодиака, что предполагает объединение в группы по “мотиву случайности” Для каждого ВТК определен тип односоставных предложений (назывные, обобщенно - личные и т.д.)

Ход урока

1. Приветствие мастера

2. Индуктор. Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Мастер: Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки песни Б. Окуджавы? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.

Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по ВТК.

Социоконструкция: Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске (например, восторг, любовь, дружба и. т.д.)

Мастер: Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями

Мастер: Есть ли какая – то логика в моих ассоциациях? Какая?

(Учащиеся определяют, что объединяет все эти слова).

Социализация:

Мастер: Выделите ключевое слово (Настроение)

Как связана данная ассоциация с темой урока?

(благодаря односоставным предложениям в тексте Б. Окуджавы, создается определенное настроение грусти, ностальгии, любви и т.д.

Мастер: Итак, какая цель нашего исследования? (Показать роль односоставных предложений в создании настроения текста, особенности их употребления в художественном тексте).

Мастер дописывает на доске тему “и особенности их употребления в художественном тексте”.

Мастер: Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте в ВТК написать миниатюру об осени, используя односоставные предложения указанного типа. Обсудите. (Звучит муз П. Чайковского из “Времен года”)

Мастер: Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения?

(Ответы учащихся)

Мастер: У вас на столах тексты с рассказами В. Астафьева “Затеси”

“Затеси” - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.

(Работа со словарем - найти определение, что такое затесь)

Мастер: И сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в “Затесях” “работают” односоставные предложения.

(Работа в ВТК Обсуждают коллективно, делают заметки)

Афиширование:

Каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.

Мастер: Прослушав все выступления, сделайте вывод, обсудив в группах. Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием.

Представители ВТК записывают на доске: для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста и т.д.

Мастер: Определите опорное сочетание (настроение текста). Вспомните о том, что в начале урока опорным словом в наших ассоциациях тоже было слово настроение.

Рефлексия:

Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Появилось ли желание углубиться в проблему? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Скажите, как вам было приятно работать вместе. Помните призыв Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.