«Страна контрастов»: почему в Индии много богов и кто из них главный. Древние боги индии Верховный индийский бог

В Индии количество богов огромное и у каждого из них есть своя конкретная ниша. Среди них особенно выделяются три главных правителя: Брахма, Вишну и Шива. Они входят в Тримурти (индуистскую троицу), как создатель, вседержитель и разрушитель.

Верховный бог индусов Брахма

В Индии его считают творцом мира. У него нет ни матери, ни отца, а рожден он из цветка лотоса, который находился в пупке Вишну. Брахма создал мудрецов, принимающих непосредственное участие в сотворении Вселенной. Также создал он 11 Праджапати, которые являются прародителями человечества. Изображают Брахму человеком с четырьмя головами, ликами и руками. Царь богов у индусов имеет красный цвет кожи и одет он в такого же цвета одежды. Есть информация, что каждая из голов Брахмы постоянно рассказывает одну из четырех Вед. К характерным чертам можно отнести белую бороду, символизирующую вечную природу его существования. Есть у него и собственные атрибуты:

  • скипетр в форме черпака;
  • сосуд с водой, который сделан или из металла, или из ;
  • молитвенные четки;
  • книги Вед или цветок лотоса.

Бог индусов Вишну

Представляли его человеком с синей кожей и с четырьмя руками. На голове у этого бога корона, а в руках атрибуты, имеющие важное значение: раковина, чакра, жезл и лотос. На шее находится священный камень. Передвигается Вишну на Орле с получеловеческим лицом. Почитали его как божество поддерживающее жизнь во Вселенной. Этот четырехрукий бог индусов обладает огромным количеством положительных качеств, среди которых можно выделить: знание, богатство, могущество, силу, мужество и великолепие. Есть три основные формы Вишну:

Великий бог индусов Шива

Он является олицетворением разрушения и трансформации. Кожа у него белая, а вот шея синяя. На голове находится спутанный пучок волос. Голову, руки и ноги украшают змеи. Надета на нем шкура тигра или слона. На лбу у него находится третий глаз и трипунда из священного пепла. Изображали его в основном сидящим в позе лотоса. В шиваизме многорукий бог индусов считается верховным, а в других направлениях ему причисляют лишь способность разрушителя. Считается, что именно Шива создал известный звук «Ом».

Для европейца индуизм кажется чем-то очень сложным, непонятным, чуждым. Отчасти это объясняется многобожием, которое достигло невероятного размаха. Все эти индийские духи. Кажется, что запомнить их имена и функции просто невозможно. Однако, как и в любой религии, наряду с множеством второстепенных

мелких божков или святых есть так называемый верховный пантеон. В индуизме, как и в христианстве, имеется представление о триединстве Всевышнего, но несколько в другом аспекте. Здесь имеет место некая динамичность - создатель-вседержитель-разрушитель. Таким образом, верховные индийские боги, имена которых Брахма, Вишну, Шива, считаются не просто верховными. Они отражают динамичность в развитии всего сущего.

Все индийские боги и полубоги имели жен. Брахма, Вишну и Шива не были исключением. Их спутниц звали, соответственно, Сарасвати, Лакшми и Парватти. Эти богини также считались верховными и почитались индусами. Они наравне с мужьями управляли жизнью людей. Так, Сарасвати покровительствовала музыке, искусству и литературе. Согласно легенде, именно она изобрела санскрит - древнейшую письменность. Лакшми считалась богиней любви, семейного очага, удачи. Она воплощает жену всех инкарнаций Вишну. Парватти - жена Шивы. В негативном аспекте ее почитают под именем Кали. В данном случае она полностью соответствует мужу, так как олицетворяет разрушение. Кали изображают как страшную многорукую женщину в ожерелье из черепов, с черными развивающимися волосами, кровавыми клыками.

Существуют и другие индийские боги, особо почитаемые в Индии. Например, Ганеша,

сын Парватти и Шивы. Его изображают с и почитают как хранителя богатства, достатка и счастья, бога, устраняющего препятствия и покровителя наук. Также Ганеша - предводитель прислужников Шивы. Его часто изображают танцующим.

Индийский - Кама - похож на своего античного "коллегу". Его изображают как красивого юношу с луком и стрелами. Только лук его сделан из тростника, а вместо стрел - цветы.

Индийские боги зачастую теряли свое первостепенное значение, трансформируясь в владык сторон света. Например, Варуна - бог-судья, воплощение мирового порядка и справедливости. Кроме того, Варуна является вседержителем мровых вод, и бурных потоков. Он вершил высший суд и карал грешников, однако постепенно утратил свое значение, трансформировавшись в правителя запада.

Индра - изначально бог войны, битв, грома и молний, царь всех полубогов. В руке у него была молния, которой он карал врагов или же возвращал к жизни павших в бою воинов. Также утратил первоначальное значение, став правителем востока.

Сурья - всевидящее око богов. Его основной задачей было изливать свет. Сурья ходил по небу, разграничивая день и ночь. В некоторых мифах упоминается семерка скакунов, на которой он объезжал небо. В этой версии Сурья имеет нечто общее с Гелиосом. Со временем стал владыкой юго-востока.

Владыка царства мертвых. Его жена и спутница - Ями - воплощает его творческую энергию. Яма считается братом Ману, первого человека, который пережил Потоп. И хотя Яма изначально был милостивым богом, со временем он, как и многие индийские боги, приобрел совсем иные качества и стал почитаться как свирепая разрушительная сила.

Индуизм характеризуется ярко выраженным политеизмом. Никакая другая религия не может похвастаться таким большим количеством божеств. Но мы не будем перечислять всех. В этой статье перед вами предстанут самые главные индийские боги. Пантеон богов возглавляет Тримурти. Это тройной образ, состоящий из Брахмы, Шиву и Вишну. Расскажем об этих высших существах более подробно.

Брахма

Никакие индийские боги не сравнятся по силе с этим правителем мира и отцом всего сущего. Именно Брахма создал вселенную. Он имеет четыре головы и руки, в которых держит Веды, гирлянду роз, сосуд с водой и жезл. Сам творец восседал на лебеде или гусе.

Как гласит один из мифов, Брахма сотворил из своего тела богиню и назвал её Сатарупу. Она была настолько красива, что правитель не мог оторвать от неё взгляд. Как только богиня отходила в сторону, у Брахмы появлялась новая голова, смотрящая за ней. Так продолжалось на протяжении довольно долгого периода времени. Вскоре Брахме удалось убедить Сатарупу выйти за него замуж. В уединённом месте они провели вместе сто священных лет. После этого у влюблённых родился Ман, который стал первым человеком.

Шива

Индийские боги - это не только добрые защитники людей. Иногда они имеют двойственную натуру. Наиболее ярким примером этого является Шива. Помимо совершения хороших дел, он часто посещал поля сражений. Нередко его рисовали с верёвкой, на которой были нанизаны черепа.

Также Шиву изображали трёхглазым и четырёхруким. Третий глаз у него расположен посередине лба. Шива носил ожерелье из змей. Встречаются изображения этого бога с синей шеей. В такой цвет она окрасилась после того, как Шива проглотил яд, выпущенный змеёй для отравления океана.

С одной стороны Шива является творцом, с другой богом времени, а, следовательно, разрушения. Также он способствовал развитию плодородия, но при этом жил аскетом в горах.

Вишну

Является хранителем мироздания. По жестокости не уступает Шиве. Вишнуиты называют его «высшим богом». Иногда высшую реальность Брахман или индуистскую концепцию «Абсолюта» изображают как Вишну. Как гласит один миф, из пупка этого бога вырос лотос. В центре цветка восседал Брахма, который и начал процесс созидания. Главная же функция самого Вишну - способствовать торжеству добра над злом.

В древних текстах Ригведы он фигурирует как второстепенное божество. Согласно этим трактатам, Вишну появился как бог солнца и мог пересечь весь космос, сделав всего три шага. Позднее его стали ассоциировать с карликом и рыбой. Тогда же возникла и концепция инкарнаций Вишну. Когда космосу грозило уничтожение, он появлялся в разных аватарах и сражался с демонами, восстанавливая вселенский порядок.

Выше были перечислены главные боги Индии. Индийская мифология также содержит сказания о множестве второстепенных. Давайте рассмотрим некоторых из них.

Ганеша

В категории «второстепенные индийские боги» считается самым популярным. Олицетворяет мудрость и способствует устранению препятствий. Поэтому люди всегда призывают его перед предстоящим важным делом.

В индуистской мифологии является сыном Парвати и Шивы. Обладает человеческим туловищем (жёлтым или красным), головой слона с одним бивнем, четырьмя руками и большим животом. Согласно мифам, в честь рождения Ганеши был организован праздник. Но на него забыли позвать бога Шани. Тот в отместку испепелил голову младенца своим взглядом. Брахма посоветовал родителям приставить к телу младенца голову первого попавшегося существа. И этим животным оказался слон.

Лакшми

Занимает второе место в категории «второстепенные индийские боги». Олицетворяет процветание и удачу, а также является женой Вишну. В легендах она предстаёт как красивая девушка, которая сидит или стоит на лотосе. Иногда богиня держит в руках цветок. При каждом перерождении Вишну, Лакшми воплощалась вместе с ним.

Кама

Это индийский бог любви. Наиболее распространённое его изображение - юноша с луком в руках. Сам лук сделан из живых пчёл и сахарного тростника, а в качестве стрел Кама использовал цветы. Стрел было пять, и каждая из них вызывала в человеке определённое чувство. Каму сопровождали нимфы, несшие с собой его знамя. Сам бог передвигался на попугае. Насчёт появления Камы существует несколько легенд. В одном сказании его представляют как сына Вишну и Лакшми. В другом, он появляется в сердце Брахмы в образе девушки.

Продолжаем наш экскурс в индуизм. Сегодня речь пойдет о прекрасных спутницах индуистского пантеона и некоторых их потомках. Кстати, многие индийские боги и богини помогают в творчестве, способствуют устранению преград и достижению благополучия и процветания. Хотите узнать подробности, тогда читайте дальше ☺

Как я уже рассказывала в посте «Индуизм и верховные индийские боги» на вершине индийского «Олимпа» находятся Боги Брахма, Вишну и Шива, которые образуют Тримурти. У каждого них есть прекрасная спутница жизни (а то и всех жизней), божественного или человеческого происхождения, но всегда с очень непростой судьбой. После того как они связали свою жизнь и судьбу со своими божественными супругами, они стали Шакти – божествами (божественной силой, светом), несущими во вселенной женскую энергию.

Спутница Брахмы

Женой Брахмы является прекрасная богиня Сарасвати, покровительница домашнего очага, плодородия, благополучия. Кроме того, она благоволит творцам, отдавая особое предпочтение писателям всех мастей и музыкантам.

Сарасвати часто называют речной богиней, богиней воды, более того ее имя переводится как «та, которая течет». Обычно Сарасвати изображают красивой женщиной в белых одеяниях, восседающей на цветке белого лотоса. Не сложно догадаться, что белый – это ее цвет, символизирующий познание и очищение от крови. Ее одежды богаты, но, по сравнению с убранством Лакшми, очень скромны (до Лакшми мы еще дойдем). Скорее всего, это косвенно указывает на то, что она находится выше мирских благ, так как она познала высшую истину. Так же ее символом является светло-жёлтый распускающийся цветок горчицы, который как раз начинает формироваться в бутоны весной во время праздника в ее честь.

У Сарасвати, так же как и Брахмы, четыре руки. И так же как и ее божественный супруг, в других из них она держит четки, естественно, белого цвета, и веды. В третьей руке у нее вана (национальный музыкальный инструмент), в четвертой – священная вода (не заря же она богиня воды). Часто у ног Сарасвати плавает белый лебедь, что так же является символом ее опыта и мудрости в познании высшей истины. Иногда Сарасвати называют Хамсавахини, что означает «та, что использует лебедя для передвижения».

Если помните, в прошлый раз я рассказывала, что по одной из теорий, человечество появилось в результате страсти Брахмы к его дочери Вак. Такое положение дел не очень устраивает некоторых верующих, поэтому часто позиционируют Вак как одну из ипостасей Сарасвати. Другими ее образами могут являться Рати, Канти, Савитри и Гаятри. Богиня очень популярна в Индии, иногда ее иногда даже называют Махадеви – Великая матерь. Считается, что если назвать дочку Сарасвати, то она будет прилежно учиться, а в ее будущем доме будет благополучие и довольство.

Спутница Вишну

Как мы помним, Вишну приходил на землю 9 раз в разных аватарах и каждый раз его женой была Лакшми, естественно, в разных своих ипостасях. Самыми известными и почитаемыми являются Сита (когда Вишна был Рамой) и Рукмини (Вишну – Кришна).

Но как бы не называли ее в том или ином образе, ни у кого не вызывает сомнения, что это Лакшми. Лакшми появилась из пучин Комического океана вместе с другим сокровищами, поэтому многие почитают ее саму как божественное сокровище. Она, как истинная женщина, является одновременно и силой и слабостью своего избранника, что неоднократно находило отражение в народном творчестве, например в Рамаяте. Зачастую ее образ затмевает Сарасвати, так же как и Вишну Брахму, и именно на нее перекладывают роль Великой матери Махадеви.

Лакшми традиционно изображают сидящей на розовом или красном цветке лотоса красивой молодой женщиной, моложе Сарасвати, в красивых дорогих одеждах и украшениях. В качестве средства передвижения она обычно использует белую сову.У нее так же как и удругих богов четыре руки, но никаких обязательных предметов, которые она держит выделить нельзя. Иногда ее изображают с лотосами, иногда с золотыми монетами – на что хватит фантазии художника. Лакшми невероятно популярна в Индии, ведь она, помимо того что является супругой верховного божества, еще и покровительствует богатству, удаче, везению, свету, познанию, мудрости, свету, храбрости и плодородию. Она желанный гость в любом доме.

Удивительно, но факт, для того, чтобы заслужить ее благосклонность обязательными являются следующие, уже знакомые нам, действия. Богиня не приемлет беспорядок, если в вашем доме куча мусора, пыли, неиспользуемых вещей, не ждите, что она навестит вас. Воздух в доме должен быть свежим, обязательно вода в графине, домашнее растение (если нет сада), свечи и благовония. Наиболее благоприятной зоной для размещения изображения Лакшми, является юго-восточная часть дома. Если вспомните мой пост , то согласно китайской традиции зона богатства находится там же, а минимальные меры для его привлечения сводятся к уборке и проветриванию. Есть повод задуматься…

Отпрыском Лакшми и Вишну является бог любви Кама. Все мы много или мало слышали о камасутре, так вот, если переводить дословно, то это означает «правила любви (вожделения)». Кстати, бедняга Кама, серьезно пострадал от бога Шивы, чем навлек на последнего серьезный гнев Вишну и Лакшми. Кама выпустив в Шиву стрелу страсти, когда тот находился в глубокой аскезе и многолетней медитации, дабы привлечь его внимание к прекрасной дочери царя Гималаев Парвати. Это так разозлило Шиву, что он испепелил Каму своим третьим глазом. Под давлением Вишну, Лакшми и других богов, он вынужден был дать согласие на перерождение бога любви. Не смотря на все старания, Кама возродился к жизни анангой (бестелесым) и теперь он повсюду.

Спутницы Шивы

Вот мы плавно подобрались к любовным похождениям великого аскета Шивы. Их было множество, в зависимости от формы его проявления. Религиоведы не сошлись во мнениях относительно того одна эта женщина была или нет.

Здесь я буду рассказывать о них как о разных, так как если все это многообразие форм и сущностей «засунуть» в один персонаж, боюсь, я сама запутаюсь. Естественно, о всех я написать тоже не смогу, поэтому остановимся на самых почитаемых.

Деви – «богиня». Деви особенно почитаема среди последователей тантры. Богиня Деви «содержит весь мир в своем лоне», она «зажигает лампу мудрости» и «приносит радость в сердце Шивы, своего Господа». Сегодня в Индии ритуалы, посвященные Деви, часто проводят на кануне бракосочетания, причем, как мы понимаем, вероисповедание брачующихся никого не интересует ☺

Сати – «истинная, непорочная». Сати была дочерью царя (бога?) Дакши. В день ее совершеннолетия он разослал приглашение всем богам, за исключением Шивы, чтобы Сати могла себе выбрать достойного мужа. Он считал, что Шива ведет себя недостойно богов, порча их имя и сущность. Когда Сати вошла в зал и не увидела, того единственного, кому поклонялась и чье супругой мечтала стать, она вознесла ему молитву с просьбой принять свадебную гирлянду. Шива принял ее дар и Дакши ничего не оставалось кроме как выдать Сати за него замуж. Но история на этом не закончилась. Дакши решил устроить огромное жертвоприношение в честь богов, опять же обделив своим вниманием Шиву. Этот поступок возмутил Сати и она без приглашения явилась в его дом утверждая, что Шива бог над всеми богами. Отстаивая честь мужа, она сама шагнула в жертвенный костер и сгорела в его пламени&

Узнав о смерти любимой, Шива обезумел от горя. Со своими слугами он явился во дворец Дакши и убил его самого и его последователей. После этого с телом любимой на руках он 7 раз протанцевал свой божественный танец вокруг всех миров. Сумасшедший ритм его танца приносил разрушения и печаль всему вокруг, масштабы бедствия достигли такого объема, что заставили вмешаться Вишну, который дабы остановить этот безумный танец, разрубил тело Сати на несколько частей и они упали на землю. После этого Шива пришел в себя, раскаялся в убийстве Дакши и даже вернул ему жизнь (правда с головой козла, так как его первоначальная потерялась).

Ума – «Грациозная». Существует версия, что она является перерождением богини Сати, но скептики склоняются к тому, что тело Сати было разрублено на несколько частей и упало в разные места, так что в едином образе она возродиться не могла. Ее имя иногда связывают с Бархмой, так как она является его посредницей в общении с другими богами. Исходя из этого, Ума является покровительницей ораторского искусства. Так же Ума стала причиной божественного конфликта, когда слуги Брахмы застали ее в объятия Шивы в священном лесу. Он так разгневался, что обрек любого самца, не зависимости от его вида, превращаться в самку, стоит лишь вступить на территорию леса.

Парвати – «горная». Еще одно возможное перерождение Сати, дочь царя Химвана, правителя Гималаев. Девушка очень любила Шиву, но он не обращал на нее никакого внимания и весь был поглощён медитацией и аскезой. В конце концов, Боги не выдержали страданий прекрасной Парвати и послали Каму пробудить в нем страсть и желание, за что, бедняга, и поплатился. Обратив внимание на красоту и преданность девушки, Шива тем не менее, счел ее недостойной, и она была вынуждена в течение многих лет совершать тяжелые аскетические подвиги, дабы добиться его благосклонности. В конечном итоге ей это удалось, и она стала не только любимой женой Шивы, ни о матерью его сына Ганеша.

Ганеша один из самых популярных персонажей, даже в странах, где основной религией является буддизм, его все равно почитают. Например, на севере от Тайского города Чиангмай есть совершенно потрясающий . Отличить от всех остальных богов его очень просто – он единственный со слоновьей головой. Кстати, по одной из версий, человеческой головы его лишил собственный отец Шива, который не узнал в подросшем Ганеще своего сына и приревновал к нему Парвати. Дабы оживить сына, он приказал слугам убить первого попавшегося животного и принести во дворец его голову. По стечению обстоятельств, это оказалась голова слоненка, которую Шива приделал на место головы сына, чтобы воскресить его и успокоить безутешную Парвати.

В качестве средства передвижения Ганеша использует белую мышь, поэтому индуисты не жалуют кошек – так как те едят мышей и вызывают гнев Ганеша. А его гнева никто не хочет, наоборот, жаждут его благосклонности. Ведь Ганеша считается покровителем достатка, устранителем препятствий, он помогает увеличивать заработки и прибыль, а так же стимулирует успехи в учебе и профессии. Для этих целей на рабочем столе или у кассы часто располагают статуэтку Ганеша, а так же поют специальные мантры, например: ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ или ОМ ШРИ ГАНЕШАЙЯ НАМАХ.

Дурга – «неприступная». Легенд, связанных с появлением Дурги множество, но одна из самых популярных следующая. Однажды царь великанов Махиша одержал победу надо богами, лишил их всего и изгнал из их жилищ. Тогда, Брахма, Вишну и Шива объединили свои силы и выпустили из своих глаз ослепительные лучи света, из которых вышла Богиня-воительница с тремя глазами и восемнадцатью руками. Затем каждый из богов отдал ей свое оружие: Брахма – четки и кувшин с водой, Вишну – метательный диск, Шива – трезубец, Варуна – раковину, Агни – дротик, Вайю – лук, Сурья – колчан стрел, Индра – молнию, Кубера – булаву, Кала – щит и меч, Вишвакарма – боевой топор. Махиша воспылал страстью к Дурге и пожелал сделать ее своей женой, но он сказала, что покорится лишь тому, кто победит ее в схватке. Она спрыгнула со своего тигра и вскочила на спину Махиши, который для боя принял облик быка. Своими ногами она нанесла удар такой сокрушительной силы по голове быка, что он без чувств упал на землю. После этого Дурга мечом отрубила ему голову.

Кали – «черная». Наверно, самая неоднозначная богиня индуистского пантеона, одна из самых прекрасных и в тоже время опасных. Кожа ее черного цвета, великий воин и великий танцор, как и ее супруг Шива. Обычно ее изображают в дорогой одежде с ожерельем из черепов и поясом из отрубленных рук. Чаще всего у нее четыре руки: в одной она держит окровавленный меч, в другой – голову поверженного врага, а две другие руки благословляют ее подданных. Т,е, она одновременно несет и смерть, и бессмертие. Во время битвы, она вытаскивает язык, чтобы выпить кровь своих жертв (кстати, по многим теориям именно Кали является прообразом Лилит и вампиров). Иногда её изображают стоящей одной ногой на груди, а второй на бедре распростёртого ниц Шивы. Это объясняется следующей легендой. Победив великана Рактвиджу, она на радостях пустилась в пляс, причем танец ее был столь страстным и необузданным, что грозил разрушить землю и весь мир. Боги пытались увещевать ее, но все было тщетно. Тогда Шива лег ей под ноги, Кали же продолжала танцевать, пока не увидела у себя под ногами собственного мужа. Она устыдилась собственной неистовости и неуважения, оказанного великому богу, что остановилась как вкопанная. К слову, Шива довольно легко простил ее.

Среди спутниц Шивы есть еще Джагадгаури, Чиннамустака, Тара, Муктакеси, Дасабхуджа, Сингхаванини, Махишамандини, Джагаддхатри, Амбика, Бхавани, Питхиви и т.д., всех и не упомнишь ☺ .

Ну вот, пожалуй, и сказочки конец, кто дочитал до конца – молодец ☺! Надеюсь, вам было интересно.

Понять и принять страну без соприкосновения с ее религией, историей, культурой невозможно. В этом посте мне бы хотелось немного познакомить вас с пантеоном индийских богов. Сразу оговорюсь, что не претендую на исчерпывающие академические знания в этом вопросе, тем не менее для вводного знакомства этого будет достаточно. Если кто-то хочет что-то добавить или исправить – wellcome! Итак, поехали.

Не смотря на то, что официальное вероисповедание в Гоа – это католицизм (христианство), древних индуистских богов никто не отменял и . Индуизм, что в переводе означает «вечный путь», религия политеистическая, т.е, поклоняются целому пантеону богов, а не одному единственному, проще говоря, многобожие.

Основным смыслом и целью индуизма является единение с Богом через осознание единства всего сущего и достижение полного умиротворения. Индуизм в основной массе ни коим образом не ограничивает мирские удовольствия, так как во всем, даже в саморазрушении, можно увидеть божественное проявление. Кроме того индуизм предписывает почитать все живое, так как это возможно твое собственное воплощение (аватар) в будущих жизнях.

Универсальным божественными именем в Индуизме, а так же мантрой (молитвой) и символом является «Ом» (иногда встречается транскрипция «Аум»). Ом – это три буквенных символа, которые олицетворяют трех главных богов и сферы их влияния: Брахма – Создатель, Вишну – Вседержитель (поддержатель) и Шива – Разрушитель. Брахма, Вишну и Шива находятся на вершине индуистского Олимпа и составляют Тримурти (троицу), все остальные боги так или иначе происходят от них.

По одной легенде Брахма – это первичное существо, не имеющее изначально форму, основатель всего сущего. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Как я уже написала выше, Брахма – это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Но вообще, с здесь все так же сложно как и у китайцев. Но для справки, согласно одной из теорий, человечество появилось фактически в результате инцеста – как плод страсти Брахмы к его божественной дочери Вак, которая обычно представлена в храмах в виде львицы. Брахма единственный из всех богов верховного пантеона, кто на 100% олицетворяет собой мужское начало, остальные божества могут являть собой разные ипостаси.

Он красного цвета (не всегда, иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две.

Вишну основной конкурент Брахма, один из самых популярных и почитаемых богов в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отдают первостепенную роль создателя и хранителя вселенной.

Имя Вишну образовано от слова «виш» – наполнять, т.е., Вишну во всем, он наполняет собой все. Он следит за порядком во всех вселенных и мирах, и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте для поддержания порядка и приведения сил к равновесию. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая необходимость возникала уже 9 раз, именно столько раз инкарнации Вишну появлялись здесь. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить.

Первый аватар – Матсья (рыба):
Во время всемирного потопа, когда вся земля скрывалась подводами великого океана, Вишну обратился рыбой и в этом образе предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о грозившей опасности и помог ему, его семье, а так же 7-ми мудрецам (риши), которые помогали Брахме с созданием вселенной, спасись от неминуемой гибели.

Второй аватар – Курма (черепаха):
В результате все того же великого потопа было утрачено множество сокровищ, в том числе и амрита (индийский вариант божественного нектара амброзии), которая помогала богам сохранять молодость и красоту. Тогда Вишну обернулся гигантской черепахой и погрузился на дно Космического океана, другие боги взгромоздили ему на спину гору Мандара, к которой привязали огромного змея Васуки. Затем боги раскручивали гору с помощью змея, взбивая воду как взбивают молоко для получения масла. В конце концов, океан вспенился и на поверхность вспыли все утерянные сокровища и даже больше. В том числе из глубин Космического океана явилась богиня Лакшми – верная спутница Вишну во всех его ипостасях.

Третий аватар – Вараха (вепрь):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его, и поднял землю из морской пучины на своем клыке.

Четвертый аватар – Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу не правильно распорядился даром бога Брахмы – неуязвимостью. Никто не могу убить его ни днем ни ночью. Возомнив себя всесильным он стал творить множественные бесчинства как среди людей, так и среди богов. Досталось от Хираньякашипу и его собственному сыну, благочестивому Прахладу, из-за чего тот вынужден был призвать на помощь бога Вишну. Вишну явился на закате (т.е. ни днем, ни ночью, а в период когда одно время суток сменяет другое) в образе Нарасимха, получеловека – полульва и убил зарвавшегося демона.

Пятый аватар – Вамана (карлик):
И снова не обошлось без демонов. Демон Бали захватил мир и достиг такой мощи, что стал опасен даже богам. Силой справиться с ним было невозможно, тогда Вишну вынужден был пойти на хитрость. Он явился к Бали в образе карлика и попросил подарить столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Бали не был скупым, тем более что там карлик намерит своими шагами ☺, поэтому согласился. Но Ваман обманул его: после того как согласие было получено, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все что есть между ними. Тем не менее, в ответ на благородство Бали, он не стал делать третий шаг и оставил ему преисподнюю.

Шестой аватар – Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он явился на землю в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья обокрал брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи в отместку убили Джамадагни. Это привело в бешенство Вишну и он 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословиях кшатриев (воинов).

Седьмой аватар – Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже рассказывала в посте . Его верная спутница Лакшми здесь представлена в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Кроме Рамы и Ситы, в истории задействованы его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагхна, а так же друг и верный помощник Рамы царь обезьян Хануман. «Рамаяна» одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии, особую популярность она имеет в Индии, Шри Ланке и Бали.

Восьмой аватар – Кришна:
Самое популярное божество в Индии, а так же во многих других странах, на сегодняшний день. Кто из нас не слышал знаменитую мантру «Харе Кришна» (हरे कृष्ण, Hare Kṛṣṇa). Считается, что прослушивание, а уж тем более распевание данной мантры возвышает сознание, раскрывает ум и, самое главное, освобождает от последствий кармы.

Девятый аватар – Будда:
Да, да, тот самый основатель буддизма. Именно за счет этого аватара, достигается тесное переплетение буддизма с индуизмом и логичное включение и распространение его философии на территории Индии.

Десятый аватар – Калки:
Грядущее воплощение Вишну. В конце нашей эпохи явится Вишну в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина, по одной, не самой, на мой взгляд, бредовой теории, в основу пророчества об Азор Ахайе была положена именно легенда о 10-й инкарнации Вишну. Так вот, когда явится Калки, он осудит и покарает грешников, вознаградит праведников и наступит всеобщее благоденствие, до следующего пришествия ☺.

Еще один очень непростой персонаж индийского пантеона – это Шива.Он одновременно является богом –разрушителем, богом – танца, а так же хранителем людей от иллюзий.

Шиву обычно изображают очень миловидным молодым человеком голубого цвета с четырьмя руками и тремя глазами, иногда можно встретить изображение еще и с четырьмя головами. Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Почитатели Шивы так же наносят себе на лоб отметку, символизирующую третий глаз.Нельзя сказать, что у Шивы как у Вишну было множество аватаров, скорее он представлен во множестве ипостасях, символизирующих его божественное предназначение.

Шива бог-йог, бог-аскет:
Он предпочитает одиночество и уединенно сидит на горе Кайлаш (Кайлас) в Гималаях. Обычно он одет в тигриную шкуру, а его шею обвивают змеи (количество может разниться). Соответственно, он так или иначе покровительствует всем кто ищет просветления, развития ума и осознания.

Но как я уже говорила, Шиву часто называют богом-разрушителем. В этой своей ипостаси он имеет имя Бхайрава – «поглотитель радости» . Исполняя эту миссию он со свитой демонов бродит по кладбищам и местам кремации, шею его украшает ожерелье из черепов, а в волосах копошатся змеи.

Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа . В своем магическом танце он стоит на одной ноге, опираясь на крошечную фигурку демона-карлика, лежащего на цветке лотоса. Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Вторая нога бога согнута и поднята. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. Сам Натараджа окружен языками пламени. Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).

Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг. С этой его ипостасью связана следующая легенда. Когда-то давным-давно на земле не хватало не то что воды, но даже влаги, вся она была сухой и растрескавшейся и покрытой пеплом. Единственное, что могло спасти ее, это воды великой реки Ганг, но они омывали божественные миры и струились высоко в небесах, а ее мощь была настолько велика, что если бы направить весь поток на землю, это просто-напросто разрушило ее. На помощь пришел Шива – он подставил свою голову под поток воды, которая запутавшись в его волосах, превратилась в семь притоков и напоила землю живительной влагой.

Для передвижения Шива предпочитает использовать белого бычка Нанди, вот почему почитатели Шиву так трепетно относятся к коровам. Нанди так же заботится обо всех четвероногих существах и очень печалится, когда им причиняют вред.

В личной жизни у Шивы все намного запутаннее, чем у Вишну. Если посмотреть на список амурных похождений Шивы, как-то не очень вяжется он с образом аскета ☺. Истории нежных привязанностей всех богов Тримурти довольно интересны и заслуживают внимания, так же как и некоторые их отпрыски. Но предлагаю о женской части верховного индуистского пантеона поговорить в следующий раз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.