Тува: становление буддизма. История распространения буддизма в туве Буддизм получил развитие в тыве

Герой России Сергей Шойгу, который проводит свой короткий отпуск в Туве, сегодня побывал в родном городе Чадане, осмотрел площадку под будущий спортивный комплекс, строительство которого инициировал и намерен курировать лично. Вместе с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом они побывали в буддийском храме Устуу-Хурээ, который готовится к торжественному открытию. Напомним, в 2008 году именно по инициативе и при поддержке Сергея Кужугетовича началось строительство нового здания храма – точной копии буддийского монастыря, построенного в 1905-1907 гг. по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и разрушенного в 1937 году во времена репрессий. Ламы были репрессированы и расстреляны.

В эти дни храм Устуу-Хурээ готовится к торжественному открытию. Здесь одновременно трудится несколько десятков добровольцев – из сел Дзун-Хемчикского района, Кызыла, других районов республики, а также Красноярска. Это отделочники, художники плотники, электрики. Все они, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности, считают участие в строительстве храме своим долгом.

Сергею Шойгу и Шолбану Кара-оолу рассказали о ходе работ, они убедились в том, что сделано многое. Сейчас полным ходом идет роспись храма, параллельно завершаются штукатурные работы.

Добровольцы трудятся до глубокой ночи. Уже полностью установлено и подключено электрооборудование, давно смонтированы и залиты теплые полы. Осталось только выбрать материал для покрытия. Этот вопрос обсудили прямо в храме с участием гостей.

Сергей Шойгу в разговоре со строителями, главой Тувы, представителями общественности напомнил всем, что храмы не только в России, но и во всем мире строятся постепенно, основательно, на века. Поэтому не стоит выбирать что-то на скорую руку (это может быть только временный вариант), лучше подобрать долговечный материал, пусть даже это будет сделано чуть позже. Сошлись на красном граните.

Еще один важный момент – с завершением строительства главного храма работы не должны остановиться навсегда, поскольку запланировано возведение целого храмового комплекса.

– Здесь должен быть настоящий духовный центр, куда люди смогут приезжать, чтобы отдохнуть душой, подумать о своем месте в жизни, – подчеркнул Сергей Шойгу.

Здесь со временем должны появиться школа, центр тибетской медицины, центр восточной фармакологии другие объекты. Устуу-Хурээ, как и было в пору его расцвета, должен стать настоящим духовным центром, объединяющим жителей Тувы.

Сергей Кужугетович признался, что рад завершению строительства храма Устуу-Хурээ еще по одной причине: в свое время привлек к сбору средств многих своих друзей из Москвы и Московской области. Сейчас он может сказать им, что храм готовится к сдаче. И намерен «продолжать влюблять своих друзей в Туву».

Сергея Шойгу на его малой родине встретили традиционно как близкого и родного человека, которому небезразлична судьба земляков. Он успел пожать руки всем, спросить о делах у председателя районной администрации, сфотографироваться с большинством строителей. Уезжая, Сергей Кужугетович сказал, что Тува остается для него самым главным местом на земле, и помогать своей республике он будет всегда.

Устуу-Хурээ – крупнейший буддийский монастырь дореволюционной Тувы. Он был построен в 1905-1907 годах и состоял как из культовых, так и служебных и жилых помещений. В 30-х годах прошлого века, когда начались репрессии против буддийского духовенства, этот памятник истории и архитектуры был разрушен. В 50-х здесь был амбар, где хранили сено. В начале 80-х по подсказке замминистра Кызыл-оола Монгуша московский архитектор Вилля Хаславская описала строение. Он был внесен в федеральный реестр памятников истории и культуры. Архитектор разработала проект его реставрации еще в 80-х годах. В 90-х годах республике были выделены на его восстановление средства, но они были потрачены не по назначению.

«Пламя лампады этого хурээ еще не погасло», - так сказал об Устуу-Хурээ Его Святейшество Далай-Лама XIV во время визита в Туву в сентябре 1992 года.

Только в 2008 году с инициативы Сергея Шойгу начались работы по возвращению уникального памятника буддийской архитектуры.

Сегодня, в свежем 9 номере газеты "Слово" кандидат философских наук Ольга Хомушку в материале "Опустеет ли храм Цеченлиг?" размышляет над "февральским переворотом" в буддийской сангхе (общине) Тувы.

"Почти во всех СМИ Тувы прошла информация о событиях, происходящих в Управлении Камбы-Ламы Республики Тыва. Кто-то возмущается действиями тувинских лам, призванных являть собой образцы духовности и моральной чистоты, кто-то считает эти события внутренними делами самих лам, кто-то остался совершенно равнодушен к этим действиям. Возможно, по истечении некоторого времени суть происходящего станет более прозрачной и очевидной, и история еще даст свою оценку событиям и расставит свои акценты, но некоторый религиоведческий анализ можно сделать уже сегодня.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Какова хронология событий смены Камбы-Ламы гелонга Еше Дагба (в миру -Долаан Куулар), законно выбранного в октябре 2000 года, имеющего высшую степень монашеского посвящения - гелонг (это означает для монаха принятие 253 обетов), окончившего буддийский институт в Улан-Удэ, пользующегося уважением среди мирян и самого духовенства? 27 января группа лам, прибыв в храм Цеченлинг, являющийся одновременно и резиденцией Камбы-Ламы Республики Тыва, обвинив его в плохой работе, потребовала от Еше Дагба сложить с себя полномочия. В ходе разговора Камбы-Лама вынужден был написать заявление об уходе, но на следующий день он, выступая по телевидению, сообщает о случившемся и отзывает назад свое заявление, объясняя это тем, что все действия шли вразрез с существующим Уставом. Тем не менее 16 февраля смещение Камбы-Лама Еше Дагба все же состоялось, был спешно созван Ыдык Хурал и проведен внеочередной съезд лам, на котором присутствовало более тридцати человек, причем приглашенные миряне и представители СМИ находились в зале собрания только в самом начале, в дальнейшем им было предложено покинуть зал, и все события происходили при закрытых дверях. Можно ли считать данный съезд правомочным решать столь сложные вопросы? Согласно существующему на настоящий момент Уставу - нет, поскольку нарушена процедура созыва съезда, квоты выборов делегатов, сама процедура проведения.

На должность Камбы-Ламы был избран Март-оол Норбу-Самбу - Даа-Лама Бай-Тайгинского кожууна(его духовное имя - Лопсан Туптен, такое же, как и у одного из тибетских учителей, работающих в Туве, что вызвало определенную путаницу в ряде информационных сообщений).

ИСТОКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ

Все происходящее сегодня есть результат многих скрытых процессов, основы которых уходят в историю. Возрождение религии (и в частности - буддизма) как составной части духовной культуры началось в восьмидесятые годы. К тому времени среди тувинских лам не осталось никого, кто имел бы законченное буддийское образование, в основном это были люди, проучившиеся в свое время в тувинских хурээ несколько лет в качестве хуураков (учеников), но не имевшие ни степеней, ни монашеского посвящения, хотя многие из них были искренне верующими людьми, добросовестно исполнявшими обрядово-культовые действия и практики. Когда в Туве стало возможным регистрировать буддийские общины и открыто проводить богослужения, обряды, когда по приглашению в республику впервые приехал геше Джампа Тинлей, то наиболее подготовленной к пониманию и осмыслению основ буддийской философии оказалась интеллигенция. В данной ситуации нет ничего удивительного, именно интеллигенция всегда выступала проводником многих передовых идей, а в том случае, когда институт тувинского буддийского духовенства еще не был сформирован, интеллигенция в какой-то степени взяла на себя функции передачи буддийского учения в массы. Создание первых буддийских общин, общественной организации "Друзья Тибета", наконец, организация и проведение Первого Учредительного съезда сторонников и последователей Учения Будды в 1997 году, когда был выбран первый Камбы-Лама республики -Аганак Хертек - во всем этом немалая заслуга мирян. Но если вначале между формирующимся институтом тувинского буддийского духовенства и верующей интеллигенцией не было никаких разногласий, то по мере обретения самостоятельного статуса, признания в республике, тувинские ламы все чаще стали напоминать, что есть внутриуставная монашеская жизнь, к которой миряне не имеют никакого отношения. Спору нет, когда речь идет о соблюдении монашеской этики и распорядка, когда речь идет об административно-хозяйственной жизни, проведении богослужений, это все - сугубо внутренние дела монахов, но когда речь идет о вопросах, связанных с соблюдением норм закона, это уже вопросы, которые могут и должны обсуждаться.

Устав централизованной буддийской религиозной организации Управления Камбы-Ламы Республики Тыва, принятый на Первом всетувинском учредительном съезде сторонников и последователей учения Будды в Республике Тыва, четко обозначил, что "высшим органом Управления Камбы-Ламы Тувы (УКЛТ) является Съезд представителей сторонников и последователей Учения Будды Республики Тыва и филиалов УКЛТ"(Y,1), именно съезд избирает Камбы-Ламу Тувы. Как мы видим в случае с событиями, произошедшими в январе-феврале, Устав был нарушен. Дело в том, что стремление отстранить мирян от решения вопросов, связанных с выборами буддийского руководства, привело к тому, что на втором съезде, когда выбирали Долаана Куулара, были внесены поправки в Устав, но они не были зарегистрированы управлением министерства юстиции России по Республике Тыва и, следовательно, не являются юридически правомочными. Есть и еще одна проблема - стремление к самостоятельности проявляется у тувинского духовенства и в том, что в последнее время деятельность тибетских учителей, живущих и работающих в республике уже довольно длительное время, подвергается постоянной критике. Оставим в стороне вопросы, касающиеся различных догматических расхождений, и посмотрим на внешнюю мотивацию. Еще в 1998 году, когда первый Камбы-Лама Хертек Аганак собирался на учебу в Индию, встал вопрос о том, кто его будет замещать на это время, то именно тувинские ламы воспротивились тому, чтобы это был один из тибетских монахов, несмотря на большую поддержку со стороны интеллигенции (это, кстати, было первое противостояние). И сегодня Долаана Куулара обвиняют в чрезмерной поддержке именно тибетских учителей, забывая при этом, что именно они могут помочь в деле воссоздания буддийских традиций, некогда утраченных. КАКОВЫ ИТОГИ?

Попробуем подвести итоги. Что мы сейчас имеем? Нового Камбы-Ламу и новое Управление Камбы-Ламы, стремящееся к самостоятельности и автономности. Кстати, по уровню образования нынешнее управление Камбы-Ламы намного ниже предыдущего, ни сам Камбы-Лама, ни его заместитель по международным вопросам Ким Монгуш не имеют законченного буддийского образования. Прежний Камбы-Лама не счел возможным для себя вести долгие дрязги и вмешивать в решение данного вопроса мирян, хотя последние предлагали ему свою поддержку, Еше Дагба поступил как истинный буддист - он предпочел не создавать конфликтную ситуацию, помня, что основа Учения Будды - мир, спокойствие и неомраченное сознание людей. Единственным разумным решением в сложившейся ситуации явился бы созыв внеочередного съезда, где в обстановке открытости и всеобщей гласности (как это должно быть в любом цивилизованном обществе) можно было бы обсудить накопившиеся проблемы и попытаться прийти к какому-то компромиссу. Конечно, в странах, где история буддизма не прерывалась (в Индии или Шри-Ланке), духовенство решает почти все свои вопросы самостоятельно, но там, где институт духовенства еще слаб и объективно нуждается в поддержке - как в финансовой, так и в образовательной - по вопросам чтения лекций, проведения бесед, переводов и популяризации учения - в таких случаях без поддержки со стороны мирян просто не обойтись. Кстати, история буддизма знает хороший пример такого сотрудничества - проведение первого всетувинского съезда лам в 1928 году, когда одним из инициаторов проведения съезда выступал председатель Совмина ТНР Дондук Куулар, и многие государственные служащие присутствовали на съезде, активно обсуждая вместе с ламами вопросы воспитания, образования и перспектив развития буддизма в Туве.

Все это не так просто понять и оценить. А пока# пока многие верующие говорят о том, что в храм Цеченлинг, строившийся в такое трудное время и ставший украшением города Кызыла, они ходить не будут, поскольку считают для себя это совершенно невозможным. Неужели храм опустеет?"

Распространилось и на тюркоязычные племена, входившие в состав Великой Монгольской империи. Лишь во второй половине XVI в. в Монголию пришла новая волна буддизма , но на этот раз главной его формой была традиция Гелуг. В XIV в. тибетский буддизм из Монголии уже основательно проник в Туву , для которой в дальнейшем был характе­рен религиозный синкретизм (буддизм и шаманизм ). Первые передвижные храмы - хурэ появились в Танды-Урянхае (тогдашнее название Тувы), входившем в состав Цинской империи, в 1720-е гг. Первые монастыри - Эрзинский (1772) и Самагалтайский (1773). В 1753 буддизм при­знан государственной религией наряду с шаманизмом . Распростра­нение буддизма привело к вытеснению добуддийских религиозных верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа - духов-хозяев местности; культ ээренов - семейных охранителей. В буддийских церемо­ниях наряду с ламами нередко принимали участие ша­маны, а в хурэ существовала особая категория духовных лиц - бурхан боо («ламы-шаманы»).

В 1770-х гг. на территории Танды-Урянхая начинают стро­ить стационарные хурэ . В XIX в. появляются Байкара-хурэ, Чаа-Хольский, Шарабулгунский и Нижнечаданский (1878) хурэ. В 1901 построен самый большой в Туве Верхнечаданский хурэ .

Высшей духовной главой тувинских буддистов считался монгольский иерарх Джебцзун-дамба-хутухта в Урге, а насто­ятелю Нижнечаданского хурэ (даа-ламе) подчинялись все тувинские ламы (при нем действовали духовный совет и духовный суд). К началу XX в. в Туве насчитывалось более 20 хурэ и свыше 3 тыс. лам. Высшее тувинское духовенст­во состояло из монгольских и тибетских лам. В 1907 в Туву был приглашен видный тибетский ученый лама Эримбочи, который организовал Высшую школу лам в Верхнечаданском хурэ . При многих хурэ имелись школы цаннита, где получали начальное религиозное образование. Высшее богословское об­разование тувинцы обычно получали в Монголии. Пос­ле установления российского протектората над Урянхайским краем (1914) российская администрация в духовные дела терри­тории не вмешивалась. В 1917 было 19 хурэ и 3 тыс. лам и послушников.

Первые годы существования Тувинской Народной Республики (ТНР) были благоприятными для буддизма. Са­мая многочисленная сангха была в Эрзинском и Тес-Хемском кожуунах. В Дзун-Хемчикском (бывший Даа) кожууне действовали 2 наиболее влиятельных хурэ - Нижнечаданский и Верхнечаданский. К концу 1920-х гг. количество хурэ в Туве достигло 28, а число лам - 2,2 тыс. Репрес­сии 1930-х гг. в ТНР затронули и буддийское духовенст­во: в 1936 - 594 ламы, в 1937 - 5 хурэ и 67 лам, которые к началу 1940-х гг. были уничтожены. После вхождения Тувы в состав СССР тувинские буддисты с 1946 находились в юрисдикции (ЦУБ) СССР в Иволгинском дацане (БМАССР), лама Хомушку Кенден курировал деятельность тувинских лам. Дейст­вовали полуразрушенные Верхне- и Нижнечаданский хурэ (восстановлены 6 юрт и построены 2 молитвенных до­ма; в 1947 здесь насчитывалось 9 лам). В 1960-70-е гг. ввиду новых гонений на церковь многие ламы и шаманы вынуждены были заниматься частной культовой практи­кой нелегально. В 1981 в Тувинской АССР практикова­ли 12 лам и 24 шамана; в 1984 - 11 лам и 38 шаманов; в 1987 - около 30 шаманов; в 1989 - 43, в том числе 8 жен­щин. В январе 1990 в Республике Тыва была зарегистрирована первая община буддистов; в том же году возведен храм в селе Кызыл-Даг Бай-Тагинского кожууна. С 1991 ведет­ся работа по восстановлению Эрзинского и Верхнеча-данского хурэ. С 1993 студенты-тувинцы направляют­ся для обучения в Индию. В 1990-е гг. были построе­ны небольшие буддийские храмы (дуганы) в 6 кожуунах республики; в остальных действуют временные молитвенные дома (моргул бажыннары). В Кызыле 4 буддийских храма: Тувдан Чойхорлинг, Ганданпунцоглинг, Ташипанделинг и Цеченлинг (резиденция камба-ламы). В настоящее время в Республике Тыва функционируют 10 буддийских религиозных обществ (в 6 районах республики и в Кызыле).

В октябре 1999 Туву посетил Богдо-гэгэн Джебцун Дам­ба хутухта IX. Далай-лама XIV посещал Туву в 1998, 2000, 2003.

Лит. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М, 1976; Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и рели­гиозные культы тувинцев //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири . Л., 1979; Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998; Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI - конец XX в.). Новосибирск, 2001.

Д.С. Жамсуева, М.В. Монгуш

Тува – один из традиционно буддийских регионов России. Кочевые народы, населявшие эти земли, впервые встретились с буддизмом еще во II веке до н. э. Вторая волна буддийского влияния пришлась на VI–VIII века н. э. А сегодня на священной горе Догээ, неподалеку от столицы Тувы города Кызыла, строится пятнадцатиметровая статуя Будды, которая станет самой высокой в России.

С вершины горы Догээ, рас­положенной неподалеку от Кызыла, открывается живописный вид. Слияние рек Боль­шой Енисей и Малый Енисей, горные хребты с заснеженными пиками, степные террасы у их подножий и захватывающая дух панорама столицы – для тувинцев это знаковое, священ­ное место. На протяжении веков местное население поклоня­лось Догээ, считая ее обителью духов, а последователи совер­шенно разных духовных движе­ний совершают к ней паломничества и по сей день.

При советской власти на склоне горы появилась выложенная из камня над­пись «ТАР» (Тувинская Арат­ская Республика), позднее ее заменила другая – «Ленин». А в 2006 году монахи из тувин­ской Сангхи выложили на склоне стодвадцатиметровую мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ». Гора служила и продолжает служить отражением эпохи. Она – будто зеркало царящих в обществе нравов и пропаган­дируемых ценностей.

Именно на вершине Догээ вскоре вырастет пятнадцати­метровая золотистая статуя Будды, самая высокая в России. Деньги на ее постройку – это щедрые пожертвования спон­соров и добровольные взносы простых тувинцев. По замыслу строителей, Будда Шакьямуни расположится на шестиметро­вом позолоченном троне и будет виден из любой точки Кызыла. Статуя послужит символом возрождения буддизма в Туве, венчая многовековую историю становления Учения в этой гор­ной республике.

Буддизм проникал на тер­риторию современной Тувы неоднократно. Некоторые исследователи датируют первые контакты с буддийской культурой II веком до н. э. К этому времени среди племен, населявших эти земли, окончательно сложился кочевой образ жизни, который во многом определил формы быта, культуры, искусства, религии. В то время китайский импе­ратор Цинь Шихуанди (259– 210 гг. до н. э.) активно «экспортировал» конфуцианство, даосизм и буддизм на близле­жащие территории, в том числе и тувинские земли. Догматич­ные даосизм и конфуцианство изначально имели мало шан­сов прижиться в непокорной кочевой культуре. Буддизм же был более гибок, в основном постулируя общечеловеческие истины.

Будучи кочевниками, предки тувинцев с пониманием отно­сились к поучениям Тхеравады об обретении гармонии с окру­жающим миром. Бережное отношение к природе и сегодня воспринимается тувинцами как сама собой разумеющаяся добродетель. Однако в целом буддизм в той его форме – с запретом на убийство животных и исключительно монашескими практиками – был неприменим в повседневной жизни кочевого народа и широко не распространился.

В конце III века до н. э. в сте­пях Центральной Азии сло­жился могущественный племенной союз – Хунну. Во II веке до н. э. хунну одержали ряд внушительных побед над мест­ными племенами и расселились на территории современных Монголии, Тувы и Забайкалья. Именно для защиты от их набе­гов Цинь Шихуанди сооружал Великую Китайскую стену. Каждый великий заво­еватель, переведя дух после громких побед, прежде всего думает о единой идеологии, призванной сплотить поко­ренное население. Подобным образом поступили хунну, не прерывая проникновение буддийских знаний из Китая и надеясь, что именно Дхарма объединит жителей завоеванных территорий.

Но кочевая культура в про­тивовес предполагает сильную локализацию и независимость. Кочевников крайне тяжело собрать под знамена какого-то одного учения и убедить следо­вать в едином направлении, тем более что они часто позициони­руют себя выше любой религии, свысока смотря на проповедни­ков. К тому же кочевой образ жизни не позволял тувинцам быть полноценными носите­лями материальной буддийской культуры. Дхарма по-прежнему не закреплялась в Туве.

Начиная с 70-х годов I в. до н. э. владычеству хунну постепенно приходит конец. Виной тому – внутренняя борьба за власть, экономические трудности и военные поражения. Китайский император У-ди (156–87 гг. до н. э.) при­влек на свою сторону всех вра­гов хунну и выступил единым фронтом. Свою разрушитель­ную роль сыграли и восстания покоренных племен, вспых­нувшие по всей территории державы хунну. Под натиском внешней угрозы и в пылу междоусобной борьбы государ­ство сперва распалось на две части – южную и северную (население Тувы вошло в состав северохуннского государства), – а затем непрекращающиеся восстания привели в I в. н. э. к его полной гибели.

В очередной раз буддизм при­шел в Туву вместе с древними тюрками – племенами тюкю. В VI–VIII веках они распро­странили свое военное и поли­тическое влияние на Алтай, Туву и Монголию. На смену Тюркскому каганату в VIII веке пришел каганат Уйгурский. Уйгуров с территории Тувы вытеснили кыргызы. Это про­изошло в IX веке, и вплоть до конца X века именно кыр­гызы обосновались на этих землях, распространяя не только политическое, но и культурное влияние. Древние кыргызы были шаманистами, знакомыми в том числе с тибетским боном.

Буддийское влияние про­должало исходить в основном от Китая. В это время тувинцы получили доступ к поучениям уровня Махаяны, которые более органично вписывались в кочевой контекст. Жителей Тувы привлекала возможность любому стать буддистом, невзи­рая на происхождение, соци­альный статус и род занятий. В эпоху расцвета Тюркского и Уйгурского каганатов правя­щая верхушка активно насаж­дала Дхарму среди населения, по-прежнему видя в единой религии способ контроля люд­ских масс. Но вопреки всем усилиям – а скорее, как раз из-за избыточного давления, – буддизм приживался крайне медленно.

XIII–XVII века ознаменова­лись постепенным распростра­нением буддизма среди тувинских родоплеменных общин, которые находились в составе государственных образований, избравших буддизм в качестве основной религии.

Еще в середине XI – начале XII веков на территорию Тувы стали приходить монголоязыч­ные племена. Изначально все они были язычниками. Но уже в XIII веке при Хубилай-хане буддизм в Монголии и под­контрольных землях входит в период расцвета. Мы все наслышаны о монгольских похождениях Карма Пакши (Кармапы II) (1206–1283 гг.); Хубилай-хан (1215–1294 гг.) и особенно его старший брат Мунке (1208–1259 гг.) мно­гие годы были его учениками. Карма Пакши пользовался огромным уважением в ставке монгольских правителей и неод­нократно подчеркивал важность поддержки всех буддийских школ. В это время в Туву при­шел тибетский буддизм, в том числе и поучения Алмазного пути. Ведущую роль, в основном по политическим причинам, со временем заняла школа Гелуг.

Археологические исследова­ния в центральной части Тувы подтверждают наличие по всей ее территории буддийских хра­мов, пагод и часовен, датируемых XIII–XIV веками и отстроенных по канонам, принятым в Мон­гольской империи. Буддизм основательно проникает на тер­риторию Тувы, и местное населе­ние впервые получает целостное представление об Учении.

Монгольская империя, раз­дираемая на части кровавыми междоусобицами, распадается к началу XVII века, и на ее осколках вырастает государ­ство Алтын-ханов. Позиции буддизма к этому времени так окрепли, что активное участие высоких лам в политической жизни общества было обычной практикой. В решении вну­тренних и внешних вопросов они выступали в качестве глав­ных советников Алтын-хана, нередко принимая участие и в дипломатических отноше­ниях с другими государствами, в том числе с Россией. Буддийские общины были крупными собственниками земельных угодий и скота. Многие тувинские племена управлялись феодалами духов­ного звания. Этот факт дает представление о распростране­нии буддизма среди обычного населения и подчеркивает определяющее значение буд­дизма в религиозных предпо­чтениях местных тувинцев.

В XVIII–XX веках происхо­дило становление и усиление буддизма как официальной религии тувинцев. Во второй половине XVIII века население Тувы попадает под иго Китая. В качестве управляющего тувинскими землями стал назначаться амбын-нойон. Пер­вые амбын-нойоны Тувы были монголами. Начиная с 80-х годов XVIII века в Туве стали появляться первые стационар­ные буддийские монастыри (хурэ). Маньчжурские власти, господствуя над соседними наро­дами, стремились укрепить положение буддизма и усилить его влияние на массы. Именно в религии они видели инстру­мент духовного порабощения народа, недовольного усилива­ющимся социальным и имуще­ственным неравенством.

По приглашению амбын-ной­нов в Туву чаще стали приез­жать монгольские и тибетские ламы (преимущественно тра­диции Гелуг), они находили поддержку и покровительство со стороны тувинской феодаль­ной власти. Школа Ньингма также получила значительное распространение. Учителя-тувинцы были большой редкостью, мальчиков-послушников из тувинской среды начали регулярно отправлять на обучение только с 1870 года.

Со второй половины XIX века еще активнее развернулось строительство монастырей. Изначально архитектурный стиль сооружений заимство­вался у монголов, китайцев и тибетцев, но со временем в облик этих построек тувинцы стали вносить свои уникальные, неповторимые националь­ные черты. Монастыри отстраивались за счет принудительных побо­ров с местного населения. Их возводили недалеко от центров политической власти, что сим­волизировало единство светской и духовной сфер жизни обще­ства. Высшие ламы монастыря нередко оказывались близкими родственниками нойонов.

Духовная жизнь монастырей выстраивалась по монгольскому варианту, хотя структура скла­дывалась более простая. Напри­мер, у тувинцев отсутство­вала традиция сознательных перерождений. Буддийские общины активно участвовали в политической и экономической жизни региона. Владея обширными зем­лями и крупным поголовьем скота, они сами занимались торговлей, а также не чурались давать населению деньги в долг под проценты.

Буддизм в Туве не встречал на своем пути значительных препятствий. Сил, которым бы он мешал и противостоял, прак­тически не было. Другие духов­ные течения относительно легко стали сосуществовать с Уче­нием. К тому же буддизм поддерживался местной властью – духовная иерархия укрепляла в тувинцах ощущение необходи­мости и закономерности фео­дального устройства общества.

Одной из особенностей ста­новления буддизма в Туве было и есть его тесное сосуществова­ние с шаманизмом – исконной системой верований тувинских племен. Шаманизм оказался очень живучим, в то время как поучения тибетского буд­дизма долгое время оставались труднодоступными для народа. В итоге к началу XX столетия в Туве сложилась неоднознач­ная ситуация: устои одного мировоззрения оказались рас­шатаны, а начала другого еще не усвоены.

Буддийские ламы в откры­тую не боролись с языческими традициями тувинцев, предпо­читая интегрировать наиболее стойкие шаманские обычаи в буддийскую практику. Форма оставалась прежней, но содер­жание менялось. Например, тувинцы перед началом тра­пезы считали необходимым плеснуть немного чая или молока и бросить кусок жира духу-хозяину домашнего очага. С распространением буддизма такое подношение стали делать в честь Будды. Также шаман­ские корни лежали в основе обряда освящения животных, проводимого для защиты от болезней домашнего скота. С приходом в Туву буддизма подобный обряд стали прово­дить и ламы.

Подобный симбиоз прояв­лялся во многих сферах жизни, начиная от смешанного панте­она «божеств», на котором Май­трея и Манджушри уживались с языческими персонажами, и заканчивая буддийско-языче­скими похоронами, когда ламы всячески стремились освободить умершего от груза негативных впечатлений, а шаман – задобрить его душу, дабы та не воз­вращалась в виде злого духа. В повседневной жизни взаимодействие буддизма и шаманизма было еще более заметным. Нередко заболевший лама приглашал к себе цели­теля-шамана, а захворавший шаман обращался за помощью к буддийскому учителю, наде­ясь на его обширные познания в тибетской медицине. Иногда женами лам были шаманки.

Несмотря на формально повсеместное распространение буддизма в Туве, поучения редко «опускались из головы в сердце» последователей. Но они становились частью интеллектуальной жизни насе­ления. Священные церемонии проводились на старомонголь­ском языке, без перевода. Нередкими были ситуа­ции, когда пришедшие в храм жители оставались безучаст­ными к происходящему и бес­печно переговаривались друг с другом во время пения пудж. Не в силах уследить за происходящим на чужом языке, они следовали Учению лишь формально.

Начиная с 1930-х годов буддийская передача в Туве была почти полностью уничтожена. Лишь редкие старики-ламы тайно продолжали свою практику. Сохранить передачу от полного исчезновения помогла клано­вость тувинцев. Когда кто-либо из представителей рода зани­мал крупный республиканский пост, он, несмотря на господ­ство официальной идеологии, негласно позволял жителям выполнять духовную практику. Основное условие – делать это не публично и максимально скрытно. Ситуация, в кото­рой кто-то сдает своего соседа, была для тувинцев настоящей дикостью.

В 1990 годы, пользуясь небывалой внешней свобо­дой и открытостью, в Туву хлынули проповедники всех мастей, в том числе христиан­ские секты. Будучи опытными миссионерами, они оперативно перевели свои главные книги на тувинский язык, что позво­лило им привлечь немало мест­ных последователей. Началось возрождение шама­низма и буддизма – в основном по инерции, в дань уважения к предшествующим поколе­ниям.

Сегодня ситуация во мно­гом изменилась. Появилось больше ясной информации о поучениях Будды, а также достаточно образованных специалистов, способных эти поучения понимать и пере­давать дальше. А отсутствие внешнего давления дало тувинцам внутреннее пространство для того, чтобы разобраться в себе и по-настоящему про­явить свою идентичность. Все больше жителей Тувы приходят в буддизм. Приходят осознанно и надолго. Внешне свободные, они начали принимать Учение внутренне.

Развитие буддизма в совре­менной Туве поддерживается на государственном уровне. Новая элита республики уве­ренно декларирует, что религия просто необходима для раз­вития, и всячески поощряет инициативы местной Сангхи. Важным остается тот факт, что именно в свободные времена, когда тувинцам дали волю самим выбирать, какому сле­довать пути (а может, не сле­довать никакому), – именно в это время буддизм проникает в сердца людей и обращает к просветляющим ценностям.

Лишь некоторые харак­терные черты пока не сумел искоренить буддизм в Туве. Это склонность населения к алкоголю и конокрадству. Монголы, живущие в погранич­ных с Тувой областях, до сих пор периодически страдают от набегов отчаянных тувин­цев. И в наши дни, пригнав домой табун угнанных лоша­дей, тувинский житель будет считаться героем.

Золотистая статуя Будды Шакьямуни, которая совсем скоро должна появиться на горе Догээ, – яркий символ выбора тувинцев: будущее республики они связывают с буддизмом. Именно Будду они хотят видеть каждый день на вершине свяшенной для них горы, именно в нем принимают Прибежище. Дорога на вершину Догээ всегда воспринималась местным насе­лением и паломниками как очищение от негативных впе­чатлений. И прежде чем окон­чательно закрепиться в сердцах тувинцев, Учение дало им воз­можность пройти через многие испытания, веками проверяя способность сохранять живую передачу. Видимо, именно сейчас, в начале XXI века, тувинцы по-настоящему готовы взять на себя эту ответствен­ную задачу.

Ламаизм в туве - региональная форма ламаизма, сложившаяся на территории Тувы в 18 - 19 вв.Знакомство тувинцев с буддизмом произошло в13 - 14 вв., когда Тува входила в состав Монг. империи. Самые ранние будд., обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются 13 - 14 вв. Во второй половине 18 в. после разгрома Джунгарского ханства, в к-рое входила Тува, войсками правившей Китаем манчж. Династии Цин Тува попала в подчинение Китаю. В это же время на территории Тувы начинают активную миссионерскую деятельность монг. ламы, представители школы . Начиная с 60-х гг. 18 в. в Туве появляются первые стационарные ламаистские монастыри. Однако потребовалось ещё сто лет, прежде чем Л. в Т. сформировался как самост. форма буддизма. Тув. монастыри () имелись в каждом хошуне (администр.единица),с экон. т.зр. они представляли собой крупные феод. хозяйства, владели скотом и крепостными аратами, занимались торговлей.Л. в Т. не имел своего религ. центра, хурэ административно подчинялись главе монг. церкви. Тувинцы - ламаисты часто совершали паломничества в монастыри Монголии. Структуру церк. орг-ции Л. в Т. заимствовал у монголов без особых изменений (те же штатные должн. единицы, те же монаш. степени и звания). Ламаизм оказал значит. влияние на традиц.культуру тувинцев: наложил отпечаток на народн. обряды жизн. цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привел к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его сильное влияние. Особой популярностью в Л. в Т. пользовалась мистерия , известная всем странам ламаистского мира. Тиб. медицина с ее трактатами получила в Туве распространение и признание: ламы-лекари почитались народом, хотя, как и во всякой народной медицине, среди них имелись и шарлатаны. В отличие от Тибета, Монголии, Бурятии Л. в Т. не знал культа перерожденцев. К кон. 20-х гг. 20 в. в Туве насчитывалось 19 хурэ, ок. 3 тыс. лам. К нач. 40-х гг. все хурэ были закрыты, и лишь несколько стариков-лам продолжали обслуживать ритуальные нужды населения. С 1990 в Туве предпринимаются попытки возродить будд. общину. - Н. Л. Жуковская

Буддизм. Словарь. - М.: Республика . Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев . 1992 .

Смотреть что такое "ламаизм в туве" в других словарях:

    Тибето монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии. В Российской Федерации имеет последователей, главным образом … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАМАИЗМ, встречающееся в литературе название формы буддизма, распространенной в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии (КНР), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии, в России главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве … Современная энциклопедия

    ЛАМАИЗМ, тибето монгольская форма буддизма (с 1970 х гг. термин Л. выходит из употребления в науке). Возник в Тибете в 8 в. Признаёт все основные догматы буддизма; особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не … Русская история

    Ламаизм - ЛАМАИЗМ, встречающееся в литературе название формы буддизма, распространенной в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии (КНР), в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии, в России главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия

    А; м. В Тибете и Монголии: форма буддизма, возникшая в 14 в. Буряты исповедуют л. ◁ Ламаистский (см.). * * * ЛАМАИЗМ ЛАМАИЗМ, тибето монгольская форма буддизма. Возник в Тибете в 8 в. Распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия … Энциклопедический словарь

    Одно из течений в Буддизме; распространено в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии. В СССР Л. имеет некоторое число последователей в Бурятской АССР, Калмыцкой АССР и… … Большая советская энциклопедия

    Одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутр. Монголии (КНР), МНР, а также в отд. р нах Непала и Индии. В СССР Л. имеет нек рое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР. Процесс складывания Л. начался в Тибете,… … Советская историческая энциклопедия

    Региональная форма сев. буддизма, основанная на сочетании черт махаяны и ваджраяны. Формирование Л. началось с 7 в. времени проникновения буддизма в Тибет. Между учеными разных стран не существует четкой договоренности, что следует понимать под Л … Буддизм

    ЛАМАИЗМ - (тибет. «лама» – высочайший): одно из направлений буддизма, сложившееся в 7 14 вв. в Тибете. С конца 16 в. распространился среди монголов, а в 17 в. проник в Россию. Большая роль в ламаизме отводится ламам – монахам, за которыми признают… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.