Моав в библии. Смотреть что такое "моав" в других словарях

Регулярная исправленная статья

Моав (מוֹאָב) - историческая область в западной Иордании ; древний народ и царство на восточном побережье Мертвого моря. Представляет собой засушливое плоскогорье примыкающее к восточному берегу Мертвого моря и южному течениию реки Иордан (Чис. ).

История

Кочевое семитское племя моавитян появилось в Заиорданье в конце 14 в. до н. э. и в начале 13 в. до н. э. образовало свое государство. Первоначальные его границы - от ручья Хешбон на севере до реки Зеред на юге и от берега Мертвого моря на западе до Сиро-Аравийской пустыни на востоке. Но уже в дни первого царя Моава на его территорию вторглись племена аморреев , завоевавшие всю северную часть Моава до реки Арнон (Чис. 21:26–29), лишив его плодородных земель и больших городов, и основали там два царства. Эта область к северу от реки Арнон сохранила название Арвот-Моав. Моав пересекали два пути, по которым шли караваны и велась международная торговля: западная - так называемая «царская дорога» и восточная (более удобная), пересекавшая пустыню. Моав быстро развивался экономически и культурно. Главными занятиями населения были интенсивное земледелие, разведение мелкого рогатого скота (II Ц. 3:4) и торговля. Одним из предметов вывоза в Египет был асфальт для мумифицирования. С середины 13 в. до н. э. здесь изготовлялась высококачественная керамика.

Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. На границах (особенно восточных - против кочевников пустыни) был построен ряд мощных крепостей. Печатки и особенно большая надпись 9 в. до н. э. (см. Меши стела) свидетельствуют о высокоразвитой письменности. Начертание буквально совпадает с финикийско-еврейским алфавитом, а язык весьма близок библейскому ивриту. Главное божество - Кмош (Чис. 21:29, и др.), но отмечен и общесемитский Ваала культ (Баал-Пеор, Чис. 25:1–3; Бамот-Баал, Чис. 22:41). Столицей Моава служил город Кир-Моав (Кир-Харесет, Кир-Херес), но в периоды, когда границы отодвигались на север, центр переходил в город Дивон.

Происхождение

Несомненно, что моавитяне родственны израильтянам, появившимся в Заиорданье немного позднее. Отношение библейских источников к Моаву двояко, однако во всех случаях признается факт кровной близости. С одной стороны, ему приписывается происхождение от кровосмесительной связи Лота с его дочерью (см. также Аммон), а с другой - царь Давид - внук моавитянки Руфи . Бог запрещает Моисею начинать войну с Моавом, «ибо наследием сынам Лота дал Я Ар» (один из главных городов или районов Моава - Втор. 2:9), и поэтому по дороге к Иордану Моисей обходит Моав, успешно воюет с аморрейскими царствами и овладевает областями, принадлежавшими Моаву в прошлом (здесь поселились колена Реувен и частично Гад). Но во Второзаконии (23:3–4) говорится: «Моавитянин не войдет в общество Господне, даже десятое поколение не взойдет... во веки веков». Несмотря на это известны моавитянки среди жен Соломона (I Ц. 11:1), а также иудеев в дни Нехемии в конце 5 в. до н. э. (Нех. 13:23). Ясно, что эти высказывания отражают историю переменчивых отношений между двумя соседними царствами.

Моавитяне в Танахе

Первое столкновение обоих народов произошло в период Судей (см. Судей Израилевых книга): завоевание царем Моава территории колена Биньямин и последующее освобождение (Суд. 3:12–30). Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань (II Сам. 8:2). Таковым Моав, по-видимому, оставался до раскола Объединенного царства (928 г. до н. э.), когда он вернул себе независимость и даже расширил свои владения на севере. В 882 г. до н. э. израильский царь Омри вторично покорил Моав. При его сыне Ахаве царь Моава Меша укрепил свое царство, а после смерти Ахава освободился от власти Израиля и вновь овладел бывшей моавитской областью с городами Медва , Бецер, Нево (II Ц. 3:4–27; ср. Меши стела).

После Меши сведения о Моаве скудны. Продолжались отдельные стычки с Израилем (II Ц. 13:20). В конце 9 в. до н. э. в Израиль и в Заиорданье вторгся царь арамейского Дамаска Хазаэль и обложил Моав данью (ср. II Ц. 10:32–33), но ненадолго. В начале 8 в. до н. э. израильский царь Иоровам II , победив Дамаск, видимо, отвоевал Моав (II Ц. 14:25), однако после его смерти в 748 г. до н. э. Моав вновь отделился. В 734 г. до н. э. (незадолго до падения Израильского царства в 722/21 г.) Моав попал под власть Ассирии, обложившей его данью. Моав был верен Ассирии и не участвовал в организуемых против нее восстаниях. Это был период расцвета Моава. Он расширил свои границы за счет областей, заселенных израильтянами. Ассирия защищала его от арабов - кочевников пустыни. Караванная торговля обогащала Моав; он платил Ассирии дань большую, чем Иудейское царство. После падения Ассирии Моав стал союзником

Быт 19:37 Старшая дочь родила сына и назвала его Моав ; он – отец нынешних моавитян.

Чис 21:29 Горе тебе, Моав ! Сгинул ты, народ Кемоша! Сыновей своих беженцами он сделал, дочерей своих – пленницами Сигона, царя аморреев.

Чис 22:3 Моав очень испугался народа, потому что их было так много. Они были полны ужаса перед израильтянами.

Суд 3:30 В тот день Моав стал служить Израилю, и земля покоилась в мире восемьдесят лет.

Руфь 1:1 В дни, когда правили судьи, в стране случился голод, и один человек из Вифлеема в Иудее вместе со своей женой и двумя сыновьями отправился жить в страну Моав .

Руфь 1:2 Этого человека звали Элимелех, его жену – Ноеминь, а двоих его сыновей – Махлон и Хилеон. Они были ефрафяне из Вифлеема, что находится в Иудее. Они пришли в Моав и жили там.

4Цар 1:1 После смерти Ахава Моав взбунтовался против Израиля.

4Цар 3:18 Сделать это для Господа легко, Он отдаст в ваши руки и Моав .

4Цар 3:23 – Это кровь! – сказали они. – Должно быть, цари сражались и перебили друг друга. Что ж, на добычу, Моав !

4Цар 3:24 Но когда моавитяне пришли к израильскому лагерю, израильтяне поднялись и стали разить их, и те побежали. Войдя в Моав , они продолжали разить их.

Пс 59:10 Моав

Пс 82:7 Селения Эдома и измаильтяне, Моав и агаряне,

Пс 107:10 Моав – Моя умывальная чаша, на Эдом Я брошу Мою сандалию, над землей филистимлян торжествующе воскликну».

Ис 11:14 Они налетят на холмы филистимлян на западе, вместе ограбят народ на востоке. На Эдом и Моав протянут руки, и покорятся им аммонитяне.

Ис 15:2 Восходит город Дивон к храму, к святилищам на возвышенностях, чтобы плакать, и рыдает Моав над Невом и Медевой. Острижены головы, бороды сбриты.

Ис 16:7 Поэтому плачут моавитяне, все вместе оплакивают Моав . Плачьте, сраженные горем, вспоминая прекрасные лепешки с изюмом из Кир-Харесета.

Ис 16:12 Если Моав явится и станет изводить себя в капище, если он придет на возвышенности в свое святилище молиться – прока не будет.

Ис 25:10 Рука Господня будет покоиться на этой горе; но Моав будет растоптан под Ним, как топчут солому в навозе.

Иер 9:26 Египет, Иудею, Эдом, Аммон, Моав и всех, кто живет в отдаленных местах пустыни и стригущих волосы на висках. Все эти народы и весь дом Израиля – необрезаны сердцем.

Иер 25:21 Эдом, Моав и Аммон;

Иер 48:4 Погибнет Моав , заплачут его малые дети.

Иер 48:11 Моав от юности пребывал в покое, как вино над своим осадком, что из сосуда в сосуд не переливали – так и Моав не ходил в плен. Так что вкус его, как и прежде, и запах не изменился.

Иер 48:13 Моав тогда постыдится Кемоша, как дом Израиля постыдился Вефиля, своей надежды.

Иер 48:15 Моав будет разрушен, его города будут взяты; его лучшие юноши пойдут на бойню, – говорит Царь, Чье Имя – Господь Сил. –

Иер 48:20 Моав обесславлен, ведь он сломлен; рыдайте и плачьте! Расскажите вдоль побережий Арнона, что разрушен Моав .

Иер 48:38 На всех крышах Моава и на площадях все рыдают, потому что Я разбил Моав , как сосуд, который никому не нужен, – возвещает Господь. –

Иер 48:39 Как он раскололся! Как они рыдают! Как позорно Моав показал спину! Моав стал посмешищем и ужасом для всех соседей.


Ю.Б.Циркин


Когда‑то землю населяли огромные великаны Эмимы. Они были дерзки, беззаконны и развратны, не подчинялись воле богов и презирали все их заповеди. И боги истребили их, а вместе с ними и других людей, которые тоже были заражены грехами. И был среди них только один праведный человек - Лот. Поэтому боги решили его спасти. Явился их посланец Лоту и повелел как можно быстрее покинуть свое жилье. У Лота не было сыновей, а лишь дочь, и он рассказал зятю о велении богов. Но зять только посмеялся над Лотом. Тогда и Лот заколебался, ибо не хотелось ему покидать насиженное место. Но посланец богов все же вывел его с дочерью, и они направились в горную местность к востоку от Мертвого моря и спрятались в пещере. После этого боги уничтожили остальных людей. Но что же делать дальше, и кто будет продолжать человеческий род? И тогда дочь Лота решила зачать ребенка от собственного отца. Она напоила его вином, а когда он опьянел, то легла с ним на ложе. Дочь забеременела и затем родила сына, которого назвала Моав, что означает «От отца моего». А от Моава уже пошел могучий и славный народ моавитян, в жилах которого текла только своя кровь.


Рассказ о происхождении моавитян содержится в Библии. По библейскому преданию, Лот был племянником Авраама и жил около города Содома. Из всех жителей Содома и Гоморры он был единственным праведником, за что и был спасен с женой и дочерьми (но не зятьями). Однако его жена обернулась, чтобы посмотреть, что стало с Содомом и Гоморрой, и за это была превращена в соляной столб. А Лот с дочерьми укрылись в пещере. Далее рассказывается об опьянении Лота и зачатии его дочерьми сыновей, ставших родоначальниками моавитян и аммонитян. Ученые, специально исследовавшие этот рассказ, пришли к выводу, что это все - остаток моавитянского сказания, которое затем было включено в библейскую традицию, а его персонажи соединены с героями еврейского предания. Связь Лота и его семьи с рассказом о Содоме и Гоморре, по мнению исследователей, также уже вторична и появилась только после соединения моавитянского сказания с библейским. Появление предка моавитян (а в Библии и аммонитян) в результате кровосмешения рассматривалось не как позор, а как героическое деяние дочери Лота, которая решилась на такой посту–пок ради спасения народа. «Чистота» крови высоко ценилась в древности. И Сарра, жена Авраама, по Библии, была его сестрой, хотя и сводной; последнее уточнение могло возникнуть достаточно поздно, когда связь с родной сестрой стала считаться несомненно позорной. Можно вспомнить и практику египетских фараонов, которые женились на своих родных сестрах, чтобы нецарская кровь не примешалась к роду благородных царей Египта. В другом месте Библии говорится о великанах Эмимах, которые ранее населяли Моав. Это упоминание, по–видимому, тоже связано с моавитянским преданием. Вообще рассказы о могучих великанах, ранее населявших землю, были широко распространены в западносемитской среде.

Путеводитель по Библии Азимов Айзек

Моав

Смерть сильного царя неизбежно привела к беспорядкам: покоренные народы тут же стали поднимать восстания, а окружающие независимые государства - использовали эту ситуацию для нападения. Моав ударил, как только до него дошли новости о смерти Ахава:

4 Цар., 1:1 .И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава.

Раскол между Израилем и Иудеей сделал почти невозможным для них предпринять что-нибудь большее, чем просто охранять свою собственную территорию. Иудея сохраняла сомнительную власть над Едомом, а Израиль над Трансиорданией (Заиорданьем). Сирия на севере Израиля неизменно оставалась независимой, и в те периоды, когда она была сильной, ее власть стремилась распространиться и на Трансиорданию.

Подобным образом, когда был сильным Израиль, его армии теснили юг со стороны Галаада и контролировали Моав. Так было в период царствования Омри, примерно в 880 г. до н. э., когда тот захватил Моав. Ахав удерживал его на протяжении всего периода своего бурного царствования, но после его смерти Моав снова восстал.

Из книги Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства автора МакДауэлл Джош

Моав и Аммон Суд Господень свершился и над двумя небольшими царствами - Моавом. расположенном к востоку от Мертвого моря, и Аммоном, лежавшим на север от Моава.Писания и датировка(592-570 г. до Р. Х.)Иезекииль 25:3. И скажи сынам Аммоновым: слушайте слово Господа Бога: так

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

25:1-18 Моав соблазняет Израиля Израиль нельзя было проклясть, поскольку слово Божье всемогуще, но его можно было соблазнить, поскольку он был слаб. И снова мы отмечаем характерную черту Книги Числа: она помещает бок о бок слово Бога и восстание человека. Слово Божье

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

15:1–16:14 Моав Моавитяне находились в кровном родстве с израильтянами (ср.: Быт. 19:36-37) и частично с родом Давида (ср.: Руф. 4:17; 1 Цар. 22:3–4), но на протяжении столетий враждовали с ними (ср.: 4 Цар. 3:4–27). Моавитяне были язычниками, и в текстах Писания упоминается об их дурном

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

37. и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав (говоря: он от отца моего). Он отец Моавитян доныне. 38. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми (говоря, он сын рода моего). Он отец Аммонитян доныне В силу своего взаимного родства, моавитяне и аммонитяне и в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

2. Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. Он, т.е. Моав. - Баит. По-евр. habaith значит собственно: дом и потому может означать дом или капище - главного бога моавитского,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава 16 1. Моав ищет помощи у иудейского царя 1. Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона; 2. ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. 1-5. Моавитяне, в страхе пред нашествием врагов (ассирийцев),

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

7. Поэтому возрыдает Моав о Моаве, - все будут рыдать; стенайте о твердынях Кирхарешета: они совершенно разрушены. 8. Поля Есевонские оскудели, также и виноградник Севамский; властители народов истребили лучшие лозы его, которые достигали до Иазера, расстилались по

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

12. Хотя и явится Моав, и будет до утомления подвизаться на высотах, и придет к святилищу своему помолиться, но ничто не поможет. Явится, т.е. предстанет пред жертвенником (ср. 1:12).Будет до утомления - чтобы вымолить помощь у своих богов (ср. 3 Цар 18:26 и cл. Ис

Из книги автора

10. Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе. 11. И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; но Бог унизит гордость его вместе с лукавством рук его. 12. И твердыню

Из книги автора

Дорога в Моав 10 Исраильтяне двинулись дальше и остановились в Овоте. 11 Они тронулись в путь из Овота и остановились в Ийе-Аварим, в пустыне, что на восточной границе Моава. 12 Оттуда они двинулись дальше и остановились в долине Заред. 13 Оттуда они двинулись дальше и

Из книги автора

Переселение Эли-Малика и его семьи в Моав 1 В дни, когда в Исраиле правили судьи a, в стране случился голод, и один человек из Вифлеема в Иудее вместе со своей женой и двумя сыновьями отправился жить в страну Моав b. 2 Этого человека звали Эли-Малик, его жену - Наоми, а двоих его

Из книги автора

Дорога в Моав 10 Израильтяне двинулись дальше и остановились в Овоте. 11 Они тронулись в путь из Овота и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца. 12 Оттуда они двинулись дальше и остановились в долине Заред. 13 Оттуда они двинулись дальше и

Из книги автора

Переселение Элимелеха и его семьи в Моав 1 В дни, когда правили судьи a, в стране случился голод, и один человек из Вифлеема в Иудее вместе со своей женой и двумя сыновьями отправился жить в страну Моав b. 2 Этого человека звали Элимелех, его жену - Ноеминь, а двоих его сыновей

Из книги автора

Моав и Бен-Амми (моавитяне и аммонитяне) Во время гибели Содома вместе с Лотом спаслись две его дочери. Как излагает Библия, все они спрятались в пещере недалеко от Сигора, и дочери решили, что катастрофа произошла во всем мире и, кроме них, не осталось никого, способного

Из книги автора

Моав Теперь Давид обратил взор за пределы своего царства. Следующим шагом, который он предпринял как хозяин собственной страны, было начало обширных завоеваний, что характерно для правителей тех времен.Первой завоеванной им землей оказался Моав, который Давид превратил

Из книги автора

Моав Смерть сильного царя неизбежно привела к беспорядкам: покоренные народы тут же стали поднимать восстания, а окружающие независимые государства - использовали эту ситуацию для нападения. Моав ударил, как только до него дошли новости о смерти Ахава: 4 Цар., 1:1 .И

В конце 14 в. до н. э. и в начале 13 в. до н. э. образовало свое государство. Первоначальные его границы - от ручья Хешбон на севере до реки Зеред на юге и от берега Мертвого моря на западе до Сиро-Аравийской пустыни на востоке.

Но уже в дни первого царя Моава на его территорию вторглись племена аморреев , завоевавшие всю северную часть Моава до реки Арнон (Чис. 21:26–29), лишив его плодородных земель и больших городов, и основали там два царства. Эта область к северу от реки Арнон сохранила название Арвот-Моав. Моав пересекали два пути, по которым шли караваны и велась международная торговля: западная - так называемая «царская дорога» и восточная (более удобная), пересекавшая пустыню. Моав быстро развивался экономически и культурно.

Главными занятиями населения были интенсивное земледелие, разведение мелкого рогатого скота (II Ц. 3:4) и торговля. Одним из предметов вывоза в Египет был асфальт для мумифицирования. С середины 13 в. до н. э. здесь изготовлялась высококачественная керамика. Моав был густо заселен, его города обнесены крепостными стенами. На границах (особенно восточных - против кочевников пустыни) был построен ряд мощных крепостей. Печатки и особенно большая надпись 9 в. до н. э. (см. Меши стела) свидетельствуют о высокоразвитой письменности. Начертание буквально совпадает с финикийско-еврейским алфавитом, а язык весьма близок библейскому ивриту. Главное божество - Кмош (Чис. 21:29, и др.), но отмечен и общесемитский Ваала культ (Ба‘ал-Пе‘ор, Чис. 25:1–3; Бамот-Ба‘ал, Чис. 22:41). Столицей Моава служил город Кир-Моав (Кир-Харесет, Кир-Херес), но в периоды, когда границы отодвигались на север, центр переходил в город Дивон.

Несомненно, что моавитяне родственны израильтянам, появившимся в Заиорданье немного позднее. Отношение библейских источников к Моаву двояко, однако во всех случаях признается факт кровной близости. С одной стороны, ему приписывается происхождение от кровосмесительной связи Лота с его дочерью (см. также Аммон), а с другой - царь Давид - внук моавитянки Руфи . Бог запрещает Моисею начинать войну с Моавом, «ибо наследием сынам Лота дал Я Ар» (один из главных городов или районов Моава - Втор. 2:9), и поэтому по дороге к Иордану Моисей обходит Моав, успешно воюет с аморрейскими царствами и овладевает областями, принадлежавшими Моаву в прошлом (здесь поселились колена Реувен и частично Гад). Но во Второзаконии (23:3–4) говорится: «Моавитянин не войдет в общество Господне, даже десятое поколение не взойдет... во веки веков». Несмотря на это известны моавитянки среди жен Соломона (I Ц. 11:1), а также иудеев в дни Нехемии в конце 5 в. до н. э. (Нех. 13:23). Ясно, что эти высказывания отражают историю переменчивых отношений между двумя соседними царствами.

Первое столкновение обоих народов произошло в период Судей (см. Судей Израилевых книга): завоевание царем Моава территории колена Биньямин и последующее освобождение (Суд. 3:12–30). Царь Давид завоевал Моав и обратил его в вассальное царство, платящее дань (II Сам. 8:2). Таковым Моав, по-видимому, оставался до раскола Объединенного царства (928 г. до н. э.), когда он вернул себе независимость и даже расширил свои владения на севере. В 882 г. до н. э. израильский царь Омри вторично покорил Моав. При его сыне Ахаве царь Моава Меша укрепил свое царство, а после смерти Ахава освободился от власти Израиля и вновь овладел бывшей моавитской областью с городами Медва , Бецер, Нево (II Ц. 3:4–27; ср. Меши стела).

После Меши сведения о Моаве скудны. Продолжались отдельные стычки с Израилем (II Ц. 13:20). В конце 9 в. до н. э. в Израиль и в Заиорданье вторгся царь арамейского Дамаска Хазаэль и обложил Моав данью (ср. II Ц. 10:32–33), но ненадолго. В начале 8 в. до н. э. израильский царь Иоров‘ам II , победив Дамаск, видимо, отвоевал Моав (II Ц. 14:25), однако после его смерти в 748 г. до н. э. Моав вновь отделился. В 734 г. до н. э. (незадолго до падения Израильского царства в 722/21 г.) Моав попал под власть Ассирии, обложившей его данью. Моав был верен Ассирии и не участвовал в организуемых против нее восстаниях. Это был период расцвета Моава. Он расширил свои границы за счет областей, заселенных израильтянами. Ассирия защищала его от арабов - кочевников пустыни. Караванная торговля обогащала Моав; он платил Ассирии дань большую, чем Иудейское царство. После падения Ассирии Моав стал союзником Вавилонии в ее походах на Иудею (II Ц. 24:2).

Археологические раскопки свидетельствуют о полном разрушении Моава в конце 6 в. до н. э., видимо, вторгшимися с востока кочевниками (ср. Иех. 25:8–11), и до 3 в. до н. э. в этой области отсутствовало оседлое население. В эллинистических источниках упоминается Моабитис, но это обозначает не народ, а территорию, на которой осели набатеи ; моавитяне же, видимо, смешались с другими народностями Заиорданья. Александр Яннай завоевал территорию бывшего Моава, но Гиркан II вернул ее набатеям. В римскую эпоху историческая территория Моава была поделена между провинциями Аравия и Палестина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.