Всю свою жизнь он посвятил. Он всю свою жизнь посвятил детям

19 декабря 2017 года, в день памяти святителя Николая, исполнилось бы 90 лет архимандриту Науму (Байбородину), до пострига носившему имя Мирликийского чудотворца. 60 лет батюшка являлся насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а теперь по кончине в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, верим, пребывает в обителях вечных. Для кого-то и его молитва была покровом.

Старца вспоминают чада, ученики, сослужители-собратья, матушки игумении...

«Иисусова молитва была его основным деланием»

Матфей, епископ Шуйский и Тейковский:

Трудно о таких людях говорить... Это великий человек. Те семена, которые он посеял на всероссийской ниве церковной, еще дадут плоды, которые мы увидим.

Он и в прошлое своим взором проникал, и в будущее - как пророк. То, что он говорил, - всё сбывалось. Знал, что пройдено каждой душой; мог обличить, если у человека были нераскаянные грехи. Но старался так его направить, чтобы впредь он смог уберечься от козней вражиих. Много и чудес бывало.

Сам отец Наум был очень строгим монахом. Никогда не было такого, чтобы он правило пропустил без какой-либо уважительной причины; больным приходил на братский молебен. Всегда присутствовал на полунощнице. В это время можно было взять у него благословение, о чем-то спросить.

Монашествующих, как, впрочем, и мирян, наставлял в Иисусовой молитве. Сам жил молитвой и радел о возрождении умного делания, разоряемого у нас в стране при безбожной советской власти. Написал по этой теме кандидатскую диссертацию. Практиковал умное делание и других вдохновлял подвизаться: «Раньше, - недоумевал порой отец Наум, - пятисотница была элементарным деланием монашествующих. Мы-то почему ее сейчас не берем на вооружение?» Всем по-разному благословлял: кому сотницу, кому тысячу. Учил правильному дыханию при молитве. К каждому подходил индивидуально. Молитва - это сокровенное делание, никаких общих советов тут быть не может.

Про апостолов сказано: явились им разделяющиеся языки как бы огненные… (Деян. 2:2-3). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить Духом Святым и огнем (Лк. 3:16). И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся! (Лк. 12:49), - говорит Господь. В отце Науме чувствовалось это огненное дыхание.

Мне случалось нести у него послушание письмовода. Я видел, что письмо даже еще не вскрыто, а батюшка уже знал его содержание и ответ, который надо отправить по указанному на конверте обратному адресу. Его прозорливость поражала, как и глубина даваемых им кратких ответов. Он никогда не распылялся. Смотрел в корень. Ведь можно всё красноречиво обосновать, а суть уйдет. Отец Наум всегда отвечал кратко и по делу. Одного-двух его слов было достаточно, чтобы понять, что делать.

Исповедовал отец Наум всегда очень глубоко. Главное, как это следовало из его духовнической практики и из опыта исповеди у него, - добиться сокрушения, подлинного раскаяния. Когда исповедь поверхностна, может быть, надо обратить внимание на те грехи, которые позволят человеку ощутить сокрушение. Отец Наум это умел. Мог обличить любого высокоумного ученого. Валерий Яковлевич Саврей, профессор МГУ и Московской духовной академии, привез к нему как-то раз пятерых академиков: математика, филолога и еще кого-то. И каждому отец Наум задал такой вопрос из его области знаний, на который им не под силу оказалось ответить. Так он мог обратить даже самых самоуверенных к Богу. Смирится человек немножко, поймет ограниченность своего ума, и сердце евангельским истинам открывается.

Старец радел о возрождении в обителях жизни по святоотеческим уставам. Благословил издать устав Пахомия Великого и раздавал нам для изучения и освоения. У батюшки много издавалось, по крайней мере, для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Мы всё это по его благословению читали.

Многих святых батюшка очень любил. Например, преподобного Амвросия Оптинского. Просил нас выборку сделать из его наставлений - помню, и я этим занимался. Отец Наум как-то сокровенно переживал жизнь этого святого: в себя впитывал это благодатью растворенное бытие и нам пытался привить вкус к такой жизни. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чем-то святым Отцам подражать. Батюшка называл преподобного Амвросия Оптинского пророком XIX века. Да и сам отец Наум был для нас пророком наших времен.

Батюшка за людей молился, а народ его вымаливал

Архимандрит Лаврентий (Постников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Отец Наум служил Богу и людям. Всем угодить невозможно. Когда он говорил наставления, кто-то легко и радостно воспринимал его слова, другие отходили опечаленные (см. Мф. 19:22).

Мы прожили рядом с отцом Наумом почти 60 лет. Плохого я ни в нем, ни от него за все эти годы ничего не видел. Подход к людям у него был свой. Когда мы придерживаемся канонических правил и не отходим ни вправо, ни влево - наш путь правильный. К отцу Науму и шли люди, чтобы уточнить: не уклонились ли они от заповеданного пути. Если бы он говорил что-то не то, верующий народ бы за ним не шел.

Отец Наум был тружеником. Когда он молился - я не знаю. Он всегда был на людях, весь в их нуждах, во всё вникал. Раз с народом всегда находился, поучал их, как надо жить, молился за всех, значит, и народ за него молился. И наверняка, даже если батюшка согрешал, народ своего старца вымаливал.

«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»

Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так - всё видел. Но всегда по делу выговаривал.

В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».

У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.

Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии - у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, - подзывает кого-то, - туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих - все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.

Господь сотворил чудо

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:

Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига - ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, - мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь - и тишина! Я сам несколько раз проверял - выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.

Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё - слава Богу - улаживалось.

«Все мы под его молитвой как под покровом находились»

Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии:

Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик - тоже слабенький, - она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям - это самое главное.

Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание - превыше всего.

Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились - чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

Подражатель преподобного Сергия

Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря:

Самый добрейший, самый святейший - что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву - это самое главное. А все житейское - приложится (Мф. 6:33), - напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него(Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать - подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными.

Батюшка очень любил монахов

Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии:

Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему.

Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал.

У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах.

Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь - монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально - когда человек становился к этому готов.

Радовало батюшку наше послушание Богу, Евангелию, тому, что Господь через старца нам открывал. А наши грехи его огорчали. Бывало, если по своеволию действовать начнем, тут же набедокурим и к нему возвращаемся: «Что делать-то теперь?..» Отец Наум по-отечески принимал, не гнал кающегося.

Мог он обличить и самый тайный твой грех - даже подчас как-то незаметно, через кого-то, но тебе всё открывалось и ты начинал понимать, в чем надо покаяться. У всех нас есть свои немощи. Но старец знал, кто какое наставление может понести: кому-то мог при всех взбучку устроить, но не по страсти, а для вразумления; а кого-то потихонечку наедине в чувство приводил.

Батюшка очень любил монахов. Весь воодушевлялся, когда кто-то за благословением на монашество приезжал к нему. Даже если просто человек в обитель собирался поехать потрудиться, пожить при монастыре, уже старец ликовал.

Отец Наум всегда наставлял: «Читайте Евангелие - там всё написано». Для нас он старец: знаем, что говорил нам не от себя, а открывал волю Божию.

В селе Алтайское есть детский дом «Муравейник» имени Василия Степановича Ершова. Много в детском доме работало замечательных людей. Долго руководил большой семьёй Щеглов Яков Евдокимович, он многому научил Образцову Александру Фёдоровну. Она 37 лет проработала в детском доме, из них директором 17 лет. За долголетний, добросовестный труд была награждена грамотами Министерства просвещения, медалями, орденами Дружбы народов и Октябрьской революции. Двадцать пять лет отдала детскому дому замечательный педагог Вебер Галина Николаевна, из них 16 лет работала директором. Но всё началось с В.С. Ершова. Талантливый воспитатель, организатор первого в Сибири детского приюта Василий Степанович Ершов родился 11 августа 1870 года в селе Полетаеве (недалеко от города Кунгура) Пермской губернии. Родители его, бедные, неграмотные и набожные крестьяне, с большим трудом зарабатывали на жизнь своей большой семьи: в семье росло пять сыновей и восемь дочерей, за детьми присматривали дед с бабушкой.

Василий был старшим сыном у родителей. На него возлагались большие надежды. Поэтому отец решил отдать его учиться, в школу, находившуюся в пяти километрах от дома. Мальчику в это время шел девятый год. Вася занимался прилежно и вскоре умел уже читать. Отец счел, что этого вполне достаточно, и, не позволив сыну окончить первого класса, отдал его в подпаски.

Старый пастух не только обучал смышленого мальчика, своему нехитрому делу, но и впервые заронил в его душу сомнение в искренности проповедей священников. Мудрый старик внушал мальчику мысль о том, чтобы он больше читал: книга жить учит.

Осенью того же года Вася пошел в батраки к своему дяде-портному. Дядя Петрован без особой охоты приобщал племянника к своему портняжному ремеслу, но зато постоянно поручал ему уход за скотом и другую работу в своем большом хозяйстве.

Прошло четыре года. Мальчик научился самостоятельно шить незамысловатое платье. Хозяин начал доверять ему простенькие заказы и, наконец, назначил жалование – 25 копеек в неделю. Свой заработок Вася отдавал родителям, стремясь облегчить участь семьи, помогал отцу с матерью в их нелегком крестьянском труде.

Большую же часть времени он проводил в доме дяди. Любовь к книгам росла с каждым годом. После изнурительной работы зажигал коптилку и читал. Много раз перечитывал он произведения Некрасова, глубоко переживал повествование великого поэта о судьбе простого народа. Книги вызвали у впечатлительного подростка стремление посвятить свою жизнь служению народу.

Пришло время идти на военную службу. В годы службы Василий Ершов постоянно испытывал унижения со стороны господ-офицеров. Однако ничего хорошего не ожидало его и дома, в родном селе. Ему хотелось чего-то лучшего, другой жизни.

После возвращения с военной службы Василий Степанович решил отправиться на заработки в Сибирь, о богатствах которой узнал от своих сослуживцев по роте. Отец отговаривал, запугивая его Сибирью. Сын же остался твердым в своем решении. И вот он шагает по шпалам уже проложенной к тому времени Сибирской железной дороги и размышляет: «Как-то встретит меня суровая сторона?».

Первым из сибирских городов на его пути была Тюмень. Город представлял собой скопище жалких лачуг, купеческих домов и бревенчатых лабазов. По грязным: улицам города и в районе пристани бродили голодные, одетые в лохмотья, беспризорные дети. Их неприкаянность больше всего волновала Ершова. Не устроив еще своей жизни и не имея средств к существованию, он позаботился о судьбе одного мальчика: добился его усыновления.

Добравшись после долгого и утомительного пути до Томска, Ершов надеялся получить работу на каких-нибудь богатых золотоприисках и с этой целью обошел немало мест. Но повсюду его ждало разочарование. Спесивые чиновники, будто сговорившись, твердили, что наем прекращен до следующего года.

Василий Степанович поступает на работу в изыскательскую партию, которая обследовала русло Оби ниже места впадения в нее Томи. Возглавлял партию образованный и прогрессивный человек Д.И. Чижов, многому научивший Ершова и подаривший в знак благодарности за его добросовестную работу фотоаппарат.

Работать долго в изыскательской партии Василию Степановичу не пришлось. В 1900 году вспыхнуло Боксерское восстание в Китае. Ершов был мобилизован в царскую армию. Находясь в районе боевых действий и возвращаясь из Владивостока в Томск через Японию, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Ершов наблюдал за нечеловеческим трудом китайских кули, горькую участь японских крестьян и пастухов, видел в Африке эксплуатацию негров. Все это невольно наводило его на мысль о том, что нет нигде на земле покоя бедному люду, что каждый сознательный человек должен по мере возможности помогать беднякам. И он решил помогать людям. Возвратись в Томск, Василий Степанович снова встретился с Д.И. Чижовым. Чижов был членом Общества попечения о начальном образовании, занимался благотворительной деятельностью. В эту работу втянул он и Ершова. Василий Степанович разъезжал по городу с фургоном, на котором красовалась надпись «С миру по нитке – голому рубашка», и собирал утильсырье. Стойко переносил он насмешки мещан, зарабатывая, таким образом, деньги на содержание библиотек для простого люда.

Постепенно у него наступало разочарование в своей деятельности: он убедился в том, что большинства членов «Общества попечения» нужды народа не трогают.

В Томске и других населенных пунктах Василий Степанович встречал множество обездоленных детей. Его по-прежнему волновала их участь. Ершов хотел помочь, прежде всего, детям-сиротам, помочь не благонамеренными речами, а практически. Для этого нужны были средства, и Василий Степанович нанимался в качестве рабочего на предприятия, батрачил в хозяйствах кулаков. Он женился на дочери зажиточного томского мещанина, но жена не разделяла благородных устремлений своего супруга. И семья не сложилась. Больше он не пытался создавать ее. Всю свою жизнь Ершов решил посвятить спасению обездоленных детей. Свой скудный заработок расходовал он на то, чтобы накормить и одеть сирот.

Д.И. Чижов подшучивал над Ершовым, называя его усилия сизифовым трудом. Василий Степанович и сам постепенно убеждался в том, что даже щедрая благотворительность беспризорным мало помогает. У него возникла мысль о создании детского приюта. Для этой цели нужны были деньги, и Ершов задумал попытать ещё раз счастья на приисках. Но началась русско-японская война. Василий Степанович опять призвался в действующую армию. После окончания войны, прежде чем возвратиться в Томск, он нанялся работать на Зейских золотых приисках. Прииски оказались выработанными. Рабочие-старатели влачили жалкое существование. Ершов, вняв советам рабочих, навсегда оставил попытку «разбогатеть на золотых россыпях» и возвратился в Томск.

Это был уже умудренный жизненным опытом человек. Он проникся еще большим стремлением создать детский приют. К тому времени Ершов умел неплохо портняжить и фотографировать, с детства владел навыками крестьянского труда. У него крепла уверенность, что на этот раз материальная сторона вопроса будет решена. В хозяйственном и климатическом отношении местом для создаваемого приюта Ершов выбрал село Алтайское под Бийском.

Весной 1910 года Василий Степанович прибыл в Алтайское. Волостной старшина, купцы и кулачество встретили его настороженно. Ершову удалось снять у местного подрядчика второй этаж жилого дома за сто рублей в год. По тем временам такая квартплата даже в городе считалась слишком высокой. Однако другого помещения для приюта Ершов подобрать не смог. В нем было три комнаты и кухня.

Началась подготовка к приему юных жильцов. Василий Степанович хотел брать в приют малышей, но для ухода за ними требовались женские руки, и он решил пригласить к себе сестру Таню, которую родители отдали в монастырь в пятнадцатилетнем возрасте. Получив письмо от брата, Таня совершила побег из монастыря и вскоре была в Алтайске.

В беседе со старейшей воспитательницей детского дома «Муравейник» Рыжковой Валентиной Васильевной я установил, что Ершову стало известно, что в соседнем селе Сарасе живет больная вдова Русина с шестью детьми. Он предложил вдове отдать в приют четырехлетнюю Валю. Вскоре в том же селе Ершов побывал у многодетной вдовы-инвалидки и взял в приют девочку Маню и мальчика Петю. Из села Каянчи в приют привезли сирот Яшу и Васену. А через некоторое время из Песчаного была принята ещё одна девочка. Поздней осенью в приюте появилось еще двое малышей.

Приют жил большой дружной семьей. Таня неутомимо хлопотала по дому, Василий Степанович портняжил по заказу местного купца. Зарабатывал фотографированием.

Напряженно работая, Ершов уделял внимание и детям. Терпеливо приучал их к самообслуживанию, добивался, чтобы они проявляли заботу друг о друге. Постепенно детские сердца оттаивали. Старшие дети охотно присматривали за малышами.

Настоящим праздником для ребят были прогулки с «папой», как они называли Василия Степановича. Они знакомились с окрестностями Алтайского, ходили по берегам реки Каменки, взбирались на горы, сплошь покрытые цветами душистыми травами, наблюдали за поведением животных.

Во время одной из прогулок дети оказались у муравейника. Они с любопытством смотрели на то, как муравьи неутомимо работали, нося в свое жилище большие ноши. И Василий Степанович предложил назвать приют «Муравейником». Ребята дружно поддержали его. Селу импонировало название приюта «Муравейник». С ним ассоциировались понятия «дружба», «трудолюбие».

«Муравейник» столкнулся с огромными трудностями. В нем насчитывалось уже 13 воспитанников и двое взрослых. Помещение становилось тесным. У «муравьят» не было даже собственного огорода. Между тем благодаря неутомимому труду Ершову удалось скопить некоторую сумму денег, позволяющую не только содержать детей, но и завести свое хозяйство.

Василий Степанович мечтал о своем доме. Он обратился в волостное правление с просьбой выделить подходящий участок земли для строительства нового здания приюта. Ему предложили строить дом за Каменкой, на болотистой и каменистой почве. Пришлось согласиться. На отведенном пустыре немало потрудились и взрослые, и дети.

Дом вырос на славу – высокий, с террасой, большими окнами, резными наличниками. Усадьбу обнесли изгородью. Переселившись в свой дом, «муравьята» не только позаботились об огороде, но и решили заложить рощу. Посадили тополь, рябину, черемуху. Возле дома несколько кустов сирени. У детей теперь были свои спальни, место для учебных занятий, для работы и игр.

Но возникли и новые трудности: вышла замуж и ушла из «Муравейника» Таня.

Василию Степановичу самому приходилось готовить пищу, обстирывать детей, нянчить малышей. Правда, в работе по хозяйству все больше и больше стали помогать старшие воспитанники. Мало-помалу жизнь в «Муравейнике» стабилизировалась.

Однако пришла другая беда. Началась первая мировая война. Василия Степановича призвали в армию. Его определили на службу в Бийске. Приют располагал некоторыми средствами. Ершов пытался возложить временно заботу о детях на односельчанку. Но та отнеслась к своим обязанностям недобросовестно. Тогда, отпросившись у военного начальства на короткое время, Василий Степанович прибыл в Алтайское. Часть детей определил в семьи их родственников. Шестерых воспитанников, которых некуда было девать, взял с собой в Бийск, устроил на квартиру. Детей надо было кормить и одевать. Самовольно отлучаясь из казармы, Ершов приносил им остатки пищи, которые брал в солдатской кухне. При этом постоянно подвергался риску попасть под трибунал за самовольную отлучку. Кое-кто из солдат-сослуживцев знал обо всем этом, но не выдавал его.

После окончания войны Василии Степанович был демобилизован из армии и вместе со своими воспитанниками возвратился в Алтайское.

Усадьба оказалась разрушенной: двери сломаны, стекла в окнах выбиты, ограда растаскана. Это отозвалось острой болью в сердце Ершова. Но он решил все поправить и снова энергично взялся за дело.

С чувством радости воспринял Василий Степанович весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции. Он активно включился в агитационную работу с населением, читал крестьянам газеты, разъяснял им первые декреты молодой Советской Республики.

Детскому приюту пришлось пережить еще разгул колчаковской реакции. Деревни были разорены администрацией и карательными отрядами военного диктатора Колчака. Продукты питания и одежду для детей приобретать стало совсем трудно. Спасти детей от голода помогли крестьяне, которые с большим уважением относились к Ершову. Из своих скудных запасов они выделяли хлеб и овощи. После изгнания колчаковских банд с Алтая «Муравейник» снова начал укреплять и расширять свое хозяйство. Это дало возможность увеличить число воспитанников в приюте. За годы гражданской войны возникла массовая детская беспризорность. Поволжье голодало. В Сибирь хлынуло множество истощенных и больных детей, лишившихся родителей, а все меры для того, чтобы облегчить участь самых юных граждан. Повсюду создавались детские приемники. Начал свою работу детский приемник и в городе Бийске. Ершов отправился в Бийский детприемник и предложил дать ему на воспитание несколько ребят. Среди них была и нерусская четырехлетняя девочка, которую Василий Степанович стал называть Малиной.

Бийский уездный отдел народного образования предложил Ершову увеличить число воспитанников до пятидесяти человек, переименовать приют в детский дом и перевести его в новое просторное помещение – в один из купеческих домов. Василий Степанович, мечтавший о большой семье воспитанников, охотно согласился. Руководители народного образования назначили его заведующим детдомом, обещали прислать помощников, оказать денежную и материальную помощь.

«Муравьята» поселились в просторном двухэтажном здании в центре села. Они посещали школу, трудились, играли, дружили со своими сверстниками из села.

Но вот в детдом была прислана воспитательница Евсина, как оказалось, дочь крупного ташкентского чиновника. Она с чувством пренебрежения относилась к заведующему и требовала от него как человека, «не имеющего педагогического образования», не вмешиваться в воспитательную работу. Евсина всячески стремилась скомпрометировать Василия Степановича и добиться увольнения его с работы. Ершов покидает детский дом. Евсина становится заведующей.

Василий Степанович в 1921 году в своем старом доме за Каменкой организует новый детский приют «Муравейник». Он хотел воспитывать детей образованными, трудолюбивыми, преданными советскому строю. Поэтому свое воспитательное учреждение решил называть детской коммуной. На воротах при входе в усадьбу была прикреплена вывеска «Детская коммуна «Муравейник» В.С. Ершова». Коммуна начинает расти и крепнуть, а детдом, возглавляемый Евсиной, – быстро разваливаться. Дети из него уходили. Некоторые из старых воспитанников возвратились к своему «папе», стали членами детской коммуны. Евсину сняли с работы.

В середине 20-х годов в коммуне насчитывалось 16 человек. Среди воспитанников царил здоровый дух. Дети росли трудолюбивыми и жизнерадостными. Государство время от времени оказывало материальную поддержку коммуне. Однако по-прежнему основную заботу о содержании «Муравейника» должен был проявлять сам «папа». Немалый доход приносило подсобное хозяйство.

Я начал интересоваться, а остались ли воспитанники В.С. Ершова. Оказалось, что в с. Смоленское живёт старенькая Ершова Валентина Васильевна, она воспитанница детской коммуны. Вот, что она рассказала. К 1927 году хозяйственное положение коммуны оказалось настолько прочным, что она решила за свой счёт организовать площадку для детей крестьян-бедняков, предоставив женщинам возможность работать в поле. Детскую площадку посещало 20 малышей. В то время этот поступок имел не только хозяйственное и педагогическое, но и важное политическое значение. Организация детской площадки давала женщинам возможность активно участвовать в коллективном труде, включаться в общественную жизнь села.

Об инициативе детской коммуны стало известно в Наркомпросе РСФСР. Она была одобрена. Коммуне была вырешена премия в сумме 500 рублей.

Воспитанники коммуны жили полнокровной жизнью. Они участвовали в краеведческих походах, выступали с концертами художественной самодеятельности перед населением, проводили яркие пионерские сборы и костры, участвовали в благоустройстве села. Некоторые воспитанники, оканчивая школу, поступали на курсы, в учебные заведения.

Работа В.С. Ершова не осталась без внимания в нашей стране. В 1932 году за многолетнюю работу на поприще борьбы с детской беспризорностью, за умелое руководство трудовым воспитанием детей В.С. Ершов был награжден Почетной грамотой Президиума ВЦИК СССР.

В 1935 году Василий Степанович был на приеме у М.И. Калинина и Н.К. Крупской. Василию Степановичу был оказан исключительно теплый прием. Михаил Иванович проявил живой интерес к делам детской коммуны. Он высказал пожелание, чтобы детская коммуна была преобразована в детдом с увеличением контингента воспитанников. Всесоюзный староста предложил взять детдом на полное государственное обеспечение. В 1937 году деткоммуна стала детским домом, сохранив своё традиционное название «Муравейника».

Правительство закрепило навечно за детдомом 50 гектаров земли. Кроме того, сама усадьба детдома занимала 4 гектара. Ребята заложили на ней фруктовый сад. Было начато строительство нового здания детдома Оно вошло в строй осенью 1941 года.

В связи с начавшейся войной детдом ожидали новые трудности. Ухудшилось снабжение детей одеждой, обувью, продуктами питания. Дети подрастали. 28 воспитанников пошли учиться в школу, их надо было одеть и обуть. Поступили 32 дошкольника из Смоленской области. Они были доставлены в «Муравейник» в одних рубашонках. Кроме того, в детдом направлялись дети-сироты из различных районов края. Всех надо было одевать и кормить.

Осенью 1942 года из Ленинграда на Алтай эвакуировали детский дом, насчитывавший 180 ребят. В районной газете «Колхозник Алтая» от 30 сентября 1942 года написано: «По просьбе райисполкома «Муравейник» передал ленинградским детям 25 коек, 2 коровы, 10 кубометров дров, 50 килограммов меду, 500 килограммов картофеля и много овощей».

Сам В.С. Ершов трудился, не покладая рук. Свои личные сбережения он не только расходовал на содержание детей, но и значительные суммы перечислял в фонд обороны. В газете «Колхозник Алтая» от 3 марта 1944 года напечатано: «В.С. Ершов в мае 1943 года, собрав все свои личные сбережения, внес в фонд Главного Командования Красной Армии 17000 рублей».

В годы Великой Отечественной войны его воспитанники также охотно жертвовали свои личные сбережения на оборону страны. Коллектив детского дома систематически участвовал в воскресниках, и все средства, заработанные педагогами и детьми, перечислялись в фонд обороны. На имя В.С. Ершова была получена правительственная телеграмма: «Сердечно благодарю Вас и воспитанников детдома «Муравейник» за собраные 25000 рублей на постройку танков. Красная Армия не забудет, вашего скромного подарка и с честью его оправдает. М. Калинин».

В 1944 году за самоотверженный труд по воспитанию молодежи В. С. Ершов был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. К нему пришла слава, известность. Но годы брали своё. Ухудшалось здоровье. Пришлось сдать заведование детдомом. Василий Степанович работал еще некоторое время инструктором по труду. Но сил не стало хватать и для выполнения этой работы. Однако до конца дней своих он оставался педагогом, воспитателем, «папой». Его маленький дом с романтическим названием «Красная шапочка» постоянно навещали дети. Здесь находи ли они ласку, добрые слова, дружеский совет, выясняли свои отношения, а то и просто играли с «папой». Человеку под восемьдесят, а он бегал с детьми наперегонки. Дети платили ему также любовью и привязанностью. Будучи уже в преклонном возрасте, подводя итоги своей жизни, Василий Степанович сказал: «Я рад. Что на мою долю выпало работать для счастья детей и Родины».

Его имя присвоено детскому дому, а также одной из улиц села Алтайское. Вся его жизнь без остатка была посвящена детям.

Литература
  • В.С. Ершов Жизнь посвящаю детям.– Барнаул, 1982.
  • Колхозник Алтая: газета.– № 28.– 1940.
  • Колхозник Алтая: газета.– 30 сентября 1942.
  • Колхозник Алтая: газета.– 3 марта 1944.
  • Воспоминание односельчанина Ветрова [хранится в музее В.С. Ершова].
  • Интервью с воспитательницей детского дома [Рыжковой В.В.].

К 90-летию со дня рождения архимандрита Наума (Байбородина)

19 декабря 2017 года, в день памяти святителя Николая, исполнилось бы 90 лет архимандриту Науму (Байбородину), до пострига носившему имя Мирликийского чудотворца. 60 лет батюшка являлся насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а теперь по кончине в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, верим, пребывает в обителях вечных. Для кого-то и его молитва была покровом.

Старца вспоминают чада, ученики, сослужители-собратья, матушки игумении...

«Иисусова молитва была его основным деланием»

Матфей, епископ Шуйский и Тейковский:

Трудно о таких людях говорить... Это великий человек. Те семена, которые он посеял на всероссийской ниве церковной, еще дадут плоды, которые мы увидим.

Он и в прошлое своим взором проникал, и в будущее – как пророк. То, что он говорил, – всё сбывалось. Знал, что пройдено каждой душой; мог обличить, если у человека были нераскаянные грехи. Но старался так его направить, чтобы впредь он смог уберечься от козней вражиих. Много и чудес бывало.

Сам отец Наум был очень строгим монахом. Никогда не было такого, чтобы он правило пропустил без какой-либо уважительной причины; больным приходил на братский молебен. Всегда присутствовал на полунощнице. В это время можно было взять у него благословение, о чем-то спросить.

Монашествующих, как, впрочем, и мирян, наставлял в Иисусовой молитве. Сам жил молитвой и радел о возрождении умного делания, разоряемого у нас в стране при безбожной советской власти. Написал по этой теме кандидатскую диссертацию. Практиковал умное делание и других вдохновлял подвизаться: «Раньше, – недоумевал порой отец Наум, – пятисотница была элементарным деланием монашествующих. Мы-то почему ее сейчас не берем на вооружение?» Всем по-разному благословлял: кому сотницу, кому тысячу. Учил правильному дыханию при молитве. К каждому подходил индивидуально. Молитва – это сокровенное делание, никаких общих советов тут быть не может.

Про апостолов сказано: явились им разделяющиеся языки как бы огненные… (Деян. 2:2–3). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить Духом Святым и огнем (Лк. 3:16). И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся! (Лк. 12:49), – говорит Господь. В отце Науме чувствовалось это огненное дыхание.

Мне случалось нести у него послушание письмовода. Я видел, что письмо даже еще не вскрыто, а батюшка уже знал его содержание и ответ, который надо отправить по указанному на конверте обратному адресу. Его прозорливость поражала, как и глубина даваемых им кратких ответов. Он никогда не распылялся. Смотрел в корень. Ведь можно всё красноречиво обосновать, а суть уйдет. Отец Наум всегда отвечал кратко и по делу. Одного-двух его слов было достаточно, чтобы понять, что делать.

Исповедовал отец Наум всегда очень глубоко. Главное, как это следовало из его духовнической практики и из опыта исповеди у него, – добиться сокрушения, подлинного раскаяния. Когда исповедь поверхностна, может быть, надо обратить внимание на те грехи, которые позволят человеку ощутить сокрушение. Отец Наум это умел. Мог обличить любого высокоумного ученого. Валерий Яковлевич Саврей, профессор МГУ и Московской духовной академии, привез к нему как-то раз пятерых академиков: математика, филолога и еще кого-то. И каждому отец Наум задал такой вопрос из его области знаний, на который им не под силу оказалось ответить. Так он мог обратить даже самых самоуверенных к Богу. Смирится человек немножко, поймет ограниченность своего ума, и сердце евангельским истинам открывается.

Старец радел о возрождении в обителях жизни по святоотеческим уставам. Благословил издать устав Пахомия Великого и раздавал нам для изучения и освоения. У батюшки много издавалось, по крайней мере, для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Мы всё это по его благословению читали.

Многих святых батюшка очень любил. Например, преподобного Амвросия Оптинского. Просил нас выборку сделать из его наставлений – помню, и я этим занимался. Отец Наум как-то сокровенно переживал жизнь этого святого: в себя впитывал это благодатью растворенное бытие и нам пытался привить вкус к такой жизни. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чем-то святым Отцам подражать. Батюшка называл преподобного Амвросия Оптинского пророком XIX века. Да и сам отец Наум был для нас пророком наших времен.

Батюшка за людей молился, а народ его вымаливал

Архимандрит Лаврентий (Постников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Отец Наум служил Богу и людям. Всем угодить невозможно. Когда он говорил наставления, кто-то легко и радостно воспринимал его слова, другие отходили опечаленные (см. Мф. 19:22).

Мы прожили рядом с отцом Наумом почти 60 лет. Плохого я ни в нем, ни от него за все эти годы ничего не видел. Подход к людям у него был свой. Когда мы придерживаемся канонических правил и не отходим ни вправо, ни влево – наш путь правильный. К отцу Науму и шли люди, чтобы уточнить: не уклонились ли они от заповеданного пути. Если бы он говорил что-то не то, верующий народ бы за ним не шел.

Отец Наум был тружеником. Когда он молился – я не знаю. Он всегда был на людях, весь в их нуждах, во всё вникал. Раз с народом всегда находился, поучал их, как надо жить, молился за всех, значит, и народ за него молился. И наверняка, даже если батюшка согрешал, народ своего старца вымаливал.

«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»

Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так – всё видел. Но всегда по делу выговаривал.

В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».

У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.

Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии – у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, – подзывает кого-то, – туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих – все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.

Господь сотворил чудо

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:

Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, – мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь – и тишина! Я сам несколько раз проверял – выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.

Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось.

«Все мы под его молитвой как под покровом находились»

Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии:

Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик – тоже слабенький, – она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям – это самое главное.

Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание – превыше всего.

Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились – чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

Подражатель преподобного Сергия

Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря:

Самый добрейший, самый святейший – что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву – это самое главное. А все житейское – приложится (Мф. 6:33), – напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать – подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными.

Батюшка очень любил монахов

Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии:

Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему.

Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал.

У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах.

Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь – монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально – когда человек становился к этому готов.

Радовало батюшку наше послушание Богу, Евангелию, тому, что Господь через старца нам открывал. А наши грехи его огорчали. Бывало, если по своеволию действовать начнем, тут же набедокурим и к нему возвращаемся: «Что делать-то теперь?..» Отец Наум по-отечески принимал, не гнал кающегося.

Мог он обличить и самый тайный твой грех – даже подчас как-то незаметно, через кого-то, но тебе всё открывалось и ты начинал понимать, в чем надо покаяться. У всех нас есть свои немощи. Но старец знал, кто какое наставление может понести: кому-то мог при всех взбучку устроить, но не по страсти, а для вразумления; а кого-то потихонечку наедине в чувство приводил.

Батюшка очень любил монахов. Весь воодушевлялся, когда кто-то за благословением на монашество приезжал к нему. Даже если просто человек в обитель собирался поехать потрудиться, пожить при монастыре, уже старец ликовал.

Отец Наум всегда наставлял: «Читайте Евангелие – там всё написано». Для нас он старец: знаем, что говорил нам не от себя, а открывал волю Божию.

Записала Ольга Орлова

Рассказ Марины Мануйловой о династии врачей Баулиных, вышедший в май 2015 года в электронном издании «Улицы Московской» начинался так: «Было у отца три сына».

Не прошло и года, как двоих из них не стало. Старший — Николай Афанасьевич ушел из жизни в январе, средний — Василий Афанасьевич — совсем недавно — в марте 2016. Братья и росли вместе, и работали поначалу рядом, и ушли друг за другом. Василий Афанасьевич потянулся к благородной профессии врача глядя на старшего брата. После окончания Поимской средней школы и педагогического училища им. В.Г.Белинского поступил в Куйбышевский медицинский институт. Братьям хотелось работать вместе и после института Василий получил направление в Поимскую вторую районную больницу, где главным врачом был Николай Баулин. Три года под руководством старшего брата Василий Афанасьевич овладевал сложнейшей профессией хирурга, приобретал навыки анестезиолога- реаниматолога, занимался научной работой. Потом были должности: главврача Пачелмской районной больницы, главврача Белинской районной больницы, начмеда больницы в Пачелме. За 50 лет работы в медицине Василий Афанасьевич стал «Хирургом Высшей категории», Отличником здравоохранения», «Заслуженным врачом РСФСР», был награжден орденом «Знак Почета», Почетным знаком Губернатора Пензенской области «Во Славу Земли Пензенской». А еще он был Депутатом Законодательного Собрания. Пензенской области. Но какую бы должность не занимал Василий Афанасьевич — он всегда был «Врачом от Бога» (как все Баулины), безотказным, душевным, удивительным человеком. Он мог не только прооперировать больного, выходить его, но и отвезти домой, если тому не на чем добраться, а потом еще и навестить, проверить, как идет процесс выздоровления. Василий Афанасьевич - это величайший пример сельского хирурга и организатора. Когда он приехал к отцу, Афанасию Николаевичу, посоветоваться: соглашаться или нет на должность главврача, тот ему сказал: «Соглашайся, если готов, что будешь приходить раньше всех, а уходить - позже всех». Василий Афанасьевич постоянно модернизировал и достраивал Пачелмскую районную больницу, старался удержать в селе молодых специалистов, обеспечивая их жильем. Он жил для людей, любил повторять, что: «человек должен ложиться камешком, а вставать калачиком, то есть каждый день трудиться, радоваться солнцу, дождю. А самое главное, быть ближе к природе, друг к другу и прежде, чем что-то сказать — подумать.». Заботился о других, а сам, будучи главврачом в Белинской районной больнице жил в рабочем кабинете, так и не дождался для себя квартиры. Василий Афанасьевич, как настоящий солдат, как борец за спасение человеческих жизней, умер на посту. Просто приехал после посещения больного и умер. В Поимском историко-архитектурном музее есть небольшая экспозиция, рассказывающая о братьях Баулиных, - об этой удивительной династии. Среди фотографий, газетных вырезок и документов храниться копия аттестационной работы Баулина Василия Афанасьевича на подтверждение высшей квалификационной категории по хирургии. Вместо заключения там написаны такие слова: « ...В хирургии, как нигде в медицине, недостаточно быть специалистом, надо обязательно оставаться врачом и соотношение этих величин желательно иметь 50 на 50 с тем, чтобы умирать с каждым умирающим и воскресать с каждым спасенным.» И еще: «....население сел должно гарантированно иметь квалифицированную хирургическую помощь. Этому я посвятил всю свою жизнь.»

Сегодня свой большой юбилей - 90-летие - отмечает Мансаф Галиев, генерал-майор в отставке, известный военачальник, участник Великой Отечественной войны, много лет отдавший укреплению Вооруженных Сил нашего государства.

Мансаф Нуриевич Галиев родился 22 декабря 1925 года в деревне Новокалмашево Чекмагушевской волости Белебеевского кантона Башкирской АССР, ныне одноименное село Чекмагушевского муниципального района Республики Башкортостан. Рос и воспитывался в обычной многодетной семье сельских тружеников.

С детства мечтал стать учителем. После окончания с похвальной грамотой Новокалмашевской неполной средней школы Мансаф продолжил учебу в Кушнаренковском педагогическом училище. Однако начавшаяся война нарушила все планы молодого человека.

В 1942 году Мансаф Галиев был призван в ряды Красной Армии. После окончания 2-го Астраханского пехотного училища в звании младшего лейтенанта он стал командиром взвода 266-го стрелкового полка 34-й гвардейской Енакиевской орденоносной дивизии. В составе 3-го Украинского фронта участвовал в Яссо-Кишиневской операции, освобождал Венгрию и Австрию от фашистов.

Мансаф Нуриевич считает себя счастливчиком, был дважды ранен, но оба раза легко. Первый раз его ранило в августе 1944 года во время наступления. Осколком ранило в правую руку. В плащ-палатке потом насчитал 27 пробоин. После недолгого лечения в госпитале вновь отправился в родную часть. Вскоре его вновь ранило. На этот раз ранение было пулевым. Пришлось лежать в медсанбате.

За храбрость и мужество был награжден орденами Отечественной войны I cтепени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими наградами.

Победу Мансаф Галиев встретил в австрийском городе Мельк. Остался служить в Центральной группе советских войск, где командовал стрелковой ротой. Являлся заместителем начальника полковой школы, затем начальником штаба стрелкового батальона Прикарпатского военного округа.

В 1959 году, окончив командный факультет Академии тыла и транспорта, проходил службу в качестве заместителя командира полка, заместителя командира дивизии, начальника тыла танковой армии в Группе советских войск в Германии, затем служил в Краснознаменном Белорусском военном округе.

Постановлением Совета Министров СССР от 14 февраля 1977 года Мансафу Галиеву было присвоено воинское звание генерал-майора. Все свои знания, богатый опыт и организаторские способности он отдавал делу воспитания руководящих кадров тыла и укрепления тыловой службы. В октябре 1983 года Мансаф Нуриевич ушел в отставку по возрасту с должности заместителя командующего 5-й гвардейской танковой армии, отслужив в армии более четырех десятилетий. Ныне живет в Уфе.

Награждался орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями Советского Союза, Болгарии и Польши. Земляками отмечен нагрудным знаком «За заслуги перед Чекмагушевским районом Республики Башкортостан».

После армейской службы Мансаф Нуриевич много сил и времени отдавал общественной работе, являлся членом президиума Башкирского республиканского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Возглавлял комиссию по работе с молодежью. За последние годы провел десятки и сотни встреч с учащимися, студентами, рабочей молодежью. Эта большая общественная работа Мансафа Галиева отмечена многими знаками поощрения Всероссийской и республиканской ветеранских организаций, соответствующих комитетов ветеранов войны и военной службы.

Генерал и сегодня в строю. Мужественно борется с болезнями и недугами. По мере возможности участвует в общественной жизни, переписывается с однополчанами, всегда в курсе всех новостей по республике и стране. Интересуется жизнью земляков-чекмагушевцев.

Встречаясь с молодежью, Мансаф Нуриевич призывает ее не бояться трудностей, настойчиво учиться и осваивать новую технику. Источником своих успехов и причиной долголетия он считает свою супругу Анису Нурлыгаяновну, с которой они прожили в любви и согласии 65 лет, поддерживавшую его всегда и на службе, и в быту, и в жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.