Золотое руно – Древнегреческий миф. Конкурсы «Золотое Руно» и «British Bulldog» - Золотое Руно Миф о плавании аргонавтов в Колхиду

Если вам нужно ПОДРОБНОЕ изложение этого мифа, перейдите на страницу «Поход аргонавтов ». Там можно ознакомиться с историей возникновения легенды о плавании за золотым руном и перейти к ссылкам с подробным изложением различных её эпизодов. Наш список страниц, посвященных мифам и эпосу будет постоянно пополняться

Миф о золотом руне (краткое содержание)

Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу . Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне – Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса . Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу , а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса , приставив сторожем к нему могучего дракона.

Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм

Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Вождь аргонавтов, Ясон

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

Покинув Коринф, Медея поселилась в Афинах, став женой царя Эгея, отца великого героя Тесея. Бывший вождь аргонавтов Ясон по одному из вариантов мифа, вслед за гибелью детей покончил жизнь самоубийством. По другому мифическому рассказу, он безрадостно влачил остаток жизни в бедственных странствиях, нигде не находя постоянного приюта. Проходя однажды через перешеек Истм, Ясон увидел полуразвалившийся Арго, который некогда был вытащен здесь аргонавтами на морской берег. Усталый странник лёг отдохнуть в тени Арго. Пока он спал, корма корабля обвалилась и погребла Ясона под своими обломками.

Организаторам конкурса «Золотое руно»

Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое руно» будет проводиться 14-17 февраля 2020 года .

Тема конкурса в этом году - «Эрмитаж» . Выполняя конкурсные задания, участники смогут познакомиться с музеем как с социальным и культурным феноменом - многофункциональным художественным, музейным, архитектурным, научным и просветительским центром.

Подготовлено пять вариантов заданий для участников из 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов. Вариант заданий для участников из 1-2 классов будет состоять из 30 вопросов, для участников других возрастных групп - из 45 .

Важнейшая особенность конкурса «Золотое руно» - семейный формат , который предполагает решение вопросов участниками дома в выходные дни. Во время выполнения заданий можно пользоваться различными источниками информации, включая словари, энциклопедии, научную и художественную литературу, а также обращаться за помощью к родственникам и друзьям. Такой формат позволяет найти новые возможности общения и взаимодействия с родственниками, друзьями и учителями.

Знание темы - это своеобразный ресурс для планирования внеурочной деятельности , определения направлений внеклассной работы, выбора экскурсионной программы, литературы для чтения и ознакомления с темой как для учителей, классных руководителей, так и для участников и их родителей.

При разработке содержания конкурса основной акцент делается не столько на память и знания, полученные в рамках изучения школьной программы, сколько на умение участников работать с новой информацией, определять круг возможных источников, производить поиск данных, сравнивать, анализировать. Такая внеурочная форма учебного испытания позволяет участникам творчески подходить к поиску ответов на интересные вопросы, принимать решения, обосновывать свою точку зрения.

Содержание вопросов выходит за рамки школьной программы, но вместе с тем находится в зоне ближайшего развития как в отношении нахождения информации, так и в отношении понимания вопроса. Конкурсные задания могут показаться очень сложными, особенно тем, кто участвует впервые, и чтобы этого не произошло, к конкурсу необходимо подготовиться. Перед принятием решения об участии мы предлагаем учителям, школьникам и их родителям познакомиться с форматом, примерными вопросами и уровнем сложности содержания на примере заданий конкурсов прошлых лет, которые размещены на нашем сайте в разделе «Золотое руно».

Участие в конкурсе добровольное . Конкурс проводится для всех желающих без предварительного отбора. Принять участие в конкурсе можно на базе образовательной организации. Стать участником может ученик 1-11 класса, оплативший регистрационный взнос. Право бесплатного участия может быть предоставлено детям-сиротам, учащимся детских домов, школ при больницах и санаториях.

Участие образовательных организаций в конкурсе осуществляется через региональные и национальные оргкомитеты . Если в школе есть ученики, желающие принять участие в конкурсе, представителю от школы нужно связаться с региональным оргкомитетом, где он сможет уточнить информацию об условиях участия, о форме и сроках регистрации заявки, способах оплаты и получения материалов. Контактную информацию регионального оргкомитета можно узнать, написав письмо в центральный оргкомитет по адресу электронной почты [email protected] .

В этом разделе размещены Положение о конкурсе, график его проведения для регионального организатора и общие инструкции. Обращаем внимание на то, что сроки приема заявок на участие в конкурсе от школ в отдельных регионах могут отличаться , поэтому за подробной информацией следует обращаться в региональный оргкомитет .

У царя Беотии Афаманта супруга была невиданной красоты. К тому же она была очень умна и образована, носила имя Нефела (богиня облаков). Семья жила счастливо и растила детишек: девочку Геллу и мальчика Фрикса. К сожалению, народ Беотии невзлюбил Нефелу. Мужу пришлось расстаться с женой. От слез о разрушенной семье и разлуки с детьми Нефела превратилась в облако и стала путешествовать по небу, наблюдая сверху за своей семьей. Так начинается миф «Золотое руно» — один из самых знаменитых в мире. Легенда о доблести, чести и любви.

В этой статье вы прочтете краткое содержание мифа «Золотое руно». Для полного описания всех подвигов и приключений команды аргонавтов не хватит и целой книги.

Новая жена царя

Правителю пришлось снова жениться, ибо он не имел права оставаться холостяком. В жены он взял красивую, но расчетливую царевну Ино. Новая супруга не любила детей от первого брака и решила сжить их со свету. Первой попыткой было отправить детей на горное пастбище. Дорога туда была очень опасной, но дети вернулись невредимы. Это еще больше разозлило женщину.

Она стала потихоньку убеждать супруга, что боги хотят, чтобы он принес Геллу и Фрикса в жертву, иначе всей стране грозит голод. Для того чтобы убедить мужа в своей правоте, она заставила служанок поджарить семена, которые были запасены для всходов. Естественно, после такой обработки на поле не появилось ни одного колоска. Царь сильно опечалился от этого.

Страна стояла на пороге бедствия, Афамант решил узнать судьбу у оракула Дельфы и отправил к нему гонцов. И тут Ино все предусмотрела, она перехватила людей и подкупила их дарами и золотом. Им было велено сказать ее супругу, что он должен принести в жертву Геллу и Фрикса, таким образом он отвернет беду от своего народа. Афамант не знал места от горя, но все же решился на страшный шаг ради населения страны.

В это время ничего не подозревавшие дети забавлялись на пастбище с овцами. Тут они увидели среди других животных барана со сверкающей шерстью. Согласно мифам Греции, золотое руно — это драгоценная шкура животного. Они подошли к нему и услышали: " Дети, меня к вам отправила ваша матушка. Вы в опасности, я должен спасти вас от Ино, отправив в другую страну, где вам будет хорошо. Усаживайтесь мне спину. Фрикс будет крепко держаться за рога, а Гелла — за спину брата. Только вниз смотреть нельзя, иначе будет сильное головокружение".

Гибель Геллы

Баран понес детей под самые облака. Что же было дальше в мифе «Золотое руно»? Они неслись по небу на север, и тут случилось горе… Маленькая девочка очень устала держаться руками за брата и отпустила их. Полетела дочь Нефелы прямо в волны бушующего моря. Спасти малышку не удалось. Долго оплакивала богиня свое дитя. Сейчас это место называется а ранее, благодаря мифу о золотом руне, пролив величали Геллеспонт — море Геллы.

Мальчика животное принесло в далекую северную Колхиду, где его уже ждал царь Ээт. Он растил мальчика как родного, баловал его и дал ему прекрасное образование. Когда Фрикс возмужал, он отдал ему в жены свою любимую дочь Халкиопу. Жили супруги душу в душу, и у них родилось четверо мальчишек.

Овна же, так звали необычного барана, Ээт принес в жертву Зевсу. А шкуру он разместил на старом дубе. Отсюда и пошло название мифа - «Золотое руно». Предсказатели предупредили царя, что его царствованию ничего не грозит, пока эта шерсть находится на дереве. Ээт приказал приставить к нему дракона, который никогда не спал.

В то же время Ино родила Афоманту еще детей. Позже они создали в Фесалии порт под названием Иолк. В этой местности правил внук царя Беотии. Имя его было Эсон. Его сводный брат Пелий устроил переворот и свергнул родственника. У Эсона был сын Ясон, который являлся также наследником, и ему грозила опасность. Опасаясь, что мальчика могут убить, отец спрятал его в горах, где его охранял мудрый кентавр Хирон. У каждого современного человека имя Ясон ассоциируется с мифом о золотом руне.

Прожил ребенок у кентавра долгих 20 лет. Хирон учил его наукам, вырастил сильным и крепким. Ясон владел основами врачевания и преуспевал в военном искусстве.

Вождь аргонавтов - Ясон

Когда парню исполнилось 20 лет, он решил вернуть власть отца в свои руки. Он обратился к Пелию с требованием вернуть ему престол отца. Тот якобы согласился, но решил хитростью погубить парня. Он поведал ему о золотом руне, которое приносило удачу и блага потомкам Афаманта. По коварному замыслу Пелия Ясон должен был погибнуть в этой экспедиции.

Ясон начал собирать команду. Среди его верных друзей были:

  • Геракл;
  • Тесей;
  • Кастор;
  • Полидевк;
  • Орфей и другие.

Судно, которое приказано было для них построить, назвали «Арго». Отсюда и пошло выражение «аргонавты». Покровительницами путешественников стали богини Афина и Гера. Под пение Орфея корабль отправился навстречу опасностям.

Миф о плавании аргонавтов в Колхиду

Первая остановка Арго была на острове Лемнос. У местности была интересная история. Мужчин здесь практически не было, поскольку их убили жены. Несчастные поплатились за многочисленные измены. Подбила их на преступление грозная царица Гипсипила.

Аргонавты сошли на землю и некоторое время развлекались с красавицами, пировали и отдыхали. Вдоволь навеселившись, они вспомнили о своей миссии и последовали дальше.

Следующая остановка путешественников была на полуострове Кизик (Пропонтид, Мраморное море). Местный правитель хорошо принял аргонавтов. В благодарность за это они помогли ему побороть шестируких великанов, которые жили рядом и нападали на жителей Кизика.

Согласно мифу о золотом руне следующим пристанищем аргонавтов стала местность в области Мизии. В этом месте жили нимфы. Речным красавицам понравился Гилас, который был очень хорош собой. Они заманили его к себе в пучину. Геракл отправился на поиски друга и отстал от «Арго». В ситуацию вмешался Главк. Он рассказал Гераклу, что у него есть миссия: ему нужно совершить 12 подвигов на службе у правителя Еврисфея.

Ясновидящий из Фракии

Прибыв во Фракию, путешественники повстречали бывшего царя местности Финея. Он был ясновидящим, которого боги наказали за предсказания. Они ослепили его и наслали на его дом гарпий, крылатых полудев, полуптиц. Те отнимали у несчастного человека любую еду. Аргонавты помогли ему справиться с нечистью. Ясновидящий за это раскрыл им секрет, как пройти между скалами, которые сходятся. Также он поведал, что золотое руно им поможет добыть Афина.

Ниже вы видите иллюстрацию к мифу Древней Греции «Золотое руно».

Далее аргонавты попали на остров Аретии, где подверглись нападению стимфалийских птиц. По стечению обстоятельств этих страшных тварей прогнал из Греции Геракл. Птицы имели перья-стрелы из бронзы, от которых воины прикрывались щитами.

Аргонавты добывают золотое руно

Наконец-то аргонавты прибыли в Колхиду. Как говорится в мифе о золотом руне, добыть драгоценную шкуру было почти невозможно. Тут и пришла на помощь Афродита. Она возбудила в сердце Медеи, дочери Ээта, пылкую страсть к Ясону. Влюбленная девушка и провела аргонавтов к царю.

Медея была волшебницей, и если бы не ее способности, то Ясон бы погиб. На аудиенции с царем вождь аргонавтов попросил Ээта отдать ему золотое руно взамен на любую услугу. Правитель был разгневан и придумал для Ясона очень сложное задание. По его замыслу главный аргонав, должен был погибнуть, выполняя его. Ясон должен был распахать поле бога войны Ареса с помощью огнедышащих быков. На нем аргонавт должен был посадить зубы дракона, а выросших из них воинов Ясон должен перебить.

Задание было не под силу никому, и Ясон мог погибнуть, если бы не влюбленная волшебница. Медея отвела аргонавта в храм и дала ему чудодейственную мазь. Она делала любого воина неуязвимым.

Ухищрения Медеи

Ясон воспользовался подарком Медеи и получил от Ээта драконьи зубы. Быки царя чуть не убили главу аргонавтов, но ему помогли Полидевк и Кастор, два брата силача. Все вместе они впрягли быков в плуг и вспахали поле. Тут явились ратники в латах, которые выросли из зубов. Медея перед битвой посоветовала возлюбленному кинуть в толпу воинов камень. Не поняв, кто это сделал, они начали нападать друг на друга. Так постепенно они сами себя и уничтожили. Тех, которые остались, добил своим мечом Ясон.

Царь Ээт был поражен победой Ясона и догадался, что ему помогла дочь. Медея поняла, что всей команде аргонавтов и ей грозит опасность от разъяренного отца. Ночью она повела возлюбленного за золотым руном. Дракона она усыпила с помощью своего колдовского зелья. Глава аргонавтов заполучил драгоценно руно, и они вместе с Медеей и командой отправились в Грецию.

Так заканчивается миф «Золотое руно» о Древней Греции. Существует целый цикл легенд о Ясоне, который показывает связь между Древней Грецией и Кавказом. Например, Колхида — это современная западная Грузия. В горной стране есть также предание о том, что золото из рек тут намывали, окуная в воду шкуру барана. На его шерсти оседали частички драгоценного металла. Содержание мифа «Золотое руно» должен знать каждый образованный человек.

Февраль интересен для школьников тем, что в это время проводится XVI игровой конкурс «Золотое руно». Участников много, но попробовать свои силы никогда не помешает. Тем более, что задания разнообразные и есть время для того, чтобы найти необходимый ответ. Как известно, конкурс «Золотое Руно» 2018 проводится ежегодно, и каждый раз он посвящён какой-то новой теме. Детям выдаются вопросы на дом, и там, используя справочный материал, они в течение трёх дней выполняют задания.

Чему посвящён конкурс «Золотое руно»?

«Золотое Руно» – международный конкурс по истории мировой художественной культуры, один из проектов Института продуктивного обучения Российской академии образования (Санкт-Петербург) под руководством академика М.И. Башмакова.

Участники смогут окунуться в эпоху расцвета русской культуры и почувствовать исторический контекст XIX века: императоры, государственные и общественные деятели, путешественники, промышленники и меценаты, великие реформы, политические и культурные связи России, а также романтизм и реализм в художественной культуре, русский ампир и классицизм в архитектуре и многое другое.

Из истории проведения состязания

Впервые в России конкурс был проведен в 2003 году и к настоящему времени приобрел большую популярность. В разные годы темами конкурса были:

  • «Аргонавтика».
  • «Bella Italia».
  • «Douce France».
  • «Портреты времени 1861-1914».
  • «Культурные столицы Европы».
  • «Литературные герои» и другие.

В последние годы число участников составляет около 500 000.

Особенности олимпиады «Золотое руно»

По форме конкурс аналогичен своим «собратьям» – конкурсам «Кенгуру», «Русский медвежонок» и другим. Однако у него несколько существенных отличий.

Во-первых, это семейный формат конкурса. Задания и бланки ответов выдаются участникам в пятницу, на выходные, а заполненные бланки ответов собираются в понедельник. Во-вторых, каждый раз заранее объявляется тема конкурса.

Кто может стать участником конкурса?

Cтать участником конкурса может любой учащийся с 2 по 11 класс, оплативший регистрационный взнос. Участие в конкурсе добровольное.

Задания составлены для 4-х возрастных групп:

  • 9–11 классы.

Задания олимпиады

Конкурсные вопросы могут показаться очень сложными, особенно тем, кто участвует впервые, что иногда вызывает негативную реакцию у школьников и их родителей. Чтобы этого не произошло, необходимо подготовиться – заранее изучить материалы по теме конкурса и подобрать соответствующую литературу, а также ознакомиться с заданиями уже прошедших конкурсов на официальном сайте мероприятия.

Отвечая на вопросы заданий, можно пользоваться различными источниками информации, включая словари, энциклопедии, научную и художественную литературу. Задания для всех участников будут состоять из 45 вопросов, а не из 60, как это было раньше.

Алгоритм проведения олимпиады в ОУ

  • До 8 сентября 2017 г. – рассылка пакета документов о конкурсе по электронной почте.
  • C 18 сентября 2017 г. в Региональном оргкомитете проводятся консультации для школьных и районных координаторов по организации и проведению конкурса.
  • До 19 января 2018 г. – прием заявок на участие в конкурсе от школ.
  • До 26 января 2018 г. – прием заявок от школ и районных организаторов на участие в конкурсе в Региональном оргкомитете.
  • До 26 января 2018 г. – оплата оргвзносов за участие в конкурсе. Регистрационный взнос в 2018 году составляет 70 рублей с каждого участника.
  • 14 февраля 2018 г. – выдача бланков заданий и бланков ответов в соответствии с поданными и оплаченными заявками.
  • 15 февраля 2018 г. – выдача школам бланков заданий и бланков ответов в соответствии с поданными заявками.
  • 16 — 19 Февраля 2018 г. – КОНКУРС! Конкурсные задания выдаются на дом в пятницу 16 февраля и собираются в школе в понедельник 19 февраля.
  • 19, 20 и 21 февраля 2018 г. – прием пакетов с бланками ответов.
  • Апрель 2018 года – выдача результатов конкурса в оргкомитете.

Все вопросы и ответы будут транслироваться на официальном сайте.

Тема и дата проведения конкурса в 2018 году

Всех желающих принять участие в данном соревновании волнуют два вопроса:

Помочь в подготовке к конкурсу может видеоцикл «История государства Российского», созданный по одноименному труду выдающегося литератора и историка российской культуры 19 века Николая Михайловича Карамзина:

ТЕМА: По следам аргонавтов... (Миф об аргонавтах. Символика образа золотого руна.)

Цели:

  • Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифа с помощью выразительных средств и приёмов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
  • Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.
  • Воспитательные: через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива

Оборудование: компьютер (для воспроизведения презентации урока), учебник, репродукции картин на мифологические темы, рабочие тетради, словарики учащихся.
Тип урока: урок-знакомство.

Словарная работа: язычество, руно, герой , симплегады.

Ход урока

/звучит «Сиртаки»/

Слушайте, добрые люди, про то,

Что свершилось когда-то!

Давним сказаньям внимая,

Последуйте верным примерам,

Каждый рожденный для жизни,

Быть может смелым и трусом,

Зло от добра отличать научиться

Должны мы с рожденья!

Вступительное слово учителя для уточнения темы и цели урока.

Что мы изучали на прошлых уроках? - А в чём же необычность нашего урока? /урок-путешествие/

Сегодня мы куда-то отправимся…Хотите знать куда? … Слышите музыку? Это звучит танец греческих пастухов - «Сиртаки»! Она зовет нас отправиться в путешествие на колеснице времени в удивительную страну - Грецию.

Определение темы и цели урока.

Учитель просит сформулировать тему урока и определить, для чего нужно изучать мифы.

Ученики размышляют, прогнозируют, формулируют тему и цель изучения мифов.

/познакомиться с мифом, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии, развивать интерес к искусству, мировой литературе, истории, раскрыть символический образ золотого руна/

Изучение нового материала.

Аргона́вты (др.-греч. Ἀργοναύται, от Αργώ — название корабля и ναύτης — мореплаватель) — в древнегреческой мифологии , участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря ) на корабле «Арго ». Корабль был построен с помощью Афины , которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.

Путешествие должно было остаться в памяти греков не только благодаря цели похода - Золотого руна, но и составу команды, набранной для похода. Эта команда по праву могла называться «Золотой», ведь Ясон собрал лучших греческих героев. Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Кастор и Полидевк , Геракл , Орфей , Персей, Пелей , Парис, Ахилл, Тесей, Гектор, прорицатель Мопс , Еврит, Гилас (любимец Геракла ), Теламон - все они должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.

проблемный вопрос урока

познакомившись с мифом об аргонавтах, вы должны будете решить: можно ли назвать Ясона героем с точки зрения всех значений?

Золото́е руно́ — в древнегреческой мифологии золотая шкура барана , посланного богами для спасения детей орхоменского царя Афаманта Фрикс а и Геллы — которые отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино . По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы ).

Фрикс же достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия ). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее символом благоденствия колхов, предков современных грузин, охранялось драконом в роще Ареса , откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона .

В «Словаре» В, Даля есть следующие интересные сведения: руно — от «рушать», «рвать», это шерсть с целой овцы; иногда шерсть продают рунами, без весу. Далее он напоминает, что «у греков ходила баснь о золотом руне Колхиды, о золоторунной овце», и приводит пословицу: «Овца руно растит, а скупой деньги копит».

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом . По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден.

миф имеет легендарную основу.

«Доказательства» похода: в Ливии был Аргойский залив (позднее названный Гесперидами). По некоторым авторам, они основали храм Геры на Самосе, привезя её статую из Аргоса. Согласно Неанфу из Кизика, аргонавты основали святилище Идейской Матери рядом с Кизиком.

У Пеллены (Ахайя) была пристань Аргонавты. На острове Эфалия (то есть Эльба) была гавань Аргоос, на берегу этого острова остались пёстрые камешки от застывших оскребков масла, которое соскабливали с себя аргонавты.

Хор аргонавтов действовал в трагедиях Эсхила «Арго или Гребцы» (фр.20 Радт), «Лемниянки», «Гипсипила» и сатировской драме «Кабиры» (фр.95-97 Радт).

В частности, историческую основу мифа об аргонавтах составляют грабительские набеги греческих мореплавателей на древние государства черноморского побережья.

Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся учебно-практическую задачу: сравнить отношение олимпийских богов к героям и письменно ответить на вопросы по ходу урока (в форме таблицы).

В чем боги помогали героям мифа?

Кого и за что наказали боги?

Афина помогла в строительстве корабля

Посейдон усмирил ссорившихся аргонавтов, указав им путь

Боги разгневались на Ясона и Медею за убийство Апсирта.

Афина подсказала как преодолеть симплегады

Зевс за предательство Ясоном Медеи предрек ему одинокую старость и гибель под развалинами «Арго»

ученики читают текст мифа, характеризуют героев, оценивают их поступки, заполняют таблицу.

фрагмент фильма «Хроники опасного путешествия»

Давайте просмотрим отрывок из кинофильма о походе аргонавтов и подумаем:

о чем аргонавты просят богов? /избавить от трусости и предательства, от лжи и жадности /

какие цели поставили аргонавты перед собой? / благородные, бескорыстные /

Чтение и обсуждение мифа,работа с текстом

Много препятствий поджидало аргонавтов на пути в Колхиду. На острове Лемносе их встречали лемниянки, которые совершили страшное преступление - перебили мужей за измену.
Какое испытание поджидало аргонавтов на острове?/ чтение отрывка стр. /

Они в пиру забыли о своём путешествии Кто их спас?Геракл

Аргонавты по пути заплыли на полуостров Кизик, где жили чудовища. / чтение отрывка стр. /

Сколько рук было у великанов, живущих на этом острове? «шесть»

Аргонавты побывали в Мизии. Давайте узнаем, что там произошло с героями? / чтение отрывка стр. /

Что случилось с Гиласом в Мизии?Его похитили нимфы Кого и почему потеряли аргонавты в Мизии?Геракла и Полифема - им боги предназначили другой удел

Аргонавты были в Вифинии. / чтение отрывка стр. /

Какое испытание ждало аргонавтов в Вифинии?Амик - царь бебриков - всем предлагал с ним сразиться и всех убивал ударом кулака Кто из аргонавтов с ним сразился?Полидевк

Однако самое страшное препятствие у путешественников было впереди.

/отрывок из кинофильма «Ясон и аргонавты»/

Какое препятствие пришлось преодолеть аргонавтам и как они его преодолели?
(Это препятствие симплегады - расходящиеся и смыкающиеся скал. Боги дали Ясону совет - пустить перед собой голубку. Если голубка пролетит, то и корабль пройдёт)

После прибытия в Колхиду, Ясон встречается с царем Ээтом, который предлагает герою выполнить задачу в обмен на руно. Давайте узнаем,что за испытание придумал коварный царь Колхиды /стр. /

Какими способами показана в мифе тяжесть выполнения задания, который выполнял Ясон?

(С помощью эпитетов: яростные быки, описания героя- сравнения: он словно выкован из железа.)

Какой изображена Медея, дававшая советы Ясону? (доброй, прекрасной)

Какими словами описывается руно? (легкое золотистое сияние)

Как изображается буря, когда боги разгневались на аргонавтов за убийство брата Медеи? /стр. /

Преодолев бурю, аргонавты продолжили плавание домой.

В античной мифологии существуют разные варианты мифа об аргонавтах: одни рассказывали будто Ясон бросил Медею одну на пустынном острове, другие повествовали о том, что аргонавты достигли берегов родной Эллады, и Ясон женился на Медее, однако, брак этот продолжался недолго, Ясон раздумал жить с Медеей, и она, убив их общих детей, проклинает Ясона. Получается, что Золоте руно не принесло долгожданного счастья ни Ясону, ни Медее.

Крылатые выражения

Со временем в литературе и в жизни образ Золотого руна стал символичным -

Как вы думаете что может символизировать Золотое руно?

А что для вас ассоциируется с Золотым руном? Что для вас символизирует Золотое руно в сфере учебы?

Каких людей можно назвать аргонавтами?

Золотое руно было олицетворением благоденствия и богатства страны. Перенесённое в другую страну, оно проявляло свою силу там, поэтому многие пытались заполучить Золотое руно, в том числе и аргонавты под предводительством Ясона

Золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся овладеть;

Аргонавтами - смелых путешественников, искателей приключений. запись ответов в тетрадь.

Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире античной Греции. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов.

Прошло несколько тысячелетий с тех пор, как греческий народ создал миф о походе аргонавтов за руном. Но и до сегодняшних дней эта история интересует историков, будоражит воображение художников и композиторов…

Древнегреческая мифология в русской культуре /мульт, кино/

Сегодня на уроке звучала композиция грузинского ансамбля «Иверия».

Вы просмотрели отрывки из фильмов «Хроники опасного путешествия…», «Ясон и аргонавты», мультфильма «Аргонавты».

В музеях мира можно увидеть шедевры живописи и скульптуры, посвященные походу за Золотым руном.

Подведение итогов

Чем прославился Ясон? ответы

Кто из попутчиков Ясона вам запомнился? на вопросы

Почему команду Ясона называли «золотой»? с опорой на

Почему боги благословили поход аргонавтов за золотым руном? заполненную

Почему Ясону была уготована богами трагическая смерть? по ходу урока таблицу

Что символизирует Золотое руно?

Можно ли назвать Ясона героем с точки зрения всех значений?

/ значение слова «герой», кстати, греческого по происхождению, которое было распространено в Древней Греции: «Герой — это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделен сверхчеловеческими воз-можностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия. Так же г ерой - человек с необычными возможностями, такие люди встречаются редко. И объяснить их дарования иначе как божественным происхождением трудно/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.