Как гор относился к анубису. Что означает изображение собаки на египетских сувенирах

Инструкция

Анубис изображался всегда с головой шакала и вполне атлетическим телом человека-мужчины. Его отличали большие остроконечные уши и вытянутый нос. На дошедших до нас папирусах глаза Анубиса написаны также, как писали глаза или жрецов: они большие и распахнутые, обрамленные традиционным татуажем.

Известны 2 вида изображений Анубиса – каноническое, с телом черного цвета (черный цвет должен был напоминать мумифицированное тело человека и землю), и «новое» - с телом песчаного цвета, облаченным в (набедренную повязку) и трапецеобразный фартук. На голове всегда был клафт – убор высшей знати в виде плотного платка, два свободных конца которого спадали на грудь в виде закрученных жгутов.

Знаменитые уреи – витые , которые словно готовы к прыжку на неприятеля, венчавшие голову и запястья фараонов, были чужды образу Анубиса, на руках видны лишь цветные ленты, которые говорили о его особой значимости и скромности.

У был отдельный иероглиф, обозначающий этого бога, в переводе иероглиф значит «ведающий тайнами». В усыпальницы умерших непременно клали статуэтку бога Анубиса – выточенную из камня или дерева фигурку шакалообразной собаки, лежащую с вытянутыми вперед лапами.

Анубис служил проводником умерших людей в загробный мир. Чтобы попасть после приемлемые условия, египтяне старались не сердить Анубиса – ведь встреча с ним, согласно мифам, предстояла каждому человеку.

Интересно, что проводником в мир мертвых, то есть вторым персонажем, Анубис был не всегда. Долгое время именно ему принадлежала главенствующая роль, он судил людей, попавших в мир иной, был царем мертвых. Спустя время, эта функция отошла к его отцу, Осирису, и Анубис в египетской мифологии занял второе место, став важным, но не главным персонажем. Согласно мифам, Осирис перенял функции судьи, сняв это бремя с плеч сына, произошедшие изменения сделали Анубиса на ступеньку ниже отца.

Голова шакала, с которой изображают Анубиса, скорее всего, используется потому, что именно шакалы охотились на краю пустыни, вблизи некрополя, по всему Египту. Голова Анубиса черного цвета, что свидетельствует о его принадлежности к миру мертвых. Впрочем, в некоторых мифах можно встретить описание бога и с собачьей головой.

Центром поклонения Анубису считается город Кинополис, хотя чтили Анубиса повсеместно. Согласно мифологии, именно Анубис положил начало мумификации, собрав буквально по кусочкам тело отца: запеленав останки в чудодейственную ткань, он способствовал последующему воскрешению своего родителя. То есть, именно Анубис мог превратить мумию в ожившую субстанцию, некое просветленное, возвышенное существо, которое могло жить и в загробном мире.

Мумии, только ожидающие магического превращения, Анубис охранял от злых духов, которых в Древнем Египте опасались, считая главными врагами в мире мертвых. Правильно проведенный обряд мумификации становился залогом того, что в загробном мире, в жизни, которая идет за земным существованием, Анубис воскресит почившего, подарив ему свое покровительство и защиту.



Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве.

В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.


Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения (тело человека, голова шакала). Как бог царства мертвых (или некрополя) в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату (в переводе с египетского - открыватель пути) – бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса (душа умершего в тот период фараона), где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу (другими словами, Поля Тростника – место в загробном мире, где души обретают блаженство. Нечто наподобие рая в християнской религии) или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых (в ней описываются религиозные верования египтян и их представления о загробном мире) видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше – перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.


Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будушего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалося, что Anubis превращает с помощью магии покойного в "АХ" (блаженное воплощение души человека в загробном мире). Анубис устонавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп ("проводник душ в царство мертвых").

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли "Открывающим пути", его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.


Древнеегипетский бог Анубис

Анубис (по-египетски Инпу) –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису . Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу . Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису (в период Старого Царства он был олицетворением умершего фараона). Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата (Аменти), сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии , начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.

В глубокой древности, согласно Текстам пирамид, главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала, или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему, «в более ранний период Анубис был единственным судьей умерших". Он отождествлялся с богом-волком Упуатом, его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а за Анубисом закрепляются функции хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки - руки [бога] Атума, твое чрево - чрево Атума, твоя спина - спина Атума… но голова твоя - голова Анубиса".

Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании и составлении его мумии с целью предохранения от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса, он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок. Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса - священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

По мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога. «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису». При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса. Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма.

Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

Анубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала». «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

Ряд фактов позволяет предположить, что древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных - kbhw . Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола - kbh - "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты - Вепуат...».

Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство. В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.

Все верования, связанные с посмертием, испокон веков были проникнуты благоговением и мистицизмом. Анубис отвечал за важный в древнеегипетской культуре ритуал . Он подготавливал тело к бальзамированию и мумификации. Изображения Анубиса сохранились на многих гробницах и погребальных камерах. Статуи бога мертвых украшают храм Осириса и гробницы-катакомбы в Александрии, а на печати древнего города Фивы изображена над девятью пленниками.
Амулет с изображением собаки символизирует магию потустороннего мира и охраняет душу в ее последнем путешествии.

Изображение Анубиса рядом с телом покойного было необходимо для дальнейшего путешествия души. Считалось, что бог с головой собаки встречает душу человека у врат загробного мира и провожает ее в зал суда. Там воплощение души – сердце – взвешивалось на специальных весах, на другой чаше которых лежало перо богини истины Маат.

Город собак

Анубису был посвящен город Кинополь (с греческого – «город собаки»). Там же почитали и супругу Анубиса, Инпут. Она так же изображалась с собачьей головой.

В этом городе собаки были защищены законом, они могли входить в любой дом, и никто не мог поднять на них руку. За убийство собаки полагалась смертная казнь. Если житель другого города убивал собаку из Кинополя, это могло послужить поводом к объявлению войны.

Фараонова собака существует до сих пор, и ее характерная острая мордочка с большими стоячими ушами очень похожа на древние изображения Анубиса.

Любили не только в Кинополе. Геродот свидетельствовал, что египтяне погружались в глубокий в случае смерти домашней собаки, брили головы и отказывались от еды. Набальзамированное тело собаки хоронили на специальном кладбище, а погребальная церемония сопровождалась громкими рыданиями.

Собака не случайно стала символом мира усопших. Египтяне верили, что собаки могут предчувствовать смерть. Воющая в ночи собака означала, что Анубис готовится проводить чью-то душу в загробный мир. Считалось, что собаки видели призраков так же ясно, как живых, поэтому в преисподней собаки сторожили врата, не давая душам умерших вырваться обратно.

Роль Анубиса в древнеегипетском пантеоне была сходной – он сторожил и охранял богов. Недаром имя его означает «Стоящий впереди чертога богов». Также Анубис вершил суд среди богов, и даже палач в древнем Египте надевал маску с головой дикой собаки, символизируя руку бога в исполнении приговора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.