Медный образ. Старообрядческое медное литье

Храм во имя святителя Николы Чудотворца на Берсеневке, старейший храм Замоскворечья, поставленный на месте Зареченского монастыря Николы Старого.

Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви.

Храм Николы Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовникахправославный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы (Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николы Чудотворца, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Берсеневская набережная, 22

"Берсеневская набережная и переулок названы в XIX в. по находившейся здесь в XVI в. до начала XVIII в. у Б. Каменного моста "Берсеневой решетке" (ночной заставе на улицах), наблюдение за которой в царствование Ивана III было поручено боярину П. Н. Бересеню-Беклемишеву. Другое объяснение дает А. Мартынов (см.: Названия московских улиц. М., 1887. С. 23). Он производит название набережной от "берсеня" (крыжовника), который мог произрастать в находившемся вблизи Государевом саду".

"В середине XVII в. некоторые садовники были уже знатными людьми. Один из них, думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами, построил на своем дворе рядом с церковью в 1657 г. великолепные палаты, сохранившиеся, как и церковь, до нашего времени".

"Аверкий Кириллов, как приверженец Нарышкиных, был убит в Кремле вместе с А. С. Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 г.".

"На этом месте в древности был Никольский на Берсеневке на Болоте монастырь - "Никола Старый". Сведения о нем имеются от 1390 и 1404 гг.".

"Церковь известна с 1625 г., когда именовалась "Великий чудотворец Николай за Берсеневою решеткою".

"Нынешнее здание храма построено в 1656 г. на месте прежнего. Название свое церковь получила от имени боярина Берсеня Беклемишева, казненного в 1525 г. при Василии Иоанновиче на Москве-реке близ его двора".

"Церковь известна с 1475 г. Нынешняя каменная 1656 г. с главным престолом Троицы. В северном притворе погребены Аверкий Кириллов с женой - храмоздатели. В 1656 г. построена трапезная. Казанский придел освящен 16 января 1694 г. В 1755 г. на левой стороне трапезной устроен придел св. Николая. Старая колокольня снесена около 1820 г. Она была построена в 1694 г. и имела колокол 1200 пудов, литый в 1695 г. Иваном Моториным. В 1812 г. храм обгорел. Главный престол вновь освящен 5 сентября 1813 г. На месте Казанского освящен придел Феодосия Палестинского, общежития начальника в 1817 г. 10 июля 1823 г. разрешено в новой трапезной устроить придел св. Николая. Оба придела в двубокой трапезной. В храме сохранялись прекраснейшие произведения, описанные А. И. Успенским". "Новая колокольня 1854 г.".

"Дом Аверкия Кириллова с 1756 г. принадлежал казне. В нем сначала размещался сенатский архив, а в конце XVIII - нач. XIX в. жили сенатские курьеры, почему он и назывался "Курьерским домом". В 1868 г. дом был отдан Московскому археологическому обществу, устраивавшему в нем свои публичные ученые заседания".

"Церковь построена в 1656-1657 гг. как домовая думного дьяка Аверкия Кириллова (с палатами которого ее соединяла галерея на аркадах) на месте деревянной Никольской церкви. Посвящена Троице, поэтому правильнее называть ее Троицкой (первоначально имела придел св. Николая; в 1694 г. при ней был устроен придел Казанской Богоматери). К северному фасаду храма примыкает небольшая трапезная с крыльцом на "кубышчатых" столпах, несущих двойные арки с гирькой, бочкообразная кровля которого не имеет аналогий в московском каменном зодчестве (второе, ныне заложенное крыльцо было с восточной стороны трапезной - отсюда был спуск в подклет, служивший усыпальницей владельцев усадьбы). С западной стороны к древней трапезной и церкви с 1775 г. была пристроена новая трапезная церковь (восстановлена после пожара 1812 г.; колокольня не сохранилась - была сломана уже в советское время). Никольская церковь принадлежит к типу бесстолпных, трехабсидных, пятикупольных храмов с завершением четверика двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. Декоративная обработка храма отличается пышностью и даже некоторой вычурностью (внутреннее убранство церкви не сохранилось).

Построенные рядом палаты Аверкия Кириллова, как и церковь, своим главным фасадом выходят к Москве-реке. Древняя часть палат была сооружена в нач. XVI в. и возобновлена одновременно с церковью в 1657 г. (в это время к палатам в юго-восточной их части пристроили новое помещение, а также возвели шатровое Красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столпах и галерею, служившую входом в хоромы и соединявшую их с церковью, - частично сохранилась в виде закрытой арочной галереи первого этажа восточного ризалита). Здание было украшено цветными изразцами с узором в синих тонах по белому фону (один из ранних примеров применения таких изразцов в московском зодчестве). Центральная выступающая часть с парадным входом и правый выступ были пристроены в начале XVIII в. (тогда же, видимо, была осуществлена и надстройка палат - первоначально над первым этажом возвышался только терем). Внутри большая часть помещений еще спланирована по старому хоромному принципу вокруг вытянутой в глубину парадной "крестовой" палаты, в замке свода которой заложен камень с высеченной вокруг креста надписью: "Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году; того же лета и палата посправлена" (что служит основанием датировки возобновления здания 1657 г.). Левая, более древняя часть палат сохранила в декоре стен формы, характерные для XVII в., которые в свое время, перекликаясь с формами декора церкви, способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Центральный ризалит оформлен в духе петровского зодчества с использованием барочных мотивов. Сходство мотивов декора центрального выступа с элементами оформления Меншиковой башни заставляет некоторых исследователей связывать постройку палат в XVIII в. с именем И. П. Зарудного. Палаты Аверкия Кириллова являются уникальным памятником гражданского зодчества XVII - нач. XVIII в., ценность которого повышает его хорошая сохранность (во второй половине XVIII и XIX вв. здание не подвергалось капитальным перестройкам)".

"Церковь обновлялась в 1895 г.".

"В течение двух лет ЦГРМ (Центр. гос. реставрационные мастерские), размещавшиеся на втором этаже древних палат А. Кириллова, добивались закрытия храма св. Николая. А в нем, построенном в середине XVII в. на средства дьяка Кириллова, было немало икон XVII-XVII вв., ампирный иконостас начала XIX в., богослужебные сосуды и воздуха, Евангелия XVII-XVIII вв., древние колокола.

В феврале 1930 г. Моссовет удовлетворил просьбу ЦГРМ и церковь закрыл. Сразу же вслед за этим мастерские стали добиваться сноса стройной колокольни середины XIX в., рассчитывая, кроме всего прочего, на доход от продажи камня. В октябре 1930 г. городские власти вынесли роковое решение: "Принимая во внимание ходатайство ЦГРМ о разборке колокольни, ввиду того, что названная колокольня затемняет помещение ЦГРМ, чем затрудняется работа мастерских, - названную колокольню снести". Вскоре колокольни не стало, и сегодня в прекрасном ансамбле Николаевского храма и древних палат явно не хватает ее вертикали".

"В 1931 г. о сносе церкви ходатайствовал Б. Иофан, строитель "дома на набережной" и несостоявшегося "дворца советов".

"В 1932 г. храм начали разбирать", но не успели: снесли только колокольню. В 1958 г. в здании бывшего храма был Научно-исследовательский институт музееведения.

В 1970-е гг. храм был отреставрирован внешне. Полностью разрушенная колокольня, однако, при этом восстановлена не была. Над абсидами приделов вновь поставлены главки - которых не было уже к XIX в. (см. фото Найденова). Раскрыто покрытие храма с кокошниками. Внутри в 1980 г. размещался НИИ культуры РСФСР, а в трапезной XIX в. - редакция журнала "Культурно-просветительная работа".

Ильин пишет, что могила Аверкия Кириллова находится "при церкви", однако обнаружить ее нам не удалось.

"Усадьба XVI-XIX вв. (Аверкия Кириллова), Берсеневская наб., 18-22:

а) палаты XVI - нач. XVIII в., зодчий М. Чоглоков (?); б) церковь Николы на Берсеневке, 1656-1567, 1-я треть XIX в.; в) корпус по набережной, 2-я пол. XIX в. с фрагментами XVII в. - находится на государственной охране под № 4".

В 1990 г. и храм и палаты принадлежали НИИ культуры Министерства Культуры РСФСР и Академии Наук СССР.

В 1992 г. богослужения в церкви возобновлены.

"На Преображение 1992 г. молебен о мире в Абхазии возглавил председатель Союза Православных братств иером. Кирилл Сахаров".

July 22nd, 2016


Всего 37 фото

Во второй части мы продолжим осмотр двора Аверкия Кириллова, и в частности - Церкви Святителя Николая Мирликийского на Берсеневке. Эти памятники истории Москвы - и Никольская церковь неразрывно связаны между собой. Оказываясь на этой древней земле, рядом с не менее древними памятниками, ты, как будто, входишь в удивительный мир Старой Москвы, что не менее удивительным образом, уцелел в безбожное советское время. Давайте, попробуем позволить себе ощутить это волнующее чувство.

Во второй части я, заодно, немного остановлюсь на легендах о подземных ходах, идущих, якобы, от церкви Николы к Храму Христа Спасителя, Ваганьковскому холму и в сторону Кремля.

Соседняя с Палатами Никольская церковь, как уже отмечалось, также была выстроена Аверкием Кирилловым в 1656-1657 годах и, даже, одно время, соединялась с ними деревянным переходом. Но, наверное, лучше точнее сказать, что кpyпнeйший вклaд в cтpoитeльcтвo cдeлaл именно Aвepкий Kиpиллoв. Oн жe пoжepтвoвaл в церковь зoлoтoй нaпpecтoльный кpecт, ycыпaнный дpaгoцeнными кaмнями, вeнчaльныe вeнцы, икoны c зoлoтыми oклaдaми. Многие советские источники считали эту церковь домовым храмом рода Кирилловых. Однако, более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Выходит, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.
02.

В архитектурном отношении этот храм с главным престолом Троицы, принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Изначально он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера.
03.

Нарушая временную шкалу изложения...Возможно, где-то здесь, на личном подворье Малюты Скуратова, содержали под стражей митрополита Московского Филиппа, которого в Отроч Успенском монастыре в Твери задушил Малюта Скуратов, из-того, что метрополит отказался благословить новгородский поход Ивана Грозного в 1569 году.

Митрополит Филипп выступал против многочисленных казней, которые проводил царь. Последней каплей терпения для самодержца стало то, что митрополит всенародно обличил Ивана IV в преступлениях во время воскресного богослужения, за что и был изолирован, возможно, в подворье Малюты на Берсеневке и, вскоре, сослан в Отроч Успенский монастырь, где через год был задушен Малютой...

В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери.
05.

Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом.
06.

Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых.
07.


08.

В 1694 году Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни, и они использовались как дом причта. Над воротами палат, открывавшими въезд на церковный двор со стороны Берсеневской набережной, находилась колокольня. По некоторым сведениям, набережные палаты были невелики. Также Ириной Симеоновной был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Эта колокольня пострадала во время пожара 1812 года и через несколько лет была разобрана (снос колокольни состоялся не ранее 1815 года, она ещё значится на плане, составленном в том году).

Это вид Набережных палат со двора церкви.
09.

До последнего времени считалось, что дом причта, построенный Кирилловой-Курбатовой, и есть нынешний Набережный корпус, недавно получивший фальшивые наличники "а-ля XVII в.". Как мы видим, от колокольни над воротами нет и следа. Некоторые исследователи считают, что это здание построено (перестроено) гораздо позже, возможно в XIX веке.
10.

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви.

Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. При возобновлении храма после нашествия Наполеона трапезная выстроена вновь, а Казанский придел переосвящен (1817 г.) во имя Феодосия Палестинского, общежитий начальника. В 1853-1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Н. Дмитриева.Повреждённая взрывной волной при уничтожении храма Христа Спасителя, она была снесена в 1932 году.
11.

Сейчас при церкви возведена новая временная, деревянная колокольня - она расположена на некотором отдалении от церкви к югу.
12.

А это - беседка в самом дальней восточной части территории Никольской церкви.
13.

Трапезная церкви Николая Чудотворца.
15.


16.

Наверное сейчас стоит рассказать о легенде существования тайного подземного хода (ходов) с земли Аверкия Кириллова в сторону Храма Христа Спасителя, Кремля и Ваганьковского холма. Есть сообщения от давно уже повзрослевших детей из "Дома на набережной", что они проходили по этому узким подземным ходам, из подвальных помещений Никольской церкви в сторону Кремля и Ваганьковскому холму (к Дому Пашкова).

Еще одна "бывшая девочка" из "дома на набережной" рассказывала, что в декабре 1937 году, в компании шести мальчишек, она по подземному ходу, что вел от основания бывшей колокольни храма (было там какое-то остаточное строение на месте снесенной колокольни), прошла под Москвой рекой и они вышли на поверхность к только, что разрушеному Храму Христа Спасителя. "...Сперва - ступеньки серые, каменные. Идешь ниже, ниже. Какие-то деревянные воротца, что ли, остатки от них и потом - тоннель в человеческий рост, и он углубился, и начался уклон. И тишина - ни трамваев не было слышно, ничего. Потом подъем, как бы в горку. Постепенный...". Дети оказались на поверхности в границах тХрама, (который был огорожен и охранялся в то время) и даже смогли забрать оттуда некоторые детали его архитектурных украшений. "...Помещения под храмом (Христа Спасителя) были и ходы куда-то еще, но мы не рискнули. Очень боялись заблудиться...".

В начале 1989 года Аполлос Феодосьевич Иванов, бывший сотрудник Управления строительства Дворца Советов, опубликовал в журнале «Наука и жизнь» отрывок из книги, в которой рассказывал о разрушении храма Христа Спасителя и как он со своим другом проник в древний тоннель, ведущий от храма Христа в сторону Кремля и Ваганьковского холма, то есть современного дома Пашкова (библиотека имени Ленина). В тоннеле были «человеческие кости с остатками ржавых цепей... останки неведомых узников, брошенных в подземелье по чьей-то злой воле, может быть, самого Малюты Скуратова».

Возможно, доступ к тайникам осуществлялся через лестницу в подвал трапезной, что мы видим в основании здания...
Вообще, было бы интресно получить более достоверные сведения по этой щекочущей воображение теме...)

17.

В давние времена на месте Дома Пашкова располагалось около 12 церквей - а это очень плотно, ведь Ваганьковский холм совсем не большой. При раскопках фундаментов и территории Дома Пашкова были обнаружены несколько запечатанных помещений невыясненного назначения, узко сводчатые подземные ходы, идущие в сторону Кремля и в других направлениях. На месте церкви Николы на Берсеневке был древний Никольский монастырь, двор Малюты Скуратова (по некоторым сведениям)... Возможно церкви связывали подземные ходы (поскольку их фундаменты, очевидно были белокаменными), что позволяло использовать подвалы церквей как надежно укрепленные точки, связывающие эти тайные ходы. Очевидцы рассказывают, что ходов было несколько, причем были и ходы запутывающие... Думаю, они существовали как сеть потайных ходов для оперативной смены дислокации царей, князей, важных сановников, при необходимости)

Итак, позиционно, входы в тайные тоннели находились в районе дальней части этого газона с туями, где и находилась снесенная часовня. также, возможно, эти ходы начинались и из древних подвалов здания трапезной, что вы видите на фото ниже.

18.

Подземных тайных ходов в районе Кремля было множество. «Подземные ходы, - рассуждает Стеллецкий (выдающийся российский и советский спелеолог, археолог, историк, исследователь подземной Москвы, зачинатель диггерского движения в России), - элементарная принадлежность всякой древней крепости и замка. В Московском Кремле роль главного хода для бегства принадлежала так называемому тайнику Алевиза, идущему мимо Никольской башни под Китай-город. «Алевизовским» он назывался потому, что ров над ним, на Красной площади, был обложен камнем итальянцем Алевизом в 1508 году. Построен же этот ход самим творцом Кремля - Аристотелем Фиораванти в 80-х годах XV века».

19.

Совсем недавно «Московский комсомолец» оповестил читателей - в районе Ваганьковского холма, на котором возвышается дом Пашкова, при прокладке коммуникаций под толстым слоем земли неожиданно обнаружился фрагмент настоящего подземного хода. Красный кирпич, невысокий и узкий проход в глубинах московской земли. Куда он вел? Какие хранит тайны? Есть только - версии. По самой распространенной из них - ход проведен Иваном Грозным... Оставим же этот вопрос открытым...

И, продолжим осмотр территории храма Николы на Берсеневке. Справа - на фото - Набережные палаты.
20.

21.

Декоративный характер архитектуры здания усиливают яркая полихромная раскраска деталей декора и изразцы, восстановленные в начале 1990-х гг.



23.

По легенде, в этой церкви, хранилась хоругвь времен Ивана IV, вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв...
24.


25.

И еще ниже - блок фотографий Храма Николы на Берсеневке, снятых летом 2014 года.

Летом храм выглядит особенно нарядным и "живым"!
26.

В советское время храм действовал до 1930 года, когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, "мешающей хорошему освещению в палатах".
27.

Снос грозил и всей церкви - об этом также ходатайствовал Б. Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932 году снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 году в стенах храма разместился НИИ музееведения.

Две малые главки над апсидами церкви возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.
28.

Хорошо сохранились ширинки и изразцы...
29.

Белокаменная памятная плита вмурованная в опорный столб галереи-паперти.
30.

Парадное крыльцо Никольской церкви.
31.

Центральный барабан храма - световой. Богато декорированы, и фасады его здания - и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.
32.

В церкви придерживаются старообрядческих традиций и в службах используются отдельные элементы дониконианского обряда.
37.

Источники:

Подземный ход в Кремль. Сайт журнала «Вокруг света». 01 апреля 1993 г.
М.Ю. Коробко. Палаты Аверкия Кириллова. Журнал "Русская история". №4 2013.
Википедия

Церковь Николы на Берсеневке - московский православный храм, построенный в середине XVII века. Главный престол храма освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, приделы - во имя Святителя Николая и преподобного Феодосия Великого Киновиарха. Составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова .

Место, на котором стоит храм Николы на Берсеневке , издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).


В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины VII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, “изукрашен” - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-“кубышками” и арками, украшенными «гирьками».

Основной объём церкви Николая Чудотворца на Берсеневке завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ? фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.

В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.


В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году церковь Николы на Берсеневке была закрыта. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.


«Живите в доме - и не рухнет дом». (А.Тарковский)

Мой самый любимый храм из всех существующих - вот этот «пряничный домик», церковь Святого Николы Чудотворца на Берсеневке (Берсеневская набережная, д.18).

По мнению многих исследователей, это старейший храм Замоскворечья. Ещё в 12-ом веке здесь располагался Никольский на Болоте монастырь, в котором была деревянная «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова».

Маленькую деревянную церквушку перестроили в 1657 году. Правда, тогда она звалась Троицкой и лишь позже получила имя святителя Николая.

Найти этот храм довольно сложно. Попасть в него можно только с набережной, он не виден с основных трасс Москвы, разве что с другой стороны Москва-реки в районе Патриаршего моста.

Изначально церковь Николая Чудотворца на Бересеневке в Верхних Садовниках была домовой некоего садовника государя Кириллова. При его внуке Аверкии Кириллове и была возведена нынешняя церковь святителя Николая в Берсеневке, а также роскошные палаты.

Аверкий Кириллов был убит во время бунта стрельцов, и тело его захоронили в притворе храма. Здесь же похоронили и его жену.

Здание храма сохранилось практически без изменения с 1657 года, несмотря на то, что церковь сильно пострадала в пожаре 1812 года.

На территории храма почти никогда никого нет. Правда, я там бывал только по выходным. Здесь много деревянных строений, например, маленькая колокольня.

Изредка из храма выходит служитель, поднимается на колоколенку и звонит. Звук тихий, но очень светлый.

Какое это странное место! Здесь полная тишина, с двух сторон его огораживает знаменитый "Дом на набережной", через реку - Храм Христа Спасителя и шумная Пречистенская набережная, а сзади подпирает фабрика "Красный октябрь".

Но здесь другой мир, этакий оазис с благоухающими клумбами и деревенским огородиком. Время замерло.

Это довольно необычный православный храм. До сих пор в нём поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда.

С этим странным местом связано несколько московских легенд. Правда это или нет, я сказать не берусь. Говорят, что сюда вел подземный ход прямо из Кремля. Как бы то ни было, но какой-то тайный ход был обнаружен мальчишками. Возможно, он выходил из этого колодца или сарайчика рядом.

Ещё говорят, что здесь в одной из келий содержали под стражей митрополита Филиппа. Того самого, убитого рукой Малюты Скуратова. Ну, в общем, которого играл О.Янковский.

Ещё по одной легенде, здесь хранилась хоругвь времен Ивана IV вся усыпанная драгоценными камнями. Считалось, что после каждой сотни убиенных царь раскаивался и укреплял на ней сапфир. Когда на Крестных ходах хоругвь выносили, народ пытался сосчитать количество жертв.

Я очень люблю эту странную стену, которая как бы отделяет храм от палат.

Церковь составляет один архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова, и как-то без них уже и не мыслится.

Сейчас в этих палатах располагается НИИ Культуры. Не знаю, чем они занимаются, но иногда кто-то входит и выходит.

Такое ощущение, что эти древние палаты подпираются с боков какими-то сваями (хотя на самом деле это водоотводящие лотки), и кажется, они вот-вот рухнут, но это невозможно. Дома как люди, они живы, пока в них есть душа.

Откуда взялось слово «берсеневка» так до конца и не понятно. Свое название местность могла получить от имени боярина Берсени-Беклемишева, который был в особом почете у Ивана III и выполнял особые поручения царя. По другой версии, так раньше назывался крыжовник - «берсеня». Его выращивали здесь в большом количестве.

Fais se que dois adviegne que peut.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.