Разработка открытого урока по литературе Тема урока: « Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Отражение быта русского народа в балладе «Светлана».). Урок литературы на тему "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Отражение быта русского народа в ба

Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку.
На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га­дания, которые перечисляет в начале бал­лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис­пытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страш­ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер­ковь венчаться — завязка. Действие раз­вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус­тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве­щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис­чезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви­дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по­койник в гробу. Наступает кульминаци­онный момент баллады — Светлана узна­ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа­ется счастливая развязка: радостно приез­жает жених.

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах Милы разговоры.

Отворяйся ж, Божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты.

Завершается баллада некоторой мо­ралью, наставлением автора в духе право­славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей — Вера в провиденье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

Вспомните описание девичьих гаданий в кре­щенский вечерок. Какие из них вам особенно за­помнились?

В начале баллады Жуковский дает раз­вернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на свят­ках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слуша­ли под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание же­ниха при зеркалах и свечах. По описани­ям в исследовательской литературе, на­пример в книге Сахарова «Сказания рус­ского народа», это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя об­ращенными друг к другу зеркалами, пе­ред каждым из них зажжена свеча. Де­вушка должна быть одна в комнате и си­деть против зеркала. Другое зеркало — за ее спиной. Она долго ожидает прихода же­ниха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет че­ловек, показавшийся в зеркале. По народ­ным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советова­ли юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагиче­скими), а, увидев суженого, накрыть зер­кало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

Попробуйте рассказать о героине баллады — Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рас­сказов получился более обстоятельным и подроб­ным? Почему?
Самый подробный рассказ может полу­читься о Светлане, так как в балладе пере­даны ее переживания, ожидания и при­ключения. Она — героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко ве­рующий человек. Она ни разу не измени­ла вере в Бога: ни во время разлуки с же­нихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрести­лась, села под святые образа, это ее и спас­ло от страшной участи Людмилы.

Подруги — это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Свет­ланы и советуют ей прибегнуть к гада­нию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в раз­луке, любовь выражает приятными ре­чами.

Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию ге­роини?

В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун­ным светом; вокруг скачущих саней, за­пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы­зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива­ет ощущение мрака и тревоги: из его две­рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб­ра над злом, счастья над несчастьем, ве­чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в бал­ладе?

Из художественных средств следует от­метить яркие эпитеты: горькая судьби­на, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладо­стные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно ис­пользуются в них и метафоры, а также ги­перболы.

Чем можно объяснить плясовой характер зву­чания стиха? Каким стихотворным размером поль­зуется поэт?

Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная раз­личными народными гуляниями и развле­чениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихо­творный размер — хорей.

Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?

Предмет : литература, 9 класс

Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока : углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы : рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому) (СЛАЙД № 2)

Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

- Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

- Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

- Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

- Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

- С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

Первое задание - найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение . (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

Каков символический характер пространства и времени . (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

Символом чего является голубь? (В народе - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

2. Анализ поэтического текста.

- Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

- Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

- как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

- До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

- Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

- Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

"пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

4. Подведение итогов

Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии . .» (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание - Выучить отрывок из баллады

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.


Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку.

На святках, "в крещенский вечерок", как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные гадания, которые перечисляет в начале баллады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали испытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страшных гаданий - с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в церковь венчаться - завязка. Действие развивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пустота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предвещает беду. "Ворон каркает: печаль!" Кони приблизились к хижине под снегом. Исчезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и увидела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился покойник в гробу. Наступает кульминационный момент баллады - Светлана узнает в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближается счастливая развязка: радостно приезжает жених.

Та ж любовь в его очах,Те ж приятны взоры;Те ж на сладостных устахМилы разговоры.Отворяйся ж, Божий храм;Вы летите к небесам,Верные обеты.

Завершается баллада некоторой моралью, наставлением автора в духе православного мировоззрения - не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

"Лучший друг нам в жизни сей -Вера в провиденье.Благ Зиждителя закон:Здесь несчастье - лживый сон;Счастье - пробужденье". Вспомните описание девичьих гаданий в крещенский вечерок. Какие из них вам особенно запомнились?

В начале баллады Жуковский дает развернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на святках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слушали под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание - это ожидание жениха при зеркалах и свечах. По описаниям в исследовательской литературе, например в книге Сахарова "Сказания русского народа", это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя обращенными друг к другу зеркалами, перед каждым из них зажжена свеча. Девушка должна быть одна в комнате и сидеть против зеркала. Другое зеркало - за ее спиной. Она долго ожидает прихода жениха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет человек, показавшийся в зеркале. По народным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советовали юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагическими), а, увидев суженого, накрыть зеркало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

Попробуйте рассказать о героине баллады - Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рассказов получился более обстоятельным и подробным? Почему?

Самый подробный рассказ может получиться о Светлане, так как в балладе переданы ее переживания, ожидания и приключения. Она - героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко верующий человек. Она ни разу не изменила вере в Бога: ни во время разлуки с женихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрестилась, села под святые образа, это ее и спасло от страшной участи Людмилы.

Подруги - это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Светланы и советуют ей прибегнуть к гаданию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в разлуке, любовь выражает приятными речами.

Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию героини?

В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лунным светом; вокруг скачущих саней, запряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вызывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усиливает ощущение мрака и тревоги: из его дверей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды "Буди взят могилой". После пробуждения Светланы природа уже празднует победу добра над злом, счастья над несчастьем, вечер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в балладе?

Из художественных средств следует отметить яркие эпитеты: горькая судьбина, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладостные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно используются в них и метафоры, а также гиперболы.

Чем можно объяснить плясовой характер звучания стиха? Каким стихотворным размером пользуется поэт?

Святки - это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная различными народными гуляниями и развлечениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихотворный размер - хорей.

Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?

Справка. Каждый выбирает для ответа на этот вопрос рисунок по своему усмотрению. Можно воспользоваться книгой "Рисунки русских писателей".

Найдите в балладе строки, исполненные шутливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе? Соберитесь стар и млад;Сдвинув звонки чашки, в ладПойте: многи леты!ИлиВ ней большие чудеса,Очень мало складу.

Первые строки взяты из свадебного фольклора; вторые - один из вариантов концовки народных сказок типа "Мед я пил, по усам текло, в рот не попало". Или "Сказка - ложь, да в ней намек".

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали…

(Отражение быта русского народа в балладе В.А.Жуковского «Светлана».)

· Знакомство с особенностями жанра баллады;

· Чтение и анализ баллады «Светлана»; как отразился быт русского народа в этой балладе;

· Воспитание уважения к традициям своего народа.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества В.А.Жуковского, познакомимся с особенностями жанра баллады, с балладой «Светлана».

Запишите дату, тему урока.

I. Теория литературы (баллада).

1. Что такое баллада?

Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом.

2. Особенности жанра:

1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.

3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

II. Знакомство с балладой.

1. Вступление.

Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами – знамениями судьбы или природы.

Что такое обряд?

а)Церемония, чин, по которому совершается что-либо;

Б) Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо акты (обычно культового характера). – см.учебник.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали… - так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году.

Кому была посвящена эта баллада?

Когда была написана?

3. Чтение баллады.

4. Разберемся в прочитанном.

1) Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады?

Расположите события по порядку.

а) Девушки гадают в крещенский вечер.

b) Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

c) Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

d) Светлане является её жених и увозит её венчаться.

e) Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

f) В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

g) Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

2) О чем говорится в начале баллады?

О гаданиях.

В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В н.19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным.

3) Что вы знаете о святочных гаданиях?

(сообщения учащихся).

Святочные гадания.

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно.

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

Гадали как правило на суженого.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.

Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды - гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Гадание с подблюдными песнями .

Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди (не менее 6 человек) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо.

Гадание по валенку.

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

Гадание на кур.

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

Гадание по снегу.

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание с зеркалами.

Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

4) Баллада была написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Давайте объясним значение непонятных слов.

Вы дома составляли словарики этих слов.

5) Вернемся к теории литературы. Докажите, что баллада «Светлана» относится к жанру баллады.

O Сочетание реального и фантастического

реальное

Фантастическое

Встреча с возлюбленным

События, произошедшие во сне:

Ночные путешествия

Ворон (символ темных сил)

Голубка (символ светлых сил)

O Элементы фабулы:

Завязка – гадание

Кульминация – встреча с мертвецом

Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным.

O Сюжет, герои.

Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического: жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.

O Чувства.

Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу.

6) Поговорим о главной героине.

Что вы можете сказать о Светлане?

В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение.

7) В чем смысл финала баллады?

Вот баллады толк моей

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон.

Счастье – пробужденье».

Главная мысль баллады об определяющей роли судьбы, высшей божественной силы в жизни человека.

IV. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».

Жуковский начал свое поэтическое поприще

балладами. Этот род поэзии им начат, создан

и утвержден на Руси...

В.Г. Белинский

Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...» Большинство баллад Жуковского - переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии - соперник».

Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI - XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.

Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:

Год промчался - вести нет:

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него истает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:

Встрепенулся, развернул Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...

В этом страшном призраке Светлана узнает своего милого и пробуждается Это оказался страшный, грозный сон. В финале баллады появляется живой жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Все заканчивается.хорошо. Оптимистическое звучание баллады расходится с концовкой «Людмилы», в которой умерший жених увлекает невесту в царство теней. Фантастические события- явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца - отражают борьбу добра и зла. При этом побеждает добро:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Счастье - пробужденье.

Образ Светланы противопоставлен Жуковским как Леноре Бюргера, так и Людмиле. Грустная Светлана, в отличие от отчаявшейся Людмилы, не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Отношение автора к тому, что произошло со Светланой, выражается в словах:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, создатель, ей покров!

Светлана в балладе Жуковского поражает нас чистотою своего внутреннего мира. Чистота, кротость, покорность провидению, верность, набожность - вот отличительные черты этого характера. Само имя героини задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее под девушку из народной песни или сказки.

Светлана - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил. Образ Светланы вдохновил знаменитого русского художника К. Брюллова на создание картины «Гадание Светланы». Пушкин не раз вспоминал «Светлану», брал из ее стихов эпиграфы, сравнивал свою Татьяну с героиней баллады.

Высокое поэтическое мастерство, романтический национальный колорит баллады привлекли к ней интерес читателей, и она была признана современниками лучшим произведением Жуковского, которого стали называть певцом Светланы. Анализ литературного наследия Жуковского показывает высокую художественную ценность его поэзии и дает возможность понять, как велико значение этого поэта для русской поэзии и литературы. Сбылись слова А.С. Пушкина, сказавшего о Жуковском почти двести лет тому назад:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.