Свято-троицкая сергиева лавра. История троице-сергиевой лавры Кому подчиняется свято сергиевская лавра

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан: в 1337 году
Основатель: Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18"37.3"N 38°07"48.9"E

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад . Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание , входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

11 августа 1337 г. преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позднее ставший Троице-Сергиевой лаврой. Согласно Житию (жизнеописанию) святого, созданному его младшим современником Епифанием Премудрым, Сергий (в миру Варфоломей) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переехавшего из Ростова в г. Радонеж, центр небольшого удельного княжества, под покровительство великого московского князя. С юных лет Варфоломей чувствовал склонность к отшельническому монашескому житию, но по просьбе родителей вынужден был отложить постриг и осуществил свое намерение только после их смерти. Похоронив родителей в Хотьковском Покровском монастыре, Варфоломей и его брат Стефан, уже принявший монашество, удаляются в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него находят место для уединенной обители.

На большом холме, омываемом речкой Кончурой, поставили братья "церковь малу" да келью. Не выдержав тягот отшельнической жизни, Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив брата, теперь уже монаха Сергия, в одиночестве. Однако уже через год сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения. Автор Жития Сергия, помимо тягот и лишений, которые терпели обитатели монастыря, описывает многие чудеса и предсказания, предвещавшие превращение скромной обители, где "блаженная скудность бьыа источником сокровищ", в самую богатую и знаменитую в России Троице-Сергиеву лавру.

Преподобный Сергий Радонежский Строительство монастыря. Копия миниатюры из Жития преподобного Сергия. XVI в.

Многие живописные и резные иконы воспроизводят описанное в Житии явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, когда она обещала свое вечное покровительство основанной им обители в художественных произведениях более позднего времени получил отражение сюжет "Видение птиц преподобному Сергию" дабы рассеять сомнения стремившегося к отшельничеству преподобного Сергия, которого огорчало увеличение численности братии, Богоматерь послала ему видение множества птиц как символ множества его учеников и последователей.

Как выглядел Троицкий монастырь в XV-XVI вв. можно только предполагать. Время и пожары лишили нас возможности видеть его древние деревянные соору­жения. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен во время набега хана Едигея. Обитатели его во главе с учеником и преемником преподобного Сергия игуменом Никоном успели уйти в леса, и уже через несколько лет по их возвращении монастырь был восстановлен. Игумен Никон, пользуясь покровительством великих московских князей, вел активную хозяйственную деятельность, закладывая основу экономического и политического могущества Троице-Сергиева монастыря.

Еще при жизни преподобного Сергия Радонежского Троицкая обитель получила первые пожертвования и привилегии от великих князей, а с XV в. сюда регулярно стали поступать денежные, земельные и другие вклады от представителей различных слоев населения. На одно из таких пожертвований от сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского, крестника преподобного Сергия, согласно преданию, был построен самый древний из сохранившихся памятников архитектурного ансамбля монастыря - белокаменный Троицкий собор. Он воздвигнут в 1422 г. "в похвалу" преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых мемориальных памятников России. Древнерусские зодчие возвели строгий и лаконичный по форме, сдержанный по декору храм, неудержимо каждой своей линией рвущийся ввысь. Этот небольшой, но величественный и монументальный собор, созданный в традициях раннемосковского зодчества, как нельзя более созвучен суровому времени, в которое жил преподобный Сергий, его аскетизму и просветленности, чистой и высокой идее единства и всеобъемлющей любви, которой он посвятил монастырь.

В древности, когда вход в монастырь был с западной стороны, Троицкий собор встречал пришельца почти у самых ворот, подобно самому игумену Сергию. Теперь, по прошествии более чем пяти веков, мы входим в мона­стырь с противоположной стороны, с востока, и кажется символичным, что наш путь к Троицкому собору, сердцу монастыря, лежит через всю его территорию, как сквозь всю его историю, сквозь все эти пять веков, оста­вивших замечательные памятники в его архитектурном ансамбле

Для украшения интерьера Троицкого собора были приглашены мастера во главе со знаменитыми живописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. К сожалению, созданные ими фрески не сохранились, в XVII в. они были записаны новыми. Но иконостас собора до сих пор украшают 40 икон работы мастеров XV в. Для этого храма Андрей Рублев написал икону "Троица", известную сейчас во всем мире, ставшую одним из символов древнерусской культуры. (С 1929 г. икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.) Царские врата в центре иконостаса, украшенные серебряным золоченым чеканным окладом, пожертвованы в монастырь царем Михаилом Федоровичем Романовым. В Троицком соборе находится главная святыня - мощи преподобного Сергия Радонежского, которые покоятся в серебряной че­канной раке, выполненной в XVI в. мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по приказу царя Ивана IV Грозного. Над ракой возвышается серебряная сень, пода­ренная в XVIII в. царицей Анной Иоанновной. Здесь крестили своих детей великие московские князья и русские цари, сюда приходили они за благословением перед началом и по завершении важных государственных и семейных дел.В XV в. во времена ожесточенной феодальной войны за великокняжеский престол, несмотря на попытки монастыря умиротворить враждо­вавших друг с другом потомков Дми­трия Донского, именно здесь был схвачен, а затем отвезен в Москву и ослеплен своими противниками великий московский князь Василий II, внук князя Дмитрия, получивший после этого прозвание Темного.

С южной стороны к Троицкому собору примыкает церковь, построенная в 1548 г. над гробом игумена Никона, который тоже был причислен к лику святых и прозван Радонежским. Так в архитектуре была подчеркнута духовная связь его с основателем монастыря преподобным Сергием. Эта идея единства и преемственности позже нашла отражение в изобразитель­ном и прикладном искусстве: в иконописи, в шитье, в гравюрах XVIII в.

Духовская церковь (1476 г.) и Успенский собор (1559-1585 гг.)

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

К концу XV столетия объединение русских княжеств уже приносило свои плоды не только в сфере политики и экономики, но и в развитии художественной культуры. Москва впитывала и перерабатывала все лучшее, что было достигнуто в других землях. И не случайно, что для строительства новой звонницы в обители преподобного Сергия, горячего сторонника единства Руси, были приглашены мастера из далекого Пскова. В 1476 г. они поставили небольшую церковь Сошествия Святого Духа, в основании главы которой размещались колокола. Звонница Духовской церкви долгое время служила вышкой для наблюдения за окрестностями. В тиши этого скромного камерного храма Иван IV Грозный отмаливал страшный грех после смерти своего сына Ивана, которому он в порыве гнева нанес смертельный удар. Эту свою тайну доверил грозный царь, в числе немногих, настоятелю и келарю Троицкого монастыря.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

Литература

Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате – о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане – о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами остается основной и XVI веке. Памятники этого времени описывают такие события как взятие Казани, борьбу с крымчаками и Стефаном Баторием, покорение Сибирского ханства Ермаком. Образ Ивана Грозного в этих песнях сильно идеализируется, а главным виновником опричнины становится Малюта Скуратов.

Наряду с историческими песнями создаются жития (Сергия Радонежского, митрополита Петра), хождения – описания путешествий (Хождение за три моря Афанасия Никитина ). В XIV–XV веках происходит расцвет летописания по монастырям. В XIV веке в Москве создается единая русская летопись , а в середине XV века – «Хронограф » – обзор всемирной истории, в который включена и русская история. Большую работу по сбору и систематизации русской литературы проводил сподвижник Ивана Грозного новгородский митрополит Макарий .

В публицистической литературе XV–XVI века настойчиво проводится мысль о законном главенстве Москвы в русских землях. При князе Василии III монах Филофей формулирует теорию «Москва – Третий Рим». В этой теории Москва называется хранительницей православия после того, как погибли такие мировые центры православия как Рим и Константинополь. Эта теория до начала ХХ века будет определять пути развития России. Природу царской власти пытаются осмыслить в своей переписке Иван Грозный и Андрей Курбский. Ярким примером бытового жанра становится «Домострой », где собраны советы по правильному ведению домашнего хозяйства.

С XIV века в России появляется бумага, что позволяет создавать множество учебников для монастырских школ. В 1533 году в Москве открывается первая типография (Анонимная типография), а к 1564 году относят первую точно датированную печатную книгу, изготовленную Иваном Федоровым .

Ремесло

Возрождения ремесла начинается с конца XIV века. Оно было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в. Оживляется ювелирное искусство. В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью. Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла. Слово «финифть» греческое и означает в переводе «блестящий камень». При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть - тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия.

С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент.

Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота.

Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.

Распространяется в XVI-XVII веках и такой вид декоративно-прикладного искусства, как глиптика (от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. С раннего средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве.

Людогощинский крест

Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит. Лучшие традиции древности возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких «непростых» в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. Замечательные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно было увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.

В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко- художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.

До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы мастера Амвросия.

В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостью форм

Иконопись

В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек , оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев . Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамма красок. Главная идея иконописца – постижение нравственной чистоты через небесный мир. Вершиной древнерусской живописи считается икона «Троица » созданная Андреем Рублевым.

В XV веке в иконопись все чаще проникают сюжеты на исторические темы, появляются портретные изображения царей и цариц.

Андрей Рублёв – великий русский иконописец. Родился в 60-е годы 14 века. Время жизни Рублёва совпадает с переломным моментом Руси. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. Сего именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годах. 1405 год – совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца, Андрей Рублёв участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1408 год – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный руководят работами по росписи Успенского собора города Владимира.

Благовещенский собор Московского Кремля перестраивался в 15 веке, и роспись его не сохранилась. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Дошли до нас также иконы из иконостаса этого собора, экспонирующиеся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее. О предшествующем периоде жизни Андрея Рублёва известно мало. Составленное в 17 веке «Сказание о святых иконописцах» утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона. По словам «Сказания», Никон повелел Рублёву написать икону Троицы «в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Об остальных крупных работах Рублёва мы знаем из житий Сергия и Никона.

Между 1425-1427 годами он вместе с другом и «спостником» Даниилом Чёрным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря. Там Рублёв и скончался в 1430 году.

Так же, как Феофан, Рублёв стремится достигнуть воплощения изначальной красоты совершенного человека. Так же, как Феофан, он видит в этой красоте результат творческой деятельности преображенного человеческого духа. Но если для Феофана достижение совершенства означает полное изменение чувственного человека, то для Рублёва этот процесс заключается в освобождении первозданной красоты, скрытой в материальных формах. В противоположность Феофану, в иконах и фресках Рублёва отсутствуют резкие блики, противопоставленные санкирю или охрению. Последовательное наложение тончайших светлых и постепенно светлеющих слоёв охр создаёт совершенно иной эффект. Источник света – внутри, но свет не пробивается сквозь материальную поверхность, а равномерно излучается ею. Он исходит на окружающие предметы и сообщает всему животворную радостную теплоту, которая передаётся зрителю. В пропорциях фигур появляется лёгкость. Движения освобождаются от бремени случайности. Перерождаясь вместе с душой, плоть как бы наполняется светом. Мечта о грядущем торжестве согласия и любви, о восстановлении утраченной гармонии человека и мира обретает в творчестве гениального художника конкретные, зримые формы.

1.Владимир Константинович Курушин,– история россии

2.житиесвятителя Алексия метрополита московского http://saints.ru/

3. СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ http://days.pravoslavie.ru/

4.россия в красках.история РПЦ http://ricolor.org/

5. Путешествие по святым местам русским. От Троицкой лавры до Вознесенского монастыря Александр Муравьев 2016

7.Васековский Г.В. Беседы о русских художниках, 1990г.


Похожая информация.


Чтобы побывать в Троице-Сергиевой Лавре вовсе не обязательно обращаться в турагентство и покупать паломнический тур.

Самая знаменитая обитель России, основанная святым Сергием Радонежским Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в 70 километрах от Москвы. Съездить в Сергиев Посад, посетить знаменитый монастырь, окунуться в источник в его окрестностях, немного погулять по городу и вернуться в столицу – все это можно успеть всего за один день.

До революции многие паломники, бедные и богатые, стремились дойти до Лавры пешком. Путешествие начиналось у Иверской часовни в Москве (недавно ее восстановили – она находится у ворот, ведущих на Красную площадь) и занимало несколько дней. Подробнее о таких паломничествах можно прочитать в замечательной книге Ивана Шмелева «Богомолье» .

Как добраться до Сергиева Посада из Москвы

Примерно полтора часа нужно, чтобы доехать из Москвы до Сергиева Посада на электричке. Поезда идут раз в полчаса с Ярославского вокзала (ищите в расписании электрички, следующие в Сергиев Посад, Александров или Балакирево).

Другой вариант – доехать до Сергиева Посада из Москвы на автобусе №338. Рейсы отправляются от станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут. Время в пути – всего час, однако велика вероятность попасть в пробку.

На собственном автомобиле до Лавры из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8), и примерно через полсотни километров вы увидите указатель на Сергиев Посад. Свернув по нему, следуйте по этой дороге – она приведет вас к монастырю.

У Лавры на проспекте Красной Армии (напротив Вечного Огня) есть 3 охраняемые автостоянки. Однако в дни крупных церковных праздников мест там может не быть.

Как дойти до Троице Сергиевой Лавры

Железнодорожный вокзал и автовокзал в Сергиевом Посаде находятся на одной площади. Вам нужна Сергиевская улица (если встать к жд вокзалу спиной, она будет идти направо). Идите по ней, сверните налево вместе с ней – и через примерно через полкилометра вы окажетесь на смотровой площадке на Блинной горе. Большинство фотографий Троице-Сергиевой Лавры делают именно с этого места.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру с Блинной горы

Перед Лаврой вы увидите место, которое называется Подол. Внизу две церкви: правее - храм Великомученницы Параскевы Пятницы VII века и чуть левее - Введенский храм 1547 года. Справа внизу у речки построена небольшая Пятницкая часовня .

Сергиевскую улицу «прорубили» среди жилых домов еще до революции – для удобства паломников, когда протянули в Сергиев Посад ветку железной дороги. А площадка на Блинной горе появилась гораздо позже – перед Олимпиадой-1980 в Москве: часть городской застройки была уничтожена, место расчищено, чтобы иностранные туристы – гости Олимпийских Игр могли любоваться монастырем.

Со смотровой площадки дорожка поведет вас направо, мимо реки. Слева останется Пятницкая часовня. Вам нужно пройти мимо лавок с картинами и сувенирами по туннелю – и вы окажетесь на Красногорской площади у Святых ворот Лавры.

Позади вас в красном кирпичном здании находится информационный центр. В нем можно купить обзорную экскурсию по монастырю. Там же продаются билеты для иностранцев – вход для них платный.

Основные храмы Троице-Сергиевой Лавры

Вы войдете в Лавру через Святые ворота. Сразу за ней над следующей аркой вы увидите церковь Рождества Иоанна Предтечи – надвратный храм 1693-1699 годов. В те времена это были основные ворота монастыря, но десятилетия спустя обитель обнесли высокими стенами и построили новые ворота.

Миновав арку, вы увидите большой одноглавый Духовский храм . За ним находится Троицкий собор – старейший храм обители, построенный в 1422-1423 годах вместо деревянной церкви, которую, по преданию, построил сам преподобный Сергий. В этом соборе в серебряной раке находятся мощи святого.


Троицкий собор (слева) в Троице-Сергиевой Лавре

Большая церковь с раскрашенными разными цветами стенами слева от вас – Трапезный храм (более правильное название – храм преподобного Сергия с Трапезной), построенный в 1686-1692 годах в стиле нарышкинского барокко – «праздничного» яркого и необычного стиля.

Рассчитывая время посещения Троице-Сергиевой Лавры учтите, что в выходные и праздничные дни в храмах бывает много народу, на вход из желающих приложиться к святым мощам выстраиваются длинные очереди.

Посмотрите чуть правее: огромный храм – это Успенский собор , самый большой в монастыре. Он был возведен в 1559-1585 годах, и в его оформлении принимали участие самые знаменитые живописцы: Симон Ушаков расписывал иконостас, Дмитрий Григорьев – стены. Первоначально деревянная рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского находилась в Успенском храме.


Успенский собор и надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре

За Троицким собором находится небольшая площадь. Дойдя до нее вы увидите колокольню – самую высокую в России и барочную надкладезную часовню XVII века, а в центре – под сенью чашу с крестом, где, как и в часовне, можно набрать воду.

Если вы проголодались или забыли взять с собой бутылку святой воды – не беда: на территории Лавры есть несколько кафе для паломников, множество прилавков с пирожками и другой снедью и повсюду продают пластиковые емкости разных размеров.

Дальше, за колокольней высится церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) – красивое здание в стиле барокко. Правее за оградой, куда доступ простым паломникам закрыт – бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Правитель частенько бывал в Лавре, поэтому и повелел обустроить себе резиденцию. Сейчас в Царских чертогах находится Московская духовная академия.

Точное время богослужений в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры вы узнаете на официальном сайте монастыря.

Прогулка к святому источнику Саввы Сторожевского

Вокруг Лавры и Сергиева Посада есть несколько святых источников. Удобнее всего дойти до ключа, носящего имя святого Саввы Сторожевского – для этого потребуется минут 15. Из ворот Лавры нужно пойти налево, вдоль стены монастыря, мимо памятника преподобному Сергию. Там, где стена повернет налево, свернуть и продолжить идти вдоль нее.

Если не сворачивать в этом месте, а пройти метров 200 вперед, вы окажетесь у небольшого одноглавого храма начала XIX века – церкви Петра и Павла . Сейчас он известен прежде всего тем, что там по четвергам, пятницам и субботам, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 отчитывают бесноватых – совершают чин изгнания злых духов.

Двигаясь вдоль стены, вы дойдете до автостоянки автобусов – нужно пройти через нее, и в конце увидите узкую лесенку, ведущую вниз, к ручью. Прежде чем спускаться по ней, оглянитесь на Троице-Сергиеву Лавру – с этого места получаются отличные фотографии монастыря. Кстати, этот вид на Лавру был очень известен до революции, когда смотровой площадки на Блинной горе еще не существовало.


Вид на Троице-Сергиеву Лавру со стороны источника Саввы Сторожевского

Внизу следуйте по дорожке – под мост, и за ним вы видите крохотную деревянную часовню, лавки, где продают свечи, крестильные рубахи и сувениры, и – наконец – источник Саввы Сторожевского.


Святой источник Саввы Сторожевского

Справа бьет ключ, где можно набрать воды, слева – построена купель – она небольшая, поэтому по воскресеньям и праздникам перед ней обычно собирается очередь. Мужчины и женщины ждут группами по 8-10 человек и заходят попеременно – деления на женскую и мужскую купели нет.

По преданию, святой ключ в этом месте забил благодаря молитве Саввы Сторожевского – ученика Сергия Радонежского и основателя Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Вода в источнике студеная – около +2 градусов.

Другие достопримечательности Сергиева Посада

Если вы проведете в Лавре не очень много времени, то за день можно успеть посмотреть и другие достопримечательности Сергиева Посада: побывать в Гефсиманском Черниговском скиту и Спасо-Вифанском мужском монастыре , посетить один из старейших в России Музеев игрушки и больше узнать об истории края в расположенных неподалеку от монастыря филиалах Государственного историко-художественного музея-заповедника .


Памятник Петру и Февронии Муромским

Мы постарались рассказать об основных интересных местах Троице-Сергиевой Лавры и ее окрестностей. Но если мы что-то пропустили, будет здорово, если вы сможете дополнить этот рассказ!

Свято-Троицкая Сергиева Лавра на карте

| Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

(1342*)

670 лет со времени основания

Троице-Сергиев монастырь стоит в самом центре города Сергиев Посад на невысоком холме, называвшимся в древности Маковцем. Начало монастырю было положено в 30-40-х годах ХIV века (имеется несколько аргументировано доказанных дат основания монастыря: 1337, 1342, 1345 гг.*).

«Троицкий монастырь был основан преподобным Сергием, способствовавшим объединению удельных княжеств вокруг Москвы в период татаро-монгольского ига. Начавшись с малой церковки и единственной кельи, срубленными основателем, обитель со временем стала красивейшим монастырём северо-восточной Руси и остаётся таковой.

О древнейшем облике монастыря мы знаем очень немного. В ХV в. составители «Житий» преподобного Сергия Епифаний Премудрый и Пахомий Серб обрисовали «Дом Живоначальной Троицы» как пустынную, дикую, поросшую, где медведи подходили к кельям, а по ночам выли волки.

Уже при жизни Сергия, во второй половине ХIV в., была несколько расширена территория обители и осуществлена её планировка. Кельи были расставлены «четверообразно», с церковью посередине, что определило особенность её архитектурного облика - главная площадь с храмом, окруженная прямоугольником жилых построек…» Токарева, Т. Ю. Памятники архитектуры ХIV-ХVIII веков // Сергиев Посад. Взгляд сквозь века. - Сергиев Посад: Ремарко, 2009. - С. 31-32.

*На все аргументировано доказанные даты основания Троице-Сергиева монастыря (1337г., 1342 г.;1345г.) имеются ссылки на источники:


Балдин, В.И. Основание Троицкого монастыря. Возникновение поселений. Подмонастырские сёла и слободы в конце ХV в. // Загорск. История города и его планировки. - М.: Стройиздат, 1981. - С.12-15. - (Памятники зодчества).

Бурейченко, И.И. К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея заповедника. Вып.2. / под.ред. И.И.Бурейченко. - Загорск: ЦБТИ Мособлсовнархоза, 1958. - С.3-11.

Голубинский, Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра [Электронный ресурс] / Е.Голубинский // Дом Живоначальной Троицы: официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры. - Режим доступа: http://www.stsl.ru/lib/book7/index.htm . - 22.11.2011.

Клосс, Б.М. Избранные труды. T.I. Житие Сергия Радонежского / Б.М. Клосс. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С.30.

Летопись Троице-Сергиевой Лавры [Электронный ресурс] // Дом Живоначальной Троицы: официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры. - Режим доступа: http://www.stsl.ru/history/xiv/xiv.htm . - 22.11.2011.

Страницы истории / Загорский музей-заповедник: путеводитель / сост.:Т.Н. Манушина; авт.:О.И. Зарицкая и [др.]; рецензент: В.И. Балдин. - Изд. доп. и перераб. - М.: Московский рабочий, 1990. - С.10-35.

Филимонов, К.А. Первые поселения. ХIV-ХVI вв. Преподобный Сергий Радонежский. Основание Троицкого монастыря // Сергиев Посад. Страницы истории / текст: К.Филимонов, сост. : Н.Соловьёв, К.Филимонов; предисл.:Т. Манушина. - М.: Подкова, 1997. - С.15-19.

Троице-Сергиева лавра это сокращенное название, а полностью и официально монастырь называется «Свято-Троицкая Сергиева лавра» . Слово «лавра» переводится с греческого как городская улица или многолюдный монастырь. В православной традиции лаврами называют большие мужские монастыри имеющие особое историческое и духовное значение.

Троице-Сергиева лавра расположена по адресу: г. Сергиев Посад, Красногорская площадь .
Если ехать из Москвы по проспекту Красной Армии то лавра будет видна с левой стороны за домом 131 (Новые торговые ряды, красивое здание из красного кирпича).

GPS координаты лавры - 56.310243, 38.132373 .

Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры. Будьте внимательны, на сайте изредка, но встречаются ошибки! Но в целом сайт весьма информативен.

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша . Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея . Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. (3.10.1608 - 22.01.1610 нов.ст) - Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    ... 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.
    22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой...

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов "главнее" решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры содержит более 50 различных зданий и сооружений, среди которых более десяти храмов. Поскольку наиболее интересными объектами для внимания туристов являются именно культовые сооружения, то на плане отмечены только храмы лавры. Храмы пронумерованы в хронологическом порядке по мере их возведения в лавре.


Свято-Троицкая Сергиева лавра. План расположения храмов.

План Троице-Сергиевой лавры сделан на основе рисунка с официального сайта лавры stsl.ru

Храмы Троице-Сергиевой лавры.

1. Свято-Троицкий собор, 1422-1423 гг.


Главный соборный храм и первое каменное здание лавры. Он был воздвигнут игуменом преподобным Никоном на месте первой деревянной Троицкой церкви. В строительство храма внес вклад сын великого князя Дмитрия Донского Юрий, князь Звенигородский и Галицкий, крестник преподобного Сергия Радонежского.

Иконы и фрески Свято-Троицкого собора выполнены в 1423 (1425?)-1427 годах артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. К сожалению, первоначальный декор храма был почти весь утрачен. В 1635 году фрески были возобновлены и в дальнейшем также дописывались.

Святыни Свято-Троицкого собора.

Мощи преподобного Сергия Радонежского - в раке в южной части собора. Вещи преподобного Сергия: схима, посох и две деревянные литургические тарели.
Иконы местного ряда иконостаса:

  • преподобный Сергий Радонежский с деянием (XV век)
  • «Святая Троица» (XVI век, слева от Царских врат)
  • иконы «Спас Нерукотворный» (1674) и «Спас на престоле» (1684) иконописца Симона Ушакова

2. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь),
1476-1477 гг.


Духовская церковь считается древнейшей из сохранившихся храмов, построенных в стиле «иже под колоколы» - когда колокольня опирается на своды церкви. Первоначально колокольня звонила «псковским звоном» - звук издавался раскачиванием самого колокола, а не его язычка. Причем, колокол раскачивали с земли через систему канатов и рычагов.

На колокольне Духовской церкви висел особый «всполошный» колокол которым во время

Правила посещения Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Дорогие и уважаемые туристы!
Троице-Сергиевская лавра в первую очередь является действующим мужским монастырем Русской Православной церкви. Просим вас при посещении лавры с уважением относится к правилам посещения и поведения в подобных местах.
С правилами можно ознакомиться на странице Правила посещения церкви и монастырей.

Монастырский квас.


Настоящий монастырский квас.

Завершить экскурсию по Троице-Сергиевой лавре я советую настоящим монастырским квасом . Правда, у этого кваса есть один существенный недостаток – попробовав его вы уже вряд ли захотите пить другие напитки, которые явно лишь по недоразумению именуются «квас». Настоящий квас - это монастырский квас!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.