Визит далай ламы в монголию. Его святейшество далай-лама прибыл с долгожданным визитом в монголию

Буддийские новости из Монголии опережают одна другую. Не успели провозгласить наконец Богдо-гэгэна полноправным главой монгольских буддистов, как вновь в стране праздник: вчера вечером из Японии с трёхдневным визитом в Улан-Батор прибыл Далай-лама.

Нынешний приезд Далай-ламы XIV в Монголию - уже восьмой по счёту, однако первый раз его встречает на правах хозяина не хамбо Чойжамц, а сам Богдо. Последний раз подобное здесь случилось 107 лет назад: то была легендарная поездка Далай-ламы в Ургу в 1904 году; в той истории участвовали предыдущие перерождения, или, как говорят монголы, "образы" (дvр) обоих хубилганов. Тот раз печально прославился тем, что Восьмой Богдо, движимый какими-то своими мотивами, доныне достоверно не раскрытыми, не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, и якобы даже за всё то время, что тот провёл в столице, ни разу не навестил его. Но на этот раз всё было так, как и должно быть: Девятый Богдо, глубокий старик, лично возглавил ночную встречу Далай-багши. Нас же, россиян, представляет в эти дни Дилова-хутухта, или, как его на тибетский манер привыкли называть российские буддисты, Тэло-тулку, Шаджин-лама Калмыкии.

Впервые Далай-лама XIV посетил Монголию, тогда ещё Народную республику, 15 июня 1979 года в качестве почётного гостя на V Съезде Конференции Азиатских буддистов за мир. В течение своего короткого визита Далай-лама преподал верующим некоторые базовые практики школы гелуг: гуру-йогу "Гаден Лхагяма", девятистрочную и четырёхстрочную "Мигцзему", а также мантры "Трёх коренных божеств": Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары. Во второй раз Далай-лама посетил МНР в середине августа 1982 года по случаю собрания очередного съезда Конференции и преподавал учения Ламрима, а также даровал посвящения Ямантаки и Джамсарана.

Первые пять лет "демократии" Далай-лама был частым гостем в Монголии. В сентябре 1991 года он даровал учения "Три основы Пути к Пробуждению", а также благословение долголетия Белой Тары и мантры "Трёх коренных". В сентябре 1994 года - учение Ламрима, сущностную мантру Будды Шакьямуни, мантры "Трёх коренных" и сущностную мантру Падмасамбхавы. В августе 1995-го - учение и посвящение Калачакры, "Сущностный смысл Ламрима", "Хвалу взаимозависимости", обеты мирянина и бодхисаттвы. В самом начале девяностых посещал Далай-лама и нашу страну, - не только Калмыкию, Туву и Бурятию, но и Москву.

Однако после визита ельцинского визита в Китай в 1996-м в российской визе начали отказывать. Наступил перерыв и в посещениях Монголии: следующий раз Далай-лама приехал лишь через шесть лет, в сентябре 2002-го. Он вновь научал "Трём основам Пути", "Хвале взаимозависимости", мантре Бурхан-багши, а также передал дженанг Тары, обращался с проповедями к верующим и к молодёжи.

В 2004-м Далай-ламе всё-таки разрешили посетить Калмыкию, строго ограничив его, впрочем, республиканскими рамками. А в августе 2006 года состоялся очередной его визит в Монголию. На этот раз, по специальной просьбе монгольского духовенства, он впервые соизволил даровать 52-м послушникам полные монашеские обеты. В рамках нынешней поездки Далай-лама будет говорить о традиционных для своих монгольских поездок материях: даст наставления в "Трёх основах Пути", разъяснит текст "Хвалы", а также дарует посвящение Авалокитешвары. Визиту этому предшествовал курьёз: в сентябре местная газетка "Yндэсний шуудан" опубликовала заметку, будто бы Далай-лама решил определить себе преемника ещё до смерти, дабы исключить всевозможные спекуляции со стороны Китая, и выбрал следующим Далайламой девятилетнего мальчика-монгола. Имя, место проживания, естественно, не разглашаются - во избежание провокаций.

Довольно скоро выяснилось, что это, конечно, утка. Ведь в таком случае ни о каком "перерождении" речи бы быть не могло - передался бы лишь титул. Впрочем, не будем забывать, что именно монголы когда-то впервые назвали этого наставника "Далай-багши", то есть "Океаноподобный учитель", так что подобные ухищрения монгольских журналюг с целью привлечения внимания мировых СМИ (или зачем-то ещё?) к своему изданию при всей своей очевидной грубости и циничности всё же не лишены некой доли изящества.

Приезду Далай-лама XIV, мешают не только позиция Китая по Тибету, но и геополитическое противостояние Индии и Китая. Китайское правительство зря обвиняет в финансировании Далай – ламы иностранные разведки. Правительство в изгнании живет на пожертвование верующих и поддержки правительства Индии.

Еще в 1959 г.Далай – лама покинул Тибет и поселился в Индии где правительство оказало ему материальную помощь и предоставила охрану.

Молодой китайский дракон после этих событий предъявил слону свои территориальные требования на спорные территории.

Это вылилось в пограничные споры, в результате которых произошли три крупных военных конфликта: китайско-индийская пограничная война в 1962 году , китайско-индийская пограничная война в 1967 году , китайско-индийская пограничная война в 1987 году . В 2005 году пограничная проблема отчасти разрешилась: КНР признала Сикким индийской территорией, а Нью-Дели назвал Тибет «Тибетским автономным районом». На начало 2010-х годов Индия не признаёт суверенитет Поднебесной над районом Аксай Чина, а Пекин требует, чтобы Нью-Дели передал КНР штат Аруначал Прадеш.

Не смотря на это Китай уважает Индию и не пытается давить на неё дипломатическом уровне в отличии от стран со слабой экономики и внешней политики. С конца 1980-х годов, обе страны начали пытаться расширить дипломатические и экономические связи. В 2008 году Китай стал крупнейшим торговым партнёром Индии.

Обе страны неуклонно укрепляют военную инфраструктуру вдоль приграничных районов. Кроме того, Индию раздражают сильные стратегические отношения Китая с Пакистаном, а Китай выражает озабоченность по поводу индийского военного присутствия в спорных участках Южно-Китайского моря.

В октябре 2005 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань сделал заявление: «Китай и Индия — добрые соседи и хорошие друзья, их отношения стратегического сотрудничества и партнерства, ориентированные на мир и процветание, имеют огромное значение для народов обеих стран и всего мира»

В июне 2012 года Китай заявил, что «китайско-индийские связи» могут стать наиболее важным двусторонним партнёрством века. В том же месяце Вэнь Цзябао и Манмохан Сингх в ходе совещания поставили цель увеличить объём двусторонней торговли между странами до 100 миллиардов долларов США к 2015 году.

Несмотря на такие натянутые отношения Китай не объявляет Индии экономические санкции по причине того, что Индия имеет сильную независимую экономику, армию, огромное количество населения и влияние в мире.

Китай в силу своей военной и экономической мощи использует политику запугивания к более слабым странам.Например, представитель МИДа Китая Шуань направил ноту протеста по поводу приезда Далай – ламы в Монголию. – Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики".

С 18 по 23 ноября 2016 года Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Улан-Батор (Монголия) по приглашению руководства центрального буддийского монастыря Гандантегченлин. После этого Китай предпринял давление на правительства Китая в виде санкций на покупку Монгольского угля и полиметаллических руд.

После это Монголия пообещала властям КНР больше не приглашать в страну Далай-ламу. Об этом сообщала The South China Morning Post.

Китай считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое было подавлено войсками Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), оккупировавшими Тибет за девять лет до этого. И хотя всё это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией и непосредственного участия в восстании не принимал, в китайской пропаганде его традиционно описывают как предателя, пытающего расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая.

Это было не один раз 2006 году, власти Китая прервали воздушное сообщение между Пекином и Улан-Батором, однако позднее восстановили его.

Чем опасен для Китая Далай – Лама?

Дело в том, что несмотря на свое многолетнее изгнание, Далай-лама продолжает пользоваться огромным влиянием среди тибетцев.

У простых тибетцев мнения разные. Никакой статистики на этот счет конечно нет, но очевидно, что для тибетцев все неоднозначно, есть те, кто за и есть те, кто против.

Однако есть вопрос в котором абсолютное большинство простых тибетцев абсолютно едино – отношение к Далай-Ламе.

Тибетцы любят и уважают Далай-Ламу. Тибетцы не признают фальшивого Далай-Ламу, назначенного из Пекина. У «назначенного» Далай-Ламы нулевой авторитет среди тибетцев. У настоящего же, изгнанного Далай-Ламы, авторитет огромный.

За портрет или фотографию Ламы реально получить срок, но портреты все равно хранят. Спутниковые тарелки нелегальны в Китае, но тибетцы все равно их тайком устанавливают, чтобы слушать проповеди Далай-Ламы.

Тибетцы очень гостеприимный и радушный народ. Одному Тибетологу из США с радостью встретили, накормили, а потом как дорогому гостю показали самое ценное – отвели на второй этаж, где находилась секретная гостиная с телевизором, который принимал сигнал из-за рубежа. И по телевизору Далай-Лама читал проповедь на тибетском языке, и вся семья собралась у экрана и завороженно его слушала.

Он только начал учить тибетский язык, и он не понял слов Далай-Ламы, и он спросил у семьи про что данная проповедь? И они ответили, что они сами не понимают, потому что Далай-Лама говорит на лхасском диалекте тибетского языка, а их собственный диалект отличается. Но они все равно слушали часовую проповедь, хотя не понимали, практически, ни слова из неё, просто из чувства уважения и любви к Далай-Ламе.

Неудивительно что китайские власти очень остро реагируют на все что связанно с тибетским сепаратизмом и Далай-Ламой, в частности. Одного его слова достаточно чтобы поджечь весь Тибет.Тем более его поддерживает вероятный геополитический соперник который имеет огромный политический, экономический, военный вес в регионе ответственности Китая.Китай видит в партнерах только равные по силе государства поэтому Китай не может навредить Далай – Ламе в Индии.

Китай категорически призвал Монголию отменить визит Далай-ламы XIV, который должен начаться в пятницу, 18 ноября. В Пекине отметили, что посещение духовным лидером тибетского буддизма страны, более половины населения которой являются буддистами, может негативно отразиться на добрососедских отношениях.

Китай считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое было подавлено войсками Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), оккупировавшими Тибет за девять лет до этого. И хотя всё это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией и непосредственного участия в восстании не принимал, в китайской пропаганде его традиционно описывают как предателя, пытающего расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая.

"Мы настоятельно призываем Монголию действовать, держа в голове более широкую картину стабильного развития двухсторонних отношений, и придерживаться своих обещаний в этой области, - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань. - Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики".

В Пекине не уточнили, какие именно последствия последуют в случае, если визит тибетского лидера в Монголию всё-таки состоится. После его последнего визита в эту страну, который состоялся в 2006 году, власти Китая прервали воздушное сообщение между Пекином и Улан-Батором, однако позднее восстановили его.

Заявление Китайского МИДа не является чем-то экстраординарным: китайские власти регулярно выражают протест против визита 81-летнего лауреата Нобелевской премии, резиденция которого в настоящий момент находится в индийском городе Дарамсала, в другие страны. Буддистский лидер несколько раз бывал и в России - в ходе своего последнего визита в 2004 году он освятил место под строительство Золотого храма Будды Шакьямуни в Элисте, который после своего открытия в 2005 году стал крупнейшим буддийским храмом России. С тех пор российский МИД неоднократно отказывал буддийской общине в организации пастырского визита Далай-ламы, объясняя это политическими заявлениями духовного лидера .

Согласно учению школы тибетского буддизма, Далай-лама является 14-м по счёту воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары, который, достигнув просветления, вернулся на Землю для спасения оставшихся там живых существо из бесконечного круга перерождений - сансары. Долгое время Далай-лама также исполнял обязанности руководителя Тибетского правительства в изгнании, однако в 2012 году отказался от всех политических функций, оставив себе лишь духовную. Тем не менее, у него сохраняются противоречия с китайским правительством относительно нарушения прав человека в Тибете, а также дискуссии вокруг того, после его смерти.

По тибетской традиции, после смерти душа Далай-ламы переживает реинкарнацию и перерождается в теле ребенка, которого другие ламы могут вычислить по совокупности особых признаков. Однако сам Далай-лама неоднократно заявлял, что вопрос о реинкарнации будет решать лишь он сам и его соратники, причем, его душа может вселиться в ребенка, родившегося за пределами Тибета. Такой подход вызывает недовольство у китайских руководителей, которые требуют его проявить уважение к древней традиции и указывают на то, что следующий Далай-лама не сможет считаться лидером тибетцев без согласия Пекина.

12:19 — REGNUM 23 ноября завершился визит Духовного лидера буддистов Далай-ламы в Улан-Батор. По итогам визита состоялась пресс-конференция, где Далай лама ответил на вопросы журналистов монгольских СМИ.

Напомним, накануне визита Далай-ламы монгольские СМИ сообщали, что одна из целей приезда Духовного лидера — нового Богдо-гэгэна. Богдо-гэгэн — исторический глава буддийской сангхи Монголии, третье, послеДалай-ламыиПанчен-ламы, лицо втибетском буддизме. В 1991 годудевятым Богдо-гэгэномофициально провозгласили тибетского ламу Джампэл Намдрола, объявленного перерождением восьмого Богдо-гэгэна Джебцзундамбы, известного также как Богдо-хан. Гражданство Монголии девятыйБогдо-гэгэн получил только в 2010 году, поселился при монастыреГандантэгченлинв Улан-Баторе, где и прожил до своей смерти в 2012 году. ДесятыйБогдо-гэгэн до сих пор не избран. Вопрос о Богдо-гэгэне прозвучал и на пресс-конференции. По словам Далай-ламы, есть признаки рождения нового Богдо-гэгэна в Монголии. Но до достижения ребенком возраста 3−5 лет дать более подробную информацию нельзя.

Также журналистам монгольских СМИ было интересно, как реагирует тибетский духовный лидер на .

Как ранее сообщало ИА REGNUM , власти КНР предупредили Монголию , что визит тибетского духовного лидера может навредить отношениям двух стран. В ответ министр иностранных дел Монголии Мунх-Оргил заявил, что поездка Далай-ламы организована Центром буддистов Монголии, а не правительством.

Об этом напомнил хамбо-лама монастыря Гандантэгчинлэн Чойжамц в начале пресс-конференции. «Нынешний визит Далай-ламы в Монголию стал девятым визитом. Этот визит не имеет политических причин. Монгольские верующие, ламы и монастыри Монголии пригласили его. Народ Монголии сделал все это ради блага человечества», — отметил хамбо-лама Чойжамц.

Далай-лама также подтвердил, что его визит не имел политических целей. «Куда бы я ни ехал, Китай всегда протестует. Сегодня у меня есть возможность посещать только Монголию и Японию среди стран с буддийской религией. В Китае живут более 400 млн буддистов, и они всегда приглашают меня, но у меня нет возможности. Китайские власти называют меня сепаратистом, но на самом деле с 1974 года я не говорил о провозглашении Тибета», — ответил он на вопрос журналиста по поводу заявлений КНР.

Отметим, власти КНР считают Далай-ламу XIV сепаратистом, который не раз высказывался о том, что нужно стремиться к подлинной автономии Тибета. Далай-лама XIV ТэнцзинГьямцхо после провала вооруженного выступления против властей КНР, в 1959 году бежал из Тибета. Вместе со своими сторонниками Далай-лама живет в индийском городе Дхармсала.

После визита Далай-ламы в Монголию в 2006 году Китай отменил авиарейсы между Пекином и Улан-Батором. Позже авиасообщение было восстановлено.

Китай подал официальный протест, призвав жителей соседнего государства «не поддерживать сепаратистских действий». В это время паломники из Бурятии проходили через таможенные посты, стремясь увидеть духовного лидера буддистов, невзирая на снежные метели и морозы.

Между тем, по словам сотрудников пограничного контроля, большого ажиотажа на российско-монгольской границе не было.

За прошедшую неделю через границу с российской стороны проходило в среднем 1900 человек в сутки. Это стандартные показатели, - отметила Евгения Курбатова, пресс-секретарь Бурятской таможни.

Однако руководитель постоянного представительства Бурятии в Монголии Сергей Будажапов отметил, что на встрече с Далай-ламой были и жители республики. Буддисты стремились во что бы то ни стало воочию увидеть своего духовного лидера.

Здесь были очень сильные морозы и снег, и мы предупреждали об этом. Но люди все-таки ехали. Естественно, приезжали и ламы из Бурятии. Но в основном сейчас все уже вернулись в республику, - говорит Сергей Пурбуевич.

По словам руководителя представительства, Далай-лама уже не первый год пытается получить российскую визу, но пока все его попытки остаются безрезультатными.

Ему просто не дают визу, и все. Сам он уже очень давно готов приехать. Но даже сейчас в связи с его приездом в Монголию Китай заявил протест и сделал серьезное заявление о том, что нельзя допускать сепаратистских поползновений. Хотя он приезжал с простым пасторским визитом, - объяснил Сергей Будажапов.

Действительно, Китай на визит Далай- ламы XIV отреагировал весьма неоднозначно. В Пекине отметили, что «посещение Монголии духовным лидером тибетского буддизма может негативно отразиться на добрососедских отношениях».

Мы настоятельно призываем Монголию действовать, держа в голове более широкую картину стабильного развития двусторонних отношений и придерживаться своих обещаний в этой области. Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики, - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань.

Поднебесная считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое подавили войска Народно-освободительной армии Китая, оккупировавшие Тибет за девять лет до этого.

Все это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией. Более того, непосредственного участия в восстании он не принимал. Однако в Китае его считают предателем, который пытается расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая, сообщают «Вести».

Служба информации «Номер один».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.