Что такое пантеон в древнем риме кратко. Пантеон в Риме: история, любопытные факты, фото, как посетить

Пантеон - одна из главных и значимых достопримечательностей Рима имеющая довольно солидный возраст более чем две тысячи лет и это единственное античное сооружение города не превратившееся в руины и сохранившееся в своем более-менее первозданном виде давних времён.

Первое здание Пантеона было построено еще в 27 году до н.э консулом Марком Агриппой, а название здания в переводе с древнегреческого языка означает "Храм Всех Богов". В те времена внутри здания были размещены статуи обожествленного Цезаря и наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна, которым поклонялись римляне. Во время пожара, произошедшего в 80 г. н. э,. храм был уничтожен огнём. Позже его восстановил император Домициан, но в 110 г. н.э. храм снова сгорел.

Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке - «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

Совершенство сооружения предполагает, что величайший архитектор того времени Аполлодор Дамасский, создатель форума Траяна в Риме, принимал участие в его восстановлении, кстати, впоследствии казнённый тем же Адрианом за его критические высказывания в адрес архитектурных проектов самого Адриана. Поклонник греческой культуры, император и сам активно работал как архитектор, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченную статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Также Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый замок св. Ангела.

Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра - вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр - 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Отверстие диаметром 9 метров олицетворяет глаз в небо. Это единственный источник света и воздуха в здании. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым, можно ощутить себя божественным творением, готовым вознестись на небеса. Кстати, обнаружилось, что ровно в полдень мартовского равноденствия солнце освещает вход в римский Пантеон. Подобный эффект наблюдается также 21 апреля, когда древние римляне отмечали годовщину основания города. В это время солнце падает на металлическую решетку над дверным проемом, наполняя светом двор с колоннадой. Построенный по приказу Адриана, большого любителя световых эффектов, солнце как будто приглашало императора войти в Пантеон, подтверждая его божественный статус. Солнечные лучи, проникающие в храм через отверстие в куполе, также отмечали дни и часы.

Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию - морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.

В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы: «Quod non Barbari Fecerunt Barberini" - "Что не сделали варвары, сделал Барберини". Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название "ослиные уши Бернини". В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.


Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой". Над гробницей установлена статуя "Мадонна на скале", заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто в 1524 году.

В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

Внутреннее убранство претерпело более значительные изменения - верхняя часть стен была покрыта мраморной инкрустацией, а пол вымощен разноцветными плитами из мрамора, порфира и гранита. На протяжении XV-го - XVII-го веков были добавлены ложные ниши и алтари, украшенные различными реликвиями и произведениями искусства, самое значимое из которых картина Мелоццо да Форли "Благовещение" .

И ещё несколько фотографий из интерьера Пантеона.


Несмотря на то, что Пантеон уже давно перестал быть лишь местом для общения с богом, в качестве церкви его используют до сих пор, например, во время значимых христианских праздников в нём служат мессы.

Двери Пантеон открыты ежедневно с 9.00 до 19.30, а по воскресеньям - до 19.00. Но лучше всего придти с самого утра, когда площадь пуста и можно спокойно заняться фотографированием. А с начала открытия попасть в Пантеон и тоже без толп пройтись по его залу.


Текст, фото - @ SPRATO

Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.

1. Когда и кем был построен римский Пантеон

Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы - полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне : «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э. , удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А п роект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.

2. Храм всех богов

Пантеон - это группа богов , принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες - все и θεός - бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян . В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

Уникальность Пантеона – в его куполе , который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Только спустя более 1300 лет, когда Брунеллески построил купол Дуомо во Флоренции, удалось превзойти диаметр купола Пантеона. И д аже в XXI веке со всеми его технологиями купол Пантеона остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире!

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) - 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) - 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) - 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами - туфом и пемзой , и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции , при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

4. Окулюс - загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона

Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus - глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр - 9 метров.

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Г ерои книги Дэна Брауна именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его - на этот случай предусмотрены стоки в полу.

А самый впечатляющий «дождь » - дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) - можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса .

В этот день ц вета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.

5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры

Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.

В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол . Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини» ).

6. Римский Пантеон – христианская церковь


Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres ).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на - день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон - действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

7. Кто похоронен в римском Пантеоне


Гробница Рафаэля Санти в Пантеоне

Пантеон - это не только храм, но и мавзолей . Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти , о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.

Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:

  • живописец Аннибале Карраччи,
  • композитор Арканджело Корелли,
  • первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
  • его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной в мире.

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda ). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду - один из символов все того же Климента XI.

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона


Пантеон в Париже

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен : Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

10. Правила посещения и время работы Пантеона

До недавнего времени вход в римский Пантеон был бесплатным и свободным для всех. С мая 2018 года вход в Пантеон планируют сделать платным, стоимость составит 2 евро.

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.

Время работы (понедельник-суббота):

  • 9:00 - 19:15

Время работы (воскресенье):

  • 9:00 - 17:45

Праздничные дни:

  • 9:00 - 12:45

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

  • 1 января
  • 1 мая
  • 25 декабря

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен - Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже - место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином - Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса ».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)
Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492
Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работы
С 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Официальный сайт: http://www.pantheonroma.com

Заказать необычную экскурсию можно по ссылке .

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

Купол Пантеона и его космологический дизайн

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире и непревзойдённой жемчужиной архитектуры! Поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании.

Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. Фото: Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Во II веке быстро набирали популярность философские идеи Платона:

  • Единое (лат. panthevm , др.-греч. πάνθειον читается как пантеон ) является основой всякого бытия;
  • Оно первоначало всего - всех идей, вещей, явлений, свойств, и, одновременно - ничто.
  • Вселенная имеет форму шара, потому что в шаре заключаются все другие фигуры и идеи.

«Это шарообразное тело имеет душу; она живет в центре его; оттуда её действия распространяются по всему телу; она производит все движения во вселенной, она причина порядка во вселенной, источник всей космической жизни; действия души вселенной проявляются особенно в движениях звездного неба и планет. Душа вселенной, говорит Платон, есть существо среднее между чистым разумом (духом) и материальными существами; в ней находятся все элементы чисел и размеров; она – вместилище математических законов, проявляющихся в стройном движении космоса.» (Источник: Платон о Вселенной )

Идеи Платона объясняют космологическую функцию не только купола с отверстием, но всего здания. Отсюда и его название (по Кассию Диону).

Поток воздушного света через окулус открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по апсидам и позолоченному куполу - получался своеобразный планетарий. Есть день в году, когда луч падает прямо перед входом. Одни утверждают, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, другие — в день весеннего солнцестояния (23 марта), третьи — в день летнего равноденствия (23 июня).

Сколько всего было Пантеонов?

Сегодняшний Пантеон - третья версия храма, построенного на этом месте!

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э., но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построил (или восстановил) в 125 г. римский император Адриан.

Кто же построил Пантеон в Риме?

Это объясняет надпись над входом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это ». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры. А его датой создания принято считать 126 год, т.е. уже II век. Как это возможно?

Иператор Адриан на архитектурных сооружениях, которые создавал во время своего правления, никогда не писал своего имени, за исключением храма, посвящённого Траяну, его отцу. Может ли данная надпись служить доказательством, что римский Пантеон был построен Марком Агриппой и только восстановлен при Адриане?

Всё-таки, историки на вопрос «Кто был архитектором Пантеона в Риме?» отвечают: предположительно Апполодор родом из Дамасска . Он был любимцем Траяна, строителем моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и др.. Но участие в работе мог принимать и сам Адриан. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Император не простил ему обиды. Он сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства

Размеры купола Пантеона:

  • диаметр - 43 метра,
  • высота от основания купола - 22 метра над его основанием,
  • окулус (отверстие) - 8.8 метров.

Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних - из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули - их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.

План Пантеона в Риме (Автор: Georg Dehio/Gustav von Bezold — This image is taken from Georg Dehio/Gustav von Bezold: Kirchliche Baukunst des Abendlandes. Stuttgart: Verlag der Cotta’schen Buchhandlung 1887-1901, Plate No. 1. Due to its age, it is to be used with care. It may not reflect the latest knowledge or the current state of the depicted structure., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=522888)

Высота Пантеона в Риме - 43 метра. Архитектурный стиль - .

Кто похоронен в Пантеоне в Риме

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных персон в итальянской истории. Здесь покоится прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль и его невеста.

Могила Рафаэля в Пантеоне и любовный треугольник

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

Пантеон в Риме: 7 интересных фактов

Любые факты истории сооружения и жизни этого античного здания интересны. О многих Вы уже узнали. Перечислим их.

  1. Единственный храм античных времён, дошедший до наших дней без изменений; его возраст подтверждает уровень пола (ниже земли).
  2. Современный Пантеон в Риме стоит на месте сгоревшего одноимённого храма, построенного Марком Агриппой за 2 века до того.
  3. Метод строительства купола Пантеона специалисты не могут разгадать, поэтому существует много версий (в т.ч. «инопланетная»).
  4. Купол Пантеона является самым большим бетонным неармированным куполом в мире уже 2 тысячи лет.
  5. Архитектура Пантеона воплощает идеи философской школы Платона и символизирует Вселенную, созданную Единым Божественным Началом.
  6. Могила всемирно известного художника Возрождения Рафаэля находится в Пантеоне.
  7. С 609 года нашей эры каждый день в нём проходят католические службы.

Пантеон в Риме: история переделок

Ещё к интересным фактам можно отнести всю историю переделок архитектурного памятника. Хотя размер и форма здания остались в неизменном виде, древние римляне его видели всё-таки другим. Исчезла бронзовая квадрига и скульптурные группы, украшавшие храм. Наружные стены храма были облицованы мрамором, фрагменты которого хранятся в Британском музее. Да и интерьер храма выглядел несколько иначе: его украшали золотой купол, позолоченые двери и статуи древнеримских богов. Сейчас здесь христианский алтарь, фрески святых и другие символы веры.

В 1270 году над портиком была пристроена колокольня в романском стиле, которую снесли по приказу папы Урбана VIII в XVII веке. Вместе с ней сняли и бронзовые скульптуры, украшавшие фасад. Бронза пошла на переплавку для пушек замка Сант-Анджело в Риме и изготовления винтовых колонн алтаря .


Пантеон в Риме с колокольнями Бернини. (

О нем слагали стихи к нему стремятся туристы, приехавшие в Италию, его изображения везут на родину на фотографиях и открытках. Расположенный в Риме Храм всех богов (или, как называется сейчас это сооружение, Пантеон) на момент своего возведения был посвящен главным богам, почитавшимся в Величественная постройка является одним из известнейших архитектурных памятников античного периода, сохранившихся до наших дней. Шли годы, менялся мир, и после падения империи языческое святилище было освящено как христианская церковь святой Марии и Новомучеников.

История. Первый Пантеон - Пантеон Агриппы

Первый Храм всех богов в Риме был построен еще между 27 и 25 годом до нашей эры. Несмотря на то что строительство велось на территории Римской империи, название Храма всех богов в Риме происходит от греческих слов: "пан" - "всеобъемлющий", и "теон", что в переводе означает "божественный". Он был посвящен главным богам римлян:

  • Юпитеру - верховному богу-громовержцу, которому в греческой мифологии соответствует Зевс.
  • Нептуну - богу морей и землетрясений, греческий аналог - Посейдон.
  • Марсу - богу войны, ему соответствует греческий Арес.
  • Венере - богине любви и красоты, Афродите в Элладе.
  • Плутону - богу подземного аналог - Аид.
  • Меркурию - вестнику богов, покровителю торговцев и путешественников (Гермес в Древней Греции).
  • Сатурну - титану времени, греческий вариант - Кронос (Хронос).

Руководство строительством взял на себя близкий друг и зять императора, консул Марк Агриппа, о чем свидетельствовала выложенная бронзовыми буквами надпись на здании. Первый Пантеон был обращен фасадом на юг и имел форму прямоугольника. Главным украшением фасада римского Пантеона были колонны и кариатиды - статуи одетых женщин, заменявшие собой колонны, впервые появившиеся в Древней Греции. Напротив Пантеона, на противоположной стороне площади, стоял храм Нептуна. По крайней мере именно это описание Храма всех богов в Риме дошло до нас.

Первый римский Пантеон сгорел во время пожара в первом веке нашей эры, но, как и множество других храмов, был отстроен при императоре Домициане, а его остатки сейчас располагаются на глубине около двух с половиной метров.

Постройка современного Храма всех богов в Риме

Восстановленный при Домициане Пантеон Марка Агриппы был окончательно разрушен при правлении из-за того, что в него ударила молния, поэтому при императоре Адриане, который хотел, чтобы "это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу", он был полностью перестроен.

Согласно маркировке на кирпичах, из которых сложен храм, его строительство велось в первой половине второго века нашей эры. Архитектором выступил один из крупнейших зодчих того времени Аполлодор Дамасский, руководивший строительством значимых сооружений (среди них Термы и Триумфальная арка) не только при Адриане, но и до него, при Траяне.

Архитектурные особенности

В отличие от своего предшественника, Пантеон Аполлодора был ориентирован на север, да и размеры его существенно возросли. Более того, в новом проекте к архитектурной композиции был добавлен подиум из восьми ступеней. храма способно вместить в себя сферу - идеальную модель Вселенной - диаметром 43 метра. Сама архитектура Храма всех богов отражает представления римлян об устройстве мироздания. Стены храма достаточно толстые, а их состав меняется вместе с высотой - внизу они более плотные, а верхняя их часть состоит из более легких материалов.

Конечно, наиболее известен вид с фасада - на большинстве фото Храма всех богов в Риме можно рассмотреть шестнадцать высоких колонн, на которых покоится треугольный фронтон. На фронтоне присутствует та же надпись, что и на Пантеоне Агриппы. Под фронтоном есть отверстия, с помощью которых крепилось бронзовое изображение символа власти - орла с распростертыми крыльями, который держит в клюве дубовый венок. Множество украшавших фасад бронзовых изображений работы Диогена Афинского позднее использовали при работе над Базиликой Святого Петра, многие люди в то время считали этот поступок варварским.

Пантеон после падения империи

После краха Римской империи Пантеон избежал уничтожения только благодаря тому, что в 608 году нашей эры был превращен в церковь папой Бонифацием IV, который годом позже освятил его в честь Святой Марии и Мучеников. Название было обусловлено тем, что именно сюда перевезли мощи из римских катакомб. Примерно через сорок пять лет император Константинополя Констант II вывез из бывшего Храма всех богов бронзовые декоративные элементы и позолоченную черепицу, которую заменили свинцовой лишь спустя почти два века после визита константинопольского монарха. Кроме того, после того как Пантеон стал христианским храмом, были уничтожены все предметы языческого культа римлян, изображения римских богов. В храме воздвигли алтарь, появились скульптурные изображения святых, фрески на библейские сюжеты.

В последующие годы судьба этого величественного сооружения тоже была незавидной. Длительное время он пребывал в запустении, как, например, во время В какой-то период он оказался в центре борьбы между знатными римскими семьями Колонна и Орсини, выполняя роль крепости.

Кто похоронен в Храме всех богов?

Эпоха Возрождения принесла традицию хоронить в крупных соборах выдающихся людей своего времени. Не обошла она стороной и Пантеон, где нашли свой последний приют многие живописцы Ренессанса, среди которых один из величайших мастеров своей эпохи - Рафаэль Санти, который лежит здесь вместе со своей невестой Марией Биббиеной, архитектор Бальдассаре Перуцци, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь же покоятся Савойской династии. В бывшем Храме всех богов похоронен первый из королей объединенной Италии - Виктор Эманнуил II, Отец Отечества, как гласит надпись на его надгробии. Он был прославлен своим усердным трудом на благо страны и своей борьбой за ее единство. Сын и преемник объединителя Италии, король Умберто, застреленный в 1900 году, также похоронен в Пантеоне, рядом со своим отцом. Спустя тридцать шесть лет в Пантеоне была похоронена и супруга Умберто, королева Маргарита. Караул у королевских захоронений обеспечивают на добровольных началах представители Национального института почетной охраны.

Экскурсии в Пантеон

В Пантеон можно прийти как с организованной экскурсией, например во время тура по Риму, так и зайти самостоятельно, своими глазами увидев величие античной архитектуры. Вход в храм открыт с половины девятого утра до половины восьмого вечера и абсолютно свободен, однако он закрывается для посетителей 1 января, 1 мая и 25 декабря - в дни государственных праздников. Находится Пантеон на Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda). Однако есть ряд деталей, которые необходимо учитывать при посещении.

О чем следует помнить, посещая Пантеон?

Если кто-то решит посетить, находясь в Риме, Пантеон - Храм всех богов, он должен помнить о том, что нужно соблюдать некоторые правила.

  • В Пантеоне в первую очередь следует соблюдать дресс-код, поскольку он является действующим храмом. Одежда должна быть закрытой. В крайнем случае можно обернуть вокруг себя один из платков из корзины рядом со входом.
  • В храм нельзя проносить еду и напитки.
  • Обязательно нужно отключить мобильный телефон. Но при этом в храме можно фотографировать и записывать видео.

Любопытные факты

Одной из важных отличительных черт рассматриваемого нами культурного объекта был тот факт, что Храм всех богов в Древнем Риме был единственным местом, куда мог прийти абсолютно любой житель города и помолиться своим богам. Это было новшеством, потому что до этого в храмы имели доступ только жрецы.

Только раз в году - в день летнего равноденствия, 21 июня - солнечный свет, проходя через "Глаз Пантеона" (круглое отверстие в центре храмового купола), освещает входящих в храм людей. В остальные дни в полдень солнечный свет образует своего рода "столб", а в прочие часы поочередно освещает ниши со скульптурами святых, где ранее были установлены статуи богов.

Округлая форма основной части Пантеона обусловлена тем, что когда-то на этом месте располагался бассейн, чей фундамент и стал основой для храма, возведенного Агриппой.

Пантеон в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пантеон - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.

Надпись на фасаде «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit» гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».

Архитектура

Взять, к примеру, планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.

По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.

Как попасть

Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда, пока что посетить храм можно бесплатно, он открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Ближайшая станция метро - Barberini.

Сегодня при желании в Пантеоне можно даже пройти обряд венчания. Романтичные виды на могилу Рафаэля и надгробия первых итальянских королей прилагаются.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.