Хурул золотая обитель будды шакьямуни. Золотая обитель будды шакьямуни

Ранее, в конце ноября 2004 года, в ходе своего визита в республику Его Святейшество Далай-лама XIV освятил место строительства будущего храма в самом центре столицы Калмыкии. А в начале марта 2005 года в Дхарамсале возглавлявший в то время республику Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче представили Его Святейшеству эскизный проект нового хурула, который утвердил его с рекомендациями и благопожеланиями.

Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу - «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. В его строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек.

Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты, глава республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также привлек средства различных фондов.

Территория комплекса

Современный архитектурный стиль с традиционными элементами культовой символики стал основой храмового сооружения. Территория хурула обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани».

Вокруг храма по совету Его Святейшества Далай-ламы XIV установлены статуи 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры.

По четырем углам комплекса расположены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», в которые по традиции заложены плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения, золотые рыбы – символ духовного освобождения, лотос – символ чистоты, сосуд – символ скрытых знаний, зонт – символ защиты дхармы, штандарт – символ победы над невежеством и смертью, раковина – как символ распространения Учения во все стороны, бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.

Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению.

На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Авы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.

На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.

Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».

Молельный зал

На втором уровне храмового комплекса по обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, далее расположен основной молельный зал.

В молельном зале основным по величине и значимости объектом является фигура Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Она сделана в соответствии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), в которой он призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.

На небольшой платформе в алтарной части находится трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV. В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа в знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.

Стены храма расписаны историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также изображения Зеленой Тары, защитников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.

В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин-ламы Калмыкии.

Просвещение

На цокольном этаже размещены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека, а также гардероб, рассчитанный на тысячу посетителей.

Основу библиотеки «Золотой обители Будды Шакьямуни» составляет дары Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов), и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).

Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.

Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке. Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчает читателю поиск необходимой литературы.

Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед.

Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, в том числе позволяющей транслировать видеолекции посредством Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.

Место, где можно отрешиться от суетного мира

На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.

По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, здесь можно отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.

Под защитой субурганов

На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На этом уровне также можно увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.

Здесь же находится открытая смотровая площадка для прогулок высоких учителей. По внешним углам установлены субурганы, в основание которых заложено оружие как символ подавления причин войны: агрессии, ненависти, нетерпения и т.д. Глава РК Кирсан Илюмжинов передал кубачинские и монгольские сабли, другое оружие с драгоценными камнями.

В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.

Резиденция Далай-ламы XIV и обитель просветленных существ

На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников. Со времен Джунгарского ханства при помощи Гуши-хана в Тибете была установлена духовная и светская власть Далай-ламы и правительства Кашаг. С тех пор прослеживается тесная связь между Далай-ламой и ойрат-калмыцким народом.

Седьмой уровень храмового комплекса – «Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, где все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.

Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» виден из любой точки города – его высота 63 метра. Свет, отраженный от золотой крыши, являет собой символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем сторонам света.

Расписание работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

9.00 – 10.30 общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 – 16.00 индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 – 16.00 поминальный молебен (йорял) каждую пятницу

Мацг одр – большие молебны

8 лунный день – Молебен-обращение к Зеленой Таре (Ноган Дэрк Моргул)
15 лунный день – Молебен-обращение к Будде Медицины (Манла Моргул)
29 лунный день – Молебен-обращение к защитникам Дхармы (Сякусн Моргул)

Музей «История буддизма»
С 9.00 до 17.00 (Выходной: понедельник)

Буддийская библиотека России
С 10.00 до 18.00 (Выходной: понедельник)

Центр традиционной медицины
Понедельник-пятница: с 9.30 до 14.30
Выходной: суббота, воскресенье

Киноклуб «Дхарма без границ»
Вторая и четвертая суббота каждого месяца (могут быть изменения)
16.00 (конференц-зал)

В столице Калмыкии, и является самым красивым и одним из старейших буддийских хурулов на земле.

Здание буддийского храма поражает своей величиной, оно построено из белоснежного камня в стиле буддийской культуры. При входе в храм можно увидеть интересный забор, который опоясывает хурул, и через каждые 5 метров в нем видны маленькие статуи.

У главного входа храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» гостей встречает статуя Белого старца – это калмыцкий языческий бог, его также называют Цыган Аав. В древности он считался покровителем местности.


Позади статуи располагаются две лестницы, между которыми построен неимоверной красоты фонтан, вода которого символизирует бесконечность бытия. Его маленькие струйки спускаются вниз от главного входа в хурул к статуе Белого старца.


Поднявшись по лестнице, можно увидеть очень высокие красные двери, по краям которых находятся величественные колонны — все украшено резными узорами, покрытыми золотом. Главный вход храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» охраняют львы, их окрас имеет характерный для буддистов цвет – бело-зеленый.


И это не все архитектурные композиции, имеющиеся в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Стоит прогуляться по всей территории буддийского храма в Элисте.

У храма 4 входа, которые символизируют четыре стороны света, но пользуются лишь двумя: центральным и служебным. Высота здания составляет около 56 метров. Именно здесь можно увидеть самую высокую статую Будды, ее высота 12 метров. В храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни» регулярно проводятся молебны и богослужения. Главное здание состоит из семи уровней, его окружают 17 пагод, на которых размещены статуи всех буддийских учителей монастыря Напанда.

Первый уровень занимают библиотека, музей буддизма, в котором находятся не только фотографии, но и предметы буддийской религии, зал для приемов на 460 мест.

Малый конференц-зал находится на четвертом уровне. Там же расположилась резиденция Тэло Тулку Ринпоче – главы калмыцких буддистов.

Главный зал со статуей Будды Шакьямуни находится на втором уровне, в середине статуи помещены священные предметы.

Третий уровень заняла администрация и врачи тибетской медицины, здесь же ведется индивидуальный прием верующих монахами.

Шестой уровень отдан под хозяйственные нужды.

И самый последний уровень, седьмой, закрыт для посетителей. В нем расположены комнаты для медитации монахов.

По периметру центрального хурула выставлены красные молельные барабаны, их называют «кюрде», внутри которых находятся более 100 молитв.


Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте построили достаточно быстро. Всего за 9 месяцев выдающиеся архитекторы С.Курнеев, В. Гиляндиков и Л. Амнинов спроектировали здание. А строители и дизайнеры смогли воплотить их проект в жизнь. Несколько месяцев хватило для создания неимоверной красоты здания, для строительства и оформления наружной и внутренней стороны храма. Это были рекордные сроки. Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте был открыт для верующих и туристов в 2005 году. Благодаря 56-метровой высоте самого храма и его расположению на 7 метровой возвышенности храм видно почти из всех уголков города.


Для России и Европы Калмыкия является самым доступным местом для изучения буддизма. Многие туристы ежегодно посещают храм (хурул) в Элисте. Эта степная республика имеет широкий спектр культурных ценностей, народных ремесел, восточную архитектуру. Калмыки очень гостеприимны и дружелюбны, а их кухня отличается колоритом и неповторимым вкусом.

Храм (хурул) Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте ежегодно посещают тысячи туристов и не только из России.

Виртуальный тур по крупнейшему буддийскому храму Европы — Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте. Виртуальный тур из 14 сферических панорам. Запечатлен двор, молельный зал, молитвенные барабаны, музей и буддийская библиотека.

Побывал я в Элисте первого мая 2011 года вместе с турфирмой «Алые паруса». Знакомство с городом состояло из традиционных для экскурсионной программы объектов: церковь на въезде в город, Шахматный город, Хурул, Пагода семи дней, а на обратном пути остановка в степи и тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.

Шахматный городок довольно интересный, но я бы сказал что интереснее не сама архитектура или содержание, а факт наличия такого объекта, целиком и полностью посвященного одному виду деятельности человека. В современной России это большая редкость, но Элиста, как я убедился в тот день, — не Россия. Калмыкия в общем и Элиста в частности это отдельное государство внутри России, и живет оно как-то по-своему.

В чем это выражается — трудно сразу ответить. Просто приведу примеры вещей, которые бросились в глаза. Улицы Элисты чистые, действительно чистые! Всюду газоны с газонной травой, к тому же подстриженной и вычищенной от сорняков. Заросли чертополоха здесь найти довольно трудно: максимум одуванчики. Бордюры, как правило, ровные, и стоят как положено. Фонари тоже стоят ровно. Изгороди покрашены. Памятники и стены домов не изрисованы юными «художниками». Вообще в Элисте у меня не проходило ощущение, что жители о своем городе заботятся. Довершила впечатление тётушка в ларьке (у нее мы покупали калмыцкий чай и пирожки), приятная, улыбчивая, пожелавшая приятного аппетита и оставившая одной своей фразой ощущение какой-то совсем другой эпохи, другого мира. Я отношусь к тем людям, которые не станут ничего покупать у продавщицы, на лице которой написана неприязнь ко всему живому.


Но я пропущу подробности, не относящиеся к Золотой обители Будды, и приберегу их для других записей. Пока же вернемся к описанию храма.

Мне изначально не было интересно слушать экскурсоводов, не возникло желания ходить вместе со всеми и фотографировать то же, что фотографируют все. Войдя в ворота Хурула, я отделился от толпы и пошел фотографировать панорамы, предварительно договорившись что могу «пропасть» и условившись о встрече возле Пагоды семи дней через пару часов. И так, я отправился снимать и рассматривать то, что вижу.

Цитата с официального сайта храма:

Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.

Вокруг храма есть 4 пагоды с большими молитвенными барабанами («кюрде»), а вдоль его стен установлено еще 108 малых молитвенных барабанов. Внутри у них находятся свитки с мантрами, и говорят что одно вращение барабана с чистым сердцем и помыслами равносильно прочтению вслух всех помещенных в него мантр. Не будучи уверенным в чистоте своих помыслов, барабаны я не вращал, но очень внимательно разглядывал.

Обойдя вокруг храма, я вошел внутрь. Внутри Хурул устелен коврами, и на входе обязательно необходимо снять обувь, что я и сделал. Здесь настойчиво просили не фотографировать, и мои надежды на съемку виртуальных панорам начали стремительно таять. Но решив, что слишком много километров пути проделано, чтоб взять и отступить, я начал искать, у кого можно испросить разрешение на съемк у. И скоро мне удалось поговорить с настоятелем храма (с настоятелем ли? Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что у меня плохая память на имена, которая еще более усугубляется если эти имена непривычны для русского (ладно, русско-кавказского) слуха, поэтому, простите меня, я не запомнил с кем разговаривал). Но человек был очень приветливый, открытый, и позволил мне провести съемку практически по всему храму, попросив одного из монахов сопровождать меня на случай, если у кого-то возникнут вопросы или если кто-то поблизости тоже захочет поснимать. Выяснилось, что в общем-то никто не против съемки, но главное фотографировать без вспышек, чего большинство посетителей делать не умеют, пользуясь фотоаппаратами в авторежиме. Мне же для виртуального тура вспышка не нужна, что я и объяснил.

Кстати , в храме я узнал, что разговаривать с сидящим человеком стоя — это не признак уважения, а напротив, признак непочтения, показывающий что вы ставите себя выше собеседника. Поэтому при разговоре со всеми сидящими людьми я тоже находил куда присесть, и садился.

И началась съемка.

Да, здесь нужно упомянуть еще один интересный факт: в обители нельзя стоять ! Мне это объяснили так: когда долго стоишь, через время начинаешь думать только о том, как и куда присесть или прилечь, и всё единение с божественным началом испаряется как дым, уступая место обычным материальным проблемам. Поэтому в храме все сидят — кто на лавках, кто на полу, порой даже прислонившись спиной к стенам. Такая форма посещения храма отчего-то пришлась мне по душе: она располагает к полному расслаблению, погружению внутрь своего сознания, создает чувство какой-то оторванности от всего мирского и способствует чуть ли не медитативному расслаблению. Это то состояние, в которое я обычно впадаю, лежа на траве под лучами весеннего Солнца. Да, сходство действительно есть, и для меня Природа — тот же храм.

Кстати, пообщался немного с монахами (послушниками? — не знаю, как правильно) — заметил, что они не страдают религиозным фанатизмом, широко мыслят, знают хорошо не только свою веру, но и в других ориентируются. Ничего никому не навязывают, не говорят об апокалипсисе, не пытаются вручить брошюру, не говорят о своей уникальности. А еще — они обычно не называют буддизм религией, предпочитая слово «учение» — мне это тоже нравится, ведь принять полезные зерна из учения может любой человек, независимо от вероисповедания. Учение учит, но не навязывает. Учение не отрицает что ученик может стать лучше учителя. Уж простите мне мою игру в слова.

С такими мыслями ходил я по молельному залу, а затем пришло время спуститься в музей и библиотеку. Вот тут я понял что одного дня пребывания в Элисте очень мало чтобы познакомиться со всей информацией, которую можно тут почерпнуть. И дело не в буддизме.

Тогда же появилось желание приехать сюда снова , но не с экскурсией, а рейсовым автобусом, и вдоволь нагуляться по улицам, насмотреться на людей, насидеться в Хуруле. Правда, прошло уже два года, а выбраться так и не довелось. Сейчас, когда идет сезон цветения тюльпанов в калмыцкой степи, я снова хочу рвануть в Калмыкию, и очень надеюсь что на этот раз всё получится.


Калмыкия в наши дни привлекает внимание людей, практикующих и изучающих буддизм. Калмыки – народ, исконной религией которого является буддизм, насчитывающий 2550 лет своей истории. Основное население придерживается традиции Махаяны – Большой Колесницы. Кроме того, степная республика имеет богатую историю и культуру, самобытные ремесла, ярко выраженную восточную архитектуру, знаменита дружелюбием и гостеприимством, великолепной национальной кухней.

Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.

С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире. Свидетельством тому – огромное количество туристов различных вероисповедений и социального статуса, паломников и знаменитых на весь мир политиков, спортсменов, актеров, певцов. Элистинский хурул многие называют «жемчужиной среди степей», а саму Республику Калмыкию - «лотосовой страной».

Посещая хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», обязательно совершить обхождение вокруг хурула один, три или более раз, вращая молитвенные барабаны и читая ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или другую известную вам мантру. Ваши духовные заслуги возрастут многократно, ведь хурул - это святое место, подобное мандале, где есть большая статуя Будды Шакьямуни, собрано все учение Будды - «Ганджур», подаренное Его Святейшеством Далай-ламой XIV, хранятся его монашеские одежды, а также несметное множество статуй и изображений буддийских божеств и защитников Дхармы.

Как будто не Россия, правда? Это центральный хурул Элисты, крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия. В здании высотой 63 метра находится самая большая в России и Европе статуя Будды. Все очень необычно. Приглашаю на экскурсию.


Старый хурул стал слишком мал для Элисты, было принято решение строить новый. Строительство шло около года. Причем это происходило исключительно на пожертвования. Открытие состоялось в декабре 2005-го. Главные ворота расположены с южной стороны, есть еще три входа на территорию с каждой стороны света. В плане монастырь имеет форму мандалы.

Перед тем, как войти в хурул, необходимо трижды обойти его по часовой стрелке, вращая ритуальные молитвенные барабаны. Они называются "хурдэ" или "кюрдэ". Внутри находятся мантры. Крутанул барабан - считай помолился.

Статуя Белого Старца. Это хранитель жизни и особо почитаемый калмыками персонаж. Рядом с ним обычно изображается сайгак. Хоть посмотреть, как он выглядит. В заповеднике антилопы носились где-то далеко на горизонте, угнаться за ними невозможно.

По большому кругу установлено 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Малый круг образуют 108 молитвенных барабанов. Пройдем полкруга по низу, потом продолжим по верхнему уровню.

По идее статуи должны быть покрыты сусальным золотом. Не знаю, насколько это правда. Под каждой статуей висит краткая аннотация. Это великий учитель Нагарджуна.

Ачарья Арьядева. Все эти люди достигли значительных высот в медитации. Мне запомнились слова гида об Ачарье Чандракирти, который подоил корову, нарисованную на стене. Молоко было настоящим.

В большом барабане находится около 10 млн мантр! Звон колокольчика означает один полный поворот.

Великий учитель Дигнага. Выше я упомянула монастырь Наланда. Это знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс на севере Индии, существовавший около 1000 лет. Есть еще два значимых места для буддистов - Отантапури и Викрамашила.

Памятный камень в день заложения хурула. Раньше на этом месте был старый завод железобетонных изделий. Ом мани падме хум - великая мантра сострадания.

Переходим на верхний уровень (малый круг). В этих барабанах тоже мантры. Всего их 108 штук. Барабанов имею в виду.

Внутри хурула фотографировать запрещено. Кроме того, шла служба. Мы тихонечко зашли, посидели, понаблюдали за происходящим и вышли. При входе необходимо снять обувь, девушкам в брюках облачиться в специально приготовленные юбки. Люди в хуруле сидят на низких длинных скамейках или на полу. Монахи монотонно читают мантры. Здание хурула 7-этажное. На цокольном этаже расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - молельный зал с 9-метровой статуей Будды. На третьем уровне находятся администрация и комнаты индивидуального приема, где можно пообщаться с монахами. На четвертом этаже живет глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На пятом уровне - резиденция Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом - хозяйственные помещения. На самом верху - комната для медитации.

По периметру хурул обнесен оградой, на которой установлено 108 ступ. Записала название - субурган . Это символ пробужденного ума Будды.

Самая распространенная религия в Калмыкии - буддизм. Однако есть православные часовни и церкви. Я была этому очень рада, так как

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.