Уроки джапы-медитации для начинающих. Джапа медитация для начинающих, как читать ее правильно О чем думать во время джапы

हरे कृष्ण हरे कृष्ण Харе Кришна Харе Кришна
कृष्ण कृष्ण हरे हरे Кришна Кришна Харе Харе
हरे रम हरे रम Харе Рама Харе Рама
रम रम हरे हरे Рама Рама Харе Харе

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, медитация представляет очень важный аспект деятельности.

Медитация означает «мысленное созерцание», но ведь у созерцания должен быть объект. И чтобы избавиться от повседневных тревог, занимающих ум, человек должен подняться над материальным уровнем и попытаться утвердиться на трансцендентном, духовном уровне.

Сделать это можно, если постоянно повторять имена Господа, таким образом общаясь с Ним.

Как утверждается в различных писаниях, у Господа много имен: Кришна, Рама, Иегова, Аллах, Будда и др. Повторение имен Господа, Мантра медитация, оказывает очищающее воздействие и позволяет человеку подняться с материального уровня на духовный. В Индии на протяжении тысячелетий люди повторяют имена Господа в виде мантр. На санскрите Мана означает «ум», а трая - «освобождение». Таким образом, мантра - это комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог.

В ведических писаниях приводится мантра, которую называют Маха-мантрой, т.е. великой мантрой. В «Кали-сантарана-упанишаде» говорится, что шестнадцать слов, составляющих ее - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе , - особенно рекомендуется повторять в Кали-югу, наш век раздоров, тревог и лицемерия.

Кришна означает «всепривлекающий», Рама - «всерадующий», а Харе - это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, Маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

Для медитации, чтения Маха-мантры Харе Кришна не существует строгих правил. Самое замечательное в мантра-медитации то, что ею можно заниматься где угодно и в любое время - дома, на море или, когда вы едете, скажем, в автобусе или на метро.

Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках (это называется джапой), и когда он повторяет ее вслед за кем-то (это называется киртаном). Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши. Рекомендуется и та и другая форма мантра-медитации, так как обе они благотворно влияют на человека.

Джапа медитация

ДЖАПА-МАЛУ или четки лучше всего сделать из туласи, хотя можно - из нима или другого дерева. В них должно быть 108 бусин, нанизанных на нить и разделенных узелками. 109-я - бусина Кришны. Она больше других и при повторении мантры не используется.

Для этого вида мантра-медитации нужны лишь круговые четки. Их можно купить в магазине или сделать самим, следуя приведенным ниже простым рекомендациям:

Купите 109 больших круглых деревянных бусин (если нет деревянных, на первое время возьмите любые другие) диаметром от одного до двух сантиметров с отверстиями, чтобы можно было нанизать их на нить, а также от трех до пяти метров крепкой нейлоновой нити.

Отступите пятнадцать сантиметров от конца нити и завяжите узел, затем, нанизывая по одной бусине, после каждой завязывайте одинарный или двойной узел, в зависимости от толщины нити (рис. 1).

Нанизав сто восемь бусин, проденьте оба конца нити в последнюю бусину (рис. 2).

Эта бусина называется бусиной Кришны, и хорошо, если она больше остальных. Продев в нее оба конца нити, завяжите узел и обрежьте концы нити. Четки для джапы готовы.

Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Кришны, между большим и средним пальцами правой руки (рис. 3) и произнесите всю Маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем точно так же зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите Маха-мантру, затем следующую. . . и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны.

Вы прочитали один «круг» джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале на это может уйти и десять минут, и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, нужно повернуть четки и двигаться по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы (мантра-медитации), они помогают лучше сосредоточиться на звуках мантры, вовлекая в медитационный процесс осязание.

Если вы дали обет читать определенное число кругов в день, чтобы не запутаться, вам хорошо иметь небольшой шнурок с нанизанными на нем бусинами по числу кругов, которые вы читаете ежедневно. Между этими бусинами не надо завязывать узлы, нужно завязать их только на концах шнурка, чтобы бусины не соскочили с него. Закончив круг, передвиньте одну счетную бусину вниз.

Вы можете читать мантру в помещении или на свежем воздухе, ее можно читать так громко или так тихо, как вам нравится, но достаточно громко, чтобы было слышно вам самим. Самое главное - произносите каждое слово четко и ясно. Ваш ум, возможно, захочет переключиться на какие-нибудь посторонние мысли, поскольку он беспокоен, неустойчив и всегда хочет думать о чем-нибудь. Попытайтесь сосредоточить все свое внимание на чтении Харе Кришна Маха-мантры и вслушивайтесь в каждое слово.

Читать мантру можно в любое время дня, но в ведической литературе указываются определенные часы, наиболее благоприятные для духовной практики. Самыми благотворными для духовного развития являются ранние утренние часы. Хорошо, если вы отведете для чтения мантры определенное время дня, всегда одно и то же. Начните с чтения одного или двух кругов в день и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; это - рекомендованный минимум для того, кто относится к джапа-медитации серьезно и хочет стать преданным Господа Кришны.

Хранить четки необходимо в чистоте, лучше всего, в специальном мешочке, не вынимая без острой необходимости, не кладя на землю и не посещая с ними туалет.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДЖАПЫ

Практическое пособие

Эта книга посвящается моему вечному духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который постоянно указывает мне путь в моей духовной жизни.

Я также почтительно предлагаю ее всем, кто серьезно практикует пение и повторение Святых Имен Господа.

Пожалуйста, примите эту мою скромную попытку служить вам на вашем пути к высшему совершенству.

Введение

Дорогие читатели! Это небольшое руководство предназначено, в основном, для двух категорий преданных: для участников различных проводимых нами джапа-ретритов и для всех других преданных, желающих улучшить свою джапу. Есть и третья категория, но она настолько обширна, что я упомяну ее только вкратце. Потребности этой группы настолько многочисленны и разнородны, что было бы невозможно удовлетворить их все в таком кратком практическом пособии. Эта третья группа состоит из всех тех, кто желает изменить свою жизнь.

Я изначально писал этот буклет для первой категории. Те из нас, кто проводили джапа-ретриты, сталкивались с их неполнотой. Разумеется, сами по себе ретриты довольно успешны - они позволяют своим участникам испытывать глубокий духовный опыт. Однако по завершении ретритов участники возвращаются к своей обыденной жизни, рано или поздно старые привычки берут свое, духовная практика скатывается на тот же уровень, что и до ретрита, и в результате не происходит никаких реальных изменений.

Размышляя над причинами такой недолговечности перемен в духовной жизни после ретрита, мы, похоже, обнаружили главную проблему, которая мешает нашим благонамеренным попыткам помочь участникам ретритов, летних школ, семинаров или фестивалей. Конечно, все эти программы возвышают сознание участников и иногда подводят их к поворотному моменту в своей духовной жизни, но при этом еще не дают им достаточно сил, чтобы поддерживать набранную высоту. В конечном счете после праздников всегда наступают будни, или, по меткому выражению Джека Корнфилда, «экстаз всегда заканчивается стиркой».

Так что же мы можем сделать, чтобы помочь участникам семинара по реформе джапы добиться бесповоротных перемен к лучшему?

В попытке помочь людям на их пути к возвышению сознания я издал небольшую, но тепло принятую книгу под названием «Искусство преображения». Но поскольку и она оставляла вопрос стабильности изменений без ответа, я оставался неудовлетворенным. Разумеется, я знал (или по крайней мере надеялся), что эта книга даст своим читателям вдохновение и полезные практические советы. Но я также знал: несмотря на полученную поддержку, многих из них вскоре вновь настигнет цунами под названием жизнь.

Поэтому проблема оставалась нерешенной: так возможно ли достижение точки невозврата в наших духовных реформах, или же мы обречены сражаться с нашими слабостями до самого конца?

Посвятив много времени исследованию и обсуждению этого вопроса с возвышенными и опытными преданными, я пришел к утвердительному ответу - да, есть по крайней мере два позитивных способа добиться подлинных и глубоких перемен в своей жизни. Во-первых, такие существенные перемены происходят тогда, когда мы достаточно очищаем нашу жизнь. Другими словами, духовная реформа является естественным следствием духовного продвижения. Во-вторых, новый аспект реальности проявляется там, чему мы посвящаем свое безраздельное внимание, особенно если мы сосредотачиваемся на предрассветных лучах божественной милости. Если поддерживать высокую температуру под сосудом с водой, то вода изменит свое состояние - жидкость превратится в газ. Все, что нужно, чтобы добиться этой метаморфозы - поддерживать жар.

В данной книге дается простой и эффективный метод, основанный на древнем учении Вед, который поможет добиться подлинных перемен и сохранить их. Терпеливо, шаг за шагом следуя этому процессу, вы научитесь удерживать и фокусировать свое внимание, как луч света. Такой сфокусированный световой луч способен рассеивать туман внутренней обусловленности и приводить к глубоким внутренним переменам.

И еще один, куда более важный результат - вы обретете связь с высшими силами, дарами божественной милости, которые с нетерпением ждут возможности прийти к вам на помощь.

Здесь уместно оговориться: при всей полезности советов и методик, духовную жизнь невозможно свести к механической схеме. Духовная реформа - это образ жизни. Поэтому мы должны отдаться духовной практике всей душой и сердцем. И в силу своей индивидуальности духовная жизнь в ее различных аспектах всегда будет отличаться от человека к человеку. Поэтому рекомендации в этой книге не нужно применять дословно. Найдите свой собственный подход к изложенным в ней общим принципам и примените идеи, которые окажутся актуальными для вас в той степени, в которой они будут для вас благотворны. Подойдите к этому творчески. И если вы сможете прочесть эту книгу вдумчиво и осмысленно, то обнаружите, как содержащаяся в ней мудрость сможет изменить не только ваш подход к джапе, но и ко всей вашей жизни.

В заключение я хочу поблагодарить Радхаваллабху прабху из Ашрама Бхактиведанты в Манхэттэне (Нью-Йорк) за его огромный вклад в разработку чернового варианта этого практического пособия, а также за его великодушное согласие с предложенными мною дополнениями к черновику, предназначенными моей читательской аудитории. Как всегда, я выражаю благодарность своему искусному редактору Каишори деви даси, а также Джая-нанде прабху и Катрин, замечания которых значительно улучшили текст.


С пожеланиями всего наилучшего и огромных духовных сил,

Шачинандана Свами.

Четыре ступени преобразования джапы

Меняя привычки, меняемся сами

Большую часть того, что мы делаем в жизни, мы делаем по привычке. Нам свойственно делать то же самое сегодня, что и вчера, и позавчера, и во все предыдущие дни... Как правило, мы также воспроизводим не только сами действия, но и образ действий.

Все это бесчисленное множество наших привычек можно для простоты разделить на две категории: психологические привычки (то есть фундаментальные убеждения, образ мышления, и т.д.) и физические привычки (то есть кулинарные предпочтения, поведение, жестикуляция и прочие устоявшиеся форматы телесной деятельности). Привычки этих двух типов влияют друг на друга и на нас, непрерывно и непосредственно управляя нашей нервной системой. Мы буквально находимся в подчинении у наших привычек.

Джапа – духовная практика медитативного повторения мантр с использованием чёток. Слово «джапа» и означает «четки», на которых начитываются мантры.

Эта практика широко распространена в различных течениях индуизма и буддизма.

Джапа считается лучшей формой медитации для начинающих трансценденталистов, поскольку не требует никаких особых навыков, способностей, благоприятных качеств или даже внешних условий: ею может заниматься кто, где и когда угодно – понадобятся только четки.

Задумываясь о том, как улучшить джапу, сделать ее более глубокой и эффективной для духовного прогресса, я обратилась за советом к одному из выдающихся знатоков Вед и Йога-сутры, известному духовному учителю в традиции раджа-йоги мастеру Шри Чандрану, который сейчас гостит в центре аюрведы и йоги «Керала» и лечит людей методами йоготерапии.

Беседа с мастером, естественно, прошла совсем не так, как я того ожидала, но очень положительно повлияла на мою персональную практику. Если вы, так же, как и я, прибегаете к этому методу духовного самосовершенствования или только планируете попробовать практику джапа-медитации, возможно, вы подчерпнете в ней что-то и для себя.

Какая медитация? Джапа медитация?

Признаюсь, этот вопрос меня в тупик поставил… Но Мастер пояснил, что медитация в принципе бывает только одна, просто существует множество ее техник, в частности джапа.

Медитация – это непрерывная мысль. Одна-единственная мысль без перерывов и отвлечений. На определенном уровне живое существо в состоянии медитации забывает даже об этой мысли, потому что мысль становится частью его естества. Этот наивысший уровень медитации называется самадхи, глобально, только самадхи и есть настоящая медитация…

Во время джапа-медитации нужно сконцентрироваться на мантре, которую вы повторяете много-много раз. Шри Чандран смеется, что немного толку будет от джапы, если во время воспевания, вы думаете о своем бойфренде. Цель этой медитации – достичь Божественного источника мантры, а не расслабление и анти-стресс, как считает большинство начинающих йогов.

Количество повторений

Ведическая традиция утверждает, что мантра – это не просто набор звуков, это живое существо, звуковое воплощение Личности Бога, поэтому важнейшей задачей практики джапа-медитации является построение отношений с этой Личностью. На нашем уровне очень сложно увидеть божественную природу мантры, поэтому нам даны правила и предписания, следуя которым мы можем приблизиться к чистому воспеванию.

Одно из основополагающих правил – количество повторений. По ведической науке и указаниям йога-сутр, оно вычисляется по следующей формуле: 1 буква = 100 повторений. (Речь, конечно, же идет о санскритских буквах))

Например, Мантра «Ом Намах Шивая» содержит 5 букв, значит, ее надо воспевать 500 раз.

А в маха-мантре «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» – 32 буквы. Значит, ее надо повторять минимум 3200 раз. Современные люди часто не настроены на столь длительную духовную практику. К счастью, по милости Шрилы Прабхупады, духовного учителя, который принес ведическую культуру на Запад, мы можем прогрессировать, воспевая 16 кругов маха-мантры в день на четках из 108 бусин, что составляет всего лишь 1728 повторений. Вот такая арифметика)

Как настроиться на джапа-медитацию

  • Прежде, чем приступить к медитации, нужно осознать, что вам необходима эта мантра и результат от ее повторения. Нужно быть решительным в достижении этого результата.
  • Начать повторение следует начать с молитвы духовному учителю, который дал вам мантру, мысленно попросить гуру помочь вам достичь уровня чистого повторения.
  • Если же вы пока не встретили своего Учителя, обратитесь к цепи ученической преемственности в рамках той традиции, которая наиболее близка вам и мантру которой вы собираетесь повторять.

Когда лучше повторять мантру

Чтобы было легче «обуздать» беспокойный ум и направить его на мантру, лучше ее повторять рано утром. Для меня рано – это шесть, ну максимум пять утра, но мастер рекомендовал начинать в 4.30, а лучше – 3.30. В это время сами энергии, управляющие Вселенной, способствуют нашей практике. Позже энергии сменяются, а ум становится более сильным и получает больше объектов, чтобы отвлечься.

О лени ума

Большинство из тех, кто пробовал раннюю утреннюю джапа-медитацию, знают, что самое сложное в ней – не заснуть. Шри Чандран говорит, что это происходит, прежде всего из-за лени ума, а именно загрязненного ума.

Подобно тому, как мы принимаем душ и чистим зубы, заботясь о гигиене тела, мы должны заботиться и о гигиене ума, очищая его от ментальных загрязнений – излишних эмоций, мыслей и т.д.

А вот и та самая практика Очищение ума, которую дал мне мастер Чандран:

  1. Вечером, незадолго до сна, сядьте в тихом месте. Дышите, делая вдохи и выдохи равной длины, для достижения состояния умиротворения.
  2. Вспомните последовательно все, что вы видели, слышали, говорили и делали в течение, начиная с самого утра.
  3. Вспоминайте произошедшее максимально детально и реалистично. Подумав о событии, мысли или диалоге, просто отпустите их. Выкиньте из головы.
  4. Прокрутите в памяти весь день, пошагово освобождаясь от всех ментальных загрязнений, которые он принес. Добейтесь полного опустошения ума, но не расстраивайтесь, если мысли возвращаются. От этого можно избавиться с помощью регулярной практики.
  5. Затем укладывайтесь в кровать и готовьтесь ко сну. В этот момент очень важно сконцентрироваться на дыхании.
  6. Параллельно отслеживайте свои ощущения. Направляйте внимание поочередно в каждый уголок тела, от кончиков пальцев ног до макушки. Не пытайтесь анализировать свои ощущения или меня, просто наблюдайте. Это тоже такая разновидность медитации.
  7. В этом состоянии направленного внимания и чистого ума вы постепенно провалитесь в здоровый и крепкий сон.
  8. Очень важно повторять эту практику каждый вечер, приучить свой ум «умываться» и сохранять свою чистоту.

Если сделать это перед сном, наутро вы проснетесь свежим с умом, свободным от мыслей. Такое состояние идеально для джапа-медитации.

И последний совет, О положении тела во время медитации.

Для того, кто достиг высокого уровня джапы, неважно где и в каком положении воспевать. Можно практиковать и шагая, но это следующий уровень, а новичкам все же лучше начинать с медитации сидя, желательно, в тихом и темном помещении с минимальным количеством поводов отвлечься. Когда вы привыкнете медитировать сидя, можно начать ходить.

Желаю всем успешной практики! Ом)

Фото: lushmalabeads/instagram.com

Зачем читать джапу . Сколько размышлял над разными вещами — пришел к выводу, что любое действие должно быть осознанно. Делаться так, потому что вы искренне осознаете зачем это делаете, понимать смысл происходящего. Читал в книгах зачем читать джапу, мнения разных авторитетов читал, от других практикующих слышал.

Но в сердце никаких откликов не находил на то, что говорилось в писаниях или в том, что говорили люди, на что указывали авторитеты. Начал читать джапу из-за того, что решил провести эксперимент — посмотреть, что будет, когда буду читать, что почувствую. Ну и чисто интеллектуально — сосредоточение на одном действии — это тренировка концентрации. Решил, что в любом случае концентрацию следует потренировать 🙂 И вот такие дополнительные смыслы открыл для себя в процессе:

  1. Джапа — это тренировка концентрации(указано выше)
  2. Джапа — это медитация, ведущая к ответам
  3. Джапа — открывает любовь в сердце, приводит к единению
  4. Джапа — готовит умонастроение, с которым потом нужно действовать

Зачем читаю джапу

А теперь подробнее каждый пункт:

1. Тренировка концентрации. Это первое, что уже указал выше. Зачем тренировать концентрацию. Кто умеет сосредоточиться на одном действии и делать его хорошо, тот сможет сосредоточиться на любом действии и делать его хорошо и внимательно

4. Действие-медитация. Смысл любой практики научиться что-то делать, чтобы потом это делать. А чему я учусь читая джапу? Концентрации и приходить к умонастроению единения со всем миром. И как же мне это использовать? А любым делом заниматься с вниманием. К людям относиться с любовью, вниманием, заботой… как к неотъемлемым частица Бога. Чтобы я ни делал — слушать свое сердце, через которое говорит голос души. Потом действовать нужно в этом умонастроении единения. Смысл в процессе — действовать с любовью в служение к Богу, к людям

Джапа — это медитация

А медитация дает следующие духовные эффекты:

  • Помогает видеть будущее
  • Обеспечивает душевное спокойствие, счастье
  • Помогает в постановке целей
  • Способствует большей самореализации
  • Становитесь более сострадательным
  • Набираетесь мудрости
  • Более глубоко понимаете себя и других
  • Тело, разум и дух живут в гармонии
  • Глубокий уровень духовного расслабления
  • Принятие себя
  • Помогает научиться прощаться себя и других
  • Изменяет отношения к жизни на позитивное
  • Глубокие отношения и связь с Богом
  • Достижение просветления
  • Направленность на внутренней мир
  • Помогает жить «здесь и сейчас»
  • Раскрывает и углубляет чувство любви
  • Расширяет силы и сознания за пределы эго
  • Переживаете внутреннее чувство уверенности
  • Опыт ощущения «единства» и «потока»
  • Синхронизирует вашу жизнь

Вот ещё интересное вычитал: Осознавать смысл мантр гораздо важнее, чем повторять их, подобно попугаю. Шримад Бхагаватам песнь 1, гл 4, текст 13. Комментарий

Вывод:

Ничего не нужно принимать слепо; все нужно тщательно взвешивать и обдумывать. Ш. Прабхупада, комментарий к 10 главе текст 4-5 Бхагавад-Гита.

Джапа-медитация или просто джапа – это то, чем является повторение святых имен с применением четок.

Такие постоянные повторения слов как Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе незамедлительно пробуждают в сердцах людей экстатические любовные чувства любви к Господу Кришне.

На это указывается в “Чайтанья Чаритамрита” и говорится, что постоянные повторения святых имен считаются самыми важными деяниями для настоящего преданного из всех его служений.

Следует неизменно припоминать, что имя «Кришны» нераздельно от Самого Кришны. Никому из людей не дано, по достоинству вымерить всю полноту величия Господа, хоть как-то отобразить Его красоту и славу, знания и богатства.

Его неисчислимыми трансцендентальными свойствами и качествами восхищаются все. При всем при том, только благодаря его величайшей милостливости Он Сам является взору перед своими искренними преданными во всем Своем непревзойденном убранстве великолепия, представленным формой Его божественного имени.

Шрила Прабхупада — прославляющий Господа Кришну в мантрах

Основатель, ачарья, гуру, человек, основавший «Общество сознания Кришны», распространявший по всей планете индуистское движение, прославлявший Кришну — Шрила Прабхупада — стал одним из самых известных миру кришнаитов, читающего джапо медитацию.

Мантра для повторения

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Перевод маха-мантры

  • Харе – имеет отношение к потенциалу наслаждения.
  • Кришна – значит всепревлекающий, ведь Он приходится источником извечного наслаждения.
  • Рама – значит всерадующий.

И все переводится как: О всепривлекающий и всерадующий Бог, о внутренняя энергия наслаждения Бога, захвати меня преданным служением к Тебе.

Прорицание о маха-мантре

Древние веды обладают многочисленными предсказаниями. Одно, из которых гласит, что явятся какие-то люди с прямыми тилаками на головах и будут плясать с высоко поднятыми руками.

Люди будут воспевать маха мантру, что поможет уничтожить воздействие Кали-Юги, а все население планеты просветлеет и получит полное освобождение. Данные времена предрекают и множество других источников, даже такие как Библия, заявляя, что настанет царство божие. По другим источникам это же будет именоваться Золотым веком.

Маха мантра — это звуковое представительство Верховного Бога. Говоря иными словами – это звуковое воплощение самого Бога. Звучание маха-мантры — это звучание трансцендентного или духовного мира. Оно прямо действует на сердечный эфир, исключая причины человеческих страданий, обессиливает потенциал и ложность эго.

Что следует знать о джапа медитациях для начинающих

Процесс повторения святого имени Кришны и является медитацией на Верховного Бога. Маха мантра очищает и сердца и умы людей и пробуждает в них давно спящие любовные чувства к Божеству.

По аналогии с нектаром, джапа медитация воскрешает тягу к поистине прекрасному, которое возможно только лишь при ведении духовного образа жизни, и порождает в истинном преданном восхитительные трансцендентные чувства.

Медитацией называется полнейшая концентрация чувств и ума на правильных произношениях. Джапа-изречения должны быть максимально внятными и энергичными, доставляющими наслаждение и для языка и для ушей.

Качественность от таких повторений в большинстве своем зависима от уровня, как сосредоточенности, так и внимания на акустических колебаниях. Собственно поэтому неплохо проводить их в утреннее время, именно тогда, когда естественно преобладают благостные качества.

Изречения святых имен можно практиковать почти везде и в любые часы:

  • в ашрамах,
  • на природе,
  • в прекрасно вентилируемых помещениях,
  • в квартирах,
  • по месту работы,
  • в общественном транспорте,
  • в метрополитене,
  • либо даже за рулем своей автомашины.

Таким образом создаются максимально благоприятные обстоятельства. Однако для изречения маха мантры Харе Кришна определены некоторые правила.

Запрещения при изречении джапы

  • Запрещается изрекать мантры, перебирая четками в левой (нечистой) руке.
  • Запрещается притрагиваться четками к левой руке.
  • Запрещается изрекать мантры с перебиранием четок в правой руке, если таковая была каким-то образом оскверненной.
  • Запрещается прикасаться к четкам указательными пальцами.
  • Запрещается прикасаться четками к полу или другим нечистым местам.
  • Запрещается при изречении мантры сотрясать и махать мешочком.
  • Запрещается изрекать мантры с прикрытыми головами.
  • Запрещается изрекать мантры лежачем положении, зевая, беседуя с кем-нибудь, прохаживаясь.
  • Запрещается изрекать мантры голышом.

Тайны и препятствия в джапа медитации

Медитирующие должны сохранять в тайне следующее:

  • Божества, перед которыми они благоговеют.
  • Имена своих духовных учителей.
  • Мантры, данные духовными учителями.
  • Свои личные четки.

Препятствие для медитации

  • Невежество.
  • Рассеянность.
  • Нечистота.

Все эти препятствия устраняются джапа-практикой при постоянном осознавании смысла мантр. Не желательно в процессе джапы перенапрягаться и чересчур концентрироваться.

Лишь только при постоянной, расслабленной и искренней медитации можно даровать уму осознание и отвлекать его от внешних устремлений.

Четки носят название «джапа». Именно они и дали имя самой медитации.

Джапа имеет крупную бусину и является стартовой в чтении мантры, но которая в чтении не участвует. Эту центральную точку отсчета называют «бусиной Кришны». Читая мантру, джапа держат в правой руке между большим и средним пальцами правой руки.

Мантры могут изрекаться с четками из бусинок самых разнообразных материалов для достижения разных намерений. А именно:

  • Бусинки из рудракши, чтобы исполнились все желания.
  • Бусинки из семян лотоса, чтобы победить над всеми врагами.
  • Бусинки из золота, чтобы получать любые материальные блаженства.
  • Бусинки из хрусталя, чтобы привлечь удачу.
  • Бусинки из туласи, чтобы исполнились только лишь приносящие благо желания.

Правила обращения с четками

Медитирующий джапа не должен демонстрировать свои четки, ведь они являются чем-то сокровенным, между ним и Божеством.

  • Если джапа не изрекается, четки должны убираться в чистые потаенные места. Перед тем как спрятать четки не забываем поклониться им.
  • Хранят четки в специальных мешочках, которые именуются гомукхами.

Трактование положения пальцев при выполнении джапа медитации

В процессе изречения мантр с применением средних и больших пальцев звучание произнесенных святых имен пробиваются в людские сердца и в их сознание. Положение пальцев имеет особое значение для медитирующих.

  • Положение большого пальца означает Бхагавана Кришну.
  • Положение среднего пальца означает дживу или людские сердца и разум.
  • Положение указательного пальца означает ложность эго (аханкару).

Символизм положения пальцев правой руки с другими

Мантры могут изрекаться и с применением иных пальцев для приобретения такой же результативности:

  • Положение большого пальца с указательным чтобы совершить месть (гуну невежества).
  • Положение большого пальца с безымянным чтобы устранить неприятности
  • Положение большого пальца с мизинцем чтобы исполнились все желания.

С тем чтобы медитирующие смогли получать блага от многочисленных повторений мантры, им рекомендуется следующее:

  • Сосредотачивать свои умы.
  • Не общаться с посторонними.
  • Размышлять о смысле мантры.
  • Как минимум помнить о том, кто зовется Харой, Кришной и Рамой.
  • Проделывать все эти действия с трепетом, привязанностью и терпением.

Только соблюдая чистоту мысли и трепетное отношение медитирующий сможет получить все сокровища мантры.

Как итог всего вышесказанного можно дать общие, но не менее важные рекомендации для проведения джапа медитации.

  • Изречения джапы совершаются в помещениях, где нет отвлекающих внимание объектов, не относящихся к Кришне.
  • При медитации надо постараться сидеть или двигаться с прямой спиной.
  • Проводить джапу надо в провентилированных помещениях.
  • В помещении обязательно устанавливается образ Кришны и (или) духовного учителя.
  • Проводится джапа медитация рядом с иными преданными (при общем, не очень громком фоне и при возможности разборчивого прослушивания своих мантр).
  • Проводится джапа пред Туласи-махарани.
  • Проводится джапа в укромном месте при выезде на природу.

У занимающихся джапа медитацией должно возникнуть отчетливое осознание того, что в этом мире все связано. Пребывая в гуне страсти, они делят мир, дробят его и наслаждаются разделенным. В гуне благости они осознают единство природы, связи всего сущего, и того, как разные объекты и субъекты мира сего повязаны между собой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.