Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла? Открытое письмо бывшего семинариста рпц мп Болезненный, искривленный мир раскола.

Вне Церкви нет спасения, - но только Той Церкви, Которая есть "Столп и Утверждение Истины" (1 Тим.3:15).
Сергианская Московская Патриархия изначально не является Такой Церковью, ибо Христова Церковь не может быть прислужницей антихристовой власти - какое же в ней может быть спасение даже непоминающим лже-патриарха священникам и их пастве?

Московская Патриархия (РПЦ МП) создана в 1943 году Сталиным на фундаменте неообновленческого сергианского апостасийного раскола - так характеризовали после 1927 года официальную церковь Новосвященномученики.
И это - самая мягкая характеристика МП Святыми Новомучениками.
Святые Епископы, расстрелянный и сгноенный в тюрьмах и лагерях цвет Российской Церкви отрицали спасительную благодать Таинств в сергианском расколе (сразу после Декларации как минимум - половина, к концу 30-х годов практически - все) , и называли офиц. церковь - антицерковью и апокалиптической церковью - блудницей уже в 30 -е годы.
http://catacomb.org.ua/modules.php?go=print_page&name=Pages&pid=1185

Неужели лукавая прелюбодеица - сергианская церковь, у которой всегда были общие радости и горести с антихристовой властью, и через 90 лет, когда она вся пропиталась еще и мерзкой ересью экуменизма является для "непоминающих" Матерью Церковью? А кем тогда была Катакомбная Церковь - Мученица, и анафематствовавшая сергианство и экуменизм РПЦЗ?
https://www.youtube.com/watch?v=B2H-Xgq70Dc
Истинная Церковь у каждого народа - всегда - одна.
И Она только там, где Ее Епископы исповедуют не искаженное никакими ересями Православие.
И Она по обетованию Божию всегда была, есть, и будет.

За что пролили кровь Российские Новомученики - сотни Епископов, десятки тысяч священников и миллионы мирян?
Они уничтожены совсем не по политическим мотивам, как пытаются уверить в МП.
Верные Христу миряне и священники шли вслед за Исповедниками-Епископами на смерть, не желая оскверняться молитвой и тем более Причастием в блудящей с антихристовой властью сергианской церковью.
Отчего же нынешние непоминающие причитают: "мы не желаем поминать лже-патриарха, но остаемся в лоне Матери - Церкви"?
Разве не известна абсолютная экклезиологическая аксиома: Церковь всегда - Одна и Едина. И Она только там, где Ее Епископы стоят в вероучительной Истине?
В МП нет ни одного Епископа - антиэкумениста (кроме одного на Украине), да их и не может быть, ибо все епископы до единого изначально назначались только после одобрения органами ГПУ, и селекционировались по нужным им качествам.
Церковь после революции и особенно 1927 года осталась со стоящими в Истине Епископами РПЦЗ и Катакомбной Церкви - а сергианцы ушли в раскол, нагло самоназвавшись РПЦ...
Никаких святых и старцев в церковной организации, прислужнице самой страшной за историю человечества антихристовой власти - нет и быть не может.
Канонизация Новомучеников прошла лукаво по типу окрашивания гробов избиенных пророков. Это ведь страшное лукавство, когда организация канонизирует Епископа - Мученика, который совершенно определенно отвергал спасительную благодать Таинств в ней, как например, Новосвященномученик Виктор (Островидов), Епископ Воткинский, или канонизируется схимонах Нектарий Оптинский, который даже свечи покупать в сергианских храмах запрещал и отпевать усопших там.
Наличие в МП призывающей Христовой благодати, чудес от икон или мощей, наличие неких подвижников благочестия - никоим образом не свидетельствует в пользу благодатности Церкви. Ибо таковое случается и в инославии, и вовсе вне церковной среды.
Церковь едина, что означает ее единственность во вселенной.
Как один Глава у Церкви - Христос, а не много глав, так и Церковь одна, и как Христос не может разделиться Сам в Себе (1 Кор.1:13), так и Церковь Его не может разделиться сама в себе.
И если Церковь была у стоящих в Истине Епископов РПЦЗ и КЦ, - то Ее не было с епископами- прислужниками большевистской власти.
http://pisma08.livejournal.com/236707.html
Переставшие поминать лжепатриарха священники ссылаются на Правила Церкви. Но Правила Церкви не знают непоминающих борцов с ересью изнутри.
Такая борьба совершенно невозможна была в периоды господства ересей раньше, тем более странно, что непоминающие ныне расчитывают что - то изменить ныне, когда антихрист уже не "близ при дверех", а давно в них. В периоды господства ересей Правила Церкви требуют прямого и полного отхождения от ересиархов - выхода из еретической организации, покаяния в пребывании в ней и - присоединения к Церкви одним из чиноприемов.
Только этот путь - святоотеческий.
Так что непоминающие священники Правил Церкви не знают.
Не знают они и определений Церкви, раскола и самочинного сборища. Иначе бы они не пребывали в нем, искренно считая себя исповедниками, и не слушали бы речей таких личностей, как схимонах Даниил (Филиппов), заморачивающего уже более 5 лет народ своей не святоотеческой "апологией непоминающих", и болящего Рафаила Берестова.
У этого старца цель одна - не дать христианам придти в Истинную Церковь. На моей памяти уже более 10 лет этот псевдостарец вещает о номерах, уходе в леса и горы, и успокаивает тем, что вот-вот - "Царь грядет!" И перетрясет всех епископов
Царь не придет в страну без веры, и где малочисленные верующие пребывают в сергианской церкви, чье политическое руководство убило Русского Государя.

Да, очень трудно непоминающим признать весь свой прошлый жизненный церковный путь ошибочным и еретичным, но легкого пути ко спасению в Истинную Церковь нет.
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?go=print_page&name=Pages&pid=277

Господь пришел на землю,чтобы создать Церковь для спасения людей. И сказал: " Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее"(Мф.16:18).
Сергианская церковь была окована вратами адовыми изначально. Христианин обязан быть в Церкви Христовой.
Непоминовение лже-патриарха - это только начало исповедничества.
Открытое обращение к священству и пастве последовать такому примеру ничего не даст. Никогда.
А вот пришедший в Истинную Церковь священник приведет за собой мирян. Вот этого то боятся кукловоды движения непоминающих. Они цепко держат в своих объятиях начавших прозревать батюшек.
Царя можно призывать только в Истинной Церкви. Царь не придет до вразумления Господом большого количества верующих.
А умереть и погибнуть в вечности вне Церкви каждый непоминающий может в любое время.И - умирают. Куда они попадают?
Вне Церкви нет даже надежды на спасение.
Движение непоминающих сохраняет людей в лже-церкви.
И таким образом, оно не спасительно. И даже больше - непоминающий даст сугубый отчет Господу: почему он понимал еретические мерзости своей церкви, но оставался в ней, ибо люди, имеющие молитвенное и евхаристическое общение с еретиками суть сами еретики (Апост.45, 65)
http://true-orthodoxy-bulgaria.webs.com/eclissiolog_printsipi.htm
Движение непоминающих ведет туда же, куда ведет Московская Патриархия - к принятию антихриста.
А многочисленные сайты: 3rim, Соборяне, Одигитрия и подобные делают все возможное, чтобы не дать христианину найти Церковь.
Так, даже простая фраза, с которой начат данный текст в теме о непоминающих священниках:
"Вне Церкви нет спасения, - но только Той Церкви, Которая есть "Столп и Утверждение Истины" (1 Тим.3:15)". - на таких сайтах не печатается.
Таким образом, Движение Непоминающих не утверждает Истину, а уводит от нее.
То есть, оно ведет в ад.
Спасительно только выйти из лже- церкви(сергианского раскола) и присоединиться к Церкви Христовой. И - отойти ко Господу в Ней.

Сегодня день памяти Воздвижения Животворящего Креста Господня, который напоминает нам(всем православным людям)
о том, что только через крест человечество восходит на Небеса. Что только такой путь - распятие миру, распятие своих страстей, ветхозаветного, испорченного человечества грехом, только путем крестоношения человек может войти в Царствие Небесное.
И вот, несмотря даже на Искупление, многие уклоняются от Спасительного Пути и уклоняют (увлекают) других.
Самое страшное, что те кому Доверил пасти, (или блюсти Виноградник Божий), уклоняются от своей задачи и волки приходят и расхищают стадо,(или гибнет Виноградник).

В этот день хотелось бы обратиться к Патриарху Кириллу с болью, которая снедает сердца многих православных, так же к Владыкам, духовенству, монахам, монашкам, мирянам о том, что сейчас творится в церкви православной.

В свое время покойный приснопамятный митрополит Антоний(Мельников) Новгородский и Ленинградский обратился к с открытым письмом к известному протоиерею Александру(Меню), вы, Владыка, были, если я не ошибаюсь, викарным епископом, и хорошо знаете ту ситуацию и то письмо.

Но вот только в то время Александр (Мень) провозглашал идеи о общем Богом с отступившими от Христа иудеями, которых Господь через Иоанна Богослова в Откровении называет "сборищем сатанинским", которые распяли Господа нашего Исуса Христа, хулят Его, хулят Пресвятую Троицу; а также с магометанами, которые не признают Божество Спасителя, не признают Троицу, с язычниками, которых Боги суть бесы, оказывается, признается общий бог (и) у православных.
А также общие, так называемые, единые нравственные ценности.

В этом письме, покойный митрополит обличил этого... жидовствующего, священника Александра(Меня), чьи труды сейчас, с вашего благословения, распространяются по всем храмам, прельщая православных, и убивая их души. Он обличил, владыка Антоний протоиерея Александра(Меня), что у нас не может с ними быть общего бога, и назвал отца Александра "Постовым мирового сионизма".

Неужели все так зашло далеко, что этими постовыми являются Патриархи, архиереи, которые подписали соглашения саммита религиозных лидеров в Москве 2006 года, и в итоговом документе идея эта четко прослеживается.

Неужели весь Архиерейский Собор 2008 года, в документе богословского анализа, богословской комиссии митрополита Филарета(Вахромеева) Минского, уже уровнем Поместного Собора одобряет эту идею, что у нас общий бог, общий всевышний с хулителями и отступниками от Христа и общие нравственные ценности. Разве не апостол Павел сказал, что "общего у света и тьмы" и "какая часть верных с неверными", какое единство Христа и велиара, а ведь это фундамент "будущей единой церкви" о которой Вы, владыка после саммита на пресс-конференции заявили, что "у мировой религиозной общины, представленной на саммите, есть высокий уровень согласия".

Можно было бы подумать, что Вы оговорились, или имели что либо другое в виду, ведь мировая религиозная община - это есть Церковь. Здесь имеется в виду два понятия: Церковь как Тело Христово, которое свято и непорочно, также Церковь - сообщество верующих. Так вот вы включили в мировую религиозную общину и нас - православных, и иудеев-талмудистов, со всем их сионизмом, и язычников и мусульман и все традиционные религии, то есть Вы по сути провозгласили создание (новой) мировой церкви.

Мне бы хотелось зачитать Вам письмо, в некоторых своих абзацах, посвященное отцу (протоиререю) Александру, но только переадресовать его лично Вам, всем архиереям, духовенству, которое поминает Вас как Великого Господина и Отца своего, в божественным тайнодействии, и на Божественной Литургии возглашает "возлюбим друг друга, да единомыслием исповем" свидетельствуют таким образом, что духовенство которое поминает Вас за божественным тайнодействием, единомысленно с Вами, Владыко и со всеми этими церковными документами о которых идет сейчас речь.

Когда был Собор 2009 года (Поместный), избиравший Вас в Патриархи, была одобрена деятельность всех Архиерейских Соборов, с 1991 года по 2009 соборных, а также одобрены труды всей церковной полноты за это же время. А это и саммит религиозных лидеров, о котором сейчас идет речь, это и публичное совершение молебна в католическом костеле в Нотр-Дам-де-Пари, перед еретическом престолом без освящения, попеременно с еретиками-католиками. Вход покойного патриарха(Алексия) и ваш, в бытность Вашу митрополитом Калининградским и Смоленским, в этот костел, который, является фактически, элементом богослужения. Или Вы не знаете, что святые отцы запретили нам православным, не только сослужить с ними и молиться, но и даже трапезничать.

Несколько слов о себе. Аз грешный иеромонах Евстратий(Филипов), в 2008 году, 5го августа, будучи вдовым священником, белым, Вениамином Филлиповым, по итогам Архиерейского Собора 2008 года, одобривший ряд отступлений от православия, творивших беззаконный суд над выразителями тех взглядов, которые противостоят вот этим всем отступлениям, прекратил возносить имя Патриарха Алексия и правящего архиерея митрополита Кирилла(Кутепова) Тульского, в то время архиепископа, за Божественным Тайнодействием. Официально уведомил правящего архиерея 7 августа 2008 года. Вот уже четвертый год я являюсь непоминающим священником Тульской епархии Московского Патриархата, и собратом покойного приснопамятного иеромонаха Василия(Новикова), священника, который также прекратил возношение имени Патриарха и правящего архиерея по 15му Правилу Двукратного Константинопольского Собора, второй его части, в том случае, когда налицо открытая проповедь ереси в церкви, осужденной ереси, святыми соборами или святыми отцами, ересь эта называется экуменическая ересь, и она, эта ересь осуждена такими святыми отцами такими отцами как Кукша Одесский, Иоанн (Шанхайский), сербскго Иустин (Попович), Святитель Серафим Соболев, совещание Патриарха 1948года в Москве, потому ересь осужденная еще до Соборного осуждения. Мы сейчас находимся в ситуации каждый священник и епископ и прочие священнослужители, не просто могут, а даже обязаны разорвать с Вами и со всеми с Вами единомысленными и поминающими Вас в божественом священнодействии, еще до соборного осуждения вашего, если Вы не принесете покаяния, а также единомысленными с Вами.

Хотелось бы сказать тем, которые поминают Вас как Великого Господина и Отца своего, Вы сами свидетельствуете о себе, чьи вы духовные дети, так как у вас общий бог с теми кто хулит Христа, Троицу, а это есть вероучительное догматическое изменение, добавление к нашему Символу Веры, подразумевающему, что мы признаем не только Троицу и Христа, но и еще их бога, а их бог- диавол. Поэтому Вы сами свидетельствуете, поминая Патриарха за богослужением, что вы дети не только Троицы, но и диавола. А вы сами знаете, что нельзя Богу служить и Маммоне. И не надо усыплять себя и свою бдительность духовную, говоря мы боимся за единство церкви, как же можно не поминать Патриарха, это же раскол. "Поминай еретика, поминай еретика." Я не говорю сейчас, обращаясь к вам, Владыко, не хочу называть вас, святейший, простите. Не дерзну также назвать вас здесь как преподобный Иосиф(Волоцкий), митрополиту Зосиме за отступления меньшие, чем, те которые сейчас творятся в церкви, при вашем активном участии, потому что аз грешный не есть преподобный Иосиф, а Вы не митрополит Зосима, я думаю Вы прекрасно поняли, как бы сказал о Вас святой преподобный Иосиф. Обращаюсь к вам не в осуждение Ваше и не в осуждение отцов, но во спасение ваших душ и душ христовых овец православной церкви, по тому что, за такие отступления идет гнев Божий.

И то, что мы столкнулись с введением электронных карт, с угрозой чипизации населения, штрихкодовых татуировок, которые по всему миру проводят и Россия стоит в плане, следующей, есть признак, отступления от Божественной Истины, описанной в Откровении Иоанна Богослова, и есть край всякой греховности, за которой следует Гнев Божий в виде излияния Чаш Божиих на человечество. Вы не хотите принимать электронные карты, намекая в некоторых ваших проповедях, но не говоря прямо, и не обращаясь всенародным воззванием, к пастве, чтобы сказать пастве, что нельзя это делать, вы не угрожаете церковным гневом и церковной анафемой тем, кто это вводит и тем, кто это принимает. Вы боитесь сказать правду.
Простите меня грешного за эти слова. И да простит меня Господь, это сделано мною ради спасения собственной души и душ многих. Больно на все это смотреть. Ведь штрихкодовые антихристовые печати (начертания), это следствие, а не причина, нашего отступление от Истины, свидетельство нашего пребывания во лжи, свидетельства нашего лукавства. И когда мы призываем к покаянию, мы должны сказать, а в чем нам каяться, в чем каяться нашему народу, который стоит на грани уничтожения, на грани деградации. Ведь вы награждаете орденами тех, кто через средства массовой информации развращает народ награждаете орденами тех кто разрушает нашу государственность, армию, флот, образование, распродают все и вся в стране, и Вы с ними молитесь и Вы с ними друзья. А главе секты хабад - Берл Лазару неоднократно Вы поздравляете "дорогой брат" то ли с 40-летием, то ли с 45-летием. В мае 2010 года в Баку, в главной мечети, Вы всех называете братьями, а у нас с ними нет общего бога, был собор в 12 веке, который сказал, что Аллах не есть Бог, что анафема Богу Магомету. Вы разве это не знаете. Почему Вы используя слова аввы Дорофея, интерпретируя странным образом, и это есть на официальном сайте московской патриархии, говорите, что люди разных религий стремятся к Богу и чем они ближе к Богу, как учит (...)тем ближе друг к другу. Вы разве не знаете что кто не знает Сына, не знает Отца, и если эти религии не исповедуют Христа своим Владыкой и Спасителем, то они не знают Бога и Отца пока не принесут покаяния. А инославие - это не правильно - это кривославие. Что только православие возводит людей в Царство Божие. Вы забыли, что еще Иустин (Попович) сказал что экуменизм - это ересь 263 ересей. И всем отцам, которые поминают,в этом случае этих Патриархов и этих епископов, по старой поговорке - все божья роса. На ассамблее вы говорили, что Всемирный Совет Церквей является колыбелью единой церкви, а потом через многие годы эту мысль на саммите, обращаясь на пресс-конференции, что в мировой религиозной общине есть высокий уровень согласия. Как это не тот итог к которому шла вся ваша жизнь, не просто даже складывается впечатление, а утверждение, что вы методично разваливаете Русскую Православную Церковь и Вселенское Православие. Так вот каяться нам надо за все вот эти деяния и за Баламандское соглашение 1993 году одобренное в 2009 году, в целом, как часть церковной деятельности, где с католиками, с еретиками по сути подписано уния признающая их как церковь-сестру, игуменом Нестором(Желя??виным) Одинцовским.Где сейчас этот игумен, в Одинцово благочинствует? Почему он не наказан, не снят сан. Почему принимаются документы явно не православные. Почему до сих пор никто из архиереев не принес покаяния в участии в экуменистических съездах, уже народ смотрит фильмы, как там общий огонь зажигают. До сих пор никто не покаялся, простите браться и сестры. Что нам разве не надо каяться в абортах, не надо каяться в торговле в храмах, или Евангелие это только для них было сказано, Дом молитвы, а вы сотворили его вертепом разбойников, когда Христос опрокинул все эти лавки торговые, разве это не к нам относится, почему в Храмах торговля, почему идет вопиющее неисполнение Воли Божьей. Почему у нас Церковь не молится о будущем государе, о возрождении православной монархии, и имя или покрайней мере - имя его Господи веси нету чина который был при государях, потому, что есть (...) Почему не молятся о покойных государях, что мы за Иваны-не-знающие-родства? Разве нам не нужно отменить некоторые постановления Собора 1918года, почему до сих пор не осудили Декларацию митрополита Сергия Страгородского1927, почему он канонизирован Русской Православной Церковью с сонмом других святых не поминающих митрополита Сергия и не признающих его верховную власть в церкви. Сказали признать эту ложь, что у нас ваши радости-ваши радости, и отказались сами сотрудничать с властью, хотя митрополиту Кириллу это предлагалось, когда его избрали тайным голосованием 70 епископов в Патриархи. Почему мы не каемся в этом, почему мы все одобряем, мы одобряем свой грех, тем самым приближая гнев Божий, расплату, и вору поставят клеймо, что он вор, вот это штрих код вот это звериное начертание, это и есть клеймо для воров, которые пытаются сказать, что они истинные православные. Мы не покаялись публично за атеизм, за сотрудничество с безбожными антихристовыми властями священников, епископов, вы разве не знаете, что все епископы давали подписку о сотрудничестве? Почему нету публичного покаяния, и вводим малых сих в заблуждение: построили храмы, золотые купола, видимость богослужения, а при этом отступление полное. Вот поэтому я обращаюсь к Вам, владыка и к вам владыки и отцы, чтобы сами себя не обманывали, сказали правду, что мы есть грешники великие, покаялись пред Боговм в отступлении и пред собственными народом.
Простите меня грешного.

Знакомый мне священник перестал поминать Патриарха. Неизвестно, как далеко зашёл он в противлении, однако, боюсь, обычный «ревнительский» путь к расколу повторится. Почти в каждом подобном случае это выглядит сходно. Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии, а вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства. Его, отца N, украсит роль защитника самого важного и дорогого, тогда как иерархи ‒ объекты его критики ‒ окажутся не просто людьми с несовершенствами, допускающими ошибки, но лицемерами и изменниками, посягнувшими на святое. По сему поводу примеряется тога ревнителя чистоты Православия, а пафосная театральность входит в привычку.

Печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви

Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа – залог канонической общности, как бы маячок, подтверждающий своевременный выход на связь, распознавание «своего» от «чужого». Однако упоминание за богослужением «Великого отца и господина нашего Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси и господина, преосвященного епископа С-ского…» болезненно отзывается в самолюбии, заставляя переживать униженность перед теми, чьи самые низкие, злодейские скрытые мотивы он раз за разом поставлял перед мысленным взором.

Увы, печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви. Не только Русскую, но и Элладскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую. Ежегодно значительное число клириков в разных местах «хлопают дверью», извещая о своем намерении отложиться. Видимая простота действия подталкивает новые души к совершению этого духовного самозаклания.

«Непоминающий»: этапы разрыва

В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры

Отложиться от «зараженного ересью архиерея» – только начало. О, если бы «непоминающим» двигали соображения осторожности, благоговения, осознания хрупкости веры и опасения нечаянно пасть! Тогда бы он постарался выйти из отношений, смущающих совесть, прилепившись к архиерею, чье правоверие к него не вызывает сомнений. Зилота интересует другое. Не существует внутренних целей воздержания и самодисциплины. В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры, подобен Максиму Исповеднику и Фотию, и долг его – одолеть изменников и врагов веры. Каждый шаг обставляется и провозглашается им наиболее громким образом.

Первый тупик: как быть с поминающими Патриарха? Множество друзей и братьев по вере оказываются на другом берегу стремнины. «Необходимо как-нибудь срочно заставить остальных думать, как я, присоединиться ко мне, а всего лучше ‒ поступить в послушание мне, иначе дело моё будет казаться слишком малозначительным, чтобы не сказать ‒ идиотской глупостью», ‒ рассуждает он. В попытках продавить идею отступничества иерархии ревнитель домышляет, расцвечивает в тона судьбоносного выбора цитаты из выступлений иерархов, отдельные эпизоды церковной дипломатии. Тут-то и происходят подлинное каноническое отступление и раскол, который, по словам Златоуста, не лучше ереси, и степень вины за который столь велика, что не смывается даже мученической кровью. Каноны разрешают блюсти совесть и не иметь общения с ложноучащими. Но прежде соборного определения не дозволяется выносить собственный суд и тем более обвинять в еретичестве кого-либо во всеуслышание.

Совестные дилеммы и полутона мало интересуют «истинного христианина». Он сыплет готовыми обвинительными вердиктами вроде: «лжепатриарх», «лжеепископы», «разбойничья иерархия», «христопродавцы», «иуды» и прочие. По одному собственному решению ему не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям… Постыдная самодеятельность!

Примитивная апология раскольников

Свое положение раскольник расценивает как определенное и прочное. Достаточно один раз сказать волшебную формулу: «Прещения в мой адрес еретичествующих епископов вменяю ни во что», ‒ и: «чик-чирик, я в домике», ‒ наступает состояние полной безмятежности. «Непоминающий» становится неуязвим и самодостаточен, не нуждается ни в засвидетельствовании своего канонического статуса, ни в субординации. Воистину памятник человеческой самоуверенности и утраты здравого смысла!

Раньше или позже «непоминающий» встанет перед фактом своего разрыва не с одной иерархией Церкви, но и с ее полнотой, продолжающей сохранять верность каноническому порядку. Выбор небогат: признать отступниками всех принадлежащих к мировым Поместным Церквям либо согласиться, что цели спасения души достигаются без диссидентских истерик с заламыванием рук и метанием громов и молний.

Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, – продолжать раскалываться!

На данном моменте «истинное христианство» впадает в умоисступление. Анафемы и ругательства оказываются едва ли не единственным его вдохновением. Меж полюсов своего девиза ‒ «Ортодоксия или смерть» ‒ оно избирает второй, то есть смерть: неуклонное духовное разложение под отравляющим действием яда злословия.

Ряды зилотов разделяются. Некоторая часть всерьез считает себя последними и единственными на всем земном шаре хранителями истинного Православия; «умеренные» вступают в спор с этим самодовольным вздором. «Непримиримые» не сдаются, они упрямо стоят на своем. Их опасения несложно понять: а что, если в качестве не «единственно и исключительно истинной» их юрисдикция окажется никому не нужна?

На почве обсуждения отношения к мировым Поместным Церквям происходят многочисленные разделения. Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, – продолжать раскалываться! Недавние соратники по борьбе, они хронически не переносят друг друга, огревают прещениями, извергают из сана, отлучают и признают благодать не действующей… Право, комично, если б не так грустно.

Болезненный, искривленный мир раскола

Ригоризм – сущностная основа движения «непоминающих». Ригорист не желает видеть сути дела, за которое взялся, а выбирает внешнюю видимость и служит ей. На увещания совести такой человек отвечает не делами совести, а удвоенным, утроенным упорством. Неважно, зло ли выходит из поступка или добро. С дотошностью он следует выбранной программе и игнорирует любые обстоятельства или отрицательные последствия своих действий.

То, что психология «непоминающих» представляет духовное повреждение и срыв, доказывает одновременно несколько признаков. Дробление – характернейший из них. Так же, как раскольники-старообрядцы некогда разделились на десятки толков и согласий, не имеющих общения друг с другом, современный мир «истинно православных церквей» составлен десятками юрисдикций, являющимися, как правило, не более чем сектами или самосвятами. В Греции насчитывается около 20 враждующих друг с другом раскольничьих групп; в России их около десяти.

В то же время внутреннее брожение охватывает большинство раскольничьих групп. Любой из «непоминающих» являет отдельную единицу, печётся о своей собственной неприкосновенности. Вот вам тайный, не афишируемый источник вдохновения: в вопросах вероучения быть самому себе головой, толковать каноны по собственному усмотрению. Лидеры раскольников признают: «Я боюсь положить запрет в служении на своего клирика даже на десять дней, поскольку он уйдет к другим». Некоторые и впрямь успели покочевать уже между нескольких юрисдикций. Чуть что-то не нравится – возникает желание нового, более «истинно православного» сообщества. Нередки самочинные хиротонии с нарушениями. Больно видеть, как, начав однажды с пристрастного исследования чужих прегрешений, «непоминающие» приходят к ужасающему расстройству канонической дисциплины.

Трудно понять, чего больше во всём этом: консерватизма и заботы о строгом следовании Преданию или же современного диссидентства и свободы слова? Зилотство оказывается знаком уныния и неспособности наладить собранную, аскетическую молитвенную жизнь. «Расцерковление» ‒ не в одном обмирщении; им сопровождается любая остановка в духовном развитии. Переход на позиции политизированного «протестного движения», пропагандистская война с иерархией вполне отвечают образу внутреннего застоя и охлаждения в вере.

Совет недоумевающим от Златоуста

«Церкви грозят две опасности, ‒ пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), ‒ с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой – душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать – царским путем».

Немногочисленные примеры, в которых архиереи и клир прекращали поминовение священноначалия, всегда были вызваны чрезвычайной крайностью обстоятельств. Например, в обстановке жестоких советских гонений 1920–1930-х и неопределённости с наследованием поста Патриаршего Местоблюстителя некоторая часть Русской Церкви под началом митрополита Кирилла (Смирнова) отказалась подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому). Монастыри Афона после самовольного «снятия» Патриархом Афинагором анафем с католиков в 1965 г. прекращали на некоторый срок возношение его имени за литургией. Тем не менее Афон сегодня продолжает признавать каноническую юрисдикцию над собой Патриарха Варфоломея (Архонтониса), ведущего подчас рискованную экуменическую политику. Риторике ультиматумов большинство святогорского братства предпочитает тон братского вразумления своего Первоиерарха.

Не секрет, что для Русской Православной Церкви экуменизм, соглашательство также представляют проблему. Приходят на память размытые формулировки по церковно-дипломатическим и церковно-политическим вопросам, высказывания либерально настроенных священников и отдельных официальных лиц. Естественно не соглашаться с подобными заявлениями и оппонировать им. Однако не меньшее беспокойство вызывают назойливая раскольничья агитация и демарши «непоминающих». Необычайно легкомысленно и опасно отважиться на разрыв с Церковью в условиях, когда допускающие модернистские, расходящиеся с духом Предания сентенции находятся в меньшинстве, а соборный голос Поместной Церкви выражает здравое учение.

Пример разрешения дилеммы сложного морального выбора в церковной истории дает святитель Иоанн Златоуст. «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих (под сомнительными, противоречащими учению и канонам документами – А. Р.) не ставьте», ‒ говорил он своим ученикам накануне беззаконного изгнания из Константинополя. Вот общее правило для православных христиан, как ревновать о вере, не удаляясь в раскол. Благой выбор для христианина заключается в том, чтобы ограждать себя одновременно и от лжеучения, и от соблазнов личного произвола.

Я окончил одну из провинциальных семинарий. Когда мы с товарищами поступили на первый курс, все были православными воцерковленными людьми. Лишь несколько человек попалось «залетных», которые ошиблись с выбором учебного заведения. Всех нас с первых же дней учебы неприятно удивил преподаватель, подстриженный на манер ксендза, в футболке и спортивных штанах. Впоследствии оказалось, что он иеромонах и помощник инспектора. Насторожили нас и студенты, уже окончившие первый курс. Некоторые из них открыто высказывали экуменические и латинские заблуждения, курили и ругались матом. Мы, новички, вступали с ними в диспуты и негодовали, но оказалось, что это лишь «цветочки», а «ягодки» нас ожидали впереди.

На втором курсе стало еще сложнее. Некоторые предметы вели иеромонахи, в прошлом окончившие МДА. Все они были стриженные и все с нескрываемой симпатией рассказывали о католичестве и экуменизме. Некоторые из них преподавали по католическим учебникам и книгам, заставляя нас наизусть заучивать огромные отрывки еретического содержания.

На втором курсе многие студенты увлеклись экуменической риторикой. Всем хотелось иметь хорошие оценки и слыть знатоком богословия. А для этого надо было пересказывать экуменические домыслы преподавателей или авторов экуменических учебников вроде Илариона (Алфеева).

В итоге в классе образовались три группы: филокатолики – самая многочисленная, ортодоксы – сторонники православных канонов и догматов, которые были в значительном меньшинстве; а в третью группу входили студенты, колебавшиеся между этими двумя «полюсами». Я тоже относил себя к третьей группе и старался больше присматриваться к тем и другим.

С каждым годом группа православных редела. К четвертому курсу расклад был такой: два ортодокса, человек шесть филокатоликов и остальных – двенадцать. Ортодоксам было нелегко: нередко приходилось выдерживать жесткий прессинг как от филокатоликов и их более умеренных собратьев, так и со стороны преподавателей католического направления. Студенты действовали грубостью, а преподаватели вливали яд экуменической ереси и католичества в души будущих священников. А ведь еще преподобный Исаак Сирин говорил: «Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических».

Мои симпатии к ортодоксам сблизили меня с ними, но иногда меня посещал злой дух сомнения в вере и богохульства, который сеял в душе различные помыслы, говоря: «А может они (т.е. преподаватели и студенты католического и экуменического направления) правы? Может быть, действительно, католики – не еретики?» Борьба с этими сомнениями бывала иногда тяжелее, чем открытые дебаты.

Но постепенно я утвердился в православном понимании: ведь столько Святых Отцов ясно свидетельствуют, что католики – еретики!

Преподобный Феодосий Печерский пишет: «Множеством ересей своих они <латиняне> всю землю обезчестили. <…> Нет Жизни Вечной живущим в вере латинской». Святитель Марк Ефесский учит: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними. <…> Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего». Преподобный Максим Грек говорит: «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую».

Однако, как свидетельствует русская народная пословица, «вода камень точит». Когда человеку изо дня в день настойчиво повторяют одно и то же – что католики не еретики, католичество не ересь, а частное богословское мнение и т.д., – тогда, если он не будет молиться и читать Святых Отцов, ему не устоять в Православии.

Этот рассказ – лишь об одном, далеко не самом худшем духовном учебном заведении.

В некоторых семинариях и академиях ситуация еще тяжелее. Самыми неблагополучными в этом отношении можно назвать Смоленскую семинарию, в которой допускаются к преподаванию католические патеры и ксендзы, а также Питерские семинарию и академию. Один мой знакомый студент, поступив в Санкт-Петербургскую Духовную академию и проучившись там год, перешел из Православия к баптистам.

В Белгородской епархии преподаватель духовного училища священник Владислав Сохин, начитавшись экуменической литературы и отравившись ее ядом, оставил Православие, принял ислам и в настоящее время пишет статьи против Православия. В этих статьях он ссылается на таких еретических авторов, как Кассиан (Безобразов) и др. А в библиотеке той семинарии, где я учился, такие книги выдавались свободно. Часто преподаватели рекомендовали их в качестве вспомогательной литературы для подготовки к сочинениям.

В МДА существует так называемая аспирантура при Отделе внешних церковных связей, из которой студентов посылают учиться в папский восточный институт и в другие католические и протестантские учебные заведения. Возвращаясь оттуда, эти «богословы» занимают руководящие и иные значимые должности в духовных учебных заведениях, а впоследствии – и в епископате РПЦ. Яркий пример – епископ Иларион (Алфеев), разделяющий ересь Оригена о временности мучений грешников в загробном мире и успешно продвигающийся все выше по карьерной лестнице.

Конечно, было бы крайностью повально обвинять всех студентов духовных академий и семинарий, а также их преподавателей в склонности к экуменизму и латинству. Есть в этой среде и верующие люди, которые в меру своих сил сопротивляются ересям. Среди них можно назвать иеромонаха Никанора (Лепешева) из Хабаровской Духовной семинарии. Однако, к сожалению, не они сейчас «задают тон» и «делают погоду» в духовных школах РПЦ, а такие крикуны, как протодьякон-баснослов Кураев, который разделяет ересь Феодора Мопсуетского, осужденную Шестым Вселенским Собором, а также протоиерей Владислав Цыпин, который с серьезным видом учит, что у еретиков есть благодать. Но кому мы должны больше верить? Цыпину, получающему за свое «богословие» зарплату, или святителю Василию Великому, черным по белому написавшему: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа» (Первое правило).

Об атмосфере и общем настрое в духовных школах Патриарх Кирилл осведомлен прекрасно. Более того – он сам много лет усердно трудился над созданием именно такого духа. Знает он об этом, потому и призывает монахов учиться в семинариях, обвиняя их в мнимой необразованности. Но какой толк в образовании, если после такого обучения человек становится еретиком?


Оказались настолько быстрыми, что сейчас, через три недели после того, как мы об этом писали, нужно обращаться к этой теме заново.

Мы, российские Истинно-Православные Церкви, еще только думаем о том, как нам ответить на недавно осознанный нами вызов, но реальность уже другая. Мы все возлагали надежды на пастырские способности "эффективного менеджера", возглавившего РПЦ МП, но ему все равно удалось нас удивить.

Никто не ожидал, что движение "непоминающих" так быстро сумеет стать массовым. Да, сейчас в РПЦ МП немного священников, отказавшихся поминать своих (бывших своих) еретических епископов, но за ними уже пошли тысячи людей. И это не "пензенские сидельцы", а социально адаптированные люди, кающиеся в грехах сергианства и экуменизма.

Очевидно, что именно из этих людей может в перспективе появиться новое и верующее духовенство. Большинство священников РПЦ МП все равно для этого непригодно: среди них немало верующих и, как теперь принято говорить, "в меру порядочных", - но сломленных или изначально пугливых; таким лучше бы просто оставить служение и перейти в чин мирян. Поэтому количеством мирян, а не клириков определяется значение нынешнего движения непоминающих. Принятая в РПЦ МП статистика неспособна замечать такие потери, как убыль хотя бы и тысяч мирян, - ведь это такая организация, в которой "Церковью" считаются только профессиональные работники за деньги (на "штатных должностях").

Если уже теперь, на раннем этапе, движение непоминающих исчисляется тысячами, то всем должно стать понятно, что ни одна из существующих организаций российских ИПЦ не сможет вместить такую массу людей. Главное, что это сознают сами непоминающие, а осознание этого епископами русских ИПЦ - это, главным образом, вопрос дальнейшей судьбы самих этих епископов ИПЦ.

Пусть пока в меньших масштабах, но сейчас - совершенно паче чаяния - повторилась ситуация двадцатилетней давности, начала 1990-х годов, только теперь существующие юрисдикции ИПЦ русской традиции занимают положение, сходное с тем, которое тогда занимал по отношению к России Синод Зарубежной Церкви. Сегодня непоминающие с надеждой смотрят на русские ИПЦ, хотя прекрасно видят наши разделения и не находят для них извинения. Каков будет наш ответ? Повторим ли мы бездумную политику зарубежного Синода?

Когда-то нью-йоркский Синод очень хотел командовать всеми российскими приходами - отчасти из-за лишающего разума превозношения над "homo soveticus", отчасти из-за обязательств перед Московской патриархией (как мы теперь знаем, эти обязательства стали возникать, самое позднее, с 1992 года). Церковная организация российских приходов РПЦЗ в начале 1990-х раздулась, как мыльный пузырь, а потом лопнула. Почему это произошло? Точнее, какие из сделанных тогда шагов технически обеспечили этот крах?

Ответ простой. Церковные структуры РПЦЗ на территории бывшего СССР формировались по принципу верности начальству. Поддерживались те лидеры, которых начальство считало лично преданными или зависимыми, а остальные лидеры выдавливались и маргинализировались. Положение отчасти спасало лишь то, что само начальство в тогдашней РПЦЗ было трусливым и безвольным, а потому не было последовательным и твердым даже в своих предательстве и амбициях.

Принципы формирования всех жизнеспособных организаций прямо противоположные. Такие организации растут снизу, как живые растения, и лидеры этих организаций выдвигаются тоже снизу. Чтобы помочь росту таких организаций, нужно поддерживать сверху или со стороны только тех, кого уже поддержали снизу. Все остальные, кто выдает себя за лидеров, - самозванцы, и это независимо от их сана.

Прекрасные цели наших церковных организаций не отменяют опасность перерождения целей церковных в цели корпоративные. Нужно различать интересы Церкви как таковой и корпоративные интересы юрисдикции АБВГД. Эти интересы даже теоретически не могут совпадать полностью, а особенно, если речь идет о временных церковных организациях, которые оправданы лишь в качестве временных, создаваемых на пути к возрождению поместной Российской Церкви. Вместо этого, как мы знаем, возможны лозунги в стиле "РПЦЗ будет жить вечно". Сторонники подобных лозунгов могут думать о нынешних процессах в РПЦ МП только с одной точки зрения: что оттуда можно урвать для своей юрисдикции. Думать с точки зрения пользы для последующего восстановления Российской Церкви они не в состоянии. Убедить их начать думать иначе - занятие бесполезное, да и некогда уже. Поэтому нужно другое: постараться проговаривать все наличные проблемы и пути их решения. Тогда сразу будет видно, кто из нынешних юрисдикций русских ИПЦ захочет помочь, а кто - просто пришел в надежде украсть, что плохо лежит. Подчеркиваю, что сейчас, пока еще никто себя не проявил, у всех юрисдикций есть шанс.

2.Что нужно непоминающим

Прежде всего, придется осознать, что непоминающим нужно сохранить свою собственную временную церковную организацию. У них просто нет другого выхода.

Тут дело не просто в том, что структуры управления наших ИПЦ не рассчитаны на такие масштабы. Прежде всего, дело в том, что наши епископы не имеют авторитета в кругах верующих из МП - мы этого авторитета не заработали, в отличие от их собственных пастырей, выводящих их из Содома. Да и не вправе эти пастыри повторять ошибки тех, кто присоединялся к РПЦЗ в начале 1990-х, всерьез собираясь вручить свою паству неизвестным иностранным управляющим. Эти пастыри сознают свою собственную ответственность за народ, а потому, я надеюсь, не будут допускать до своей паствы посторонних епископов. А разумные епископы ИПЦ - не будут пытаться играть в высокое церковное начальство.

Есть и еще одна немаловажная причина. Движение непоминающих - это не движение перехода из одной церковной организации в другую. Это констатация того, что это сергианский епископат, а не верующий народ покинул Российскую Церковь. Как только народ заметил, что епископы из Церкви ушли, так он, естественно, перестал их поминать.

Процесс перехода в ИПЦ крайне затруднит возможность объяснять простым людям подобные вещи.

Поэтому решение принято, и никуда непоминающие не пойдут. Это мы, российские ИПЦ, должны понять, можем ли мы им чем-то помочь, если они не войдут в наши церковные организации.

Непоминающие оказались в таком же положении, как греческие старостильники на Афоне. Монахи-старостильники там обязаны признавать - и на самом деле признают - юрисдикцию Патриарха Константинопольского; так же и наши непоминающие признают юрисдикцию Патриарха Московского. Но Константинопольская кафедра вдовствует (занимающий ее еретик "не считается"), поэтому афонские старостильные монахи находятся во временном окормлении Архиепископа Афинского (старостильного), который, впрочем, не вмешивается административно в их дела. Московская патриаршая кафедра также вдовствует, но непоминающие пока еще не получили епископов, которые могли бы им помогать. Совершенно очевидно, что таких епископов должно быть не так уж мало, сообразно географии их движения.

Готовы ли мы, ИПЦ русской традиции, давать непоминающим миро и антиминсы, рукополагать клириков? (О рукоположении для них епископов я пока не говорю, так как в их среде пока нет подходящих лидеров.) Понятно, что не готовы. Да и сами непоминающие не готовы. Но надо обсудить, что для этого можно и нужно сделать.

3.Что можно и нужно сделать

Первое и главное - перестать бояться "как бы чего не вышло". Первая "страшилка" - факт возникновения еще одной юрисдикции. Но тут уже отбой воздушной тревоги, можно переставать бояться: юрисдикция уже все равно создалась. Лучше подумаем о хорошем: она ведь становится тем гравитационным центром, который и сблизит между собой, притянув к себе, все вменяемые "осколки" РПЦЗ. Мы ведь и всегда говорили, что будущее русских ИПЦ определяется не теми людьми, которые в них находятся сегодня, а теми, кто в них придет - или не придет.

Если пока еще в этой новой юрисдикции ждут чего-то от наших епископов, а не пускаются в "диомидовщину", - то радоватися подобает .

Можем ли мы, епископы одной временной церковной организации, рукополагать клириков для другой временной церковной организации? Очевидно, что можем. Проблема не в этом. Проблема в том, что если в этой "другой временной церковной организации" будут поминать за богослужением наши имена, то у кого-то из нас возникнет соблазн посчитать, будто у нас там имеются административные полномочия. А тогда нас надо бить по рукам. Надеюсь, что у пастырей непоминающих хватит для этого бдительности и строгости. Для епископов, думающих о пользе Церкви, а не о своих личных и корпоративных амбициях, никакой угрозы нет, а для остальных ситуация чревата психологическим дискомфортом - хотя с такими епископами без строгости нельзя.

По-настоящему серьезные препятствия лежат в области догматической и канонической. Только они и требуют настоящего рассмотрения.

Главный вопрос - во что веруют непоминающие. Да, они исповедуют православие, понимая, что сергианство и экуменизм - грехи, в которых необходимо каяться, даже если это грехи не твои личные, а грехи тех епископов, с которыми ты прежде был в общении. Общение с такими епископами - это тоже личная причастность к тем грехам. Именно поэтому непоминающие стали непоминающими. Но они никоим образом не готовы отрицать благодатность таинств РПЦ МП. Вероятно, тут будут какие-то изменения, так как опыт показывает, что вера в благодатность этих таинств ослабевает по мере того, как пребывание в МП уходит в прошлое. Но, как бы то ни было, сейчас дело обстоит так, как оно обстоит.

Мне уже много раз приходилось писать о таком решении возникающего здесь вопроса, которое будет согласно с церковным Преданием. Оно заключается в том, чтобы согласиться в двух вещах:

1.сергианство и экуменизм представляют собой раскол и ересь, а поэтому они ведут к утрате церковным сообществом благодати таинств; но, в то же время,

2.мы не исповедуем "теорию выключателя", согласно которой благодать таинств отключается в какой-то определенный момент (например, в момент принятия епископом ереси или в момент осуждения еретического сообщества Вселенским Собором; последнее мнение принадлежит так называемым "киприанитам", последователям греческого митрополита Киприана и его "Синода Противостоящих"); мы веруем, что отпадение сообщества от Церкви, то есть окончательная утрата благодати - это процесс, который доступен наблюдению только для тех, кто достиг боговидения, а для всех остальных - ни наблюдению, ни расчету недоступный.

Поэтому на основании догматов и церковного права мы не можем вынести окончательного суждения о наличии или отсутствии в данном церковном сообществе благодати таинств. Такие вещи могут утверждать только те, кто может это увидеть духовно. Но и тут возможны разногласия даже между святыми, так как может быть неясно, насколько эти наблюдения святого можно распространить на всё данное церковное сообщество, а не только на ту его часть, с которой имел дело этот святой. Поэтому очевидно, что никакое суждение о благодатности или безблагодатности Московской патриархии не следует догматизировать.

В свое время святые отцы, по предложению Василия Великого, не стали требовать обязательного признания даже божественности Святого Духа, - а это, несомненно, более важный вопрос, чем благодатность или безблагодатность РПЦ МП и "мирового православия". В память об этом наш Символ веры, принятый Вторым Вселенским Собором, нигде не содержит исповедания Святого Духа Богом. Как видим, утверждению правого догмата это не помешало. А из истории мы знаем, что не только не помешало, но и помогло.

Василий Великий требовал от кающихся македониан только того, чтобы они анафематствовали тех, кто исповедует Святого Духа тварью; исповедовать Святого Духа Богом было при этом необязательно. Вот так же и мы, русские ИПЦ, не должны требовать большего, нежели анафематствования сергианства и экуменизма. Все остальное пусть приложится в свое время.

Эти соображения должны лежать в основании нашего подхода к общению в таинствах с непоминающими. На таком основании можно ответить и на следующие вопросы. Со стороны ИПЦ главный из них - чиноприем.

В каждой из ИПЦ существуют правила чиноприема для бывших в "мировом православии" и, в частности, в РПЦ МП. Никого из них нельзя просто так начинать допускать к таинствам; если отдельные священники и епископы ИПЦ это нарушают, то они не просто погрешают против церковной дисциплины, но дают серьезные основания сомневаться в своем православии.

Все наши практики чиноприема предполагают, как минимум, покаяние в сергианстве и экуменизме. Некоторые из наших юрисдикций принимают мирян через миропомазание или даже, в отдельных случаях, через крещение.

Все эти практики чиноприема могут быть более или менее уместными в тех юрисдикциях, где они приняты, но, видимо, ни одна из этих практик не подойдет для установления нашего общения с непоминающими. В таких случаях, когда речь шла о большом количестве присоединяющихся еретиков, Церковь нередко соглашалась на весьма далеко заходящую икономию, с принятием всех бывших еретиков в сущем сане. (Кто знает историю, пусть вспомнит монофелитскую унию или первое иконоборчество, а кто не знает, пусть или поверит на слово, или даст себе труд узнать).

Невозможно вступать в общение с теми, кто не раскаялся в сергианстве и экуменизме. А все остальное - возможно. Непоминающие в сергианстве и экуменизме раскаялись. Если они после этого вступят в общение с православными епископами, то на этом чиноприем нужно считать состоявшимся.

Еще одна проблема состоит в том, что, возможно, непоминающие установят общение с разными юрисдикциями ИПЦ, между которыми нет официального общения. Но это вряд ли большая проблема для тех юрисдикций, которые уже установили между собой (устными указаниями епископов) евхаристическое общение на уровне монашествующих и мирян; скорее, это поможет им приблизить момент установления официального общения на уровне сослужения клириков. Довольно близкое знакомство с наличным епископатом русских ИПЦ приводит меня к мысли, что епископы остальных юрисдикций все равно не согласятся помогать непоминающим бескорыстно, то есть без включения их в свои церковные организации. Впрочем, и эти юрисдикции могут сыграть свою роль в случае, если отдельные их епископы решатся пойти против нездоровой корпоративной дисциплины своей группы. Это маловероятно, но все же возможно, и, кто знает, вдруг движение непоминающих поможет ускорить подобные процессы?..

Сегодня самое главное препятствие к общению непоминающих с ИПЦ - это их общение с остальной частью РПЦ МП. Где здесь разумные рамки дозволенного? Только ли в том, чтобы самим не поминать еретичествующих епископов?

Сейчас для непоминающих эти вопросы неясны. Для ИПЦ, напротив, они ясны, и практика ИПЦ тут известна. Прежде всего, она предполагает несообщение в Евхаристии и прочих таинствах. Отделение от ереси всегда начинается с разрыва евхаристического общения с еретиками. От ереси нельзя отделиться только мысленно, продолжая участвовать в культе епископов-еретиков. Но никакое таинство не совершается без епископа. Поэтому общения в таинствах с теми общинами, где иерархия еретична, быть не может.

Это твердая позиция всех ИПЦ, без которой не может быть никакого Истинного православия. Наше дело для непоминающих ее разъяснить.

Что же касается общих молитв с чадами РПЦ МП, то здесь вопрос более тонкий. Очевидно, что о молитвах с убежденными еретиками речь и не идет, но во всех других случаях нужно иметь в виду следующее. Не по икономии, а по самому точному смыслу канонов (по акривии), молиться с еретиками можно тогда, когда они обещают оставить свою ересь. Об этом 9-е правило Тимофея Александрийского: "Вопрос 9: Должен ли священнослужитель молитися в присутствии ариан или других еретиков? или будет ли то ни мало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие?

Ответ: В Божественной литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению изыдите. Посему таковые не должны присутствовати, аще не обещаются покаятися и оставити ересь".

Икономия, то есть смягчение канона ради чьей-то духовной пользы и только в данной конкретной ситуации (а не в качестве правила на будущее), позволяет понимать это обещание покаяться не слишком формально. На мой взгляд, разумно применять его ко всем искренне верующим прихожанам РПЦ МП, если они лично не исповедуют какой-либо ереси и имеют хотя бы сомнения в православии собственной иерархии. Конечно, моя точка зрения - лишь одна из возможных теоретически и, возможно, не самая безупречная. Но все же я не вижу церковно-правовых оснований считать ее недопустимой. Если же она допустима, то мы не должны особенно возражать, если ее будут разделять и непоминающие, решившие войти в общение с нами.

4.Выводы

Непоминающим остался всего один шаг до того, чтобы вступить в общение с русскими ИПЦ: не допускать общения в таинствах с той иерархией, которую они же сами считают еретической. Иными словами, непоминающие не должны ни сослужить, ни причащаться в храмах, где поминаются те, кого они "не поминают".

А русским ИПЦ теперь главное - понять, как это их архиереи могут, оставаясь правящими епископами для своих собственных церковных организаций, быть одновременно епископами, но не правящими, для другой церковной организации, где вся административная власть будет принадлежать не нам, а тем, кто ее достоин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.