Где находится родовая усыпальница князей радзивиллов. Костел божьего тела в несвиже

1) Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм и первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

2) Костёл Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584-1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.

3) Сам Джованни (Ян) Мария Бернардони (Gian Maria Bernardoni; 1541-1605) был монахом-иезуитом, ставшим первым архитектором стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском. Он родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. Стройкой руководил известный в Италии архитектор, инспектор построек ордена (consiliarius aedificorum) Дж. Тристана.

4) С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо. Главный викарий провинции писал о нём генералу ордена: «Мы радуемся, что Бог осчастливил нас, дав мастера, который был так необходим в помощь отцу Джованни».
Затем Бернардони работает архитектором в Сардинии. Именно им в Кальяри в конце 1578 года была заложена церковь св. Михаила.
В 1583 году Бернардони по приказу ордена отправляется в Великое княжество Литовское. Князь Николай Радзивил Сиротка давно уже просил у ордена архитектора. Однако доехать к месту нового назначения ему не удалось. По дороге Бернардони был перехвачен в Люблине ректором тамошнего иезуитского коллегиума Христофором Варшевицким, весьма влиятельным в Польше. В Люблине Бернардони провёл три года, выполнив проекты люблинского коллегиума и костёлов для Познани, Калиш, проект восстановления после пожара храма бригитток в Гданьске.

5) После настойчивых напоминаний князя Радзивилла ордену об архитекторе, в 1586 году Бернардони приезжает в Несвиж и остается здесь на 13 лет. Задачей архитектора стало строительство костёла иезуитов. Его надо было и проектировать, и строить. Прототипом костёла стал главный орденский храм иезуитов в Риме.
Работы в Несвиже продвигались быстро, хотя перед Бернардони стояла непростая задача: кроме необходимости придерживаться во внешнем виде новой постройки принятого иезуитами образца, нужно было считаться также с пожеланиями князя Радзивилла Сиротки. Кроме того, храм строился ещё и как усыпальница Радзивиллов. Многоплановое назначение костёла требовало точной выверки его проекта. В нём были заложены, например, четыре лестницы, чтобы обеспечить обособленный путь к ложам и хорам для членов княжеской семьи, священников, учеников коллегиума и прихожан. Были заложены также два отдельных входа в крипты-подземелья, где в разных их частях помещались гробы князей, монахов и именитых прихожан.

6) В ноябре 1593 года строительство костёла было закончено и 1 ноября этого года состоялось первое богослужение.
Костёл иезуитов в Несвиже считается 1 постройкой на территории Речи Посполитой в стиле барокко только потому, что он был закончен быстрее, чем другие, заложенные значительно раньше. Это произошло благодаря исключительной заинтересованности Радзивилла, не допускавшего перебоев на стройке, который своевременно давал деньги и добавив, в конце концов, сумму свыше ранее оговорённой.

7) По окончании своих работ в Несвиже Бернардони в 1599 году уезжает в Краков на строительство костёла свв. Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальваре Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно.
Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.
Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони.

8) С внутренним интерьером исключительно повезло, так как смотритель костёла не разрешала снимать и зорко следила за людьми с фотоаппаратом наперевес. Пришлось хитрить.
Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей - средства архитектурной пластики.
Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 гг. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

9) Сам Фарный костёл - трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная - св. Троицы, южная - св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.

Здание церкви не очень внушительно, но красиво. Тогдашний правитель Несвижа, князь Миколай «Сиротка» Радзивилл, путешествуя по Европе, был впечатлен церквями Святой земли и Рима и пожелал увидеть в своей вотчине нечто подобное. По типу выстроенный костёл представлял собой базилику с тремя нефами, и его белоснежный фасад несомненно ассоциируется с итальянскими образцами религиозной архитектуры. Фасад весьма украшают искривленный силуэт верхнего яруса и две ниши со скульптурами.


Заслуживает особенного внимания интерьер костела, который украшают многочисленные фрески. Благодаря им слава костела распространилась далеко по Европе.

Эти росписи создавались в середине 18 века, когда костел реставрировали, и считается, что их авторы многое переняли у Рубенса в своей работе. Особенно любопытны изображения колонн под куполом: перспектива в росписях выверена очень тщательно и создает полное впечатление того, что колонны настоящие.

При последней реставрации 1902 г. росписи подновили, и сегодня ими можно любоваться во всей красе. Наиболее интересна «Тайная вечеря» кисти К. Гесского; также интересны иконы боковых алтарей, изображающие святого Игнатия и святого Франциска Ксаверия.


Беларусь - уникальная страна с исключительной историей! Нахождение на перекрёстках мировой истории наложило свой отпечаток на многоголосие национальных и религиозных традиций Беларуси. Одним из восхитительных мест Беларуси является древний Несвиж (первое упоминание в 1223 году), где находится дворцово-замковый комплекс Радзивиллов .

Костёл Тела Господня (фарный - приходской) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Строительство монастырского комплекса иезуитов в Несвиже началось в конце 16 века, после того, как римско-католическая церковь добилась возвращения княжеского рода Раздивиллов в лоно католицизма. Комплекс изначально включал мужской монастырь, иезуитский коллегиум и Фарный костел Божьего тела. Позднее в комплекс монастыря иезуитов включили каплицу Булгарина и башню замковых ворот Несвижа.

Фото отсюда

Над входом надпись на латинском языке: «Поклонись храму твоему в страхе твоем». Внутри три алтаря и один неф, пространство как будто притягивает внимание вошедшего вверх, к высотам купола, где есть небольшое световое окно, рассеянный свет из которого падает на внутреннее роскошно оформленное пространство. Под куполом произведение живописца - великолепная роспись библейской тематики. Эту роспись как минимум трижды реставрировали. После пожара в середине 17 века практически заново восстанавливал роспись живописец О.Кригер, затем еще раз проводилась реставрация в 1752-1754 годах отцом и сыном Хески, и в 1900 году неизвестным художником под руководством комитета по капитальному ремонту костела.

Ниже вошедший в храм человек видит боковые алтари, оформленные со вкусом и смыслом. «Падающие» колонны поддерживают фигуры ангелов символизируют пошатнувшиеся было религиозные убеждения представителей рода Радзивиллов и самих иезуитов, сумевших «удержать» веру князей.

В левом из боковых алтарей расположены три скульптуры. Две из них созданы в честь умерших сыновей Николая Радзивилла Сиротки, между ними находится памятник из песчаника, изображающий самого князя. Радзивилл Сиротка предстает перед людьми в образе бродяги-пилигима с посохом и старой шляпой за плечами. За спиной у его ног сброшены рыцарские доспехи. Эпитафия над скульптурой гласит, что каждый в этом мире - лишь странник-пилигрим пред очами господними.

Во втором боковом алтаре - скульптура молодой женщины, сидящей на крышке гроба. Ее имя Мария, по преданию она была похоронена живой, впавшей в летаргический сон. Рядом с правым алтарем есть мраморная доска с портретом поэта Владислава Сырокомли, который жил в замке Радзивиллов некоторое время в середине 19 века. На галерее костела сохранился старинный орган.

С левой стороны находится вход в усыпальницу Радзивиллов. Несколько ступеней приводят в полуподвальное помещение с массивными сводами, через узкие окошки у самого потолка просачивается разреженный свет, у входа стоит маленькая часовня. В родовой усыпальнице находится 78 гробов, в которых хранятся забальзамированные тела представителей рода, начиная с самого Радзивилла Сиротки, умершем в 1616 году. Гробы подобны саркофагам, вырубленным из дерева. Каждый из них перевязан проволокой, а узлы опечатаны личными пломбами потомков Радзивиллов, на каждой пломбе виден герб рода. О том, кто именно покоится в гробу, можно прочесть на стене у изголовья каждого гроба, где простой краской написаны основные сведения: имя, титул, годы жизни. Последнее захоронение датируется 1936 годом.

Костел Божьего тела является действующим костелом, и более чем за четыре века своей истории он ни разу не закрывался и даже не перестраивался, лишь время от времени реставрировался . Фарный костел является одним из самых значительных памятников архитектуры в Беларуси, сохранившим все черты стиля барокко в преломлении белорусского характера. Прототипом несвижского храма стала церковь Иль Джезу, практически в то же время возводимая в Риме, но все же несвижский Фарный костел имеет особые черты.

Данные о костёле можно найти в интернете:

Костёл действующий:

Мемориальная доска на стене собора:

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов

Контакты

Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов

375 1770 2 06 02

Минская обл., г. Несвиж, ул. Замковая
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Координаты для навигации:

53.222768, 26.691699

375 1770 2 06 02

Благодарим за заказ! Мы доставим Вас в "Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов" максимально комфортно и оперативно!

Факты

  1. Первым белорусским книгоиздателем был Франциск Скорина. Но первые книги непосредственно на территории Беларуси и на белорусском языке были изданы несколько позже именно в Несвиже Симоном Будным. «Новый завет» с комментариями Будного считается первым в мировой литературе случаем рациональной критики Евангелия.
  2. В Несвиже появился один из первых театров, созданный Франтишкой Уршулей Радзивилл и располагавшийся в «Комедихаузе». Хоть представления велись и на польском языке, театр стал первым в Беларуси и давал представления не только в Несвиже, но и за его пределами.
  3. Прямо возле Несвижа проходит водораздел между бассейнами Балтийского и Черного морей. На территории деревни Осмолово, что чуть южнее Несвижа, протекают реки Лань и Уша. Первая затем впадает в Припять и Черное море, вторая – в Неман и Балтийское море.
  4. В Несвиже произошло первое в Восточной Европе восстание в гетто – 21 июля 1942 года. Памятный знак в честь жертв несвижского гетто установлен в Иерусалиме.
  5. Несвижский замок хранит немало тайн. Под его валами проходят подземные ходы, а легенда гласит, что в подземельях спрятаны 12 статуй апостолов, сделанных из золота. Статуи якобы были покрыты драгоценными камнями, а утеряны они были во время войны 1812 года.
  6. Самая известная легенда замка связана с Черной Панной – Барбарой Радзивилл, которая якобы разгуливает по его коридорам. Интересно в этой легенде то, что Барбара Радзивилл умерла в 1551 году, еще до того, как нынешний каменный замок был заложен, да и сама она ни разу не была в Несвиже.

Что посмотреть

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов
  • Идеально сохранившаяся замковая башня
  • Слуцкая брама – часть исторических фортификаций
  • Ратуша и историческая застройка

А посмотреть здесь действительно есть на что. Это и дворцово-замковый комплекс Радзивиллов, бывший на протяжении нескольких веков основной резиденцией одного из самых богатых и знатных родов ВКЛ и Речи Посполитой, и удивительная замковая башня, сочетающая в себе черты готики и ренессанса, и городская ратуша, сооруженная в честь обретения городом магдебургского права, и находящиеся рядом с ней старинные торговые ряды, и уникальная Слуцкая брама, встречающая гостей исторического центра с востока, и многое другое. Сами улицы, несмотря на события последних столетий, хранят богатую историю города, которую можно сполна ощутить и сегодня.

Центральное место в Несвиже занимает дворцово-парковый ансамбль. Это не только замок с прекрасным внутренним двором, рвом и фортификациями, но и парк площадью более 90 гектаров, водоемы и прилегающая территория. Поражает органичное сплетение различных архитектурных стилей комплекса: за время его существования он приобрел различные черты ренессанса, классицизма, барокко, рококо, модерна и неоклассицизма. Сейчас замок полностью восстановлен, внутри располагается историко-культурный музей с богатой экспозицией, есть гостиница и ресторан.

Костел Божьего Тела, строительство которого началось в 1587 году, стал первым в Восточной Европе храмом в стиле барокко. Долгие годы костел принадлежал ордену изуитов. Белоснежный фасад храма великолепно вписался в атмосферу старинного города. Уже в XVIII веке рядом с костелом на средства помещика Булгарина была построена часовня, архитектором которой вероятнее всего был итальянец Маурицио Педетти. Интерьер костела богато декорирован скульптурными – барельефы, бюсты, мраморные алтари и памятники – и живописными изображениями. Главный алтарь украшает картина художника Ксаверия Геского «Тайная вечеря», созданная в 1750-е годы. В подвалах костела находится фамильная усыпальница Радзивиллов – 70 саркофагов, 2 канопы и урна с прахом. Костел и крипта открыты для посещения.

Возле костела возвышается замковая башня, построенная в конце XVI века, в архитектуре которой видны черты готики и ренессанса. Изначально она была частью городских оборонительных сооружений. Но уже в XVIII веке стала использоваться как звонница-колокольня. Башня хорошо сохранилась, и кажется, что ее возвели совсем недавно. Стены из красного кирпича и белые контуры окон неизменно привлекают внимание туристов.

Превосходный парк является частью дворцово-замкового ансамбля. По сути это несколько различных парков, созданных в XIX и начале XX века. Всего за 25 лет их было создано пять: Замковый, Старый, Японский, Английский и Марысин. Общая площадь парков составляет более 60 гектаров. Каждый парк по-своему интересен и неповторим. Кроме парков следует обратить внимание на озера: Дикое, Замковое, Бернардинское, Девичье, которые являются органической частью природного ансамбля.

Почти сразу после обретения городом магдебургского права была создана городская ратуша. Строительство завершилось в 1596 году на средства самих горожан, а работами руководил Ян Мария Бернардони. Будучи построенной как самая высокая точка города, ратуша и сегодня остается таковой: ни одно здание за пять с лишним веков не оспорило ее первенство. Сегодня в ратуше представлена музейная экспозиция и проводятся экскурсии.

Еще одно превосходное барочное сооружение ― знаменитая Слуцкая брама. Раньше она была частью городских фортификаций и воротами города со стороны Слуцкого тракта (с юго-востока). Со временем массивные дубовые ворота сняли, а браму перестроили в барочном стиле. Теперь брама служит символом могущества Радзивиллов, Несвижа и ВКЛ тех времен, своеобразной триумфальной аркой. В летний период Слуцкая брама открыта для посетителей.

Нынешний Несвижский государственный педагогический колледж им. Якуба Коласа на протяжении нескольких веков был женским монастырем бенедиктинок. Несмотря на смену профиля, здания бывшего монастыря во многом сохранили свою атмосферу и внешний вид. Особенно интересна брама-колокольня, построенная в 1760-е годы.

Городская застройка представляет большой интерес для туристов. Обязательно прогуляйтесь по старому городу – Вы будете немало удивлены разнообразием архитектурных стилей.

В самом замке и некоторых других исторических памятниках регулярно проходят костюмированные представления. Смотрите расписание!

История

Несвиж был основан до появления в городе замка: первое его упоминание относится к 31 мая 1223 года. Впрочем, археологические раскопки говорят о том, что поселение здесь появилось лишь в XV веке. В результате пересмотра исторических данных сейчас склоняются к тому, что первое упоминание о Несвиже все же датируется 1445 годом.

Изначально город и земли вокруг него принадлежали Миколаю Яну Немировичу, получившему их от великого князя. В 1492 году Несвиж попал в распоряжение к одному из наиболее богатых людей ВКЛ – Петру Кишке. Вскоре владельцами города стали Радзивиллы.

Николай Радзивилл Черный в 1547 году добился получения титула «князя Священной Римской империи» для себя и своих потомков. С этого момента и началось стремительное развитие Несвижа как культурного центра и основной резиденции одного из самых богатых и влиятельных родов Великого княжества Литовского. В 1586 году Радзивиллы закрепили Несвиж за собой юридически в качестве ординации – неделимого владения, передаваемого по наследству только старшему сыну. В этом статусе город оставался до 1939 года.

В 1560-е годы в Несвиже действовала типография, в которой были изданы первые книги на белорусском языке на территории современной Беларуси. Здесь же увидели свет философские и религиозные книги на польском языке, и один из первых нотных сборников в ВКЛ – «Канционал». Примерно тогда же появляется и первый театр.

Сын Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка превратил деревянный Несвиж в каменный. Вернувшись из путешествия по Европе и Ближнему востоку полным идей, он стал воплощать эти идеи в городе, благо, средства богатейшего рода позволяли делать это достаточно быстро. В итоге при нем хаотичная застройка сменилась аккуратной квартальной, вокруг города появились укрепления, а на месте многих деревянных строений появились каменные, созданные итальянскими архитекторами в стиле барокко.

Сиротка снял с местных жителей часть феодальных повинностей, а также ослабил налоговое бремя, что способствовало бурному росту ремесленной деятельности и экономики Несвижа в целом. Кроме того, при нем город получил магдебургское право. В Несвиже начали действовать слесарный, ткацкий и портняжный цеха. В 1583 году началось строительство каменного замка, который расположился несколько южнее существовавшего до этого деревянного. Вскоре на центральной площади за деньги горожан возводится ратуша, а у въездов ― каменные ворота (брамы). За это же время в Несвиже появились каменные культовые сооружения – иезуитский костел, монастыри бернардинцев, бернардинок и доминиканцев. В 1586 году город, согласно привилею короля Стефана Батория, получил собственный герб.

В 1655 и 1660 годах замок безуспешно штурмовали войска московского царя. В 1706 году Несвиж полностью разграбили шведы. Впрочем, уже через несколько десятков лет он снова блистал. В эпоху Михаила Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька (1702-1762 годы) в Несвиже действовал театр, типография, кадетский корпус, ряд мануфактур, был восстановлен дворец, отреставрирован костел, упорядочена семейная усыпальница.

В ходе борьбы за власть и влияние между Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку и князей Чарторыйских последние прибегли к помощи российской императрицы Екатерины II. В результате в 1764 и 1768 годах город был оккупирован российскими войсками. После второго раздела Речи Посполитой он стал частью Российской империи, но остался в собственности Радзивиллов.

В 1921 году Несвиж стал частью Польши, в 1939 году – СССР, а с 1941 по 1944 год находился под оккупацией Германии. В послевоенное время Несвижский замок был превращен в санаторий «Несвиж», который подчинялся КГБ, а позже – Четвертому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и управлению «Межколхозздравница». С распадом СССР замок перешел в распоряжение Министерства культуры Беларуси, после чего началась масштабная реставрация. Она завершилась в 2012 году, а официальное открытие замка состоялось 20 июля того же года.

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.