Что можно и чего нельзя делать на троицу. традиции, обряды, приметы

Если наши дома наполнились неповторимым запахом свежескошенной травы, лесной зелени и полевых цветов, на пороге величайший православный праздник - праздник Святой Троицы. Удивительный праздник, сочетающий в себе языческие и христианские традиции.

Святая Троица ступила на порог

Троица, как известно, празднуется через 7 недель после Пасхи. Название празднику дано в честь Сошествия на апостолов Святого Духа, что указало на тройственную природу Бога: "Бог Отец сотворил всё сущее, Бог Сын искупает человечество от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедование веры".

По Библии, на учеников Христа, собравшихся в одной из горниц, сошел Святой Дух и наделил их знанием множества языков, чтобы те отправились по свету прославлять Бога и крестить людей новой верой. Тогда же Господь благословил апостолов и на строительство церкви. Этот день считается днём основания церкви.

Пятидесятницей, как еще называют Троицу, ибо наступает она на 50 день после Пасхи, завершается цикл многочисленных весенних праздников. Природа к этому времени уже полностью переоделась в пышный свой яркий зеленый наряд. И это недаром, ведь главным символом праздника является зелень, как начало, обновление и становление христианской церкви.

Традиции и обычаи Троицы в старину

Подготовка к празднику начиналась, как обычно, с уборки. Каждая хозяйка за день, другой наводила порядок и во дворе, и в доме, украшая их зелеными ветвями, душистыми цветами и травой. Наши предки верили в магическую силу зеленых растений, символизировавших процветание, богатство и продолжение жизни.

В субботу, накануне Троицы, в церквях поминали людей, ушедших из жизни по своей воле, и тех, кто утонул и пропал.

Празднование Троицы продолжалось в течение трех дней. Воскресение, именуемое еще Зеленым, начиналось с торжественной службы в храмах, после чего христиане спешили в свои или дома родных за щедрый праздничный стол. Ближе к вечеру гуляния приобретали широкий размах: народ высыпал на улицы, устраивались хороводы, песнопения, танцы… Глубоким вечером нужно было быть особенно осторожными. Считалось, что в эти дни оживает нечистая сила, поэтому запросто можно было встретить русалку, мавку или другое мифическое существо. Именно по этой причине всю неделю нельзя было купаться, ибо русалка могла затащить в воду и защекотать до смерти.

Вот в этом кроется еще один смысл зеленых украшений. Свежая молодая зелень - это символ очищения, обновления и животворящей силы, которая оберегает и защищает от злых духов и недобрых людей. Через неделю все "зеленые украшения" сжигали на костре. А вот с травой, которой был украшен храм, так не проступали - ее сушили, и весь год она служила талисманом от сглаза и недоброжелателей.

Хорошим знаком на Троицу считалось знакомство парня и девушки или проведение сватанья. А вот для свадьбы желательно выбрать другую дату. По поверью, брак, сложившийся в этот день, будет неудачным.

Как празднуют Троицу ныне

Сегодня, к счастью, традиции возвращаются. И празднование Троицы мало чем отличается от того, как встречали праздник наши предки (разве что хороводы не водят). Современные люди также прибираются в своих жилищах, готовясь к празднику, также украшают дома и храмы цветами да разнотравьем, веря в их силу против нечисти; также посещают церковь, после чего также ходят друг к другу в гости.

Троицу отмечают торжественно и пышно. В церквях проходят праздничные песнопения и читают особенные молитвы.

Распахните душу, словно окно, впустите в нее тепло и добро, как впускаете лето в свой дом! Пусть Святая Троица оберегает вас и всех родных, даруя душевную гармонию, отменное здоровье и веру в счастливый завтрашний день. Со светлым православным праздником - Троицей!

Воспоминая в этот день событие Сошествия Святаго Духа на апостолов, мы имеем обычай украшать храмы Божий и свои дома травами и цветами. Мы стоим в храме Божием с зелеными ветвями деревьев и благоухающими цветами, и везде, на улицах, площадях и в домах мы видим те же украшения цветами и ветвями.

Откуда ведется этот обычай? Как он был установлен в нашей Церкви и почему соблюдается доныне? Просто так ничего не делается в нашей Православной Церкви. Если вдуматься и вникнуть глубже в смысл и значение этого благочестивого обычая, то увидим, что недаром установлен он в глубокой древности. Правда, обычай этот не дается нам ни в Священном Писании, ни в церковном уставе. Однако есть немало благочестивых обычаев Православной Церкви, которые не установлены ни Священным Писанием, ни церковными уставами и законоположениями, а, по преданию, передаются из века в век. К числу таких обычаев принадлежит и этот - в праздник Пятидесятницы благоукрашать храмы и жилища наши зелеными ветвями, травами и цветами. Свое начало этот обычай ведет от апостольских времен и освящен примером святых мужей первых времен христианства. О нем свидетельствует блаженный Августин еще в V веке. Вот как древен этот обычай.

Рассмотрим же истоки этого благочестивого обычая и каков его смысл и значение. Прежде всего, обычай благоукрашать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища наши взят из примера Церкви патриархальной. Так, Авраам у дуба Мамврийского, увидев трех странников, приглашает их к себе для отдыха и предлагает им радушное угощение. По разумению богомудрых отцов, в лице трех странников явился Аврааму Сам Господь в трех лицах. Отсюда издревле повелось - лица Пресвятой Троицы изображать на иконах в виде трех странников, угощаемых Авраамом под сенью одного из деревьев Мамврийской дубравы. И украшать дома и храмы в праздник Пятидесятницы лиственными ветвями и цветами принято в воспоминание явления Аврааму Пресвятой Троицы у дуба Мамврийского. Храмы и жилища христиан православных, таким образом, служат как бы образом той кущи Авраамовой, у которой под сенью дуба Мамврийского отдыхали три Божественных путника. Поэтому, взирая на растения и травы, окружающие нас в этот праздник в храме и в домах, переносимся мыслью к явлению Триипостасного Бога Аврааму. Возблагодарите благоговейно Господа Бога, являющегося нам в доступных нашему чувству образах и столь явно приближающегося к нам, грешным, с таким благоснисхождением, - за то, что подобный нам человек беседует с Богом лицом к лицу! Но вместе с тем старайтесь и сами утвердить в себе то расположение духа, какое имел Авраам при встрече и принятии Господа. Именно: старайтесь подражать в жизни его непоколебимой вере в Бога, его глубокому смирению, любви к ближнему и прочему. Этим вы уподобитесь Аврааму, принявшему к себе Господа, привлечете на себя, подобно Аврааму, Божие благословение и любовь.

Обычай украшать в праздник Пятидесятницы храмы и дома свежими травами и цветами мы видим и на другом примере Ветхозаветной Церкви. Иудеи в праздник Пятидесятницы украшали синагоги и дома свои в воспоминание того, что когда Богом был дан Закон на горе Синай, все в природе зеленело. Кроме того, во время странствования по пустыне евреи жили в шатрах, сделанных из ветвей. Десять заповедей Синайского законодательства и для нас, христиан, обязательны и необходимы. Поэтому благочестивый обычай Ветхозаветной Церкви украшать жилища и синагоги растениями легко может быть удержан и в нашей христианской Церкви, тем более что Сионская горница, в которой Дух Святый сошел на апостолов в день Пятидесятницы, по обычаю ветхозаветному, также была украшена ветвями деревьев и цветами. Не случайно апостолы и первые христиане сохранили этот обычай в христианской Церкви. Дошел он и до нас в том же самом виде, каким он был при апостолах.

Обычай украшать травами и цветами наши жилища в праздник Пятидесятницы мы находим еще в одном примере из Церкви Ветхозаветной. В праздник Пятидесятницы было предписано законом, в знак благодарности к Богу, приносить Ему первые плоды жатвы, которая в Палестине к этому времени уже заканчивалась. Подобно сему и в христианской Церкви сохранен обычай приносить в храм в начале весны первые молодые побеги деревьев и цветы. Этот прекрасный обычай свидетельствует о нашем желании принести Господу Богу жертву хвалы и благодарения за весеннее обновление природы. В церковном уставе нет предписания об установлении особого празднования по случаю весеннего обновления природы видимой. Но вот праздник Пятидесятницы сближается, можно сказать, с тем временем года, когда растительная жизнь в природе является в новой силе и свежести. А посему мысль о воспоминаемом в настоящий праздник Сошествии Святаго Духа на апостолов весьма ясно указывает нам на другую мысль - на действие того же Духа Божия в видимой природе. Как в начале, при творении видимого мира, Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1,1), Который вливал Свою животворную силу в неустроенное вещество творения, так и в сотворенной уже природе все прозябающее и живущее прозябает и живет силою Того же Всесвятаго Духа: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30), говорит Псалмопевец.

Поэтому обычай украшать в день Пятидесятницы храмы и жилища нежными зелеными ветвями и цветами красноречивее слов выражает чувства нашего славословия и благодарения Духу Божию, обновляющему лицо земли. Так, взирая на ветви деревьев и цветы, всегда будем представлять, что этими цветами и ветвями мы приносим жертву благодарения, достойную Бога, обновляющего весеннюю природу после долгого зимнего сна.

Наконец, обычай благоукрашать дома ветвями и цветами в праздник Пятидесятницы имеет для нас и нравственный смысл и значение. Эти цветы и ветви указывают нам на нас самих, на наше духовное, нравственное состояние, которое мы должны иметь в жизни. Взгляните: вот цветы зеленеют, цветут и прекрасно благоухают. Такова должна быть и жизнь каждого христианина. Христианин должен благоукрашаться и цвести делами добрыми и благочестивыми. Как цветы своим благоуханием и красотою манят к себе и влекут взоры всех и каждого, так благочестие, вера и любовь привлекают к себе сердца всех. Благочестивая жизнь наша должна сиять и цвести делами добродетели, чтобы быть образцом и примером для других и послужить для славы Божией. Тако да просветится свет ваш пред человеки, сказал Спаситель, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16). Так, братья, держа в руках благоухающие цветы в настоящий праздник, постараемся явить в жизни своей ту или другую добродетель, если до этого такой не имели. Смотрите: вот, в ваших цветах есть незабудочка. Любуясь этим цветком, не забывайте Господа Бога и Матерь Божию, Которая вас любит, хранит и молит о вас Бога. Вот у вас есть лилия; смотря на этот цветок, помните заповедь Божию о том, чтобы не заботиться об излишнем украшении и нарядах, а хранить сердце свое чистым и непорочным от всякой суетности и нечистоты. Вот у вас васильки. Этим цветком да указывается, чтобы не царствовал в нас грех, но чтобы дух наш царствовал над плотью и страстями. Так разумейте и о других цветах и старайтесь находить в них те или иные уроки веры и нравственности. Каждая зеленеющая ветка с благоухающими листьями да научает нас обильным и животворным плодам добродетели. А ветка сухая и безжизненная - да указывает на печальный образ человека-грешника, не имеющего живых плодов добродетели, и мертвого для жизни духовной. Смотрите далее и наблюдайте. Как деревья зимой, без влияния солнечного, от действия холода как бы умирают, стоят голы и безлиственны, такое состояние бывает и в душе человека-грешника. Она умирает духовно без животворного веяния Духа Божия. Тогда, хотя душа наша по видимости живет, мыслит, чувствует и действует, но действия эти без содействия Духа Божия бывают как бы мертвенны, безжизненны: не производят благих плодов добродетели. Напротив, человек, в котором сияет животворная сила Духа Божия, являет прекрасные плоды добродетели, одни других краше и привлекательнее. По уверению Апостола, плоды эти суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Поэтому будем стараться привлекать на себя благодать Духа Божия. Чем же и как? Жизнью благочестивой и непорочной, верой, молитвами, смирением и другими добрыми качествами. Так, из рассмотрения принесенных на празднество ветвей и цветов научаемся каждый нравственному преуспеянию в вере и благочестии.

Братья христиане, мы видели, откуда и как пришел к нам благочестивый обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и дома наши цветами и ветвями; поэтому станем соблюдать его. Но вместе с тем постараемся извлечь для себя уроки веры и нравственности. Тогда обычай послужит всем на пользу душевную, к усовершенствованию себя в нравственности для жизни будущей.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Каждый храм – не просто архитектурное сооружение, а собрание видимых вещественных предметов, обозначающих мир невидимый и таинственный. В архитектуре православного храма и его убранстве нет ни одного случайного штриха: материал, орнаменты, сюжеты росписей, богослужебные предметы и облачение – всё исполнено глубокого смысла. Поэтому цветочное оформление должно органично вписываться в интерьер храма, не доминируя, а лишь подчеркивая глубокий смысл богослужения.

Для цветочного убранства в храме выбирают самые значимые и важные места. Царские врата, расположенные в центре иконостаса, оформляются цветочной гирляндой, композицией по двум сторонам. Украшается икона праздника, установленная на специальном возвышении – аналое. При этом важно, чтобы цветы гармонировали с окладом и иконой. Украшают престольную икону – святого или праздника, в честь которых освящен храм. Принято убирать цветами чтимые чудотворные иконы, раки с мощами святого, плащаницу, выносной крест и свечу. Существует много способов украшения, меняются только формы и приемы цветочного оформления, которые создают красивые элементы. Цветы и зелень подчеркивают духовный смысл праздничного события.

При выборе растений в храме используются любые цветы, подчеркивающие красоту икон. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма.

Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный.

Каждый православный праздник имеет свои традиции цветочного оформления. Рождество – праздник чистоты рождения, его цвет белый. Храм убирается еловыми ветвями, деревцами ели. Хвойные вечнозеленые растения – символ бессмертия, вечной жизни. В оформлении используются растения белого цвета – лилии, хризантема, гипсофила с добавлением зелени.

Белый цвет – символ чистоты, поэтому он выбирается в качестве основного фона и на Крещение Господне. Всё убранство храма должно напоминать об очищении, обновлении, возрождении. В Страстную Пятницу плащаницу Спасителя также убирают белоснежными цветами, напоминающими о белизне ткани, в которую был завернут Христос при погребении, символизирующими духовный свет и чистоту. Белые цветы украшают храм и икону праздника на Преображение Господне.

На Вербное воскресение храмы украшаются веточками пушистой вербы, заменяющей в средней полосе ветви финиковой пальмы. После Крестопоклонной недели в украшениях преобладают цветы красных оттенков – розы, гвоздики. Красные цветы – знак приближающихся Страстей Христовых. На Благовещение в оформлении используются белые лилии как символ этого праздника. Их ставят и к праздничной иконе Архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Белые лилии как символ чистоты и непорочности украшают и плащаницу на Успение Богородицы. На Богородичные праздники, помимо белых, используют растения голубых и синих оттенков. Плащаницы оформляются гирляндами из цветов.

Светлое Воскресение Христово – важнейший из праздников. Для пасхального оформления характерны яркие красно-оранжевые тона, отражающие ликование, которое наполняет сердца христиан в этот день. Одним из символов Пасхи является яйцо. Из гвоздик, лепестков роз делаются композиции в виде яйца.

Троица – один из самых красивых праздников, по оформлению это праздник зелени – символа жизни. В народе троицкую неделю называют «зелеными святками». Праздник соединяет в себе и искреннюю радость и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Зелень, цветы символизируют весну духовную. Благоухание цветов знаменует собой благоухание духовных даров, подающихся душам верующих Господом Животворящим. Зелень – душа, которая расцветает от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. В тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы зелеными веточками.

Украшения составляются из разнообразных цветов, в том числе и полевых. Пол в храме устилается скошенной травой. Традиционным элементом оформления в этот день считаются ветви березы: на Троицу все храмы утопают в молодой зелени березок. Полевые цветы и луговые травы наполняют всё своим благоуханием.

Когда входишь в храм и видишь цветы, на душе становится празднично! И мы вспоминаем слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Цветы – остатки рая на земле». Они напоминают нам о Божественной щедрости и Премудрости. Человек исполняется любви и благодарности к Создателю всего сущего, восклицая вместе с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси!»

P.S. Хочется поблагодарить наших замечательных прихожан: благодаря их пожертвованиям на цветы появляется больше возможностей для украшения храма.

Подготовила Ирина Муслимова

На пятидесятый день после Пасхи все православные празднуют Троицу. Это особый день, когда вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа. Но зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками, до сих пор остается загадкой. Существует две версии этой красивой .

Символ сошествия Святого Духа

После того, как евреи покинули Землю египетскую, в течение долгих 50 дней шли они, пытаясь найти подходящее место для жизни. Около Синайской горы, остановившись у ее подножия, увидел еврейский народ, что гора покрыта вся цветущими деревьями, и поняли они, что это символ их будущей жизни. Здесь же Моисей получил от Господа 10 Божьих заповедей, по которым живет весь православный мир.

Примечательно, что горница, где собрались ученики Иисуса Христа, тоже была украшена зелеными ветками, поэтому сошествие Святого Духа - это символ чуда и возрождения новой жизни. Каждый, на кого опустился этот благодатный язычок пламени, чувствовал гармонию, радость и необъяснимое счастье.

Другая версия основывается на том, что однажды праотец Авраам вместе с женой присели отдохнуть в очень живописной дубраве Мамвре. Были они людьми уже пожилыми, а детей у них так и не было. Но Авраам помнил, что Бог обещал, что именно его потомки станут великим народом, и наделся на чудо. И оно свершилось.

Неожиданно у шатра остановились три путника. Авраам сразу же узнал, что это Господь Отец, Господь Сын и Господь Святой Дух - единый Бог в трех лицах, поэтому праотец обратился к нему «Владыка». Всевышний сказал ему, что в следующем году у Сары, жены Авраама, родится сын. Так и случилось, мальчика назвали Исааком. Поэтому следует помнить, Господь велик, он знает, в какое время необходимо совершение того или иного события.

Изображение этих трёх путников можно встретить на многих иконах, которые снизу украшены зелеными веточками. Одной из самых знаменитых является «Троица» Андрея Рублева.

Вспоминая дуб, под которым произошла эта встреча, верующие радуются наступлению обновления и перемен в жизни.

Березовые ветки на Троицу: для чего они нужны?

Святая Троица - один из самых красивых православных праздников. В этот день храмы и дома преображаются, наряжаясь в зеленые ветки березы, дуба или любой другой зелени.

А церковнослужители читают 3 специальные молитвы:

  • "О Церкви";
  • "Об упокоении душ усопших";
  • "О спасении всех нас ныне живущих".

Только на этот праздник все участники службы стоят на коленях и молятся, а священники одеты в зеленые одеяния.

В этот день запрещается любая физическая работа, нельзя купаться в открытых водоемах, мыть голову, стирать, шить и наводить порядок.

Традиция украшать ветвями деревьев дома и церкви, появилась в народе давно и связана она с языческими ритуалами. Когда-то, в 17-м веке, Священный Синод не разрешал ломать березовые ветви, а призывал украшать жилища любой другой зеленью, так как считалось, что в этот день нещадно вырубались все березовые деревья. Но Новгородская церковь выступила с призывом не нарушать старые традиции, так как берез на Руси было много, и их уничтожение не могло привести к их окончательной вырубке.

В некоторых областях России вместо веток этого исконно русского дерева используют кленовые или любые другие веточки.

Береза распускает свои почки одной из первых, поэтому это дерево - символ прощания с весной и радостная встреча лета. Так и душа человека после Троицы должна обновиться и распуститься для свершения новых добрых дел.

Считается, что березонька в день Троицы наделяется чудодейственной силой, а если принести ее в храм, становится «святой». Эти веточки берегли и в случае болезни лечились ими, прикладывая к больному месту. Особенно целебным считался отвар из сушеных листочков освященной березы.

Возвратившись из храма, побейте легонько всех своих родных - и на весь год забудете о болезнях и несчастьях.

Украшать березовыми ветками свой дом - это символ новой жизни, человек радуется и благодарит Господа за то, что через Воскрешение возродилась новая жизнь. Этот праздник сейчас набирает все большую популярность. После верующие собираются за столом, угощают друг друга пирогами и радуются наступлению обновления.

"Главред" выяснил, откуда взялись подобные запреты.

Троица отмечается через 50 дней после Пасхи. Отсюда и второе название праздника - Пятидесятница.

В 2018 году праздник выпадает на 27 мая.
Среди запретов этого дня - купание и прогулки на природе в одиночестве. "Главред" выяснил, откуда взялись такие табу и с чем это связано.

Почему на Троицу нельзя купаться
У многих современных людей запрет на купание вызывает недоумение.

Дело в том, что запрет этот возник в старину, когда не было современных водопроводов и бойлеров. Поэтому, чтобы искупаться (особенно простому люду), нужно было либо готовит баню (а это немалый труд, и нарушение запрета на физическую работу в религиозный праздник), либо идти на водоем, благо, лето почти.

Однако Троица считалась днем разгула мавок и русалок. Поэтому любой водоем автоматически превращался в зону повышенного риска, с точки зрения наших предков. Отсюда и запрет.

Для современных людей он весьма условный.

Почему дома и храмы украшают березами
К Троице дома и храмы украшают ветками различных деревьев - чаще всего березы. По народным поверьям, эти молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни.

В церковной традиции этот обычай иные объяснения. Первое: ветки берез и других деревьев служат напоминаем о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Эта дубрава и изображена на иконах Троицы.

Второе: в день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи праздновали Пятидесятницу. Этот праздник связан с историей дарования им Закона Божия. На 50-й день после исхода из Египта евреи подошли к Синайской горе, и там Господь дал Моисею десять заповедей.

Это было время весны, и всю Синайскую гору укрывали цветущие деревья. Возможно, именно с этим и связана эта традиция - с желанием максимально воссоздать то события.

Можно ли крестить ребенка на Троицу
Крестить ребенка можно в любой день, если это связано со пышущим малыша: дитя болеет, и родители хотят провести крещение не мешкая.

В противном случае день для таинства лучше подбирать со священником в выбранном храме.

По церковным канонам нет запрета на совершение обряда в праздники. Поэтому крестить ребенка на Троицу можно. Но могут возникнуть определенные трудности. Так, на такие большие праздники, как Троица, в храмах обычно очень много прихожан. Так что отказать могут и по этой причине.

Можно ли на Троицу поминать самоубийц
На Троицу вообще не принято ходит на кладбища. Для этого есть Троицкая родительская суббота накануне праздника.

А что касается поминовения самоубийц на панихиде, то церковь вообще - ни на Троицу, ни в любой другой день - не благословляет подобного, так как лишение себя жизни — большой грех.

Молится за самоубийц на Троицу можно лишь дома.

По материалам: "Главред"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.