Урок по орксэ монастырь с презентацией. Презентация к уроку орксэ для начальных классов "монастырь"

Урок 25 по ОРКСЭ Тема: «Монастырь»
Составила: ШУКЛИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА учитель начальных классов МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа №2 Удмуртская Республика п. Яр 2016г.

Притча Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого, он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Что могут обозначать большие, маленькие камни и песок в жизни человека?
2

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, её здоровье - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для вашей семьи, следите за её здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для празднований и всего остального. «Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок".
15.05.2015
3

ЦЕЛИ УРОКА: 1)объяснить лексическое значение, слова «семья» 2) Выяснить, на чём основана семья 3) узнать, что такое венчание, значение обручального кольца в православии Задачи урока: Находить значение слов по словарю помогать друг другу в работе соблюдать правила работы в парах принимать мнение другого, проявлять толерантность
15.05.2015
4

Что является самым важным в жизни? СЕМЬЯ и ЕЁ ЗДОРОВЬЕ Что такое семья? Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. Новый Завет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
15.05.2015
5

На чём основана семья?
15.05.2015
6
радость
любовь
понимание
прощение
тактичность
верность
терпение

Что нужно для сохранения семьи?
15.05.2015
7
Общие события:
Праздники:
Семейные традиции:
День семьи
Рождество Христово
Походы, путешествия
Пасха
Новый Год
День рождения
Семейное чтение
Вечернее чаепитие
Вербное воскресенье

Продолжите высказывание Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей … …чтобы я был здоров и чтобы у нас была крепкая семья. …чтобы я хорошо окончила школу, получила хорошее образование, благополучно создала свою семью. …чтобы я всегда их слушала в детстве и прислушивалась, советовалась по жизни и т.д.
15.05.2015
8

Больше всего мои родители боятся, что… …со мной что-нибудь случится, не окончу школу, не получу образование. …буду несчастна в браке. … они останутся одни и т.д.
15.05.2015
9

Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… … звучал детский смех. …дети жили дружно между собой и делились общими интересами. …не было ссор и обид друг на друга, а если случилось, сумели простить. …не употребляли алкоголь, не сквернословили.. …не пахло табачным дымом. …было духовное взаимопонимание.
15.05.2015
10

22.11.2016
11
Творческий проект «Моя семья»

22.11.2016
12
Физкультминутка

Праздник Всероссийский День семьи с 2008г Символ праздника цветок ромашка Награждают медалью «За любовь и верность» с изображением святых Петра и Февронии, жили они в г.Муроме. Им поставлен памятник.
15.05.2015
13

Что такое ВЕНЧАНИЕ? В православии так называется вступление в брак. На голову жениха и невесты возлагают венцы. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу, которые готовы претерпеть всё ради сохранения семьи.
15.05.2015
14

Что означает обручальное кольцо? Кольцо, как и венец не имеет конца. Это означает, что муж и жена должны быть верны друг другу и горе и в радости до конца.
15.05.2015
15

Как вы понимаете? - Тот, кто не научится любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. - Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Светом, радостью, смыслом наполняет семейную жизнь РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА!
15.05.2015
16

Продолжи: -Я сегодня узнал … - Мне было интересно … - Для меня стало важным … - Мне было трудно … - Я рад, что … Спасибо за общение и понимание.
15.05.2015
17

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Православные монастыри работа ученика 4 «Г» класса МБОУ гимназии № 36 Юраша Егора руководитель-Павлова Е.В.

Православные монастыри Монастырь в переводе с греческого обозначает «келья отшельника». Монастырь - это место, где живут монахи или монахини. Они подчиняются единому закону, и посвящают себя служению Богу. Монастыри бывают и очень большие, и очень маленькие. Крупнейшие монастыри насчитывают иногда до нескольких тысяч монахов и называются «Лавра». Меньшие по размеру монастыри часто называются "Скиты". Сейчас в Русской Православной Церкви более 800 монастырей

Православные монастыри История христианских монастырей начинается в III веке н.э. Первые поселения отшельников появились в Египте. Отшельники уходили от обычной жизни и посвящали себя молитвам и служению Богу. Основателем христианского монашества считают Антония Великого. К старцу приходили ученики и проводили время в молитве и посте. В IV в. появились монастыри, где собиралось несколько отшельников. Они жили вместе и подчинялись общим правилам. Первая такая община была основана Пахомием Великим. Постепенно монастыри стали появляться в Палестине, Византии, Средиземноморье, а затем и в Европе.

Православные монастыри На Руси возникновение монастырей связано с принятием христианства киевским князем Владимиром в 988 году. Первая обитель, которая упоминается в летописи,– Киево-Печерская лавра (XI в.). Позже монастыри появились и в других княжествах. Они становились центрами просвещения и культуры. Здесь вели летописи, собирали книги, работали ремесленные мастерские. В монастырях работали знаменитые иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев. Неприступные монастырские стены часто выполняли роль крепостей, задерживая неприятеля во время войн.

Православные монастыри Ежегодно монастыри посещает множество паломников, чтобы укрепиться в вере и поклониться христианским святыням. Традиция религиозного паломничества возникла много веков назад. Уже в то время люди стремились увидеть почитаемые святыни и произнести перед ними свои молитвы. Верующие на пути к цели преодолевали огромные расстояния. Вернувшись домой, они получали всеобщее почтение и уважение.

Православные монастыри Жизнь в монастыре трудна и лишена удобств. Иногда монахов называют «бескровными мучениками». День в обители начинается с рассветом и длится до ночи. Несколько часов занимают богослужения и молитвы. В большинстве обителей все работы выполняются монахами. Это возделывание огорода, работа на скотном дворе, приготовление пищи, уборка. Любое дело или должность в монастыре называется послушанием. В монастырях нет газет, радио, телевидения. Монастыри бывают мужскими и женскими. Мужской монастырь возглавляет настоятель, а женский монастырь – настоятельница. Мужчины и женщины дают клятву послушания, отказываются от собственности, им нельзя жениться и выходить замуж.

Православные монастыри Православие широко распространено не только в России, но и в Сербии и Греции. На греческом острове Крит в окружении гор на высоте 622 метра находится женский монастырь Керы Кардиотисса - Богородицы Сердечной. Он был построен в XIII веке. Главная святыня монастыря - чудотворная икона Богородицы Сердечной. Она исцеляет больных и немощных.

Православные монастыри Три раза чудотворную икону воровали турки и увозили в Константинополь, но она чудесным образом возвращалась. Они даже приковывали икону цепью к мраморной колонне, но и это не дало результатов. Икона Богородицы снова вернулась домой. А сейчас в монастырском дворе стоит та самая колонна, а на иконостасе рядом с образом находится цепь. Я был в этом монастыре. Видел чудотворную икону. Это тихое, спокойное и очень красивое место. Там живут всего несколько монашек. На территории монастыря находится музей, в котором представлены предметы церковной утвари и книги.


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

Тема конспекта урока:

МОНАСТЫРЬ

Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967)

по предмету ОРКСЭ (ОПК)

Гродская Александра Михайловна

Место работы: САО Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1794"

Москва 2017

Методический комментарий.

Данный урок входит в систему уроков по курсу ОРКСЭ (ОПК). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры

Тема урока: Монастырь.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

Место урока в системе уроков по данной теме: Урок 25, Блок 3 "Православие в России. Православный храм и другие святыни"

Цель урока:

    мотивировать учащихся на ознакомление с православными монастырями и особенностями монастырской жизни;

    формировать у учащихся навыки работы с текстом;

    мотивировать учащихся на правильное осознание понятия "Свобода выбора";

    мотивировать учащихся на развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

обучающие:

    формировать у учащихся первоначальные представления о православном монастыре и его жителях;

    сформировать у учащихся навыки поведения в монастыре;

воспитательные:

    воспитывать у учащихся чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развивающие:

    развивать у учащихся нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

    формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;

    нравственно – этическое оценивание нового материала;

    развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Предметные:

    знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи.

КЭС:

3.4 Человек в системе ценностей мировых религий.

3.5 Культовые сооружения и их особенности в различных религиях.

Основные термины и понятия: монастырь, монашество, монах, послушание, монашеское облачение.

Информационно-образовательная среда информационный материал, в том числе используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

1. Оптина пустынь. Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=dwoa25JmYJM

2. Учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.)

3. Презентация

4. Рабочие листы.

Межпредметные связи (указать предметы и темы): русский язык ("Синонимы", "Части речи"), литературное чтение (составление синквейна).

Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):

1. Орг.момент (2 мин.)

2. Поисково-исследовательский этап (3 мин.)

3. Актуализация знаний (4 мин.)

4. Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

5. Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

6. Рефлексия. Д/з (5 мин.)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Средства обучения

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Дежурный:

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Всё, что нужно под рукой.

Посмотрели, все ли готовы к уроку ОПК?

Фронтальная

Просмотр видеофрагмента про Оптину пустынь.

Где происходило действие?

Что такое Оптина пустынь? Подберите синоним.

Верно. Определите тему нашего урока.

Ученики анализируют и объясняют свой выбор.

Примерный ответы:

В Оптиной пустыне

Монастырь

Монастырь

Фронтальная

ТСО (просмотр видеофрагмента)

Составьте синквейн к слову "монастырь"

по плану:

1. Одно имя существительное.

2. Два имени прилагательного.

3. Три глагола.

4. Фраза (выражение), отражающая (выражающая) главную мысль.

5. Вывод (одно существительное).

Проверка работ.

Самостоятельная работа. Составление синквейна.

Дети по очереди высказывают свои предположения.

Примерный ответ:

1. Монастырь

2. Священный, открытый

3. Принимает, очищает, направляет

4. Монастырь - это дом монахов и монахинь.

Фронтальная и групповая

ТСО, синквейн

Кто живёт в монастыре?

Верно. Кто такие монахи? Найдите определение в учебнике и запишите его в тетрадь.

Монашество - это особый исповеднический подвиг. В мире существует большое количество пословиц на эту тему.

Прочитайте несколько пословиц. Объясните их смысл.

1. Монах - это тот, кто хранит ум, а не вещи.

2. Монах - это тот, кто днём хранит себя, а ночью хранит весь мир.

Для чего люди идут в монахи?

Как вы думаете, трудно ли стать монахом? Какими качествами должен обладать монах? Что должен делать монах? Найдите и прочитайте.

Что нужно сделать, чтобы стать монахом?

Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?

Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом. Так что Монашество - это тоже призвание.

Как выглядят монахи? Что они носят? Найдите и прочитайте.

Монахи и монахини.

Ученики записывают ответ в тетрадь: "Монах (монахиня) - это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи."

Учащиеся объясняют смысл пословиц.

Примерный ответ:

1. Для монаха в монастыре вещи не имеют ценности. В стенах монастыря ценны знания.

2. Монах - это служитель Бога. Он заботиться об окружающих, молясь за них.

Люди идут в монахи, чтобы быть ближе к Богу.

Ответы детей.

Ученики зачитывают материал учебника (с.81 - 82) от слов "Монахом стать трудно" до слов " Но это самый прямой путь к святости".

1. Стать послушником.

2. Принести монашеские обеты.

Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.

Ученики зачитывают материал учебника (с.81) из рубрики "Это интересно".

Парная и групповая

ТСО (Интернет), толковые словари

Выполните задание на Рабочем листе 1.

Проверка

Прослушайте притчу "Два весла".

О каком главном монашеском правиле говорил рыбак?

Выполните задание на Рабочем листе 2.

Проверка

Выполнение заданий детьми.

Дети читают притчу.

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: - Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом - «трудись».

- Зачем это? - спросил он.

- Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

- Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

Молись и трудись.

Дети отгадывают кроссворд

Индивидуальная и групповая

Раздаточный материал (кроссворд), ТСО

Итак, где живут монахи?

По каким правилам живут монахи?

Как выглядело монашеское облачение?

Заполните лист "Рефлексии" (приложение)

В монастыре

Молиться и трудиться

Клобук, мантия, чётки, пояс.

Заполнение листов "Рефлексии"

Фронтальная

Раздаточный материал ("Рефлексия")

Методы и приёмы обучения

1 этап урока - Орг.момент. Мотивация (2 мин.)

Дидактическая задача этапа: организовать самоопределение деятельности.

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 этап урока - Поисково-исследовательный. Открытие темы урока учащимися (3 мин.)

Дидактическая задача этапа: открытие темы урока

Признаки решения дидактической задачи: анализ, рациональное использование информации.

Анализ и обсуждение

3 этап урока - Актуализация знаний (4 мин.)

Дидактическая задача этапа: систематизировать имеющиеся знания у учащихся

Признаки решения дидактической задачи: беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

Синквейн, беседа, метод критического мышления

4 этап урока - Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять на практике; уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, в группе/детском коллективе.

Признаки решения дидактической задачи: организация работы, последовательность выполнения операций, контроль и коррекция действий учеников.

5 этап урока - Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять полученные на практике; уметь сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Признаки решения дидактической задачи: выполнение индивидуальных работ, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Метод сравнения версий (приём французских технологий), анализ, синтез, контроль, коррекция, беседа.

6 этап урока - Рефлексия. Д/з (5 мин.)

Дидактическая задача этапа: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Признаки решения дидактической задачи:

Анализ, самоанализ и обсуждение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УЧЕБНИК "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" (КУРАЕВ А.В.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист 2

"КРОССВОРД"

    Что означает это слово.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист 2

"КРОССВОРД" (Правильный ответ)

Решите кроссворд и отгадайте ключевое слово.

    От какого греческого слова произошло слово «монах».

    Что означает это слово.

    Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.

    Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.

    Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .

    Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.

    При принятии послушника в монахи он приносит … .

    Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.

    Одно слово из главного правила монашеской жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рабочий лист 1

"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рабочий лист 1

"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"(Правильный ответ)

Подпишите названия монашеского облачения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист "Рефлексия"

1. На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

1 слайд

2 слайд

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

3 слайд

Монах – от греческого слова «монос», то есть один. Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один. МОНАХ (МОНАХИНЯ) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

4 слайд

Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты. Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.

5 слайд

Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

6 слайд

Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти. И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы »

7 слайд

Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

8 слайд

В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

9 слайд

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение. Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.

10 слайд

Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

11 слайд

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

12 слайд

Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей. Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой. Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе. Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».

13 слайд

14 слайд

… ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

16 слайд

Презентация подготовлена Маловцевой Еленой Геннадьевной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Череповца Спасибо за внимание!

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое монастырь? Монастырь - - обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.

Монахи Кто такие монахи? Мона́шество (монахи, монастыри - от греч. μόνος - один, одинокий) Монах (монахиня)- это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом. Монастырь – образ царствия Божия на земле.

Пещеры, где скрывались от мира монахи Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) древнейшая русская обитель в мире, основанная в X веке Первые христианские монахи появились в конце XIII века.

Первый христианский монах святой Антоний Великий жил один вдали от людей и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку. Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы и подозрений.

И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».

Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри – общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, м астерские. В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи.

Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом. -Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо? Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте. Притча «Два весла»

Трудись и молись Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись» Трудно ли стать монахом? Прочитай об этом учебнике на странице 81.

1. Исполнение заповедей Господних; 2. Добровольная нищета; 3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. Монашеские обеты

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Монастырь Основы православной культуры Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением. А.С. Пушкин.

Что такое постриг? ПОСТРИГ МОНАХА ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН САМ, СВОБОДНО ОТДАЁТ СЕБЯ В СЛУГИ ХРИСТУ, ЧТОБЫ НИКТО ДРУГОЙ И НИЧТО ДРУГОЕ НЕ ВЛАДЕЛИ ИМ. ДЛЯ НЕГО НАЧИНАЕТСЯ СОВСЕМ ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, И ПОЭТОМУ ПРИ ПОСТРИГЕ ОН ПОЛУЧАЕТ НОВОЕ ИМЯ.

Монашеское облачение. Монашествующие носят клобуки – камилавки, обтянутые черным крепом, спускающимся на спину в виде трех концов. Белый клобук патриарха Никона

Четки - шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины или зёрна, пластинки или иные однородные элементы, помогающие монаху сосредоточиться в молитве Монашеское облачение.

Мантия -длинная, до земли накидка без рукавов с застёжкой на вороте, окутывающее все тело как жизнь под Божьей защитой. Мантия Патриарха Всея Руси Кирилла

Пояс - сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться нужно прежде всего о жизни души. Монашеское облачение.

Легенда о царевиче И оасафе Царевич Иоасаф. Успенский собор Кремля. Фреска алтарной преграды. 1481

Святой Лука Инструменты, принадлежащие Святому Луке.

Монастырём управляет игумен или игуменья Игумен Иоанн – настоятель храма Успения Божией Матери

Игуменья Сергия Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, легко ли быть монахом? Подведем итоги

Список литературы Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник. М.: Просвещение, 2012 http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/25 http://sl.btv.ru/index.html http://www.kupola.info/istorija-hrama/1990-2013.html http://ricolor.org/rus/rz/zo/22_5_11/30_5_11/ http://kotomysh.dreamwidth.org/86594.html http://new.nivasposad.ru/school/homepages/belousova/2010-2011/konkurs/belova_elena_b/index.htm http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_25._%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.