04.03.2021
Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
Жизнь
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889 гг.), русский революционер и демократ, просветитель-энциклопедист, писатель, литературный критик, представитель антропологического материализма.
Родился Чернышевский в Саратове в семье протоиерея. С юных лет проявил огромные способности. По окончании гимназии учился в Петербургском университете. После учебы стал заниматься литературной деятельностью в журнале «Современник». В 1855 году защитил магистерскую диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», в которой, придерживаясь философских взглядов Фейербаха, обосновал тезис: «Прекрасное есть жизнь».
Литературно-критическая работа вовлекла Чернышевского в революционно-демократическую деятельность. Он выступает с критикой основных положений славянофилов. Познакомившись с трудами европейских социалистов, Чернышевский стал пропагандировать их идеи. Конфликт с государственной идеологией и политикой привели Чернышевского к заточению в Петропавловскую крепость. За тюремные дни он написал философский роман «Что делать?», в котором поставил проблему раскрепощения женщин и воспитания «новых» и «особенных» людей, которые смогут построить социалистическое общество. Идеалы социализма Чернышевский излагал в романе через сны героини - Веры Павловны.
После освобождения из тюрьмы над Чернышевским была произведена гражданская казнь, после которой он был отправлен в сибирскую ссылку. В период ссылки он написал огромное количество произведений, среди которых особенно ценным является «Пролог». В «Прологе» Чернышевский, давая философский анализ пореформенной России, оценивает реформу как грабеж крестьянства.
В 1883 году его перевели в Астрахань, а затем в Саратов, где он находился под надзором полиции до самой смерти.
Учение
Чернышевский оставил большое литературное наследие. Главное философское произведение - «Антропологический принцип в философии». В нем автор защищал позиции материализма и диалектики, выступал за союз философии и естествознания. Человек, по мнению Чернышевского, есть высшее создание природы. Под «антропологическим принципом» Чернышевский подразумевал концепцию человека как единого организма. Все психические явления определяются физической организацией человека. Человек подчиняется в своем функционировании тем же законам, что и остальная природа, поэтому человеческое поведение целесообразно объяснять теми же терминами, которыми наука объясняет органическую и неорганическую природу. В природе и в поведении человека действует причинность. Каждый индивид действует по принципу психологического эгоизма, в основе которого лежит стремление к удовольствию. Здесь Чернышевский примыкает к этической теории разумного эгоизма, согласно которой удовольствие должно достигаться разумным, гармоничным образом. Этому может способствовать только то общество, которое организовано на принципе справедливости.
Чернышевский был одним из теоретиков крестьянского социализма. Идеи социализма он пропагандировал и в романе «Что делать?»
Занятия философией, историей общества и участие в политической жизни привело Чернышевского к выводу о влиянии политической позиции философа на его философские взгляды.
Выдающимся представителем русского материализма был Николай Гаврилович Чернышевский. Влияние его идей, в частности его книги «Что делать?», было исключительно велико, особенно в среде студенческой молодежи 60-70-х гг. Н. Чернышевский родился в семье священника. Получил образование в духовной семинарии в Саратове, затем учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Мировоззрение его сформировалось под влиянием французского материализма XVIII в., философии Г. Гегеля, учений П. Прудона, К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно Л. Фейербаха. До 1848 г. Н. Чернышевский был глубоко религиозным человеком. Однако затем он переходит на позиции атеизма и материализма, в области социально-политической разрабатывает революционно-демократические и социалистические идеи. За революционную деятельность в 1862 г. был арестован, сослан на каторгу в Сибирь и впоследствии оставлен там на поселение. В 1883 г. Н. Чернышевскому разрешили вернуться сначала в Астрахань, затем в Саратов.
Общественную известность Н. Чернышевскому принесли статьи на литературные и общественно-политические темы в журнале «Современник». Для характеристики его философских взглядов особенно важны магистерская диссертация «Об эстетическом отношении к действительности», роман «Что делать?», статья «Антропологический принцип в философии». Сочинениям мыслителя присущ возвышенный нравственный пафос. «Этический пафос у Чернышевского определяется его
горячей любовью ко всем, кто угнетен условиями жизни», - отмечает В. Зеньковский 1 . Своей жизнью Н. Чернышевский доказывал значение веры в возвышенные идеалы. «Он вынес каторгу героически... - писал Н. Бердяев. - Он говорил: я борюсь за свободу, но я не хочу свободы для себя, чтобы не подумали, что я борюсь из корыстных целей... Он ничего не хотел для себя, он весь был жертвой» 2 . Н. Бердяев отмечал также, что любовь Н. Чернышевского к жене, с которой он был разлучен, - одно из самых изумительных проявлений любви между мужчиной и женщиной: «Нужно читать письма Чернышевского к своей жене, чтобы вполне оценить нравственный характер Чернышевского и почти мистический характер его любви к жене» 3 .
Произведения, как и деятельность Н. Чернышевского, были продиктованы возвышенной нравственной установкой. Вместе с тем он, несомненно, ощущал себя провозвестником «новой эпохи». Это ощущение было связано с тем, что наступило время торжества науки - опытного естествознания. Как и другие представители материализма и позитивизма (отечественного и западного), Н. Чернышевский воодушевлен успехами естествознания. Ему представляется, что достижения естествознания открывают новую, небывало светлую эру в истории человечества. С позиций этих достижений вся прежняя философия выглядит как едва ли не сплошное недоразумение, как ненужный хлам, который следует отбросить. Н. Чернышевский постоянно подчеркивает «научный» характер собственного учения, имея в виду, что оно опирается на данные «точных» (естественных) наук и не выходит за пределы этих данных в сферу философского теоретизирования. «Научность» означает для Н. Чернышевского подчинение всего познания принципам, господствующим в сфере физико-химического познания классической науки XIX в. Опираясь на эти принципы, он стремится построить самую передовую для своего времени (как ему представляется) философию. Его внимание сосредоточивается прежде всего на вопросах антропологии - учения о человеке.
Н. Чернышевский особо подчеркивает значение физико-химической и биологической сторон человеческой природы. Временно откладывая «вопрос о человеке как о существе нравственном», он хочет говорить о человеке «как о существе, имеющем желудок и голову, кости, жилы, мускулы и нервы». Процессы ощущения и восприятия, согласно Чернышевскому, могут быть сведены в конечном итоге к процессам, имеющим физическую и химическую природу. Однако психика в целом имеет относительную самостоятельность как от физико-химических процессов, так и от биологии человека. Психика,
1 Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 2. С. 138.
2 Бердяев Н.А. Русская идея//0 России и русской философской идее. М., 1990.
будучи относительно самостоятельной, подчинена, однако, закону причинности в той же мере, как ему подчинены процессы, изучаемые физикой и химией. Поэтому психическую жизнь можно познать и объяснить на основе тех же принципов и подходов, с помощью которых наука изучает явления неживой и живой (биологической) природы.
Очевидно, что Н. Чернышевский отстаивает правомерность своего рода «медицинского» подхода к человеку. Такой подход действительно составляет основу медицины, анатомии и физиологии человека. Однако Н. Чернышевский мыслит его как единственно правильный и даже как единственно возможный. Поэтому от него ускользает сложность бытия человека, противоречивость и глубина душевной жизни, не говоря уже о вопросах метафизики, т.е. вопросах всеобщего фило-софско-мировоззренческого значения. Тем не менее в рамках учения Н. Чернышевского большое значение приобретает этическая тематика, вопросы нравственности.
Следует обратить внимание на то, что этическое учение представляет интерес для Н. Чернышевского прежде всего с точки зрения общественно-политической борьбы. Для него важно выработать такое учение о нравственности, которое могло бы непосредственно служить борьбе с существующим общественным строем. Этика Н. Чернышевского - это этика революционеров. Он разрабатывает учение, которое должно стать основой для поведения людей, решивших посвятить свою жизнь общественно-политической и революционной деятельности. Еще в молодости придя к социалистическим убеждениям и сформулировав для себя вывод о том, что существующий порядок должен быть изменен революционным путем, Н. Чернышевский не видит особого смысла в разработке «этики вообще», т.е. учения, пригодного для человека как такового, - его интересует только этика революционера. Вообще вопросы теоретического и философского значения важны для него не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они служат интересам дела революции и социализма. Сами же революция и социализм оправдываются очевидной несправедливостью существующего общественного порядка, сочувствием к «униженным и оскорбленным».
В ряде произведений, прежде всего в романе «Что делать?», Н. Чернышевский разработал два варианта этически правильного поведения людей, осознавших несправедливость современного им общественного устройства и собственную ответственность за судьбу обездоленных. Первый вариант представлен в романе в образе Рахметова - «особенного человека». Рахметов относится к тем немногим людям, которые полны решимости посвятить себя целиком и свою жизнь без остатка делу борьбы за освобождение угнетенных. Рахметов отказывается от всех жизненных благ, от устроения личной жизни. Он неустанно закаляет свою волю и тело, для чего подвергает себя аскетическим испытаниям. Его нравственная установка целиком определена идеалами справедливости и долга. В отличие от нее во втором
варианте главная этическая установка определяется так называемым «разумным эгоизмом». Н. Чернышевский хочет сказать, что образ жизни и этика, подобные избранным Рахметовым, не могут быть по плечу большинству людей, даже из числа честных и искренне сочувствующих народному благу. Поэтому для них больше подходит этика простая и более практически осуществимая. Кроме того, для Н. Чернышевского важно показать, что такого рода этика имеет «научный» характер. «Разумный эгоизм» научен в том смысле, что основывается не на вере в возвышенные идеалы, а на расчете. Посредством простого расчета, полагает Н. Чернышевский, каждый разумный человек может прийти к выводу, что в той или иной мере служить общественному благу является выгодным для человека, для его личных интересов. С точки зрения теории «разумного эгоизма» именно личный интерес и является в конечном итоге оправданием дела служения интересам общественным. Правильно осознав свой собственный интерес, человек, как представлялось, не станет поступать вопреки этому интересу.
Популярности теории «разумного эгоизма» способствовало распространение в России того времени позитивистских и утилитаристских воззрений. Широкую известность получил, в частности, английский философ И. Бентам (1748-1832), явившийся основоположником этики утилитаризма. Особую привлекательность в глазах студенческой молодежи и части интеллигенции придавала теории «разумного эгоизма» ее апелляция к авторитету науки. Кроме того, она явилась своеобразным ответом на запросы тех, кто порвал с религиозным мировоззрением, не успев, однако, обрести твердую духовную опору в рамках нового для себя, секуляризованного мировоззрения. Вместе с тем следует отметить, что теория «разумного эгоизма» имеет немало предшественников в истории европейской мысли. Она опирается на традицию, которую принято характеризовать как «этический интеллектуализм». С точки зрения современной философии следует признать, что этический интеллектуализм исходит из упрощенного представления о человеке, абсолютизирует рассудочную сторону человеческой природы. В России идеи этического интеллектуализма были подвергнуты критике П. Я. Чаадаевым, славянофилами, Вл.С. Соловьевым и др. Особенно обстоятельную и глубокую критику этического интеллектуализма дал Ф.М. Достоевский.
Современный исследователь отмечает, что «Достоевский (в споре с утилитаризмом) формулирует положения этического интеллектуализма следующим образом: 1) человек только потому делает «пакости, что не знает настоящих своих интересов»; 2) когда его просветят и тем самым откроют ему глаза на его подлинные, нормальные интересы, человек тотчас прекратит стремиться к дурным поступкам, немедленно станет добрым и благородным; 3) просвещенный человек, который понимает свою действительную выгоду, видит ее в добре; никто из людей не может сознательно действовать против собствен-
ной выгоды; он станет по необходимости делать добро» 1 . Все эти положения разделял Н. Чернышевский, как и другие русские материалисты и позитивисты. Однако, философия и культура XX в. обнаруживают их упрощенность и в целом теоретическую ошибочность. Человек - гораздо более сложное и противоречивое существо, чем это представлялось многим мыслителям XIX столетия.
Особое место в творчестве Н. Чернышевского занимает разработка проблем эстетики. Им посвящена его магистерская диссертация. Центральная мысль диссертации состоит в отвержении такого понимания эстетического, в котором оно связывается не с конкретным бытием, взятым во всем многообразии и богатстве его проявлений, а только лишь с идеей. Очевидно, что в своей устремленности к живой действительности Н. Чернышевский полемизирует с Г. Гегелем и идет по стопам Л. Фейербаха. Для Н. Чернышевского важно, кроме того, подчеркнуть, что прекрасное возникает и существует в первую очередь в жизни, а лишь затем - в искусстве. Вл. Соловьев, посвятивший диссертации Н. Чернышевского небольшую статью, назвал ее «первым шагом к положительной эстетике». Вл. Соловьева привлекла мысль диссертанта о наличии прекрасного в жизни. Сам Вл. Соловьев полагал, что прекрасное есть свойство мироздания в той мере, в какой в нем присутствует живое, одухотворенное начало - «цветущая полнота жизни».
В области общественно-политической Н. Чернышевский был сторонником социализма и революционных методов борьбы. Социалистическое общество он представлял как совокупность кооперативных товариществ или коммун, в которых господствует дух взаимопонимания и поддержки. В борьбе против существующего общественного строя он допускал самые радикальные средства, вплоть до «топора». Однако нельзя забывать, что радикализм средств оправдывался Н. Чернышевским соображениями справедливости и сочувствия угнетенным.
Н. Чернышевский стал признанным вождем революционной интеллигенции. Он приобрел чрезвычайную популярность в студенческой среде. Его сочинения определили духовный облик нескольких поколений русской интеллигенции. Студенты 60-80-х годов включали в популярную студенческую песню примечательный куплет:
Выпьем мы за того, Кто «Что делать?» писал, За героев его, За его идеал...
Нравственная устремленность, готовность к самопожертвованию во имя народного блага, свойственные Н. Чернышевскому и его последователям, должны быть высоко оценены, в том числе и с совре-
менных позиций. Вместе с тем их философские взгляды с точки зрения современного состояния философского знания следует квалифицировать как наивные и упрощенные. Их формирование происходило в условиях стремительного крушения религиозных убеждений, место которых столь же стремительно занимал культ науки. Эти взгляды не были теоретически глубоко проработанными и взвешенными; они складывались как результат экзальтированности и впечатлительности. На эту сторону обратил внимание философ XX столетия Г.П. Федотов, который, в частности, писал: «Чудеса науки и техники действовали неотразимо на детские умы, вчера еще жившие верой в чудотворные иконы и мощи» 1 .
Одним из первых дал развернутую критику отечественного материализма и позитивизма Вл. Соловьев. В частности, он неоднократно обращал внимание на непоследовательность русских материалистов и позитивистов: с одной стороны, они яростно отстаивают исключительно природную (физико-химическую и биологическую) сущность человека, стремясь полностью исключить из нее элементы духовности, с другой - настойчиво взывают к непреходящим духовным ценностям справедливости, добра и любви.
О философских изречениях известного мыслителя Гегеля, Н.Г. Чернышевский узнал из “Отечественных записок”, сочинений Белинского и Герцена. Однако углубленно и по-настоящему, без дополнительных сносок и уже сформулированных ранее определений учения Гегеля, самостоятельно Чернышевский изучил философию этого направления, будучи студентом.
Таким образом, в конце 1848 года Чернышевский написал в свой личный дневник о том, что с данных пор он решительно принадлежит Гегелю. Он также подразумевает (как и гегелевское учение), что все сущее тянется к идее, все бытие берется из идеи и что сама идея развивается сама из себя, абсолютно обособленно и самостоятельно, производя все и из индивидуальностей и затем, возвращается сама к себе.
В гегелевской философии, прежде всего, привлекало русского философа своеобразное изложение диалектики, из которой он выделял отдельные революционно - демократические наклонности, определя тем самым и многие философские вопросы. Отдавая должное место методам понимания и изучения предмета философии Гегеля, Чернышевский наряду с этим и критиковал его консерватизм и неспособность изменений взглядов Гегеля.
После знакомства с русскими сочинениями гегелевской системы в очерках Белинского и Герцена, он обратился непосредственно к изложениям и творческим трудам самого Гегеля. Так, Чернышевский утверждал, что Гегель понравился ему гораздо меньше, нежели ожидал он по всяческим русским сочинениям и работам его современников. Причина заключалась в том, что большинство русских последователей Гегеля определяли его систему в духе относительно левой стороны Гегелевского учения. В сущности, формируя образ Гегеля, похожим на образ философов 17 века, это и делало его привлекательным и необыкновенным. Как пишет Чернышевский, подача материала и его усвоение подано бездарна для формирования научного образа мысли.
В 1849 году на страницах своих сочинений и личного дневника, Чернышевский критикует Гегеля, утверждая что не видит строгих и четких выводов, а мысли в общем смысле больше представляют собой узкой резюме, дышащее умеренными нововведениями, а вовсе не сформулированное учение философии.
Так, русский философ не видит потребности изложения Гегеля, считает его “рабом” текущего положения вещей, рабом текущего общественного склада, общественного устройства, определяет боязнь и нерешимость философа отвергнуть казнь. Позднее он также напишет: “так ли выводы его робки, или в самом деле общее начало как - то плохо объясняет нам, что и как должно быть вместо того, что теперь есть”. Поэтому для Чернышевского принципиальным стоял вопрос позиционирования своей мысли на тот или иной философский вопрос. Он не понимает терпимости к сложившимся обстоятельствам и обществу, считая это приспособлением и “рабством”.
Теория познания Чернышевского
Русский философ на протяжении всей своей жизни несколько раз менял подходы научного понимания важнейших философских тем и вопросов. Будучи отчасти идеалистом, он предусматривает материалистическое решение основного вопроса философии, показывая, что научная материалистическая основа исходит из признания основных идей понятий, являющихся неотъемлемой частью отражения подлинных вещей и процессов, происходящих в материальном мире и природной среде на данный момент.
Чернышевский определяет, что понятия представляют в своей совокупности результат объединения данных исследования, опыта, итогов изучения и познания материальной основы мира, что они есть охват всех сущностей материи. Составляя свое собственное отдельное понятие о данном предмете, он сбрасывает все определенные, живые подробности, с которыми предмет является в реальности, и составляет только его общие характерные ему черты; у действительно существующего живого человека есть конкретный и точный рост, определенный цвет волос, определенный тип кожи, цвет лица, роста носа и т.д. Все эти разнообразные характеристики, даже во внешности - не определяются какими-то общими понятиями, а выявляются из индивидуальности.
Таким образом, на самом деле образ человека включает в себя больше признаков и качеств, чем сколько существуют в отвлеченном понятии человека как человечества. В отвлеченном понятии есть только сущность самого предмета, сущность человека, при этом полностью игнорируются все его индивидуальные особенности.
Явления реальности, утверждал Чернышевский, являются разнородными и разнообразными. Свою силу человек берет в источники действительности, в жизни, в знаниях, умениях, силе природы и у качеств человеческой индивидуальной натуры.
Действуя в соответствии с законами природы, человек трансформирует явления действительности сообразно своим личным устремлениям. Значительное значение, по мнению Чернышевского, имеют лишь те человеческие желания и цели, которые основаны на действительности и на действительных его желаниях. Так, успеха можно ожидать лишь от тех надежд, которые пробуждаются в духе человека с действительностью его воли. Чернышевский критикует фантастику и фантастические понимания мира, которые в корне не имеют действительного основания, считает их глупыми предположениями перед фактами реальности.
Своеобразный диалектический метод понимания и рассмотрения философского предмета, он рассматривал, прежде всего, как средство против субъективного метода понимания, который навязывает ту или иную действительность, навязывает определенные заключения, которые никак не соединены с объективной действительностью.
Наряду со всяческой критикой идеалистических положений философии и материалистических решений философских вопросов по отношению к мышлению и бытию, Чернышевский активно критиковал и “сражался” против философских аспектов:
- агностицизма;
- теорий непознаваемости мира;
- теории, исключающих первостепенное значения материи;
- теорий непознаваемости явлений;
- теорий непознаваемости предметов и их сущности.
Так, и Кантовский идеализм (как и большинство проявлений идеализма) он называл "гениально запутанной софистикой". Философ горячо критиковал многочисленных представителей философских школ, которые утверждали, что человек в сущности не знает предметов, каковы они есть в действительности, а лишь посредством ощущений понимает относительность данных предметов к нему самому.
В общих утверждениях идеалистов Чернышевский не рассматривал любви к истине, глубокой научной мысли и научному пониманию. Он определял сторонников подобных идеалистических теорий как невежественных “бедняг”, которые не понимают сущности вещей и того, что человек познает предметы такими какие они и есть на самом деле.
Теория эгоизма
Для своей эпохи, общие положения философии Чернышевского, главным образом были поняты как идеи критики теорий идеализма, религиозных понятий и богословской морали.
Замечание 1
В своих философских изречениях Чернышевский пришел к такому выводу, что “человек любит прежде всего сам себя”; в своей сущности и действительности человек является эгоистом, а эгоизм (как понятие) - это побуждающий механизм для управления действий человека.
Чернышевский указывает на исторические примеры бескорыстия сущности человека и его самопожертвования (Эмпедокл бросился в кратер, чтобы сделать научное открытие; Лукреция поражает себя кинжалом, чтобы спасти свою честь). И Чернышевский утверждает, что, так как ранее не могли объяснить из одного научного принципа одного закона, падение камня на землю и поднятие пара вверх от земли, так не было научных методов и инструментов для понимания одного закона явления, подобного приведенным выше примерам. И он считает крайне важным свести все часто противоречащие поступки человека к единому принципу.
Замечание 2
Чернышевский приходит к подобным выводам из-за того, что в побуждениях человека нет двух разных натур его сущности, а все разнообразие человеческих побуждений к действию, как и во всей целостной его жизни, происходит из одной и той же натуры, по одному и тому же принципу, под действием одного и того же механизма, что в своей совокупности формирует закон разумного эгоизма.
Мыслитель определил закон разумного эгоизма в несколько основных принципах, которые характерны, по его мнению, для каждого человека и для каждой временной эпохи:
- в основе самых разных человеческих деяний лежит мысль человека о его личной пользе, собственном благе;
- каждый человек заботится только собственном благосостоянии;
- жертвенность человека является продуманным психологическим порывом индивидуального “эго”;
- любое дело на благо общества или другого человека есть проявление действия, стимулированного эгоистической сущностью личности.
Исходя из относительно радикальных и абстрактных заявлений философа о человеческой плоти и духе, Чернышевский полагал, что его теория разумного эгоизма возвеличит конечном счете самого человека. Так, он считал, что личные индивидуальные интересы личности должны сходить к общественным, а также общественные блага должны обеспечивать каждого человека в отдельности.
Биографическая справка
Ключевой фигурой шестидесятых годов был, несомненно, Николай Чернышевский (1828-1889) 2 . Сын священника церкви святого Сергия из города Саратова, он тоже должен был стать священником, однако, закончив семинарию, Чернышевский, вместо того чтобы продолжать изучение богословия, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В университете он сразу погрузился в изучение запрещенных книг, которых нельзя было достать в публичных библиотеках. Во время революций 1848 г. Чернышевский с увлечением читал французские и немецкие газеты, что-
" Цит. по: В.И. Ленин и русская общественно-политическая мысль XIX -начала XX века. Л., 1969. С. 42.
2 О нем недавно появились три книги на английском языке: Randall F.B. N.G. Chernyshevskii. New York, 1967; Woehii"m W.F. Chernyshevskii: The Man and the Journalist. Cambridge, Mass., 1971; Pereira N.G. The Thought and Teachings of N.G. Cernyshevskii. The Hague, 1975.
бы быть в курсе самых последних событий. Александр Ханыков (один из петрашевцев) познакомил его с Фурье и с утопическим социализмом. С характерной для него основательностью Чернышевский взялся за изучение главных трудов Фурье и Сен-Симона, Кабэ, Леру, Конси-дерана, Прудона и Блана. Его представления о литературе и искусстве сложились под заметным влиянием Белинского. Другое определяющее влияние оказали на молодого Чернышевского дискуссии, происходившие в доме Иринарха Введенского, преподавателя русской литературы в Артиллерийском училище. Введенский в свое время дружил с Петрашевским и представлял, таким образом, еще одно связующее звено между Чернышевским и кружком Петрашевского.
Сначала Чернышевский пытался примирить идеи социалистов и коммунистов, радикальных республиканцев и монтаньяров с христианской верой; например, 1848 г. он молился за души революционеров, которые были осуждены на смерть после поражения революции. Позднее, под влиянием сенсимонистов и Пьера Леру, он пытается соединить утопический социализм с идеей «нового христианства» -«нового мессии, новой религии и нового мира». Еще позднее он вновь был охвачен сомнениями, и в дневнике записал, что методы Христа, «возможно, не были верными», а было бы больше пользы, если бы Христос изобрел самоуправляющийся механизм, своего рода perpetu-ит mobile, который освободил бы человечество от тягот и забот, связанных с добыванием хлеба насущного 1 . Подобные мысли дают основания полагать, что христианство молодого Чернышевского возникло не из какого-то трансцендентального опыта, но из страстной веры в Царство Божие на земле. Эта вера быстро подверглась процессу секуляризации: после того как, вслед за Фейербахом, с необходимостью был сделан вывод, что тайна теологии - антропология, легко было сделать следующий шаг, истолковав Царство Божие на земле в качестве царства эмансипированных людей, которые сами всецело определяют свою судьбу.
Закончив университет в 1851 г., Чернышевский получил место учителя литературы в Саратовском лицее. Он был талантливым учителем и вскоре приобрел популярность среди студентов. Однако его радикальные взгляды создавали ему трудности, и уже через два года, в 1853 г., он уехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. В Петербурге он начал писать магистерскую диссертацию под заглавием «Эстетические отношения искусства к действительности» 2 . Он также начал печатать научные и литературно-критические статьи, и в 1855 г.
См.: дневник Чернышевского за 1848-1850 годы.
2 В дореволюционной России степень магистра давала право занять должность профессора.
Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
вошел в редколлегию издаваемого Некрасовым журнала «Современник». После смерти Белинского «Современник» попал под влияние группы либеральных критиков, склонявшихся к отвлеченной от действительности эстетике (А.В. Дружинин, П.В. Анненков и В.П. Боткин), в силу чего «Современник» уже не представлял однородную и отчетливую идеологическую позицию. После того как в редколлегию журнала вошел Чернышевский, «Современник» вновь сделался боевым органом, отстаивавшим идеологию критического реализма.
Большинство своих литературно-критических работ Чернышевский написал между 1854-м и 1857 г. Осенью 1857 г. он передал руководство литературной секцией «Современника» своему молодому сотруднику Николаю Добролюбову для того, чтобы посвятить себя истории, философии и политической экономии. В статьях, написанных в последующие годы, Чернышевский выдвинул основные принципы нового революционного радикализма, который полностью расходился с мировоззрением русских либералов и симпатизировавшей им части дворянства. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) Чернышевский выразил свои взгляды на философию и этику; в «Капитале и труде» (1859), «Заметках об обоснованиях политической экономии» (I860) 1 и в других экономических статьях он подверг критическому анализу экономический либерализм с точки зрения политической экономии и «трудящихся масс»». Во многих статьях, особенно в «Критике философских предубеждений против общинного землевладения» (1858), он отстаивал крестьянскую общину от критики сторонников капиталистического развития. Особый интерес представляет ряд статей Чернышевского, посвященных революциям во Франции («Каваньяк», «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X», «Июльская монархия» и др.). В своем творчестве этого времени Чернышевский подчеркивал колебания и трусость либеральных политиков и резко критиковал полумеры, которые они предлагали; он также противопоставлял программе либералов, в которой основное внимание уделялось вопросу политических свобод (что, полагал он, благоприятствует в основном экономически процветающим слоям общества), программу радикалов, которые во главу угла ставили состояние народа. Следует отметить, что мировоззрение целого поколения русских революционеров сформировалось под воздействием этих статей.
По мере того как революционные настроения в России набирали силу, возрастала и роль Чернышевского как идейного вождя радикального лагеря. Его дом был местом встречи революционеров-активистов (среди них Н. Шелгунов, М. Михайлов, Н. Утин и братья
1 Эту работу высоко ценил Маркс.
Серно-Соловьевичи), а студенты приходили к нему для обсуждения политических выступлений. Как вспоминал позднее М. Слепцов, Чернышевский проявлял большой интерес к работе революционного общества «Земля и воля», которому помогал своими советами. Под его влиянием находилось даже общество польских офицеров, основанное Зигмунтом Сераковским, близким другом Чернышевского (одним из членов этого общества был Ярослав Домбровский, который погибнет героической смертью, возглавляя вооруженные силы Парижской коммуны).
Чернышевский был отлично знаком с конспиративными методами борьбы и мастерски умел скрывать следы. Этим можно объяснить, что мы так ничего и не знаем о его связях с революционными организациями; нет никаких свидетельств того, что он был членом группы «Земля и воля». Но мы знаем, что он был автором прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой разъяснялись недостатки указа об освобождении крестьян 1 . Вероятно и то, что он был главным вдохновителем тайного периодического издания «Великорос» (1861), призывавшего образованные классы общества взять в свои руки дело политической реформы.
Царские власти давно уже хотели избавиться от Чернышевского, как от бельма на глазу, и с удовольствие воспользовались подходящим предлогом: было перехвачено письмо от Герцена, в котором якобы содержались доказательства контактов Чернышевского с русскими эмигрантскими кругами в Лондоне. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако никаких инкриминирующих бумаг при аресте найдено не было, и надежды на то, что тюрьма сломит Чернышевского, не оправдались. Поэтому обвинению пришлось построить дело на косвенных свидетельствах и выдуманных документах и показаниях. Следствие тянулось почти два года, прежде чем Чернышевского приговорили к четырнадцати годам исправительных работ и пожизненной ссылке в Сибирь, несмотря на отсутствие достаточного количества свидетельств. Император утвердил этот приговор, но сократил срок исправительных работ до семи лет.
Находясь в тюрьме, Чернышевский написал свой знаменитый роман «Что делать?». В нем изображен идеализированный портрет по-
По неустановленным причинам эта прокламация, написанная накануне опубликования царского указа, не была напечатана. Возможно, крестьянское восстание в Бездне убедило Чернышевского в том, что бывшие крепостные сами поняли, что у них обманом отобрали часть их земли, а может быть, он почувствовал, что в отсутствие организованного революционного движения прокламация только развяжет стихийные возмущения, направленные против всей образованной элиты, а не только против одного лишь класса землевладельцев.
Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
коления «новых людей» - радикалов шестидесятых годов, представителей новой морали, так же как и нового рационалистического и материалистического мировоззрения. Герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - стоят выше общественных условностей и руководствуются не иррациональными верованиями, а разумно понятой собственной выгодой, «разумным эгоизмом» - отождествлением своих собственных интересов с интересами и благом общества в целом. Отдельный раздел романа посвящен необычной фигуре революционера Рахметова - «высшей натуре», чья преданность общему благу еще больше, чем у других героев Чернышевского. Несмотря на то что Рахметов - отпрыск богатой аристократии, он хорошо представляет себе удел простого народа, пешком обошел всю Россию, работал на лесоповале, на каменоломне, тянул с бурлаками по берегу речные суда. Он - один из избранных, «соль земли»: ради тренировки воли и невосприимчивости к боли этот совершенный рыцарь революции даже спит на ложе из гвоздей.
Благодаря странной невнимательности цензора роман «Что делать?» получил разрешение печататься в «Современнике» по частям, из номера в номер. Власти поняли свою ошибку слишком поздно. Цензор, пропустивший роман в печать, был смещен, а новые издания - запрещены, но эти меры оказались недостаточными для того, чтобы остановить влияние романа. Номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», сохранялись так, как хранят семейные реликвии. Для многих представителей молодого поколения этот роман стал настоящей энциклопедией жизни и познания. Жена Ленина Надежда Крупская рассказывает в своих воспоминаниях, что ее муж помнил «Что делать?» вплоть до мельчайших деталей. Плеханов не преувеличивал, когда заявлял: «С тех пор как завелись типографские станки в России и вплоть до нашего времени, ни одно печатное произведение не имело в России такого успеха, как "Что делать?" Чернышевского» 1 .
Первые годы ссылки Чернышевский провел вблизи китайской границы. Получив медицинское свидетельство, освобождавшее его от работы в рудниках, он посвятил себя писательству и научным исследованиям. Автобиографический роман «Пролог», написанный в те годы, дает интересное освещение русской истории в революционные шестидесятые годы. Отбыв первые семь лет приговора, он пережил горькое разочарование, когда оказалось, что место, где ему предстояло провести остаток дней, - уединенное иркутское поселение, заброшенное в тайге в Восточной Сибири. Он стойко перенес это новое
1 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956-1958. Т. 4. С. 160.
ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»...
разочарование, а три года спустя решительно отказался подать прошение о пересмотре своего приговора.
Одной из причин ссылки Чернышевского в такое отдаленное место был страх властей, что ему помогут совершить побег, - в революционных кругах часто обсуждали такую возможность. Первую попытку освободить Чернышевского сделал ссыльный революционер Герман Лопатин, друг Маркса 1 . Другая попытка, столь же безуспешная, была предпринята в 1875 г. революционером-народником Ипполитом Мышкиным. Положение Чернышевского оставалось бесперспективным вплоть до 1880-х гг. В 1883 г. ему было разрешено поселиться в Астрахани вместе с семьей, а в 1889 г., незадолго до смерти, ему позволили возвратиться в родной Саратов.
Эстетика
Магистерская диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» содержит первый зрелый набросок его мировоззрения. Высшим философским авторитетом в глазах Чернышевского был Людвиг Фейербах. Из-за цензуры он поначалу не мог сослаться на Фейербаха; но он сделал это после возвращения из ссылки в предисловии к третьему изданию диссертации, подготовленному к печати в 1888 г. 2 В этом предисловии Чернышевский писал: «Автор не имел ни малейших притязаний сказать что-нибудь новое, принадлежащее лично ему. Он желал только быть истолкователем идей Фейербаха в применении к эстетике» .
Отказываясь от притязания на оригинальность, Чернышевский проявил, конечно, чрезмерную скромность. Начать с того, что его диссертация по эстетике не целиком вышла из фейербаховской философии; больше того: Фейербах фактически не писал об эстетике, так что применение его идей к эстетической проблематике само по себе было чем-то новым и оригинальным.
Вслед за Плехановым большинство писавших о Чернышевском исследователей полагало, что влияние Фейербаха особенно заметно
Лопатин решил попытаться помочь Чернышевскому бежать из ссылки под влиянием бесед с Марксом, который часто говорил, что «из всех современных экономистов Чернышевский представляет действительно оригинального мыслителя, между тем как остальные суть только простые компиляторы». (Лопатин Г.А. Автобиография. Петроград, 1922. С. 71.)
Как раз упоминание Фейербаха помешало этому изданию получить разрешение цензора.
3 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М.: ОГИЗ, 1938. С. 412. -Прим. ред.
Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
в главном тезисе диссертации, что цель его эстетики - «защита действительности от фантазий». Эта точка зрения верна лишь отчасти: материалистическое положение о приоритете действительности перед искусством не заключает в себе ничего специфически фейербаховско-го. То, что было оригинальным в философии Фейербаха - и в эстетике Чернышевского, - заключалось в другом, а именно в слиянии материализма и антропоцентризма.
«Антропоцентрическая» тема в мышлении Чернышевского наиболее отчетливо проявляется в его теории прекрасного. Красота, утверждал он, - нечто объективное, и скорее содержание, чем форма. Гегель понял это, определив прекрасное как проявление абсолютного духа. Но гегелевская концепция Абсолютного была свергнута с пьедестала Фейербахом, который показал, что человек сам - абсолютная ценность. Из этого основоположения Фейербах сделал вывод, что для человека высшее добро, высшее бытие - это сама жизнь: «Только потому делает человек богом или божественным существом то, от чего зависит его жизнь, что для него его жизнь есть божественное существо, божественное благо или предмет»". Совершенно очевидно, что эти идеи Фейербаха положены Чернышевским в основание его определения прекрасного. Согласно этому определению, «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». 2
Сразу же после этой дефиниции прекрасного в целом Чернышевский предпринимает детальный анализ аристократического и крестьянского идеалов женской красоты. Человек из народа, отмечал он, считает красотой все, что имеет признаки крепкого здоровья и гармонического физического развития; с другой стороны, аристократическая красота не может не быть бледной, слабой и болезненной - все признаки досужей, бездеятельной жизни и, в сущности, неспособности к труду. Этот аргумент уже выходит за пределы «антропологизма» Фейербаха и обнаруживает понимание взаимосвязей между эстетическим воображением и детерминирующими его общественными условиями жизни. Тем не менее, Чернышевский продолжает настаивать на том, что только один эстетический идеал можно считать «истинным» и «естественным». Аристократические идеалы - «признак искусственной испорченности вкуса», искусственный результат искусственной жизни; только идеал людей, живущих в «нормальных»
1 Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Он же. Избранные философские произведения. М.: ГИХЛ, 1955. С. 549.
2 Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Он же. Избранные философские сочинения. Цит. изд. С. 287.
ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»...
условиях (т.е. живущих трудовой жизнью и в контакте с природой), гармонирует с истинной природой человека. Этот переход от исторического релятивизма к нормативной эстетике, разумеется, важен для Чернышевского, поскольку позволяет оправдать эстетические идеалы трудящихся и требование возможно более широкой демократизации искусства.
Понятие «жизнь» в диссертации Чернышевского тоже имеет два различных значения. В первом, узком значении слово «жизнь» означает изобилие и богатство жизненных сил. Важнее, однако, второе значение слова, охватывающее еще и нравственную сферу. Чернышевский пишет: «истинная жизнь - жизнь ума и сердца»"; следовательно, высший идеал прекрасного - это человеческое существо в полном развитии своих способностей. Такое определение прекрасного сближает Чернышевского с великой гуманистической традицией в Германии, представителями которой были Гёте, Шиллер и Гегель. Правда, Чернышевский отвергает тезис Гегеля и Фишера о том, что прекрасное в искусстве выше прекрасного в природе; но он соглашается с ними в том, что прекрасное в природе имеет значение лишь постольку, поскольку красота соотносится с человеком «О, как хороша была бы гегелевская эстетика, если бы эта мысль, прекрасно развитая в ней, была поставлена основною мыслью вместо фантастического отыскивания полноты проявляемой идеи!» 2 .
Восстановление материи в своих правах, которое в эстетике Чернышевского принимает форму реабилитации прекрасного в природе, соединяется у него с типично фейербаховским оправданием индивидуального человека. С гегельянской точки зрения, по-настоящему реальной действительностью обладают только идеи; отдельные люди, взятые в изоляции от «общего» («идеи» или «духа»), - это чистая абстракция. Наоборот, с точки зрения Фейербаха, реальны именно индивиды, а всеобщее - это абстракция. Чернышевский, полностью согласный с Фейербахом, сделал попытку продемонстрировать в своей диссертации, что «для человека общее только бледный и мертвый экстракт из индивидуального» 3 . В приложении к эстетике это убеждение неизбежно ведет к отрицанию генерализующей функции искусства, к представлению, что «всеобщие типы», создаваемые, как принято думать, литературой, - только копии индивидуально-человеческих типов и что в реальной жизни мы встречаем типичных героев, которые гораздо ближе к подлинной действительности и более привлекательны, чем «обобщения», создаваемые литературой и искус-
1 Там же. С.288. 1 Там же. С. 290. 1 Там же. С. 348.
Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
ством. С этой точки зрения искусство может быть только суррогатом действительности. Как справедливо было отмечено, то была «реакция против гегелевского "общего" во имя индивидуального, доходящая до метафизического противопоставления того и другого как абстрактного и реального», - противопоставления, типичного для фейербахов-ского материализма.
Поэтому диссертацию Чернышевского нужно рассматривать в качестве страстной защиты индивидуальности конкретного человеческого существа, проигнорированного философами-идеалистами, которые трактовали человека всего лишь как орудие Абсолюта. Заблуждение Чернышевского - в чрезмерном упрощении и абстрактном рационализме. Чернышевский не сумел разглядеть диалектическую взаимосвязь между искусством и действительностью и, подобно Фейербаху, трактовал постижение действительности как механический акт, едва ли не схожий с пассивным отражением внешних объектов в зеркале. В результате возникла теория, которая больше соответствовала натуралистической, чем реалистической концепции искусства. Эта теория шла вразрез с критическим восприятием самого Чернышевского и вступала в явный конфликт с теми взглядами на роль и значение искусства, которые он сам же выдвигает на других страницах своей диссертации. Функция искусства, пишет Чернышевский, не только в том, чтобы воспроизводить действительность, но также и в том, чтобы объяснять и оценивать ее, - «выносить суждение» о явлениях реальной жизни, воссоздаваемых искусством. В свете этого определения искусство - не суррогат, ибо суррогат из жизненных явлений ничего не прибавляет к нашим знаниям о реальной действительности, как не помогает нам такой суррогат и выносить суждение о действительности.
Когда Писарев говорил, что основной тезис диссертации Чернышевского выражает идею «разрушения эстетики», то этим своим утверждением он выказал полное непонимание основной мысли диссертации. Основная мысль Чернышевского направлена не против эстетики как таковой, а против эстетизма. Поскольку духовная и материальная природа человека едина, полагает он, то чисто духовная деятельность, возникающая исключительно из стремления к прекрасному, невозможна. Влечение к красоте - незаинтересованное влечение. Но оно никогда не возникает в изоляции от других человеческих влечений или потребностей; поэтому область искусства нельзя сводить к гораздо более узкой сфере эстетически прекрасного. Чернышевский не желает умалить роль искусства; как раз наоборот, он счи-
Лаврецкии А. Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм М, 1941. С. 221.
ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»
тает «искусство для искусства» опасной теорией именно потому, что она-то и ведет к вытеснению искусства на периферию человеческой жизни и утрате им сколько-нибудь серьезного значения. Художник, который творит исключительно ради красоты, был бы несовершенным и, по сути дела, искалеченным человеком.
С самого начала эстетические взгляды Чернышевского пострадали от односторонних интерпретаций и недоразумений. Против Чернышевского выступили не только критики, защищавшие неангажированное «чистое искусство» (Дружинин, Анненков, Боткин), но и великие русские романисты. Тургенев, например, которого особенно задевали взгляды Чернышевского на искусство, назвал «Эстетические отношения искусства к действительности» «мертворожденным продуктом слепой злобы и глупости». И все же, несмотря на множество враждебных критиков и зачастую сторонников по недоразумению (таких, как Писарев), эстетические идеи Чернышевского оказали значительное влияние на русскую литературу и искусство. Основные положения «Эстетических отношений...» были приняты в качестве основополагающих установок прогрессивной русской критикой, и писатели-радикалы, как и писатели-народники (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский и Владимир Короленко), старались применить идеи Чернышевского к своему собственному творчеству. Илья Репин писал в своих воспоминания, что молодые художники тоже читали Чернышевского с большим интересом. Одним из ведущих пропагандистов эстетики Чернышевского был Владимир Стасов - главный русский теоретик реализма в изобразительном искусстве.
Антропологический принцип
Название основного философского труда Чернышевского - «Антропологический принцип в философии» (I860) - дань уважения «антропологизму» Фейербаха. Для Чернышевского «антропологический принцип» предоставил теоретическое основание для его концепции человека как интегральной целостности, для отмены вечного дуализма тела и души. Чернышевский формулировал свои идеи следующим образом: «... "что это за вещь антропологический принцип в нравственных науках"? <...> принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом
Аиджеи Валгщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом» 1 .
Интересным дополнением к «Антропологическому принципу» является статья «Характер человеческого знания», написанная после возвращения Чернышевского из Сибири. В этой статье он выдвинул эпистемологическую теорию, в основе которой - представление о том, что человеческий организм заключает в себе и познающего, и предмет познания; тем самым эта теория утверждала нераздельность материи и сознания. Для человека, утверждает в своей статье Чернышевский, «архимедов принцип», на котором основывается все, -это не «Я мыслю», а «Я существую»; поскольку наше знание о нашем собственном существовании является непосредственным и не поддается сомнению, то наше познание материального мира, частицей которого мы сами же и являемся, - в такой же мере надежно.
Чернышевский не сделал из этой своей теории единства человеческой природы вывода, что все человеческие особенности можно объяснить в понятиях физиологических свойств. Психологию не больше можно объяснить в понятиях физиологии, заявляет Чернышевский, чем физиологию - в понятиях химии, или химию - в понятиях физики, потому что во всех этих случаях количественные различия становятся различиями качественными. Важно, подчеркивает Чернышевский, не допустить, чтобы человек «раскалывался», и помешать тому, чтобы какая-то одна из его функций («дух» или «природа») не обособилась и не превратилась в абсолютную. Человек - нераздельное существо, и только в качестве такого единства он представляет абсолютную ценность для других людей.
Именно эти аргументы подводили фундамент под этическую теорию «разумного эгоизма» Чернышевского. Теория эта основывалась на предпосылке, что руководящим принципом человеческого поведения - как бы этот принцип ни интерпретировался - является эгоизм. В сфере общественных норм теория Чернышевского отдает предпочтение утилитаризму, рационализму и эгалитаризму. Постулатом теории разумного эгоизма было утверждение, что критерий, в соответствии с которым нужно оценивать человеческие поступки, - это та польза, которую они приносят; добро имеет ценность не само по себе, но только в качестве прочной, постоянной пользы - «очень полезной пользы». Эгоизм может быть разумным и не разумным, многочисленные случаи бескорыстия и самопожертвования - это на самом деле то или иное выражение разумного понимания эгоизма: «<...> доказывать, что геройский поступок был вместе умным поступком, что благородное дело не было безрассудным делом, вовсе еще не значит,
Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Цит. изд. С. 115.
ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... 213
по нашему мнению, отнимать цену у геройства и благородства» . Разумный эгоист признает за другими людьми право быть эгоистами постольку, поскольку он признает, что все люди равны; в спорных вопросах, когда нет согласия, он руководствуется принципом наибольшего добра для наибольшего числа людей: <...> общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного» . Эгоизм, который по настоящему разумен, заставляет людей понять, что у них есть общие интересы и что они должны помогать друг другу. Это и имел в виду Фейербах, когда он писал: «Быть индивидуумом, правда, значит быть "эгоистом", но это значит вместе с тем - быть, и притом неволей или волей, коммунистом» . Чернышевский мог бы использовать это высказывание как эпиграф к своему роману «Что делать?» - истории «разумных эгоистов», которые верят в социалистическую систему.
Уже из этого краткого обзора понятно, что «разумный эгоист» очень сильно отличается от того, что мы обычно понимаем под «эгоизмом». Чернышевский использует понятие «эгоизм» в контексте своей этической теории как некий вызов, обращенный к тем, кто во имя трансцендентных ценностей осуждает как «эгоизм» все попытки угнетенных улучшить свою долю; это выражение недоверия Чернышевского к идеологиям, призывавшим людей жертвовать собой ради якобы высших целей, то есть таких целей, которые будто бы выше самого человека, понятого как живая и конкретная человеческая личность.
Начиная еще с Просвещения, философы-материалисты - Гельвеции и Гольдбах - считали разумный эгоизм логическим выводом из материализма. Чернышевский расширил теоретические принципы «разумного эгоизма», опираясь на критику Фейербахом таких идеалистических абстракций, как сверхличный Разум или Дух. Фейербах утверждал, что всеобщее не имеет какого-то отдельного, независимого бытия; оно существует только как «предикат индивида». Этот ход мысли приводил к отрицанию органицистских и историцистских теорий, трактовавших общество в качестве сверхличного органического целого, подчиняющегося рациональным законам исторической необходимости. Чернышевский писал, что «общественная жизнь есть
1 Там же. С. 106.
2 Там же. С. 108.
3 См.: Фейербах Л. О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его достоянием» // Он же. Изб. филос. произведения: В 2 т. Т. II. М., 1955. С. 411.
Анджен Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
О философии кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Все основное, самое главное: очень кратко про ФИЛОСОФИЮ ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.Г.
ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Как философ Н.Г. Чернышевский испытал влияние Л. Фейербаха, а также Г.В.Ф. Гегеля, Сен-Симона, Фурье, О. Конта, которые наряду с А.И. Герценом и В.Г. Белинским в значительной мере определили его мировоззрение. В 1860 г. появляется основное философское произведение Н.Г. Чернышевского - «Антропологический принцип в философии». В этом труде Чернышевский определял материализм как учение, в основе которого «лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим… гипотезам». Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н.Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество - множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом. При этом он полагал, что законы функционирования общества являются производными от законов частной жизни людей. Последовательное проведение антропологического принципа привело Н.Г. Чернышевского к обоснованию принципов социализма (общечеловеческий интерес реализуется в интересах трудящихся классов, т. е. большинства общества). В вопросах теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и субъективный идеализм. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа «разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье, по Н.Г. Чернышевскому, должно согласовываться с общим благополучием; «одинокого счастья нет». Анализируя эстетическую проблематику, Чернышевский обосновывал тезис «прекрасное есть жизнь». Объективность красоты определяет невозможность соперничества искусства с живой действительностью.
При исследовании опыта социальных движений в Западной Европе Н.Г. Чернышевский обращал внимание на «практическое бессилие» буржуазного либерализма; он считал, что такой либерализм является серьезной помехой российскому революционному движению. По его мнению, только трудящиеся массы заинтересованы в коренных общественных преобразованиях. Он полагал, что возможность избежать капитализма является реальной. Эта возможность связывалась им с русской крестьянской общиной. Крестьянская народная революция должна привести к ликвидации помещичьей собственности на землю. Сама же революция должна быть подготовлена организацией революционеров.
......................................................