Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни. Жуткие легенды кельнского собора Собор легенда

Это здание видно почти из любой точки города и из многих других мест: величественный Кельнский Собор словно парит над городскими крышами и трубами. Конечно, благодаря его высоте, собор служит прекрасным ориентиром для жителей и гостей города. Но это больше, чем просто условная точка, это гордость жителей Кельна. С момента своего завершения, а было это еще в 1880 году, гигантский Кельнский Собор доминирует над панорамой города своими устремляющимися ввысь башнями. Высота Северной Башни – 157.38 м, а Южная башня на 7 см выше.

Стоит заметить, что, несмотря на свою высоту, Кельнский собор является вторым по высоте строением города, после телекоммуникационной башни. Занимаемая площадь не менее впечатляет: длина собора 145 м, а ширина – 86 метров. Для сравнения, футбольное поле – это «всего лишь» 100 на 70 метров. Общая занимаемая площадь составляет почти 8000 квадратных метров, здесь могут одновременно разместиться более 20 000 человек.

Согласитесь, в облике Кельнского собора просматривается что-то неземное и мистическое. Не зря его называют Собором дьявола. Про историю создания Кельнского собора есть страшная легенда. Прочитайте ее, и решите для себя, насколько эта жуткая история правдива.

Кельнский собор: история создания

Первый камень в фундамент готического собора был заложен 15 августа 1248 года, на празднование Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, старый собор был не достаточно респектабелен для того, чтобы в нем хранились мощи трех почтенных волхвов, которые архиепископ Райнальд фон Доссель вывез в качестве трофея из покоренного им города Милана в 1164 году. Эти страшные реликвии стали причиной массового паломничества в собор верующих со всей Европы. Поэтому и возникла необходимость построить новую, большую церковь, чтобы вместить всех прибывающих паломников.

Кельнский собор: мистическая легенда

В настоящее время Кельнский собор – это третье по величине религиозное строение, выполненное в готическом стиле. Как было уже написано выше, началось великое строительство в День Пресвятой Богородицы в 1248 году, а завершилось только в 1880-ом. На свете не так много найдется завершенных строений, на создание которых ушло более шести веков. Почему строительство растянулось на такой огромный промежуток времени? Причин приводится много: нехватка денежных средств, смена архитекторов. Но перейдем к страшной легенде, согласно которой в истории строительства замешан сам дьявол.

Начнем с самого начала. Когда было принято архиепископом решение о возведении огромной церкви, возглавить строительство было поручено мастеру Герхарду фон Риле. Духовенство выделило архитектору год для предоставления плана строительства. Архитектор был обрадован колоссальному по размерам заказу.

Он сразу преступил к работе, но дело на лад не пошло. Всегда, когда мастеру казалось, что план выполнен без изъяна, обнаруживалась какая-либо погрешность. Мастер исправлял ошибку и вновь создавал «идеальный» проект. Но история повторялась снова и снова.

Поняв, что переоценил свое мастерство, архитектор решил признать, что подобное строительство ему не по силам.

И вот, находясь уже на грани отчаяния, он, гуляя по берегу Рейна, увидел незнакомца в строительной одежде. Незнакомец что-то увлеченно рисовал на огромном камне. Когда архитектор подошел к мужчине поближе, он с удивлением обнаружил, что тот выводил на камне не что иное, как строительные чертежи запланированного им собора.

Герхард стал упрашивать незнакомца уступить ему проект за любую сумму. К удивлению архитектора, долго уговаривать не пришлось, и мужчина быстро согласился. Вот только цена была слишком высока и необычна. Взамен на чертежи дьявол (стоит ли говорить о том, что это был именно он) пожелал получить душу мастера.

Но даже на этом демон не остановился. Архитектору сатана предложил сделку, по которой он построит собор полностью вместо него в течение трех лет. Но за это он захотел взять не только душу мастера, но в придачу получить души его жены и ребенка. Договор заключался ровно на три года. Дьявол пообещал, что если он не успеет завершить строительство до того момента, когда петухи своим криком известят о начале первого дня четвертого года, то он уйдет ни с чем и не побеспокоит архитектора и его семью.

Герхард не стал долго раздумывать, посчитав, что три года – это невозможный срок для подобного строительства, и подписал приготовленные сатаной документы.

Стоит ли говорить, что жизнь архитектора превратилась в настоящую пытку. Он с ужасом наблюдал за быстрыми темпами возведения готического собора.

Жена, видя, что с мужем твориться неладное, стала приставать к нему с вопросами. Мастер набрался мужества и рассказал супруге обо всем.

Женщина, конечно, испугалась, но, вместе с тем, она стала лихорадочно искать выход. И, как ни странно, она его нашла.

Запомнив, что здание должно быть завершено до крика петухов, она стала подражать петушиному голосу. Изо дня в день у нее получалось все лучше и лучше копировать петушиный крик. Наконец, она научилась издавать петушиные звуки настолько хорошо, что на них отзывались соседские петухи.

В назначенный срок женщина задолго до рассвета спряталась около собора, который был практически завершен. Дьявол со своими слугами заканчивал строительство последней башни. И тут раздался крик петуха. На этот крик отозвалось множество петушиных голосов. И хотя час рассвета еще не настал, сатана понял, что его обманули. Но уговор был определен точно – до первых петухов. От беспомощности сатана начал крушить почти построенную церковь.

Несмотря на то, что собор был почти полностью завершен, окончание строительства затянулось на несколько веков. Возможно, потому, что строение было проклято самим дьяволом. Те, кто брались завершить собор, в скором времени погибали или просто отказывались от этого выгодного дела. Но, хотя и потребовалось на это огромное количество лет, Кельнский Собор был завершен.

Кельнский Собор продолжение истории

Итак, согласно легенде, Кельнский собор был почти построен, а Фон Риле почти удалось избежать страшной участи. Почему почти? Потому, что история на этом не закончилась. Одураченный дьявол жаждал мести. Демон придумал еще одну ловушку для архитектора.

И Герхард снова пошел на поводу у дьявола, заложив ему свою душу.

Теперь они поспорили на то, что сатана сможет провести воду в Кельн через вырытые под землей каналы. Причем, обязуется он это сделать быстрее, чем мастер успеет завершить строительство собора до конца. Архитектор, зная, что вода не пойдет до тех пор, пока в канале не будут сделаны отдушины, был уверен, что снова выиграет, и согласился.

О споре Герхард вновь поведал жене. И в этот раз он открылся перед женщиной напрасно. Теперь дьявол был начеку и быстро узнал о тайне, которую мастер открыл жене.

В тот момент, когда из-под земли стала бить фонтаном вода, бедный мужчина находился на крыше собора. Поняв, что дело совсем плохо, Герхард кинулся камнем вниз, чтобы сохранить свою душу. Но дьявол изловчился и, обернувшись огромным черным псом, прямо на лету подхватил несчастного мастера.

Как гласит легенда, душа мастера теперь обречена на вечные муки в преисподней.

Кельнский собор остался незавершенным. Говорят, что призрак несчастного ходит по залам своего творения.

Кельнский собор в наши дни

Легенда очень красивая и печальная. Что остается делать нам, потомкам? Думаю, прежде всего, посетить Германию и увидеть воочию мистическое великолепное творение. Оно стоит того, так как это настоящее чудо.

Из России в Германию попасть не сложно и не дорого. Есть перелеты, зачастую цена на них действительно радует, есть автобусные туры. Также до Германии можно добраться на поезде. Но правильнее всего – это отправиться в тур с одним из крупных операторов. Кроме всего прочего, это поможет избежать проблем с оформлением шенгенской визы. К выбору туристического агентства стоит подходить очень тщательно. Компания happytravel.ru уже не первый год организует туры по городам Германии , и делает это весьма профессионально. Кроме осмотра Кельнского Собора и немецких средневековых замков, гиды этой организации предлагают совершить увлекательную экскурсию на лучшие пивоварни Германии. Конечно же, с дегустацией настоящего немецкого, только что сваренного, пива.

Кельнский собор - один из величайших и красивейших готических храмов в Европе. Несмотря на свою красоту, этот собор прочно связан с мрачными легендами и именем Сатаны. Тот факт, что собор, строительство которого началось еще в XIII веке, до сих пор не завершен, уже говорит о многом - и некоторые верят, что к «бесконечному» строительству действительно приложил руку нечистый.

Первый камень в фундамент будущего собора был заложен в 1248 году Кельнским епископом Конрадом фон Хохштаденом по многочисленным просьбам горожан. Изначально предполагалось, что собор будет построен в довольно сжатые сроки, несмотря на грандиозные планы «затмить красотой собора другие города». И, конечно же, никто не мог предположить, что постройка храма займет сотни лет.

Как выяснилось при раскопках уже в XXвеке, Кельнский собор был заложен не на пустом месте. В начале Iстолетия н.э. на месте будущего собора располагалось языческое капище римлян, которое сменилось в IV столетии епископальной церковью.

Кельнскому собору образцом послужил небезызвестный Амьенский Собор во Франции. Главным архитектором нового храма был назначен Герхард фон Риле. Легенда утверждает, что еще до закладки первого камня в фундамент собора Миланский архиепископ привез в Кельн из Милана мощи волхвов. Место хранения этих мощей стало привлекать все больше паломников, после чего и было принято решение о постройке собора, который смог бы вмещать всех желающих присутствовать на службе.

Сплошная мистика

Уже на этапе создания чертежа нового собора стали происходить загадочные вещи. Легенды говорят о разном. Согласно одной, новый архитектор никак не мог создать окончательный план собора, хотя властями города ему на это был отведен целый год. И однажды, прогуливаясь по улицам Кельна, он встретил мужчину, который заканчивал набросок плана. Заглянув ему за плечо, архитектор с изумлением понял, что план - это и есть проект будущего собора. Герхард фон Риле стал уговаривать мужчину продать ему чертеж, и тот согласился - запросив в качестве стоимости душу архитектора. Мужчиной был не кто иной, как сам Дьявол, который, к тому же, пообещал сам построить собор в три года, если архитектор согласится в придачу отдать ему души своей жены и ребенка.

Уверенный, что самонадеянный Дьявол не сумеет выполнить обещание, архитектор согласился. Шло время, и собор стремительно рос, а Герхард фон Риле стал сомневаться. Видя его удрученное состояние, жена стала расспрашивать, в чем дело. В конце концов, архитектор признался ей. Придя в ужас поначалу, женщина со временем стала искать способобмануть Дьявола. И нашла.

Согласно уговору, Сатана должен был завершить строительство до того, как пропоет петух в первое утро четвертого года. Подобравшись в назначенное время к собору, жена фон Риле прокричала петухом - но собор к тому моменту еще не был готов. Сатана, не успевший поставить последнюю башенку, в ярости стал крушить постройку. И с тех пор каждого, кто пытался продолжить строительство, постигала кара, ведь Сатана проклял и сам собор, и весь город, повелев, что в момент закладки последнего камня в стены сооружения наступит Апокалипсис.

По другой легенде, архитектор успешно справился и с проектом, и с постройкой собора - но перед самым завершением строительства к нему явился Сатана и сказал, что не даст закончить строительство, если фон Риле не согласится заключить пари. Согласно условиям спора, Сатана брал на себя обязательство провести подземный канал к самому собору. И, если он сможет это сделать, Герхард должен будет отдать взамен свою душу. Будучи уверенным в том, что лишь ему одному известен секрет прокладки канала (а именно - создание отдушин, без которых вода не будет течь по каналу), архитектор согласился. Но он поделился секретом со своей женой, а Сатана услышал их разговор. Канал был построен, а архитектор, увидев это, в ужасе бросился вниз со строительных лесов.

Неизвестно, что из этого правда. Архитектор действительно погиб загадочным образом, а неподалеку от собора проложен странный подземный канал. Многие уверяют, что видели «белую тень» - якобы призрак мертвого архитектора, охраняющего свое творение по сей день и не позволяющего его завершить. Кельнский собор до сих пор не достроен. Строительные работы продолжались вплоть до середины XVвека, после чего были прекращены - то ли по вине проклятия, то ли из-за эпидемий чумы, косивших население Европы. Но даже в те времена собор выглядел внушительно.

В XIX веке было принято решение закончить постройку собора. Но этим планам не суждено было осуществиться. Несмотря на проведенные в конце столетия пышные торжества по поводу завершения постройки, буквально через несколько лет рухнула одна из башен, а за ней и другие. Остекление и укладка полов в соборе так и не были выполнены. Более того - обнаружились серьезные проблемы с фундаментом.

Во время Второй мировой войны собор практически не пострадал, но лишь благодаря тому, что летчики использовали его башни как ориентир. После окончания войны реставрация была возобновлена - и продолжается по сей день.

=Легенды Собора Парижской Богоматери=

О,NOTRE DAME..О,мой PARIS...
Ты столько в жизни видел драмы...
Накрыв трагедию тенями мокрых крыш...
Ты жизнь и Честь спасал прекрасной Дамы...

Такой любви не знали раньше небеса...
И лили слезы,омывая солью Душу...
Я слушаю легенду и слеза...
Покой внутри,ломая,болью душит...

Скажи PARIS,ну почему любовь не спас?...
Звон колокольный и немая пыль....
Лишь осыпается на тело горбуна...
А Эсмеральда в сердце NOTRE DAME-Быль....

Собор Парижской Богоматери считается не только духовным центром Парижа (это главный городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.
В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.

Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора.

Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
Вообще у Нотр-Дама удивительные голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение и орган собора – самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом пространства, устремленного вверх…
Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле Виктор Гюго

говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».
Начиная с 17 века, различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр-Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» – уже стал авторитетом в этой области – (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах – где появляется нечистая сила – имеются обязательные ссылки на Фульканелли).
Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр-Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама» – пишет Фульканелли.

Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, – что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон, пожирающий душу человека – является предостережением и напоминанием того, что может случиться, если вести неправедную жизнь. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора – такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака, высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии, обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже, начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера.
Другой астрологический символ – лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней – что вы на это скажете?

В Нотр-Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции – один в Нотр-Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, – из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила – согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям – три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина – Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем – Святым гвоздем – потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман – прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо – гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел – говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа – и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет – неизвестно. В любом случае – металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом – тогда как с гвоздем из Нотр-Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано – более того нотр-дамский гвоздь – ржавый.

И, наконец, еще одна легенда – о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, – струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»...

Так и стоит этот архитектурный шедевр в самом центре Парижа. Многочисленные химеры, горгульи, ангелы и святые смотрят снисходительно на многочисленные толпы туристов каждый день наполняющих площадь перед собором. Они замерли в ожидании того, кто откроет их тайны.

Кельнский собор – третья по величине из церквей, выстроенных в готическом стиле. Загадочным образом ее строительство растянулось почти на шесть с лишним веков. И пока скептики списывают все на нехватку денег, многие уверены, что в бесконечном строительстве виноват не кто иной, как дьявол. Об этом рассказывают многочисленные легенды кельнского собора.

По легенде, в 1164 году тайком из Милана кельнским архиепископом Райнальдом фон Досселем были перевезены мощи трех волхвов. Несколько дней продолжались празднества в честь этого значимого события. Однако вскоре место хранения мощей стало центром паломничества христиан. Именно тогда и родилась идея построить новый, большой и вместительный собор на месте старого маленького. Решено было там установить раку с мощами и расширить собор так, чтобы было много места для верующих.

Архитектором выбрали мастера Герхарда фон Риле, который в то время учился во Франции. Ему был дан год на создание проекта колоссального по размерам храма. Но, несмотря на все желание архитектора, ему никак не удавалось перенести свои задумки на бумагу. Все время отыскивалась какая-то ошибка, и чертеж приходилось переделывать заново. Он уже начал сомневаться в своих силах и даже подумывал отказаться.

Однажды, повествует легенда, прогуливаясь у берега Рейна, Герхард увидел огромный камень, а рядом с ним стоял какой-то мужчина в строительной форме и яростно вычерчивал странные знаки. Каково же было удивление архитектора, когда он увидел, что это и есть чертеж нового собора. Недолго думая, Герхард начал уговаривать неизвестного продать ему проект. Тот согласился, но предупредил, что взамен хотел бы получить душу архитектора. «А если пообещаешь мне еще и души твоих жены и ребенка, я сам построю собор за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои», - добавил сатана, а это был именно он. Герхард подписал все документы, и начались тяжкие дни ожидания.

Архитектор, конечно, был уверен, что дьявол не успеет выстроить столь грандиозный собор. Но с каждым днем его уверенность становилась все меньше и меньше. Фон Риле стал задумчивым и рассеянным. Жена, заметив его удрученное состояние, начала выспрашивать, в чем же дело. Герхард, не таясь, рассказал ей обо всем.

Сначала женщина испугалась. Но затем задумалась. Вскоре ей удалось найти способ, чтобы спасти свою семью. Однажды утром женщина вместе с сыном отправилась на рынок. Вдруг ребенок, привлеченный уличной сценкой, начал дергать ее за платье и показывать на шутов. Один из них, в точности повторяя звук петушиного крика, развлекал толпу. Это навело жену мастера на блестящую мысль. Каждый день она начала тренироваться в подражании крика петуха. Спустя некоторое время ей не просто удалось один в один имитировать кукареканье, но на ее крик начали отзываться и петухи с соседних домов.

Спасение было найдено. Теперь оставалась дождаться назначенного дня.

Подходил последний день срока. Женщина задолго до рассвета подобралась к месту строительства. Дьявол в окружении своих приспешников устанавливал последнюю башню. В этот момент женщина начала громко кукарекать. Со всех концов на ее крик стали отвечать и другие петухи.

Поняв, что проиграл, сатана в бешенстве начал крушить собор. Но уговор был уговором. Дьявол не тронул ни архитектора, ни его семью. Церковь осталась недостроенной. И все, кто соглашался продолжить работы на проклятом строении, либо погибали при странных обстоятельствах, либо сами отказывались продолжать строительство.

Однако и полуразрушенный собор представлял впечатляющее зрелище. Высота конька крыши – 61 метр, а с башенками – 157. Длина достигает почти 145 метров, а общая площадь готической церкви составляет около 10 000 квадратных метров.

Что же касается судьбы самого архитектора, Герхарда фон Риля, то, по преданию, он, впечатленный первой сделкой, вновь закладывает душу дьяволу. Они поспорили, что дьявол сумеет провести воду из Айфеля в Кельн через подземные каналы быстрее, чем архитектор достроит величественный собор. Герхард знал то, о чем дьявол и понятия не имел: если в канале не делать отдушин, вода не побежит. Архитектор был уверен, что опять выиграет спор.

Однако сатана в этот раз оказался хитрее. Жена, которой Герхард сообщил о новой сделке, попросту пришла в ужас. Но супруг уверил ее, что бояться нечего и рассказал свою тайну. Бедный мужчина не мог и предположить, что дьявол следит за каждым его шагом и тайна, доверенная жене, уже и не является тайной вовсе.

Ходят легенды, что Герхард находился на крыше собора, когда из-под земли вдруг начала бить вода, которая была проведена через подземный канал. Поняв, что ожидает его душу, архитектор бросился вниз с высокой башни. Однако дьявол оказался быстрее. Он обернулся огромным черным псом и перехватил несчастного мастера. Теперь его душа была обречена на вечные мучения в преисподней…

Кельнский собор так и остался недостроенным. Ходят слухи, что призрак бедного архитектора скитается по коридорам собора, пугая мастеров и сбрасывая их со строительных лесов. Однако слухи слухами, но очевидцы уверяют, что не раз видели около стен старинной церкви какое-то белое существо. Многие уверены - это на самом деле призрак архитектора бродит вокруг огромных стен, словно охраняя свое незавершенное строение.

Когда в 1880 году после многовекового строительства Кельнский собор наконец-то был закончен, то в течение последующих четырех лет он оставался самым высоким зданием на свете. Возведение третьей по величине готической церкви в мире затянулось на невероятные шесть с лишним веков. А если брать во внимание, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать и реставрационные работы с тех пор продолжаются беспрестанно, то второго такого долгостроя, пожалуй, не найти…

Слева на банкноте 1922 года архитектор, справа – сам дьявол.

Немногие знают, что наряду с первыми черно-белыми изображениями этого сооружения на открытках, его контуры появились и на деньгах. Например, на инфляционной банкноте Германии номиналом в 500 тысяч марок 1923 года показан вид на Кельнский собор.

Собор в обмен на душу

Проблем со строительством храма было предостаточно. Часто работа останавливалась из-за нехватки денег. А их требовалось очень много. Примерно до 1530 г. с финансовыми проблемами худо ли бедно, но справлялись. Но с 1530 года к дефициту денежных средств стала примешиваться удивительная апатия властей. В конце концов, интерес к собору и стремление его завершить у людей пропали совсем. С тех пор и вплоть до середины XIX века он простоял «в лесах». Все это подтверждается историческими документами. Но вот дошедшие до нас предания объясняют сей долгострой по-своему. И во всем винят дьявола…

Если верить легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор. Существует даже поверье, что работы над ним не прекратятся никогда. Ибо если такое произойдет, сразу наступит Апокалипсис…

В 1164 г. кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель тайком перевез из Милана в Кельн реликвии трех волхвов. После пышных торжеств в их честь город превратился в место массового паломничества христиан. Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый.

Стали искать архитектора, который бы взялся за столь грандиозное и очень ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, который своему мастерству учился во Франции. На разработку чертежей власти города дали ему ровно год. Но, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось предать свои гениальные идеи бумаге. Каждый раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-нибудь ошибка, угрожавшая свести на нет, все его старания. И вот как-то раз, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Вдруг откуда не возьмись, перед ним появился незнакомец, одетый по моде французских строителей. Чужак стал что-то быстро чертить тростью (в другом варианте мечом) в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен – на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил незнакомца, что бы тот хотел получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был никто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоей жены и ребенка, я сам построю новую церковь за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!».

Эта сцена и была запечатлена на кельнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 г. Слева, с чертежами в руке, недальновидный архитектор. Справа – дьявол.

Под крики петуха

Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь малый срок, будет не под силу даже черту. А потому с легкой руки согласился на дьявольское пари. Сатана и его братия работали похлеще стахановцев. И с каждым днем стены божьего храма становились все выше и выше. А вот барометр настроения Герхарда фон Риле опускался все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его жены, и однажды она все-таки выпытала у него, что же мешало ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то сначала испугалась, а затем призадумалась.

В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло. И когда малец стал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, вновь обрела душевное спокойствие.

Тем временем строительство Кельнского собора подходило к завершению. И вот наступил день расплаты. В то утро женщина поднялась очень рано и отправилась на стройку. Демоны как раз устанавливали купола башен. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании. Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики стали отзываться настоящие петухи. Дьявол не заподозрил подвоха, а, издав дикий вопль, стал крушить только что отстроенную церковь. Но, как говорится, уговор дороже денег. И властителю тьмы пришлось убираться восвояси ни с чем. А собор остался стоять недоделанным…

Привидение мастера

А что же мастер Герхард!? К сожалению, у этой истории печальный конец. Через некоторое время сатана вновь предстал перед архитектором. И поспорил с ним, что быстрее проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свою церковь. Мастер тут же согласился, потому, как знал то, чего никак не мог знать дьявол. А именно, что если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей жене, дабы заручиться ее моральной поддержкой.

Но если в случае с первым пари женщина помогла своему мужу, то на сей раз хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги, и он провел воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни, когда увидел внизу бьющий из-под земли дьявольский источник. Осознав, чем ему это грозит, он бросился вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел. Обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул и сатана. И прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю.

В одной саге о Кельнском соборе говорится, что никто не мог завершить строительство готического храма потому, что этому препятствовал призрак несчастного строителя. Он внезапно появлялся на строительных лесах и пугал рабочих, а то и вовсе сталкивал вниз наиболее упрямых. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждало по ночам вокруг церкви, охраняя свое незавершенное творение…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.