Кто василий блаженный краткая биография. Василий Блаженный – краткая биография

Люди, которые встали на такой трудный путь, казались сумасшедшими, игнорировали все блага, безропотно разрушали град нескончаемых колкостей, неуважительного обращения, различных кар.

Говоря аллегорически, они пытались снискать путь к человеческим сердцам и душам, распространяли идеи добросердечия и сострадания, осуждали одурачивание и предвзятость.

Не всем людям удалось усмирить зерна гордости, не учитывать телесные надобности, стать благороднее иных духом. Один из таких – Блаженный Василий – славный и чтимый святой дурак.

Рождение и юность

Курс его бытия потрясающий (с самого начала). Декабрь 1469-го года (по иным сведениям – 1464). На церковное крыльцо ступает крепостная Анна (Богоявленский собор в деревне Елохово). Она пришла молиться о легком родовспоможении.

Звуки ее мольбы были услышаны Девой Марией. Там же у Анны появился на свет мальчик, назвали его Василием (нареченный Василий Нагой). Кристальная душа и распахнутое сердце – то, с чем он прибыл в мир.

Его отец с матерью – из крепостных. Они были благочестивы, чтили Христа, основывали свое бытие согласно его заповедям. С малолетства внушали своему сыночку учтивое и трепетное отношение к Богу. Василий вырос, и, желая хорошей лучшего сыночку, его отец и мать приняли решение приложить его к обувному делу.

Работа в качестве подмастерья

Молодой ученик выделялся усердием и покорностью. Его мастер так бы и не понял, каким необычным человеком был Василий, если бы не один неожиданный случай.

На порог ступил торговец. Человек подошел к сапожнику с просьбой о продаже ему хороших сапог, которые прослужили бы долгие годы. Василий, проливая слезы, сказал, что человеку не нужны сапоги, так как он умрет завтра, и это произошло именно так, как сказал Василий.

Дорога в Москву

Из-за этого инцидента Василий решил распрощаться с обувным делом и положить свою жизнь на тернистую дорогу глупости. До самой смерти он проживал без всяких расходов, незастрахованный от издевок и обид, имея только невидимого опекуна – веру и незыблемую любовь к Господу.

Он оставил своих родителей и поехал в столицу. Сначала люди с изумлением и колкостями восприняли чудного голого парня. Но вскоре горожане признали его человеком Божьим, Христа ради дураком.

Каким он был

Святой Василий (известный также как Василий Блаженный, Василий Дурак, Чудотворец Москвы или Блаженный Василий Московский, дурак для Христа) – русский православный святой, известный как «юродивый» или «святой дурак» Иисуса Христа. Он был официально канонизирован приблизительно в 1580 году.

Собор Василия Блаженного в Москве назван в честь святого. Первоначально ученик сапожника в Москве, он принял эксцентричный образ жизни, но помогал нуждающимся. Считается, что у него был дар ясновидения.

Он жил на самой Красной площади, когда это место служило главным рынком Москвы. Однажды святой Василий выбросил хлеба пекаря, и мужчина должен был признаться, что добавляет известку в муку. В 1547-ом святой Василий пришел в центральный собор в Москве и начал слезно молиться.

На следующий день произошел Великий московский пожар, и он начался в церкви именно там, где молился святой.

Говорят и о других чудесах святого Василия. Как-то торговец посоветовался с ним: церковные своды, которую он возводил, по трем неизвестным основаниям, рухнули. Святой дурак посоветовал ему найти бедного человека (Ивана в Киеве).

Последовав рекомендации, торговец нашел хлопца в бедном домишке (он заканчивал пустопорожнюю колыбель). Торговец спросил, что это значит. Бедняк растолковал, что так он решил выразить уважение своей матушке. Несчастный «зодчий» понял, почему Чудотворец послал его сюда.

На самом деле еще раньше он выгнал свою матушку из дома. Не пожалев о том, что он сделал, он желал воспеть Всемогущего за построенный храм. Создатель отказался принять дар от мужчины , который не был хорошей душой. Благословенный Василий помог этому мужчине: он покаялся, примирился с матушкой и она простила его.

Святой старец оставался голым и тащил за собой тяжелые цепи. Он упрекнул Ивана Грозного за то, что он не обратил внимания на церковь, и особенно за его жестокое отношение по отношению к невинным.

Представился ко Господу

Когда Василий Блаженный умер (2 августа 1552 года или 1557 года ), митрополит Московский Макарий служил на его похоронах со многими представителями духовенствами. Сам Иван Грозный повел себя как приятель Чудотворца и нес его гроб на кладбище.

Старец похоронен в Соборе Василия Блаженного (в Москве), который заказан для постройки Иваном IV (в память о захвате Казанского ханства). Собор также славен как «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». В 1588-ом году Федор Иванович добавил на восточную сторону часовню над могилой Святого Василия.

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный» .

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги . Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534- 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Василий Блаженный (Василий Нагой) – наиболее знаменитый юродивый Руси, высокочтимый святой православной церкви, чудотворец и мудрый провидец, современник Ивана Грозного , покровитель Москвы.

Он предсказал пожар 1547 года, когда была уничтожена треть столичных построек, пострадали Кремль и ряд церквей; чудесным образом погасил пожар в Новгороде, предвидел восхождение на трон следующего царевича – Федора, а не Ивана. Он предрек разрушение храмов и последующее их восстановление, сопровождающееся одержимость людскую златом, а также наступление золотого века для России после 2009 г.


В год канонизации юродивого (1558) ему посвятили один из приделов Покровского собора, сооруженного в ознаменование покорения столицы Казанского ханства, и вскоре этот один из красивейших памятников архитектуры стали называть в народе его именем – храмом Василия Блаженного. Его считают главным православным символом российской столицы и даже всей страны.

Детство и юношество

Будущий великий подвижник появился на свет предположительно в конце 1468 года в селе Елох (Елохово), причем, прямо на крыльце у входа в церковь (ныне Богоявленский собор на территории Басманного района российской столицы), куда его мама Анна прибыла помолиться о помощи при родах. Она, как и ее муж Иаков, была простой и благочестивой крестьянкой.


Семейная пара долгое время не имела детей. В надежде обрести счастье материнства и отцовства они усердно молись, постились, ходили на богомолье, старались жить по заповедям божьим. И всевышний их услышал, подарил долгожданное чадо.

Рос мальчик в атмосфере любви и почитания господа, царившей в их семье. Грамоте его не учили, но отдали обучаться сапожному ремеслу. Учился он старательно, усердно и вскоре прекрасно освоил изготовление разного рода обуви.

Однажды в их лавку зашел заезжий торговец хлебом и заказал пошить сапоги. В ответ на его просьбу юноша неожиданно рассмеялся, а затем горько заплакал. Позже он объяснил хозяину свой душевный порыв тем, что купец якобы не успеет обуть новых сапог – умрет.

И действительно через три дня их заказчик скончался. Так впервые открылся по воле божьей его дар провидения.

Безумство «Христа ради»

До шестнадцати лет юноша сапожничал, а затем втайне от родных ушел в Москву. В большом городе, полном соблазнов, в стремлении достичь идеала нравственности он начал аскетический путь юродства, обличая общество в его пороках, отсутствии добродетелей, в отступлениях от христианских ценностей и притворяясь лишенным рассудка.

Он презрел все земное, отказался от правил приличия, дома, семьи, мучил себя постами, ношением вериг (цепей, ныне хранящихся в столичной духовной академии), постоянно молился, бродил без обуви и почти без одежды даже в мороз. Москвичи его стали именовать Василием Нагим, а на иконах он впоследствии изображался обнаженным.

Многим жителям речь подвижника и его деяния порой трудно было понять и объяснить. Но за внешне несуразными и порой просто возмутительными поступками святого всегда крылась глубинная христианская идея. Таким образом он пытался научить нравственной жизни.


К примеру, он целовал углы стен домов, где проживали безбожники и нечестивцы, объясняя это тем, что там находятся скорбные ангелы, загнанные в угол от греховных деяний хозяев. В то же время угодник божий бросал камни в жилища добропорядочных людей, утверждая, что у их стен стоят бесы, не имеющие возможности войти внутрь.

Или вдруг юродивый брал и опрокидывал на рынке лотки с хлебом, квасом и прочими товарами. Затем – с благодарностью принимал побои за содеянное. Однако позже выяснялось, что пострадавший от его выходки пекарь в муку для выпечки подмешивал мел, квас был прокисшим и другие разбросанные им продукты также не отличались хорошим качеством.

Мультфильм о жизни Василия Блаженного

По легенде, один раз он и вовсе, казалось, обезумел – бросил камень в икону Богородицы у Варварских ворот Китай-города, считавшуюся чудотворной. На юродивого налетели разгневанные верующие, ругали и били несчастного. Когда же по его совету с поверхности иконы был удален видимый слой краски, то под святым образом все в ужасе обнаружили нарисованного черта. Это была адописная икона. Верующие, стоя перед ней, сами того не ведая, поклонялись самому дьяволу, и их моление приводило не к желаемому, а к противоположному результату.

Со временем большинство горожан стало относиться к благочестивому подвижнику с должным уважением, признавая совершенную уникальность его альтруистичной личности борца с несправедливостью и грехом. Но были и такие, кто не воспринимал его всерьез. Известен случай, когда торговки, смеявшиеся над наготой странника, вдруг ослепли, но затем покаялись. Он их простил и исцелил.


В другой раз лукавые люди хотели воспользоваться его добротой и забрать роскошную шубу, подаренную ему в стужу сердобольным боярином. Один из них лег и сказался мертвым, а другие стали просить помощи якобы на погребение. Бездомный и босой странник не пожалел своей единственной ценной вещи, накрыл шубой мнимого покойника. Когда же ее подняли, то увидели, что их приятель и вправду умер.

В течение более 70 лет подвижничества Василий Нагой совершал силой божией чудеса, предсказывал будущее, проповедовал милосердие. Он заходил в темницы, кабаки, трактиры, поддерживал и наставлял даже преступников и опустившихся людей, часто помогал нуждавшимся. Был случай, когда он отдал полученные от царя дары не бедным и нищим, вопреки обыкновению, а внешне благополучному купцу. В действительности этот человек находился в отчаянном положении, разорился, голодал, но испрашивать подаяния стыдился.


Особое место в преданиях о московском блаженном занимают его отношения с Иваном IV. Грозный самодержец любил юродивого, ценил за прозорливость, уважал за мудрость. Он даже побаивался его как человека, умевшего читать мысли, и звал «провидцем сердец». Божий угодник однажды его порадовал, предсказав взятие столицы Казанского ханства. Но в другой раз он смело пристыдил царя, когда во время Божественной литургии тот был рассеян и думал не о предмете моления, а о строительстве нового дворца. Неоднократно он также обличал различные пороки жестокого монарха.

Смерть

Несмотря на жизнь, полную тяжких испытаний, Василий Блаженный дожил до глубокой старости. В 88 лет он тяжело заболел и слег. Узнав об этом, самодержец с царицей Анастасией и детьми навестили его. Блаженный сообщил им последнее пророчество о будущем царства – указал на младенца Федора и заявил, что все достояние прародителей достанется ему.


В августе 1557 (по другим данным 1552) он почил в радости, потому что будто бы увидел ангелов, пришедших по его душу. На похороны собрался почти весь город. Провожали блаженного с невиданными почестями: сам царь оплакивал усопшего и нес его гроб, а службу об упокоении совершал преосвященный митрополит Макарий. Тело погребли на погосте возле Троицкого храма.

Память

Ниспосланные свыше чудеса, связанные с именем юродивого, продолжали свершаться и после его смерти. В 1588 он был причислен к лику святых. По повелению царя Федора Ивановича на месте погребения тогда был сооружен придел, где установили серебряную раку с мощами юродивого. В день канонизации более ста страждущих получили избавление от недугов, включая некую Анну, прозревшую после двенадцати лет слепоты.

Великие предсказания пророчества Василия Блаженного

Память о чудотворце, приносящем людям радость исцеления и помощь, жива и поныне. Ее празднуют в день смерти святого 2 августа.

Василий Блаженный (1469 - 1552), также известный как Василий Нагой - легендарный московский юродивый, причисленный к лику святых. Вошёл в историю как чудотворец, обличавший ложь и лицемерие и обладавший даром предвидения.

Юродство - христианский подвиг, заключающийся в намеренном старании казаться глупым, безумным. Цель такого поведения (юродства Христа ради) - обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя гнева и оскорблений, то есть сознательное самопожертвование. Как правило, юродивые отрекались от привычных человеку благ, не имели дома и питались подаянием, многие носили вериги - железные цепи, кольца и полосы, иногда шляпы и подошвы, носимые на голом теле для смирения плоти.

Биография Василия Блаженного

В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.

Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о "благополучном разрешении". Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий - трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.

Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти. Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку. Так и случилось: уже на следующий день купец умер.

В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям. Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот. Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается - рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.

Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел - лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.

Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения. Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Чудеса, которые приписывают святому

Хотя образ жизни юродивого достаточно специфичен, Василий Блаженный прославился как провидец и чудотворец, помогавший людям и обличавший ложь и лицемерие. Ему приписывают большое количество чудес, как совершённых при жизни, так и случившихся после смерти.

Проходя мимо домов праведников, Василий бросал в них камни: по его словам, вокруг них стояли бесы, которые не могли зайти внутрь, и он отгонял их. У жилищ грешников он, наоборот, целовал углы стен и плакал под ними, объясняя своё поведение тем, что этот дом изгоняет от себя Ангелов, которые его защищают, и пока в нём не находится для них места, они стоят у его углов скорбные и унылые - Василий же со слезами упрашивал их молить Бога об обращении и прощении грешников.

Однажды Василий раскидал на базаре калачи у одного торговца, в другой раз - опрокинул кувшин с квасом. Сначала люди не поняли, в чём дело, но позже калачник признался, что добавлял в муку известь, а квас оказался испорченным.

Некий боярин, вероятно, за что-то благодарный юродивому, подарил ему лисью шубу. Воры, увидев Василия с шубой, захотели её отнять, но не решились нападать и решили выманить её обманом: один из них притворился мёртвым, а другие пошли к Василию и стали выпрашивать шубу, чтобы накрыть "покойного". Василий распознал обман, но покрыл тело "мертвеца" своей шубой, а когда воры её сняли - оказалось, что он действительно мёртв.

Летом 1547 года юродивый пришёл в Крестовоздвиженский монастырь, что на Острове (в районе улицы ) и стал сильно плакать. Сначала Москва не поняла, почему плачет Василий, но на следующий день - 21 июня 1547 года - причина слёз открылась: утром в монастыре загорелась деревянная церковь, огонь быстро вышел за его пределы и распространился по городу. Предсказанный Василием Блаженным пожар был разрушителен: выгорело всё Занеглименье и Китай-город.

Однажды Иван Грозный пригласил юродивого к себе на именины, во время которых ему подносили вино. Василий один за другим вылил за окно 3 бокала вина; царь рассердился и спросил его, зачем он это делает: вылить предложенное царём вино в окно - неслыханная наглость. Юродивый ответил, что тем вином помог погасить большой огонь в Новгороде. Спустя пару дней гонцы принесли новость, что в Новгороде случился страшный пожар, потушить который помог неизвестный нагой человек.

Над Варварскими воротами Китай-города размещался образ Божьей Матери, который считался чудотворным и привлекал жаждущих исцеления паломников. Однажды Василий бросил в образ камень и разбил его; толпа набросилась на юродивого и жестоко избила, но тот упросил их поскребсти краску. Когда красочный слой был удалён, оказалось, что икона "адописная" - под изображением Богоматери скрывалось изображение чёрта.

Один купец задумал построить на каменную церковь, но строительство не задалось: её своды трижды обрушивались. Он обратился за советом к Василию Блаженному, а тот отправил его в Киев, посоветовав найти там убогого Иоанна, который поможет достроить церковь. Купец отправился в Киев и отыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Купец спросил, кого он качает, и Иоанн ответил, что качает родную матушку - платит неоплатный долг за рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил, что выгнал свою мать из дома, устыдился и понял, почему не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он попросил прощения у матери и вернул её домой, после чего смог завершить начатое.

Василий Блаженный старался помогать тем, кто нуждался, но стыдился просить милостыню. Однажды царь богато одарил юродивого; тот, приняв дары, не оставил их себе, а отдал разорившемуся купцу-иностранцу, который остался без всего и уже 3 дня ничего не ел, но не мог просить милостыню. Хотя купец не обращался к нему, Василий знал, что он нуждается в помощи более других.

Однажды Василий увидел беса, который прикинулся нищим и сидел у Пречистенских ворот, оказывая всем, кто подавал ему милостыню, немедленную помощь в делах. Юродивый понял, что бес развращает людей, искушая их подавать милостыню в корыстных целях, а не из сочувствия к бедности и нечастью, и прогнал его.

Городские легенды говорят, что после смерти Василия Блаженного люди не раз находили исцеление у его могилы: слепой прозревал, немой - начинал говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа с его помощью исцелились 120 человек.

В действительности, за недостаточными сведениями о биографии юродивого, совершенно непонятно, которые из известных о нём городских легенд могут быть правдивы, а которые - выдуманы много позже. В частности, случай с адописной иконой на Варварских воротах нередко подвергается сомнению уже потому, что историки в принципе не уверены в существовании адописных икон.

Так или иначе, юродивый навсегда вошёл в историю Москвы, став одной из самых ярких легендарных личностей столицы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.