Страшные истории про русалок. Русалки: легенды и мифы

Эту историю мне рассказала моя бабушка прошлым летом. Когда я это услышала, мне стало немного непонятно и появилось много вопросов... Вопщем, она мне рассказала о страшной русалке, живущей в озере неподалеку от ее дома.

Однажды, когда ее мама попросила ее сходить погулять с гусями вокруг большой горы, как раз на ней и находилось это озеро. Моя бабушка согласилась и немедля отправилась туда гулять, так как время было позднее. И вот, когда она выгуляла всех гусей и собиралась возвращаться, она услышала странную музыку, она как будто исходила из музыкальной шкатулки, наигрывая старую давно всем полюбившуюся мелодию! Бабушка решила проверить что же или кто наигрывает эту музыку. Она отвела все гусей обратно на ферму и решила вернуться, но когда выходила, то ее задержали и она решила не идти туда, а пойти завтра!

На следующий же день она никак не могла решиться туда пойти. Поэтому после дискотеки она позвала своих друзей пойти с ней, так как боялась... И вот когда они начали подходить, трое из них ушли и остались только она и еще четверо. Они поднялись на гору чуть выше, она была из песка, что очень их удивило! Затем они подняли головы вверх и увидели то, что почти вся местность была засыпана арбузами. И решили они немного нарвать... Что и сделали.

И вот наконец все ребята поднялись на самый пик горы, там было небольшое озеро, а точнее болото, но в нем не квакала ни одна лягушка, не росло ни одного камыша! Они подошли ближе и увидели что оно все покрыто пеной! И тут заиграла дивная мелодия, кто-то испугался, а кто-то принялся слушать... Они все присели за небольшой кустик. И увидели, что из воды что-то поднимается, оно было мерзким по первому впечатлению, они посмотрели повнимательней и увидели выходящую женщину, всю покрытую волосами с ног до головы.

Это был шок! Тогда еще дети решились бежать, так как это чудовище было ужасно, оно шевелило языком как змея и издавало страшные звуки, руки вились как змеи, а глаза были просто огромны и светились зелено-красным цветом.

У моей бабушке открылся рот от увиденного. Эта русалочка, как прозвали ее позже, двигала резко головой и шипела, когда полностью вышла из воды. Абсолютно все побежали из кустов обратно домой!

И вот на следующий день родители этих детей ринулись туда посмотреть на это, но ничего не происходило, даже пена почти исчезла! Что же тогда случилось в ту ночь никто так и не узнал, но в памяти у тех детей это осталось навсегда, как и у моей бабушки!...

А раскрылось все это только поздней зимой, когда дети и родители уже ничего не боялись. Один мужчина напился и ехал на лошадях по деревне и как-то он заехал на эту гору. А озеро то было покрыто льдом и снегом. И вот он сорвался на лед у всех на глазах и все видели, что его повозка как будто накалилась до 1000 градусов и под ней начал таять лед как ошпаренный. Тот мужчина громко кричал, а лошади вопили от ужаса. Хоть та повозка и была деревянная, но после, когда лед растаял не всплыла ни одна деревяшка, труп не нашли...

Летом следующего года эти же дети начали тыкать огромными палками в берег реки и так и не нашли его, так как его и не было - конца дна этого чертово озера-реки или болота!...

С тех пор прошло много времени, озеро исчезло, но вот если приехать ночью на местность, еще можно услышать ту прелестно пугающую музыку шкатулки!

Уже не первую сотню лет человечество пытается получить единственно верный ответ на вопрос: а существуют ли русалки? Как всегда, общество разделилось на два лагеря. Одни кричат о том, что это все лишь выдумки, а факты ничего не доказывают. Другие же твердо верят в существование русалок. Доказательства существования этих мифологических существ собираются еще с 19-го века. В данной статье разберемся, русалки - миф или правда?

Кто такие русалки?

Перед тем как начинать разбирать доказательства существования русалок, следует разобраться, что это за существа такие. Найти описания русалок можно и в преданиях, мифах, и даже в обычных детских сказках. Можно даже отыскать описания очевидцев, который датируются 17-18-м веками. Однако те, кому действительно удавалось встретить этих уникальных существ, описывают их внешний вид совершенно по-разному. И не только внешний облик различен, можно встретить разные названия, разные описания черт характера и поведения. Например, в европейских странах привычным будет слово «русалка», в то время как греки называет этих мифологических существ «сирена», а римляне свято верили в существование нимф. Какова же правда о русалках?

Мистика

Если обратиться к мистической точке зрения, то в понимании магов русалка - это скопление энергии, дух воды, способность которого - исполнение желаний и помощь окружающим. Мифов и легенд про русалок насчитывают огромное количество. Но такая русалка - это просто сгусток энергии, бестелесное существо, которое управляет водной стихией. Однако мифические существа, найденные людьми в просторах океана, также отличаются от героев мифов и сказок. Ученые выдвинули версию, что на дне морском обитают сразу несколько видов так называемых русалок. Конечно, они не очень похожи на прекрасных персонажей их мультфильмов. Некоторые специалисты выдвигают теорию, что человек произошел от этих морских существ, ведь жизнь зарождалась именно в океане. Споры о том, русалки - миф или реальность, развернулись нешуточные.

Данная версия пока не получила полноценного научного обоснования, но история богата примерами и рассказами очевидцев, которые подтверждают их существование. Многие также придерживаются мнения, что то, что при встрече с людьми русалки атакуют, - правда.

Они существуют?

Так миф русалки или реальность? Самое лучшее доказательство их существования - документально зафиксированное. Первое упоминание о мифологических существах датируется XII веком и принадлежит ирландским хроникам. В описании сказано, что существо имело тело женщины, но вместо ног был рыбий хвост. Названо оно было словом «маргигр».

Следующее упоминание появилось только в 1403 году в Голландии. В книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры» описывается достаточно нетипичная ситуация. После ужасающего шторма на берег из воды выбросило странную девушку. Она была вся в тине и водорослях, а вместо ног - плавник. В книге сказано, что люди отвезли девушку в город, научили заниматься хозяйством. 15 лет сирена провела на суше, среди людей, но так и не начала говорить на их языке и при каждой возможности пыталась вернуться в воду, однако этого так и не случилось. Вскоре сирена умерла среди обычных людей.

Упоминания XVII века

Следующее значимое упоминание, которое готово ответить на вопрос, русалки - миф или реальность, относится к 1608 году. 15 июня этого года двое мужчин отправились в путешествие под руководством известного мореплавателя Г. Гудзона, где и обнаружили живую русалку. Двое матросов с огнем в глазах убеждали всех вокруг, что видели сирену с черными длинными косами, голым бюстом и огромным рыбьим хвостом. Однако больше никто из матросов слова двух мужчин подтвердить не смог.

Новую бурю дискуссий в XVII веке вызвали найденные архивы об удивительном парне Франсиско де ла Веге Касаре. Проживал он в Лиерганесе и отличался способностью отлично плавать. Легенда гласит, что шестнадцатилетний парень отправился купаться и попал в пучину. Его затянуло, и люди так и не смогли найти мальчика. По прошествии некоторого времени моряки обнаружили на месте пропажи парня очень странное существо. Это был все тот же парень, однако кожа его была снежно-белой, а на некоторых частях тела росла чешуя. На конечностях мальчика выросли перепонки, но сам он не мог разговаривать, как прежде, а лишь издавал непонятные людскому слуху звуки. Существо отличалось неимоверной силой, но его все-таки поймали и отвезли в храм, где над парнем был совершен обряд экзорцизма. Три недели юношу подвергали ритуалам изгнания демонов и только спустя год вернули домой, к матери, которая сразу сказала, что ее сын совсем не человек. Еще через два года парень смог убежать и скрылся в море.

Доказательства существования монстров в XVIII-XIX веках

В 1737 году началась новая волна обсуждения темы существования русалок, ведь появилось еще одно доказательство. Новая история происходила уже в Англии, где рыбаки вместе с дневным уловом вытащили на сушу странное существо. Испугавшись морского монстра, моряки сразу убили его, а те, кто был на борту, утверждают, что морское создание стонало, как человек. Очнувшись от страха, рыбаки обнаружили, что перед ними сирена мужского пола. Внешность существа была устрашающей, однако отдаленно русалка очень походила на человека. Труп сирены продолжительное время использовался как экспонат в музее в Эксетере.

Знаменательным стал и 1739 год, в журнале Scot’s magazine появился материал, в котором рассказывалось о том, что моряки поймали настоящую русалку, но существенных подтверждений этому факту не нашлось, так как матросам пришлось приготовить и съесть пойманное морское создание.

К обсуждениям вернулись в 1881 году, ведь 31 октября бостонское издательство выпустило новость о том, что люди выловили тело странного существа. был женщиной, ведь вся верхняя часть тела была похоже на обычного человека, а все, что ниже пояса, было покрыто чешуей, вместо ног - плавник. И это был далеко не последний случай девятнадцатого столетия, когда морякам удавалось поймать сирену.

Русалки в СССР

В Советском Союзе ситуация была сложнее, а история появления русалки на берегу озера Байкал долго хранилась в тайне. В 1982 году на западном берегу озера проводились тренировки боевых пловцов. Здесь и было найдено необычное Одним из заданий для пловцов был спуск с аквалангом на глубину 50 метров, именно там и были найдены необычные существа. В длину они достигали порядка трех метров и были покрыты чешуей. Аквалангисты твердо уверены, что это были не люди, так как передвигались существа намного быстрее и без плавательных костюмов и специального оборудования.

Командир отряда решил, что пловцам необходимо вступить в контакт с существами, и подготовил бригаду из 8 человек. Все аквалангисты были отлично снаряжены и подготовлены к выполнению задания. Но миссия так и не была доведена до конца: как только отряд приблизился к сирене и предпринял попытки набросить на существо сети, оно как будто силой мысли вытолкнуло их на берег озера. После случившегося все члены операции заболели кессонной болезнью, трое из них погибли уже спустя два дня, другие остались инвалидами.

Странные монстры в США

Не обошли странные истории и территорию Соединенных Штатов. К примеру, интересный случай произошел в 1992 году в поселке Ки-Бич, штат Флорида. Очевидцы говорят, что рядом с берегом замечали необычных существ с человеческой верхней частью тела, а нижняя часть была, как у тюленя. Когда люди предприняли попытку подойти ближе, чтобы рассмотреть необычных существ, те быстро скрылись на дне морском. Спустя некоторое время рыбаки достали свои сети из воды, но те были изрезаны, а улов выпущен на свободу.

Необычный экспонат представлен в музее города Тумстоуна. Представляет он собой тело существа, верхняя часть которого достаточно схожа с человеческой. Руки, плечи, шея, уши, нос, глаза - все это было у диковинного создания. Местные утверждают, что нередко ловят подобных существ в свои рыбацкие сети. Лучшее доказательство споров о том, миф русалки или реальность, - фото. Однако их достоверность вызывает сомнения.

Русалки: миф или реальность?

Ответить на вопрос, существуют ли эти необычные жители моря, на самом деле очень сложно. Драконов также считали легендами предков, пока не нашли цельные останки динозавров. Что касается русалок, они действительно могли существовать, но из-за того что часто попадались людям, человек мог полностью уничтожить их род. Некоторые ученые считают, что сирены - лишь разновидность дельфинов. О реальном и мифическом существовании русалок можно долго спорить, можно свято верить или отвергать. Но факт остается фактом, до сих пор необычные существа встречаются людям. Возможно, высокие технологии и деятельность, которую развел человек в том числе и в морских глубинах, заставляет этих морских созданий прятаться в глубинах водоемов.

Большинство людей прекрасно знают историю русалочки Ариэль благодаря сказке Ганса Христиана Андерсена и мультфильму студии Уолта Диснея. Однако русалки в восточнославянском фольклоре - явление не столь веселое и радостное и связано с «неправильной» смертью. Кстати, никаких хвостов они не имели.

«Неправильная» смерть

У восточных славян, как и у многих других народов, считалось, что покойники делятся на две категории: умершие «правильной» и «неправильной» смертью. Собственно, «правильно» умершие - те, кто умер естественной смертью, прожив отмеренный срок. Самоубийцы; убитые матерями младенцы; некрещеные; погибшие в результате несчастного случая; те, кого прокляли родители; колдуны (те, кто водил дружбу с нечистой силой) и т. п. - умерли «неправильно». Такие люди не попадают на «тот» свет, они «доживают» жизнь (в этом, кстати, наблюдается отличие от христианского понимания «неправильной» смерти, где самоубийца совершил страшный грех, а гибель в результате несчастного случая ни к чему «эдакому» не ведет). Все, кто умер «неправильно», опасны для живых, они не могут быть погребены обычным способом и недостойны поминовения. Такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами.

В науке «неправильных» мертвецов называют «заложными» или ходячими. Любопытно, что представления о таких покойниках были сформированы у славян в глубокой древности, но до сих пор сохраняются в слегка измененном виде. Кстати, к глубоким старикам тоже относились нехорошо, так как считали, что они «чужой век заедают», ведь дело не может быть только в крепком здоровье, тут однозначно присутствует колдовство, в результате которого ведьма/колдун питается жизненной силой цветущих растений, живых людей и даже сливками с молока.

Кого называют русалками?

Итак, кто становится русалкой? Девушка, умершая «неправильной» смертью; некрещеный или родившийся мертвым ребенок; редко - мужчина, если умрет во время Русальной недели (после или до праздника Троицы). Но все же, как правило, это утонувшая обрученная девушка или утопившаяся из-за любви. В этом смысле удивительно читается сказка Андерсена о русалочке Ариэль. Ведь она пожертвовала собой ради возлюбленного и стала морской пеной, вдобавок обретя душу. Как принято теперь говорить: «сломала систему».

Происхождение слова «русалка» - серьезный вопрос. Среди ученых существуют разные мнения на этот счет, но более или менее популярное в данный момент гласит, что это слово берет начало в античном празднике роз - rosalia, который был посвящен душам умерших. При этом образ русалки сложился в жизни древних славян. Но славяне, в зависимости от региона проживания, называли это существо и другими словами: «шутовка», «чертовка», «водяниха», «лоскотуха» (от укр. «лоскотать» - «щекотать»), «мавка», «купалка», «казытка» (от бел. «казычут» - «щекочут»).

Образ русалки

Русалка выглядит так: никакого рыбьего хвоста, белая (цвет траура в Древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые (как осока) или русые волосы и цветочный венок на голове (так хоронили незамужних девушек). Рыбьего хвоста у них нет - это явление, характерное для западноевропейских легенд и относится к морским людям, о которых мы писали . Восточнославянский образ русалок дополнялся красотой, бледным лицом, холодными руками и закрытыми, как у трупа, глазами, почти прозрачным телом. В некоторых поверьях говорится, что ростом они с деревья. Менее распространенный в народе образ русалки подчеркивает ее принадлежность к нечисти: страшная, безобразная, заросшая шерстью, горбатая, брюхастая, когтистая и с длинными, обвисшими грудями.

Живут русалки обыкновенно на дне водоемов, поэтому детей предостерегали не подходить в том числе и к колодцам. Русалки обычно опасны для людей, хотя не всегда, как любая нечистая сила, способны оборачиваться животными и предметами, используемыми в человеческом быту. Убивает русалка человека, защекотав его до смерти, но может и кусать, и душить, и щипать. Представления о деятельности русалок на суше радикально разнятся: то ли они вредят людскому хозяйству, то ли стерегут жито и помогают урожаю расти хорошо. Кстати, русалку, сидящую на дубе, Александр Сергеевич Пушкин придумал не сам. В народе говорили, что на Русальной неделе русалки селятся в лесах и особенно любят дубы и березы. Любовь русалок к растительности, особенно к деревьям, - дальний отголосок веры в то, что деревья связывают мир живых и мир потусторонний. Для молодого мужчины (русалки их особенно любят) верная погибель, если он присядет покачаться с такой русалкой на ветке или качелях. А кого убьет русалка - тот сам становится русалкой.

Спасение у попавшего к русалке одно - народные поверья гласят, что от нее можно откупиться: дать ей ткань или готовую одежду, чтобы она могла укрыться сама или укрыть своего ребенка. За такую добродетель русалка даже может наградить сверхъестественной способностью или дать волшебный предмет.

18.01.2017 15:52

Русалки являются персонажами славянского фольклора. Сейчас мы относимся к ним к некоторым скептицизмом, однако наши предки в них верили и относились весьма серьезно.

Согласно поверьям, русалки живут в реках, в лесах и полях, а потому для наших прабабушек, которые жили в деревнях рядом с природой, встречи с ними были не таким уж редким явлением, а истории про русалок были у всех на слуху. Сейчас мы живем в современном мире, и многие из нас проживают в городских квартирах, которые далеки от дремучих лесов и таинственных озер. Но кто знает, что таится в этих местах на самом деле? Может быть, наши прабабушки были не такими уж и сказочницами?

В этой статье женского Интернет-журнала «100 миров» мы познакомимся с некоторыми историями про русалок, которые дошли до наших дней из фольклора.

Русалка на поле

Был на окраине одной деревни перекресток, который имел дурную славу. Одна из дорог вела прямо в город, и люди ходили по ней в монастырь, чтобы помолиться. И именно это место облюбовала нечистая сила - говорят, что здесь случалось всякое. И в первую очередь нечисть приставала к тем, кто шел молиться - старалась сбить людей с пути истинного.

Шел как-то мужик один в город, хотел добраться засветло, но не получилось. Уже смеркалось, и показался месяц, когда он дошел до перекрестка. Видит - сидит у дороги молодая девушка, совсем одна. Расчесывает волосы, а сама плачет.

Подошел он к ней и спросил, что случилось. Она ответила ему, что шла к монастырю и заблудилась. Мужик не бросил красавицу в беде и обещал ее отвести, все равно ведь им по пути.

Пошли они дальше вместе. Дорогу до монастыря он знал прекрасно, но чудеса какие-то - уже час прошел, а дорога все не заканчивается. Начал мужик нервничать, а девушка повеселела - идет себе и смеется, песни поет. Стала она с ним кокетничать, да только до нее рукой не дотронешься - так она быстро и ловко идет, что ее не догнать.

Подошли они к полю, на котором были разложены копны собранной ржи, а она вдруг взяла да шмыгнула за копну и вновь начала как будто плакать. Стал мужик ее искать, а ее голос то за одной, то за другой копной слышится - и нигде ее нет.

Так и искал он ее до самой зари, забыв о том, куда шел. Завела его русалка за город, за тридцать верст - только утром он и опомнился.

История про русалку в бане

Отправился как-то один мужик в баню помыться. Дело было зимой, а время было уже позднее, ночь - двенадцать часов. Ушел - и нет его.

Забеспокоилась его жена - почему мужа нет так долго? Пошла в баню его искать, а его внутри не оказалось.

Смотрит - а от бани ведут следы, прямо к реке. Пошла она по следам и увидела, что муж ее сидит на камне среди воды, совсем голый. А на дворе - зима, кругом снег!

Спросила она его, как он там очутился и зачем. И он сказал, будто в баню пришла русалка и позвала его за собой, а он и пошел следом почему-то. Русалка шмыгнула куда-то, а он так и сидит нагой на холоде. Стала жена говорить: «Аминь», и «зааминила» - он очнулся и встал. Однако как ему выбраться? Вокруг холодная вода, и глубина большая. Как он туда попал - сам не знает, а обратно без посторонней помощи ему никак.

Пришлось супруге знакомых звать на помощь, мужа вытаскивать. Люди веревку ему кинули и сумели вытянуть бедолагу обратно на берег.

А ведь недаром говорят, что - место нехорошее, нечистое, страшное…

Несчастье грубого рыбака

Поставил как-то один рыбак сети на озеро, да все ему не везло. День прошел, два - а рыбы нет. На третий день он разозлился - убрал сети, плюнул в воду и выругался.

Пришел он домой и вдруг начал болеть неизвестной болезнью. Силы его стали покидать, а чем болеет - непонятно. Пошла его жена к знахарке, та дала ей заговоренной водицы и велела умываться. Да только все без толку. Супруга как пришла домой к вечеру, так и заснула от усталости. И приснилось ей, что дверь в их избу отворилась, и вошли русалки. И велели они ей воды этой мужу не давать и не помогать ему - обижены они на него, поскольку он на их свадебный стол плюнул!

Проснулась жена и увидела, что их ягнята, что стояли в стойле при доме, мертвые лежат - ноги выдернуты. А потом и муж умер, и никак ему помочь было нельзя.

Вот такая страшная история про русалок! Говорят, русалки - народ злой, обидчивый. И в воду плевать нельзя, да и ругаться тоже - так можно и накликать беду…

История про плен у русалок

На Руси с давних времен существовало поверье - нельзя никого проклинать, иначе за проклятым могут явиться русалки и утащить в свое логово.

Однажды портной поссорился с женой и в сердцах послал ее к шутам. Ночью, около полуночи, женщина вышла во двор по малой нужде - и обратно не вернулась.

Искали пропавшую жену портного две недели, но никто ее не видел. Тогда стали люди за нее молиться и беднякам милостыню подавать. И вот, через несколько недель, в полночь подкатила к их дому телега - скинула она что-то с возу, да и укатила.

Смотрит портной - а это супруга его, худая и измученная. И рассказала женщина, что после того, как муж ее послал к шутам, она вышла во двор - и там ее окружила какая-то потустороння сила и уволокла прочь. Утащили ее к реке и затянули в воду, прямо в гнездо русалок-шутовок.

Так и жила она с ними несколько недель. Рассказала, что живут русалки подобно людям - шьют, едят, заводят семьи. Да только по ночам вылезают они из своего гнезда да ходят по деревням - высматривают, где люди без молитвы есть садятся, смеются за трапезой и еду на пол кидают. Смотрят, у кого двери и окна не «зааминили», и к кому в дом можно проникнуть. Ходят - и воруют детей, а также тех, кого прокляли близкие.

Сначала русалки женщину не обижали. Но потом, когда близкие начали за нее молиться, стали они ее морить голодом да издеваться. Но близкие отмолили родную душу - тогда они и вернули женщину домой.

Вот такие рассказывают жуткие истории про русалок! Однако в них есть своя мораль, не так ли?

А вы верите в истории про русалок?

Статья написана с использованием материалов книги про русский фольклор «Ангел-хранитель, дух-искуситель и домовой».

Анастасия Черкасова, женский сайт "100 миров"

Перейти к разделу:

Кто не слышал о русалках и нимфах — полуженщинах полурыбах, обитающих чаще всего в морской пучине? Не будет преувеличением сказать, что их образами пронизан весь мировой фольклор. Предания и истории о русалках бытуют и у тех народов, история которых не связана с морскими просторами. В этом случае средой обитания странных существ называются реки и озера. И во все века естествоиспытатели и историки задумывались над тем, действительно ли русалки — существа чисто мифические, или в далекие времена на нашей планете и впрямь существовала пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей - амфибии.

Истоки первых легенд про обворожительных обитательниц подводного царства восходят еще к древнему Вавилону. Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют здесь и представители мужского пола амфибий — тритоны. Нельзя забывать, что и могущественные вавилонские божества, которым поклонялись древние, внешне тоже наполовину рыбы, в том числе и бог солнца Оаннсс.

Как это ни поразительно, но с именем и обликом Оаннеса связана и одна из сенсаций нашего века. В 30-х годах французскими учеными в Западной Африке было открыто одно из древнейших племен земли — догоны, несколько тысяч лет ухитрившееся просуществовать в полной изоляции от цивилизованного мира. При этом догоны потрясли исследователей своими фантастически точными астрономическими знаниями, превосходившими даже современную науку. Жрецы племени пояснили, что знания были переданы их предкам космическими пришельцами, прилетевшими со звезды Сириус и имевшими вид амфибий. Главный из прилетевших — Оаннес — стал верховным божеством, которому поклонялись догоны…

Но вернемся к земным русалкам. Есть у берегов Шотландии маленький островок, сплошь покрытый небольшими серо-зелеными камешками, которые здесь называют «слезами русалки». Название это связано с трогательной легендой о русалке, полюбившей молодого монаха и навещавшей его в монастыре святого братства Ионы. По преданию, монах научил русалку молитвам, и они вместе вымаливали у бога для нее душу… Но покинуть море она так и не смогла и в конце концов уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу. Легенда датируется VI веком и на общем фоне «русалочьего фольклора» в определенном смысле уникальна. Ведь в ней говорится о любви, а подавляющее большинство сказаний про обитательниц морских и речных глубин однозначно повествует как раз об обратном.

Решительно во всех морских притчах и легендах русалки и сирены — существа не только обольстительные, но и коварные, завлекающие моряков в свои сети пением и чудесной музыкой, «завораживающие», усыпляющие их с единственной целью - погубить. Даже мимолетную встречу с русалкой, только мелькнувшей на горизонте, мореходы считают плохой приметой: увидевший эту морскую обольстительницу непременно очень скоро утонет!

Но не только моряки оказываются свидетелями и участниками встреч с загадочными обитателями глубин.

…Теплым летним днем 1890 года учитель Уильям Мойра прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтн-есс. Внезапно на камне, выступающем из моря, он заметил существо, похожее на женщину. Не знай Мойра, что заплывать за камень очень опасно, он не обратил бы на нее особого внимания, а тут начал присматриваться… Перед ним было существо, в наличие которого он никогда не верил, - русалка! Спустя несколько секунд она соскользнула в воду и больше не показывалась…

Учитель колебался целых -двенадцать лет, прежде чем решился наконец написать в лондонскую «Тайме» об этой встрече, дав четкое и сухое описание русалки и выразив надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти неизвестного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь».

Молва о русалках во все века была настолько. устойчивой и распространенной, что, разумеется, не миновала и Россию. Интересовался ими и император Петр 1. Настолько, что обратился к человеку, много о них писавшему, — датскому колониальному священнику Франсуа Валентину. Вот что тот ответил русскому императору после длинного перечня полученных в процессе тщательного исследования свидетельств тех, кто сталкивался с необычными существами: «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…» Что касается нашего века, свидетельств о столкновениях с русалками, безусловно, стало значительно меньше. Причиной тому (если русалки и впрямь существуют) может быть и экологическая загрязненность рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий Природы, и значительно увеличивающаяся скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени на то, чтобы глядеть на море, а значит, больше возможностей рассмотреть его обитателей…

И все же приведем еще одну историю, связанную с началом второй половины нашего века. 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им собственной модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повел себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получит такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Так как на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости случившегося. В существовании русалок совершенно не сомневается и большинство современных жителей побережий крупных рек, в том числе российских. В конце 60-х годов мне довелось участвовать в фольклорной экспедиции, часть маршрута которой пролегала по Приднестровью и побережью диковатой карпатской реки Прут, которая, несмотря на преобладающее мелководье, славится неожиданными омутами. Рыбаки — не только профессионалы, но и любители — неохотно говорят о русалках: ведь и в тех краях встреча сними считается дурным предзнаменованием. Все-таки с некоторыми рыбаками удалось поговорить достаточно подробно. Самую потрясающую историю поведал нам некий Мыкола — мрачный, хмурый старик, в одиночестве живший в полуразвалившейся мазанке, прилепившейся к обрыву на прихотливом изгибе Прута. На Мыколу мы «вышли» не случайно: в ближайшем селе нам рассказали странную и малоправдоподобную историю его одиночества.

Много лет назад (он уже был рыбаком, только что похоронил мать, но нелюдимым нравом тогда не отличался) как-то в середине лета, на рассвете, Мыкола отправился рыбачить в потаенное, глухое место, которое знали немногие. Бредя по отмели к облюбованному заранее валуну, с которого собирался ловить рыбу, Мыкола был вынужден внезапно остановиться: к своему изумлению, он увидел, что между ним и камнем на песке кто-то лежит. Подойдя ближе, рыбак обмер: это была русалка!

Вот как он описал нам ее в нашу с ним встречу: роста невысокого, от силы метра полтора, хрупкая, верхняя половина тела - с очень белой кожей, волосы почти до пояса, зеленовато-серые, похожие на тонкие водоросли, изящное, правильное лицо с непомерно большими, темными, лишенными зрачков глазами… В этих глазах Мыкола углядел что-то напоминающее, как ему показалось, мольбу о помощи. «Она вроде как сомлела, то есть находилась в обмороке», - пояснил старый рыбак.

Недолго думая, Мыкола решил оказать русалке «первую помощь». Преодолев страх, сбросил с себя робу, положил на нее «сомлевшую», стараясь не вдыхать сильный и странный аромат, идущий от ее тела и вызывающий дурноту, а затем отнес речную гостью… в свою мазанку. Кровать в его жилище была только одна — на нее он и уложил фантастическую находку. Русалка не сопротивлялась: судя по всему, просто не могла. «Видать, помирала уже», — серьезно пояснил Мыкола.

По его словам, он просидел рядом с ней почти два дня, а как она умерла -не заметил, поскольку русалка, после того как рыбак положил ее на человеческую постель, признаков жизни ни разу не подала. Но в ка. кой-то момент Мыкола увидел, -что ее огромные глаза подернулись тусклой пленкой, и понял, что все кончено… Аромат, исходивший от русалки, начал исчезать, а вместе с этим пришло и странное состояние, в которое он впал, потеряв счет времени.

Что это было за состояние, он не сумел или не захотел объяснить, лишь коротко пробормотав: «Да так, виделось разное…» На фантазера старик не походил. К тому же в селе нашлись люди, утверждавшие, что сами видели издали удивительную находку Мыколы: заглядывали к нему в мазанку в те два дня многие, однако войти внутрь никто не решился. «Он и сам быя какой-то смурной, а после таким и остался — нелюдем».

Очевидно, старый рыбак заметил наше недоверие к его рассказу. Потому что, поколебавшись, повел нас в горы, за свою мазанку. Там начинался буковый лес, и, углубившись в него метров на пятьдесят, мы увидели под одним из деревьев маленький ухоженный могильный холмик… На нем вместо православного креста стояла небольшая, грубо вырезанная из дерева фигурка русалки… Эта фигурка и холмик навсегда отпечатались в моей памяти вместе с загадочной и мрачноватой историей Мыколы.

Интересно, что во всех «русалочьих» легендах, независимо от места и времени их возникновения, обитательницам подводного мира приписывают одни и те же качества. Если не считать упомянутого коварства и недружелюбного отношения к людям, какие же?

Прежде всего, это те свойства, которые сегодня мы назвали бы экстрасенсорными: начиная с явно гипнотического пения индийских речных шюлф Апсарас и способностей к телепатии и магии древневавилонских боговамфибий и кончая убеждениями моряков и рыбаков в том, что русалка способна взглядом заворожить и полностью подчинить себе человека. Магию русалок нельзя назвать доброй или «белой», моряки свидетельствуют — за редким исключением — об их недружелюбном отношении к людям. Если же учесть, что родной мир амфибий — подводный, и вспомнить, какой экологический ущерб во все времена наносил и наносит этому миру человек, то удивляться здесь не приходится…

Неизвестно, чем русаки питаются, но, если верить нескольким записям, относящимся к XVII и XIX векам и подкрепленным свидетельствами вполне серьезных людей, они не едят не только рыбу, но и более мелкую морскую живность. Значит, они не плотоядны и собратьев по среде обитания не уничтожают — еще один веский повод не испытывать симпатии к людям, зная наши замашки…В документах упомянутых столетий фигурирует несколько случаев, когда людям удавалось либо изловить, либо найти на берегу не успевшую исчезнуть вместе с отливом русалку. В частности, одну из них, поместив в бочку с морской водой, пытались чем-нибудь накормить — вплоть до мельчайших креветок, — но безуспешно. Прожив в неволе около трех суток, русалка - она была белокурая - умерла.

Находиться на поверхности, судя по описаниям, жительницы подводного мира могут, но срок их пребывания на воздухе строго ограничен. В соответствии с имеющимися записями в корабельных журналах прошлых веков все плененные русалки неизменно погибали куда быстрее амфибий, доступных исследованиям ученых.

Наконец, сходство с людьми не ограничивается формами верхней половины тела. Существа эти, несомненно, разумны, ведь коварство, в котором их обвиняют веками, — тоже свойство разума! И если эти существа и впрямь не порождение богатой народной фантазии, а представители реально существовавшей когда-то и исчезающей в наши дни цивилизации-»соседки», немного обидно, что дружить с нами они категорически не желают. Ведь человечество всегда мечтало обрести собратьев по разуму!

Правда, при этом мы куда чаще пытаемся заглянуть в звездные глубины космоса, чем в таинственный подводный мир Земли, забывая, что живем, в сущности, на мало изведанной нами планете… Так что основания для обид есть не только у нас, но и у возможных представителей гомо амфибиус — обитателей чарующего подводного царства…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.