Духовный наставник - значение слова в православном словаре. Духовный наставник Зачем просить благословения

Помогать другим — предназначение духовного наставника. Слушать и слышать человека, понимать и раскрывать его суть, помогать ему стать собой и раскрыть его личную индивидуальность — а ведь это очень важно! Важно не затмить, а заставить светиться живое существо!

  • уважать — как начало всего независимо ни от чего;
  • понять его суть: жизненную, кармическую и духовную;
  • помочь решить его проблемы, не вмешиваясь в его личные кармические связи и причинно-следственные связи; позволить ему самому справиться с проблемами, жизненными испытаниями и ситуациями, не изменяя своим вмешательством временные потоки; информировать, успокаивать и, наоборот, мотивировать;
  • слушать и слышать, извлекать из информации, поступающей от ученика, не только самое важное, но и "читать и видеть между строк". Порой человек, рассказывая о своей ситуации, пытается сказать о том, что он, возможно, сам не понимает, не осознаёт пока, но уже бессознательно чувствует и говорит об этом.
  • раскрыть его индивидуальность и заставить "светиться", помочь найти "себя" и своё предназначение, обратить к жизни, пробудить;
  • не менять его мировоззрение, а давать знания как информацию к размышлению, которую он как интеллектуал должен проверить; контролировать верное понятие вещей и правильное выполнение практик;
  • давать знания независимо от их сути, но постепенно подготавливая ученика к ним как морально, так и духовно; аккуратно со временем смещая его "точку сборки" в то положение, в котором он сможет видеть больше, чем тогда, когда ещё был обычным человеком;
  • быть другом: даже если что-то не получается в рамках ведения обучения, ни в коем случае не обвинять в неудачах ученика; только повторная отработка, корректировка понятий, знаний и анализ происходящего — ведь это школа жизни, в которой не бывает неудач и наказаний;
  • помогать только тогда, когда это действительно необходимо для самого ученика: не навязываться с постоянным контролем, давать время осмыслить и поработать над теорией и практиками самому;
  • быть с учеником наравне, никакого эго! Наставник — не учитель, как в школе, а в первую очередь — друг. Как только "учитель" показывает себя выше ученика — он перестает быть таковым, теряет всякую возможность и право помогать тем, кто ему всецело доверяет. В этом случае, проявление эго недопустимо;
  • быть направленным на индивидуальную работу с человеком, уделять столько энергии и времени, сколько это необходимо, помогать формировать личную картину мира, собирая его элементы как пазлы.

Ну и, конечно, самое главное: быть искренне счастливым и радоваться успехам ученика, его продвижению вперёд, усердной работе над собой и достижению его личных целей!

«Передай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божья будет обитать в тебе». Сборник « Духовный руководитель» Москва 1993 г.

История русской православной церкви насчитывает более тысячи лет. Земля русская переживала тяжелые годины, но духовные пастыри поддерживали народ русский словом и делом. Знала Россия и татар, и шведов, и немцев, но всегда рядом с народом был духовный наставник, который направлял его на путь истинный, освещал ум словом Божьим, недаром на протяжении многих веков слова «русский» и «православный» были синонимами.Духовный и моральный облик нации - сила любого государства. Даже в годы гонения, после революции и до перестройки, народ потихоньку ходил в церкви и находил духовного наставника. После перестройки духовный наставник стал доступнее, но не изменилось его призвание- сеять разумное, доброе, светлое.

Мне 12 лет я учусь в православной школе. Здесь мы изучаем основы Православной культуры, каждый понедельник для нас служатся молебны, мы помогаем храмам города в уборке территории, а у каждого класса есть свой духовный наставник.

Духовный наставник...Что означают для меня эти слова? Обратимся к значению этих слов «Дух»- это душа, это то, что я чувствую, люблю, это то, что помогает мне обращаться к Богу. А наставник имеет корень «став-стан» т.е. то, что незыблемо. Таким образом, духовный наставник-это человек, который помогает моей душе становиться на правильный путь. Таким человеком для меня и для всего нашего класса стал отец Михаил Гордеев. Мы спрашивали его: «Как он пришёл в храм Божий? Когда? Где учился?»

Родился он в г. Челябинске в 1977 году. В 1987 году приехал в г. Сызрань. Сначала просто ходил на богослужения в Казанский собор, со временем стал нести послушание алтарника, в 1995 году он был призван в ряды Вооружённых сил и служил в селе Арсаки Владимирской области. Рядом с этой воинской частью есть монастырь- Смоленско-Зосимова пустынь. Отец Михаил нёс там послушание в хоре. С этим хором он пел в Троице-Сергиевой Лавре, в г, Москве в храме Христа Спасителя, в Академии инженерных войск, в г. Киржаче перед Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II. Во время военной службы поступил учиться в Православный Свято-Тихоновский институт. Проучился там два года, а затем перевёлся в Самарскую духовную Семинарию. В 2001 году его рукоположили во диаконы, а в 2004 году в г. Тольятти был рукоположен в сан священника. В этом же году закончил семинарию.

Великое счастье христианина - найти настоящего духовника, который будет отвечать перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить, за его духовным ростом, руководить им во всех случаях жизни.

Однажды я была свидетелем, как мой сверстник совершил зло по отношению к другому человеку, и даже осознав, что это зло, он не мог найти в себе силы, чтобы раскаяться и попросить прощение. А отец Михаил учит меня быть терпимой к слабостям других людей, уметь просить прощения, потому что сказано, что надо к другим обращаться так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой. Отец Михаил говорит нам о том, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отдалённости его души от Бога, в нарушении душевной внутренней гармонии, накапливаемых в течение жизни грехов. Невозможно без пагубных последствий для души нарушать Заповеди Божии!

Отец Михаил учит нас, что христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божии, имеет чистую совесть, мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.

Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.

Получив благословение духовника на какое- либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему свою благодатную помощь, поэтому церковь устами святых старцев учит: «Передай сердце твоё в послушании духовному отцу твоему, и Благодать Божья будет обитать в тебе».

Мой духовный отец всегда приветлив и ласков. Он не отталкивает нас от себя суровым обращением. Отец Михаил прививает нам любовь к Богу, старается разъяснить, что нам не понятно, учит с нами молитвы и говорит, как и где их применять. Он беспокоится за наше настоящее и будущее, любит нас такими, какие мы есть, и старается нам помочь, найти путь истинный. Мой духовный наставник не ущемляет моё самолюбие и достоинство, радуется моим успехам, относится ко мне с уважением. Отец Михаил учит меня сочувствовать чужому горю, переживать его, как своё, обращать внимание на духовное состояние товарища и если ему плохо - помогать.

Я часто бываю в храме Успения Пресвятой Богородицы, в котором служит батюшка. Как красив этот небольшой храм! Как украсил он наш город! Сколько людей приходят в него за добрым словом и советом! Я знаю, сколько сил и энергии потратил отец Михаил, чтобы этот храм был для сызранцев любимым и родным.

А сейчас ещё открыта воскресная школа, и я часто думаю, как счастливы, дети, которые слышат ласковые, добрые, тёплые, и слова о Боге от моего духовного наставника.

Я надеюсь, что он дойдёт со мной и с моими одноклассниками до конца школы и даст нам достойное воспитание, ведь от этого зависит, какими мы будем во взрослой жизни. И ещё я надеюсь какие бы суровые жизненные испытания не легли на мои плечи, рядом всегда будет ласковое слово и добрый взгляд моего духовного наставника- отца Михаила.

Комарова Алена ученица 6 класса школы № 7
Дипломант конкурса «Русь моя родная»

На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?

Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем паче, что вся святоотеческая традиция говорит о необходимости духовного руководителя. В то же время мы часто слышим от церковных людей и от священства, что наступило такое время, когда духовных отцов быть не может. Вера оскудела, и по этой причине не надо пытаться, не надо искать... «Единственным наставником твоим, – говорят они, – могут быть сейчас лишь святоотеческие книги»... Не спешите сразу судить, так это или не так.

Чтобы не возникала путаница, нужно различать такие понятия, как священник-исповедник, духовный наставник, духовный отец и старец. Есть общецерковное мнение, что старчество теперь сильно оскудело. Но и сейчас есть всеми признаваемые духовные люди, к которым верующие прибегают за советом и считают их старцами.

Таковыми, например, являются: архимандрит Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Кирилл – в Свято-Троицкой Лавре, монашествующие в некоторых других монастырях нашей Церкви. К ним верующие люди часто прибегают для того, чтобы получить наставления, духовный совет, обрести правду жизни.

Искушения, связанные с духовным наставничеством

Проблема «младостарчества»

Существует и другая сторона этого явления, о которой неоднократно говорил митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях. В наше время немало молодых священников принимает на себя старческие обязанности. Не вполне осознавая, что есть духовная жизнь, они берутся отвечать на какие-то очень серьезные и глубокие жизненные вопросы прихожан. Они пытаются даже указывать им жизненный путь, более того, указывать с некоторой жесткостью, самонадеянно считая себя возвещателями воли Самого Господа. Такое «младостарчество» представляет собой серьезную опасность для воцерковляющегося человека.

Самоугодие

В то же время духовное наставление – явление необходимейшее, без него входящему в церковную жизнь обойтись никак нельзя. Представить порядок своей церковной жизни в миру дело непростое, увидеть самого себя сложно и практически невозможно, поэтому очень нужно и очень важно прибегать к священнику за советом, за наставлением.

Возникает вопрос о постоянстве обращения к наставникам, т.е. можно ли ходить к разным священникам и получать от них наставление или же необходимо советоваться только с одним. Тут возникает чисто психологический нюанс: если ходить к разным священникам, то невольно возникает искушение – наиболее трудные вопросы приносить к наиболее беспечным и слабым священникам, а малозначащие вопросы приносить наиболее строгим. В результате человек очень удобно устроит свое самоугодие, будет ходить с одним и тем же вопросом к двум, к трем священникам, а в итоге выберет один какой-то ответ из трех, тем самым приобретая навык определять самому, как ему поступить, возможно, искренне считая, что он живет по послушанию. Но в духовной жизни требуется как раз отложение от самого себя, своих самохотений, которые часто порождаются самоугодием. Такое послушание – одно из важнейших средств церковного развития, которое, к сожалению, многие не могут принять почти до самой смерти. Св. Феофан Затворник говорил, что узы духа, самоугодия, как самые глубокие, могут сопровождать человека до самого конца его жизни.

Немощь человеческая

Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести это ради Христа, чувствуя и слыша в этом повеление, согласное с Евангелием, с Евангельским характером жизни. Чаще всего по нашей духовной немощи в сердцах присутствует мощь гордыни, мощь себялюбия, мощь тщеславия. И эта мощь скрыта за хлипкой, как фанерка, оболочкой, которую только задень, она тут же задрожит вся, затронь сильнее, уже и прокололи. А если прокололи, то через эту фанерку такой фонтан забрызжет, что потом будешь за километр обходить этого человека. Не то что наставления будешь бояться сказать, даже советовать, когда настоятельно спрашивать будет, и то станешь с великой осторожностью. Церковные люди сегодня настолько уязвимы, что с ними приходится обращаться очень осторожно.

Искушение самомнением

Все осложняется не только тем, что многие из нас очень своенравны, очень самолюбивы, уязвимы и самонадеянны. Сегодня подавляющее большинство воцерковляющихся людей имеет образование – среднее, а большинство и высшее. Во многих живет мера самопознания, самодостаточности или же мера уверенности в себе. Каждый думает, что сам во всем разберется, если уж не сегодня, то завтра или послезавтра, почитает книги, хорошенько подумает, поразмышляет и обязательно доберется до истины. Вот эта уверенность в себе настолько сильна в сегодняшней интеллигенции, что к совету человек еще позволяет себе как-то прислушаться, тем более, что при этом свободен сам размышлять. А вот уже воспринять слово как наставление, а значит, делать и действовать уже именно так, как сказано, отложить свою волю, свое сознание, свое разумение, – этого сегодняшний человек позволить себе не может. А если при этом священник ведет себя чуть построже... Обычно строгий священник, давая наставление, не будет объяснять, почему так, а почему эдак... Когда мы начинаем объяснять, то привлекаем к исполнению сознание человека, т.е. мы уговариваем, убеждаем человека и в итоге добиваемся его согласия на то, что ему так полезно поступить. И человек действительно принимает это как наставление, но оказывается, что это наставление принято вовсе не сердцем, и потому серьезного духовного значения не имеет. Оно принято сознанием, которое удостоверилось в том, что священник действительно прав, советует разумно и здраво, настроен благожелательно... После такого убеждения человек остался внутренне доволен, он убедился в том, что не ошибся в священнике. И только после этого он позволяет себе принять данное слово священника как наставление. Здесь нет послушания, здесь есть согласие с разумным словом.

Как видим, в глубине человеческого сердца остается в этом случае все то же самоугодие, самодостаточность, человек не выходит за их пределы. К сожалению, большинство сегодняшней интеллигенции, живущей церковной жизнью10–15 лет, пребывает в таком состоянии, даже не подозревая этого. Не удивительно, что по этой причине исповедь почти не бывает исповедью, там нет покаяния. Человек исповедует грехи, но больше по сознанию, а не по сердцу. Это все равно что собраться на исповедь, налепив на себя банные листы, – пока лепил, то вроде бы держались на теле, а пока в очереди к священнику постоял, успел обсохнуть, и все отвалилось, лишь один-единственный какой-нибудь только и остался. И стоит человек, снова стараясь вспомнить, или выручает его бумага, которую он написал.

Священник советует ему:

– У тебя целых две страницы написано, там больше ста наименований грехов, а ты начни с того, о чем более всего скорбит твое сердце, о чем болит твоя душа. С этого начни, а потом и написанное вспомнится.

Человек на это медленно опускает свой листик и говорит:

– Батюшка, мне нечего сказать.

– Ладно, тогда говори по бумажке.

Но сказанное «по бумажке» при том, что нечего от сердца сказать, это явное говорение от сознания. Все то же самое интеллигентское состояние. Ничего более. Вся та же глубина и глыбища самоугодия, самодостаточности, которая очень хочет стать православным и поэтому по своему сознанию теперь выискивает методы и способы – как им стать? И обретя все эти методы, вооружившись способами, прочитав даже все пять томов «Добротолюбия» и вытащив оттуда все необходимое для этого, он, «вооруженный до зубов», теперь живет церковной жизнью! А в действительности это как раз и есть то самое состояние, про которое Господь сказал: «Многие скажут Мне: Господи, Господи!.. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (). К сожалению, это состояние очень свойственно сегодняшним людям, и обратить такого человека к настоящему покаянию – дело очень непростое.

Вмешательство бесов

В отношениях с духовником необходимо коснуться еще такого момента: очень сильно осложняют ситуацию бесы, которые не спят, и там, где действительно начинаются серьезные отношения между чадом и духовником, стекается это невидимое зло. Там, где отношения хладные, или теплохладные, или же формальные, там бесы особенно не тревожатся, но там, где начинается серьезное наставление, вдруг, в одну минуту может произойти полный разлад всех отношений. В состоянии такого искушения духовное чадо не может правильно осознать происходящего. Ясно, что не может одна минута разлада перечеркнуть годы совместной духовной жизни, значит, явное искушение, которое нужно просто перетерпеть, и этим оно преодолеется.

Благоразумие или же простая рассудительность позволяют человеку все эти вещи распознавать, как бы его ни заклинило. Но когда человек уязвляется, у него закрываются не только чувства, но и разум. Минутным и даже многодневным искушениям нельзя доверять. Нельзя из-за того, что заклинило, рвать многолетние отношения. Претерпите до конца, и откроется Божий Промысел. Он всегда неожиданно мудр и глубок.

Стадии взаимоотношений с духовным наставником

Стадия первая: священник – исповедник

На первом этапе человек приходит к священнику просто как к исповеднику, которому приносит свои грехи. Человек почти ничего не спрашивает у священника, ему вполне достаточно тех книг, которые читает, и своего саморазумения, по которому, собственно, он и выстраивает свою жизнь. Он привык так жить в миру.

Стадия вторая: священник – наставник

На следующем, втором, этапе человек начинает все более и более доверять священнику и поэтому начинает уже прислушиваться к его советам. Однако чадо относится к совету очень произвольным образом. Совет можно принять, а можно и не принять. Значит, слово священника, воспринятое как совет, все равно остается в произвольном обращении самого человека. Человек как хочет, так с ним и обращается. Если он продолжает дальше ходить к этому священнику (а это возможно только в случае постепенно возрастающего доверия к нему и взаимного, а может быть, одностороннего, притяжения), то возможен выход на следующий этап. Он начинает удостоверяться в том, что некоторые невыполненные им советы были не просто человеческим измышлением. Потом, в дальнейшем, обстоятельства показали, что он был наказан за то, что их не выполнил, а значит, за ними стояла воля Божья. Он ее не исполнил и теперь наказан.

Такие откровения, которые он переживает в течение нескольких лет хождения к священнику как к духовнику, дают основание уверовать в то, что к словам священника надо все-таки прислушиваться. И постепенно он начинает относиться к священнику как к наставнику. Слова священника на этом этапе их отношений воспринимаются как наставление, а с наставлением обращаться вольно уже не будешь.

Наставление – это слово, которое ты принимаешь к исполнению. Это уже не совет. Если наставление принято к исполнению и, исполняя его, человек открывает, обнаруживает, что оно помогает ему возрастать в духовной жизни, то в результате он все более и более укрепляется в своих отношениях со своим духовным наставником. Прочитанные святоотеческие книги показывают, что путь, по которому ведет его духовный наставник, не расходится со Святыми отцами, общий единый дух сохраняется, и это его вполне устраивает.

И, наконец, по мере того, как христианин удостоверяется в точности и правильности наставлений, когда он их выполняет, получается хорошо, а когда нет – плохо (именно таким образом приходит вразумление), то его доверие укрепляется, и он с какого-то времени начинает относиться к священнику уже как к духовному отцу. Это совершенно новое качество. Формируется новое право священника по отношению к своему чаду, но это право – не самовластие священника, это властное право, которое чадо вручает пастырю как своему духовному отцу. Что это такое – властное право?

Рассмотрим на примере. Ребенок, родившийся в любой семье, относится к родителям как к власть имеющим над ним. Мама или папа могут ему не только указать, но и наказать. Могут не просто наказать, а наказать так строго, что никто другой такого права не имеет... И при всем при этом ребенок, переживая ужас и трагедию наказания, вплоть до истязания, тем не менее, успокоившись, вернется к родителям. Он не сбежит из дома и не скажет: «У меня нет больше отца или матери». Это надо очень сильно и очень грубо обращаться с ребенком или совсем его не любить, чтобы ребенок убежал из дома. Сейчас, правда, такое можно очень часто встретить, но это уже случаи явного отсутствия родительской любви. Если же родитель с любовью будет исполнять свой долг, если отец и мать своей родительской властью строго наказывают ребенка, он не убегает от них, и через день – уже как ни в чем не бывало он исправился, он больше так не делает. Дитя знает, что за плохой проступок мать или отец его строго накажут.

Когда у взрослого человека по мере углубления отношений со священником нарастает такая степень доверия, в конечном итоге она отпечатлевается его решимостью вверить себя уже как духовное чадо своему духовному отцу. С этого времени начинаются новые отношения с тем же самым священником, но уже как с духовным отцом, т.е. имеющим право жестко и строго отвращать свое чадо от его самохотения, самоугодия, своенравия и прочего.

Стадия третья: священник – духовный отец

С одной стороны, мы видим, что в некоторых ситуациях духовный отец может применять очень суровые меры, потому что своенравие настолько глубоко коренится в нашей душе, что искоренить его бывает порой очень трудно. Можно только вырвать это своенравие из нас, сделав какие-то крутые запрещения, или же жесткое наставление, или жесткое благословение поступать так и не иначе.

С другой стороны, отношения с духовным чадом принимают тишайший характер, когда священник не настаивает ни на чем, но дает лишь совет, ненароком сказывает. И, тем не менее, и совет, и слово воспринимаются чадом в самой глубине его сердца, его доброхотного следования сказанному духовным отцом. Не потому чадо слушается, что духовный отец поступил грозно, а потому, что само чадо доброхотной волею предано своему отцу, а любящим сердцем открыто его благословениям, ибо в них он приемлет саму волю Божью о себе.

Как становятся духовными наставниками?

Откуда же взяться сегодня таким священникам или монахам, которые могли бы показывать своим чадам сразу волю Божью? Действительно, благоразумный духовник на третьем этапе отношений не доверяет себе и волю Божью испытует. Благословит духовное чадо поступить так. Чадо исполнит, а дело не пошло. Человек возвращается к духовнику: «Вы благословили, а дело не пошло». Еще раз уясняются обстоятельства, заново ищет духовник волю Божью, молитвенно испрашивает, смирением слушает, даром рассудительности рассуждает, либо в молитве молча предстает Богу (каждый духовник делает, как ему дается) и вновь благословляет. Может опять ошибиться. Вновь чадо, все исполнив, как сказано, вернется с плохим результатом, если хочет, со своим рассуждением, и вновь будет думать и молиться духовник. И вместе с ним в то же самое время чадо будет смиряться пред волей Божьей и молиться о ней. И так до тех пор, пока не обретется, в чем же воля Божья.

Благодаря этим отношениям духовное чадо обучается вере и доверию, а духовник обретает духовный опыт наставничества. Придет ли он к той степени, когда воля Божья будет открываться ему с первого или со второго раза, знает Один . Сам же он будет оставаться в чувстве неведения воли Божьей по своему недостоинству, а руководить чадом будет по послушанию своего служения. Сколько времени могут длиться такие испытующие волю Божью отношения? Для нас, нынешних духовников и нынешних чад, пожалуй, всю жизнь. Потому и не возможен, наверное, в наше время, т.е. для многих из нас, четвертый этап, т.е. степень старчества. Не каждый верующий найдет в священнике и духовного наставника. Большинство задерживается на первом этапе – ходят как к исповеднику. Немногие, выйдя ко второй степени, остаются на ней долго. Вскоре охладевают и возвращаются к первой. Те же, кто остаются, годами пребывают на ней, не решаясь к переходу на третью степень. Прибегать к священнику за советом, оставляя окончательное решение за собой, или искать благословения священника на дело, уже принятое своей волей и определенное своим разумением, как его совершать, – вот состояние многих современных церковных людей.

Да и священники в большинстве своем не ищут третьей степени, а тем более четвертой. Одни – по чувству недостоинства, другие – по благоразумию, третьи – по нежеланию брать на себя много заботы, четвертые – по лени, избегая лишних трудов, пятые – по маловерию.

В первые пять лет после хиротонии по воодушевляющей благодати Божьей, неправильно с ней обращаясь, священники могут соблазниться «младостарчеством». Но эта болезнь недолго длится.

Сколько же времени проходит от первого этапа до третьего? Около пяти-десяти лет. Третий этап может длиться до конца жизни. Вряд ли сегодня можно встретить отношения верующего человека со своим пастырем как отношения духовного чада с духовным отцом.

Редко кто из опытных, зрелых священников дерзает вообще предложить себя в наставники. Бывает, что священник это делает, если чадо того настойчиво просит, но соглашается на это далеко не сразу. Неопытные же священники соглашаются, но из этого редко что выходит доброе, или же складываются чисто поверхностные отношения, не имеющие в глубине своей смыслов церковной жизни.

Мы видим, что уже на степени наставничества от священника требуется не только священническое слышание событий, но и педагогическая мудрость. Сочетание священнической и педагогической мудрости дает реальную возможность для того, чтобы вести свое чадо. Дело это очень сложное.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Какие бывают стадии взаимоотношений с духовником?

Во всем мире существуют организации, религии и культы, обучающие духовности и другим всевозможным метафизическим системам.

Обновлено 10. 11. 2019

Одни ищут в духовном наставнике Мать или Отца, некоторые позиционируют духовного наставника как терапевта. Другим людям не хватает чего-то в их жизни, поэтому они пытаются решить проблему через духовное просветление. К сожалению, сейчас в мире много мошенников и «духовных» организаций, которые пользуются доверчивостью людей.

Кто такой Духовный Наставник

Как же человеку, который ищет духовного наставника, отличить реального учителя (или организацию)? Ведь многие люди утверждают, что они духовные учителя, но не все являются таковыми на самом деле.

Духовный наставник - это человек, который оказывает помощь в развитии, духовном просветлении, решении проблем и достижении жизненных целей . Помогает находить ответы на многие вопросы, прежде всего духовные. Целитель или психолог - как правило, помогают решать человеку отдельные вопросы или проблемы и не влияют так всецело на судьбу человека, как Духовный Наставник.


Как найти Духовного Наставника? Кто имеет право давать духовные советы

Чтобы найти хорошего духовного наставника, нужно знать, какая квалификация нужна, чтобы им быть? Большинство учителей — «самооцененные». Не существует рода или традиции.

Хороший духовный наставник - это тот, кто различает Добро и Зло, всегда идет по пути Света, не гонится за материальными ценностями, не эгоистичен, полностью «просвещен» и понимает истинную природу реальности. Это человек, который имеет достижения в духовном развитии и помощи людям. Он может научить других различным уровням сознания, потому что потратил годы на собственное духовное развитие и обладает большим осознанием.


Духовное консультирование

Вокруг есть много духовных советников. Ниже приведены некоторые подсказки относительно духовных «консультантов», которые не являются подлинными:

У них раздутое чувство собственной важности.

Они или их последователи просят у вас денег.

Им нравится быть знаменитым и активно искать много последователей.

Гуру, который привлекает людей своей харизмой, а не его учениями.

Предсказывает будущее с неопределенными утверждениями вроде: «В ближайшее время произойдет что-то важное».

Они уделяют много внимания тому, как они одеваются. Большинство одеты в «мистическом» стиле, подразумевая, что у них есть «Великие секреты раскрытия».

Нездоровые отношения со своими последователями.

Они хотят контролировать своих учеников во всем. Настоящий же учитель хочет, чтобы его ученик чувствовал контроль над своей жизнью.

Они утверждают, что являются Сильным Магом или Пророком.

Настоящий учитель хочет просветить своего ученика, видеть его независимым и способным самостоятельно управлять своей жизнью, а также, чтобы он развивался естественным образом.

Духовный наставник никогда не станет обещать супер-быстрого развития и, тем более, требовать за обучение баснословные суммы.


Методы разоблачения шарлатанов

Настоящий духовный наставник не ставит завышенные требования к своему ученику, он не продает свои знания, а делится ими. Так как же определить настоящего духовного наставника?

Ниже приведены основные признаки, согласно которым можно разоблачить шарлатана:

1. Деньги и материальные ценности.

При оказании финансовой поддержки новому ученику стоит поинтересоваться, куда тратятся вложенные средства. Существует большой риск того, что деньги, вложенные во благо, могут тратится не по назначению. Отсюда следует вопрос: а настоящий ли это духовный наставник?

Власть может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Существует большая разница межу тем, когда человек бездумно подчиняется авторитету или же сознательно признает своего духовного учителя, которого нужно слушаться. Руководителям культа не нравятся честные отзывы, человеку не разрешается подвергать сомнению их действия или решения. Властный гуру любит указывать как себя вести и контролировать образ жизни своего ученика. Это не духовность, это духовная диктатура.

3. Алкоголь и наркотики.

Некоторые духовные учителя просят своих студентов пить алкоголь или принимать наркотики, чтобы достичь просветления! Максимум чего можно достичь в данном случае – это обретения алкогольной или наркотической зависимости.

4. Сексуальный Гуру.

Сексуальные отношения между человеком, который находится у власти, и человеком, который зависит от влиятельного человека, является предательством. К сожалению, за последние годы было много сообщений о сексуальных проступках среди духовных учителей. Ученикам говорят, что для достижения полного просветления они должны заниматься сексом со своим хозяином. Важно понимать, что это лишь наглая манипуляция, направленная на использование людей для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.

Причины того, почему многие люди доверяют пророкам-шарлатанам

Ошибочная харизма и сила для мудрости. Есть много влиятельных людей, которые не обязательно мудры. Мудрость часто ассоциируется с простотой и смирением. Хороший наставник сострадателен и не позиционирует свое духовное просветление как знак достижения.

Поклонение гуру. Некоторые духовные наставники при любом удобном случае, акцентируют внимание на том, что они якобы имеют мощную духовную энергию. Это заставляет ученика больше сосредоточиться на персоне духовного советника, чем на его духовных учениях. Истинные духовные наставники ведут аскетический образ жизни и не стремятся к популярности и славе, они берут человека на обучение для того, чтобы передать полученный опыт и знания, а не ради материальной выгоды или иных личных интересов.

Эффект . То, что учитель обладает духовностью, не означает, что он знает все. Духовный учитель также допускает ошибки, и если он признает это, он искренен со своим учеником.

На пути к духовному просветлению важно не заниматься самообманом и помнить, что духовное развитие – это кропотливая работа над собой, требующая уйму времени.

При поиске духовного наставника необходимо руководствоваться фактами, указывающими на наличие либо отсутствие искренности, а также реальным взглядом оценивать способности своего учителя и помнить, что учителя тоже могу ошибаться. Духовного наставника нужно выбирать не только умом, но и сердцем, а оно уж точно поможет в правильном выборе.

Духовный мир является местом высшего покоя для путешествующей души. Хотя на первый взгляд может показаться, что сразу мы оказываемся в одиночестве, на самом деле, мы не остаёмся в изоляции или без поддержки. Невидимые разумные энергии ведут нас в духовное измерение.

Души, вновь прибывающие в духовный мир, имеют мало времени для того, чтобы плавать вокруг, недоумевая, где они находятся и что с ними будет дальше.

Встреча с духовным Наставником

Первая личность, которую мы видим в духовном мире,- это наш личный Наставник . Иногда по окончании жизни нас также может встречать родственная душа.

Наши Наставники, а также друзья и близкие ждут нас, чтобы наполнить пониманием, любовью и уверенностью в том, что с нами всё в порядке.
В действительности, мы чувствуем их присутствие с самого момента смерти. Они поддерживают нас и помогают найти путь Домой, особенно если смерть была трагичной или неожиданной для души.

Наставник часто выглядит как большой белый светящийся шар, эллипс, сгусток энергии или человеческая фигура. Он предстаёт в том виде, который в данный момент легко воспримется нами и не будет нас шокировать.

Почти всегда от него исходит целительная энергия, которая так необходима прибывшей душе. Одни начинают плакать, ощущая присутствие любимого учителя. Другие смеются от радости, узнав своего Наставника.

Многие Наставники имеют странные для людей и звучные имена. Часто они очень длинные и содержат много гласных звуков. Для нашего удобства эти имена могут сокращаться 😉 . А некоторые имена довольно обычные.

Место, где проходит беседа, обычно выглядит как уютное и знакомое место на Земле. Это может быть сад с белыми мраморными скамейками. Это может быть знакомая комната со столом и креслами, открытое пространство или даже подобие небес с облаками.

Беседа - это то время, когда мы начинаем получать глубинное знание о самом себе. В духовном измерении дýши честно рассказывают о своих недостатках. Самокритика вполне естественна, после того как жизнь в теле закончена.

Хотя Наставники беседуют в разном стиле, обычно на самокритику они реагируют следующим образом: «Не будь с собой так строг - ты неплохо справился». Они сопереживают своим ученикам, поскольку всё о них знают. Ничего нельзя скрыть, и душé это прекрасно известно.

Во время беседы Наставник не расспрашивает, а даёт советы и разбирает возникшие в прошлой жизни сложности. Более глубокий анализ поведения души обычно происходит позже.

Продолжительность первой встречи зависит от:

  • сложности прожитой душой жизни
  • пройденных или не пройденных уроков
  • от состояния души в момент прибытия в духовный мир.

После первого контакта с Наставником душу ожидает радостная встреча с .


Кадр из фильма «Наш Дом» (2010, Бразилия)

Духовные Наставники разные

Наставники подобраны к каждой душе, исходя из определённого сходства в силе и слабости. Словно характер учителя похож на характер ученика или они одновременно сражаются с одной и той же проблемой.

Любовь, которую Наставники чувствуют по отношению к нам, очень сильна, и во время земной жизни то, что мы считаем интуицией или инстинктом, на самом деле является попыткой наших Наставников донести до нас какую-то информацию.

Действительно, все Наставники разные. Одни из них - практики, ментально помогающие нам выбираться из жизненных ям. Они постоянно помогают своим ученикам на Земле (и в других мирах).

Другие предоставляют нам больше самостоятельности и находятся вдалеке от нашей жизни до тех пор, пока мы не позовём их, находясь в отчаянии или кризисе.
Важным фактором здесь является зрелость души. Продвинутые ученики получают меньше помощи, чем новички.

Наставники также разные по характеру. Одни весёлые, очень любят юмор и постоянно шутят со своими подопечными, прежде чем дать совет или подсказку. Они очень любят говорить: «Ты сама всё знаешь» 🙂 .

Другие – серьёзные и строгие. Но это добрая строгость, и из их существа на нас струится Безусловная Любовь.
Все они очень любят нас, желают нам только добра и заинтересованы в нашем духовном росте и развитии.

Подбор учителя и Наставника в Мире Душ происходит очень тщательно.
Каждое человеческое существо имеет минимум одного духовного Наставника. У некоторых душ бывает два или три Наставника.

Также для особо сложных жизненных ситуаций временно могут привлекаться дополнительные помощники-проводники.

В течение земной жизни человека его Наставники могут меняться. Это зависит от скорости развития души: если она быстро учится и успешно проходит свои уроки, то может появиться новый Наставник, который сменит предыдущего и поведёт душу дальше.

Наши любимые Наставники всегда готовы придти на помощь своими советами или подсказками! Проще всего общаться с ними в медитации. А более опытные могут выходить на связь с Наставником в любой момент и, даже не закрывая глаза, получить ответ на свой вопрос.

Мы НИКОГДА не бываем одиноки!
Даже когда вам кажется, что вас никто не любит и весь мир против вас – ВСЕГДА есть кто-то, кто в этот момент приглядывает за вами и заботливо оберегает, обнимает невидимыми руками и успокаивает.
Знайте и помните об этом! И не забывайте благодарить! 🙂

В статье использованы материалы книг Майкла Ньютона

P.S. А Вы знакомы со своим Наставником из Тонкого Мира?
Буду признательна, если поделитесь в комментариях своим опытом взаимодействия с ним! 🙂

P.P.S. Если у вас есть пару минут, прочтите ещё >>>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.