Праведный филарет. Праведный филарет милостивый, пафлагонянин (†792)

Святой Филарет Милостивый как герой сбывшейся Божьей сказки.

Жизненные трудности появились не в XXI веке – они совечны человечеству после падения Адама и Евы. Бытовые неурядицы и семейные ссоры мучают людей едва ли не больше, чем глобальные беды и войны.

Вдалеке от больших городов Византийской империи жил человек, о котором знали немногие. Его пилила жена, его часто не понимали дети, а он упорно верил, что самое важное – это вызвать улыбку у того, кому сейчас больно и грустно. Для этого он раздавал то, что имел. Он не скупился делать подарки, и бывало так, что давал даже необходимое. В конце концов он раздал всё. Жена и дети теперь каждый день устраивали ему скандалы, обвиняя в том, что своей добротой он оставил их всех без средств. Но он верил, что Господь сумеет проявить заботу о нём, так как он, простой человек, всю жизнь заботился обо всех, кто рядом. И его надежда не была напрасной. Далее всё было как в сказке. Послы императора искали подходящих девушек для свадьбы принца. Из числа многих выбрали и его дочь, и именно на ней женился будущий император.

Вся семья теперь жила в столичном дворце, но человек всё так же до самой смерти раздавал, что имел, и знал: из всех приобретений самое большее – это вызвать радость в сердце того, кто грустит. Перед смертью он собрал родных и просил понять, что никакое добро не будет забыто Господом, хотя награда за него придёт и не сразу, но так надо, потому что без этого мы не узнаем, как важно верить, что в свой срок все утешающие будет утешены...

Наш мир создан Богом, и Господь в мире постоянно присутствует. Это значит, что мир красив и добро в нём не может быть напрасным. Сказка – это образ нашего мира. Мир существует по духовным законам, а потому добро в нём побеждает, хотя и проходит через многие испытания. Точно так и в сказке. Сказка так дорога нам именно потому, что мы сердцем ощущаем: в ней заключена правда о нашем мире. Зло может торжествовать, но не может победить. Добрый человек знает боль, но в конце его ждёт награда.

Через сказку можно в наибольшей мере сказать правду о мире, потому что весь мир чудесен.

Сказка только выражает то, что и так есть в нашем мире, но выражает столь ярко, что тогда больше не сомневаемся: как бы ни было трудно, но помощь приходит к каждому, кто оказывал помощь сам. Никакая слеза, никакая боль не бывают напрасны – они только готовят приход рассвета.

Люди проживают всю жизнь и приходят к тому же, о чём сказка говорит им в начале пути: никакое добро не будет забыто Богом и никакое зло не будет торжествовать до конца.

То особое чувство, когда ты терпишь скорбь, но всю душу твою греет мысль, что сегодня ты помог человеку, который без твоей помощи был бы несчастен.

Всякой боли придёт конец, но об этом знаешь, только когда творишь добро.

Тебе трудно, но ты сделал в жизни другого Господне дело. И теперь ты сообщник Божий, который зажег свечу до того, как пришел рассвет.

Важные аспекты жизни святого

В житии святого Филарета Милостивого есть такой эпизод: святой уже роздал все свои богатства, и дети с женой обращаются к нему с упрёками. Филарет отвечает, что точно знает, что всё у них скоро будет хорошо, как впоследствии и случается.

Автор жития усматривает в этом дар прозорливости Филарета, однако сами события жизни святого не подтверждают эту точку зрения. Уверенность Филарета в том, что всё будет хорошо, исходит не из дара прозорливости, но из предощущения им хорошего конца для всего добра. Именно это чувство, породившее все на свете волшебные сказки, и является надеждой праведных.

И действительно, в истории не было ни одного случая, чтобы Бог подвёл доверившихся Ему и служащих Ему.

Святой Филарет – пример доброго семьянина. Все же житие до сих пор хранит отголоски его конфликтов с женой. Причина ссор заключалась в том, что святой желал раздавать всё своё имущество, а жена хотела, чтобы он копил для семьи и детей. Несомненно то, что соседи святого и знакомые жены именно копили. И жену ранило несоответствие поведения её мужа и её соседей, которые всё несли в дом. Святой же желал отдавать и в этом испытывал подлинное блаженство. Он мог бы вслед за Максимом Исповедником повторить: «Твоё только то, что ты отдал».

Не бывает святости без испытаний. Испытуется же, как правило, то, что нам дороже всего. Филарет ценил семью, а семья его не понимала. А ведь самое тяжелое – это быть непонимаемым теми, кого ты любишь. Но блажен тот, кто в таком непонимании изберёт Бога.

Был случай, когда некий неверующий муж, злящийся на свою верующую жену, сказал ей: «Выбирай – Бог или я». Она выбрала Бога. Муж её тотчас бросил, но Господь её не бросил. Она воспитала чудного сына. Женщины моего поколения почти всегда одиноки, их бросали мужья, когда те приходили к вере.

Всегда трудно и тяжело, когда в семье один желает счастья по горизонтали, а другой по вертикали. Но именно об этом Христос говорит: «Кто любит отца или мать более Меня не достоин Меня».

Конечно, Бог всегда будет поддерживать избравшего Его человека. Но эта поддержка не отменяет боль, которую человек понесёт из-за непонимания близкими. Можно только догадываться, как мучился Филарет, когда родная жена, а затем и дети ругали его за его бывшую милостыню. Ведь именно они были теми, от кого он хотел бы в первую очередь услышать слова одобрения. Такая боль для сердца – это мученичество.

Помню, когда я, блестяще окончив университет, стал сторожем в храме, чтобы жить рядом с духовником и учиться у него христианству, в моём доме начался настоящий ад. Никто меня не понимал и не хотел понимать. Родитель гневно ругался, а мама была огорчена, что я отказался от успешной мирской карьеры учёного. Что меня укрепляло? Тайная благодатная уверенность, что я поступил правильно. Позднее я найду слова старца Иоанна Крестьянкина, что Святой Дух невидимо укрепляет правое сердце. Но даже это не уменьшает боль, когда ты хочешь быть понятым родными, но твоя жизнь по вере для них есть юродство и они желают, чтобы ты жил так, как все.

Однако, человек, пожелавший научиться любить, не может быть церковным обывателем. Он желает только подвига как выражения своей любви. Таков был Филарет, но никто из окружавших его людей этого не понимал. Уже потом, обретя мирскую славу, почести и богатство, он вернёт утраченную приязнь родных. Филарет ни в чём не осудит их, ведь они всегда жили в его большом сердце, том сердце, которое хотело считать своей семьёй не только родных по крови, но и весь род человеческий. Филарет – пример того, что христоподобная любовь ко всем возможна и для монаха, и для всякого, кто служит другому ради неё.

Человеку тяжело не только оттого, что он страдает, но больше оттого, что не знает, когда окончится его страдание. Само переживаемое мучение заполняет собою всю душу, и каждая секунда бытия причиняет боль. Тем не менее из опыта многих людей мы знаем, что любое страдание конечно. Раз есть Христос, то страдание наше не может не окончиться, ибо Богу неугодно, чтоб мы страдали.

Милосердие

Святой Иоанн Златоуст говорит, что «одежда милостивого светлее одежды священнической». В этом он созвучен с другими святыми отцами, которые отводили важнейшее место делам милосердия. Даже апостолу Павлу другие апостолы, кроме дела проповеди, заповедуют помогать сиротам и вдовам.

Только милость исцеляет мир. Святой Филарет не знал этого на уровне богословия, но неизменно чувствовал сердцем.

Вот строки из его жития: «Если кто лишался быка, лошади или другого животного, он шел к блаженному, чтобы пожаловаться ему, и всякий по своему выбору получал из его стаи скотину, которая была ему нужна, но сколько блаженный ни отдавал, стадо его вдвое приумножалось».

Исцеление мира милостью есть тайна, известная добрым. Помню, как во время одной из моих волонтёрских поездок в психбольницу произошел такой случай.

Ко мне подошел агрессивный больной. Он размахивал кулаками и громко рассказывал о том, кто и как его обижает. Я заговорил с ним, стал разбирать его ситуацию, давал советы, а потом предложил вместе помолиться. Когда я читал молитвы, он уткнулся мне в плечо и зарыдал. И я подумал, что это образ отношения многих мужчин к своим женам. Мужья агрессивны и злобны, но знают, что никому, кроме Бога и жен, не нужны.

Сердце человека расцветает только в любви. А любовь, в свою очередь, не может не выражаться в делах. Служить любимому – потребность доброго человека. Она столь же сильна, как жажда эгоиста служить себе.

Известный миссионер Ник Вуйчич говорит: «Нет ничего лучше в этом мире, чем помощь кому-то ещё». Эту истину он понял жизнью. Мы ощущаем полноту бытия только тогда, когда заботимся о другом человеке. На этом построены и брак, и монашество, и девство, и любая праведность.

Святой Филарет раздал всё своё имущество, но сделал он это не сразу, а постепенно. В этом была его мудрость, рост добрых дел соответствовал тайному росту души. Чем больше добра в душе, тем больше добра в делах. Чем больше он давал, тем больше ему хотелось отдать. Это состояние новомученик оптинский Трофим выразил так: «У меня настроение, что всё бы из кельи вынес и раздал».

Неверно думать, что Филарет никогда не испытывал чувства жалости, когда отдавал своё имущество. Житие об этом не пишет, но это, несомненно, было, хоть иногда. Но он преодолевал искушение чувством милости, которое разгоралось в его сердце при виде нуждающихся.

Григорий Богослов говорит, что человек может быть богом для тех, кто страдает. И все соседи Филарета воспринимали его как последнюю надежду. Он был тем, к кому можно всегда прийти. В мире должен быть кто-то, для кого чужие проблемы и боль важнее собственных. Филарет был именно таков. Встретить в жизни даже одного такого человека – это знать, что ты никогда уже не будешь один.

Помню, как однажды моя подруга сказала мне, что если мне грустно, то я могу позвонить ей даже в полночь, и она утешит меня. Я, конечно, никогда не звонил ей так поздно, но её слова на всю жизнь меня согрели и утешили. Когда я вспоминаю их, моё сердце обливается нежностью к бытию, где, несмотря ни на что, живут любящие…

Филарет же был таковым для всех. Каждый находил в нём и поддержку, и утешение. Каждый, встречая его, знал, что к нему можно прийти всегда. Филарет никому не сказал: «Это не моё дело» или «Это твои проблемы». Он верил, что для христианина не бывает чужих проблем или чужих людей. Ведь их нет и для Бога, а «в нас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе».

Человек и на земле, и на Небе больше всего нуждается в любви. Однажды, когда мне было тяжело и грустно, а рядом никого, я вышел на улицу и обнял свою собаку. Она не прогнала и не оттолкнула меня, и мне стало немного легче. А ведь многим и многим даже в больших городах некого обнять, кроме собаки. И это при всём многолюдстве рядом. «Утешайте, утешайте люди Моя», – говорит Господь в Ветхом Завете. Это очень важная заповедь, которая позднее прозвучит как «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Одним только этим. Впрочем, именно в этом – всё. Дать другому чувство неоставленности и нужности, явить ему этим полноту жизни – Божественные дела, которые Он поручает людям. Блаженны, кто делает это, ибо утешающие будут утешены.

Торжество счастливого конца

Жизнь святого Филарета говорит о том, что и наша жизнь похожа на сказку, в которой непременно будет хороший конец для всех добрых. Только этот конец, как и в сказке, не наступает в середине истории. Каждый добрый проходит испытания, но они делают его ещё прекраснее и добрее. Давно умерли те люди, которым помогал святой. Когда-то умрём и мы и умрут все, кому мы помогали. Но в мире навсегда останутся наши дела, ибо, по слову старшей Эдды: «Смерти не знает громкая слава деяний достойных». Каждое наше доброе дело будет греть ещё многих и многих, кто придёт в свой срок за нами, как и нас греют добродетели предков. А когда мы окончим путь, то нас встретит Тот, Кто неложно сказал: «Какою мерою мерите, такою отмерится вам». И так будет хотя бы потому, что каждый, кому мы помогли, будет просить, чтобы радость пришла и в нашу жизнь, как когда-то по мере сил мы дарили её любимым, встречавшимся нам на земле…

Артем Перлик

3 Мф. 25:10. - Все сделанное человеком в земной жизни для ближних или последователей Христовых Господь относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому.

4 Т. е. ветхозаветному библейскому патриарху Аврааму. В своей жизни Авраам представляет нам образец весьма многих и самых поучительных добродетелей, как например: человеколюбия, кротости, правоты, терпения, миролюбия, великодушия, бескорыстия, гостеприимства, и особенно - благочестия, твёрдой и непоколебимой веры и упования на Бога, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним, совершенной покорности Ему и всецелой преданности в волю Его. - См. кн. Бытия гл. 11 и далее.

5 Иов - ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере в добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени.

6 Под Измаильтянами (т. е. потомками Измаила) здесь разумеются Арабы - магометане, могущество которых в VIII столетии по Р. Хр. было в полном расцвете. Быстрый и необычайный рост магометанского могущества был несчастием для Византии. Магометане вели с Греками непрестанные и опустошительные войны. Знаменитый халиф Арабский - Гарун-аль-Рашид восемь раз предпринимал опустошительные походы против Византии; от этих набегов прежде всего страдали всегда области Малой Азии, где жил праведный Филарет. При приближении свирепых врагов, жители спешили укрыться в горные ущелья, в леса, оставляя на произвол судьбы свои дома и хозяйство. Нередко, по уходе врагов, цветущие области обращались в пустыни. Так это именно и было во времена праведного Филарета.

7 "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими " (Иов 2:10) - т. е. не произнес никакой хулы па Бога.

8 По поводу сих слов Спасителя святой Иоанн Златоуст говорит: "Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему.

9 Императрица Ирина - супруга императора Льва 4-го Хазара, иконоборца. За свое ревностное иконопочитание она потерпела гонение от своего мужа. После его смерти, Ирина вступила на престол вместе с малолетним сыном Константином (780 г.). При ней было восстановлено иконопочитание и, по ее настоянию, созван был VII Вселенский собор, на котором провозглашена истина иконопочитания и осуждено иконоборство. [Собор происходил в Никее в 787 г.] Сын Ирины и Льва 4-го Константин царствовал под именем Императора Константина VI, Порфирородного - до 797 года. Ирина царствовала и после сына- до 802 года.

10 Титул патрициев принадлежал первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по латыни рангеа. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое было даруемо высшим чиновникам, но не переходило по наследству.

11 Лонгобарды - один из народов Германского племени.

утвердить с ним мирные отношение.

12 Спафарий - оруженосец, царский телохранитель.

13 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб, а в золоте до 606 руб. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел.

14 В этом стихе псалма Давид свидетельствует пред Богом, что он ни сердца высокомерного, ни очей надменных не имел, но как был смирен сердцем, так и очами показывал смирение. - Ходить в великих и дивных означает тоже, что хвалиться великими и славными делами. Псалмопевец смиренно признается, что он, стоя на высокой степени достоинства, утверждался более на смирении, нежели на гордости; и потому ни словами, ни делами не превозносился выше себя.

15 Святой Филарет жил после брака внучки, бывшего в 788 г., четыре года, - следовательно скончался в 792 году.

Молитва праведному Филарету Милостивому.

О семейном благополучии, богатстве, материальном достатке.

***

Св. Филарет, названный Милостивым за свое особенное милосердие к бедным, жил в малоазийской области Пафлагонии, в городе Амии, при царе Константине и матери его Ирине, в VIIIв. Был женат и имел детей. Св. Филарет происходил от благородных и благочестивых родителей и был очень богат, но не наслаждался богатством. Постоянно помышляя о будущей вечной жизни, любил нищих и убогих и раздавал им щедрую милостыню, и вообще, кто бы чего не попросил у него, никому не было отказа.Господу было угодно испытать св. Филарета в терпении, как некогда праведного Иова. Но вот случилось, что на местность, где жил Филарет, напали мусульмане; они разорили и опустошили страну, увели в плен многих слуг Филарета и угнали почти весь его скот. Не пощадили и бедных людей: один лишился коня, другой — последней коровы. Все бросились к Филарету за помощью, и он не отказал никому. Сам из богатых сделался бедняком, — только и осталось у него: пара волов, корова, конь да двое слуг. Так что и на поле уже стало некого послать, а приходилось самому ездить и пахать оставшуюся ниву.Жена и дети роптали на святого, но он утешал их, говоря пророчески:" У меня есть так много сокровищ, что если вы проживете еще сто лет, будет у вас всего в достатке." И действительно Господь возвратил Филарету богатство. Императрица Ирина, желая женить своего сына Константина, велела собрать со всего царства знатных и красивых девушек, чтобы выбрать из них невесту Константину. В числе невест была представлена во дворец одна из внучек Филарета,Мария. Она понравилась царю больше всех и стала царицей. А Св. Филарет снова разбогател, и тогда сбылась его надежда на Господа.

***

Тропарь.

Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущим и лишение сих терпел еси мужественне.Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак.

Истинно всеизрядная твоя купля зрится и мудрою быти судится всем благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и Вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Молитва.

О великий и причудный праведниче Божий милостиве Филарете!Предстоя на небеси Престолу Божию с лики Ангелов, призри милостивым оком на люди, просящия сильныя товоея помощи. Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!Многим, в скудости и недостаточестве живущим, ты при жизни усердно помогал еси, людей убогих изобильно питал еси. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемыя нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления.Моли Господа, да хранит во здравии, мире, тишине и нелицемерном послушании семьи наши, от старших до последних; да дарует чадом нашим смирение и кротость, любовь и житие благоговейное, святое и во всем верное заповедям Божиим.По христианстей же кончине да сподобит всех нас получити Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Праведный ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ, Пафлагонянин (†792)

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7)

Праведный Филарет Милостивый родился в городе Пафлагонии в Малой Азии (ныне территория Турции) и жил в VIII веке. Его отец Георгий Армянин был знатным человеком, родом из Восточной Армении, но впоследствии покинувшем родные места и обосновавшемся в Пафлагонии.


Пафлагония на карте исторических областей Турции

Мать Филарета звали Анной. С ранних лет его благочестивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. От своего отца Филарет унаследовал большое богатство. Было у него много скота, имений, рабов и земель, в каждой из которых бил горный источник, орошающий все вокруг. Жена его Феозва тоже была благородная и богобоязненная и принесла ему немалое богатство. У них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия. Они были очень хороши собой и красотой своей затмевали в те времена всех.

При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя. Подобно странноприимцу Аврааму и преславному Иакову, он одевал раздетого, а когда человек у него что-нибудь просил, с радостью давал и, сначала накормив за своим столом, отправлял в путь.


Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Он не печалился, не богохульствовал, не досадовал, а наоборот обрадовался тому, что сбросил с себя тяжелое бремя богатства. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: "Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно."

Однажды он вспахивал свою ниву, пришел к нему человек и пожаловался, что у него в ярме пал один вол, и что с одним волом он не может пахать. Филарет распряг одного своего вола и отдал ему. Дал и своего последнего коня кому-то, так как того призвали с конем на войну. Отдал и теленка от последней коровы, а когда услышал, как жалостно мычит корова о своем теленке, окликнул того человека и дал в придачу к теленку корову. Когда кончился хлеб, раздавал нуждающимся мед. Кончился и мед, отдавать было нечего - праведный Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал постучавшемуся к нему нищему. И остался престарелый Филарет без еды в пустом доме.

Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".

Вскоре друг праведного Филарета прислал голодавшей семье сорок мер пшеницы. По просьбе жены, 35 мер Филарет отделил для пропитания семьи и возвращения долга. Свою часть пять мер зерна, в течение двух дней раздал бедным. Жена разгневалась и стала питаться с детьми отдельно, тайно от него. Однажды блаженный Филарет случайно застал семью за обедом и сказал: "Дети, примите и меня пообедать вместе с вами, не как вашего отца, но как гостя и странника".

Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так.

В то время византийская императрица Ирина искала невесту для сына - соправителя Константина Багрянородного (780-797) . Она по всей империи разослала послов, чтобы найти красивую, добродетельную и благородную девицу. Побывав всюду, но не найдя достойной девушки, царские послы пришли в деревню, где жил Филарет Милостивый. Издалека еще увидев красивый и высокий дом Филарета, красотою превосходивший все прочие, они подумали, что там живет какой-нибудь знатный и богатый владелец той местности. Послы направили туда своих слуг, чтобы они приготовили там помещение и трапезу. Однако жители деревни говорили послам: "Не ходите, там живет нищий старец". Но царские посланные не поверили и пошли.

В великой радости вышел к ним Филарет, взяв свой жезл, обнял их и пригласил войти. Жене же сказал: “Приготовь хороший обед, госпожа, чтобы нам не пришлось краснеть перед этими вельможами”. Она в ответ: “Ты так хозяйничал, что в доме у нас не осталось и единой курицы. Навари диких овощей и угощай своих друзей”. Он же сказал ей развести огонь и приготовить столовую, а остальное - Бог устроит. И действительно, неожиданно с задних дверей к рабу Божию пришли первые люди деревни и принесли ему и баранов, и ягнят, и куриц, и голубей, и хлеба, и старого вина, и другую снедь. И его жена приготовила кушанья.

Объясняя причину своего прибытия, царские посланники поинтересовались семьей Филарета. Оказалось, что, кроме сына и дочерей, у него были еще три молодых красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них - Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины. Вместе с ними отправились и еще десять избранных в других местах девиц, между которыми была и красивая, но заносчивая дочь некоего знатного сановника Геронтия. Она считала себя выше всех по благородному происхождению, и по богатству, и по красоте, и по разуму, и, следовательно, единственная достойная быть супругой царя.


По прибытии в Константинополь, прежде всех представлена была любимцу императоров Ставрикию дочь Геронтия. Ее гордость не укрылась от зоркого взгляда опытного царедворца и он сказал ей: «Ты хороша и красива, девица, но быть супругою царю ты не можешь». Щедро одарив, он отпустил ее домой.

После всех представлена была внучка праведного Филарета, Мария. Все были поражены ее красотой, душевной добротой и благоприличием. Сильно понравилась она царю, и он обручил ее себе в невесту.


После свадьбы император, радуясь заключенному союзу и восхищенный красотой жениной родни, пожаловал при прощании с семьей дивного Филарета каждому от самого старшего до грудного младенца деньги, одежды, золото, драгоценности, усыпанные дорогими камнями и перлами, и большие дома по соседству с дворцом и отпустил их. Старец попросил устроить особенный обед и сказал родным, что на пир придет сам Царь и вельможи. Когда всё было готово, блаженный Филарет пригласил в свой дом около 200 нищих, слепых, хромых, старых и беспомощных. Родственники поняли, кого ожидал праведный Филарет, веруя, что в образе нищих Сам Господь посетит его дом.


Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Слуге он приказал сделать три одинаковых по виду ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги. Надзор за ними поручил он своему верному слуге Каллисту. Когда же слуга спрашивал, из какого ящика он должен помочь просящему, то святой отвечал ему: «Из того, из какого тебе Бог повелит, ибо знает Бог нужду каждого, бедного и богатого».

Чрез каждые четыре года блаженный Филарет приходил в царский дворец для посещения своей внучки - царицы, но никогда он здесь не облачался в пурпурную одежду, с золотым поясом: «Разве мне мало чести именоваться дедом царицы? И этого уже для меня вполне достаточно». И в таком смирении пребывал блаженный, что не хотел даже пользоваться никаким саном, ни титулом, именуясь просто Филаретом Амниатским.

Так, в смирении и нищелюбии, достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим, попросив у настоятельницы гроб, куда после смерти должно было сложить его останки. Он велел своему слуге никому не говорить об этом.

Вскоре Филарет заболел в том монастыре и слёг. На девятый день, призвав родных, благословил их и оставил наказ держаться Бога и Закона Божьего. И прозорливым духом, как когда-то праотец Иаков, предсказал каждому, что произойдет с ними в жизни. Затем со словами: «Да будет воля Твоя» — святой Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г. ) Хотя Филарет был уже глубоким старцем, ни зубов его, ни лица, ни десен не тронуло время: он был свеж, цветущ и светел ликом, как яблоко или роза.

Царь с царицей, вельможи, множество знатных и нищих с плачем сопровождали его тело к месту погребения в константинопольской обители Суда Родольфия. Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

Позднее, один из близких друзей Филарета, муж богобоязненный и благочестивый, рассказывал, как однажды ночью он был восхищен. Некто в сверкающих одеждах показал ему мучения грешников и текущую в месте том огненную реку, а за рекой этой пречудный цветущий сад, поросший травой и насыщающий благовонием землю. Предстал очам его и блаженный Филарет в сверкающей ризе, сидящий в сени дерев на золотом престоле, украшенном драгоценными камнями, державший в руках золотой посох (его окружали новокрещенные младенцы и толпа нищих в белых ризах, которые теснили друг друга, чтобы приблизиться к престолу старца). И было сказано: «Это Филарет Милостивый — второй Авраам».

После кончины святого Филарета Милостивого его жена Феозва возвратилась в Пафлагонию. Состояние свое она употребила на возобновление и построение новых храмов, монастырей, странноприимных домов и больниц для бедных. Затем вернулась в Константинополь, стараясь оставшееся время своей жизни на земле угодить Богу, и мирно скончалась. Погребена она около своего праведного мужа.

Почитание Филарета Милостивого на Руси

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Русскому православному человеку особенно пришлось по сердцу это древнее повествование; его твердо знали и рассказывали друг другу даже безграмотные деревенские простецы.


У нас в обиходе имя Филарет сугубо церковное. Фёдор Никитич, отец первого русского царя из династии Романовых, стал Патриархом Московским и всея Руси Филаретом. Наиболее славным из русских Филаретов был митрополит Московский Филарет (Дроздов), дольше, чем кто-либо возглавлявший московскую кафедру, - 41 год. Великолепный проповедник, которого прозвали «московским Златоустом». Советчик царей - Александра I, Николая I, Александра П. Автор манифеста 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Святитель всегда с большим молитвенным усердием обращался к своему небесному покровителю - святому праведному Филарету Милостивому.

Это почитание святого Филарета Милостивого было воспринято и Святейшим Патриархом Алексием I, который очень его чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и вместе с ним - и его святого покровителя.

Немногие знают, что у нас на Руси был свой родной Филарет Милостивый - Лукьян Степанович Стрешнев (ум. в 1650)— обедневший боярин, отец царицы Евдокии Лукьяновны, который при помощи нескольких крепостных собственноручно обрабатывал свою землю. За его добродетели, Господь благословил его точно таким же счастьем, как и Филарета Милостивого, и он, бедный дворянин и земледелец, удостоился быть тестем великого государя царя Михаила Феодоровича Романова.

После смерти первой супруги царь Михаил Феодорович (1596—1645), по обычаю того времени, пожелал избрать себе невесту из древних княжеских и боярских родов. Было собрано до 60 знатных боярышень; при каждой из них была еще подруга-сверстница. Среди них ему приглянулась бедная девушка, которая прислуживала одной знатной боярышне. Ею оказалась Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 — 18 августа 1645) - дочь бедного дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. После смерти матери, отец, отправляясь на ратные дела, отдал ее на воспитание дальней родственнице. Скромная и добродетельная девица много горя несла от этой гордой барыни, с дочерью которой приехала в Москву. Тронулось сердце государя Михаила Феодоровича, и на другой же день Евдокия Лукьяновна всенародно была объявлена царскою невестою.

К отцу невесты Лукьяну Степановичу Стрешневу в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния) с богатыми дарами и известительной царской грамотой были отправлены послы. Прибывшим послам показали дом Стрешнева - бедную хижину, покрытую соломой. Сам же хозяин был в поле. Прибыв туда, послы увидели почтенного старца, пахавшего ниву; он был одет в кафтан домашнего сурового холста; белые, как пух, волосы и седая окладистая борода внушали к нему невольное уважение. Послы подошли к нему с почтением и объявили, что его дочь наречена царскою невестою. Стрешнев не поверил им. И только, прочитав грамоту, он призадумался, и, велев слуге доделать его работу, повел послов в свою хижину. Здесь он положил грамоту под образ, положил три земных поклона, и, став на коленях со слезами сказал: "Боже Всесильный! Ты от бедности возводишь меня к изобилию! Подкрепи же меня десницею Твоею, да не развращуся среди почестей и богатств, которые Ты, быть может, во искушение мне посылаешь!" На другой день, отслужив молебен в церкви, взяв благословение духовного отца, он отправился в Москву.

В Москве Лукьяна Степановича , как отца молодой царицы, встретили с великими почестями. Сам царь вышел навстречу ему, не допустив поклониться до земли. В качестве свадебного подарка отец подарил своей дочери ларец, в котором были положены: его суровый холстиный кафтан, в котором он пахал свою ниву, и полотенце, которым он утирался, когда работал в поте лица своего... "Не забывай, — говорил ей счастливый старец — не забывай, чья ты дочь; чем чаще будешь ты видеть сии дары мои, тем скорее будешь матерью народа".

5 февраля 1626 года состоялось бракосочетание его дочери Евдокии с царём Михаилом Фёдоровичем, после которого Лукьяну Степановичу было пожаловано боярство, поместье и дом в Москве.

С течением времени Стрешнев сделался одним из самых богатых людей в Московском государстве: у него были имения в семи уездах, и он занял среди землевладельцев девятое место по количеству угодий. Кроме вотчин он владел обширным двором в Московском Кремле. Любопытно, что с именем Лукьяна Степановича Стрешнева связана и знаменитая усадьба Царицыно под Москвой (в 1775 году императрица Екатерина II купила территорию поместья Чёрная Грязь, которая когда-то принадлежала Стрешневым) .

Несмотря на богатство, Лукьян Степанович имел «благородство души сохранять в шкафу, в течение всей жизни, свое скромное одеяние землепашца, чтобы, как он говорил, не впасть в гордость». В старом кожаном молитвеннике, где его рукою были написаны утренние и вечерние молитвы, он приписал в конце: "Лукьян! Помни, что ты был!"

Лукьян Степанович всегда был у царя защитником всех бедных и беспомощных, верным слугою царю и отечеству, а знаменитая дочь Евдокия Лукьяновна, будучи матерью детей первого царя из рода Романовых, стала родоначальницей династии (мать царя Алексея Михайловича) .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горних и вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва 2

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва 3

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва 4

К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва 5

О, святый угодниче Божий праведный Филарете, подвигом добрым подвизался на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону твою, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому праведному Филарету Милостивому

Тропарь, глас 8:

В терпении твоем стяжал еси мзду свою, праведне, и в заповедех Господних совершенне пожил, нищих возлюбил и сих удоволил еси, но молися Христу Богу, блаженне, спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.