Псалом 22 для чего читают на русском. Места, которые могут быть непонятными современному христианину

Его иногда называют псалмом утешения. Псалом 22, как и другие, является частью Псалтыря, а тот в свою очередь входит в Старый (Ветхий) Завет.

Интересно, что этот древний текст чтят не только христиане - он также используется иудеями во время богослужений (традиционно он читается во время субботней дневной трапезы, а хасиды и сефариды исполняют псалом еще и вечером).

Что касается церковно-славянской духовной практики, священник зачитывает псалом при подготовке к причастию.

Все знают, что в христианстве Бог часто изображается в роли пастуха (пастыря), а веряне - в виде паствы. Например, Христос часто говорил о том, что «Господь - пастырь добрый». Но кто использовал это сравнение впервые? Царь (1005-965 гг до нашей эры), и как раз в Псалтыре!

История написания этого текста

Изучившие этот период жизни Давида историки рассказывают: великий иудейский царь написал эти слова во время тяжелого периода в собственной жизни. Он, претерпевая гонение от собственного сына Авессалома, посягающего на престол, изнемогал в пустыне от жажды и голода. В этот момент к нему подошли три посторонних человека (их звали Верзеллий, Махир и Сови) и предложили свою помощь.

После того, как он был накормлен и напоен этими добрыми людьми, задумался о доброте Бога, не оставившего его в трудный момент, и возблагодарил Его красивыми словами псалма-молитвы.

Кстати, известно, что сам царь Давид в юности был пастухом (будучи не принцем, а сыном простого человека), поэтому тема заботы об овцах ему очень близка.

О чем говорит псалом?

Трактовок данного псалма есть много. Толкованием подобных текстов занимаются специальные люди - богословы. Дело в том, что даже если вам на первый взгляд может показаться, что все очевидно, часть истинного смысла, закладывающегося в тот или иной текст при написании, может потеряться при переводе, а другая часть может скрываться между строк (есть места, легко понимаемые людьми, во времена которых писался тот или иной текст, и совершенно непонятные в наши дни).

Вот самые популярные трактовки:

  • Если человек доверится Господу, Он станет охранять его, оберегать и никогда не оставит в беде.
  • Люди часто не замечают, что Бог уже дал им все необходимое для счастья, и начинают роптать. Истинные верующие после прочтения этой молитвы могут оглянуться - и понять, что уже находятся на «злачных пажитях».
  • Также в тексте присутствует смерть. Это место напоминает христианам: не стоит ее бояться, ведь даже на том свете Он будет рядом.
  • Преподобный Каппадокийский рекомендует читать этот текст родителям, дети которых относятся к ним без должного уважения. Старинные слова помогут людям укрепить свои души, не допуская в них злобу и обиду (вы ведь помните, во время каких душевных волнений царь написал данный псалом).

Места, которые могут быть непонятными современному христианину:

  • «Трапеза в виду врагов»: не забывайте, что текст писал властитель, который постоянно воевал, да и среди приближенных имел много недругов. Эта строчка говорит, что когда враги пойдут против Давида, господь поможет противостоять им.
  • «Умастил елеем голову»: на Востоке такой ритуал (смазывание головы елеем) считался признаком счастья, радости.
  • «Чаша преисполнена»: блага, которые дарует Господь, даруются в полной мере.

Можно ли читать псалом в качестве молитвы?

Да, и в связи с этим среди некоторых верующих даже существуют определенные суеверия. Например, кто-то всерьез верит, что если прочесть 22 псалом ровно 40 раз подряд, это поможет вылечить тяжелое заболевание, заработать деньги, решить какие-то насущные проблемы.

Но не стоит уподобляться легковерным старушкам на лавочке. Любой батюшка скажет: суеверия (даже связанные с молитвами и религией) - это отступление от истинной веры. А в данном случае молитва «по счетчику» и вовсе напоминает потуги к колдовству.

Так что: молиться с помощью данного псалма можно, но не по какой-то схеме или автоматически, а искренне, так, как вы произносите и другие обращения к Господу.

Использование 22 псалма в кино

Так как этот христианский текст очень популярен, многие сценаристы вкладывают двадцать второй псалом в уста своих героев, вынужденно терпящих определенные лишения. Например, этот текст можно услышать во многих фильмах. Некоторые из них:

  • «Книга Илая». Это фильм-притча о важности религии в жизни человека, и Библия занимает в нем центральное место. Хотя стиль съемки далеко не духовный - постапокалипсис, киберпанк.
  • «Остаться в живых» или «Лост». Молитвенные слова звучали в разных сериях. Еще бы, ведь в фильма шла речь о трудном выживании потерпевших катастрофу на безлюдном острове. К кому же еще, как не к Господу, можно уповать в такой ситуации!
  • «Давид (библейские сказания)» 1997 года. Этот фильм также известен под названием «Идеальный властитель». Библейский царь показан здесь величественным, мудрым и очень набожным.

Более того: эту древнюю молитву иногда можно увидеть в компьютерной игре и различных книгах.

Также эти слова были неоднократно положены на музыку. Причем не только современными верующими, предпочитающими молиться Господу с помощью песен. К свое время слова псалма вдохновляли Дворжака, Леонарда Бернстайна и даже Франца Шуберта.

А какими еще псалмами известен легендарный иудейский царь Давид? Какова история их написания? Вы узнаете об этом из данного видео. А кроме того, короткий документальный фильм расскажет о жизни этого правителя, горячо любимого своим народом.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

1 Псалом Давида. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Псалом 22: Великий Пастырь

Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. "Благословен тот день", написал один старинный богослов, "когда рожден был 22-й псалом!"

Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:

"Секрет счастливой жизни – каждая потребность восполнена. "Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться". Секрет счастливой смерти – всякий страх изжит. "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной". Секрет счастливой вечности – все желания сбылись. "Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни"".

22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: "Господь – Пастырь мой". Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он – не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если

Он – действительно мой, а я – действительно Его, то Он – все для меня!

22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.

22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.

Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.

У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: "Господь – Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться". Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь – наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!

22:4 И нам не нужно бояться смерти. Даже в долине смертной тени бояться нечего, потому что Пастырь с нами. Жало смерти – это грех, грех неисповеданный и непрощенный. Но Христос лишил смерть ее жала для верующих. Он единожды и навсегда уничтожил наши грехи. Теперь худшее, что может сделать с нами смерть, оказывается лучшим из всего, что может с нами произойти. Таким образом, мы можем провозгласить:

Нет, смерть с могилой, не боюсь я вас,
Долг уничтожен.
На Иисуса был в голгофский скорбный час
Наш грех возложен.
Маргарет Л. Карсон.

Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, "Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!"

Верно также то, что время для дарования благодати умирающему обычно приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека. И факт остается фактом – для нас смерть лишилась своего ужаса, так как мы знаем, что умереть – означает быть с Христом, что несравненно лучше. "Смерть – приобретение".

Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Большинству овец такое наставление время от времени необходимо.

22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.

Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: "Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. "Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери"".

Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.

Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: "Чаша моя преисполнена!"

Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.

22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: "какие же мы счастливые нищие!"


Жизнеутверждающий Псалом о ЛЮБВИ и защите Божией праведного человека во все дни ЖИЗНИ его! Любимый более всех других псалмов в Ветхом Завете. Бичер о нем сказал следующее: "Псалом этот, подобно птице, которая облетает весь мир, воспевая сладчайшую песнь, когда либо петую. Он успокоил больше сердец, чем все другие философии мира. Он будет петься вашими и моими детьми и их детьми бесконечно, опустит свои крылья и будет воспеваться во веки в счастливом общении тех, которые способствовали ему быть на земле". Этот Псалом очень успокаивает душу...


= ПСАЛОМ 22. =

1 Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем многие дни.

ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛМА = 22

Царь Давид размышляет о благодеяниях, которыми Господь наделил его в жизни. Он представляет Господа в образе Пастыря (доброго и щедрого пастуха).

Пс. 22:1 Эта метафора естественна для Давида, потому что он сам был пастухом до того, как стал царем. Вообще, образ пастуха довольно часто используется в Библии. Пророк Исаия уподобляет Пастырю грядущего Мессию (Исаии 40:11), и Сам Иисус отождествляет Себя с "добрым Пастырем" в Иоанна 10:14. В послании к Евреям Христос назван "Пастырем великим" (Евр. 13:20), а в Первом послании Петра - "Пастыреначальником" (1-Петра 5:4).

Псалмопевец осознает, что, имея такого Пастыря, он ни в чем не будет нуждаться.

Пс. 22:2 Господь во всей полноте удовлетворяет земные нужды Давида ("злачные пажити" - это луга, покрытые сочной травой; стада, пасущиеся на них, ухожены и сыты). Первая фраза стиха 2 подразумевает собой, однако, и духовное питание. Не случайно в Библии так часто подчеркивается, что назначение земных пастырей, поставленных Богом в церкви, в том, чтобы кормить вверенные им "стада" (Деяния 20:28; 1-Петра 5:2; Иез. 34:1-10; Иоан. 21:15-17). "Пищей" для них должно быть Слово Божие (Евр. 5:12-14; 1-Петра 2:2). "Тихие воды" - образ Божьего успокоения и мира, который мы получаем от Него, когда Он прощает нас.

Пс. 22:3 Посредством жизненных обстоятельств и откровений свыше Господь направляет Своих "овец" на праведный путь. Он делает это ради Своего имени, т. е. будучи свят, Он ведет путем святости тех, кто доверил Ему свою судьбу.

Пс. 22:4 Даже в самых тяжелых обстоятельствах, в "долине смертной тени", такой человек не должен бояться, потому что Господь находится рядом с ним, хотя он и не видит Его. Жезл и посох (оба эти слова означают пастушеский посох) - это символ власти пастыря, его способности защитить своих овец от любой опасности. Иногда образы этого стиха понимают буквально, т. е. в том смысле, что когда для верующего человека наступает время перехода в мир иной, то и в эти минуты Господь находится рядом с ним. И осознание этого приносит человеку успокоение и радость.

Пс. 22:5 Вероятная символика этого стиха в том, что Господь открыто свидетельствует врагам Давида о его избранности. Поскольку здесь присутствует образ богатой трапезы, то естественно упоминание и о "елее", которым гостеприимные хозяева смазывали голову своим гостям. Все это изображает радостное настроение вызванное полнотой жизни верующего человека ("чаша моя преисполнена").

Пс. 22:6 Здесь выражена просьба и надежда о том, чтобы благость и милость Господа сопутствовали псалмопевцу во все дни его жизни. Фраза "и я пребуду" в еврейском оригинале выражает идею возвращения. В связи с этим высказывается предположение, что во время написания этого псалма Давид был вдали от святилища ("дома Господнего"), и он выражает горячее желание возвратиться к нему, чтобы затем многие дни наслаждаться общением с Господом во всей его полноте.

22 ПСАЛОМ ДАВИДА. =
(На церковно-славянском)

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне,
тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати,
настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и
пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною
еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси
предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси
елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.
И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже
вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Псалом 22 относительно небольшой по объему, но дает очень сильный молитвенный покров. Когда читаешь этот псалом, особенно чувствуешь Божье заступничество.

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Псалом 22, 1) Какие дивные слова!
Это же прекрасно, когда ничто не сможет нас лишить истинной христианской
жизни во Иисусе Христе. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39)

Данная строка 22 псалма также так напоминает нам слова Евангелия, когда мы слышим, что какие бы напасти к нам не пришли, как бы дьявол не восстал на нас через людей, они все равно не могут погубить души нашей, если мы будет твердо стоять во истине, находясь под особым Божественным покровом: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне
(Мф. 10, 28)

22 псалом в самом начале говорит нам об особом Божественном покрове и это так чудесно!!! Даже если самая лютая смерть будет над нами нависать по напущению вражескому мы с Божей помощи устоим! Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста (Псалом 22, 4). Хорошо бы было в само деле иметь такое состояние, когда самая коварнейшая кознь вражья не помешало бы нам во спасении и не заставила бы нас поколебаться. Ведь так важно не сойти с узкого пути спасения!

Далее. Как мы мечтаем соблюсти волю Божью! И мы стараемся это просить также в молитве "Отче наш" - "Да будет воля Твоя". Какое дивное прошение! Но и псалом 22 также включает прошение соблюсти заповеди, исполнить волю Божью.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего (Псалом 22, 3).
И мы не просто просим это, но еще добавляем "имене ради Своего".
Это придает особую силу данному прошению и это поистине прекрасно.

Более того, 22 псалом говорит об Иисусовой молитве и крестном знамении, хотя это не лежит на поверхности. И об этом говорил прп. Амвросий Оптинский: "Жезл означает Крест Христов, а палица - призывание Имени Христова с знамением крестным"
22 псалом - не единственный псалом, в котором говорится в подтексте об Иисусовой молитве и крестном знамении. Но чудесным является тот факт, что данный псалом такой, казалось бы, небольшой по размеру, а сколько глубинной, бездонной мудрости сокрыто!

Читая 22 псалом мы утверждаемся в молитвенном делании и особенно наставляемся использовать чаще Крестное Знамение. Для некоторых - это безумие, а для нас спасение! Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1, 18). И более того, мы понимаем, как важна милость Божья!
Часто даже даем такие пожелания - милости Божьей! И просим этого в молитвах!
А псалом 22 включает также такое прошение. Но прошение это словами самого Священного Писания!!! Это прекрасно!

И милость твоя поженет мя вся дни живота моего (Псалом 22, 6).
А милость Божья заключается не сколько во временном, сколько в наследовании
вечной жизни. Мы часто это недооцениваем. Но это поистине великое благодеяния Божье ко всему роду человеческому. И об этом также говорит псалом 22, напоминает нам о даровании вечной жизни и помогает нам утвердиться на пути спасения:
И еже вселитимися в дом Господень в долготу дний (Псалом 22, 6)

В ПЕРЕВОДЕ С. АВЕРИНЦЕВА. =

Господь – мой Пастырь, и нет мне нужды:
на пажитях щедрых пасет Он меня,
к водопоям покоя ведет Он меня, обновляет душу мою,
пути правды открывает Он мне, – ради имени Своего.
Если в низине, где смерти тень, ляжет мой путь, не убоюся зла!
Ты – со мною, жезл Твой и посох Твой защитят меня.
Ты устроил мне пир у гонителей моих на виду,
умастил елеем главу мою, и полна чаша моя.
Так! благость и милость провожают меня во все дни жизни моей,
и несчетные дни мне пребывать в Господнем дому!

НА ПСАЛОМ ДАВИДА 22 =

1. Господь - мой Пастырь; больше не узнаю
Ни в чём нужды я, хоть того не стою:

2. Меня на злачных пажитях покоит
И к водам тихим водит, утоляя.

3. Мою всё время душу подкрепляет
Великим ярким светом и любовью
И, ради имени Его Святого,
Меня стезями правды направляет.

4. И, если я пойду и смертной тени
Долиною, я зла не убоюсь:
Со мною Ты, Великий царь Вселенной;

Когда пред горем я не устою,
Меня Твой жезл и посох успокоят
И радостью наполнят жизнь мою.

5. Ты ужин приготовил предо мною
Ввиду врагов отчаянных моих,
Простёр Ты милость над моей судьбою,
Главу мою елеем умастив;
Мою наполнил чашу Ты до края.

6. Так благости и милости Твои
Да пусть меня во все сопровождают
Дни моей жизни, и да пребываю
В Господнем доме многие я дни.
(Сергей Альперович)

НА ПСАЛОМ ДАВИДА 22 =

Если я пойду долиной смертной тени,
Господи, пойдёшь ли ты со мной?
И когда я встану на колени
Слабый вздох услышишь ли Ты мой?

Я хочу в Тебе не сомневаться,
Ощущать и радость и покой,
Крепко за руку Твою держаться,
Рядом слышать нежный голос Твой.

Хочется мне быть Тебе послушной,
Чуткою, доверчивою быть,
А когда я буду ошибаться-
Научи прощение просить

Научи любить людей без меры,
Так как возлюбил весь мир Великий Бог,
Ведь плевали на лицо, смеялись, били-
Всё стерпел Ты, всё Ты превозмог.

Хочется мне быть Тебе подобной,
Проходя долиной суеты
И, когда пойду по бездорожью
Отличать Твои, Господь, следы.

И когда спущусь в долину тени смертной-
Ночь, темно, ни звёздочки вокруг,
Не смущаюсь, не боюсь, но верю
Впереди пойдёт мой Лучший Друг,

Мой Господь, Он звёздочкой сияет
Среди мрака горя и невзгод
И в пути меня оберегает
В трудный час мне руку подаёт.

Только с Ним не убоюсь я злого,
Трудного, опасного пути.
Мой Господь, звездою путеводной
Освещай мой путь, вперёд веди.

(2006 г…Курганская Надежда)

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 22

Царь Давид размышляет о благодеяниях, которыми Господь наделил его в жизни. Он представляет Господа в образе Пастыря (доброго и щедрого пастуха).

Пс. 22:1 Эта метафора естественна для Давида, потому что он сам был пастухом до того, как стал царем. Вообще, образ пастуха довольно часто используется в Библии. Пророк Исаия уподобляет Пастырю грядущего Мессию (Исаии 40:11), и Сам Иисус отождествляет Себя с "добрым Пастырем" в Иоанна 10:14. В послании к Евреям Христос назван "Пастырем великим" (Евр. 13:20), а в Первом послании Петра - "Пастыреначальником" (1-Петра 5:4).

Псалмопевец осознает, что, имея такого Пастыря, он ни в чем не будет нуждаться.

Пс. 22:2 Господь во всей полноте удовлетворяет земные нужды Давида ("злачные пажити" - это луга, покрытые сочной травой; стада, пасущиеся на них, ухожены и сыты). Первая фраза стиха 2 подразумевает собой, однако, и духовное питание. Не случайно в Библии так часто подчеркивается, что назначение земных пастырей, поставленных Богом в церкви, в том, чтобы кормить вверенные им "стада" (Деяния 20:28; 1-Петра 5:2; Иез. 34:1-10; Иоан. 21:15-17). "Пищей" для них должно быть Слово Божие (Евр. 5:12-14; 1-Петра 2:2). "Тихие воды" - образ Божьего успокоения и мира, который мы получаем от Него, когда Он прощает нас.

Пс. 22:3 Посредством жизненных обстоятельств и откровений свыше Господь направляет Своих "овец" на праведный путь. Он делает это ради Своего имени, т. е. будучи свят, Он ведет путем святости тех, кто доверил Ему свою судьбу.

Пс. 22:4 Даже в самых тяжелых обстоятельствах, в "долине смертной тени", такой человек не должен бояться, потому что Господь находится рядом с ним, хотя он и не видит Его. Жезл и посох (оба эти слова означают пастушеский посох) - это символ власти пастыря, его способности защитить своих овец от любой опасности. Иногда образы этого стиха понимают буквально, т. е. в том смысле, что когда для верующего человека наступает время перехода в мир иной, то и в эти минуты Господь находится рядом с ним. И осознание этого приносит человеку успокоение и радость.

Пс. 22:5 Вероятная символика этого стиха в том, что Господь открыто свидетельствует врагам Давида о его избранности. Поскольку здесь присутствует образ богатой трапезы, то естественно упоминание и о "елее", которым гостеприимные хозяева смазывали голову своим гостям. Все это изображает радостное настроение вызванное полнотой жизни верующего человека ("чаша моя преисполнена").

Пс. 22:6 Здесь выражена просьба и надежда о том, чтобы благость и милость Господа сопутствовали псалмопевцу во все дни его жизни. Фраза "и я пребуду" в еврейском оригинале выражает идею возвращения. В связи с этим высказывается предположение, что во время написания этого псалма Давид был вдали от святилища ("дома Господнего"), и он выражает горячее желание возвратиться к нему, чтобы затем многие дни наслаждаться общением с Господом во всей его полноте.

Псалмы являются прекрасным материалом не только для изучения Священного Писания, но и для духовного роста. Чтение 22 псалма на русском языке позволяет верующим выказать свое доверие к Богу, укрепляет их веру.


Использование

Поскольку Псалтирь является частью Ветхого Завета, ее тексты очень древние. Данная молитва используется во время богослужений в иудаизме. В церковно-славянском варианте псалом читается во время подготовки ко святому Причастию. Ведь в нем речь идет также о трапезе, которую Господь приготовил для Своих детей, что является указанием на Таинство.

Красота слога, яркость образов и краткость сделали этот библейский отрывок настоящим хитом среди создателей кинофильмов. Он звучал во многих блокбастерах:

  • «Терминатор».
  • «Город грехов».
  • «Титаник».
  • «Книга Илая».
  • «Ван Хельсинг».

Вечные строки можно услышать и в компьютерных играх, сериалах, цитируются они в литературных произведениях.


Текст псалома 22 на русском

Псалом Давиду Псалом Давида
1 Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. 1 Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться
2 На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. 2 на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня,
3 Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. 3 душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего.
4 Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. 4 Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили.
5 Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. 5 Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая.
6 И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний. 6 И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

Как в других библейских текстах, данный псалом имеет не только очевидный, но также скрытый смысл. Хотя повод написания и точное время создания остаются тайной, автор псалма 22 стал одним из первых, кто использовал образ Бога в качестве пастуха, доброго пастыря.

Именно таким часто изображается Христос в христианской культуре. Возможно, причиной стало то, что царь Давид в молодости сам являлся пастухом, был хорошо знаком со всеми деталями жизни этого ремесла.

Использование в качестве молитвы

Можно ли не читать, а слушать псалмы? Такое возможно, например, во время проезда в общественном транспорте. Но лучше все же делать это самостоятельно, потому что только так можно познать всю глубину откровения, сокрытую в святых словах.

Существуют различные суеверия, согласно которым, если прочитать псалом 40 раз, можно получить решение бытовых проблем, исцелиться от болезни. Подобное отношение к молитвам для православных христиан недопустимо, потому что напоминает колдовство.

Количество раз, которые повторяется молитва, совершенно не имеет значения. Бог видит сердце человека, а не ведет подсчеты. Разбойник на кресте стал первым человеком, вошедшим в рай лишь потому, что проявил раскаяние, осознал собственную греховность.

Значение

Толкованием псалмов и прочих библейских текстов занимаются богословы. Ведь понимание священных слов для многих затруднено:

  • часть смысловой нагрузки может быть потеряна при переводе;
  • каждая священная книга была написана в определенный период времени, для конкретной аудитории, все это касается и Псалтири.

Основная мысль 22 псалма, независимо от того, на каком языке его слушать, остается такой - Господь охраняет и защищает человека, направляет его жизнь, помыслы, духовное развитие. Далее эта тема раскрывается. Всевышний предоставляет Своим чадам все необходимое для жизни. Беда только в том, что они часто этого не замечают, принимают как должное возможность жить, узнавать Бога, радовать близких.

Присутствует здесь также образ опасности и даже смерти. Но автор молитвы твердо уверен в том, что Бог даст ему надежную защиту, поскольку имеет силу для этого. Поэтому верующий испытывает чувство радости, надежды, упоения.

22 псалом - текст на русском, толкование, для чего читают was last modified: Сентябрь 5th, 2017 by Bogolub

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.