Русский православный храм в вене. Православие в австрии

Митрополит Австрийский Арсений (Константинопольский патриархат) объявил о том, что в Австрии начинается строительство первого греческого православного монастыря, сообщает Оrthodoxie.com.

В настоящее время уже получены все документы, согласующие его возведение.

Новая православная обитель будет посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. Монастырь возведут в регионе Бургенланд (Burgenland), на востоке страны, недалеко от границы с Венгрией.

Сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов различных юрисдикций, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 тысяч человек.

Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, ― отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

История православия в Австрии

Православие в настоящее время является вторым по численности приверженцев религиозным вероисповеданием в Австрии (после католицизма) - в стране начитывается примерно 500 тысяч православных верующих.

В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах страны объединялись иногда в целые епархии.

В 1690 году состоялось «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича). К этому их вынудили гонения на православных в Османской империи.

К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше трех миллионов православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных.

Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая Божественная литургия состоялась здесь в 1726 году.

Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735―1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену.

В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году православие признали официально, позволили возводить храмовые строения ― до этого времени и греко-сербский приход во имя святого Георгия, и русский Никольский приход находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия построили в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь.

С 1840 по 1842 гг. в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 гг. настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году построили кладбищенскую церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества.

В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской православной церкви был образован в Вене в 1907 году.

В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников.

С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

Современное состояние

К настоящему времени в Австрии присутствуют семь православных юрисдикций: Константинопольский патриархат, Антиохийская, Русская, Сербская, Грузинская, Румынская и Болгарская православные церкви, иерархи которых составляют Ассамблею православных епископов Австрии под председательством митрополита Австрийского Арсения.

Сербской православной церкви принадлежит 12 австрийских приходов. В Австрии проживает около 100 тысяч православных сербов.


Фото: Thomas Ledl (CC by-sa 3.0) Венская и Австрийская епархия Русской православной церкви имеет пять приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин.

Румынская Церковь имеет в Австрии викариатство из пяти приходов.

Семь храмов Австрийской митрополии и экзархата Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского патриархата окормляют примерно 18 тысяч православных греков Австрии.

Еще два венских храма находятся в юрисдикции Болгарской православной церкви, окормляя паству из около семи тысяч православных болгар. Пять приходов у Русской православной церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 тысяч человек.

В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году), лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке.

Православие в Австрии
представлено:
Константинопольским Патриархатом
Русской православной церковью (в том числе Русской православной церковью заграницей)
Сербским Патриархатом
Антиохийским Патриархатом
Румынским Патриархатом
Болгарским Патриархатом

Троицкий собор в Вене
Общие сведения
Страна Австрия
Епархиальный центр Вена
Площадь 83 871 км²
Население 8 404 252 чел.
[]

На 2011 год число православных в Австрии насчитывало около 352 тыс. человек, что составляет около 4,2 % населения страны.

В 1967 году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций .

Константинопольский патриархат

Первые греческие купцы появились на территории Австрии в XVII веке. Первые богослужения проводились приезжими священнослужителями.

С 1776 года особым указом императора грекам было разрешего свободно исправлять богослужения по православным канонам, хотя данное положением и не уравнивало их в правах с римо-католиками.

Православие в Австрии

Австрийское государство как самостоятельная единица на политической арене Европы появляется в Х веке, во времена правления династии герцогов Бабенбергов. Границы его тогда были существенно расширены на юг и восток, город Вена стал столицей. К этому времени (ок. 996) относится и первое упоминание имени государства – «Ostarrichi», то есть «восточная страна». В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. Особо стоит упомянуть «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича) зимой 1690 года: к этому их вынудили гонения на православных в Османской империи.

К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 млн православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных. Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая литургия состоялась здесь в 1726 году. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену. В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году Православие было официально признано, было позволено и возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь. С 1840 по 1842 год в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 год настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году была построена кладбищенская церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился прекрасный собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества. В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской Православной Церкви был образован в Вене в 1907 году.

Однако история Православия на австрийской земле отнюдь не безоблачна. В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников, например против иеромонаха Алексия (Кабалюка) в 1913 году, против отца Максима Сандовича и отца Игнатия Гудимы в 1914 году, против отца Кассиана Богатырца в 1916 году. Суд тогда приговорил к смертной казни 16 православных, в том числе и отца Кассиана, бесстрашно защищавшего свою паству перед судом. 7 августа 1914 года был арестован отец Николай Рыжков, причем его заключение в тюрьму сопровождалось издевательствами и глумлениями. Священник провел 22 месяца в так называемой Башне смерти в Вене. После вынесения смертного приговора отец Николай заявил, что он не страшится предстать пред судом Всевышнего, потому что Господь знает подлинную правду. Мужество русского священника произвело сильное впечатление на судей и присутствовавших, а затем и на многих иных лиц: о помиловании отца Николая просил даже испанский король Альфонс. В итоге австрийское правительство вынуждено было помиловать осужденного, выслав его из страны. С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому. В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций. К настоящему времени в Австрии действует несколько юрисдикций Православных Поместных Церквей:
– Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.serb-kirche.at/, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript). Ей принадлежит 12 австрийских приходов, управление которыми осуществляет благочинный протоиерей Георгий Кнежевич. В Австрии проживает около 100 000 православных сербов;
– Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (официальный сайт: http://orthodoxia.org/austria/, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript). Возглавляется епископом Иларионом (Алфеевым), имеет 5 приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин;
– Германская и Центральноевропейская митрополия Румынской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.rumkirche.at/). Возглавляется архиепископом Серафимом, имеет в Австрии викариатство из 5 приходов;
– Австрийская митрополия и экзархат Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Михаилом (Стайкосом). 7 храмов окормляют примерно 18 000 православных греков Австрии.

Еще 2 венских храма находятся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, окормляя паству из около 7000 православных болгар. 5 приходов у Русской Православной Церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек. В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году), лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке. Некоторые православные австрийцы принимают священный сан, как, например, архимандрит Георгий (Вострель) – клирик русского Никольского собора г. Вены или протоиерей Петер Хубер – клирик сербской церкви в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, г. Инсбрук.

По словам отца Петера, родившегося в семье католиков, к Православию его привело изучение истории христианства и, в частности, истории папства, в результате чего он убедился, что «в течение второго тысячелетия западноевропейское христианство утратило непрерывность Священного Предания Церкви». Связь с ним отец Петер почувствовал, когда впервые посетил православное богослужение в Венеции, «что стало поводом познакомиться с этой Церковью ближе, как “теоретически”, через чтение соответствующей литературы, так и “практически”, через регулярное участие в православных богослужениях в Зальцбурге. Со временем во мне крепло убеждение пройти путь в этой Церкви, причем я понимал обретение Православия не как “переход” в “чужую веру”, а как возвращение к нашей исконной Церкви, которая была и здесь, на Западе, в течение тысячи лет». Говоря о трудностях православной миссии в Австрии, отец Петер отметил, что «Православие слишком часто понимают как нечто, имеющее очень ограниченное место на Западе.

Хотя нередко австрийцы любуются красотой храмов и богослужения, но само Православие остается чужим для очень многих, воспринимающих его как некую экзотику… Но, несмотря на трудности, все мы, члены Церкви, являемся носителями и хранителями Священного Предания и должны, по слову Господа (см.: Мф. 28, 19), заботиться верой и жизнью о распространении и укреплении нашего учения». Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, – отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

В настоящее время (2012г.) в Австрии насчитывается около 490 тыс. православных верующих. Приверженцев Константинопольского Патриархата - около 35 тыс. человек, Русской Православной Церкви - 40 тыс. Большинство православных верующих в Австрии (265 тыс.) принадлежат к Сербской Православной Церкви. В приходах Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви насчитывается около 40 тысяч чел.

Религия: католики – 72,4 %, протестанты – 4,7 %, православные – 4,3 %, мусульмане – 4,2 %, прочие – 4,0 %, неверующие – 7,3 %, не ответили на вопрос – 3 %.

Юрий Максимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.