Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий. Католики и православные — в чем разница? Главные причины разделения церкви на католическую и православную Как называется главное лицо в католическом мире

В данной статье речь пойдет от том, что такое католичество и кто такие католики. Данное направление считается одной из ветвей христианства, образовавшейся из-за большого раскола в данной религии, который произошел в 1054 году.

Кто такие во многом схож с православием, но имеются и отличия. От остальных течений в христианстве католическая религия отличается особенностями вероучения, культовыми обрядами. Католицизм пополнил «Символ веры» новыми догмами.

Распространение

Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.

Название

Слово «католицизм» имеет греческое происхождение и в переводе означает универсальность или всеобщность. В современном понимании данным термином именуют западную ветвь христианства, которая придерживается апостольских традиций. Судя по всему, церковь понималась как нечто всеобщее и универсальное. Об этом говорил ещё Игнатий Антиохийский в 115 году. Термин «католицизм» был официально введен на первом Константинопольском соборе (381 год). Христианская церковь была признана единой, святой, соборной и апостольской.

Происхождение католицизма

Термин «церковь» начал встречаться в письменных источниках (письма Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского) со второго века. Это слово муниципалитета. На рубеже второго и третьего веков Ириней Лионский применял слово «церковь» к христианству в целом. Для отдельных (региональных, местных) христианских общин оно употреблялось с соответствующим прилагательным (например, Александрийская церковь).

Во втором веке христианское общество было разделено на мирян и духовенство. В свою очередь, последние делились на епископов, священников и диаконов. Остается неясным, как осуществлялось управление в общинах - коллегиально или единолично. Некоторые специалисты считают, что власть сначала была демократической, но со временем стала монархической. Духовенством управлял Духовный совет во главе с епископом. Данная теория подтверждается письмами Игнатия Антиохийского, в которых он упоминает епископов как руководителей христианских муниципалитетов в Сирии и Малой Азии. Со временем Духовный совет стал всего лишь консультативным органом. А реальной властью в отдельно взятой провинции обладал лишь епископ.

Во втором веке желание сохранить апостольские традиции способствовало появлению и структуры. Церковь должна была охранять веру, догматы и каноны Священного Писания. Все это, а также влияние синкретизма эллинистической религии привело к формированию католицизма в его древней форме.

Окончательное формирование католицизма

После разделения христианства в 1054 году на западную и восточную ветви они стали именоваться католической и православной. После Реформации шестнадцатого века все чаще и чаще в повседневном обиходе к термину «католическая» стали добавлять слово «римская». С точки зрения религиоведения понятие «католицизм» охватывает множество христианских общин, которые придерживаются той же доктрины, что и Католическая церковь, и подчиняются власти Папы Римского. Существуют также униатские и восточно-католические церкви. Как правило, они вышли из-под власти Константинопольского патриарха и перешли в подчинение Папе Римскому, однако сохранили свои догматы и обряды. Примерами являются греко-католики, Византийская католическая церковь и другие.

Основные догматы и постулаты

Чтобы разобраться, кто такие католики, нужно обратить внимание на основные постулаты их вероучения. Главным догматом католицизма, который отличает его от других направлений христианства, считается тезис о том, что Папа Римский непогрешим. Однако известно множество случаев, когда Папы в борьбе за власть и влияние вступали в бесчестные союзы с крупными феодалами и королями, были одержимы жаждой наживы и постоянно приумножали свое богатство, а также вмешивались в политику.

Следующим постулатом католицизма является догмат о чистилище, утвержденный в 1439 году на Флорентийском соборе. Данное учение зиждется на том, что человеческая душа после смерти отправляется в чистилище, которое является промежуточным уровнем между адом и раем. Там она может при помощи различных испытаний очиститься от грехов. Родственники и друзья умершего могут помочь его душе справиться с испытаниями при помощи молитв и пожертвований. Из этого следует, что судьба человека в загробном мире зависит не только от праведности его жизни, но и от финансового благосостояния его близких.

Немаловажным постулатом католицизма считается тезис об исключительном статусе духовенства. Согласно ему, не прибегая к услугам духовенства, человек не может самостоятельно заслужить Божью милость. Священник у католиков имеет серьезные преимущества и привилегии по сравнению с рядовой паствой. Согласно католической религии, лишь духовенство имеет право читать Библию - это его исключительное право. Остальным верующим это запрещается. Каноническими считаются лишь издания, написанные латынью.

Католическая догматика обуславливает потребность в систематической исповеди верующих пред священнослужителями. Всякий обязан иметь собственного духовника и постоянно отчитываться ему о собственных мыслях и действиях. Без систематической исповеди спасение души невозможно. Это условие позволяет католическому духовенству глубоко проникать в личную жизнь своей паствы и контролировать каждый шаг человека. Постоянная исповедь позволяет церкви оказывать серьезное влияние на социум, а особенно на женщин.

Католические таинства

Основной задачей Католической церкви (общины верующих в целом) является проповедовать Христа в мире. Таинства считаются видимыми признаками невидимой благодати Божией. По сути, это установленные Иисусом Христом действия, которые нужно выполнять для блага и спасения души. В католичестве есть семь таинств:

  • крещение;
  • миропомазание (конфирмация);
  • евхаристия, или причащение (первое причастие у католиков принимают в возрасте 7-10 лет);
  • таинство покаяния и примирения (исповедь);
  • елеосвящение;
  • таинство священства (рукоположение);
  • таинство брака.

По мнению некоторых специалистов и исследователей, корни таинств христианства восходят к языческим мистериям. Однако данная точка зрения активно критикуется богословами. По мнению последних, в первых веках н. э. язычниками были заимствованы из христианства некоторые обряды.

Чем отличаются католики от христиан православных

Общим в католицизме и православии является то, что в обеих этих ветвях христианства церковь является посредником между человеком и Богом. Обе церкви соглашаются, что Библия является основным документом и доктриной христианства. Однако между православием и католицизмом имеется много различий и разногласий.

Оба направления сходятся на том, что существует один Бог в трех воплощениях: Отец, Сын и Святой Дух (триединство). Но происхождение последнего трактуется по-разному (проблема Филиокве). Православные исповедуют «Символ веры», который провозглашает исхождение Святого Духа лишь «от Отца». Католики же добавляют в текст «и Сына», что меняет догматический смысл. Греко-католики и другие восточно-католические конфессии сохранили православный вариант «Символа веры».

И католики, и православные понимают, что есть разница между Творцом и творением. Однако по католическим канонам мир имеет материальный характер. Он создан Богом из ничего. В материальном мире нет ничего божественного. В то время как Православие предполагает, что божественное творение является воплощением самого Бога, оно происходит от Бога, и поэтому он незримо присутствует в своих созданиях. Православие считает, что можно прикоснуться к Богу через созерцание, т. е. приблизиться к божественному через сознание. Этого не приемлет католичество.

Ещё одно отличие католиков от православных состоит в том, что первые считают возможным вводить новые догматы. Также существует учение о «добрых делах и заслугах» католических святых и церкви. На его основании Папа Римский может прощать грехи своей пастве и является наместником Бога на Земле. В вопросах религии он считается непогрешимым. Данный догмат был принят в 1870 году.

Отличия в обрядах. Как крестятся католики

Имеются отличия и в обрядах, оформлении храмов и т. п. Даже молитвенную процедуру православные совершают не совсем так, как молятся католики. Хотя на первый взгляд кажется, что разница в каких-то мелочах. Чтобы почувствовать духовное отличие, достаточно сравнить две иконы, католическую и православную. Первая больше напоминает красивую картину. В православии иконы более сакральные. Многих занимает вопрос, католикам и православным? В первом случае крестятся двумя перстами, а в православии - тремя. Во многих восточно-католических обрядах складывают вместе большой, указательный и средний пальцы. Как крестятся католики ещё? Менее распространенным способом является использование открытой ладони, пальцы которой плотно прижаты, а большой несколько подогнут к внутренней стороне. Это символизирует открытость души для Господа.

Судьба человека

Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.

Индульгенции

В католичестве индульгенция - это полное либо частичное освобождение человека от наказания за его грехи, а также от соответствующего искупительного действия, налагаемого на него священником. Первоначально основанием для получения индульгенции было совершение какого-нибудь благого деяния (например, паломничество к святым местам). Затем им стало пожертвование определенной суммы в пользу церкви. В эпоху Возрождения наблюдались серьезные и повсеместные злоупотребления, которые заключались в раздаче индульгенций за деньги. В результате это спровоцировало начало протестов и реформационного движения. В 1567-м Папа Пий V наложил запрет на выдачу индульгенций за деньги и материальные средства вообще.

Целибат в католичестве

Ещё одним серьезным отличием православной церкви от католической является то, что все духовенство последней дает Католические священнослужители не имеют права жениться и вообще вступать в половую связь. Все попытки вступить в брак после получения диаконского сана считаются недействительными. Данное правило было анонсировано во времена Папы Григория Великого (590-604 гг.), а окончательно утверждено лишь в ХІ столетии.

Восточные церкви отвергли католический вариант целибата на Трулльском соборе. В католичестве обет безбрачия касается всех священнослужителей. Изначально малые церковные чины имели право вступать в брак. В них могли быть посвящены женатые мужчины. Однако Папа Павел VI упразднил их, заменив должностями чтеца и аколита, которые перестали быть связанными со статусом клирика. Также он ввел институт пожизненных диаконов (не собирающихся продвигаться дальше в церковной карьере и становиться священниками). В их числе могут быть женатые мужчины.

В виде исключения в священный сан могут быть рукоположены женатые мужчины, которые перешли в католичество из различных ветвей протестантизма, где они имели чины пасторов, клириков и т. п. Однако Католическая церковь не признает их священства.

Сейчас обязательность целибата для всех католических священнослужителей является предметом бурных дискуссий. Во многих европейских странах и США некоторые католики считают, что обязательный обет безбрачия нужно отменить для немонашествующего духовенства. Однако Папа не поддержал проведения такой реформы.

Целибат в православии

В православии священнослужители могут быть женатыми, если брак был заключен до рукоположения в священнический или дьяконский сан. Однако епископами могут стать лишь монахи малой схимы, священники-вдовцы или безбрачные. В Православной церкви епископ должен быть монахом. В данный сан могут быть рукоположены исключительно архимандриты. Епископами не могут стать просто безбрачные и представители женатого белого духовенства (немонашествующего). Иногда, в виде исключения, для представителей данных категорий возможно архиерейское рукоположение. Однако перед этим они должны принять малую монашескую схиму и получить сан архимандрита.

Инквизиция

На вопрос, кто такие католики средневекового периода, можно получить представление, ознакомившись с деятельностью такого церковного органа, как инквизиция. Она являлась судебным институтом католической церкви, который предназначался для борьбы с ересью и еретиками. В XII столетии католичество столкнулось с ростом различных оппозиционных движений в Европе. Одним из основных было альбигойство (катары). Папы возложили обязанности по борьбе с ними на епископов. Они должны были выявлять еретиков, судить их и передавать светским властям для приведения приговора в исполнение. Высшей мерой наказания стало сожжение на костре. Но епископская деятельность была не слишком эффективной. Поэтому Папа Григорий IX создал для расследования преступлений еретиков особый церковный орган - Инквизицию. Первоначально направленная против катаров, она вскоре обратилась против всех еретических течений, а также ведьм, колдунов, богохульников, иноверцев и проч.

Инквизиционный трибунал

Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия - один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.

Инквизиционная процедура

Инквизиционное расследование было двух типов: общее и индивидуальное. При первом опрашивалась большая часть населения какой-либо местности. При втором определенному человеку делали вызов через кюре. В тех случаях, когда вызванный не являлся, его отлучали от церкви. Человек давал клятву искренне рассказать все, что ему известно о еретиках и ереси. Ход следствия и разбирательства хранили в глубочайшей тайне. Известно, что инквизиторы широко применяли пытки, которые были разрешены Папой Иннокентием IV. Порой их жестокость осуждалась даже светскими властями.

Обвиняемым никогда не сообщали имена свидетелей. Нередко ими были отлученные от церкви, убийцы, воры, клятвопреступники - люди, показания которых не принимали в расчет даже светские суды того времени. Подследственный был лишен права иметь адвоката. Единственной возможной формой защиты была апелляция к Святому Престолу, хотя она формально и запрещалась буллой 1231. Люди, некогда осужденные инквизицией, могли в любой момент снова быть привлечены к ответственности. От расследования не спасала даже смерть. Если виновным признавали уже умершего, то его прах доставали из могилы и сжигали.

Система наказаний

Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.

Пост в католичестве

Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:

  • Великий пост у католиков. Он длится 40 дней перед Пасхой.
  • Адвент. Четыре воскресенья до Рождества верующие должны размышлять о его предстоящем приходе и быть духовно сосредоточенными.
  • Все пятницы.
  • Даты некоторых больших христианских праздников.
  • Quatuor anni tempora. Переводится как «четыре времени года». Это особые дни покаяния и поста. Верующий должен один раз в каждое время года поститься среду, пятницу и субботу.
  • Пост перед причастием. Верующий должен воздерживаться от пищи за час до причащения.

Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.

Является самым крупным направлением в .

Наибольшее распростанение он получил в Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия), в Латинской Америке и США. В той или иной степени католицизм распространен почти во всех странах земного шара. Слово «католицизм» происходит от латинского — «всеобщий, вселенский». После распада Римской империи церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса. Это обусловило политическое возвышение церкви и ее влияние на формирование государств Западной Европы.

Особенности вероучения "католицизм"

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора ( признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций , подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — .

Католицизм следует никео-царьградскому Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат.filioque - и от Сына). До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма является также возвышенное почитание Богородицы — Девы Марии, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес».

Семь таинств католицизма

Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей.

Католики, как и православные, признают семь таинств:

  • крещение;
  • причащение (евхаристия);
  • священство;
  • покаяние (исповедь);
  • миропомазание (конфирмация);
  • брак;
  • елеосвящение (соборование).

Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных — на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом. Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих. Только II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы. Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

Об отношении Православия к католической конфессии в настоящее время существует много разных мнений. В особенности эта тема распространена среди московских священников и преподавателей духовных школ. Какова же на самом деле православная позиция? С этим вопросом мы обратились к представителю Московской Патриархии священнику Антонию Смирнову.

Дорогой о. Антоний, Вы, как священнослужитель и богослов, не могли бы ответить нашим читателям на вопрос: в чем опасность лояльного отношения к латинской вере?

Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, мне хотелось бы сказать о том, что надо рассматривать, в первую очередь, причинный фактор, т.е. почему нужно верить в Бога именно православно, а не как-то по-иному.

Сейчас говорят, что простые старушки, якобы, не знают догматов и канонов, и спасаются. А если это так на самом деле, то получается: не все ли равно как верить? Говорят, что участия в обрядах и Таинствах Церкви вполне достаточно для спасения, а все остальное лишь сеет раздор и склоки в церковной ограде. Такое мнение абсолютно антиправославно.

Поверьте, я, как священник, могу заверить, что наши православные бабушки знают догматику не хуже священноначалия, а иногда даже и лучше. Их простые сердца настолько точно воспринимают истину, что невольно вспоминаешь рыбарей-апостолов, которых избрал Господь, дабы посрамить мудрых мира сего.

Действительно, богослов не тот, кто имеет ученую степень доктора и магистра, а тот, кто жизнью своей доказал, что он истинный ХРИСТИАНИН. И источником истинного богословия зачастую является простой верующий народ, который в чистоте своего сердца воспринимает глаголы вечной жизни. Где искренняя вера, там нет места ни церковной политике, ни хитросплетенным мудрованиям, чем в особенности отличаются сегодня современные титулованные богословы.

Некоторые из них считают, что невежественная старушка, посещающая еретический храм, не вникая в догматические разногласия между еретиками и православными, может спастись.

Это величайшее заблуждение современности.

Спастись можно только в православной вере. Поскольку малейшее отступление от истины уже отводит спасительную благодать от человека. Путь же спасения один. Об этом ясно говорится в Священном Писании: един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5).

Путь Православия заключается в смиренном исполненииповелений Христовых. И эти повеления в точности сохраняются в учении Православной Церкви. Прочие же «христианские» конфессии либо прибавили, либо что-то отняли от первоначального учения Господа Иисуса, а потому исказили истину. А всякое такое действие – явный признак гордыни. Последователи этих религий, все без исключения, пребывают в состоянии прелести и, следовательно, не могут наследовать Царствие Божие.

Смирение и послушание Господу – именно таков отличительный признак православного вероучения.

Но не является ли такое мнение осуждением всех неправославных прежде Страшного Суда?

Нет. Это не осуждение, а факт. Об этом сказано в Священном Писании. Когда оно говорит о том, что все нераскаявшиеся грешники пойдут в ад, то мы воспринимаем это, как само собой разумеющееся. А разве еретик не является нераскаянным грешником? И если кто-то, закрыв глаза на истину, следует за еретиками, то вина на нем. Потому что каждый имеет возможность искать истину, а если он ее не искал, то Бог не виноват. Кто ищет, тот найдет, и кто стучит, тому отворяет Господь.

Мы непрестанно сталкиваемся в своей душе с послушанием Богу и послушанием диаволу. Если слушаем Бога, то делаем правду и спасаемся, если же – диавола, то творим грех. Эта непрестанная борьба происходит ежеминутно и даже ежесекундно в сердце каждого верующего.

А как узнать волю Божию?

Воля Божия в заповедях Божиих. И потому, если что-то противно заповеди, то, соответственно, не является волей Господней. Однако нередко враг подменяет истинные понятия, чтобы запутать неразумных в сетях беззакония. К примеру, он внушает, что обличать еретиков – это грех осуждения и таким хитрым способом приводит человека к соучастию в предательстве истины. В двух случаях не является осуждение грехом. Об этом говорит святитель Василий Великий. Во-первых, когда мы говорим о согрешившем брате духовнику, и во-вторых, когда предупреждаем ближнего об опасности.

В данном случае, говоря о ересях, мы не осуждаем еретиков, а предупреждаем своих братьев об опасности.

Говорят, что все веры, исповедующие Иисуса Христа Сыном Божиим, т.е. католики, протестанты и прочие представители, так называемые христиане, – угодны Богу. Так ли это на самом деле?

Сегодня нередко ссылаются на слова свт. Филарета Московского, который писал: «Никакую Церковь верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною…» Однако слова святителя исполнены глубокого смысла. Ведь он сам всегда утверждал, что только Православная Церковь верит в то, что Иисус есть Христос.

Можно сказать, что я верю в то-то и то-то, а делами показывать совершенное неверие. Но Господь нас учит смотреть не на слова, а на плоды, т.е. дела. И, как известно, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20). Потому-то вера в Иисуса, как в Бога, заключается в следовании Его заветам и заповедям. И если мы рассмотрим соответствие дел и слов католиков, то придем к выводу, что они не верят в Иисуса, как во Христа Бога.

Каким образом можно это объяснить?

Апостол говорит: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1 Ин. 5, 1) . И далее: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его… Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (ст. 3-4) . Католики же, напротив, усердно служат миру. Они веруют в еретический догмат, что их папа есть «наместник Бога» на земле. Их учение заключается в одном – полное послушание понтифику. Верят в нелепую неограниченную власть римского первосвященника. «Папа может все: изменить любую заповедь, отменить апостольское постановление, при жизни совершать суд над душой человека, определяя его вечную участь и многое другое» – считают они.

Если бы католики верили в то, что Иисус есть Христос, то не искажали бы Его всесовершеннейшего Божественного учения прибавлением своих еретических новшеств.

Но сейчас некоторые богословы считают, что католики -наши братья во Христе, а не еретики. Как относиться к такому мнению?

Мнений всегда предостаточно, но мы должны смотреть на то, как учит Церковь. Католики как еретики были анафематствованы на Поместных Соборах: 1054 года при Михаиле Керулларии, при Григории II (1283-1289), при Сергии II (999-1019), при императорах Алексии, Иоанне, Мануиле Комниных (XI-XII вв.), в 1482 году после Флорентийского Собора тремя Восточными Патриархами, а также на Поместных Соборах Русской и Молдовлахийской Церквей. Кому мы должны верить? Мнению современных интерпретаторов или постановлениям Поместных Соборов?

А не могли, к примеру, Соборы ошибаться?

В Церкви существует такое правило: если Поместный Собор принял постановление, противное учению Церкви, то этот Собор признается еретическим, его определения предаются анафеме. Римское исповедание анафематствовали около десятка Поместных Соборов, и ни один из них Церковь не осудила, как еретический.

Более того, мы имеем множество свидетельств святых отцов о том, что католики являются еретиками. Святитель Феофан Затворник писал: «Латинская церковь есть уклонение от Церкви, ересь» . Преподобный Паисий Величковский, основоположник старчества дал им строгую оценку: «[Латиняне] – не суть христиане… Латинство пало в бездну ересей и заблуждений… Оно лежит в них без всякой надежды восстания» . Святитель Филарет Московский, на которого любят ссылаться экуменисты, тоже писал: «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину».

А как распространилась ересь среди латинян?

В IX веке, вопреки определениям Вселенских Соборов, которые возведены Церковью в положение вероучительного догмата, католики прибавили к Символу Веры «и от Сына» (filioque).

В 809 году испанские епископы направили к папе Льву III триста послов с тем, чтобы он дозволил им сделать прибавление к Никейскому Символу Веры – в том месте, где поется: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего», добавить: «И от Сына». Папа не удовлетворил их просьбу. Однако ересь стала быстро распространяться и утвердилась среди испанских епископов, имевших влияние на папу Льва III. Вскоре он уступил и повелел поставить в церкви св. Петра две серебряные доски, на одной из них Никейский Символ был написан по-латыни с прибавлением «и от Сына», на другой – по-гречески, без этого прибавления.

Что сделал епископ Рима? Он, якобы «по любви», уступил еретикам. И вот во что обернулась его «любовь». Спустя 200 лет римская церковь полностью отпала от Православия.

Вот какую грубейшую ошибку сделал папа Лев III. Он старался избежать разногласий и якобы сохранить мир в своей Поместной Церкви, а потому в угоду еретикам дозволил веровать так, как им угодно. В результате этим сподвиг к падению весь запад.

Руководимая Святым Духом, Православная Церковь учредила в 864 году в Константинополе Собор, на котором четыре Патриарха и тысяча епископов осудили filioque и предали анафеме всех распространявших эту ересь.

В 1014 году папой Венедиктом VIII filioque было официально утверждено и внесено в текст Символа Веры для пения на литургии. Увещания со стороны восточных Патриархов и епископов не увенчались успехом, и в 1054 году Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий (1043-1058) созвал Поместный Собор, на котором отлучил католиков от общения и предал анафеме их еретические новшества.

Впоследствии святитель Григорий Палама писал: «Мы не примем вас в общение до тех пор, – писал он латинянам (1296-1359), – пока вы будете говорить, что Дух Святый сходит и от Сына». А в мае 1848 года четыре Восточных Патриарха вкупе со всеми епископами Константинопольского, Иерусалимского и Антиохийского Синодов, огласили Окружное послание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам: «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, следуя святым отцам восточным и западным, как древле при отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборне, что сие нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, – еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви – беззаконно».

А в чем пагубность ереси филиокве? Может быть, не надо было заострять на ней внимания. Ну и пусть исходит «и от Сына» – какая нам разница?

В последнее время появились подобные мнения, стремящиеся представить, будто бы причина отпадения латинской стороны заключалась именно в недостатке любви у обеих сторон. Более того, некоторые экуменические богословы считают, что произошло якобы разделение Церкви. Но это не так. Церковь неделима и догмат о святости Церкви свидетельствует о том, что еретики отпадают от Церкви, а не разделяют ее.

Филиокве – это ересь, пришедшая в латинство из иудаизма. Она искажает основной догмат о Троице. Современные иудеи, в отличие от ветхозаветных, как известно, не верят во Святую Троицу. Они признают только Бога Отца, а Христа, Сына Божия и Святаго Духа отвергают. Постепенно католическое учение впитало в себя эту иудейскую доктрину, умалив Ипостась Святаго Духа, низведя его до уровня ангельского естества. Ангел – это посланник Божий. Если Святой Дух посылается Отцом и Сыном, то выходит так, что Святый Дух теряет свое Божественное начало, подчиняясь обоим Ипостасям. Образно говоря, католики приписали Святому Духу свойства безплотных служителей. Если говорить более простым языком, то это – хула на Духа Святаго, которая, по слову Спасителя, не прощается ни в сем веке, ни в будущем. А потому мы никак не можем молчать и соглашаться с этой хулой.

Мы веруем в Троицу единосущную и нераздельную, а в католическом учении мы встречаем поклонение не Троице, а идолу папизма.

Как понимать Ваши слова? В каком смысле папизм может являться идолом?

Папизм есть отрицание Божества Сына Божия, выраженное в латинстве как новый догмат о папской непогрешимости.

Начало широкой пропаганды неограниченной папской власти историки относят к началу XVI века, когда на западе одной из главных статей доходов латинской церкви стали вводимые папой римским индульгенции.

Доминиканский монах Иоганн Тецель, продавец индульгенций или, как их называли в народе, «нового евангелия», уверял, что «крест, которому папа [римский] сообщил силу благодати, равен тому, на котором был распят Спаситель», а сила отпущения грехов папы такова, что прощает мгновенно даже того, «кто распял бы Христа или покусился на Божию Матерь».

Такое кощунственное учение о папстве умалило в учении латинян Божественное свойство Ипостаси Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. С этого времени, по учению латинов, папа римский возводится в более совершеннейшее свойство, поскольку имеет право отменять заповеди Христа. Все учение католиков теперь сводится к тому, что можно не читать ни Библию, ни поучения святых отцов. Достаточно быть в полном послушании у папы, чтобы спастись. Отсюда постоянные перемены в каноническом праве католиков. Их учение заметно противоречит первоначальному апостольскому учению.

Папизм – это явное искажение догмата о Троице и в какой-то степени является христологической ересью. Тем не менее, сами католики утверждают, что они верят во святую Троицу, но, как уже говорилось, необходимо смотреть не на слова, а на дела. А их дела свидетельствуют о полном неверии.

А как относиться к разговорам о том, что Церковь, якобы, признает крещение католиков действительным, и потому некоторые склонны считать, что их таинства благодатными?

Во-первых, таинства еретиков не могут быть благодатными, поскольку даже у раскольников утрачивается благодать. Святитель Василий Великий в первом правиле своего послания к Амфилохию епископу Иконийскому, писал: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа».

Все споры современных богословов о благодатности католических таинств имеют одно преткновение – согласие с тем, что католиков можно принимать в Православие через Миропомазание или даже через Покаяние. Ошибка изначально заключается в том, что никто не имел и не имеет право изменять каноническое постановление относительно принятия католиков в Православие. Первоначально на Соборе 1054 года было установлено Церковью, чтобы приходящих от латинской веры крестить, поскольку их крещение кроплением никак не могло быть признано Церковью за действительное.

Феодор Вальсамон в конце XII века в толковании на 14 правило IV Вселенского Собора свидетельствует, что православные перекрещивали латинян. О крещении католиков свидетельствуют и документы IV латеранского собора (1215 г.). Наши летописи под 6841 (1333) годом также сообщают, что великий князь Иван Данилович женил своего сына Семена. «Приведоша за него княжну из Литвы именем Августу, а в святом крещении наречена бысть Анастасиа».

А почему же впоследствии стали принимать латинян через Миропомазание или даже через Покаяние?

В XV веке греки перестали крестить латинян. Причиной этому послужила Флорентийская уния, которую Византия заключила с католиками. Потому на константинопольском соборе 1484 года был утвержден и чин присоединения латинян через помазывание. Тем не менее, в Русской Церкви продолжала господствовать практика перекрещивания. В наших летописях говорится, что в XV веке был крещен в Росии венецианец Иван Фрязин, служивший в Москве монетчиком.

В XVI веке католик Иоанн Ласский на латеранском соборе 1514 г. докладывал о русских: «Они говорят, что все подчиненные римской церкви не истинные христиане и не спасутся…» В начале XVII века св. Патриарх Ермоген писал в грамоте польскому князю Владиславу, имевшему католическое крещение: «со всякою тихостию и кротостию и смирением приими святое крещение» . Более того, тех, кто не крестил латинян, строго наказывали.

Так, в одной из летописей есть рассказ о патриархе Игнатии, который, «угождая еретиком латыньския веры», в Успенский собор «введе еретическия папежския веры Маринку, святым крещением совершенным християнскаго закона не крестил ее, но токмо единем святым миром помазал… и якоже Иуда предатель и сей поругася Христу… Его же, Игнатия, за таковую вину священноначальницы великия святыя Церкви Российския, яко презревшего правила святых апостол и святых отец, отпрестола и от святительства по правилом святым изринуша в лето 7114 (1606)».

Однако древнерусская практика, подтвержденная собором 1620 года, была отменена на Московском Соборе 1667 года. Святитель Иларион Троицкий так комментирует эту отмену: «Это и понятно. Собор 1667 года тем и знаменит, что он, руководимый греками, нередко сомнительного достоинства, осуждал все, даже в мелких обрядах Русской Церкви, что уклонялось от греческой практики… Но в подтверждение своего постановления собор мог привести лишь определение константинопольскаго собора 1484 года».

В конце XVIII века греческая Кормчая дала четкое определение о перекрещивании латинян. Свт. Афанасий Париос писал, что «латиняне пребывают в еще худшем состоянии, чем евномиане, которые крестились хоть и однократным, но все же погружением… Поэтому приходящих от латинян необходимо обязательно крестить». То же говорит и преп. Никодим Святогорец: «крещение латинян является лжеименным, а потому неприемлемым».

Если следовать канонам и святым отцам, то нет необходимости придумывать какие-то оправдания. В Православии все просто: Да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Но это все было еще до ватиканских соборов. После же I и II ватиканских соборов, где были узаконены догмат онепогрешимости папы и об экуменическом соединении всех религий, католиков можно смело отнести в разряд язычников. И говорить о благодатности их таинств просто нелепо.

А каким образом надо поступать православным, если вдруг католики пожелают посетить православный храм?

На этот вопрос прекрасно отвечает преподобный Оптинский старец Иосиф, говоря: «В конце „Кормчей книги”, в главе „О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры, и от святыя Восточныя Церкви”, папа римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же „Кормчей” книге, в 10-й главе, в 6-м правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: „несть достойно еретиком в церковь Божию входити”. А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: „С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто”».

Когда в IX веке папские легаты направились в Константинополь, то на границе их остановили и потребовали прочитать Символ Веры. Но поскольку легаты отказались выполнить это требование, им и не дозволили войти в Константинополь. Прождав сорок дней на границе, они вынуждены были вернуться в Рим. Так поступали наши древние отцы с еретиками.

А не является ли такие действия проявлением агрессии или экстремизма, как сейчас принято говорить?

Преподобный Максим Исповедник говорит: «Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! – Но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино! Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить милосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».

Поэтому мы обязаны быть строгими по отношению к католикам и прочим еретикам, чтобы они не утвердились в мысли о том, что мы с ними братья во Христе. Пусть знают, что между нами и ними существует пропасть, и если они желают спастись, то милости просим. Двери Православной Церкви открыты для всех.

Беседовал

Дмитрий Морозов

http://www.christian-spirit.ru/v9/9.%288%29.htm

Католицизм (от греч. «всеобщий», «вселенский») - крупнейшая ветвь христианской церкви, одна из крупнейших мировых религий.

Католицизм, как полностью оформившееся вероучение, сформировалось в І тыс. н.э. на территории Западно-Римской империи, а после раскола 1054 г. и отделения православного христианства оно легло в основу новой, полностью самостоятельной конфессии - Римо-католической церкви. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и восточную, подчеркивая ее всемирный характер. Всю историю христианства, предшествующую расколу 1054 года, Римо-католическая церковь рассматривает как свою. Католическое вероучение восходит к временам первых апостолов, то есть к І в.н.э.

Вероисповедальная основа католической религии включает в себя:
1. Священное писание - Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание - решения всех (в этом состоит одно из основних отличий от православия) вселенских соборов и труды отцов церкви II - VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин. Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. В Катехизисе Католической Церкви они изложены более популярно.

Основные догматы католицизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея спасения через испове́дание веры,
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея искупления,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Характерные только для католицизма.
- филиокве исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына,
- идея о Непорочном зачатии Девы Марии,
- догмат о Её телесном вознесении,
- учение о чистилище,
- догмат о непогрешимости главы церкви - папы Римского.

В основе католического культа лежит семь главных обрядов-таинств:
- Крещение. Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха". Осуществляется путем через возлияние воды на голову.
- Миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты. У католиков, в отличие от православных, осуществляется не сразу после крещения, а примерно с семи лет.
- Причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения - вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина. Некоторые видные католические теологи (например, св. Августин,) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.
- Покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их. У католиков для покаяния существуют специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у православных покаяние осуществляется с глазу на глаз.
- Брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа. У католиков венчание совершается навсегда и представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью, при котором священник выступает простым свидетелем. У православных же, венчание ассоциируется не с контрактом, а мистическим духовным союзом (союзом Христа и Его Церкви). Свидетелем у православных выступает не священник, а весь «народ Божий».
- Елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
- Священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни. В католицизме священник действует "в образе самого Христа", а православные считают его лишь помощником епископа, который, в свою очередь, уже действует в образе Христа.
Ритуалы в православии и католицизме почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

Главное богослужение в католицизме называется месса (от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в конце службы), оно соответствует православной литургии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. На нем совершается таинство евхаристии. В 1962—1965 годах всекатолический II Ватиканский собор упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, мессу. Служение ведется на латинском и национальных языках.
Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (определенного святого или значимого события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника — Пасха и Рождество. Католики держат пост в субботу и воскресение.

Отличия в обрядах между католиками и православными

Православные молятся, обращаясь лицом только на Восток. Для католиков это непринципиально.
У католиков двоеперстие, в то время, как у православных - троеперстие.
Католики крестятся слева направо, православные наоборот.
Православный священник может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат, то есть строгий запрет на брак.
Католики используют для причастия квасной хлеб. Православные - пресный.
Католики опускаются на одно колено и крестятся каждый раз, проходя мимо алтаря. Православные - нет.
У католиков, кроме икон, допускаются и статуи.
Устроение алтаря в этих двух конфессиях различно.
Православные монахи не состоят в Орденах. Католики - состоят.
Православные священники обязательно носят бороду. Католические - крайне редко.

Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа Римский. Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом. Глава церкви также является:
- Наместником Христа на Земле.
- Главой Вселенской Церкви.
- Главным Епископом всех католиков.
- Учителем веры.
- Интерпретатором христианской традиции.
- Непогрешимым. Это означает, что выступая от лица Церкви, Папа изначально защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины.
Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов.
Римская курия - административный аппарат католической церкви. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол.
Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник и епископ. В клир входят только мужчины.
Все католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Иерархия католического клира подразумевает также наличие многочисленных церковных степеней и должностей, таких как:
Кардинал, архиепископ, примас, митрополит, прелат, аббат.
Различают белое духовенство (священников, служащих при епархиальных храмах) и чёрное духовенство (монашество). В отличие от православного монашество не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Наиболее крупные объединения католических монахов на сегодняшний день: иезуиты - 25 тыс., францисканцы — 20 тыс., салезианцы — 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы — 8 тыс.

Римо-католицизм исповедуют около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г. Это примерно 3/5 от всех христиан планеты.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах, в частности, это: Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.. Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.
В Западном полушарии католицизм является господствующей религией во всей Южной и Центральной Америке, а также в Мексике и на Кубе.
В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе. Есть они во Вьетнаме, Южной Корее и Китае.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков
На Ближнем Востоке много католиков проживает только в Ливане, небольшая община существует также в Ираке.

Существуют также 22 восточнокатолические церкви. Они пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом, но пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви. Грекокатолики проживают в Украине, Белоруссии, Польше, Литве, России, Словакии, Венгрии, США, Канаде, Сирии. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке.

Католическая церковь независима от любого государства, кроме Ватикана, который возглавляет глава церкви - Папа Римский. Она может позволить себе находиться в оппозиции к правительству, что и доказывала не раз во времена средневековья (конфронтация Пап и королей) и даже в новейшее время (поддержка оппозиционного движения Солидарность в Польше).

Отношение католической церкви к другим религиям

Католическая Церковь ведёт экуменический диалог с другими христианскими церквями, которым занимается Папский совет по содействию христианскому единству. В 1964 г. параллельно с работой Собора состоялся визит папы римского в Константинополь, где папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 г., что явилось важным шагом к сближению двух ветвей христианства. Папа Иоанн Павел II (избран в 1978 г.) лично сделал очень многое для налаживания диалога Ватикана с мусульманами и иудеями.

Отношение католицизма к бизнесу весьма характерно для всех традиционных религий. Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи все же различали два разных типа экономической деятельности:

1.Производства продукта для продажи. Осуждалось, но незначительно.

2.Торговля продуктами или выдача займов. Осуждается церковью.

Отношение католицизма к медицине и науке со времен средневековья претерпело значительные изменения. Папа Иоанн Павел II, например, даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео Галилея, используя это для призывов к устранению препятствий к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром. В то же время, католическая церковь предостерегает против некоторых направлений современного естествознания.

Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами.

Католики относятся к одной из 3-х основных конфессий христианства. Всего в мире три христианских конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самой молодой является протестантизм, возникший в 16 веке в результате попытки Мартина Лютера реформировать католическую церковь.

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 году, когда Папа Римский Лев IX составил акт об отлучении Патриарха Константинопольского и всей Восточной Церкви. Патриархом же Михаилом был созван собор, на котором отлучили от Церкви и прекратили поминовение пап в восточных церквях.

Главные причины разделения церкви на католическую и православную:

  • разные языки богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви),
  • догматические, обрядовые различия между восточной (Константинополь) и западной (Рим)церквями,
  • желание Папы Римского стать первым, главенствующим среди 4-х равных христианских патриархов (Рим, Константинополь, Антиохия, Иерусалим).
В 1965 году Глава Константинопольской православной церкви Вселенский Патриарх Афинагор и Римский Папа Павел VI отменили Взаимные анафемы и подписали Совместную Декларацию. Однако многие противоречия 2-х церквей к сожалению до сих пор еще не преодолены.

В статье Вы найдёте главные различия в догматах и верованиях 2-х христианских церквей - католической и христианской. Но важно понимать, что все христиане: и католики, и протестанты, и православные, никак не «враги» друг другу, а, напротив, братья и сестры во Христе.

Догматы католической церкви. Отличия католицизма от православия

Вот основные догматы католической Церкви, которые отличаются от православного понимания Евангельской истины.

  • Filioque - догмат о Святом Духе. Утверждает, что Он исходит и от Бога Сына, и от Бога Отца.
  • Целибат - догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов.
  • Для католиков Священным Преданием являются только решения, принятые после 7-ми Вселенских Соборов, а также Папские послания.
  • Чистилище - это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточное место (чистилище), где возможно искупление грехов.
  • Догмат непорочного зачатия девы Марии и её телесного вознесения.
  • Догмат о причастии духовенства Телом и Кровью Христовыми, а мирян - только Телом Христовым.

Догматы православной церкви. Различия православия и католицизма

  • Православные христиане, в отличие от католиков, верят, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Об этом говорится в Символе веры.
  • В целибат православии соблюдается только монахами, остальное духовенство вступает в брак.
  • Для православных Священным преданием является древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов.
  • В православном христианстве нет догмата о чистилище.
  • В православном христианстве нет учения о переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), позволяющем “черпать” из этой сокровищницы спасение. Это учение и допустило появление индульгенций* , которые стали камнем преткновения между протестантами и католиками. Индульгенции глубоко возмущали Мартина Лютера. Он не хотел создавать новую конфессию, он хотел реформировать католицизм.
  • Миряне и духовенство в православии Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».
Другие полезные статьи: ? ?

Кто такие католики, в каких странах живут?

Больше всего католиков живет в Мексике (около 91% населения), Бразилии (74% населения), США (22% населения) и Европе (варьируется от 94% населения в Испании до 0,41% - в Греции).

Каков процент населения по всем странам исповедует католицизм можете посмотреть в таблице в Википедии: Католицизм по странам >>>

Всего католиков в мире более миллиарда. Главой Католической Церкви является Папа Римский (в православии - Вселенский Патриарх Константинопольский). Существует расхожее мнение о тотальной непогрешимости Папы, однако это не верно. В католицизме непогрешимыми считаются только вероучительные решения и высказывания Папы. Сейчас Католическую Церковь возглавляет Папа Франциск. Он был избран 13 марта 2013 года.

И православные, и католики - христиане!

Христос учит нас любви абсолютно ко всем людям. И уж тем более, к нашим братьям по вере. Не Поэтому не стоит устраивать споры, какая вера более правильная, а лучше показывать своим ближним , помощи нуждающимся, добродетельной жизни, всепрощения, неосуждения, кротости, милосердия и любви к ближним.

Надеюсь статья «Католики и православные - в чем разница?» была для Вас полезной и теперь Вы знаете, в чем главные различия католичества и православия, в чем разница между католиками и православными.

Желаю всем замечать в жизни хорошее, радоваться всему, даже хлебу и дождю и благодарить бога за всё!

Делюсь с Вами полезным видео ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛ ФИЛЬМ «ОБЛАСТИ ТЬМЫ»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.