Сущность и особенности вероучения. Манихейство

Представляем вниманию читателей новые сведения из истории возникновения манихейства и основные положения версии Мани о происхождении мира, подробно изложенные в его книге «Кефалайа» ("Главы"), недавно изданной в серии "Памятники письменности Востока". Ее появление в книжных магазинах города показывает актуальность разоблачения лжепророка и в настоящее время. Манихейская ересь возникла гораздо раньше, чем родился ее пророк, она исказила и подменила основные понятия зороастрийской религии. В "Бундахишне", пехлевийском тексте, излагающем утраченный авестийский Дамдад-наск, одну из 21-й книги "Авесты", описывается творение мира (как видимого, так и невидимого) Богом-Творцом Ахура Маздой, в то время как злой дух Ангра Манью не участвовал в создании мира, а вторгся в него, разрушив благие творения и создав только дэвов и демонов. По представлениям Мани Ахура Мазда сотворил только мир идей, а Ангра Манью - весь видимый мир как полное воплощение зла, что противоречило основной идее зороастризма [З].

О происхождении Мани и его "миссии"

Манихейство как религиозное течение возникло в III в. н. э. и получило название по имени своего основателя Мани, который считал, что изначально существовала одна единственная религия, но потом она была искажена разными "еретическими толкованиями", так произошли зороастризм, буддизм, христианство, которые соответственно возглавили Заратуштра, Будда и Христос. После них возникла, якобы, необходимость в объединении всех имеющихся религий, в их синтезе, для чего и был послан на Землю с миссией он - Мани. Однако, претендуя на звание мировой религии, манихейское учение стало одной из самых живучих и коварных ересей, распространившихся по всему миру.
Большое влияние на формирование мировоззрения Мани оказало его воспитание в детстве, которое он провел в иудейско-христианской общине. Предполагают, что родился Мани 14 апреля 216 г. н. э. в Вавилонии, во времена падения Аршакидской династии и воцарения в 227 г. Арташира I, родоначальника династии Сасанидов. Мать Мани принадлежала к древнему армянскому роду Камсаридов. Отец был зороастрийцем, но незадолго до рождения сына сменил веру и вступил в иудейско-христианскую общину вблизи города Месена. Члены этой общины вели аскетический образ жизни, не пили вина, были вегетарианцами, очищали пищу водосвятием, придерживались ежедневных ритуальных омовений, за что их называли "омывающиеся" (в переводе с арабского). Другие названия - "элхасаиты" (по имени религиозного деятеля Элхасая) и "баптисты" (греч.). Имевшаяся в общине иудео-христианская литература сыграла значительную роль в становлении личности будущего "реформатора".
Считается, что когда Мани было 12 (или 13) лет, на него снизошло первое озарение. Ему явился "божественный двойник" и призвал его "нести в мир истинную, изначальную, вселенскую религию, возвещая ее всем странам и народам". А когда Мани исполнилось 24 года, он выступил перед общиной со своей первой проповедью, заявив, что "всякая плоть есть скверна, и, поэтому, омовения не очищают тело" . Руководство общины встретило речи будущего лжепророка враждебно. В дошедшем до нас "Кёльнском кодексе" сообщается, что разозленные нападками на уклад общины пресвитеры избили Мани и оттаскали за волосы. После этого он покинул общину со своим отцом и двумя юношами, которые впоследствии стали его учениками, и отправился вверх по течению Тигра и Евфрата, в страну Селевкии - Ктесифона. Оттуда он перебрался на север (в города Гунозак, Хенрикс и Кёнен), а потом в Армению и Иверию.
Так Мани начал свою миссионерскую деятельность. Он вел скитальческую жизнь бродячего проповедника и останавливался преимущественно в иудео-христианских общинах. Его проповеди не везде имели успех, и часто триумфы перемежались с полными провалами, но, тем не менее, у него появляются новые ученики, и он пишет свои книги. В это время он отправил первую миссию во главе со своим отцом Патиком в Римскую Империю, а сам отправился проповедывать в Индию. На обратном пути он посетил царства Туран и Мукран (современный Белуджи-стан) и обратил в манихейство правителя Турана.
К началу 243 г. Мани добился расположения шаханшаха Ирана Шапура I и в течение 10 лет, пользуясь его покровительством, активно проповедовал своё учение по всему Ирану.. В период с 242 по 253 гг. им была написана единственная книга на персидском языке "Шапуракан", где излагались основы манихейской религии и содержались некоторые биографические данные. Затем на Мани и его учение начались гонения как со стороны зороастрийцев, так и со стороны христиан. После разрыва с Шапуром Мани вынужден был бежать из Ирана. Долгое время он находился в опале, но это не остановило его. Он продолжает свою "миссию", несмотря на разоблачения и преследования его главой зороастрийской духовной власти, первосвященником Кирдером.
После смерти Шапура I его преемник Ормизд отнесся к Мани весьма благосклонно, поэтому Мани смог отправиться в свое новое путешествие - по Ассирии. Но и на этот раз фортуна недолго благоволила к "мессии". Через год царствования Ормизда, после его неожиданной смерти, на престол вступил Бахрам I, ревностный зороастриец, который жестко ограничил сферу влияния Мани. По приказу Бахрама I, конечно, не без участия Кирдера, лжепророк был заключен в темницу и, после 26-дневного заключения, там умер. Есть несколько версий относительно обстоятельств его смерти. По одной из них Мани умер после того, как его сковали по рукам и ногам и надели на шею колодки. Согласно другим источникам, Мани был казнен - ему отрубили голову и повесили на воротах Белабада, потом его тело было оплакано и обмыто его учениками, а его вещи - две книги и посох - отправили верующим. Некоторые исследователи утверждают, что перед смертью с Мани содрали кожу, другие - что он был распят. Только манихейские тексты говорят о смерти Мани в тюрьме, а греческие, сирийские и арабские сообщают о его казни по приказу царя. Можно предположить, что скорее всего верна первая версия, так как манихеям не было смысла умалчивать о мученической смерти их учителя. Тем не менее, смерть Мани в тюрьме позволила его ученикам и поклонникам сделать его героем, пострадавшим за свои убеждения, что дало толчок для распространения новой волны манихейства по всему свету.
Дата смерти Мани определяется в разных источниках по-разному: март 274 г. - февраль 277 г., т.е. он прожил около 60 лет. За это время его ере¬тическое учение пустило свои цепкие корни не только в Азии, но и в Европе и Африке.
Перед смертью Мани удалось отдать последние распоряжения, он поставил во главе своей церкви Сисинния, правившего после него 10 лет. Позже во главе манихейства оказался другой ученик Мани - Иннай. Сообщается, что он вылечил царя от неизлечимой болезни, чем заслужил к себе благосклонность, таким образом манихеи получили временную передышку.
Некоторые исследователи, ссылаясь на "Деяния Архелая", предполагают, что Мани был "вольноотпущенником вдовы" (в прошлом - блудницы) и стал проповедником, унаследовав книги еретического содержания от двух проповедников, которые хотели взлететь в небеса, но не смогли и разбились. Мани (иногда его называли Манес, а настоящее имя его было Курбик) переделал "Речения Христовы" и объявил себя "апостолом Христа", повсеместно распространяя свою ересь. Его общины в народе назывались "сектами вдовы". Однако убедительных доказательств этих фактов из деятельности Мани не сохранилось.
Пик распространения манихейства на Западе датируется IV в. В это время манихейские общины существовали в Северной Африке, по всей Малой Азии, в Греции, Иллирии, Италии, Галлии и Испании.
В Египте первыми манихеями были Паппос (ученик Мани) и Фома (автор ряда псалмов). С начала IV в. манихеи очень активизировались в городах Ликополь (современный Асьют) и Гипсела. Главой египетских общин был Аортоний. В V в. манихейство в Египте сошло на нет, и члены манихейских общин перешли в ортодоксальное христианство.
В V-VI вв. в манихейской церкви произошел раскол, но несмотря на это, она продолжала существовать на протяжении всего правления Сасанидов, с центром в Вавилонии. С VI в. манихейство в Европе начало приходить в упадок в связи с репрессиями.
К концу VIII в. манихейские общины оставались только в Северной Африке и на востоке Сасанидской империи. Дольше всего манихейство продержалось в Центральной Азии, где его возглавил Мар Аммо, хорошо знавший парфянский язык. В VП-VШ вв. с завоеванием Китаем Восточного Туркестана согдийские купцы принесли манихейство в Китай. В 763 г. был обращен в манихейство глава государства уйгуров Бегю-хан, и ханским указом манихейство было объявлено официальной религией степной империи уйгуров, где оно просуществовало до завоевания киргизами (до 840 г.). В Х в. центр манихейства переместился в Самарканд.
С середины IX в. начались антиманихейские преследования в Китае. Императорский указ 1120 г. гласит о разрушении манихейских храмов. В Восточном Туркестане манихейство продолжа¬ло существовать до XIII в., а в Китае - до XIV в., после чего манихейские общины в Китае адаптировались и стали буддийскими или даосскими. Две манихейские книги даже вошли в даосский канон.
Согласно свидетельствам, манихейская община состояла из 5 рангов: учителя, епископов, пресвитеров, избранников и слушателей (рядовых верующих). Избранниками могли быть и мужчины, и женщины, но они жили в раздельных монастырях, давали обет безбрачия, не имели собственности и не могли заниматься мирскими делами (земледелием, ремеслом, торговлей). Манихейство, таким образом, искажало жизнеутверждающую основу зороастризма, потому что согласно зороастрийским обычаям каждый здоровый человек должен был вступить в брак, иметь семью и потомство. Особо почитались священные профессии, такие как кузнец, землепашец, ремесленник.
Члены манихейской общины молились, соблюдали посты, переписывали книги. Как пресвитеры, так и избранники могли быть проповедниками. Существовали манихейские храмы или молитвенные дома, где собирались верующие слушать проповеди и молиться. Манихейский канон состоял из 7 книг, написанных на арамейском языке.
В начале XX в. во время археологических раскопок в Восточном Туркестане (ныне территория Китая) было обнаружено множество рукописей на среднеперсидском, парфянском, согдийском, уйгурском и китайском языках, которые включают в себя фрагменты из манихейских текстов. Эти рукописи относятся к VIII в., т.е. расцвету центрально-азиатского манихейства.
В 1928 г. немецкий ученый К. Шмидт случайно приобрел в Палестине рукописную книгу "Кефалайа" ("Главы"), написанную на коптском языке, что указывает на ее происхождение из Верхнего Египта. Шмидт установил, что жители селения близ города Асьют продали папирус торговцам. Позже книга была приобретена Берлинским музеем. Папирус датируется IV в., т.е. от времени жизни Мани его отделяет самое большее 100 лет.
Рукопись "Кефалайа" является одним из самых древних манихейских текстов. В нее входят 122 главы, в которых излагаются манихейские воззрения на создание мира и дальнейшее его развитие, а также приводятся основные заповеди для манихейских "праведников". Изложение ведется от лица Апостола, которому ученики задают вопросы. В роли Апостола выступает сам Мани - "единственный, самый истинный пророк".

Основные положения манихейского трактата "Кефалайа"
и их отличие от зороастрийского учения

Создание мира

Претендуя на роль пророка мировой религии, Мани искусно соединил в своем учении основные положения различных религий: так, из зороастризма он взял понятия о добре и зле и исказил их; из буддизма - закон перевоплощений; из христианства - необходимость покаяния и из вавилонской астрологии - устройство небесной сферы. Сплав различных религиозных веяний был отшлифован им с виртуозным мастерством. Характерные черты этого еретического учения можно отследить по дошедшей до нас книге "Кефалайа". От страницы к странице автор настойчиво проводит свою основную идею - о смешении Света и тьмы. Добра и зла как принципе устройства нашего мира.
По мнению Мани, изначально во Вселенной были две равные силы - Свет и тьма. Они располагались, не соприкасаясь, вертикально друг к другу: Свет - в высоте, а тьма - в бездне. Творения Света были духовны и нематериальны. К ним относились миры богов и ангелов. Основой же тьмы была Материя (иногда она называется грехом или помыслом смерти). Все творения ее были агрессивны, безобразны и смертны. Потом непреодолимая граница между Светом и тьмой была нарушена вследствие того, что тьма "позавидовала" Свету и решила его захватить:
"Мрак повел борьбу со Светом, желая царствовать над сущностью, которая ему не принадлежала; он разделил Свет. По такой великой необходимости от Отца Величия вышла сила, т.е. Первочеловек, он облекся во всеоружие Света, смирил всего неприятеля и распял его в пяти стихиях светлых, они же - всеоружие Света остались в бездне, смешавшись с пятью стихиями мрака" . Так Мани распял мрак в пяти стихиях светлых, а Свет смешал со стихиями мрака. В результате смешения возник наш мир, в котором Материя взрастила свои плоды. Не дозревшие из них и сброшенные на Землю, так называемые "выкидыши", стали прародителями Адама и Евы, от которых произошли другие люди. Человек при этом стал орудием смешения Добра и зла.
По зороастрийскому мифу, изложенному в "Бундахишне", Хормазд был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ахриман же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен в Бесконечную Тьму. Между ними была Пустота, называемая Вайю, но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная Тьма были конечны. Ахриман, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир. и предложил ему договор на девять тысяч лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен, что таким образом сделает Ахримана бессильным. Он произнес молитву «Ахунвар» и показал Духу Разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение. Последнее Тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву, Ахриман упал во тьму на три тысячи лет, и только после этого он проник в мир Хормазда. осквернив его благие творения, в том числе первочеловека Гайомарта, из семени которого возникли люди. Ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен [З]. Очевидно, что Мани в основе своей теории создания мира использовал зороастрийские мифы, исказив их глубокий смысл.
Душу Мани соотносит со Светом, а тело - с мраком, т.е. тело, якобы, захватило душу и влечет ее "к злым делам, ко всем грехам страсти, к идолослужению, к лжеучениям заблуждения, к унижению рабства, и она постоянно служит вещам преходящим, служит зверям, нечистым и грязным, которые уродливы видом и обличьем. Она облачилась в заблуждение и забвение, забыла свою сущность, род и корень, не ведая мрат молитвы и призывов к Нему, стала враждебна Отцу своему небесному, презрела и отвратилась сама от себя, она зла, возлюбила Мрак и не желает обратиться к собственному Свету" . Таким образом, душа у Мани осквернена и полностью подчинена телу, греху.
Зороастрийцы же считали, что душа и тело едины, а к телу относились, как к "храму духа". Человек по своей природе - духовная сущность, его душа и тело сотворены Хормаздом, душа - Фраваши - предсуществует телу. В начале творения Хормазд созвал совет с Фравашами всех людей, и он знал, что если они согласятся спуститься на Землю, чтобы вести борьбу со злом, то это обеспечило бы ему победу над Ахриманом [З].
Во главе материального мира Мани ставит "пятиликого", образ которого он описывает так:
"Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра; его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма; его туловище - образа драконье, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру
сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" .

На рисунке крылатый бог Айон - Зерван с львиной го¬ловой,
человеческим телом и змеей, стоящий на Мировом шаре.

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира -видимый и невидимый, но один из них, Ангра Маныо, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров. В "Бундахишне" описывается, что Ахура Мазда создал материальный мир как орудие против Духа разрушения. Таким образом, оба мира - видимый и невидимый - принадлежат Богу-Творцу Ахура Мазде, а зло в материальном мире присутствует временно и будет побеждено. Человек же призван своим выбором Света и Добра помочь Ахура Мазде очистить мир от тьмы и зла [З].
У Мани силам Света принадлежит только мир идей, а всем материальным миром владеет тьма, т.е. Добро и зло противопоставлены, таким образом его взгляды не соответствуют зороастрийскому представлению о мире, как благом творении Хормазда, в которое внесено искажение Ахриманом. В зороастризме второе начало не противопоставляется первому, а рассматривается как его искажение, т.е. зороастризм - монотеистическая религия, а манихейство признает и Бога, и дьявола. В манихействе тело человека служит дьяволу, тогда как в зороастризме бессмертная душа человека соединяется с его телом в единое гармоничное целое, которое будет восстановлено в последнем Воскрешении.
В каждом умозаключении Мани понятия Света и тьмы смешаны, Свет почти всегда осквернен тьмой или находится в ее власти, а светлая душа находится во власти "темного" тела. Манихеская доктрина расценивается в зороастризме как ересь, она служит питательной почвой для возникновения различных форм аскетизма и мистицизма.

Устройство небесной сферы

Апостол, он же Мани, поведал своим ученикам, что 12 знаков Зодиака, слуг материи, и 5 звезд - "враги и противники друг другу, они грабят и убивают друг друга действием великого Мастера, создавшего все миры... Они произошли из пяти миров Мрака, связаны с сфере"... Они - "зло не в сфере, но сами по себе, ибо творят всякое зло и злодейство в мире - как в древе, так и в плоти" .
В зороастрийской астрологии 12 знаков Зодиака рассматриваются как число закона для Земли, они несут проявление Божьей благодати и любви, с которой может соприкоснуться каждый человек. Планеты же, как и все творения Хормазда, были осквернены Ахриманом, поэтому они двойственны по природе, их циклы искажены по сравнению с изначальными, и люди из-за них попадают в ловушки Ахримана, поддаваясь на искушения.
В главе "О теле - что оно устроено по подобию мира" , Мани соотносит различные части тела со стихиями и знаками Зодиака, печень у него подобна "Переправе Огня", а "плоть - переправа Тьмы", знак Льва - желудок, знак Девы - сердце. И здесь Мани искажает зороастрийскую астрологическую традицию, в которой знаки Зодиака проецируются на тело человека, начиная с головы, относящейся к знаку Овна, а знак Льва проецируется на область сердца, знак Девы связан с кишечником.
Болезни у человека, по мнению Мани, возникают в результате столкновений в его теле господствующих архонтов (темных сущностей):"Восемьсот и сорок мириад главенствуют в теле человека, когда они сталкиваются друг с другом, ... губят друг друга" .
Зороастрийская традиция рекомендует человеку воздерживаться от совершения грехов, тогда его тело будет здоровым. Зороастрийская мораль выражается в трех словах – humat, hukht и huvarst - добрые мысли, добрые слова и добрые дела, и величайшее из них - добрые дела [З].

Взгляды Мани на развитие мира и место человека в нем

По манихейским заповедям человек истинной веры не должен задерживать пребывание жизни на Земле, чтобы спасти свою Душу и после смерти взойти к Свету. Материя борется за душу че-ловека и стремится удержать ее в мраке. Для этого 12 духов заблуждения спускаются со знаков Зодиака и поселяются в душах людей. Если человек не преодолеет заблуждений, его душа не возносится после смерти, а снова возрождается, но в другом теле. А отъявленные грешники идут в геенну огненную, где будут пребывать до конца мира.
На протяжении всей истории Свет освобождается от смешения и возносится ввысь, а остающийся Свет в душах людей все время дробится, т.к. человеческий род плодится, и Света становится все меньше и меньше. Перед концом мира его останется так мало, что грешники одержат верх над праведниками. Тогда "Помысел жизни" соберет остающийся Свет воедино и сделает из него "Последнее изваяние", которое вознесется ввысь. Для уничтожения материального мира после этого будет послан Огонь. Божества будут судить людей. Души грешников - мужчин и женщин будут разделены и никогда не смогут больше воссоединится. Согласно утверждениям Мани, главная задача для истинного праведника состоит в том, чтобы поскорее покинуть этот мир. А значит, нельзя вступать в половые отношения и участвовать в деторождении. Также грешно заботиться и о материальном преуспевании. Мани считал, что основной рычаг развития и процветания материального мира - это зависть. Именно она движет людьми, толкает их на неблаговидные поступки, тормозит уход из этого мира.
Фактически, манихейская зависть подменяет собой творческую силу Создателя. С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии - одна из главных задач праведного человека. Отношение к жизни у зороастрийцев таково, что они считают ее Божественным даром и стараются прожить достойно. Аскетизм не поощряется в зороастризме. Согласно пехлевийским текстам, первый долг зороастрийца состоит в исповедании Религии, второй долг - в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род. Живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны [З].
Манихейство видит в отношениях мужчины и женщины только грех. Один из принципов манихейской ереси - уничижение того, что хорошо с точки зрения разумного человека, и возвеличивание того, что дурно. Так. например, в главе "О человеке, безобразном телом и прекрасном своей душой", лжепророк сравнивает "плешивого, кривобокого, скрюченного в пояснице, но безупречного своей праведностью человека" с "мечом крепким, изъеденным временем", его душу он уподобляет жемчужине, а святую церковь - сбор¬щику этих жемчужин". "Плоть человеческая, -пишет он, - подобна пене и скорлупе" .
Восхваление ущербности противоречит зороастрийскому отношению к телу человека, которое является истинным зеркалом его внутренней сущности, а знаки и меты на теле (сигнатуры) позволяли зороастрийцу правильно понять свои собственные духовные недостатки, чтобы исправить их. Зороастрийцы не доверяли человеку со знаками антихварны на теле, т.к. он в большей степени подвержен искушению и может заблуждаться. Такого человека не могли бы поставить во главе религиозной общины, поскольку ошибаясь сам, он мог сбить с истинного пути многих людей.
По воспоминаниям современников, сам Мани имел весьма неприглядный вид. Он был рыжим, прихрамывал и косил на один глаз. Все эти отличия считаются знаками антихварны в зороастризме, рыжеволосость является признаком внутренней агрессии, хромота говорит о дурной наследственности, а косоглазие предупреждает о вседозволенности. Все эти качества проявлены у Мани, сквозят в его гладко закамуфлированных фразах,очень проникновенных, но и очень опасных.
Пытаясь создать универсальную религию, ловкий комбинатор Мани перетасовал многие понятия, как карты, и, используя красочный, эмоциональный слог, навешивал новые ярлыки на старые прописные истины.
Настораживает также рассуждение Мани о мудрости, которая важнее для него. когда она "на устах", а не только в сердце человека, ибо мудрость, по его мнению, "подобна младенцу во чреве матери" и, если она скрыта в сердце, то подобна срубленному дереву, в котором заключен внутренний свет. Чтобы увидеть огонь, нужно зажечь дерево .
Однако, мы прекрасно знаем, что можно говорить много "мудреных" слов, а внутри себя лелеять змеиные мысли. Если вдуматься в сравнение Мани, то становится понятным, к чему призывает "истинный пророк". В зороастризме дерево олицетворяет род, связь с Фравашами, предками. И получается, по словам Мани, чтобы проявить мудрость в сердце, нужно сжечь дерево, а значит, уничтожить род человеческий, а потом посмотреть, что из этого получится. Так, Мани вводит человека в заблуждение, навязывая ему порочные действия, дезориентируя.
Образ дерева, дающего плоды в зависимости от среды обитания, проходит через всю книгу. Мани приводит в пример финиковую пальму, которая произрастала в плохом месте и не давала плодов, а другая на плодородной почве принесла замечательные плоды. Вспомним теперь, на какой почве прошло детство самого Мани, как он выступил против своих воспитателей.
Не внушает доверия и его умозаключение о прошении грехов. Мани считал, что грешить можно, после покаяния грехи прощались на 4/5, и только за одну пятую нужно было расплачиваться. Он пишет: "Каждому человеку, если он принял надежду и веру, отделил свет от мрака, уразумел тайны Души живой,... и просит отпущения грехов у Разума света - знайте: все первые грехи, которые сотворил он с того дня, когда родился, до того дня, когда принял надежду Божью и отвратил сердце свое от всех лжеучителей и плодов заблуждения, полностью отпускаются ему, и не за них спрашивается с него отныне, и он не получает воздаяния за них" . Но если же он снова будет грешить, тогда зачтутся ему все его грехи, прежние и дальнейшие: он получит воздаяние за все это, ибо "Бог дает раскаяние и отпущение грехов за неразумение". А кто упорствует в грехе - тот будет сброшен в геенну и пойдет к гибели" .
Мани считал, что зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро, только через зло можно наиболее полно осознать добро. С зороастрийской точки зрения добро присуще этому миру, а зло лишь его искажение. В зороастризме считается, что незнание законов не освобождает от ответственности, и что за все содеянное человек должен будет расплатиться после смерти, когда на мосту Чинват беспристрастные судьи взвесят его добрые и злые дела. Если перевесят добрые дела, то душе позволяется пройти по мосту и попасть на Небеса. Если злые дела в его жизни перевешивают, то мост становится узким и душа падает в ад. Поэтому для зороастрийца важно не участвовать в злых делах, а не грешить и потом каяться. Это усиливает значимость проявления свободной воли, выбор человека в каждом его воплощении.
Одно из характерных качеств лжепророка - его стремление к самовозвеличиванию. Это качество налицо у Мани, возомнившего из себя "мирового мессию". В главе "О господе Мани, как он царствовал", он называет себя "наш господь и Светоч светлый". Однако, несмотря на это, он прекрасно понимает, что народ отторгает его, как чужеродную для себя частицу. Подводя плачевный итог своей деятельности, он пишет: "Я, Мани единственный, пришел в мир, чтобы проповедовать Слово Божье и исполнить здесь Его волю благую, данную мне. И вот - мне, Мани единственному, не позволили свободно говорить в мире, чтобы проповедовать, обрести освобождение и исполнить волю благую, данную мне, но я исполнил волю Таинства, которую проповедовал в истине живой. Ибо мир любит Мрак (и ненавидит) Свет, потому что дела его злы; а я пришел, чтобы исполнить волю Света и распространить истину повсюду, как заповедано мне. И вот - мир притесняет меня в своей ненависти, клевещет на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нем, чтобы говорить, хотя я - Мани единственный" .
Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста" и используют манихейские постулаты в качестве универсального критерия для оценки того или иного учения путем сравнения их основных положений . Трактат Мани о создании мира - "Кефалайа" - наиболее яркий образец религиозных ересей уходящей эпохи Рыб.

Последователи Мани - кто они?

Лжеучение Мани оказалось очень живучим, оно существует уже около двух тысячелетий и находит своих последователей и сейчас. В их числе были маздаки (конец V - начало VI вв.) в Сасанидском государстве. Руководителем этого движения был Маздак - Бамбад. Многие его идеи были позаимствованы из манихейства, маздакам также свойственны пессимизм и аскетичность. Однако, они выступали за активную позицию в переустройстве существующего мира. Понятия добра и зла у них заменялись революционными терминами, такими как "социальная спра¬ведливость" и "неравенство людей". Маздак призывал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства, требовал общности имущества (в том числе и женщин), уравнительного пользования им. Все это было названо "братской любовью". Маздака поддерживали не только крестьяне и ремесленники, но и более зажиточные слои населения. Подобно тому, как Мани добился благосклонности у Шапура, Маздак также попал под крыло власть имущих. С приходом к власти Хосрова "Аноширвана", решительно защищавшего зороастризм как государственную религию, маздакистское движение было подавлено, а сам Маздак казнен (по одной из версий - закопан в песок головой вниз, ногами вверх), но его влияние продолжало ощущаться в различных сектах, возникавших в период принятия ислама.
Манихеи глубоко повлияли на исламских мистиков, оставили след в христианстве. Во времена Средневековья манихейство потеряло свое название, но не утратило своей сущности, отдельные его положения встречаются и сейчас во многих учениях.
Считая материю порождением дьявола. Мани открыто призывал к разрушению материального мира, к умерщвлению своей плоти. Среди последователей манихейства известны случаи массовых самоубийств. К манихеям такого типа можно отнести нетрадиционные культы современности, например, печально знаменитое движение буддийского толка, представленное Аум Синрикё Учение Истины Аум, имеющее в России самое большое представительство. Его руководитель - слепой проповедник Сёко Асахара, японский предприниматель, находился под следствием по подозрению в подготовке массовых убийств с помощью специально изготовленного организацией отравляющего газа. Тоталитарный характер этой секты, идея убийства для выхода из этого мира, оказание тяжелого подавляющего воздействия на людей - все это отклики истории начала нашего тысячелетия.
Другой пример последователей Мани - мунитская организация "Церковь унификации", основателем которой является Сан Мюн Мун, дважды судимый. В 1954 г. в Южной Корее Мун провозгласил новую религию. Согласно его учению, Бог един для всех наций и религий, и настало время создать универсальную, объединенную церковь. Пророком и мессией нового века Мун объявил себя. Муниты называют своего руководителя "преподобным" и "божественным". Существует даже культ Муна. "Церковь объединенная" превратилась в мощнейшую и богатейшую финансовую империю. Укрепляя свое влияние, она занимается благотворительностью. Ее приверженцы утверждают, что их сообщество подобно большой семье. Они живут общинами, ведут пропаганду среди молодого поколения, у них очень распространены браки внутри общины. Муниты жертвуют общине деньги и имущество. Личность в мунитской общине полностью контролируется.
Однако не только эти организации в настоящее время поражены вирусом манихейства. Множество религиозных течений и оккультных направлений имеют аналогичную природу. Пользуясь весьма благовидными лозунгами, они пытаются сбить людей с истинного пути и навязать им ложную призму восприятия мира. Особую опасность они представляют для молодежи, которая не имеет достаточного опыта и знаний. Всегда следует помнить, что красивая приманка может скрывать за собой зловещую воронку, где слишком доверчивые легко могут потерять свою свободу.
Для любого современного человека, имеющего хотя бы общие понятия об астрологии и небесной механике, отчетливо виден манихейский камуфляж в воссозданной Мани картине устройства мира, он разоблачает сам себя. Только слепой может не видеть абсурдности его системы. Однако, несмотря на это, "слово Мани" не умерло. Издаются его книги. У Мани много последователей, но они не говорят прямо о своем духовном родстве с ним. Разные маски, разные лики, но сущность одна - не истина движет ими, а ложь и корыстные цели. Так как они являются проводниками темного мира, он питает их своей разрушительной энергией.
Подобно спруту, манихейство проникало вглубь истории, обволакивало умы доверчивых душ, видоизменяясь и пряча свою истинную сущность. Последователи Мани в современном мире приспосабливаются, оправдывая свои философские и социально-политические воззрения, но почти всем новоявленным реформаторам приходится пользоваться его приемами. Быть защищенными от них и противостоять им можно, только обладая обширными знаниями, стойкой нравственной силой и крепкой верой.

Литература
1. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991.
2. Глоба П.П. Живой огонь. М.-Л., 1996. 302 с.
3. Зенер Р.Ч. Учение магов. М., 1993. 96 с.
4. Кефалайа ("Главы"). М.: Восточная литература, 1998.512с.
5. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996. 350 с.

Содержимое:

Манихейство

Учение о вечной борьбе между началами Добра и Зла. Появилось в III веке н. э. на территории Персии. Манихейство несло в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма, джайнизма, неоплатонизма. Было широко распространено в I тыс. н. э. - от Северной Африки и Испании до Китая.

Из всех ересей, с которыми приходилось бороться христианской церкви первых веков, ни одна не вызывала столько опасений и такого к себе отвращения, как манихейство. В нем так искусно соединились самые разные идеи, теории и религиозные учения, что манихейство нашло себе последователей как в высших, так и в низших классах, как среди образованных людей, так и среди простых работников. Среди многочисленных указов императоров - и христиан, и язычников, - указов, направленных на подавление свободы мысли, наиболее суровыми и жестокими были указы против манихеев.

Человека, придумавшего эту религию, называли Мани, что по-арамейски значит «несущий свет». Он родился 14 апреля 215 или 216 г. н. э. в Ктесифоне, столице персидских царей династии Сасанидов. Его мать происходила из знатной парфянской семьи, отец же был то ли персом, то ли арамеем.

В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени это оказало влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же жители страны спокойно относились к другим вероисповеданиям, несмотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

Отец Мани, Фатак (лат. Паттиций), был язычником, но вследствие некоего посетившего его «божественного видения» стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов. В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то что он был уже женат и жена ждала от него ребенка, он принял решение уйти из дома и поселиться вместе с членами общины.

Когда сыну исполнилось 4 года, Паттиций забрал его к себе. По преданию, Мани уже в возрасте 12 лет стали посещать видения, в которых ему открывалась выдающаяся миссия - принести людям весть об освобождении. В 24 года Мани решил приступить к «благовещению истины».

Мани произнес свою первую проповедь во время коронации Шапура I, объявив себя мессией земли Вавилонской, который «пришел, как приходили до меня Будда в Индии, Зороастр в Персии и Иисус на землях Запада». До этого времени проповедник, очевидно, уже успел побывать в Индии, познакомиться с буддизмом и использовать его элементы в своем учении - и вскоре вынужден был уехать туда снова, так как его речи в Иране сначала не имели успеха.

Вернувшись на родину через несколько лет, Мани решил привлечь в свою религию власть предержащих. Он занялся проповеднической деятельностью в Ктесифоне с помощью отца, который активно поддерживал его и даже ездил с миссией в Рим и Египет. Как уже было сказано выше, Сасаниды смотрели сквозь пальцы на деятельность разнообразных сект на территории их государства. Книгу «Шапурракан» с основами своего учения Мани подарил принцу Перозу, брату шахиншаха. «Презентация», судя по всему, имела успех, так как вскоре Мани был представлен Шапуру I. Однако дальше сведения источников расходятся: одни утверждают, что Мани пользовался благосклонностью Шапура и спокойно проповедовал до самой его смерти и некоторое время после нее, другие сообщают, что он был вынужден скитаться, так как его периодически изгоняли из Ктесифона и несколько раз сажали в тюрьму.

Мани осуществлял активную миссионерскую деятельность. За время своих скитаний он успел распространить свое учение в Центральной Азии и Китае. Каждый день его был занят беседами и писанием посланий своим ученикам в других странах. К достоинствам Мани, отмечаемым как поклонниками, так и противниками пророка, относилось красноречие (как устное, так и письменное), а также талант художника. Традиция иллюстрировать манихейскую литературу сохранилась на протяжении всей истории этой религии, а название иллюстрированного «атласа мира» в представлении Мани - «Арджанг» - стало на Ближнем Востоке синонимом шедевра живописи.

По возвращении Мани в Персию, в период правления сасанидской аристократии, к нему отнеслись осторожно. Зороастрийские маги чувствовали в популярном учении и его лидере реальную угрозу своему положению в государстве и, в частности, при дворе шахиншаха Бахрама I.

В 276 г. Мани был вызван на религиозный диспут. В ходе спора жрец, зная о силе проповеди Мани, попросил его продемонстрировать одно из чудес в качестве демонстрации истинности его веры - Мани предлагалось проглотить расплавленный свинец. По преданию, проповедник отказался демонстрировать истинность учения чудесами.

В результате такого диспута с Мани живьем содрали кожу, сделали из нее чучело и вывесили на городских воротах. Манихеи были изгнаны из Ктесифона и разбрелись по всем близлежащим территориям. Манихейский «патриарх» Сиссиний осел в давно потерявшем свое значение Вавилоне. Однако до полного исчезновения с лица земли этого религиозного течения оставалось еще много веков. Что же представляла из себя столь широко распространившаяся и так долго просуществовавшая ересь? Во что верили и как жили последователи Мани от Китая до Испании?

Манихейский канон состоял из семи книг, авторство которых приписывали основателю религии: «Живой Псалом», «Сокровище Жизни», «Трактат», «Секреты», «Гиганты», «Письма», «Псалмы и молитвы». Сюда же входили «Шапуракан» и «Арджанг», а также «Кефалайя» - сборник изречений пророка Мани, составленный после его смерти.

В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и христианства. Пророк считал себя одним из апостолов, периодически «возрождающих» на земле истинную церковь. Самый короткий перечень таких апостолов: Будда - Заратуштра - Иисус - Мани. (В более пространных перечнях можно найти Гермеса, Платона, Лао-цзы…)

Сначала был Будда в Индии, который учредил истинную церковь, дал знание ученикам и после этого вознесся. Затем в Персии явился Заратуштра в то время, когда церковь стала приходить в упадок. Заратуштра укрепил и восстановил церковь, после чего также вознесся. Потом на Запад (по отношению к Индии и Персии) пришел Иисус и основал здесь истинную церковь, был распят и вознесся.

Ученики Будды, Заратуштры и Иисуса записали в книгах откровения Учителей, тем самым сохранив их для последующих поколений. После Христа пришел Его преемник - сам Мани. Интересно, что основатель манихейства изначально объявил свою религию всемирной, наднациональной, противопоставив ее таким образом существовавшим до него верованиям.

Манихейство - красивая, формально логичная, но при этом очевидно искусственная система. В основе вероучения - идея о существовании двух начал, Света и Тьмы. От Царства

Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Зло проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

Акт создания мира манихейство расценивает как катастрофу. В данный момент в материальном мире преобладает темная субстанция, в которую заключены частицы светлого духа. Для победы света материальный мир необходимо разрушить, но не посредством физического насилия, а путем извлечения (освобождения) из него светлых частиц. Любители головоломок могут ниже ознакомиться и с более полной версией манихейского учения о прошлом и настоящем Вселенной.

Итак, высшее божество в манихействе - правитель Царства Света, который представляет собой воплощение лучших качеств и пяти доблестей (ум, знание, мысль, осмотрительность и воля). Также во владении Отца Света находится пять элементов света: дыхание, ветер, свет, вода и огонь. Противостоит ему Царь Тьмы, он правитель «темной» земли и пяти элементов - ядовитого дыхания, обжигающего ветра, мрака, тумана и пожирающего пламени.

Царь тьмы вторгается во владения Света. Монстр - полу-рыба, полуптица с головой льва - захватывает пять светлых элементов. Для разрешения этой проблемы Отец Света рождает Мать жизни, а та - Первочеловека.

Первочеловек, в свою очередь, рождает еще пять элементов, подобных захваченным Тьмой. Эти новые элементы Света Первочеловек использует в борьбе с Царем Тьмы, но терпит поражение и взывает к своему Царю. Последний рождает Друга Света, тот рождает Великого Зодчего, а Зодчий - Духа жизни. (Кто такой Великий Зодчий и откуда изощренный ум Мани вытащил этот образ, до сих пор непонятно.)

Дух жизни порождает еще нескольких действующих лиц - Оформителя великолепия, Великого властелина чести, Атласа, Короля славы…

Хотя Первочеловек был освобожден, «запертые частицы света» так и остались захвачены князем Тьмы. Дух Живой создал затем из частиц света, не затронутых тьмой, солнце и луну, а из света, уже затронутого тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении.

Материальный мир был создан из поверженных демонов (из костей - горы, из шкур - восемь небес). История рождения людей, растений и животных - это история пожирания, отторжения и борьбы между Вестником (еще одним сыном Отца Света) и детьми Отца Тьмы. Именно силы Тьмы создают два пола, воплощенных в Адаме и Еве, для того чтобы привязать легкий дух к тяжелому физическому телу. В мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине - темные. Адама пробуждает ото сна смерти Иисус. Он же показывает первому мужчине путь к освобождению…

Как видим, Мани и его ученики чрезвычайно тщательно и подробно описывают историю возникновения мира. Многочисленные персонажи этой причудливой драмы абстрактны, как числа, и передвигаются, как шахматные фигуры. Надо сказать, что манихеи очень гордились рациональностью и последовательностью своего учения и презирали христианские тексты за эмоциональность и противоречивость.

С другой стороны, абсолютно ясно, что многочисленные последователи «сияющего» пророка не в состоянии были «переварить» это искусственное нагромождение лиц и событий. По всей видимости, людей привлекало само умствование, магия слов и загадочных терминов. Глубокомысленный и проникновенный речитатив проповедника мог произвести не меньшее впечатление на слушателей, чем, скажем, любой печатный текст на только что научившегося читать ребенка.

Конечно, как и каждое религиозное учение, манихейство давало и конкретные рекомендации верующим.

Согласно законам Мани, спасение человека возможно лишь тогда, когда он осознает свое положение в мире зла, проснется от сна невежества. Подобно Первочеловеку, человек должен воззвать о спасении, воззвать с пониманием того, что иначе ему грозит неминуемая гибель.

Душа человека безгрешна, а все плохое - от материального тела. Единственный грех - «забывчивость» души, потеря воспоминаний о своем «свете», то есть неприятие манихейства. (Такое отношение к грехам, конечно, могло привлекать в ряды манихеев и людей сомнительного морального облика.) Вся жизнь верующего направлялась на «собирание» частиц света.

Жизнь манихеев проходила в строгом соответствии с их учением. Религия вынуждала их становиться вегетарианцами. Овощи и фрукты считались продуктами света, а мясо - продуктом тьмы. Четыре раза в день необходимо было молиться. Кроме того, существовал обширный перечень дней, когда следовало поститься. Основным религиозным праздником манихеев было пышное отмечание дня смерти родоначальника движения - Мани.

Манихейские общины отличались замкнутостью и обособленностью. Делилась каждая из них на два класса - Избранных и Слушающих. Слушающие - это рядовые последователи, которым полагалось кормить и обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем случае - перерождение в следующей жизни в Избранного).

Слушающим не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света. Для основной массы манихеев существовала пара десятков заповедей, запрещающих идолопоклонничество, ложь, скупость, убийство, воровство, магию, религиозное равнодушие.

Избранным же запрещалось вступать в брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам. Им полагалось только молиться, петь гимны и переводить книги манихейского канона. Они должны были постоянно странствовать и проповедовать веру.

Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие белые шапки. Среди Избранных выделялись «церковные иерархи»: «глава церкви», Архос, или Принцепс, 12 «старших учителей» - магистров, 72 епископа, или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди Избранных, не могли становиться иерархами. Кроме того, манихейским Избранным запрещалось иметь личное имущество, однако это ограничение не распространялось на общину в целом; многие манихейские общины накапливали значительные богатства, занимаясь ростовщичеством.

О нравах, царивших среди манихеев, у нас есть и самые нелицеприятные для них сведения. Не стоит, однако, забывать, что сведения эти донесли до нас, в первую очередь, преследователи учения, его идеологические противники. В любом случае, среди манихеев, как и среди христиан, было немало «подвижников» и радикалов, по-своему трактующих учение своего пророка. Так, например, Блаженный Августин (который 9 лет был Слушающим манихеем) рассказывал о ритуале, во время которого вступающих в ряды Избранных якобы «крестили» семенем их собратьев по вере. Некоторые последователи учения считали, что раз существующий мир - сам по себе Зло, то все, что разрушает его - убийство, насилие, - есть Добро. Идеи Мани давали почву для таких парадоксальных выводов. Учение несло в себе очевидный разрушительный, антиобщественный, протестный оттенок. Это хорошо понимали и власти, что отразилось в гонениях на еретиков.

В Персии идеи Мани, правда в несколько измененном виде, пережили «возрождение» во время правления шахиншаха Кавада (488–531). На этот раз религиозная «реформа» была связана с именем бывшего зороастрийского жреца, человека знатного происхождения, Маздака. Он обогатил учение Мани «социальной доктриной», которая вкратце звучит так: все разделить, особенно женщин.

Популистские идеи обеспечили Маздаку (и стоявшему за ним Каваду, который сделал проповедника своим премьер-министром) поддержку бедноты в борьбе против аристократических родов. Сорок лет, пока маздакизм был официальной религией, прошли под знаком террора. Всех несогласных с проповедуемой Маздаком уравниловкой уничтожали физически. Прекратить это удалось только в конце правления Кавада, когда его сын и наследник, будущий шахиншах Хосров I Ануширван, убедил отца перестать оказывать покровительство Маздаку и отдать его магам, которые в процессе очередного «диспута» доказали его теоретическую несостоятельность, повесив вверх ногами и подержав так до кровоизлияния в мозг. После чего были вырезаны и все последователи маздакизма.

После падения династии Сасанидов в VII веке н. э. новые правители - арабы-мусульмане - некоторое время не трогали манихейских общин, но с приходом к власти династии Абассидов гонения возобновились. Тем не менее, столица манихейского патриарха продолжала оставаться в Вавилонии (теперь уже в Багдаде) до X века, когда она была перенесена в Самарканд. После этого упоминания о манихеях навсегда исчезают из иранских источников.

Глубокий след оставило манихейство в истории государств Центральной Азии. Именно там манихейству удалось стать государственной религией. Произошло это в Уйгурском каганате, который объединил многие кочевые народы, проживавшие в восточно-азиатской степи. Уйгуры долгое время контролировали значительную часть Великого шелкового пути.

В самом Китае манихейство появляется в конце VII века. В 732 г. исповедание этой религии разрешается императорским указом, а в 863 г. - запрещается и преследуется вплоть до ее исчезновения в XIV веке. Несмотря на запреты, со времен династии Тан (618–907) манихейство пользовалось в Китае большой популярностью. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как буддийскую секту.

Идея Света и Тьмы воспринималась некоторыми китайцами как космический дуализм инь и янь. В китайской философии активно обсуждалась концепция пяти стихий (усин), или пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), которые весьма сходны с элементами света манихейцев.

Во времена империи Сун (960-1279) манихейство привлекало лидеров многочисленных народных восстаний. Пророк Мани у китайских последователей превратился в «Будду для бедных» - в отличие от традиционного «Будды для богатых». После прихода к власти династии Мин (1368–1644) манихейство было еще раз запрещено по смешной причине - из-за созвучия китайского названия этой религии и названия самой династии.

Хотя в VII–VIII веках манихейство проповедовалось по всей Азии, укрепилось оно только у уйгуров, причем уйгурские ханы энергично поддерживали своих единоверцев в Китае и Средней Азии. Каган Идигянь во время своего пребывания в Китае познакомился с некими манихейскими проповедниками, которые произвели на него сильное впечатление. Возвращаясь домой, он пригласил четырех из них ехать вместе с ним. В 766–767 гг. каган своим указом изгнал из государства проповедников-несториан, и вслед за каганом манихейство приняла не только государственная верхушка, но и большая часть населения.

Религиозная реформа удалась. «Как люди высшие действуют, [тому] низшие подражают». «Царь веры», под которым понимался манихейский патриарх в Вавилоне, одобрил происшедшее и «велел всем духовным и монахиням войти в государство проповедовать». Насколько быстрым оказалось обращение, можно судить по тому факту, что уже в 768 г. уйгуры просили китайцев поставить манихейские кумирни в четырех областях, что последние выполнили с крайней неохотой. Многих китайцев манихейство шокировало больше всех прочих религий тем, что, запрещая семью для избранных, разрешало изнурение плоти путем коллективного разврата. Но кроме того, сами манихеи дали повод к ожесточению против себя - даже в то жестокое время они показали пример религиозной нетерпимости.

Есть сведения, что в манихейских кумирнях изображался демон, которому Будда моет ноги. Разумеется, буддисты воспринимали это как неслыханное кощунство. Мало того, взяв верх, манихеи начали применять к побежденным соперникам те меры, которые до этого применялись к ним самим. «Должно вырезанные и рисованные изображения демонов все велеть сжечь, молящихся духам, кланяющихся демонам, вместе…» Несмотря на то что сам Мани в своих проповедях считал и Будду, и Христа своими «коллегами», в Уйгурском каганате исповедание этих религий жестоко преследовалось наравне с шаманизмом, конфуцианством и даосизмом; все неманихейские святыни разрушались.

Манихеи изменили облик государства. Внедрение новой религии повлекло за собой изменение письменности - появился новый алфавит, называемый уйгурским. Он происходит от новосогдийской письменности и отличается своей простотой и удобством. Строчки идут сверху вниз и слева направо.

Простые уйгуры также испытали на себе силу новой религии. Манихейский канон предусматривает постные дни, когда запрещено вкушать даже масло и молоко. Уйгурским пастухам и охотникам пришлось заводить огороды, чтобы не умереть с голоду. Таким путем начало распространяться земледелие в степи. В Уйгурии появились оседлые поселения, а столица каганата, Байбалык, стала похожа на настоящий город.

Сами проповедники манихейства свое удовлетворение достигнутыми успехами выражали такими словами: «Страна диких нравов, наполненная дымящейся кровью, превратилась в страну, где питаются овощами, страна убийства - в страну стремления к добрым делам». Сомнительно, чтобы эта декларация отражала действительное положение вещей. Природную воинственность уйгуров не умалили посты и молитвы, да и внешняя политика Уйгурии продолжала оставаться агрессивной. Торжество манихейства поссорило уйгуров со всеми соседями: мусульмане в Средней Азии, буддисты в Тибете, конфуцианцы в Китае, шаманисты в Кыргызском ханстве - все воспринимали новое учение как дикую извращенность.

В 780 г. манихейская община в Уйгурии совершила открытый государственный переворот; власть оказалась фактически в руках манихейских Избранных, которым по канону полагалось вообще-то только молиться. Террор против «неверующих» достиг своего апогея: как сообщают манихейские летописи, «по всей земле люди и живые существа, чистые и добрые, защищались, а злые - уничтожались». Гражданская война и непродуманные религиозные требования привели к катастрофическим последствиям. Неподходящий в условиях степи хозяйственно-культурный тип привел к эрозии почвы, пыльным бурям и неурожаям. В середине IX века ослабевшее государство попеременно терзали киргизы и китайцы; уйгуров практически всех уничтожили.

Остатки некогда могущественного народа вынуждены были бежать со своих исконных территорий и отказаться от манихейства в пользу буддизма.

Достаточно широкое распространение учение получило и на Западе. В течение IV века манихейство распространилось по всей территории Римской империи - от Египта до Рима, Южной Галлии и Испании. И христианская церковь, и римское государство подвергли манихейские общины жестоким гонениям. Император Диоклетиан в указе 296 г. велел проконсулу Африки преследовать манихеев, дабы «вырвать с ветвями и корнями» «отвратное и нечестивое учение», пришедшее из Персии. Его предводителей и проповедников полагалось сжигать вместе с их книгами, духовенство - обезглавливать, а последователей - отправлять на каторгу с конфискацией имущества. Активизация манихеев в Египте была связана с приходом, как они считали, второго Утешителя (первым был Мани) в лице проповедника Адиаманта.

Указ Диоклетиана подтверждался практически всеми его последователями. Жестоко боролась с ересью и христианская церковь в лице своего лидера Блаженного Августина. К концу V века чистое манихейство полностью исчезает с территории Западной, а в VI веке - и Восточной Европы. Однако в Африке, несмотря на все меры, ко времени вторжения вандалов манихеи все еще оставались.

Они попытались привлечь на свою сторону верхушку вандалов, и даже отчасти в этом преуспели. Но король вандалов Гунерик (477–484) счел манихейство опасным и в очередной раз расправился с его последователями: часть из них он сжег, а часть изгнал с территории королевства. Тем не менее, Григорий Великий в конце VI века продолжал считать Африку рассадником манихейства; эта репутация прочно закрепилась за ней вплоть до XI века.

Мистическое, интеллектуальное учение Утешителя серьезно повлияло на развитие философской и религиозной мысли Европы, Азии, Северной Африки. В книгах Римских философов, христианских богословов, арабских мыслителей можно найти массу идей, поразительно напоминающих манихейские. Следы законов Мани находят в мощнейших еретических движениях Средневековья: богомильстве, движении катаров, альбигойцев и др.

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Оккультизм, колдовство и моды в культуре автора Элиаде Мирча

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Манихейство Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем. От вечности

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАНИХЕЙСТВО И БИБЛИЯ М. называется учение, возникшее в Иране и претендовавшее на роль мировой религии. Основатель М. Мани (ок. 216–276 или 277) во время своих странствий по Востоку познакомился с христианством, буддизмом и брахманизмом, а также с гностическими доктринами. На их

Из книги 50 знаменитых сект автора Карнацевич Владислав Леонидович

Манихейство Учение о вечной борьбе между началами Добра и Зла. Появилось в III веке н. э. на территории Персии. Манихейство несло в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма, джайнизма, неоплатонизма. Было широко распространено в I тыс. н. э. - от Северной Африки и

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало государственной религией уйгуров. М. основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло); оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии). Как религиозно-философское учение М. представляло собой: 1) рационалистический подход; 2) радикальную форму материализма; 3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в М. не просто как моральные, но также и как онтологические и космические начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но в то же время вечных и взаимосвязанных, неразделимых... эти две субстанции - в вечной борьбе и смешении".) Основатель М. - Сураик, прозванный Мани (214-277), из персидского княжеского рода. Как утверждает сказание, в отрочестве он оставляет родной дом по указанию явившегося Ангела. Получает разностороннее религиозное образование: от отца - в рамках парсийской веры, самостоятельно - через комплекс вавилонских учений. Мани выступает с проповедью своей религии при дворе царя Сапора (Сабура, 238). Подвергается гонениям. Уходит с миссионерством на Восток - в Китай, Индию, Восточный Туркестан (по другой версии, был казнен, а проповедническую деятельность вел уже другой человек, взявший то же имя). В 270 возвращается в Персию. Идейно противостоит мобедам - жрецам господствующей религии. В 277 вступил в диспут с великим мобедом Кирдэром при дворе Бахрама I и отказался доказывать истинность своей веры глотанием расплавленного свинца и показом чудес. По преданию, Мани был обезглавлен, а из его содранной кожи сделано чучело. По другой версии, основы М. были заложены за 100-150 лет до рождения Мани. Главные положения учения якобы сформировал купец Скиорианк ("Тайны", "Главы", "Евангелие", "Сокровища"). Оставшееся после него состояние хранила некая вдова, у которой был раб по имени Кубрик. По смерти вдовы последний завладел этим состоянием, взял себе имя Манес, что означало либо сосуд, либо (греч.) "дух" или "ум". К этому времени у Манеса уже было 22 ближайших ученика. Дальнейшие события жизни Мани совпадают с первой версией. Основное же различие заключается в том, что в первом случае Мани является непосредственным создателем религии, тогда как во втором он выступает, по всей видимости, адептом некоего тайного культа, чье учение он решается разгласить. Мани оставил много литературных трудов: "Сабуркан", "Книга тайн", "Евангелие", "Книга гигантов", "Свет достоверности" и др., из которых до 20 в. дошли только отдельные фрагменты, чем и обусловливается сложность систематизации учения Мани. Дуалистическое учение М. развертывается в системе "трех времен". В "первое время" существуют два вечных противостоящих принципа: Добро и Зло, Свет и Тьма. "Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою. "Второе время" - этап смешения двух принципов. Зло (материя) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порождает Матерь Жизни, а та - Первочеловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит поражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец порождает через Матерь жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и луна способствуют освобождению божественного Света: Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыванием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время" - период окончательного разделения Света от материи и торжества Добра. Люди в М. являются творениями тьмы (материи), которая заключила их души - искры Света - в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он божественен. Освобождение души - исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца. Мировоззренческую и историко-религиозную доктрину характеризует следующий текст самого Мани: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской; в другое время через Заратуштра (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло на землю это нынешнее откровение... через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани относился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета. Моисей, по Мани, не был вдохновлен Богом, это было теневое начало, именно поэтому Ветхий Завет надлежит отвергнуть. Очищение добра от зла среди людей происходит, согласно версии М., стараниями "избранных", которые вместе с "послушниками" и образуют церковь. "Избранные" очищаются от зла не только посредством чистой жизни, безбрачия и отказа от семьи, но и воздерживаясь от материальных забот, занимаясь лишь самосовершенствованием. "Послушники" же ведут жизнь менее совершенную, заботясь об "избранных", чтобы они ни в чем не нуждались. Согласно учению М., грех происходит не от свободной воли, а от универсального злого начала, которое проникает в нас. Из плоти и духа следуют две субстанции, две души и два разума, один благой, другой порочный, порождая борьбу между ними: плоть желает одного, дух - противоположного. По мысли Мани, "Сыны Света" имеют определенную многоступенчатую иерархию от Учителей - "Сынов кротости", до рода оглашенных (мирян). Следование духовной иерархии, по Мани, позволит Свету одержать победу. Основу культа М. составляли молитвы, гимны и строгий этический аскетизм, с элементами ритуалов буддийской, стоической, пифагорейской жизни. Это позволяло тайно распространяться учению Мани. В 3-4 вв. оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена императора Диоклетиана начинаются карательные действия против манихеев со стороны государства и ортодоксального христианства. Движение продолжает существовать до 10-11 вв. Впоследствии существенно влияло на формирование павликанства и богомильства и - наряду с гностицизмом - легло в основу ересей альбигойцев и катаров. Сохранилось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, который 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех ступеней посвящения. Немецкий ориенталист Кесслер собрал фрагменты М. учения и издал отдельным трудом (1889).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Древнее персидское учение о вечной борьбе между началами добра и зла. Основатель учения - мистик Мани (216 - между 274 и 277). Это персидское учение распространилось на территории от Северной Африки до Юго-восточной Сибири.

Мани происходит из Вавилонии, что располагается на реке Тигр. Город Ктесифон, в котором родился Мани, в III в. стал столицей Парфянского государства, а затем - персидских царей династии Сасанидов. Мани принадлежал к аристократическому парфянскому роду по линии матери.

В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени эта культурная полифония оказала влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же парфяне толерантно относились к другим вероисповеданиям, не смотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

Отец Мани, Патицций, стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов (“крестящие сами себя”). В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то, что Паттиций был уже женат на красавице, которая ждала от него ребенка, он принял решение ен входить в покои своей жены и поселился вместе с членами обшины. Время от времени он посещал дом, оказывал финансовую поддержку жене, растившей сына. Когда сыну исполнилось 4 года, он забрал его в общину. По преданию, Мани стали посещать видения в возрасте 12 лет, в которых ему являлось то, что ему предстоить выполнить миссию - принести людям весть об освобождении. В 24 года его духовный “близнец” провозгласил то, что ему пора приступить к благовестию истины.
В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и иудео-христианства. Дуализм манихейства следует отнести к иудео-христианству. Он выражается в том, что, как говорил Мани, в мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. От Царства Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Злшо проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

Из индуизма в манихейство пришли представления о цикличном течении времени. Так, присутствие добра и зла в мире зависит от эпохи, в которой живет человечество. Степень соотношения добра и зла также напоминает модель индуизма - в самом начале существовало абсолютное и идеальное равновесие между светом и тьмой - свет был в вверху, а тьма - внизу. Второй и третий космический циклы больше напоминают сценарий зороатризма, где борьба между предводителем зла Ариманом и олицетворением добра Ахур-Маздой, завершается победой последнего. В течении второго времени добро и зло смешиваются, между ними идет борьба, а во время третьего периода должна окончательна произойти победа добра над злом.

Представления о мировом дереве являются культурным архетипом индуизма, шаманизма, нордических религий. Особенность манихейства зпелючается в противопоставлении древа жизни и древа смерти.

Символизм тьмы привесен Мани из гностицизма, распространенного во времена раннего христианства. Тьма представляет собой следствие угасания света, согласно гностикам, которые полагали, что когда-то мир был полон истинного знания.

Манихеи часто критиковали христианство, а точнее - евангельского Иисуса Христа, которого они не считали истинным спасителем. “Истинного Христа” они не считали богочеловеком, а чистым божеством. Христос лишь пользовался обликом человека, чтобы проповедовать перед людьми. Спасение, которое давал дюдям Христос, осуществлялось посредством истинного знания (гнозиса). Посланником истинного Христа выступал Мани, который и был просветителем и утешителем людей (по-гречески, его звали “параклет” - “утешитель”.

Мани с самого начала стремился распространить учение за пределами персидского государства. Поэтому он предпринимал столь сложные путешествия и среди его учеников встречались представители разных народов - греки, индусы, китайцы. По преданию, Мани говорил о том, что все другие учения первоначально предназначались лишь для для отдельных народов и лишь потом стали распространяться за пределами этих стран, христианство - за пределами Иудеи, буддизм - Индии. Мани же с самого начала объявил, что его учение предазначено для всех. Несмотря на призывы к свету, учение Мани преследовалось как на Западе, так и на Востоке. В V в. н.э. оно стало распространяться как маздакизм, по имени жреца-манихейца Маздака, который снабдил манихейство еще и социальной доктриной уничтожения неравенства.

К концу III в. манихейские общины существовали практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Самым знаменитым последователем манихейства был Августин Аврелий (354 - 430). В течении 9 лет Августин был Слушающим при манихейском Избранном. Некоторые манихейские идеи нашли отражение в его произведении “О граде Божьем”, где он говорит об историческом процессе как о вечной и непримиримой борьбе добра и зла.

Манихейство было вытеснено из христианского и мусульманского мира. В Китае первыми носителями Учения Света стали уйгуры - торговый народ, живший на северных и северо-западных границах. Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Проповедник Михр Ормузд рассказал ей об основах учения и преподнес священные писания Мани. Императрице понравился проповедник и стройное учение о противостоянии двух царств. Впоследствии, несмотря на критику манихейства со стороны буддизма в Китае, к учению при дворе относились терпимо. Манихеи открыли свои храмы в крупнейших городах Китая. Особенно содействовали распространению манихейства уйгуры, жившие на северных и северо-западных границах страны. Уйгуры защищали рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, поэтому при династии Тан им было официально проповедовать свое учение, строить монастыри. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как секту буддизма. По-китайски манихейство называлось “монинцзяо” (учение полированной жемчужины) или просто “минцзяо” - учение света. В Китае христианские идеи, которые вобрало манихейство воспринимались как даосские или буддийские. Например, идея Света и Тьмы воспринималась ими как космическое различие инь и янь, темного и светлого в китайской космогонии. В китайской натурфилософии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), которые весьма сходны с элементами света манихейцев. Поскольку манихейство считали “своим” в Китае, оно просуществовало там дольше, чем в Персии. Они активно действовали вплоть до 19 века.

Официальное отношение к манихейству начало меняться, когда они проиграли несколько сражений киргизам. Тогда императорский двор признал манихейство опасным и приказал запретить все монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, “императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты”. Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, а часть отправилась в провинцию Фуцзянь, где до последнего времени еще можно было наблюдать манихейские обряды. Там они маскировались под даосские общины, которые также занимались гаданием, врачеванием. Когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские даосские чиновники рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. Марко Поло во время путешествия встречал манихеев, которых принял за христиан.

Манихеи впоследствии восстановили свое официальное признание. Основатель новой династии Мин (которая, также называлась “светлой”), Чжу Юаньчжан называл себя “великим и малым правителем Света”.

Из энциклопедии «Аванта +», серия «Религии мира»

Манихейство

Из числа еретических учений, враждебных христианству и близких , необходимо указать на манихейство . Его основоположник перс Мани (216-276), много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма и, по всей вероятности, испытал влияние гностицизма.

Именно в манихействе исконный зороастрийский дуализм света и тьмы, добра и зла доведен до его крайней и, можно сказать, классической формы. В гностицизме эта противоположность, трансформированная уже как противоположность духа и материи, все же возводилась в конечном итоге к единому духовному началу в виде «плеромы» . В философском учении современника Мани Плотина материя понималась как тьма, чьё существование обязано отсутствию света божественного первоединства. В манихействе же материя, которая тоже отождествлялась с тьмой, выступала в качестве начала, столь же вечного и неистребимого, как и свет. Два эти начала ­- божественное и дьявольское ­находятся в постоянной и непримиримой борьбе между собой.

Основной этико-социальный вывод, сделанный Мани из этого представления, состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире . Можно считать, что это крайне пессимистическое воззрение отражало умонастроения народных низов, их недовольство эксплуататорскими порядками, казавшимися им чем-то извечным и непреодолимым.Однако манихейство предлагало и путь преодоления мира зла , прежде всего, этическим путём. Манихейский дуализм распространялся и на человека, душа которого так же раздвоена, как и все в мире. В основном это темное начало, однако оно содержит в себе и частицы света, которые человек и должен спасать от власти материи. Это спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами.

Но еще более важно отметить, что, опираясь на манихейство, в III-IV вв. в Иране, Египте и Сирии имели место серьезные движения, направленные против социального зла , в особенности против имущественного неравенства. Иногда этими движениями руководили манихейские проповедники. Они возникли в результате недовольства низших слоёв населения, вызванного усилением государственной и развивавшейся феодальной эксплуатацией, и часто были направлены против государственной церкви, освящавшей эту эксплуатацию (в восточной половине Римской империи основным противником манихейства стала христианская церковь).

В духе гностицизма Мани отрицал человеческую природу Христа и считал его, поскольку он был якобы исторической личностью, лжеучителем. Подлинным же утешителем (параклетом), посланником царства света он рассматривал только себя.

Общины манихеев представляли собой довольно стройную церковную организацию, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая. В Римской же империи христианская церковь объявила учения манихеев ересью.

Использованная литература:

1. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.