Греческая мифология в живописи и скульптуре - Калейдоскоп — LiveJournal. Боги Древней Греции – Гестия Изображения зевса в различных видах искусства

Эринии
— богини мести, порожденные богиней земли Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана либо, по другим вариантам, Никтой, богиней ночи, и обитавшие в аиде; иногда изображаются в виде собак или змей, что подчеркивает их хтонический характер. Олицетворяют угрызения совести и выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного.


Эринии, терзающие Ореста. Вильям Бугеро.

Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца -Гелиоса и луны - Селены). От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.


Аврора и Кефал.Пьер-Нарсис Герен, 1815


Артемида
дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии - Диана.


Артемида. Школа Фонтебло

Афина
-— дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина - богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии - Минерва.



Афина победитель Невежества, 1593

Бартоломеус Шпрангер


Афродита
— дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она - богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии - Венера.



Рождение Афродиты. Вильям Бугеро,1879


Венера
— в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.



Симон Вуэ. Венера на облаке, 1640


Геката
— богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.



Геката. Уильям Блейк, 1795


Грации
— в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии - Хариты.



Три грации. Рафаэль, 1504


Диана
— в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.



Купание Дианы. Франсуа Буше, 1742


Ирида
— олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней. Ее сестрами были гарпии.По представлению древних греков, радуга была тем мостом, который соединял небо и землю.



Ирида и Морфей. Пьер-Нарцис Герен.


Кибела
— дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, была великою матерью богов.Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.



Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды.


Минерва
— в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. В греческой мифологии существует аналог Минервы - Афина-воительница. Так же как и Афина, Минерва была покровительницей военного дела, великие полководцы после сражений приносили ей в жертву часть своих лучших трофеев. Древние римляне приписывали Минерве покровительство врачам, учителям, скульпторам, музыкантам и поэтам. Почитатели богини устраивали празднества в ее честь
- квинкватрии, на которых учителя и ремесленники получали плату за обучение детей.Минерву обычно изображали в доспехах и шлеме с копьем в руках или с совой в одной руке и змеей в другой. Сова - символ ночных размышлений, а змея - символ мудрости.Культ богини был распространен по всей Италии, но лишь в Риме ее чтили за воинственный характер.



Битва Марса и Минервы. Жак Луи Давид, 1771


Мойры
— Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы,
естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием.



Золотая нить. Дж. М. Стадвик, 1890


Музы
— богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово "муза" происходит от греческого "муса" ("мыслящие"), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами. Всего было девять сестер: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет.

Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами. Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов - Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.



Апполон и Музы. Мастерская Симона Вуэ, вторая четверть 17 века


Немезида
— богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.Немезиду также называли Адрастеей - "неотвратимой". Слово "Немезида" происходит от греческого nemo, означающего "справедливо негодую". Согласно одному из мифов, у Немезиды от брака с Зевсом родилась дочь Елена, виновница Троянской войны.



Немезида. Альфред Ретель.


Персефона
— дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии - Прозерпина.



Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон.


Фемида
— богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс.В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом, что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка.



Фемида. Лука Джордано, 1686


Хариты
— дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").Согласно многочисленным преданиям, хариты были близки Аполлону. На стенах Делосского храма изображена сцена, где бог держит трех харит на своей ладони, а в пергамском храме Аполлона и в Афинах перед входом в Акрополь хариты представлены в облике римских граций. Древние греки связывали харит с процессами роста и развития, протекающими в природе, а также с эмоциональной и творческой деятельностью человека.



Хариты. Мрамор ок. 200 г. до н.э.


Эвмениды
— милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.


Тема урока: «Традиционный образ Зевса в искусстве»

Цели урока: формирование интеллектуальной компетенции через поисковую и творческую деятельность.

Результаты обучения:

Критический уровень: ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения и назвал трудности, с которыми столкнулся при работе.

Достаточный уровень: ученик сделал выводы о соответствии результата и цели деятельности, назвал сильные и слабые стороны своей работы.

Творческий уровень: ученик предложил несколько критериев для оценки результата и предложил способ преодоления трудностей, с которыми столкнулся при работе.

Ход урока.

1.Исходная мотивация. Погружение в проблему.

1.Разгадывание кроссвордов на тему «Зевс-громовержец», составленных вами дома, рассматриваем и обсуждаем рисунки.

2. Слово учителя.

Продолжаем знакомство с Зевсом. Вы знаете, как он стал во главе богов на Олимпе.

Посмотрите на тему урока и попробуйте самостоятельно определить цели занятия .

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми произведениями искусства, созданными по мифам о Зевсе.

1. Организация деятельности.

1.Ученики делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.

1. Задание. Какая картина знакомит нас с детством Зевса? Составьте её описание.

2. Задание Что представляет собой статуя Зевса, выполненная античным скульптором Фидием? Составьте её описание. Почему статуя Зевса, выполненная Фидием, производила на современников сильное впечатление?

3.Какое сооружение, посвящённое Зевсу, считается одним из чудес света? Какое впечатление оно производило на людей?


К уроку приготовлены учебники МХК.

3. Осуществление деятельности.

1. Просмотр слайдов. Ученики составляют описание изображений Зевса.

Затем ученики знакомятся с описанием этих произведений искусства в учебной статье (стр.16-17).

4. Защита результатов.

1. Выступления учащихся каждой группы.

Выслушивают ответы.

Если есть дополнения и поправки, учитель фиксирует и учитывает при оценке деятельности

Работа в группе

Выступление

Ответы на вопрос

Творческая работа

2. Слово учителя.

В 1762г. при раскопках в Отриколи была найдена огромная голова Зевса – одно из наиболее выразительных воплощений верховного бога в искусстве.

Как в ней переданы могущество и величие Зевса?

3. Обобщение.

· Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях искусства?

4.Диагностика «Незавершённое предложение».

· « Традиционный образ Зевса в произведениях искусства – это … …»

· « Мне кажется, что наиболее ярко образ Зевса воплощён в … …»

· « В современном языке титанами называют людей, наделённых … …»

· «Синонимами прилагательному титанический являются слова … …».

5. Рефлексия.

Учащиеся из предложенных трёх рожиц выбирают ту, которая по характеристике подходит для оценивания его деятельности.

Я самостоятельно сформулировал цели урока и предложил способы для их достижения.

Работал самостоятельно, иногда прибегая к помощи одноклассников.

Я самостоятельно сформулировал цели урока, самостоятельно решал поставленную задачу, используя помощь учителя.

Работал в основном самостоятельно, иногда прибегая к помощи учителя и одноклассников.

Я с помощью учителя сформулировал план работы на уроке, с помощью учителя организовал свою работу, работал под контролем учителя и прибегал к помощи одноклассников.

Итак, друзья, переходим ко второй части нашего продолжительного повествования. Но сначала несколько слов от автора.
Во-первых, огромное всем спасибо за все теплые слова в мой адрес и за все высокие оценки моего труда. Простите, что не отвечаю каждому. Это не значит, что я не испытываю к нему благодарность.
Во-вторых, хотелось бы больше от вас оценок и суждений по работам художников. Понимаю, они все большие мастера, но ведь кто-то нравится больше, кто-то меньше. А почему? Диалог продуктивней, чем монолог. Даже если вам что-то не понравилось - у всех есть право на свое мнение. Если есть вопросы спрашивайте - вместе найдем ответы.
В-третьих. Эта часть получилась большой. простите, но не хотелось ее делить. Можно ее смотреть по частям, а то в голове получится сумбур из картин.
Вроде и все, что я хотел сказать. Ещё раз всем спасибо и - вперед.

Зевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Он распределяет добро и зло на земле,возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.
Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамленного густыми локонами. На его скульптурных и живописных изображения обязательно присутствует како-либо из его атрибутов:
Орел,
Скипетр,
Щит,
Молния — материальное оружие, своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами. В барочной живописи — она изображалась как пучок языков пламени, который может держать в когтях орел,
Двойной топор (лабрис).
Отец Зевса - Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию(римская Веста), Деметру(Церера), Геру(Юнона), Аида(Плутон) и Посейдона(Нептун).
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Амалфея повесила Зевса в колыбели на дерево, чтобы его нельзя было найти ни на небе, ни на земле, ни в море. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты(жрецы Реи, а впоследствии и Зевса) ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.


Никола Пуссен «Воспитание Юпитера»


Якоб Йорданс "Воспитание Зевса"

Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр,которые вместе с Зевсом начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких великанов, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.На Земле воцарилось третье поколение богов.
Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых.
Зевс(во всяком случае в живописи) был прославлен, в основном, как неутомимый любовник. Я бы сказал - самец-затейник.А в кого он только не превращался, пытаясь добраться до предмета своей похоти:в облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.
Чтобы не запутаться в его многочисленных возлюбленных, даваюте по порядку. Начнем с официальных жен. Их было три:Метида, Фемида и Гера.
Метида — богиня мудрости, океанида, .
Она помогла Зевсу вывести из утробы Кроноса проглоченных тем своих детей — братьев и сестёр Зевса; приготовила волшебное зелье, выпив которое, Кронос изрыгнул сначала камень, а потом и детей.
Уран и Гея предсказали Зевсу, что она родит ему сына, который свергнет его. Она принимала различные образы, чтобы избежать любви Зевса, но тот сошелся с ней, и, когда она забеременела, проглотил ее по их же совету, после чего из его головы родилась мудрая Афина(римская Миневра).


"Рождение Афины из головы Зевса". Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы.

Фемида, Темис(рим.Юстиция) - богиня правосудия, титанида.От союза с Зевсом она родила трёх Мойр: Клото («Пряха»), Лахесис («Судьба»), Атропос («Неотвратимая»); и трех Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»).

Пьер Поль Прудон "Фемида и Немезида".


"Фемида, сидящая на золотом треножнике Предсказаний." Краснофигурная керамика.


"Фетида, дающая Зевсу совет, Гермес, Зевс, Ника и Афина". Краснофигурная керамика.

Ну, и,наконец, наиболее извесtная из его жен - Гера, она же Юнона в римских мифах.


Яков Варчаг "Гера в повозке, запряженной павлинами"

С таким изображением Геры связан любопытный миф.Стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа - Ио,был убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина.

Джакопо Амигони «Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»


Антонио Балестра «Юнона помещает глаза Аргуса на хвост павлина»

Обязательный атрибут Геры - диадема,как символ того, что она главная из богинь. Иногда у нее может быть "Пояс Венеры".Пояс Венеры (пояс Афродиты) - могущественный атрибут богини любви и красоты. В честь него получило название метеорологическое явление - Пояс Венеры.
Этот пояс обладал силой наделять того, кто его наденет, необычайной сексуальной привлекательностью.В «Илиаде" Гомер описывает, как царица богов Гера одалживает его у Афродиты, чтобы очаровать Зевса и отвлечь его от покровительства троянцам.
"
...на персях иглой испещренный
Пояс узорчатый: все обаяния в нем заключались;
В нем и любовь и желания, шепот любви, изъясненья,
Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных."
Гомер "Илиада"


Гай Хэд. «Юнона, одалживающая пояс у Венеры»


Франц Кристоф Джанник "Юпитер и Юнона"

В античности у Геры было еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также, как и павлин, была ее священной птицей.

А теперь переходим к любовницам Зевса и помогай мне Б-г, никого не забыть.

Деметра и Персефона(Прозерпина).
Эти имена неразрывно связаны. Дело в том. что Персефона - это дочь Деметры и Зевса.Зевс преследовал свою сестру - Деметру, ставшую змеей, сам превратился в змея, связал ее гераклейским узлом и совокупился с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью.У Гермеса был традиционный крылатый жезл вестника — кадуцей, который имел на себе две змеи обвившие посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями.
Но самое главное, что мать и дочь связывает интереснейший миф. Бог подземного царства - Аид похител Парсефону и унес к себе.Деметра искала дочь по всему миру. Через девять дней, поняв, что её поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что если Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в чёрном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зерен граната, своего атрибутивного плода. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида.Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида.

Рембрандт, «Похищение Персефоны»


Фредерик Лейтон. "Возвращение Персефоны"


Данте Габриэль Россетти "Прозерпина"

Еще одной подругой Зевса была широко известная Европа, дочь финикийсского царя.Её случай - лишнее подтверждение того факта, что гулять с подружками на бергу моря - опасно. То волна налетит, то приплывет белый бык и увезет на широкой спине на остров Крит. Там, на Крите, Зев вышел уже из образа быка и предстал перед Европой в образе прекрасного юноши.Xудожники очень любили этот сюжет и все работы на эту тему я,конечно, не в состоянии представить.Простите.

В. Серов, «Похищение Европы»


Тициан, «Похищение Европы»


Рубенс "Похищение Европы" (Копия с картины Тициана)


Джованни Баттиста Тьеполо, "Похищение Европы"


Антонио Караччи "Похищение Европы"


Франсуа Буше "Похищение Европы"


Рембрандт "Похищение Европы"

Прекрасная Ио была жрицей Геры,когда была соблазнена Зевсoм. Ревнивая богиня узнала, что её муж влюбился в Ио. Во время ссоры между супругами Ио была превращена в белую корову.Гера упросила Зевса подарить ей эту корову и поручила тысячеглазому Аргосу тайно отвести её в Немейскую оливковую рощу. Зевс, в свою очередь, обратился к своему сыну — богу воровства и обмана Гермесу — с тем, чтобы он спас Ио. Гермес усыпил Аргоса игрой на флейте, а затем отрубил ему голову.Освобождённая Ио, однако, по-прежнему оставалась в образе безмолвной коровы. Узнав о том, что Аргус не справился с поручением, Гера создала страшного овода с тем, чтобы он повсюду преследовал и жалил Ио. Тщетно Ио бежала от него, сначала достигнув моря, которое с тех пор носит название Ионического, затем на север, через Боспор, который и получил от этого свое название (боспор, босфор - коровий брод), но в данном случае речь удет о Керченском проливе, который в древности именовался Боспор. Потом в Азию,оттуда в Египет.

Корреджо, "Юпитер и Ио"


Андреа Чиавоне

Совершенно фантастическим получился союз дочери этолийского царя Фестия Леды с Зевсом.Поразившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею, она снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена. Либо же она снесла тройное яйцо, из яйца родились Кастор, Полидевк и Елена. Либо из двух яиц появилось четверо детей. Однако неважно сколько, главное - снесла девица яичко, да не простое. Однако,художников интересовал не процесс высиживания яиц, а сам момент совокупления лебедя и женщины.
В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Итальянского Возрождения.

Франческо Мельци - копия с работы Леонардо


копия с утраченной работы Микеладжело.


Паоло Веронезе


Корреджо


Поль Сезанн


Франсуа Буше


Сальвадор Дали "Атомная Леда"

Были в "коллекции" Зевса и неяды.Дочь речного бога Асопа Эгина была похищена Зевсом и унесена на остров Энона. Зевс соблазнил её в огненном обличии.

Фердинанд Боль "Эгина в ожидании Зевса"

Но Зевс не ограничился одной дочерью Асопа. Он соблазнил и другую дочь речного бога - Антиопу.С ней он не стал придумывать каких-либо черезчур фанастических образов, а обладел девушкой под личиной сатира.

Антуан Ватто. "Зевс и Антиопа"


Хендрик Гольц


Антоний ван Дейк


Тициан


Ханс ван Аахен


Бартоломеус Спрангер

Особую изобретательность проявил Зевс,когда возжелал дочь аргосского царя Акрисия -Данаю.Так как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил её, у неё родился сын Персей. Когда Акрисий услыхал в подземелье голос ребёнка, он приказал казнить служанку, а Данаю заставил объявить, кто отец ребёнка. Не поверив ей, когда она назвала отцом Зевса, он заключил её с ребёнком в ящик и приказал бросить ящик в море.Волнами ящик принесло к острову Серифу, царь которого, Полидект, вскоре воспылал страстью к Данае. Освободившись от его преследований благодаря сыну своему Персею, она вернулась в Аргос.

Рембрант.


Тинторетто


Корреджо


Тициан (Мадрид)


Тициан (Неаполь)


Тициан (Сант-Петербург)


Тициан (Вена)


Джованни Баттиста Тьеполо


Якоб ван Лоо


Хендрик Гольц


Артемизия Джентилески


Густав Климт

Не брезговал Зевс и юношами, в частности Ганимедом. Хотя по некоторым мифам, он любил его платонически.Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом — перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла).
Ему дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе Ганимед стал виночерпием на пирах богов и любимцем Зевса.

К. В. Аллерс. "Похищение Ганимеда".


Рембрандт. "Похищение Ганимеда".


Евстафия Ле Саер "Зевс и Ганимед"


Кристиан Грипенкерл


Антон Рафаэль Менгс "Зевс и Ганимед"


Питер Пауль Рубенс "Похищение Ганимеда"


Корреджо "похищение Ганимеда"

Еще известен Зевс был своими убийствами, которые шли под лозунгом:"Кара богов". Там тоже, как и с возлюбленными, счет шел на десятки. Но есть и наиболее известные. Так, например, аркадский царь Ликаон (помните - отец Калисто, которая потом превратилась в медведицу)со своими сыновьями решил испытать Зевса и предложили гостю (Зевсу) блюдо из человеческого мяса. Зевс перевернул стол и поразил молнией Ликаона и всех сыновей, кроме младшего Никтима.По другой версии, Ликаон был превращен в волка, а сыновья убиты молнией.
Вот вам семейка: папа - волк, дочь - медведь.

Хендрик Гольц

Об одном боге, убитым Зевсом скажу особо, хотя в работах живописцев он не отмечен. Это Асклепий (в древнеримской мифологии Эскулап) — бог медицины и врачевания. Изначально был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать.Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия.Но великий врач соизволением мойр вернулся из царства мёртвых, и стал богом врачевания. Нам хорошо известен по посоху Асклепия - символу медицины.Однажды Асклепий шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых.

Звезда жизни с посохом Асклепия

Все, на этом заканчиваю о Зевсе. С его многочисленным потомством мы встретимся по мере продвижения вперед. Ах, да,чуть не забыл - во время всех этих любовных подвигов и убийств у Зевса совсем не оставалось времени на добрые дела. Поэтому легенды сохранили только одно.
Однажды Зевс и Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, — всюду им отказывали. Лишь в маленькой покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием. Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил ее зарезать. К удивлению хозяев, количество еды на столе стало само по себе увеличиваться. В ответ на их испуг Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, и приказал следовать за собой на вершину горы, поднявшись на которую они увидели, что местность вокруг их хижины покрылась водой, скрывшей все дома, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить — старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в деревья, растущие из одного корня.Боги превратили их хижину в храм, а их сделали жрецами, а позднее они сами превратились в дуб и липу.


Орест Кипренский "Юпитер с Меркурием посещают Филемона и Бавкиду".


Андрео Аппиани старший "Филемон и Бавкида"
Вот теперь - все.

Совы, конечно же, сопутствуют (картинки кликабельны):)

Цирцея , она же Кирка
...В косах прекрасных – богиня ужасная с речью людскою.
Полный мыслей коварных Эет приходился ей братом.
От Гелиоса они родились, светящего смертным,
Матерью ж Перса была, Океаном рожденная нимфа...

Гомер. Одиссея. Песнь десятая.

Волшебница, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, сестра колхидского царя Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи, обитает на острове Эя, в роскошном дворце среди лесов, куда бежала после того, как отравила своего первого мужа, царя сарматов.
Дикие животные, населяющие остров - это люди, испытавшие на себе магию Цирцеи.
Цирцея превращает в свиней спутников Одиссея, опоив их колдовским напитком. Одиссей, отправляется спасать своих спутников. Он получает от Гермеса волшебную траву «моли», которую необходимо бросить в напиток, приготовленный Киркой, и, выхватив меч, разрушить ее злые чары. Одиссей Церцею успешно побеждает, и его спутники получают вновь человеческий облик. Целый год повёл Одиссей на острове у волшебницы.
И, если суммировать различные источники, то продолжение истории "Цирцея - Одиссей" выглядит так:
- У Одисся и Церцеи родился сын Телегон (буквально, «далекорожденный»), впоследствии нечаянно убивший отца, а потом женившийся на его вдове Пенелопе. А сама Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея и Пенелопы, Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.
О как древние греки сюжеты-то закручивали!:)))


Доссо Досси (итал. Dosso Dossi, собственно итал. Giovanni di Niccolò de Luteri, ок.1490, Мантуя - 1542, Феррара) - итальянский живописец и гравер.
Учился у К.Косты и мастерской Джорджоне, сложился под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. C 1516 - официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизни провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. В 1520 г. с братом посетил Рим и встретился с.Рафаэлем. Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы. Иллюстрировал Ариосто, оставил его портрет, упомянут им в поэме «Неистовый Роланд».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



Ещё одна Цирцея


Антонио Мария Вассалло (родился около 1620 в Генуе, в Лигурии и умер в Милане между 1664 и 1673 годами) - итальянский живописец эпохи барокко из генуэзской школы.
О жизни и творчестве Вассалло, который принадлежит к наиболее талантливым и ярким живописцам генуэзской школы, до нашего времени дошли весьма скудные сведения.
Он был из богатой семьи и получил хорошее образование, прежде чем начать свое обучение в качестве художника с фламандского живописца Винсента Мало (в Генуе в 1634 году - Венеция, 1649). Вассалло приобрел широкую известность как анималист, автор пасторалей и мифологических сюжетов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фортуна

Древнеримская Фортуна, или, соответственно, древнегреческая Тюхе (Fortuna, греч. Τύχη) - богиня случая и удачи. Ее изображали различным образом: то с рогом изобилия как дарующую счастье; то с рулем как руководительницу судеб; то с шаром в знак переменчивости счастья. Тюхе причисляли иногда к мойрам.

Аллегория "Фортуна" , 1658 г.

Paul Getty Museum, Los Angeles.
Сальватор Роза (1615, Неаполь - 1673, Рим)- 1615, Неаполь - 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы.
Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.
Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Аврора
Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари, дочь Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспера и прочие созвездия. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

"Аврора или Утренняя звезда" , 1814 г.

Château de Compiègne - Замок Компьен, Франция. Потолок в спальни императрицы.
Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824 гг.) - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.
Получил основательное гуманитарное образование. Один из лучших учеников Давида, у которого учился с 1785. В начале художественной деятельности увлекался греческой мифологией, и среди псевдоклассицизма, господствовавшего в то время в французском искусстве, стал предвозвестником романтизма, вскоре сменившего это направление.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Геката

Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона.
Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.

"Геката" , около 1795г.


The Tate Gallery.
Уильям Блейк (англ. William Blake, 1757-1827) - английский поэт и художник, мистик и визионер.
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти. Оказал значительное влияние на культуру XX века. Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему.
В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Гера /Юнона

Юнона - римская богиня, соответствовавшая греческой Гере, супруга Юпитера, пользовавшаяся еще большей властью на небе, чем греческая Гера. Вместе с Минервой и Юпитером она чествовалась в Капитолии. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство.
Царица неба Юнона, также как и её супруг Юпитер, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.
В честь Юноны был назван месяц июнь.

"Богиня Юнона в доме сна" , 1829 г.


Museo Nacional del Prado
Эскиз маслом для фрески на потолке салона Карлоса III в Королевском дворце Мадрида.
Луис Лопес Пикер - испанский живописец.
Родился в Валенсии 1802 г., умер в Мадриде 5 июня в 1865г. Сын известного художника Винсента Лопеса и брат художника Бернардо Лопес Пикера.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Лето / Латона
Латона в римской / Лето в греческой мифологии - дочь титанов Коя и Фебы, сестра Астерии, родившая от Зевса близнецов Аполлона и Артемиду.
Согласно мифу, ревнивая Гера/Юнона закляла землю, чтобы ни один клочок суши не смог принять Латону для разрешения от бремени. Только маленький остров Делос согласился принять ее, и там она родила блезницов, Артемиду и Аполлона. По одному из вариантов мифа, жена Зевса/ Юпитера задержала на Олимпе богиню разрешения от бремени Элифию, и Лето/Латона мучилась родами 9 дней, пока остальные, сочувствующие ей, богини не подкупили Элифию ожерельем, переданным через Ириду, богиню радуги.
Утомленная долгим путешествием, Латона хотела напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там вербу, тростник и осоку, не позволили ей этого. В наказание она превратила их в лягушек.
Эта тема встречается как в живописи, так и в садовой скульптуре, особенно во Франции в XVII веке. Латона изображается (обычно с малышами) около озера, где барахтаются вперемешку крестьяне и огромные лягушки.

Латона и ликийские крестьяне , ок. 1605 г.


Rijksmuseum, Amsterdam.
(1568 г. - 1625 г.) - известный фламандский художник.
Родился в Брюсселе. Происходил из великой династии фламандских живописцев Брейгелей, его отцом был Питер Брейгель Старший. Работал в Риме, в Антверпене, в Праге, в Брюсселе. К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, на библейские и аллегорические сюжеты. Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, часто вместе со своим другом Питером Паулем Рубенсом.
Умер от холеры, жертвой эпидемии вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Орфей
Орфей - фракиец, из области киконов, жил в селении Пимплея у Олимпа. Сын фракийского речного бога Эагра (вариант - Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Любимец Апполона, который подарил ему золотую лиру. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго".
Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства, и музыке, и в поэзии, и в живописи. Особенно популярна трагическая история любви певца Орфея и его жены, нимфы Эвридики. И её смерть, и попытка Орфея вернуть жену из царства мёртвых.

"О вы, божества, чья вовек под землею обитель,
Здесь, где окажемся все, сотворённые смертными! …
Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:
Вновь Эвридики моей расплетите короткую участь! ...
Если же милость судеб в жене мне откажет, возврата
Не захочу и себе: порадуйтесь смерти обоих."

(Овидий, "Метаморфозы", перевод С. В. Шервинского)

"Орфей в в Царстве мертвых" , 1594 г.


Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция, Италия.
Ян Брейгель Старший, Бархатный

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Орфей и Эвридика в в Царстве мертвых" , 1652 г.


Museo Nacional del Prado
Питер Фрис (1627, Амстердам – 1706, Делфт), художник-пейзажист Голландского Золотого Века.

Райнер Мария Рильке
Сонеты к Орфею
О, дерево! Восстань до поднебесья!
Цвети, послушный слух! Орфей поет.
И все умолкло. Но в молчаньи песне
был предназначен праздник и полет.

Прозрачным стал весь лес. К певцу теснились
и зверь из нор, и жители берлог.
Уже не хищный умысел их влек,
и не в молчаньи звери затаились, -

они внимали. Низкий рев и рык
смирился в их сердцах. Там, где недавно,
как гость незваный, оробел бы звук, -

в любой норе, убежище от вьюг,
где тьма и жадность властвовали явно, -
ты песне храм невиданный воздвиг.
Перевод с немецкого Грейнема Ратгауза

1640 г.


The Rose-Marie and Eijk van Otterloo Collection.
Альберт Якобс Кёйп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp, 1620 - 1691, Дордрехт) - голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко.
И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец - Якоб Герритс Кёйп - был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном.
Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи.
Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ещё один "Орфей, очаровывающий животных"
Горем, страданьем души и слезами несчастный питался.
И, бессердечьем богов попрекая подземных, ушел он
В горы Родопы, на Гем, поражаемый северным ветром.
Вот созвездием Рыб морских заключившийся третий
Год уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонно
Женской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратил
Или же верность хранил - но во многих пылала охота
Соединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.
Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,
Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство,
Краткую жизни весну, первины цветов обрывают.

Овидий Публий Назон, "Метаморфозы", Книга десятая.

За это, по Овидию,и был растерзан фракийскими менадами.


Джованни Франческо Кастильоне - итальянский живописец (1641 - 1710 г.г., Генуя).
Художник был сыном и учеником Джованни Бенедетто Кастильоне и обучался живописи в мастерской своего отца. Примерно в 1664 году он получил заказ от Оттавио Гонзага Старшего, а с 1681г. он стал придворным художником Фердинандо Карло Гонзага. После смерти герцога в 1708 году Кастильоне возвращается в Геную. Он похоронен там в церкви Санта-Мария-ди-Кастелло.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Есть ещё один древнегреческий герой, который сходил на экскурсию в загробный мир.

Эней
Эней, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои и легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде» Гомера избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия которая является основным источником при изложении мифа об Энее.
Родители Энея, согласно Вергилию, были Анхиз, внук троянского царя Ила и двоюродный брат Приама, и Афродита (в римской традиции Венера).
Эней женился на Креусе (дочь Приама и Гекубы), его сын Асканий (Юл или Иул) станет, согласно Вергилию, основателем римского патрицианского рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и Октавиан Август.
Эней был свидетелем разрушения и гибели Трои, убийства царя Приама. Гектор поручает ему вывезти и сохранить изваяния троянских богов и установить их в том месте, где Эней станет основателем нового города.
На 20-ти судах оставшиеся в живых троянцы отправляются в плавание. Во время плавания по морю Эней со спутниками побывали во многих местах и переделках и только немногие из выживших прибывают с Энеем в Италию. Там происходит встреча с таинственной пророчицей Сивиллой. Сивилла проводила Энея в Царство Мертвых, там после трудного и полного опасностей пути Эней встречает своего отца, от которого слышит пророчества о великом будущем Рима.

Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,
Выставил острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,
И, не напомни ему многомудрая дева, что этот
Рой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,
Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.

Вергилий, "Энеида", Книга VI.

"Эней и Сивилла в Царстве мертвых" , 1630 г.


The Metropolitan Museum of Art.
Ян Брейгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, 13 сентября 1601 - 1 сентября 1678) - представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Питера Брейгеля старшего, Мужицкого и сын Яна Брейгеля старшего, Бархатного.
Ян был старшим ребенком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью.
Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего - крупные пейзажи.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Прометей

Прометей- в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - богиня правосудия Фемида (по другим вариантам: океанида Климена или океанида Асия). Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры).
Кто ж не знает мифа о Прометее? Поэтому я лучше стихами запощу. Выбирала между Эсхилом, Гёте и Байроном, а остановилась на Юне Мориц .:)

Прометей
Орел на крыше мира, словно кошка,
Взъерошен ветром, дующим с Кавказа.
Титан казнимый смотрит в оба глаза
на Зевса зверского. Так выглядит обложка
бессонницы. И соки пересказа
клубит луны серебряная ложка.

У Зевса от страстей отвисли груди,
напряжена свирепая брюшина, -
туда, где любят скапливаться люди,
он извергает громы, как машина.
Титан за печень держится. Вершина
Кавказа ходит с ним по амплитуде.

Орел, приплод Ехидны и Тифона
и брат Химеры с козьей головою,
заводится, как ящик патефона,
и печенью питается живою.
Титан об этом думает: «Освою
дыханье крупное, чтоб избежать урона».

Плоды лимона в погребе долины
сплотили свет вокруг овчарни спящей.
Пастух, изделье из воды и глины,
пастушке в кружку льет отвар кипящий.
Орел титана жрет, как настоящий, и
брызжет в мощный пах слюной орлиной.

Титан не видит ни орла, ни плена,
он видит, как спускается со склона
Кентавр, смертельно раненный в колено.
О дьявол! В благородного Хирона
стрела врубилась, как топор в полено,
он почернел от боли, как ворона,

и пена пышным облачным обводом
усугубляет существа продольность.
Он просит смерти, но бессмертен родом -
будь проклят рок, бессмертья подневольность!
Такая мука в нем, такая больность!..
Титан колотит по небесным сводам, -

Выходит Зевс: - Чего тебе, ворюга? -
Титан диктует: - Сокруши порядок
и смерть мою перепиши на друга,
чтоб светел был отход его и сладок:
Кентавру пусть - нежнейшая из грядок,
а мне - его бессмертья центрифуга, -

ты понял? - Зевс кивнул ему невольно
и удалился ублажать титана.
Кентавру больше не было так больно,
его зарыл Геракл в тени платана.
Орел терзал титана неустанно,
въедаясь в печень. Но как раз об этом
известно всем и сказано довольно.
1973 г.

"Сага о Прометее" (часть триптиха), 1950 г.


Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия - 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) - австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.
По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. Учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Харон
Вечно ходит челн Харона,
Но лишь тени он берет...

"Жалоба Цереры", В.А. Жуковский

Харон , греч. - сын бога вечной тьмы Эреба и богини ночи Никты, перевозчик мертвых в загробное царство.
При таком мрачном происхождении и роде занятий можно не удивляться, что Харон был грубым и ворчливым стариком. За­нимался перевозом через реку Стикс или Ахерон, причем только в загробное царст­во, но не в обратном направлении. Харон пере­возил только души умерших, погребенных по всем правилам; души непогребенных были обречены вечно скитаться по берегам загробных рек или, по менее строгим представлениям, хотя бы сто лет. За перевозку Геракла, который одним из немногих жи­вых попал в загробное царство, Харон целый год работал в оковах по приказу Аида. За доставку душ умерших в аид Харон требовал вознаграждения. Поэтому греки клали по­койникам под язык монету (один обол). Зачем Харон нужны были деньги в загробном мире - этого никто не знал. Во всяком случае, все отмечают грязный и оборван­ный вид, этого странного бога (а Харон дейст­вительно был богом), его клочковатую не­стриженую бороду. Обычай снабжать по­койников деньгами на дорогу сохранялся в греко-римском мире еще долго после по­беды христианства и проник в погребаль­ные обычаи других народов.

Лодка Харона , 1919 г.


Музей изобразительных искусств в Валенсии
Хосе Бенль­у­ре-и-Хиль (José Benlliure y Gil; 1855, Валенсия - 1937, Валенсия) - испанский художник.
Родился в семье художника.Он был сыном художника Хуана Антонио Бенль­у­ре и братом скульптора Мариано Бенль­у­ре и художников - Блас и Хуан Антонио. Вскоре он показал свой талант к живописи, и после того, как провел время, работая в Валенсии и Мадриде, он переехал в Рим, где прожил почти двадцать лет, получив международный успех и став лидером испанской художественной колонии в Риме. Он был назван Officier де l"Academie во Франции, был членом Академии Сан - Карлос в Валенсии и Сан - Фернандо в Мадриде, а в 1926 году он был членом латиноамериканского общества Америки в Нью - Йорке.
Изображал преимущественно сцены испанской и римской народной жизни, а иногда и историческо-бытовые сюжеты, отличаясь большим реализмом, блеском красок и тонкостью исполнения.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фаэтон

Фаэтон - сын Гелиоса (бога солнца) однажды сильно поспорил со своим другом, потому что тот сомневался в его происхождении. Тогда он пошел к отцу и просил от него знака -доказательства родства. Отец погорячившись обещал исполнить его любое желание, тогда фаэтон попросил дать на день управлять солнечной колесницей. Отец был против, но не смог отговорить сына. Отец давал наставления своему сыну, чтобы тот сдерживал коней и не гнал их по итак кривой дороге и не спускался слишком низко (чтобы не поджечь землю: леса, поля, горы) и не поднимался слишком высоко (чтобы не пожечь небо).
Фаэтон не смог сдержать коней, но было уже поздно, как ни пытался он усмерить бег колесницы, ничего не выходило. Кони выскочили из колеи и спустились слишком низко и подожгли землю, а потом резко поднялись вверх и подожгли небо. Бог Посейдон пыталась потушить этот огонь, но сильный жар не давал сделать ему это. Тогда богиня Земля попросила Зевса-громовержца прийти на помощь.
Зевс одной молнией разбил колесницу и своим пламенем потушил солнечный огонь. Кони разбежались, а горящий Фаэтон показался людям падающей звездой. Объятое пламенем тело Фаэтона приняла в свои воды таинственная река Эридан, которой никогда не видели глаза ни одного смертного, и загасила пламя. Наяды, сожалевшие о Фаэтоне, таком смелом и таком молодом, чтобы умереть, похоронили его и вырезали на могильном камне стихи:

Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница;
Путь ее не сдержал, но, дерзнув на великое, пал он.

Его сестры Гелиды, дочери Гелиоса, пришли на его могилу, чтобы оплакать его. Там, на берегу Эридана, они были обращены в тополя.

Вот уже слезы текут, источась на молоденьких ветках
Стынет под солнцем янтарь...

Эти капельки находят на берегу девушки и носят их как украшение.
Боги оплакивают Фаэтона


Теодор ван Тульден (нидерл. Theodoor van Thulden, 1606 или 1607 - 12 июля 1669)- - фламандский живописец и гравёр.
Теодор ван Тюльден родился в городе Хертогенбосх в Северном Брабанте. С 1621 года отправился в Антверпен и учился в мастерской Блейенберга. Работал в своём родном городе Герцогенбуше, в Антверпене, в Париже и Гааге.
В 1626 году стал мастером в гильдии Святого Луки, с 1631 по 1633 год работал в Париже, в 1634 году вернулся в Антверпен, где часто работал с Рубенсом и работал по заказам богатых горожан. В 1640 году вернулся в Северный Брабант, где выиграл конкурс на право создавать живописные политические аллегории по заданию городского совета.
Теодор ван Тюльден очень искусно сочинял и исполнял декоративные картины аллегорического и исторического содержания; писал также сцены обыденной жизни (в частности, деревенские праздники и свадьбы) и портреты. Он был одним из самых модных художников эпохи Людовика XV. Иметь в коллекции полотна художника было престижно.
Был женат на дочери художника Хендрика ван Балена.

ЗЕВС, Дий (Ζεύς, родительный падеж Διός), в греческой религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «то, через что всё существует». Сын титанов Кроноса (отсюда имена Зевс - Кронид, Кронион) и Реи. Зевс принадлежит к третьему поколению богов, низвергших второе поколение (титанов). Кронос, опасаясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждого только что рождённого Реей ребёнка. При рождении Зевса Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося младенца завёрнутый камень, а ребёнка тайно отправила на Крит на гору Дикта.

Согласно другому варианту мифа, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и отдала на воспитание куретам и корибантам (спутникам и служителям Великой матери богов Реи-Кибелы), которые вскормили младенца молоком козы Амалфеи. Они заглушали плач ребёнка ударами копий о щиты, тимпанами, плясками и криками. На острове Крит сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского, или Зевса Лабриса: изображения двойного топора (лабрис) - магического оружия, убивающего и дарующего жизнь. Главным местопребыванием Зевса Лабриса считался лабиринт, а его обитатель Минотавр - одна из ипостасей Зевса Критского. В Дельфах почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца Зевса.

Возмужав, Зевс вывел своих братьев и сестёр из утробы отца, опоив его зельем, благодаря которому Кронос изрыгнул своих детей. Борьба за власть с Кроносом и другими титанами (титаномахия) продолжалась 10 лет, побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой: Зевсу досталось господство на небе (он получил во владение громы и молнии и имена Зевс-Громовержец, Зевс-Тучегонитель), Посейдону - на море, Аиду - царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землёй и под нею, вершил суд над мёртвыми (отсюда один из его эпитетов - Хтоний («подземный»). Позднее, сохранив за собой верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, он именуется Олимпийским (от горы Олимп - его постоянного местопребывания; или Фессалийским). Зевса почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.

«Зевс, мечущий молнии». Бронзовая статуэтка. 1-я половина 5 век до нашей эры Найдена при раскопках Додоны. Национальный музей (Афины).

Атрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орёл. Как дарующий победу на войне и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римский - Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев (Геракла, Персея и др.). К нему возводили своё происхождение многие знатные греческие роды. Важнейшими местами культа Зевса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где в честь Зевса устраивались Олимпийские игры. Отдельные эпизоды мифа о Зевсе содержатся в «Илиаде», «Одиссее», в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора и других античных произведениях.

В римской религии и мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.

Лит.: Cook А. В. Zeus. А study in ancient religion. Camb., 1914-1940. Vol. 1-3; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

А. А. Тахо-Годи.

Иконография . В искусстве Древней Греции изображения Зевса относятся к числу наиболее распространённых. В эпоху архаики многочисленные мифологические сюжеты, связанные с Зевсом, появляются на рельефах («Гигантомахия», северный фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах; «Зевс и гигант», западный фронтон храма Артемиды на острове Керкира) и в вазописи («Совет богов», чернофигурная амфора, около 550-530 годов до нашей эры, Музей искусства Гарвардского университета; «Рождение Афины», чернофигурная амфора, 550 до нашей эры, Музей археологии и антропологии Университета Пенсильвании; «Зевс в борьбе с Тифоном», халкидская гидрия, около 530 года до нашей эры, Мюнхен, Собрания античного искусства). Наиболее значительные образы Зевса эпохи классики происходят из святилища Зевса в Олимпии: скульптурная группа «Зевс и Ганимед» (терракота, около 470 года до нашей эры, Археологический музей, Олимпия), статуэтка «Зевс, мечущий молнии» (бронза, 1-я половина 5 века до нашей эры, Национальный музей, Афины), центральная фигура восточного фронтона Зевса храма в Олимпии (около 468-456 до нашей эры, Археологический музей, Олимпия). Из храма Геры в Селинунте происходит метопа «Зевс и Гера» (460-450 до нашей эры, Археологический музей, Палермо). В классический и эллинистический периоды получили распространение статуарные изображения Зевса в образе громовержца и главы греческого пантеона. Его изображали восседающим на троне, с бородой и пышной шевелюрой, держащим в руках скипетр и пучок молний, иногда у его ног помещался орёл. Самым прославленным изображением такого рода была несохранившаяся статуя Фидия для целлы храма Зевса в Олимпии (известны её изображения на многочисленных монетах). Её воспроизводят римские копии 1-2 века нашей эры, сделанные с греческих оригиналов разного времени («Юпитер», Ватиканские музеи; Эрмитаж). Другой статуарный тип изображает Зевса обнажённым (или полуобнажённым), стоящим со скипетром в руке и орлом у ног (римские копии с несохранившегося греческого оригинала 1-2 веков нашей эры в Капитолийских музеях, Рим, и в музее Прадо, Мадрид). Наиболее известным из сохранившихся изображений Зевса является мраморный «Бюст Отриколи» (Ватиканские музеи), представляющий собой позднеэллинистическую реплику со статуи работы Бриаксиса около 330 года до нашей эры (не сохранилась). Драматизмом отличается образ Зевса в сцене «Гигантомахия» Большого алтаря Зевса в Пергаме (около 181-159 до нашей эры, Пергамский музей, Берлин).

Начиная с эпохи Возрождения сюжеты, связанные с Зевсом, возвращаются в европейское искусство и занимают значительное место в ряду мифологических тем. Появляются изображения, иллюстрирующие детство Зевса: «Зевс, вскармливаемый козой Амалтеей» (Дж. Л. Бернини, 1609, Галерея и музей Боргезе, Рим). Особенно популярными становятся метаморфозы Зевса и его любовные истории: «Леда и лебедь» (копия с несохранившегося картона Леонардо да Винчи, между 1503 и 1513, галерея Уффици, Флоренция), «Зевс и Ганимед» (картина Корреджо, 1531-32, Художественно-исторический музей, Вена; скульптурная группа Б. Торвальдсена, 1817, Музей Торвальдсена, Копенгаген), «Даная» (Тициан, около 1554, Прадо, Мадрид), «Похищение Европы» (смотри в статье Европа). Как верховное божество Зевс присутствует в сюжетах «Пиршество богов» (Джованни Беллини, 1514, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Гермес вводит Психею на Олимп» (Рафаэль, фреска виллы Фарнезина, Рим, 1517), «Суд Париса» (Ф. Флорис, около 1548, Государственные музеи, Кассель), «Зевс и Фетида» (Ж. О. Д. Энгр, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс) и др.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.