Церковь во имя Воскресения Христова (святого Михаила Архангела) в Малой Коломне. Валаамский скит во имя воскресения христова Во имя воскресения

Строительство церкви в Малой Коломне было посвящено двум событиям: избавление в 1832 году от эпидемии холеры и в честь рождения великого князя Михаила (младшего сына императора Николая I).

Главным инициатором строительства стал сенатор И. С. Горголи, он руководил созданием Строительного комитета, в который вошли видные государственные деятели и именитые купцы. В конце 1843 Император разрешил возведение церкви и вначале была сооружена деревянная часовня, освященная 10 марта 1846 года. Затем появилась временная деревянная Рождественская церковь, вмещавшая 1000 человек. Она была освящена 22 февраля 1846 года и была разобрана в 1861 году.

Постоянная церковь представляла собой двухэтажное каменное здание, возведеное в русско-византийском стиле, вмещавшее 1500 человек.

Первоначальный проект храма был выполнен архитектором А. И. Шевцовым, однако Николай I потребовал изменить вид церкви, что и было сделано Н. Е. Ефимовым.

Церковь была заложена 12 октября 1847 года. Строительство вынуждены были вести на сваях, поскольку грунты на бывшем Козьем Болоте были достаточно сложными. Руководили строительством А. И. Шевцов, В. Ф. Небольсин и, с 1850 года, — Ф. И. Руска.

В 1851 году здание было готово, но отделка, которой занимался ученик Тона К. Я. Маевский, — затянулась.

Главный придел верхнего храма был освящён митрополитом Санкт-Петербургским Григорием 28 февраля 1859 года, Тихвинский (правый) — 4 октября 1859 года и Михайловский (левый) — 8 ноября 1861 года. Собственно по Михайловскому приделу церковь и получила своё неофициальное название.

Резные сосновые иконостасы верхнего храма были выполнены охтинским резчиком П. М. Алексеевым, иконы главного придела — В. Н. Бовиным и К. С. Осокиным, роспись купола — также К. С. Осокиным, лепка — С. И. Муратовым.

Главным почитаемым местом храма являлась устроенная в крипте церковь во имя Рождества Христова, которая являлась точной копией Вифлеемской церкви Храма Гроба Господня. Она была закончена архитектором С. В. Садовниковым в 1870 году. Часовня в точности воспроизводила Вифлеемский Вертеп в Святой Земле, как формой, так и размерами. К её стене были приделаны мраморные ясли с Младенцем Иисусом. Каждую пятницу здесь совершался акафист Рождеству Христову.

В 1895—1897 годах створе Торговой улицы на средства вдовы купца Фомина П. А. Фоминой была выстроена каменная часовня, сменившая первоначальную деревянную (архитектор И. М. Гольмдорф).

Приход активно занимался благотворительной деятельностью: «Женская богадельня Александры Калитиной» и «Общество вспоможения бедным» были на церковном попечении. Казначеем Общества был Александр Андреевич Сомов - брат известного художника Константина Сомова.

Церковь была снесена в 1932 году; на площади был разбит сквер.

Существуют предположения, что нижняя церковь в 1932 году была засыпана и, возможно, сохранилась до наших дней. Планируется провести исследования и раскопки. На месте разрушенного храма Воскресения Христова 21 июня 2009 года прошла церемония установления Поклонного креста

Православный собор

Фотография С.М. Прокудина-Горского , 1915 год
Страна Россия
Конфессия православие
Епархия Петрозаводская и Карельская епархия
Строительство - годы
Приделы во имя Сошествия Святого Духа, во имя Рождества Христова, во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Состояние разрушен, не сохранился

Собор во имя Воскресения Господня - не сохранившийся собор Олонецкой и Петрозаводской епархии в Петрозаводске . Находился на Соборной площади (сейчас площадь Кирова).

Внешний вид

Каменно-деревянный тёплый храм длиной около 28 м, шириной 17 м с колокольней (купольная часть храма, увенчанная 9 главами, была деревянной). Кроме главного придела, в соборе были освящены два боковых: в честь и славу Рождества Христова и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Особопочитаемой иконой собора была Троеручица .

В соборе было три входа - с западной, северной и южной сторон. В специальных помещениях находились духовная библиотека, ризница и древлехранилище.

У северных ворот каменной ограды собора находился каменный киот в виде часовни с иконой Николая Чудотворца. У западного входа в храм была могила Фаддея Петрозаводского .

История

Построен в 1800 году на средства горожан рядом с Петропавловским собором на месте Святодуховской церкви, разобранной по причине ветхости в 1799 году. До 1875 года - Святодуховский, в 1875 году переименован во имя Воскресения Господня.

В октябре 1924 года храм сильно пострадал от пожара, уничтожившего деревянный Петропавловский собор. Власти отказали верующим в разрешении отремонтировать здание, и оно было разобрано.

Напишите отзыв о статье "Собор во имя Воскресения Господня (Петрозаводск)"

Литература

  • Олонецкая епархия. Страницы истории. 2000.
  • Петрозаводск: Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск. 2003.
  • Сорокина Т. В. Генделев Д. З. Соборы Петрозаводска. Петрозаводск. 1999.
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р - Я. - Петрозаводск: «ПетроПресс», 2011. - 384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3) - стр. 105

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Собор во имя Воскресения Господня (Петрозаводск)

Даву вдруг просиял при известии, сообщенном адъютантом, и стал застегиваться. Он, видимо, совсем забыл о Пьере.
Когда адъютант напомнил ему о пленном, он, нахмурившись, кивнул в сторону Пьера и сказал, чтобы его вели. Но куда должны были его вести – Пьер не знал: назад в балаган или на приготовленное место казни, которое, проходя по Девичьему полю, ему показывали товарищи.
Он обернул голову и видел, что адъютант переспрашивал что то.
– Oui, sans doute! [Да, разумеется!] – сказал Даву, но что «да», Пьер не знал.
Пьер не помнил, как, долго ли он шел и куда. Он, в состоянии совершенного бессмыслия и отупления, ничего не видя вокруг себя, передвигал ногами вместе с другими до тех пор, пока все остановились, и он остановился. Одна мысль за все это время была в голове Пьера. Это была мысль о том: кто, кто же, наконец, приговорил его к казни. Это были не те люди, которые допрашивали его в комиссии: из них ни один не хотел и, очевидно, не мог этого сделать. Это был не Даву, который так человечески посмотрел на него. Еще бы одна минута, и Даву понял бы, что они делают дурно, но этой минуте помешал адъютант, который вошел. И адъютант этот, очевидно, не хотел ничего худого, но он мог бы не войти. Кто же это, наконец, казнил, убивал, лишал жизни его – Пьера со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями? Кто делал это? И Пьер чувствовал, что это был никто.
Это был порядок, склад обстоятельств.
Порядок какой то убивал его – Пьера, лишал его жизни, всего, уничтожал его.

От дома князя Щербатова пленных повели прямо вниз по Девичьему полю, левее Девичьего монастыря и подвели к огороду, на котором стоял столб. За столбом была вырыта большая яма с свежевыкопанной землей, и около ямы и столба полукругом стояла большая толпа народа. Толпа состояла из малого числа русских и большого числа наполеоновских войск вне строя: немцев, итальянцев и французов в разнородных мундирах. Справа и слева столба стояли фронты французских войск в синих мундирах с красными эполетами, в штиблетах и киверах.
Преступников расставили по известному порядку, который был в списке (Пьер стоял шестым), и подвели к столбу. Несколько барабанов вдруг ударили с двух сторон, и Пьер почувствовал, что с этим звуком как будто оторвалась часть его души. Он потерял способность думать и соображать. Он только мог видеть и слышать. И только одно желание было у него – желание, чтобы поскорее сделалось что то страшное, что должно было быть сделано. Пьер оглядывался на своих товарищей и рассматривал их.
Два человека с края были бритые острожные. Один высокий, худой; другой черный, мохнатый, мускулистый, с приплюснутым носом. Третий был дворовый, лет сорока пяти, с седеющими волосами и полным, хорошо откормленным телом. Четвертый был мужик, очень красивый, с окладистой русой бородой и черными глазами. Пятый был фабричный, желтый, худой малый, лет восемнадцати, в халате.
Пьер слышал, что французы совещались, как стрелять – по одному или по два? «По два», – холодно спокойно отвечал старший офицер. Сделалось передвижение в рядах солдат, и заметно было, что все торопились, – и торопились не так, как торопятся, чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело.
Чиновник француз в шарфе подошел к правой стороне шеренги преступников в прочел по русски и по французски приговор.

В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова.

Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.

Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А. В. Ступина.

Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: "Воскресение Христа" (восточный фронтон), "Явление св. Троицы Аврааму" (южный), "Собор всех святых" (западный), "Покров Пр.Богородицы" (северный).

По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова.

Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери.

Это описание достопримечательности Собор во имя Воскресения Христова в Арзамасе, Нижегородской области (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №903 – Воскресения Христова, собор

Храмы России №12869 – Собор Воскресения Христова в Арзамасе (Воскресенский собор, сер. XVI в.)

Грандиозный собор, один из лучших образцов стиля классицизма. Сооружён как храм-памятник победе в Отечественной войне 1812 вместо прежнего каменного собора 1742. Заложен в 1814, освящён 15.09.1840. Четырёхстолпный пятикупольный храм, кубический объём которого усложнён симметричными прямоугольными притворами и алтарём, украшенными двенадцатиколонными портиками. По бокам от главного алтаря приделы Иоанна Воина и Серафима Саровского (справа) и Александра Невского и Митрофана Воронежского (слева), в боковых притворах Покровско-Иоанно-Богословский (справа) и Всехсвятско-Никольский (слева). Закрыт в 1932, занят под антирелигиозный музей. В 1944 возвращён верующим при личном участии патр. Сергия (Страгородского), уроженца Арзамаса. Более не закрывался.

Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно Валаамскому пpеданию, св. ап. Андpей Пеpвозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Впоследствии здесь стояла часовня во имя Святого Андрея, возобновленная в 1846 г. В конце XVIII В начале XIX в. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.

В 1896 г. благотворитель и паломник И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тысяч рублей. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гоpу Афон, где принял Великую схиму и вскоре умеp. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В.И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 года начали класть стены. Всего за год храм вчерне был готов. В 1905 году выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси) Сергий (Страгородский).

В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.

Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Хpистовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами.

Лишь образ Божьей Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция соблюдая и сейчас, только в летнее время, когда на остров приезжает Хор Санкт-Петербургского подворья.

Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуca: одноэтажные — келейный и хозяйственный к востоку, и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н.Никонова). В 1931 г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы.

После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.

Патриархия.ru

Из исследовательской работы учащихся 6 кл.

Бессоновой К.М.,Сметанина М.В.

«Краснобор: церковь во Имя Воскресения

Христова или Храм Божий в Красноборе».

Научный рук.:Рочева Любовь Леонидовна, с. Краснобор, 2010 г.

В 1830 году первосвященник Аарон побывал в Ижемском краю. К нему обратились крестьяне из Краснобора и Вертепа с просьбой дозволить им построить в деревне Краснобор деревянную церковь во имя Воскресения Христова. Для будущего причта они согласились отвести потребное количество земли и на содержание его пожертвовали 2000 рублей. Первосвященник Аарон назначил место для будущего храма и 18 марта 1830 года водрузил на том месте крест.

Но грунт на том месте оказался слабым. Первосвященник Георгий, посетивший деревню Краснобор в марте 1832 года, избрал новое место для постройки храма. В том же году были начаты работы по строительству церкви окончены в 1833 году. В церемонии освящения приняли участие два архимандрита, местный благочинный и первый приходский священник Сергей Иоивлев.

Так как берег, на котором стояла церковь, каждогодно подмывался водою, то по просьбе прихожан была построена новая церковь во имя Воскресения Христова, оснащенная в июле 1878 года. Из разобранного здания бывшей церкви в 1880 году построили трехъярусную колокольню 17 саженей вышины /без шпиля/. Крестьяне села Дибож /так раньше называлась д. Большое Галово/ Матвей и Иван Каневы купили на свои средства колокол весом 51 пуд и 30 фунт. Крестьянин из Краснобора Федор Терентьев на собранные им от односельчан деньги купил другой колокол весом 30 пудов и 23 фунта. Иконы были нарисованы крестьянином Яренского уезда Е.Я. Поповым. Но потом иконостас обновлялся.

В 1862 году в селе Краснобор открыто сельское училище, в котором в 1894-1895 учебном году обучались 52 мальчика и 5 девочек.

В клировой ведомости за 1917 год отмечено, что здание церкви во имя Вознесения Христова, освященная в 1878 году и колокольня на каменном фундаменте, покрыты железом. У церкви имелось пахотной земли 2 десятины и 1800 сажен, сенокосной – 22 десятины, усадебной земли З десятины. Священником в тот год был Владимир Алексеевич Колмаков. До назначения на эту должность он четыре года работал учителем в Диюрской сельской школе. Работая священником он несколько лет был законоучителем в Красборском высшем начальном училище и одновременно – учителем в Красноборском одноклассном приходском училище. В 1925 году в год своего 70-летия он был лишен избирательных прав.

Службу псаломщика выполнял Владимир Никифорович Канев, родом из Ласты. В указанном звании был утвержден в 1912 году. В 1914 году был мобилизован в армию, где и вступил в партию большевиков. В январе 1918 года В.Н. Канев с помощью других 6ывших фронтовиков организовал партийную ячейку в с.Краснобор.

Красноборская церковь была довольно богатой. На трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из них весил 69 пудов и 38 фунтов. В церкви имелось три больших серебряных креста с позолотою 84 пробы, одно большое евангелие с позолоченной медной обложкой, два больших евангелия с посеребренной медной обложкой, дарохранительницы, различные блюда, кадила, подсвечники и многое другое из чистого серебра. Немало было позолоченных изделий. Высоко ценились иконы Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Святого великомученика Георгия, Саваофа.

Очень интересна история сохранения икон, которые имеются в церкви.

Рассказывает Александра Григорьевна Мишарина, жительница села:

«Мы с сестрой Парасковьей были еще маленькими, где-то 8-10 лет, но заходили в церковь. Дети есть дети. Тогда в этом здании размещался склад, но он часто пустовал.

Как-то мы забрались на чердак по узкой лестнице и увидели там несколько икон. Лежали они ликами вниз, видно, просто их сюда забросили.

Рассказали об этом матери, Марине Савельевне Семяшкиной. Мать наша была очень набожной. Всем нам приговаривала, что без божьего ведома у человека ни один волос не упадет.

Она попросила нас принести эти святые вещи домой, чтобы сохранить их.

Мы с сестрой принесли иконы, мать их почистила, вымыла и поставила в безопасное место.

Прошли годы, мы стали взрослыми, завели свои семьи и уехали из родного села.

Дом свой пришлось продать, а иконы мы передали знакомым на хранение. Мы твердо верили, как и мать, что они еще будут востребованы, что будут еще перед ними молиться верующие.

Вначале я жила в Троицко-Печорске, а потом мы переехали в Нарьян-Мар. Муж был речником, плавал на Печоре. Но потом болезни стали одолевать, и решила вернуться в свое родное село. Когда узнала, что церковь в селе стали восстанавливать, сразу же сообщила, что сохранилось несколько икон. И вот они оберегали свое настоящее место».

Вот так, благодаря простым коми женщинам, удалось сохранить эти православные святыни.

Сохранились не только они. Чудесным образом сохранился и крест, который был на куполе в те времена, когда этот храм был в числе действующих.

История сохранения этого креста тоже необычна и интересна.

Когда снимали его с купола, а вернее, просто сбросили, он даже погнулся и некоторое время лежал возле церкви. Ночью мужики из семьи Терентьевых (Чумак рӧд) принесли его домой, выпрямили и спрятали в хлеву, сверху набросали дрова.

И крест тоже занял свое место»

А вот как рассказывает про лиственницы, посаженные около церкви, Зинаида Терентьева, уроженка села Краснобор, ныне живущая в с. Помоздино Усть-Куломского района. Приводим выдержки из статьи «Гажӧй бырӧ» из газеты «Коми му»: «При входе в село в глаза бросаются огромные лиственницы. Они были посажены в 1905 году. До гражданской войны в Красноборе проживала купеческая семья Терентьевых: трое сыновей и три дочери. Дольше всех прожил у купца сын Иван. Осенью 1905 года Иван просил привезти с истоков Печоры маленькие лиственницы. Деревья привезли и посадили вокруг своего дома, возле сельской церкви, а в центре села был посажен целый парк. Вместе с лиственницами был привезен и один кедр. Он растет до сих пор, но вековые лиственницы своими огромными ветками закрывают его. Слуги Ивана ухаживали за деревьями, поливали, заботились о них. Три лиственницы высохли, не успев вырасти, а остальные тянутся ввысь, к небу. Весной, особенно после дождя, веет от них душистый аромат. В 60-х годах возле лиственниц построили детский сад. В жаркие дни ветви лиственниц дают прохладу и под ними, в тени ветвей, хорошо играть маленьким детям. На лиственницах строят свои гнезда птицы, даже в дуплах живут белки, как будто по-своему бросают шишки, словно играют с детьми.

Когда еще могла приезжать в свое село, всегда восклицала: «Здравствуй, Краснобор! Здравствуйте, лиственницы, радующие глаза и дающие силы!»

На одной из встреч с журналистами «районки» генеральный директор ПО «Изьва» О.М. Терентьев рассказал сотрудникам редакции о реставрационных работах, которые провели работники этого предприятия в бывшей церкви в Красноборе. Причем, не как подрядчики, а как меценаты.

Здание церкви с внешней стороны покрашено, построена новая паперть (кстати, такая, как посоветовал отец Гермоген, служивший тогда в Щельяюре).

Большие работы проведены и внутри церкви. Разобран верхний этаж, который ранее был приспособлен под библиотеку (на первом располагался Дом культуры). Внутри все покрашено, оборудован алтарь, установлено электропитание.

Каждое воскресенье стараются в церкви верующие помолиться Богу, есть в храме и иконостас, хотя икон пока мало. Уже с утра храм к их услугам. Церковь и сельский Дом культуры находятся рядом. В этом тоже есть целесообразность - ведь, по сути, они во многом выполняют одну и ту же роль по духовно-нравственному воспитанию и взрослых, и подрастающего поколения. Наверное, поэтому и курирует православный храм работник культуры Татьяна Прокопьевна Терентьева.

Как говорит Татьяна Прокопьевна, в 1997 году она регистрирует приход. Главные службы церкви - это воскресные службы. Главный престольный, светлый праздник церкви и села - Пасха. По благословению епископа Питирима настоятелем церкви Воскресения Христова в с. Краснобор является отец Сергий из Сосногорска. В клиросе поют: Татьяна Александровна, Анна Валерьевна, Ольга Николаевна Ларионова. Праздничные службы ведут: Терентьева Ольга Николаевна, Анна Степановна, Алексей Григорьевич, Александра Григорьевна, Алексей Григорьевич, Маргарита Николаевна, Валерия Генриховна, Ангелина Васильевна.

В дальнейших планах провести небольшой ремонт церкви, сделать летний и зимний варианты. В зимнем варианте церкви будет построены печки, чтобы зимой было тепло. В данное время собираются средства прихожанами для приобретения кирпича. Раз в месяц приезжает отец Сергий ведет службы, крещения.

«Можно также отметить, что держим хорошие, дружеские отношения между приходами Щельяюра и Сизябска» — отметила Татьяна Прокопьевна. Очень тесная связь церкви со школой. Больше половины учительского коллектива посещают церковь и ведут вместе с отцом Сергием службы. Когда отец Сергий приезжает на службу в церковь, то в первую очередь поднимается в школу, с детьми, с коллективом ведет беседы о духовности, нравственности, патриотизме, дети и учителя с удовольствием слушают их.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.