Собор святого вита из чего построен. Кафедральный собор святого вита

Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка "Pražský hrad", далее - пешком.
Входная плата отсутствует.

Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин - самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита . Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь - стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатл енная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.

История создания собора Святого Вита

Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита . Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 - 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм . Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.
Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство - своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.
Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.

В 1873 - 1929 гг. провели завершающие работы - к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.

Архитектура собора

Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов. Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.
Южный портал - это центральный парадный вход - "Золотые ворота", представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней - мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже - фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа - спасенные души, а по левую - грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.
Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый - "Зикмунд". Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное - колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше - стилизованная буква "Р", напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше - часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой - минутный и четвертной.
Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня - 96м.).
На барельефах порталов с западной стороны - сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.

Внутреннее убранство

С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах - различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой - покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами - великолепный образец в стиле модерн.
Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему - таланту.

Капеллы святыни

Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды - необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.
В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, - хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах - фрески из жизни Св. Анны, под полом - могилы рода Ностицких.
На алтаре часовни Св. Троицы - жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы - Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны - эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними - одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.
Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.

Часовня Вацлава

Мощи святого никогда не переносились - захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление - все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.

Коронная палата

В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть - у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр - более 1 кг, держава - 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена - образец надгробий эпохи Возрождения.

Хранилище старины

Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира - Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.
Концерт органной музыки - истинное наслаждение для гурманов, инструмент - один из лучших в Европе.
Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит - Святой Ви т.

Собор Святого Вита — готический католический кафедральный собор, хранилище коронационных регалий и усыпальница королей Богемии. Собор Святого Вита находится в в Пражском Граде в Градчанах. Градчаны — это один из четырёх исторических районов Праги.

Пражский Град представляет собой древнюю крепость-кремль (замок). По площади это самый большой замок в мире. Пражский Град является резиденцией президента Чехии, бывших чешских королей и президента Чехословакии. В резиденции жили и некоторые императоры Священной Римской империи.

Сегодня Пражский Град — это огромный административный центр, расположенный на холме в Градчанах и возвышающийся над Прагой и . Пражский Град является самой большой президентской резиденцией в мире. Кафедральный готический католический собор Святого Вита – главная архитектурная доминанта Пражского Града.

Собор Святого Вита строился 600 лет. В 925 г. первый храм-ротонду построил Святой Вацлав, который захоронен в Соборе Св. Вита (полное название собора — кафедральный Собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха). Официально строительство началось в ноябре 1344 года под покровительством короля Чехии Карла IV и архиепископа Эрнеста из Пардубице и закончено в 1929 году.

В 1419 году собор пострадал от гуситских войн, из-за чего не сохранились до наших дней многие иконы и скульптуры. Строительство много раз останавливалось не только из-за войн, но и из-за недостатка средств.

Архитекторы, которые творили и строили собор — Маттиас из Арраса, Петер Парлер, Йозеф Краннер, Йозеф Мокер, Камил Гилберт. Великие строители собора — Петер, Вензел и Йоханс Парлеры, Мастер Петрилк, Альфонс Муха, Франишек Кисела, и мн. другие. Неповторимая архитектура собора обусловлена математическими расчётами Маттиас из Арраса и художественным дарованием скульптура Петера Парлера.

Собор Святого Вита задумывался его создателями как фамильный склеп, место для коронации чешских королей. Архитектура Собора Св. Вита изобилует бюстами и карнизами с изображением представителей королевской династии, епископов Чехии и пражских архитекторов. Архитектура Собора Святого Вита поражает своим готическим и неоготическим великолепием. Cнаружи это здание, состоящее из нескольких башен высотой под 100 метров, огромные балконы по периметру, круглое окно-розетта диаметром 10 метров с библейскими рисунками, поражающие декоративностью своды. Внутри собора высотой 33 метра, витражные окна, хор и алтарь.

Собор Святого Вита является основным архитектурным и историческим памятником древней Праги, духовным ориентиром Чехии, местом паломничества католиков со всего мира. В Пражском Граде в Градчанах проходят различные фестивали и выставки. Вблизи Собора Святого Вита расположена знаменитая платная , известная своими маленькими домишками-карликами, встроенными в крепостную стену. На Золотой улочке расположены сувенирные лавки, выставки и галереи.

В Градчанах, наряду с возвышающимся над ними Собором Святого Вита, расположены и такие исторические достопримечательности, как Чумной столб с Девой Марией и Костёл св. Яна Непомуцкого, Градчанская ратуша, Монастырь капуцинов на Лоретской площади. А так же Шварценбергский дворец, Штернбергский дворец, Тосканский дворец, Сальмский дворец и ещё ряд архитектурно-исторических дворцов, окружающих современную президентскую резиденцию Чехии и Собор Святого Вита.

Собор Святого Вита в Праге — это колыбель раннего готического стиля, где сохранились шедевры архитектуры и искусства, и где покоится прах тысячелетней истории.

Собор Святого Вита фото.

Собор Святого Вита (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Чехию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Святого Вита - шедевр готической архитектуры и символ Праги, столицы Чехии. Свою историю этот архитектурный памятник ведет с 1344 года. Расположенный на территории Пражского Града, сегодня он служит резиденцией для архиепископа Пражского. Сложно описать словами величие и красоту этого здания, которое многократно, на протяжении столетий, достраивалось и совершенствовалось, чтобы приобрести свою нынешнюю, непередаваемую красоту.

По сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства - от готики до неоготики, от рококо и ренессанса - до барокко. Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы. Это не только духовная и художественная святыня страны, с костелом Святого Вита связаны и важные исторические события Чехии - в его приделах (в специально отведенной части здания) погребены чешские архиепископы и монархи, здесь же, еще со средних веков, хранятся разнообразные коронационные регалии.

Прага. Собор Святого Вита

Еще до начала строительства собора Святого Вита на его месте находилась маленькая, круглая церквушка. Собор начали возводить в XIV веке, а закончилось строительство только в начале XX. На сегодняшний день здание считается самым долгим «долгостроем» из зданий Европы наряду с собором в Кёльне.

В главной части собора, над алтарем, вы сможете увидеть галерею скульптур основателей костела и его первых строителей - например, бюст Карла IV, мастеров Петра Парлержа и Матье из Арраса, которые были похоронены в стенах здания, пражских архиепископов и других важных лиц государства и архитекторов, причастных к строительству костела. В средневековом искусстве Европы не существует аналогичных памятников.

Каменная резьба украшает величественные фасады собора, а над порталом его южного фасада вы сможете увидеть самую раннюю из ныне сохранившихся чешских мозаик под названием «Страшный суд». На протяжении многих веков башня-колокольня костела считалась самым высоким сооружением чешской столицы.

Высота большой башни собора - около 100 метров, а ведущая на смотровую площадку лестница собора состоит из трехсот каменных ступеней.

Роскошный интерьер собора Святого Вита хорошо известен по открыткам и туристическим путеводителям - золото, словно кружевные стены, многочисленные скульптуры, пышно украшенная резьбой кафедра, цветные витражи, сквозь которые в здание проникают лучи света.

Витражи собора, яркие рисунки которых создают иллюзию солнечного дня в костеле, были выполнены по эскизам Альфонса Мухи.

В богатой библиотеке собора собрано множество средневековых рукописей - таких, как, например, написанное во второй половине XI века Евангелие. Собор Святого Вита славится и своим органом - чуть ли не лучшим в Европе, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно посетите концерты органной музыки, проходящие в костеле.

Посещение собора Святого Вита входит в обязательную программу осмотра достопримечательностей Праги. Это один из самых величественных храмов, который часто называют духовным центром всей Чехии, национальной и культурной святыней страны. А ещё говорят, что к виду собора привыкнуть невозможно сколько ни приходи сюда, его величие восхищает, готические элементы пугают, а красота изумляет.

Как добраться

Добраться до Пражского Града можно пешком от Малостранской площади или на трамвае № 22 до остановки «Пражский Град» (Pražský hrad). Найти Собор в Пражском граде - несложно, его видно издалека и к нему постоянно стремятся потоки туристов.

Как это характерно для многих религиозных сооружений, собор Святого Вита возник не на пустом месте. Примерно за 4 века до него был построен компактный круглый храм в романском стиле, позднее – более просторная базилика, в которой короновали монархов первой чешской династии Пржемысловичей. Перед новым зданием, заложенным в 1344 году, ставились не менее серьезные задачи: собор должен был стать местом для коронации и упокоения царственных особ, а заодно – главной сокровищницей страны.


Начинал работу над проектом известный фламандский архитектор Маттиас из Арраса, но из-за его смерти задачу перепоручили немецкому специалисту Петеру Парлержу, определившему архитектурный облик всего исторического центра Праги. К числу его работ принадлежит Карлов Мост и церковь Всех Святых в столице, а также множество небольших храмов в Чехии и Германии. Новый мастер был опытным скульптором, поэтому он сделал акцент на объемном декоре собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни. Ему не удалось завершить начатое, слишком масштабен был замысел. В последующие столетия строительство продвигалось крайне медленно по финансовым причинам или из-за военных действий.

В XV – XVI веках работу над собором Святого Вита продолжили архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут. Благодаря их стараниям была построена северная часть собора с башней, что позволило в еще незавершенном храме проводить богослужения и совершать торжественные церемонии.

Строительство собора закончилось только в начале XX веке. Западную часть достроили по проекту Петера Парлержа чешские зодчие. Основные работы по оформлению храма завершили к 1929 году.

Название собора


Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Значение храма для современной Чехии

Каждая новая эпоха добавляла собору Святого Вита свои характерные черты. Новый всплеск патриотических чувств в XIX веке заставил чехов в очередной раз вернуться к вопросу завершения строительства. Группа архитекторов, знатоков готики, спроектировала западную часть здания в максимально приближенном к оригиналу варианте. Яркие витражи в северной части собора появились уже в ХХ веке. Наконец, только в 1929 году, строительство было официально завершено. Сейчас это крупнейший музейный и религиозный центр столицы, органный зал с великолепной акустикой, хранилище чешской истории и символ сплоченности нации. Здесь до сих пор проводятся важные церемонии, такие как прощание с Вацлавом Гавелом, первым президентом Чехии.

Элементы фасада собора Святого Вита

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Величие здания постигается в полной мере, когда гости оказываются внутри. Высокие своды, стрельчатые арки и окна, сохранившиеся со Средних веков, таинственные галереи в боковых нефах, отделенных от основного пространства мощными колоннами, – все это можно рассматривать часами. Свет проникает внутрь собора через красочные витражи, выполненные по мотивам библейской истории. Самые поздние из них изготовлены мастерами по эскизам Альфонса Мухи, крупнейшего чешского художника эпохи модерн. В верхних ярусах по периметру храма проходит балкон с бюстами: для истории запечатлены не только монархи и деятели церкви, но и архитекторы, участвовавшие в строительстве.

Королевские регалии

Точная копия короны св. Вацлава

Собор Святого Вита по-прежнему остается хранилищем королевских сокровищ, хотя Чехия уже давно перестала быть монархией. Сокровищницей готического искусства называют капеллу Святого Вацлава, построенную во времена Карла IV Петером Парлержем (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронной палате тщательно оберегается от посторонних глаз золотая корона Святого Вацлава, состоящая из 4 геральдических линий, украшенных крупными камнями – кроваво-красными шпинелями и рубинами, бездонно-синими сапфирами и темно-зелеными изумрудами. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942). Шедевр ювелирного искусства, слегка перенасыщенный драгоценностями, был создан в XIV веке, более скромная держава с рельефами из истории царя Давида и Адама и скипетр – несколько позднее. На обозрение реликвии выставляются не чаще раза в десятилетие, но в утешение туристам экспонируются точные копии монарших регалий. Увидеть их можно в Зале заседаний сейма, в Старом королевском дворце, расположенном прямо у южной стены собора.

Шпиль собора Орган собора Святого Вита

Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора Святого Вита считают одним из самых красивых в Европе.

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура Святого Вацлава в боевых доспехах.

Витраж работы Альфонса Мухи

В капеллах хора можно увидеть надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Святой Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлержа. В часовне Яна Непомука установлено надгробие из серебра весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Пространство храма разделено надвое трифориумом. Этот балкон-галерея делит собор Святого Вита по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Перед главным алтарём, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители увидят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других правителей Чехии.

Собор Святого Вита включен в число достопримечательностей, которые обязательно осматривают во время экскурсий по Пражскому граду.

Информация для туристов

Собор открыт для гостей с 9 до 18 часов в разгар туристического сезона, с апреля по октябрь. С ноября по март он закрывается раньше, в 16 часов. В воскресенье визитеров ждут с полудня. Вход в собор Святого Вита свободный, но осмотреть все капеллы и потайные комнаты можно только в рамках платной экскурсии по Пражскому граду. Знакомство с так называемым «малым округом» стоит 250 чешских крон, «большим» – 350. В храме проводятся концерты органной музыки по особому расписанию, уточнить которое можно на официальном сайте.

Как добраться

Пражский Град закрыт для транспорта, поэтому туристам приходится много ходить пешком. Чтобы попасть в собор Святого Вита, удобнее всего выйти на трамвайной остановке 22-го маршрута «Пражски Град». Трамвай в Праге – основной вид общественного транспорта наравне с метро, в часы работы храма он ходит строго по расписанию в среднем раз в 10 минут. От остановки нужно пройти около 300 м на юг, свернув на восток сразу за Картинной галереей Пражского града. Если останутся силы после осмотра собора, можно за 150 крон посетить этот интересный музей с полотнами Тициана и Рубенса.

Первым архитектором был Матиас из Арраса, которому к началу строительства было уже 55 лет. В 1352 году Матиас умер, строить собор продолжил Петр Парлерж – талантливый скульптор и архитектор, которому на тот момент было всего 23 года.

В отличии от Матиаса, который был классическим архитектором-геометром, Петр Парлерж был художником-скульптором. Неповторяющиеся узоры на окнах, необычные колонны, купола часовен и другие красивейшие элементы Собора Святого Вита – это его идеи и работа.

Парлерж (на фото ниже, кликните на фото для увеличения) был “на расхват”, новый король Карл IV поручил ему множество проектов: строительство , в Кутна Горе и других храмов. Работа над Храмом Святого Вита шла медленно.

Самой важной часовней в соборе стала часовня Святого Вацлава, построенная над его могилой. Часовню построили и освятили уже к 1367 году. За дверью с семью замками находится сокровищница, где с 1791 года хранятся королевские регалии, до этого момента они находились в замке . Корона, меч, скипетр, держава и крест всё еще там, а на выставке в часовне Святого Креста показаны копии.

Петр Парлерж умер в 1399 году богатым человеком, его тело поместили в им же еще недостроенный Собор Святого Вита. Возведение собора продолжили его сыновья Венцель, Йоханнес и некий “мастер Петрилк”.

Но и они не успели закончить работу. В 1419 году начались Гуситские войны, весь Пражский град попал под контроль гуситов. Убранство собора сильно пострадало в результате их иконоборческой деятельности, а строительство приостановилось более чем на 100 лет.

Король Владислав II Ягеллон пытался продолжить строительство и даже привлек к работе известного архитектора Бенедикта Рейда, но работы прекратились из-за нехватки денег, так и не успев толком начаться. Вдобавок, в 1541 году в Пражском граде случился большой пожар, еще больше повредивший собор.

Правители Чехии эпизодически продолжали строительные работы. В изначально готический собор вносились элементы стилей ренессанса и барокко.

В 1844 году на собрании архитекторов в Праге “лед тронулся”. Архитекторы Йозеф Краннер и Вацлав Пешина выдвинули план завершения Собора Святого Вита. Была сформирована общественная организация “Союз завершения Собора Святого Вита”, целью которой была организация строительных работ и избавление здания от стилистических излишков.

С 1862 года работами руководил Йозеф Краннер. Строители под его руководством ремонтировали части здания и удаляли декор в стиле барокко как ненужный. В 1870 году уже началась достройка здания – рабочие возвели основание нового нефа. В 1873 году Краннер умер, работы возглавил архитектор Йозеф Мокер. Он возвел западный фасад и башни в традиционном готическом стиле. В том же стиле работал и третий архитектор реконструкции – Камиль Хиберт.

В создании интерьера Собора Святого Вита приняли участие знаменитые чешские деятели искусства. Роспись окон кисти Альфонса Мухи (на фото рядом, кликните на фото для увеличения), над декором фасада работал Войтек Сушарда, большое круглое окно расписывал библейскими сюжетами Франтишек Кисела.

Торжественное открытие Собора Святого Вита состоялось в 1929 году, в 1000-летнюю годовщину убийства Святого Вацлава. Строительство длилось 585 лет!

С 23 апреля 1997 года, в честь 1000-летней годовщины со дня смерти Святого Войтеха, собор переименовали в “Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха” указом кардинала Влка.

В декабре 2011 года в стенах собора состоялись похороны Вацлава Гавела.

16 декабря 2011 года для посетителей открылась экспозиция “Сокровищница Собора Святого Вита”, где выставлены королевские регалии Чехии. Всего здесь представлено 139 предметов.

Что смотреть, чем восхищаться, а чем нет

Вход для посетителей находится с западной стороны, напротив ворот между вторым и третьим дворами Пражского града. Но вначале советуем посмотреть внешнюю красоту здания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.