Почему такой пессимизм. Энциклопедия культурологии Что такое пессимизм, что означает и как правильно пишется

Что такое "пессимизм"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

пессимизм (от лат. pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени - это не требует объяснения, и упомянутый вид П. есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях. Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия (см. Прогресс). Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является П. безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного П. мы находим в основном буддийском учении о "4 благородных истинах": 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленное хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие как на страдание или мучение и на небытие как на избавление от муки - к которому ничего существенного не прибавили новейшие сторонники абсолютного П. - дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека. Из 12 "нидан" принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования); 2-я - закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жажда бытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть. "Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстанции и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд), физических и психологических, распадающийся в момент смерти. В силу закона моральной причинности дела, совершенные каждым, создают вслед за его смертью новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасение от этой "сансары" (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего после покрытия прежней кармы остальным страданием погашается и всякое бытие за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного П. должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой П. есть аксиома. Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и разлагается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всех зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный П. и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма, признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для П., признающего, что жизнь по существу есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом - а в таком случае общее мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстанции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, т. е. прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного П. (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphanomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, т. е. его единое метафизическое начало - "воля", "бессознательное" и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "за пределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его "кожи", т. е. через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный П. ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство. Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П. логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный П. как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводит размышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чем и исчерпывается правда П. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный П. и в нравственной сфере. - Иногда П. называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (см. в особенности Гностицизм, Манихейство, Платон, Плотин, Сведенборг, Христианство, Шеллинг, а также Свобода воли, Этика).

​​​​​​​ Пессимизм - это такой взгляд на жизнь, в котором:

  • человек видит в первую очередь минусы, а не плюсы. "Стакан наполовину пуст..."
  • перспективы ожидаются менее привлекательными, чем есть сейчас,
  • видятся, учитываются и просчитываются в первую очередь негативные варианты разворота событий.

Человека, которой склоннен к преимущественно пессимистичким взглядам и оценкам, называют .

Пессимизм и эффективность деятельности

Пессимизм - это не плохо. Нередко справедливо высказывание: "Пессимист - это хорошо информированный оптимист". Для эффективной деятельности важно оставаться в реальности , чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: "Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее". Соответственно, на этапе учета возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы. На этапе рассмотрения возможных ​ и, самое главное, во время формирования мотивации у себя и у других - видеть оптимистические варианты.

Анекдот

Обувная компания рассматривает перспективы продажи обуви в Африке среди аборигенов, послала для исследования рынка двух специалистов. От первого вскоре пришло сообщение: "Перспектив никаких, тут никто вообще не носит обуви". От второго пришло послание другое: "Колоссальные возможности для продаж: тут еще ни у кого нет обуви!!"

Пессимизм и личностные особенности

Пессимизм связан с биологическим возрастом человека и чаще характерен для пожилых людей. В процессе , нарастания усталости от жизни люди обычно оптимизм теряют. Смотри Шкала эмоциональных тонов .

Повторяющиеся жизненные неудачи способствуют выработке пессимизма. Встретившись по жизни с пессимистом, будьте внимательны, за этим могут стоять три типовые причины.

Время на чтение: 3 мин

Пессимизм – это способ мироощущения, пронизанный унынием, негативом, неверием личности в положительные изменения. Значение слова пессимизм походит от слова «pessimus», что с латыни значит – наихудший, следовательно, человек, которому свойственен пессимизм воспринимает мир в наихудшем виде. В философии значение слова пессимизм представляет воззрение, которое утверждает о доминировании зла, рассматривает бытиё индивида, как бессмысленную пытку над собой, что является противоположным оптимизму.

Понятие пессимизм чаще понимается людьми, как жизненный взгляд, пропитанный мрачностью и печалью. Зачастую понятие пессимизм ошибочно приписывают личностям, которые пытаются быть реалистичными в выводах касательно окружающих вещей.

Пессимизм – это способ мировосприятия, который выражает подозрительность, негатив, недоверчивость личности. Этот способ мироощущения характеризуется угнетенным расположением духа, склонностью подчеркивать отрицательные аспекты действительности, переживанием бесцельности бытия, ощущением безысходности, слишком выраженной печальной реакцией на неуспехи.

Пессимизм распространённое явление, он отмечается у личностей различных профессий или социальных категорий, однако воспринимается большинством, как негативное явление, поэтому в обществе доминирует оптимизм. Жизнерадостность действительно помогает пережить трудности легче, это многим известно. Каждый способен избавиться от угнетающего пессимизма, отравляющего его счастливую жизнь.

Что такое пессимизм

Пессимизм, как способ мира считают отклонением, потому что большинство являются , то есть верят в любовь, добро и доброжелательность людей. Но пессимизм это не мрачность взглядов, это возможность быть в некоторых вопросах.

Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».

Необходимость делать пессимистические прогнозы возникает, когда нужно учитывать всевозможные неприятности и выходить из сложной ситуации. Но при рассмотрении возможных перспектив, особенно при формировании собственной , необходимо настраиваться на оптимизм, чтобы увидеть лучшие варианты.

Пессимизм каждого человека выражается неодинаково. У некоторых проявляется в быстропроходящей и недлительной , у других это длится дольше. При наличии крайне выраженного пессимизма у человека отмечается отрицательное отношение к внешнему миру, он не просматривает в нём ничего хорошего. Несмотря на пессимистическое мировоззрение, не означает, что надо оставаться таким всю жизнь, принимать это за норму, не стараться менять качество жизни к лучшему.

Пессимизм считается болезнью, хотя не каждый мыслит о нём так глобально. Если человек всегда унылый, ходит с плохим настроением, мрачными мыслями, это заметно отражается на здоровье. Спокойные, оптимистичные личности чаще становятся успешными. Они расслаблены, уверенны, поэтому более здоровы. Ведь мысли реально материализуются, поэтому от них очень зависит текущая жизнь. Всё, о чём человек думает, притягивается к нему, поэтому если он ходит хмурым, не стоит удивляться, что и жизнь такая же. Чтобы быть счастливым человеком необходимо ощущать себя таким.

Причины пессимизма бывают самыми разными. Генетические причины пессимизма являются очень весомыми. Хоть насколько бы дискуссионным ни был вопрос, является ли пессимизм врожденной характеристикой. Раз о нём говорят, значит, в этом есть смысл. Даже если приверженцы этой идеи очень серьезны в своих утверждениях, они должны согласиться, что на это вполне можно повлиять. То есть генетическую расположенность ребенка к пессимизму можно скорректировать правильным воспитанием и соответствующей средой общения.

Причины пессимизма могут скрываться в особенностях воспитания. Родители легко могут воспитать пессимистическую личность сами того не желая. Так, они любят сравнивать ребенка с другими, акцентируя, что он хуже, указывать на каждую оплошность, подавляя при этом индивидуальность, но удовлетворяя своё желание воспитать его по-своему.

Деструктивным образом на психику ребенка воздействует также критика, если еще при этом присутствуют другие. Убеждая его, что он глупый, безответственный, невменяемый, бестолковый и не способный, это не поможет ему стать успешным и позитивным человеком. Немалое значение имеет жизненный уклад родителей. Отношение к жизни значительно воздействует на процесс формирования мировоззрения. Ребенку тяжело быть оптимистом, если у его родителей пессимистический жизненный настрой.

Довольно часто встречается ситуация, когда пессимизм буквально «передаётся» поколениями. Родители живут по жизненному укладу своих родителей, обучая эму своих детей. Если воспитание было очень строгим, тогда эту цепочку будет сложно прервать. Они просто не знают, как им жить по-другому. Хотя очень часто встречаются случаи, когда родители из неблагополучных семей становятся для своих детей стимулом для положительных изменений. Такие дети очень смелые, ведь они бросают вызов установившемуся жизненному укладу и поступают очень правильно, воспитывая своих детей иначе, в любви и радости.

Депрессии и стрессы также причины пессимизма. Даже очень успешного человека способен сломить постоянный стресс, переживание горя, неудач, потерь. Человек, переживший несчастье, не способен искренне радоваться жизни, по крайней мере, первое время, поэтому для него пессимизм становится образом мышления. Зависимо от личности период пессимистического настроения будет проходить дольше или меньше.

Также способна спровоцировать появление пессимистического настроения у человека. Однообразность дней становится испытанием, которое человек может не выдержать. Его личность «ломается» и он перестаёт видеть просвет в будущем.

Возраст также является фактором риска для возникновения пессимистического настроя. Оптимизм чаще ассоциируют с молодостью. В молодости есть возможность более резко изменить жизнь, поскольку есть больше сил и времени.

При наступлении кризиса среднего возраста силы, и время, да и здоровье становится уже не то. Человек начинает больше думать о старости и смерти, что конечно, не внушает оптимизма. Не все могут в силу природного оптимизма противостоять подобным перспективам, поэтому старость является отдельной причиной пессимизма. Хотя нередко можно встретить позитивных людей пожилого возраста, которых пессимизм обходит стороной, они не прекращают радоваться жизни.

Как избавиться от пессимизма

От пессимизма можно избавиться, но не за один день. Он становится образом жизни, образом человеческого мышления. Если человек понимает, что готов изменить жизнь, тогда должен научиться следовать рекомендациям.

Пессимисты в основном имеют . Поднять её можно обращаясь к простому способу: необходимо вспомнить достижения детства. Насколько сложным казалось когда-то научиться писать, пользоваться техникой, но всему ведь научились и школу окончили.

Перед сном необходимо анализировать каждый прошедший день, вспомнить все позитивные мгновения. Сначала покажется, что ничего подобного не происходило. Но, даже такие вещи, как вкусный обед, согревающий чай, тёплый ветер, сияющее солнце дарят положительные эмоции. Необходимо представлять себе, как в идеале должно было выглядеть будущее во всех деталях и между этим сфокусироваться над достижимыми вещами. Подумать, как замечательно провести время, что сделать такого, что могло бы принести душевное удовлетворение (рыбалка, пикник, спорт).

Стремление к переменам поможет бороться пессимистическому с его навязчивыми мрачными мыслями. Новые знакомства, непривычная обстановка поспособствуют вытеснению и негатива и вызовут любопытство. Периодически также необходимо заниматься новыми интересными занятиями.

Если пессимизм проявляется в основном при воспоминании о работе, видимо, пришло время, чтобы её сменить. Дать себе отдохнуть, выделить время, чтобы подумать, чем действительно можно заняться. Если накатывает волна плохого настроения, необходимо разобраться, почему так происходит, проследить связь изменения настроения и реальных обстоятельств, под воздействием которых оно изменяется.

Как избавиться от пессимизма? Необходимо отвлекаться от сильных переживаний о здоровье своём и близких. Если пессимистические мысли являются слишком изнуряющими и стали постоянными в жизни, тогда с ними тяжело справиться самому и следует обратиться к специалисту психологу.

Необходимо избегать негатива: не смотреть печальных и угнетающих фильмов, не читать политических новостей, избегать компании пессимистов. Следует делать всё точно наоборот – смотреть комедии, читать жизнеутверждающие истории, общаться с оптимистами. Главное, не терять надежды, выходить из того, что есть, развивать свои способности и заниматься любимым делом.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Пессими́зм - 1) умонастроение, склонность отыскивать и видеть во всём плохое или худшее; 2) склонность смотреть на себя и на окружающий мир через призму необоснованного недовольства; 3) мироощущение, обусловленное негативным, противоестественным отношением к .

Что лежит в основе пессимистического настроя?

1) Нередко причиной пессимистического настроения служат гнездящиеся в человеке греховные , первое место среди которых принадлежит ). Гордый человек, полагая, что он априори лучше других, жаждет видеть себя не иначе как на высоте. Если же этого не получается достичь - между желаемым и действительным образуется пропасть несоответствия. Будучи не в силах добиться искомого и не желая , гордый впадает в состояние глубокой неудовлетворенности, а иногда и разочаровывается в жизни. Всё ему не так, на всё он глядит в мрачном свете. Пессимизм может усиливаться вмешательством таких порочных страстей как , ненависть и пр.

Бывает, что корень пессимистического настроения кроется не в завышенной самооценке, а напротив, в заниженной (чит. подробнее: ). Особенно остро пессимизм проявляется тогда, когда на это внутреннее состояние накладываются внешние неблагоприятные факторы: одиночество, неурядицы в семейных отношениях, невозможность реализовать себя в профессии, творчестве и т. п. Результатом может стать разуверение человека в собственных силах; нарастание ощущения беззащитности, безнадежности, невостребованности или ненужности. Всё это может сопровождаться и усугубляться страхом перед завтрашним днём. Отсюда - уныние, всплески отчаяния.

Случается, что причиной пессимистического состояния выступает неумение или даже нежелание человека радоваться жизни, как вообще, так и малозначительным вещам. Поэтому то, в чём один видит повод для оптимизма (например, рождение ребенка, многодневный визит престарелых родителей), другой найдёт повод для сильной печали и недовольства. Поскольку жить совершенно безрадостной жизнью для человека неестественно, постольку такое существование нередко приводит к психическим и физическим заболеваниям.

2) Другой спектр причин очерчивается деятельностью падших духов. Воздействуя на различные сферы человеческой души, подавляя или возбуждая в ней те или иные движения, демоны могут подталкивать человека к различным психологическим состояниям, в том числе к пессимистическому (см.: ).

Чем опасен пессимизм и является ли он разновидностью греха?

Пессимизм, конечно же, может быть вызван и внешними бытовыми причинами, например, чередой обрушивающихся на человека напастей и бедствий. Кроме того, он может являться следствием психологической травмы или серьезного заболевания.

Между тем, такие его проявления или спутники, как уныние, чувство ненужности, безнадежности, взвинченной неуверенности в будущем, желание чернить чёрной краской, могут свидетельствовать не только о нравственном несовершенстве, но и о глубокой греховности.

Так, Господь упрекал Своих слушателей в том, что они, не желая видеть бревна в собственном глазу, видят сучек в глазу брата своего (). Это, конечно же, свойственно не только огрубелому пессимисту, но и всякому, любящему осуждать. Тем не менее, пессимист часто действует именно так. Ведь его склонность, во всем видеть плохое, распространяется и на его ближних. Более того, осуждение брата далеко не всегда ограничивается внутренней оценкой, и тогда к пессимизму примешивается грех сплетень и клветы.

А что сказать про тот вид пессимизма, который образуется на почве гордыни? Ведь гордыня - «матерь» и «дверь» всякого греха.

Но главное, пессимизм подавляет в человеке веру и надежду на Бога, а зачастую пессимизм как раз и обусловливается отсутствием таковых. Вот почему демоны так стремятся подвигнуть человека к унынию или, что хуже, к отчаянию (см.: ).

Как исцелить пессимизм?

Пессимизм, как и любая другая противоестественная человеческая склонность, подлежит врачеванию.

Основой врачевания служит вкоренение в сознание человека правильного отношения к самому себе и окружающему миру, правильная организация жизни. Всё это достижимо через приобщение человека к Церкви Христовой, через активную жизнь со Христом, по Христу, во Христе.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В блогах, на YouTube и часто можно услышать призыв к позитивному мышлению. Там говорят о том, что только стоит поверить в чудо, и оно обязательно произойдёт.

Написано много книг о том, как развивать такую черту личности, и насколько оптимизм благополучно влияет на качество жизни.

А что же делать людям, у которых негативное мышление, и менять его он не собираются? Пессимист – кто это такой, и действительно ли так плохо смотреть на жизнь через наполовину пустой стакан?

Давайте посмотрим на ситуацию под разными углами.

Источники пессимизма

В философии и литературе пессимистические теории были сформированы преимущественно молодыми людьми. Поскольку с возрастом приходит «чувство жизни». Именно так утверждал невропатолог Мёбиус феномен Шопенгауэра, у которого к старости мысли приобрели оптимистический оттенок.

Помимо философов Шопенгауэра, Майнлендера, Гартмана, пессимистическим мировоззрением с людьми делились и поэты : Вольтер, Байрон, Леопарди. Последний лирик писал о том, что жизнь – это сплошная скука и разочарование; людей ждёт только скука; нужно покинуть любую надежду и презирать себя.

Лермонтов и Пушкин – представители русской поэзии, стихи которой отличались негативизмом. Они искали ответ на вопрос, что является целью человека на этой земле. Оптимистичных мыслей по этому поводу не оказалось.

Упоминая источник пессимизма, нельзя не вспомнить учение Будды , которое граничит между философией и религией.

Он утверждал, что всё вокруг – страдание (читайте и ): «Рождение — страдание, старость — страдание, смерть — страдание, связь без любви — страдание, разлука с любимым — страдание, неудовлетворенное желание — страдание; кратко сказать: всякая усиленная привязанность ко всему земному — страдание».

С востока мировоззрение распространилось в Египет и Европу в виде философии Гегезия. В ней говорилось о том, что надежда, как правило, несёт разочарование. А наслаждение вызывает отвращение от перенасыщения.

С одной стороны, философы, писатели и поэты отображали в своих теориях состояние людей в то время. С другой – транслировали свои внутренние переживания на читателей, которые поддавались влиянию.

Пессимист - это...

Пессимист — это человек с отрицательной оценкой человеческой и вообще жизни. Он во всём видит зло, мрак, и считает, что всё стремится только к худшему. Жизнь приносит недостаточно радости.

Пессимизм – это неуверенность в себе и своих действиях, категоричная негативная оценка окружающей обстановки. Мысли о неприятностях, как о том, что встречаются «очень часто» или даже «всегда».

Психологи утверждают, что ожидание плохих новостей, уже является стрессогенным фактором . Поэтому такие люди склонны к сильной тревоге, подозрительности, недоверии к окружающим, замкнутости, переутомляемости, усталости, головной боли.

Органы, которые страдают от пессимизма:

  1. Миндалевидное тело – отвечает за эмоции и передачу информации всему организму.
  2. Спинной мозг – по нему проходят импульсы, которые передают сигналы о повышении готовности к чему-то плохому.
  3. Надпочечники – вырабатывают чрезмерно и без повода гормон страха – адреналин.
  4. Почки и кишечник – сосуды сокращаются, поэтому в этих органах замедляется обработка пищи и мочи.
  5. Печень – в большом количестве в глюкозу – организм готовится к нагрузке.
  6. Дыхательная система – из-за учащения дыхания организм требует больше кислорода.
  7. Сердце – учащаются сокращения.

Пессимист . Физическое здоровье также часто подводит. Из-за неуверенности в себе им сложно добиться больших успехов как в карьере, так и личной жизни.

Учёные утверждают, что мышление человека зависит от выработки биологически активных веществ – нейропептидов Y. Чем меньше их выделяется, тем более пессимистичный взгляд на жизнь будет иметь человек. И наоборот: чем больше, тем оптимистичный.

Негативизм – это черта, которая передаётся генетически. Именно нейропептид Y определяет то, что человек не будет ждать от жизни ничего доброго и приятного, и считать, что все попытки граждан произвести положительные изменения в стране – тщетны.

Пессимист – это тот, кто не радуется даже явно положительным событиям. Поскольку он считает, что после него должно случится что-то плохое. Ведь «не может всё постоянно быть хорошо».

Таким людям часто не сообщают о важных событиях (дне рождения, свадьбе), поскольку они не смогут оценить и весело отреагировать.

Полезный пессимизм

Выше было описано, насколько пессимизм заставляет смотреть на мир в серых красках.

Но в некоторых случаях готовность к худшему является выгодной позицией. А некоторые учёные считают, что быть пессимистом и вовсе лучше, чем оптимистом.

Более продуктивная работа

В 1980-е годы в Мичиганском университете ввели новый термин – защитный пессимизм . Это означает, что, программируя себя на низкий результат, человек меньше тревожится. Поэтому работа и задание будут выполнены более качественно и продуктивно именно людьми с негативным мышлением.

Такую теорию подтвердили экспериментами. Но нужно понимать, что главную роль играет занижение своих ожиданий. А , которые могут проявляться при пессимизме – зацикливание на себе или обвинение других в негативном результате — не влияют на продуктивность.

Успешность

Если человеку присуще именно защитное негативное мышление , то он будет более успешным среди своих коллег. Это объясняется тем, что в его голове постоянно крутится ироничный закон Мерфи: «Все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так».

Именно поэтому пессимисты глубоко анализируют каждую ситуацию и все моменты, в которых можно оплошать. Такие люди лишний раз себя подстраховывают.

Например, им предстоит важное выступление перед аудиторией. Они, естественно, переживают, что могут забыть свою речь. Поэтому потратят на её изучение достаточно много времени. После чего успешно выступят. Или же выедут значительно раньше, чтобы не опоздать на собеседование.

Приобретение уверенности

Профессор психологии Джулия Норем наблюдала за студентами на протяжении 4-х лет и сделала заключение. Поскольку пессимисты не уверены в своих знаниях, перед экзаменами они садились за изучение материала, его повторение. Поэтому на сдаче предмета они чувствовали себя решительно и сдавали на высокие оценки.

Спасение от тоски и разочарования

Не всегда собеседование, работа, общение, отдых, погода приносят удовольствие. И если всегда надеяться, что всё будет оптимистично, то часто будем чувствовать разочарование и тоску.

Когда же человеку с защитным пессимизмом удаётся отлично провести время на море, то он удивляется и радуется этому факту.

Забота о здоровье

Когда в осенний дождливый сезон вспыхивает эпидемия инфекционной болезни, то пессимисты стоят первые в очереди за вакциной. Они более склонны приходить на обследование, даже если ничего не тревожит. Также они тщательно проводят профилактику хронических заболеваний.

Заключение

Люди склонны считать пессимистический взгляд на мир за преступление. Но это такая же черта личности, как и другие, которые передались нам генетически. Если научиться её правильно применять, то можно стать более успешным и продуктивным человеком.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое сострадание - преимущества его проявления в повседневной жизни Что такое психосоматика болезни - таблица Луизы Хей и алгоритм лечения психосоматических заболеваний Что такое пафос и кто такие пафосные люди Фаталисты и фатализм - это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному Что такое инсинуация: значение слова, характеристика, примеры Меланхолик - это вечный нытик или творческая личность Что такое буддизм - это религия или философия Патология - это болезнь или что-то другое? Что такое милосердие и как развить в себе это качество Лайфхак - что это такое
Оксюморон - что это такое, примеры в русском языке, а также правильное ударение и отличие от оксиморона (или аксеморона)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.