Египетская мифология: бог Гор. Имел ли древнеегипетский бог Гор отношение к Рюриковичам? Гор бог история рождения появления

14.03.2019

Культура Древнего Египта уникальна и интересна. Она завораживает своими загадками, не зря эта тема так любима режиссерами и писателями.

Турист, отправляющийся в Египет преимущественно за жарким солнцем и морскими волнами, обязательно проникнется интересом к прошлому этого государства. Ведь историей, настолько древней, могут похвастаться далеко не все современные народы.

Религия Древнего Египта

Составной частью культурного наследия этой удивительной страны является религия. Древние египтяне поклонялись разным богам, которые символизировали различные стороны жизни, начиная с явлений природы, заканчивая культурой. Была, например, богиня Саф, которая покровительствовала письменности.

Боги и богини Древнего Египта изображались в виде животных или людей с головами животных. Служители культа объединяли божества в семьи. Сегодня о родственных связях, жизни богов можно узнать из многочисленных древнеегипетских мифов.

В честь богов и богинь возводились храмы, которые служили для египтян не только местом поклонения богам, но и культурными и социальными центрами.

С наибольшим уважением жители долины Нила почитали божества, связанные с солнцем. Солнце было объектом поклонения, от него зависело, будет или нет урожай. Оно являлось символом бессмертия, так как каждую ночь небесное светило уходило за горизонт, “умирало”, а утром вновь возрождалось.

Бог Гор – один из главных богов древних египтян

Бог Гор или Хор относился к числу божеств, отождествляемых с солнцем. Он даже изображался в виде солнца с крыльями или в виде сокола. Существуют изображения Гора в образе человека с головой сокола. Следует отметить, что на современном египетском гербе можно видеть сокола, дань далеким традициям.

Гор в образе человека с головой сокола изображался прямостоящим или коленопреклоненным. На голове у него было одна из трех корон Египта – белая, красная или пшент, символизирующая единство страны, корона атеф, такая же, как у отца Осириса и корона хемхемет.

Древнейшее изображение Гора в виде сокола хранится во Франции, в Лувре, это стела фараона Кахеджета. Найдена она была в 1901 году при обследовании гробнице. Это прямоугольная каменная плита высотой 143 см, изображавшая гордо восседающего над змеей сокола. Изображение змеи в этом случае являлось иероглифом, обозначающим имя самого фараона.

Гор – один из древнейших богов древнеегипетского пантеона. Вероятно, что первоначально он являлся главным божеством племени воинственных охотников, помогавший настигать добычу. Когда вождь этого племени сумел покорить себе другие племена, Гор стал символизировать царскую власть.

Имя бога Гора в Древнем Египте было тесно связано с фараоном. Одно из пяти имен великого правителя было Гор. На одной из статуй бог в образе сокола прикрывает голову фараона. Таким образом, фараон являлся земным воплощением бога Гора.

У исследователей возникает вопрос, не являются ли боги Гор и Ра одним и тем же божеством. В период нового царства они действительно были объединены в единое божество Ра-Хорахти, но первоначально это было два разных бога. Об этом свидетельствуют тексты древних документов и изображения.

Вообще, Бог Гор известен в нескольких ипостасях, он объединял в своем образе различные божества. Одной из ипостасей является бог Гор Бехдетский. Он сын бога Ра, сопровождающий отца в его путешествии по Нилу и поражающий гарпуном врагов во главе с Сетом. Гор Бехдетский был женат на Хатхор и имел сына Гора – Сематауи. Именно этому божеству посвящен знаменитый храм в Эдфу.

Другой ипостасью этого божества был Гор, рожденный Осирисом и Исидой.

Родственные связи бога Гора

В мифологии Древнего Египта существует следующая информация о родителях Гора. У Геба и Нут родился первенец, которого бог Ра провозгласил владыкой и добрым царем. Он получил имя Осирис, затем на свет появился его брат Сет. Осирис вывел людей из дикости, научил ремеслам и земледелию. Он женился на Исиде, которая владела магией.

Осирис был добрым и справедливым царем, которого его народ любил и прославлял, но его брат хотел занять трон и заполучить власть, дарованную Осирису богом Ра. Злобный Сет убил брата Осириса и захватил власть. Тело брата он бросил в саркофаге в воды Нила. Но Исида, благодаря своей магической силе нашла тело мужа, извлекла из него жизненные силы и зачала Гора.

Тело Осириса она спрятала в надежное место, но Сет нашел его и, разрубив на 14 частей, разбросал по разным местам Египта. Исида нашла и собрала вновь в одно целое тело и перезахоронила его.

Став взрослым Гор вступил в схватку с Сетом. Сначала Сет одержал над ним победу, вырвав Гору глаз, который в мифологии фигурирует, как “Чудесное Око” или “Око Ра”. Затем богу Гору все же удалось одержать победу, оторвав Сету то, что делало его мужчиной.

“Око Ра” в дальнейшем Гор дал Осирису. Тот проглотил его и ожил. Он провозгласил Гора фараоном Египта. Сам Осирис стал управлять царством мертвых.

Если верить документам, то при земной жизни Гор был очень образованным человеком, ему удалось добиться безграничной власти и управлять своим народом.

Храм Хора в Эдфу

Древние египтяне часто объединяли своих богов в семьи. Троица богов Осирис-Исида-Гор наиболее почитаемая среди них. В честь этих богов было построено большое число сооружений культового назначения.

Одним из крупнейших памятников, посвященных богу Гору, является храм Хора Бехдетского в Эдфу, городе в Верхнем Египте на западном берегу Нила. Тем, кто отправляется в Египет, будет интересно посмотреть это удивительное сооружение, сохранившееся до наших дней почти без каких либо изменений.

За 20 веков храм не превратился в руины, так как был погребен под слоями отложений более поздних периодов истории. Только в 1860 году египтолог Огюст Мариет нашел этот памятник.

Храм имеет 139 метров в длину, 79 в ширину, высота пилонов составляет 36 метров. Это второй по размеру после Карнака храм Египта. Памятник построен по классическим архитектурным канонам Древнего Египта.

Вход оформлен массивным пилоном. За ним располагался двор, окруженный с трех сторон колоннами. Капители колонн оформлялись по-разному – три соседние никогда не походили друг на друга, но имели парные на другой стороне портика.

За двором располагались два зала. В первом, гипостильном было 18 колонн. Его стены оформлены сценами жертвоприношений. Во втором, зале явлений, колонн было меньше, общим числом 12, да и сам зал меньше и изящнее.

Далее располагался зал подношений, откуда шла лестница на крышу и череда небольших залов, были здесь часовни, посвященные другим богам, среди которых Осирис, Птах, Хонс. Далее путь вел в святилище. В древние времена туда доступ имели только великие жрецы и фараон. Стены храма украшены рисунками, где изображена победа Гора над Сетом и его союзниками. Враги бога Гора представлены в виде крокодилов и бегемотов.

Стены храма – источник большого количества сведений о Древнем Египте. Они содержат информацию по мифологии, астрономии, географии, строительству. На них расписано значение канонов и пропорций, взятых за основу при строительстве храма. Там же можно найти рецепты благовоний, которые применялись при совершении обрядов и список названий города Эдфу: Айн, Хебену, Месен.

Храм Гора взят за основу при оформлении египетского зала в Музее изобразительных искусств в Москве. Директор музея И. Цветаев специально в 1909 г. поехал в Египет, чтобы познакомится с уникальной архитектурой страны. Храм в Эдфу произвел на него неизгладимое впечатление. Он решил, что именно такая конструкция и такие размеры более всего соответствуют оформлению зала музея.

Многочисленные рельефы храма изображают Хора, его родителей Осириса и Исиду, жену Хатхор, которая приезжала к нему с пышной процессией из Дендеры. Есть здесь так же изображение Доблестного Хора, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети.

Храм Хора в Эдфу является великолепным памятником архитектуры Древнего Египта, интересным как для ученых, так и для простых любителей истории.

Заключение

История Египта – это определенной степени, история всего человечества. Эта страна в древнейшие времена была местом, где зарождалась современная цивилизация. Интерес к ней огромен еще и потому, что слишком много тайн и загадок связано с прошлым древнего государства.

Египет – одно из прекраснейших мест отдыха на нашей планете. Туристы, которые сотнями и тысячами приезжают туда, имеют возможность окунуться в прошлое, увидеть легендарные памятники далекой цивилизации. Египет, его история, его боги никого не могут оставить равнодушным.

Г ор (Хор) – это египетское мифологическое божество, которое воплощено в соколе. Бог Гор в всегда изображался в виде сокола или человека с головой этой птицы, олицетворяя собой крылатое солнце.

Гора всегда можно было узнать по его символу – солнечному диску с распростертыми крыльями.

Первоначально Хор почитался как бог охоты, впивающийся в свою добычу когтями. Но в династический период соколиные божества сливаются в две главные ипостаси –

  • в Гора, который был сыном Исиды (Гор-са-Исет) ;
  • и в Гора Бехдетского, мужа Хатора и отца Гора-Сематауи.

Если Гор Бехдетский выступал как бог, борющийся с мраком, имея вместо глаз луну и солнце, то Гор-са-Исет, в первую очередь, мстит за свое отца – Осириса, но оба они покровительствуют царской власти.

Фараоны – это прямые служители воли Гора, преемники его власти на земле. Гор охраняет царя своими крыльями.

Миф о Горе Бехдетском

Этот миф мы знаем по текстам, высеченным на стенах храма Гора в египетском городе Эдфу (Бехдет). Гор плывет по Нилу в ладье своего отца – Ра. По пути им встречаются враги в образе крокодилов и гиппопотамов. Их главный предводитель – Сет. Именно с ним и борется Гор.

Миф о Горе – сыне Исиде

1290 год до н. э.

Исида зачала своего сына от мертвого Осириса, убитого его же братом – Сетом. Укрывшись в болотах Нила, она родила, а потом и воспитала Гора. Когда он возмужал, то отправился на суд богов, чтобы его признали единственным наследником своего отца. Сет вступил в схватку с Гором, вырвав у последнего глаз, но Гор не остался в долгу и лишил Сета мужского начала.

Чтобы подчинить Сета, Гор кладет ему на голову сандалию своего отца. А вырванное в бою око дает Осирису и тот оживает. Когда Осирис воскрес, то отдал трон Гору, сам же отправился в царство загробного мира, где и стал править.

Бог Гор в Древнем Египте имел множество ипостасей, но все они, так или иначе, были связаны с солнцем, соколом и покровительством царям.

Как известно, одним из древнегреческих богов был Гор, который изображался в образе сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца и был сыном богини плодородия Исиды и бога производительных сил - Осириса.

Сам Гор являлся богом неба, царственности и солнца. Согласно древнеегипетской мифологии, Гор смог победить убийцу своего отца - бога ярости, разрушения, хаоса и смерти Сета и возглавил одну из "божественных династий" Древнего Египта. Именно после его правления все египетские фараоны олицетворялись с богом Гором и имели его символы. А может быть, мифология Египта рассказывает о реальных и давно минувших событиях далекой древности, а образ Гора - сокола на самом деле является эмблемой одной из реальных древних династий фараонов?

Так кто такой был Гор и почему именно изображение сокола было его "визитной карточкой" или гербом правящей династии? Если вспомнить историю то именно славян античные историки и писатели называли сколотами (соколами), и, как известно, именно сокол является гербом известной древнерусской династии Рюриковичей. Но это мы сейчас так считаем, а, может быть, княжеский род "Рюриковичей" имел свои корни в очень далекой древности среди царских династий скифов или даже еще раньше во времена арийской общности людей белой расы? И уж не представителем ли этого же царского рода был и Гор, правящий Египтом много тысячелетий назад?

Вот, например, что пишет А.Абрашкин в своей книге "Да, скифы мы!":


"Согласно египетским источникам, жители Палестины, проживавшие там с древнейших времен, состоявшие в постоянном сношении с Египтом и входившие в состав чужеземного населения восточной окраины дельты Нила, назывались хары (харии). Этим именем обозначался не только сам народ, но и обустроенная им страна. Она лежала на Сирийском прибрежье. По мнению египтолога Г.Бругша, под этим названием фигурировала Финикия, но вполне вероятно, что ее границы были значительно шире. В страну Хар и из нее ходили нагруженные товарами корабли, ее жители вели оживленную торговлю с Египтом, и если верить памятникам и папирусам, то на них смотрели в стране пирамид как на людей уважаемых и почетных... Наверное, читатель уже догадался, что хариями египтяне называли поселившихся в Палестине ариев, произнося первую гласную в их имени с глужим придыханием.

Хары имели свои поселения в Северном Египте, и у нас есть основания говорить об их влиянии на древнейшую историю Египта. В составе имен царей Раннего царства, например, неизменно упоминается бог Хор (Хар, Гор), представлявшийся в виде сокола. Всемирная история знает еще только один пример, когда бы имя верховного правителя государства соотносилось с соколом. Это русский князь Рюрик, имя которого сопоставляют с общеславянским соколоподобным богом огня и света Рарогом. Но более интересно даже не это. По-египетски имя Хора (Гора) означает "высота", "небеса" и отражает лишь часть функций бога, его способность парить в воздухе. Гораздо более полное отражение божественного имени мы находим в русском языке. Гор - это и гора, и гореть, это... и царь Горох, и Свято-гор и богатырь Горыня. Корень "хор" порождает не менее богатый ряд ассоциаций - "хор", "хорошо", "хоровод", солнце-бог Хорс. Русская этимология несравненно точнее характеризует образ египетского бога-сокола, а это верное указание на то, что рождался он на древнерусской (арийской) "почве".

Выходцы с Русской равнины побывали в Египте и, что называется, "приложили руку" к его истории. Но также совершенно очевидно, что роль пришельцев-северян должна была с каждым годом падать, а в какой-то момент они, как чужаки, однажды добившиеся власти над страной, вообще должны были превратиться во врагов. По-видимому, это произошло во время смуты в Египте и распада централизованной власти (XXII-XX вв. до н.э.). Именно с этим временем Помпей Трог связывает падение влияния "скифов" в Азии".

Пришельцы-хары отступили на земли Палестины и Сирии. Они объеинили вокруг себя и ряд других азиатских народов, проживавших на данной территории. Союз племен, образовавшийся на этих землях, египтяне называли страна Рутен. Это реальное, могущественное государство существовавшее в Передней Азии во II тыс. до н.э. Выдающийся египтолог Г.Бругш особо подчеркивал, что "в Ханаане составился великий союз народов единого происхождения, которых памятники называют общим именем "рутен"."... Египетские источники свидетельствуют о более чем полутысячелетнем противостоянии страны Рутен власти фараонов. В конце III тысячелетия до н.э. она стала центром сосредоточения ариев, мигрировавших в страны Средиземноморья. Сюда собрались беженцы и выходцы из Египта, Аравии и Месопотамии".

Кстати, похоже, что именно с этой арийской цивилизацией связан характерный ведический свастичный орнамент, который можно ясно увидеть на развалинах Баальбека, а также на обнаруженных на территории нынешней Турции древних мозаиках. Но вернемся к Древнему Египту. Так имеет ли род Рюрика или, вернее, его предков к царским символам Гора и династии египетских фараонов? Если имеет, значит какие-то отдаленные отголоски древних событий, свидетельствующие о посещении предками древних Русов земель Египта должны были сохраниться хотя бы в устной древнерусской традиции, до которой не смогли добраться фальсификаторы истории.

И оказывается, что упоминая о тех далеких событиях легко обнаруживается в "Сказах Захарии" в "Сказании о земле Орийской (Арийской)", где рассказывается о переселении предков древних русов под предводительством царя Сварога с гибнущей арктической прародины на землю Евразии. Когда, переселенцы нашли место для своего нового обитания, царь Сварог ушел с частью своих людей в Египет, чтобы помочь восстановиться его народу после глобального природного катаклизма и правил этим народом определенный срок.

Вот как об этих событиях рассказывается в самом "Сказании...": "Доплыли они до Великой речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Орийской. Принесли люди с Великой речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывет искать Египету - земли дальней. Остался русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.

Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они по берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней. Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил - и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей. И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал".

Получается, что предки древних русов не только посещали Египет, но и правили там в качестве царей-фараонов. А значит, между соколиным гербом Рюриков и соколиной символикой Гора вполне может быть самая прямая связь. Получается, что убийство богом хаоса и разрушения Сетом египетского "допотопного" правителя - бога производительных сил Осириса - это аллегория, которая описывает картину гибели допотопной цивилизации и большей части египетского народа во время глобального катаклизма (Великий Потоп?). А победа Гора над Сетом вполне могла описывать приход на разрушенные катаклизмом земли Египта "царя Сварога" (Кстати, Сварог и Рарог вполне созвучны и, похоже, что происходят из единого корня) и восстановление под его началом погибшего египетского государства.

Есть и еще одно косвенное свидетельство того, что некогда египетским народом правили именно люди славянской внешности. Так, совсем недавно российские археологи смогли понять, почему получить разрешение у египетских властей на проведение археологических работ очень сложно и совсем уж практически невозможно - при обнаружении реальных объектов, связанных с подлинной древнеегипетской историей, которые в тайне от общественности под предлогом "реставрации" уничтожаются и фальсифицируются.

Вот, например, что рассказала об этом российский археолог Е.Качалова, обнаружившая вместе со своим мужем странные белые пятна на месте древних фресок в одной из египетских гробниц в Долине царей: "В Египет мы путешествуем давно, начиная с 2002 года. И на что мы обратили внимание в одной из гробниц... Я обратила внимание, что очень много стерто лиц, просто стерто. Если, например, фигура египетская - бог Тот с головой ибиса, то у него голова целая. А если фигура человека, то головы у него нет. На месте головы просто штукатурка вся ободрана. То же самое касается каймы платьев египетских женщин. и мужчин. Весь орнамент по краю платья стерт, хотя само платье хорошо сохранилось... ".

При этом, археологи Елена и Игорь Качаловы совершенно случайно оказались в месте подобных "реставрационных работ" и своими глазами увидели как египетские рабочие стесывают зубилами со стен древние фрески, а затем на зачищенных местах рисуют по трафаретам новоделы и все это затем выдается за египетские "древности". Почему же уничтожаются древние фрески и изображения? Какую тайну, не вписывающуюся в официальную историю, столь тщательно замалчивают и скрывают фальсификаторы и их слуги? Известно - какую. Тайну о том, что народом Древнего Египта во времена далекой древности правили предки русов-славян, которые пришли туда со своими дружинами.
Вот, что по этому поводу сказал И.Качалов: "Мы своими глазами увидели как, формально говоря, портятся, а фактически срезаются старинные фрески для того, чтобы нарисовать нечто новое. Нарисовать другой орнамент, нарисовать других людей. Потому что старинные орнаменты, вдруг, каким-то неожиданным образом, могут напомнить нам о русской истории". Супруги Качаловы заявили, что египтяне уничтожают в первую очередь те изображения, на которых изображены светловолосые и голубоглазые люди, не имеющие отношения к нынешним египтянам, а также солнечные орнаменты с ведической символикой древних славян. Значит, именно эту историческую правду стараются столь тщательно скрыть от человечества и в первую очередь от самих славян.
Это подтверждает и Е.Качалова: "Идет какая-то специальная акция по сокрытию определенных исторических моментов. И на что мы обратили внимание, когда были в последней гробнице - там некоторые еще уцелевшие и не побывавшие под ножом чистильщика фрески. И лица у этих нарисованных людей - славянские, т.е. совершенно не такие вот раскосые глаза как у египтян. Были и изображения типа воина с бородой".

michael101063 ©

=======================================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Один из древних египетских богов – бог Хор (Гор). Это бог царственности, неба и солнца. Любого древнеегипетского фараона представляли воплощением Хора на земле.

Становление культа египетского бога Хора

Кода-то охота была основным занятием мужчин, именно в те времена бог Хор уже был богом племен, которые установили господство над другими племенами. Главу (вождя) племени уподобляли соколу, этому повелителю небес, остроглазому и стремительному хищнику. Поэтому изображение Хора – это человек с соколиной головой, либо солнечный диск с открытыми крыльями сокола. Имя Хор в переводе с древнеегипетского языка означает небо или высота.

Предположительно, Хор был местным божеством в Верхнем Египте, а после победы местного вождя и становления его первым фараоном, бог-сокол стал олицетворять царскую власть. Его глаза олицетворяют: правый – солнце, а, соответственно, левый – луну.

Позднее, чтобы признать равные права Верхнего и Нижнего Египта фараоны II династии, правившие около 2800г до н.э., назывались «Хор и Сет».

У Хора были 2 ипостаси: земной фараон, а также бог солнца, владыка неба. По мнению исследователя Антеса, бог Хор в мифологии представлен в 3-х воплощениях: небесный царь, сокол, земной фараон. Согласно текстам пирамид, разница между земным и небесным царем была очевидна. После смерти земного тела Хор трансформировался в воскрешающего бога Осириса. Этим и обеспечивалось бессмертие Хора.

В городе Эдфу (Бехдет) расположен храм бога Гора. На его рельефе Гор стоит на носу ладьи бога Ра и гарпуном разит крокодилов и гиппопотамов, которые олицетворяют силы зла. Бог Ра-Хорахти является сопоставлением богов солнца Ра и Гора.

В период династий произошло слияние 2-х различных божеств в виде сокола: Херу-са-Исет сын Исиды и Гор Бехдетский. Муж Хатор (Гор Бехдетский) выступает в роли борца с силами мрака, светоносным богом. С другой стороны сын Исиды мстит Сету за отца, Осириса. Но оба бога охраняют власть фараона. Цари Египта становятся служителями Гора и преемниками его трона и власти над всем Египтом.

Гор своими крыльями оберегает и охраняет фараона. Это подтверждает статуя Хефрена (фараона Египта). У нее на затылке расположен сокол, который своими крыльями прикрывает голову. Еще имя Гора обязательный компонент пятичленного титулатура фараона.

Существует еще несколько форм имени Гор. Гармахис представляет собой бога утреннего солнца, дословно «Гор в горизонте» или «Гор из света». Ра-Гарахути считался богом, как востока, так и запада. Харпократ был богом нового (новорожденного) солнца. Горур почитался как Гор Великий (ур – сильный, великий). Гор-Сематауи объединил обе земли, имеются в виду Верхний и Нижний Египет.

Представление об этом боге прошло 3 стадии: Гор-дитя, Гор-мститель (победа над Сетом) и Гор-бог. Почитатели этого бога в разных местах , выделяли каждый для себя какую-то одну стадию (фазис).

Греческий аналог Гора – Аполлон. А созвездием Гора греки считали созвездие Орион. Культ этого бога перешел за границы Египта, но сильно далеко не распространился.

Рождение и детство египетского бога Хора

Согласно мифам, отцом Хора был Осирис, а матерью Исида. Осирис был земным царем, у которого был завистливый брат Сет. Жестокий и коварный Сет обманом убил брата и расчленил его на 14 частей, разбросав останки. Вдова Осириса Исида нашла все кусочки своего мужа. По приказу бога солнца Ра, Анубис (бог загробного мира) забальзамировал останки фараона, создав первую мумию.

Исида, обернувшись птицей, распласталась по трупу мужа и волшебным образом зачала сына. Так как Исида родила после смерти Осириса, некоторые источники утверждали, что Гор приемный сын фараона.

В скрытых болотах Дельты в тайне, опасаясь Сета, Исида растила своего сына. Однажды Исида вернувшись из странствия нашла бездыханное тело Хора, того ужалил скорпион. Мольбы безутешной матери достигли небес и к ним спустился бог Тот, который исцелил ребенка. С этого периода Гору покровительствовал бог Тот, наделивший его мудростью, знанием письменности и счета. Благодаря его влиянию Хор был очень образован.

Битва Сета и Хора

Гор, будущий наследник трона Осириса, явился в совет богов и вызвал на бой Сета. В первом бою с Сетом Хор проиграл и потерял Уджат – левый глаз. На данный момент определили примерное место расположения этих действий. По преданию два места носят след этих событий: деревня Биилин (в переводе «одноглазый»), а также населенный пункт Наалин («закрытый глаз»).

Все же бог Ра помог Хору и восстановил Уджат, правда, без 1/64 части. Спустя небольшой промежуток времени на Внутреннем острове Сет и Гор встретились. Тяжба тянулась 80 лет, в итоге, Гора признали «правогласным» (правомочным) наследником фараона Осириса. Бог Тот записал решение богов. В знак победы Хор кладет левую сандалию Осириса сету на голову. А после этого Хор оживляет отца, дав ему проглотить свой волшебный глаз Уаджет. Затем Осирис, не пожелав продолжать обычное земное существование, передал власть сыну. Он стал царем загробного мира, богом возрождения, главным на суде душ умерших, где в паре с Анубисом решал их судьбы.

Женой Хора стала Хатор (или Хатхор). Дети Гора (четверо сыновей) Хапи, Амсет, Дуамутеф и Квебехсенуф стали защищать Осириса. Их называют столпы Шу, сыновья Гора находятся в созвездии Большой Медведицы.

Исида стала богом материнства и женственности, идеалом супружеской верности, считалась матерью всех египетских царей. Ее сын стал последним богом, который правил на Земле. Путь его на небе теперь был в Ладье Вечности бога Ра. Он защищает Солнце от порождений тьмы: демонов и змея Апопа.

Став царем всего Египта земное воплощение Гора приобрело небывалую власть. Единственное, что затрудняло управление Египтом это плохая организация путей сообщений, а также несовершенство государственного аппарата.

Некоторые считают, что мифы о Горе рассказывают, о борьбе за власть между фараонами Нижнего и Верхнего Египта. Дело в том, что Нижний Египет почитал бога Сета, а в Верхнем Египте преобладал культ бога Гора. Первоначально главенство было у вождей Нижнего Египта, которые позднее потерпели неудачи в боях. Это уже в поздних мифах Хор изображается светоносным богом, который отомстил за своего отца, вступил в схватку с Сетом, который представляет силы тьмы и зла.

Что означали мифы о Горе

Многие ученые, например, Ланцоне, Масперо, Бругш согласны друг с другом в том, что Гор, как бог солнца возрождается на следующий день после заката, и борется с Сетом, то есть свет борется с тьмой. Гор олицетворяет небесную лазурь и свет.

В первый период становления культа гор был «дитя», т.е. учение о нем было тайным. Отсюда и идет поверье о его тайном рождении и воспитании. После того как его приверженцы окрепли, они вступили в схватку со сторонниками Сета. Но победив, они лишились своего «ока»: их вожди попали в руки последователей Сета.

Позднее произошло примирение, а побежденным сторонникам культа Сета достались северные границы. Отсюда и идет миф о том, что Сет получил в свой удел Нижний Египет. А Гор был конечной формой силы божественной. Он покончил со всем богопротивным. Гор – духовный бог, его символ (парящий орел) этому соответствует.

Угасание культа Хора в Египте

Долгое время высшие посты в занимали родственники фараона. Однако около 2550г до н.э. эти посты начали занимать посторонние люди (нецарского происхождения). То есть положение фараона начало меняться. И концепция и верования о Хоре как о боге всех богов изменилась, отодвинувшись на второе место. Верховным богом стал другой бог солнца – бог Ра (Рэ).

Эта смена была, скорее всего, вызвана недовольством царской родни, которая управляла страной. В Египте проходили реформы в системе хозяйства, крепла центральная власть и управление. Теряли смысл старые архаичные представления о бесчисленном множестве богов. Ведь племена и их боги-покровители остались в прошлом. Мифы о богах стали меняться, дополняться. На старые предания наслоились новые, которые отражали меняющееся мировоззрение. А успехи и открытия в астрономии раскрыли незаменимость Солнца для всего живого на Земле.

В последующие эпохи иероглиф сокол или Гор уподобляется слову «бог». Балладами о Горе заканчивается цикл древних сказочных мифов Египта, которые всегда вызывают жгучий интерес у людей всего мира.

Одно из древнейших божеств, которых включает египетская мифология, — Хор (Гор). Первые упоминания о нем датируются 3000 годом до нашей эры. Хор представлял небесное царство и был покровителем правителей в Древнем Египте. Все фараоны считались его земными воплощениями.

Стремительный сокол

Как позволяет предположить Хор первоначально был племенным божеством. Он покровительствовал охотникам и часто изображался в виде сокола или человека с соколиной головой. Хищная птица нередко называлась царицей небес, и грозные вожди отождествлялись с ней, как и Хор. Мифология, описывающая небесное правление Гора, по мнению ученых, рассказывает о победе Верхнего Египта, где это божество почиталось, над врагами. После завоевания обширной территории вождь-сокол стал первым фараоном. Хор с тех пор почитается как покровитель царской власти, управляющий объединенным Египтом.

Бог солнца

Бог Хор в мифологиях народов, населявших Египет, не всегда представлялся как покровитель охотников. Часто он изображался плывущим по небу на солнечной ладье. В некоторых вариантах мифа Хор называется сыном солнца. Он воплощает силы света, постоянно сражающиеся с тьмой и побеждающие. По другой версии, отец бога — Осирис. Хор сражается с его убийцей — Сетом, олицетворяющим тьму, ночь и хаос. В этой схватке победа не всегда на стороне сына Осириса. Сначала успех приходит к Сету, но, в конце концов, всегда побеждает Хор. Мифология (фото древних изображений божества хорошо это иллюстрируют) описывает его как неустанного борца с силами зла.

На рельефе, украшающем храм сына Осириса в городе Эдфу (вариант прочтения — Идфу, древнее название — Бехдет), Гор изображен на носу ладьи, управляемой богом солнца Ра. Он расчищает путь, отгоняя аллигаторов и гиппопотамов, олицетворяющих тьму. Постоянная борьба с Сетом, по мнению исследователей, представляет собой аллегорическое описание смены дня и ночи. В мифологии образ Ра и Гора часто сливается. На стенах храма Эдфу можно встретить изображение Хора в виде крылатого солнечного диска.

Воскрешение Осириса

В одном из самых известных сюжетов, которые вмещает египетская мифология, Хор предстает сыном Осириса и Исиды. Сет же в этой версии - его дядя. Вероломный, он убил собственного брата Осириса, желая обрести безграничную власть. Исида нашла тело супруга и чудесным образом зачала сына. Она родила и воспитывала Гора, скрываясь в дельте Нила. Повзрослевшему сыну Осириса пришлось доказывать право на египетское царство.

После признания другими богами справедливости притязаний Гора ему пришлось сразиться с главным противником, Сетом. Вероятно, эта борьба описывает войну между Верхним и Нижним Египтом. В процессе схватки Сет вырвал у Однако по прошествии некоторого времени он был повержен. Хор отдал глаз Осирису, в результате чего тот воскрес. С этого момента оживший бог стал править страной мертвых. Царем объединенного Египта провозгласили Гора.

Глаз, воскресивший Осириса, до сих пор является одним из самых известных защитных символов. В мифологии он нередко носил имя «Око Ра». В древности ему приписывалась способность защищать владельца от ранений.

Древний и могучий

Два образа бога, которые содержит египетская мифология (Хор — сын Осириса и Хор — сын Ра), доминировали в разные исторические периоды. Гор как верховное божество почитался до 2550 года до нашей эры. Затем чаще он упоминался как сын Ра, олицетворявшего солнце. Эти перемены отражают социально-политические особенности времени. До начала V династии наиболее важные посты управления государством занимали члены царской семьи. Затем положение изменилось, видимо, из-за общественного недовольства правлением. На роль верховного бога выдвинулся Ра. Его главенствующее положение подкрепляли знания астрономии. А Гор, чьим воплощением представлялся фараон, стал иметь меньшее значение — приобрел статус сына верховного божества.

Несмотря на такие изменения, а возможно, и благодаря им, одним из самых «стабильных» в был именно Хор. Мифология и история древнего государства на протяжении тысячелетий знала царственного сокола. В египетском пантеоне несколько сотен богов, и далеко не все из них могут похвастаться постоянным положением на верхних ступенях иерархии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.