Фейербах высказывания. Великие немецкие философы

нем. Ludwig Feuerbach

Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach ; 1804 - 1872) - выдающийся немецкий философ-материалист.

Добро – не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей.

Добро – это воля к счастью.

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же.

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Любовь к науке – это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Блаженство – чувственность как объект фантазии и сердца.

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью – это стремление стремлений.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.

Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами.

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро – это утверждение, зло – отрицание стремления к счастью.

Воля – это стремление к счастью.

Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственная сущность человека.

Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.

Где мораль утверждается на теологии, а право – на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

Где начинаются глаза и руки, там кончаются боги.

Для религии только святое – истина, для философии только истина свята.

Религия – дочь невежества.

На практике все люди – атеисты.

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.

Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии.

Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.

Человек – нервная машина, управляемая темпераментом.

В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего.

История – это исключительно процесс очеловечивания человечества.

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле.

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.

Не плоть, а дух делает человека человеком.

Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Нравственность – не что иное, как истинная, совершенно здоровая природа человека.

Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь.

Человек без рассудка – человек без воли. Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен.

Там, где прекращается желание, прекращается и человек.

Человек является и называется человеком не в силу своей плоти, а в силу своего духа.

Вера в бессмертие выражает не что иное, как истину и факт, что человек, утрачивая свое телесное существование, не теряет своего существования в духе, в воспоминаниях, в сердцах живых людей.

Наш идеал – не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал – это цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и ТЫ.

Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей.

В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита.

Основа жизни – это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.

Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности.

Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.

Книги – это краткие извлечения из пространных фолиантов жизни; и лишь тот исполняет высокое призвание писателя, кто из множества скверного материала, содержащегося в них, вычитывает лишь наилучшее и выделяет из непригодного необходимое, из обыденного – благородное.

С книгами у нас дело обстоит так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.

Хорошие книги – целомудренные и благородные девушки, которые не отдают своего сердца каждому, кто за ними ухаживает. Они намеренно избегают взоров равнодушной толпы, лишь постепенно в огне любви они теряют свою естественную строптивость и неприступность, открывают свои сокровенные тайны лишь постоянному, посвященному, верному любовнику и отдаются ему лишь после того, как он счастливо выдержал различные жесточайшие испытания огнем и водой.

Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моего воздействия, моего влияния.

Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен.

Настоящие писатели – совесть человечества.

Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она – микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств.

Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку по недоразумению, по оплошности или в силу страсти.

Лицемерие добровольного ослепления есть великий порок нашего века.

Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным.

Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический.

Смерть – лучший врач на земле, у которого не было неудачных случаев.

Лишенное потребностей существование есть ненужное существование.

Желание есть потребность, чтобы что-нибудь было, чего нет.

Обязанности в отношении к себе только тогда имеют моральный смысл и ценность, когда они признаются косвенными обязанностями в отношении к другим, к моей семье, к моей общине, к моему народу, к моей Родине.

И наилучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, если глотаем его сразу, как воду.

Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира.

Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

С кем не имеешь ничего общего, с тем легко быть в мире.

Реализм предохраняет нас от заблуждений в то время, когда мы следуем своим идеальным устремлениям.

Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще.

Хорошо и нравственно – это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других.

Хулить легко, оттого этим занимаются многие; хвалить с толком трудно, оттого лишь редкий на это решается.

Чувство и разум необходимо присущи воле, ибо только посредством них я знаю, чего я должен хотеть или не хотеть, что я должен делать или не делать.

Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем.

В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита.

В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии.

Вера в бессмертие выражает не что иное, как истину и факт, что человек, утрачивая свое телесное существование, не теряет своего существования в духе, в воспоминаниях, в сердцах живых людей.

Воля - это стремление к счастью.

Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.

Где мораль утверждается на теологии, а право - на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.

Где начинаются глаза и руки, там кончаются боги.

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений.

Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.

Желание есть потребность, чтобы что-нибудь было, чего нет.

Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего.

Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь.

Лишенное потребностей существование есть ненужное существование.

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.

Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты.

На практике все люди - атеисты: своими делами, своим поведением они опровергают свою веру.

Настоящие писатели - совесть человечества.

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает проявить, доказать их на деле.

Наш идеал - не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал - это цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек.

Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

Обязанности в отношении к себе только тогда имеют моральный смысл и ценность, когда они признаются косвенными обязанностями в отношении к другим - к моей семье, к моей общине, к моему народу, к моей родине.

Основа жизни - это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.

Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира.

Представление о нравственно совершенной сущности есть практическое представление, требующее действия, подражания и служащее источником моего разлада с самим собой, потому что оно предписывает мне, чем я должен быть, и в то же время без всякого лицеприятия указывает мне, что я не таков.

Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами.

Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим.

Религия нуждается в вечном мраке невежества, нужды, технической беспомощности, некультурности.

Религия противоречит нравственности тем самым, что она противоречит разуму. Чувство добра тесно связано с чувством истины. Испорченность рассудка влечет за собой испорченность сердца. Кто обманывает свой рассудок, не может обладать искренним, честным сердцем.

С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.

Со всякой религией связано суеверие: суеверие же способно ко всякой жестокости и бесчеловечности.

Совесть ведет свое происхождение от знания или связана со знанием, но она обозначает не знание вообще, а особый отдел или род знания - то знание, которое относится к нашему моральному поведению и нашим добрым или злым настроениям и поступкам.

Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца.

Сознание есть отличительный признак совершенного существа.

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение, зло - отрицание стремления к счастью.

Там, где прекращается желание, прекращается и человек.

Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще.

Хорошо и нравственно - это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других.

Человек в религии имеет глаза, чтобы не видеть, чтобы оставаться слепым; он имеет разум, чтобы не мыслить, чтобы оставаться глупым.

Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии.

Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.

Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку, нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку.

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем.

Людвиг Фейербах (нем.Людвиг Feuerbach) - замечательный немецкий философ. Изучал богословие в Гейдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля , затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 г. читал лекции в Эрлангене; с 1836 г. жил около Байрейта, потом в Рехенберге. Умер в бедности... Биография →

Яркость и богатство идей, блеск и остроумие сочетаются в произведениях Фейербаха с парадоксальностью и большою неустойчивостью взглядов . Враждебный систематичности дух его философии, обусловленный пылкостью, страстностью, неуравновешенностью его натуры, напоминает произведения таких мыслителей, как Паскаль, Руссо, Шопенгауэр и Ницше . Фейербах это вполне сознавал, говоря: "Ты хочешь знать, что я такое? Погоди, пока я перестану быть тем, что я теперь". Философское развитие Фейербах лучше всего описано им самим: "Бог был моею первою мыслью, разум - второю, человек - третьей и последнею".

Цитаты и афоризмы, как правило, являются наиболее удачными изречениями известных философов, политических деятелей, правителей, деятелей искусства, которые были сказаны однажды и настолько оказались точными и содержательными, что потом начали использоваться и вне исторической эпохи.

Афоризмы Людвига Фейербаха современны и актуальны , они полны глубоко смысла, самоиронии и юмора. Им неподвластно время, они не устареют никогда, ибо кратко и остроумно отвечают на те вопросы, которые мысленно задает каждый человек во все эпохи и времена.

Афоризмы Людвига Фейербаха, человека с трудной судьбой и волевым характером, показывают не только блеск ума и своеобразие оригинального мышления философа, они полны житейской мудрости, поэтому они вошли в сокровищницу мировой цивилизации наравне с его философскими трудами .

ЦИТАТЫ, АФОРИЗМЫ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека.

Счастье в том, чтобы обладать хорошим здоровьем и плохой памятью.

Там, где прекращается желание, прекращается и человек!

Только тот имеет силу созидать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным.

Хулить легко, оттого этим занимаются многие; хвалить с толком трудно, от того лишь редкий на это решается.

Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Человек отличается от обезьяны наличием своей точки зрения.

Человек человеку бог.

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем.

Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства.

Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь.

Пороки - это только потерпевшие крушение проекты добродетели.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом.

Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя.

Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.

Основа жизни - это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.

Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще.

Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного. Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца.

C книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.

С книгами бывает то же самое, что и с девицами. Самые лучшие, самые достойные залёживаются. Но в конце концов является человек, оценивший их и извлекающий их из мрака неизвестности к свету прекрасной деятельности.

Настоящие писатели - совесть человечества.

В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии.

Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего.

Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой.

Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, когда пьем как воду.

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе…

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека. Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле.

Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

На данной странице вы найдете цитаты Людвиг Фейербах, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Лишенное потребностей существование есть ненужное существование.

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.

Чтобы познать человека, нужно его полюбить.

Юмор переносит душу через пропасть и учит ее играть со своим горем.

Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.

Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты.

На практике все люди - атеисты: своими делами, своим поведением они опровергают свою веру.

Настоящие писатели - совесть человечества.

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле.

Наш идеал - не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал - это цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек.

В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита.

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.

Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений.

Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.

Желание есть потребность, чтобы что-нибудь было, чего нет.

Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический.

Именно самые простые истины человек постигает позже всего.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. Счастливый может видеть только счастливых кругом себя.

Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира.

Представление о нравственно совершенной сущности есть практическое представление, требующее действия, подражания и служащее источником моего разлада с самим собой, потому что оно предписывает мне, чем я должен быть, и в то же время без всякого лицеприятия указывает мне, что я не таков.

Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами.

Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим.

Религия нуждается в вечном мраке невежества, нужды, технической беспомощности, некультурности.

Религия противоречит нравственности тем самым, что она противоречит разуму. Чувство добра тесно связано с чувством истины. Испорченность рассудка влечет за собой испорченность сердца. Кто обманывает свой рассудок, не может обладать искренним, честным сердцем.

С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.

Со всякой религией связано суеверие: суеверие же способно ко всякой жестокости и бесчеловечности.

В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии.

Вера в бессмертие выражает не что иное, как истину и факт, что человек, утрачивая свое телесное существование, не теряет своего существования в духе, в воспоминаниях, в сердцах живых людей.

Воля - это стремление к счастью.

Там, где прекращается желание, прекращается и человек.

Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще.

Хорошо и нравственно - это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других.

Человек в религии имеет глаза, чтобы не видеть, чтобы оставаться слепым; он имеет разум, чтобы не мыслить, чтобы оставаться глупым.

Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии.

Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы.

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.

Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.

Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.