Суть вероучения. Вероучение и культ ислама

Основные положения христианского вероучения выведены из Библии, а также трудов «отцов церкви» – наиболее авторитетных церковных деятелей – и закреплены решениями Вселенских соборов. Главный программный документ христианства – «Новый завет»,. Он содержит четыре евангелия, «Деяния апостолов» – рассказ о том, что было в жизни апостолов после вознесения Христа, «Послание апостолов» (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и особенно Павла) и, наконец, «откровения от Иоанна Богослова», или «Апокалипсис».

Суть христианства изложена в 12 пунктах «Символа веры», принятого на Никейском (325г.) и Константинопольском (381г.) соборах.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все «рабы божии». Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал путь к спасению. Этот путь – вера в великого и единого в трех ипостасях Бога (Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Святой дух), благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель «попадет в ад, будет гореть в гиене огненной». Кроме «Того света», нечестивцам и грешникам грозит и второе пришествие Христа, за которым последует Страшный суд здесь, на земле.

Таким образом, Иисус Христос выступил как заступник, страдалец, преодолевший личное во имя всечеловеческого. Поэтому христианство быстро приобрело многих сторонников.

Раннее христианство в первые два-три века своего существования, будучи религией бесправных и гонимых, не только стояло в оппозиции к властям, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса. Прежде всего, в Апокалипсисе с огромной силой прозвучало осуждение Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзостями». Революционный пафос раннего христианства нашел свое отражение, во-первых, в проповеди всеобщего равенства, хотя это было равенство «рабов божиих»; во-вторых, в осуждении богатства и стяжательства («скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царство небесное»), в подчеркивании всеобщей обязанности трудится («не трудящийся да не ест»).

Существенным обстоятельством, повлиявшим на развитие христианства, были гонения на христиан. Церковные историки насчитывают 10 великих гонений со стороны римских правящих кругов. Только в IV в. император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать ее в интересах государства. Считается, что особым законодательным актом – Миланским Эдиктом 313г. – был положен конец гонениям, и христианство было узаконено как государственная религия. Но, как известно, христианизация Рима не предотвратила его гибели. В 395г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476г. после захвата Рима варварами. Восточная – с центром в г. Константинополе – просуществовала до 1453г., когда Константинополь был захвачен турками. Все это привело к тому, что в начале средних веков сложились два центра христианства: Рим и Византия. Начиная с IXв. разгорается конфликт между папством в Риме и патриархией в Константинополе, который завершается в 1054г. окончательным расколом христианских церквей на католическую и православную. Раскол остается в силе до сих пор. Правда, в 1965г. римский папа Павел VI и константинопольский патриарх Афиногор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей. Однако объединения (экуменизма) не произошло и вряд ли предвидится в ближайшее время.



Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа могут быть представлены следующим образом:

1. Учение о Святом Духе. В 8 пункте Символа Веры сказано о необходимости веры в Духа Святого, который может исходить только от Бога-отца. В VIII-IХвв. Римский папа пытался добавить к этому символу – филиокве , что в переводе с латинского означает – «и от Сына». Если признать «филиокве», то меняется статус церкви, которая является телом Иисуса, а следовательно, Святой дух может исходить от самой церкви.

2. Учение о Пресвятой Деве Марии. Если в православии, Пресвятая Дева Мария выступает в качестве Богородицы, Приснодевы, первой перед Богом заступницей и помощницей, то в католицизме принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также догматы о воскресении и вознесении Девы Марии.

3. Учение о заслугах и чистилище. Католическая церковь считает, что Бог ведет счет добрых и дурных дел и есть место – «чистилище», где души раскаивающихся очищаются. У православных считается, что такого счета нет, и Бог смотрит на сердце человека.

4. Учение о непогрешимости Римского папы. Существует только в католицизме и основано оно на филиокве. Догмат о непогрешимости Римского папы был принят на I Ватиканском соборе в 1870г.

5. Учение о церкви. Целибат. В католицизме право толковать Библию имеет только духовенство. Католическое духовенство имеет право также распределять божественную благодать и отпускать грехи людей за деньги или особые заслуги – индульгенция, что означает «милость».

В отличие от православного духовенства католический священник принимает обет безбрачия – целибат .

И католическая, и православная церковь признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство. Однако в осуществлении таинств имеются различия. Так, таинство крещения в католицизме производится путем обливания водой, тогда как в православии – погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмация) в католицизме совершают не сразу же после рождения непосредственно за таинством крещения, а в возрасте не менее 7-8 лет. Таинство евхаристии отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а у православных – квасным хлебом.

Имеются также различия в одежде и облике православных и католических священников. Так, католические ксендзы в отличие от православных батюшек не носят бороды. Разные ценностные подходы существуют и в архитектуре католических соборов (базилики) и православных храмов (крестово-купольные), и в их внутреннем убранстве. В целом, специфика православия и католицизма проявляется везде – от семейно-бытовых отношений до взглядов на науку и искусство.

  • Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН
  • Акмеологические основы самосовершенствования личности
  • Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести в сопоставимый вид.
  • АНОТАЦИЯ к электронному учебнику «Основы системного анализа»
  • Христианство возникло в Палестине в I веке нашей эры из мистико-мессианских движений иудаизма. Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.

    Поэтому большинство книг, составляющих вероисповедальную основу иудеев, стали каноническими (канон - закон) и для православных. Например священная книга иудеев - ТОРА, составлена из книг Ветхого Завета.

    На формирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.

    Бог, согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом.

    Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.

    В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

    Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон христианства - "каждому воздастся по его вере".

    В первоначальном христианстве отсутствовали, появившиеся позднее, представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении и даже крест, как символ христиан.

    Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.

    Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.

    ПРАВОСЛАВИЕ (что означает - правильно славить Бога) - одно из направлений христианства, обособившееся и организационно оформившееся в XI веке в результате разделения церквей. Официальное разделение христианской церкви на католическую и православную, состоялось в 1054 году.

    Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужение продолжительнее, чем в других христианских конфессиях и включают в себя большое количество ритуалов.

    Богослужение ведется на национальных языках; в некоторых конфессиях используются и мертвые языки, к примеру, в Русской православной церкви - церковнославянский.

    Вероисповедную основу православия составляют:

    Священное писание и Священное предание.

    Библия (Священное писание) - это собрание книг, представляющих Священное писание христианства.

    Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

    77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются апокрифами

    Священное предание - в христианстве решения первых семи вселенских соборов и труды отцов церкви II - VIII веков.

    Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы:

    триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),

    боговоплощения,

    искупления,

    воскресения и вознесения Иисуса Христа.

    Троица - один из основных догматов христианства.

    Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой.

    Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке н.э. и сразу вызвало острую продолжительную дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на Первом и Втором Вселенских соборах.

    Споры о сущности Троицы привели к множеству толкований и послужили одним из поводов для разделения церквей.

    Считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

    Главное богослужение в православии - литургия, на котором совершается таинство причащения (евхаристии). Литургия от греческого "богослужение".

    Литургия делится на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

    В православной церкви существует три чина литургии: св. Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.

    Главный праздник - Пасха.

    Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Епископом может стать только монах.

    Православный Символ веры был составлен и утвержден на первых двух Вселенских Соборах в Никее и Константинополе - всего было семь Вселенских Соборов.

    Вселенский собор - официальное собрание представителей первоначально христианской церкви, а после разделения церквей - католической церкви, собираемое для решения важных церковных проблем и вопросов.

    Основные принципы православия изложены в 12 пунктах символа веры:

    1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

    4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

    5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

    6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    11. Чаю воскресения мертвых.

    12. И жизни будущаго века. Аминь.

    Основу системы культовых действий составляют

    семь главных обрядов-таинств в христианской религии:

    Крещение,

    Причащение (евхаристия),

    Покаяние (исповедь),

    Миропомазание,

    Елеосвящение (соборование),

    Священство.

    Крещение - Одно из Семи таинств христианства.

    Первоначально крещение вообще не было связано с символом креста. Оно было связано с простым окрапленим водой и погружением в нее, как символом очищения, смывания. Символом первых христиан даже были две рыбки. Позднее этот обряд был дополнен, как и многие другие и связан с крестом, как символом.

    Согласно евангельской традиции, начало крещению положил Иоанн Креститель. Он же крестил в водах реки Иордан и Иисуса Христа. Крещение уходит своими корнями в древнейшие дохристианские водные очистительные обряды. В раннем христианстве крещение совершалось над людьми любого возраста и предварялось аскетической подготовкой. С VIII в. закрепился обычай крестить младенцев.

    Совершение крещения связывается с принятием человека в лоно церкви. Считается, что в момент крещения человек умирает для греховной жизни и возрождается для жизни духовной.

    Строгие формулы крещения были выработаны на IV Латеранском и Флорентийским соборами в порядке борьбы с отрицавшими крещение вальденсами и катарами.

    Ритуал крещения состоит в православной церкви - в погружении младенца в купель, в католической - в поливании водой головы. После символического купания священник мажет крещаемого миром, произносит строго определенный текст и надевает на крещеного крестик. Традиционно в православии и католичестве крестят маленьких детей, в некоторых протестантских конфессиях - взрослых людей. Однако строгие установления на этот счет отсутствуют.

    10 заповедей в Ветхозаветной книге - Исход.

    Они были переданы Богом Моисею на горе Синай

    И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

    1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

    да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

    не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

    и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

    4. Помни день субботний, чтобы святить его;

    шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,

    а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

    Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства. Мусульмане верят в единого Бога -- Аллаха (вера в которого составляет суть исламского культа), всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди -- пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и др., чьи учения были затем во многом искажены их последователями, за исключением, разумеется, оставшегося истинным учения Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания». Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» -- жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей -- телесной и духовной. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие - всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад. Судьба человека и его смертный час, говорят мусульмане, заранее записаны в Книге Судеб. Отношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени. Ислам развил и усилил этот подход -- на судьбу стали смотреть как на проявление воли единого и всесильного бога. Уже в VII в. возникли следующие направления в исламе, существующие и поныне: - Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. - Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства - халифом - должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям, иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. - Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда. (Шииты не признают суннитских халифов). На рубеже VII--VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение -- суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепенном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.

    Основы вероисповедания христиан старопоморского (федосеевского) согласия

    Андрей Щеглов

    «Еретиков никониян токмо любишь, а нас, православных християн, мучишь, правду о Церкви Божия глаголющих ти. Перестань-ко ты нас мучить тово! Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак, латынников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо» .

    Протопоп Аввакум к царю Алексею Михайловичу

    Христианская вера – священное понятие. Она должна быть естественна для нас, как чистый воздух, которым мы дышим. Вера есть крепкое и твердое разумение со дерзновением в сердце о Боге и о вещах, ведущих ко спасению. Вера – это когда сердце постигает невидимое и открывает Правду, которая исповедуется устами, Словом во спасение. Христианская вера создает личность, безверие и искажение Христовой Истины губит человека, размывает его Божественный Образ и Подобие. Безверие уничтожает все существующее вокруг нас. Христианство показало дорогу к свету, по которой мы должны идти до самой смерти. Христиане не должны свернуть с пути и отказаться от священных идеалов, которые получили при Святом Крещении. Первая и главная вера – это сохранение Предания Христа. Следующий за Христом должен бесконечно предан ему, так как освящен Его Плотью и Кровью, а потому всецело принадлежит Христу.

    Христианская вера требует неуклонно следовать за Христом в дни удач и поражений. Христианин должен быть верен Исусу даже в годину бедствий, и не позволять себе усомниться в истинности и собственном избранничестве. Из христианской верности, после раскола Церкви, величайшие сыны Руси, без сожаления расставались со своим высоким положением и богатством, предпочитая мучения и смерть от еретиков-никониан, но не отказались от Христовой Веры. Из верности миллионы русских христиан уходили из обжитых мест в дикие леса, горы и пустыни. Они покинули блудные, оскверненные от еретической мерзости области, обрекая себя на временные телесные испытания, взыскуя жизнь вечную. Чувство христианского достоинства заставляет нас не изменять Христу до самой смерти. То, что обещано, должно быть выполнено. Мы не нуждаемся в заверениях и клятвах, а тем более в самооправдании. Мы должны верить только делам и самим всегда держать свое слово, ибо мы всегда честны и сохраняем Христианскую Истину.

    Россия – последнее место Христианской веры. Вера живет в ее необозримых просторах и обширных лесах. Она в душах последних исповедников и подвижников. Наша вера – это наша честь. Мы не верим в слепую судьбу, управляющую людьми и определяющую каждый наш шаг. Но мы верим в Божественное провидение, вдохнувшее осмысленность в каждую жизнь, избравшее нас орудием Божественной Воли. Сокровенной частью своего естества мы христиане можем ощутить, правильно ли мы служим этому Божественному Духу. Это чувство мы христиане называем совестью. Нам дозволено только вопрошать. Только голос Божественной Воли, звучащий внутри каждого из нас, знает путь, по которому суждено идти человеку. Этот христианский путь и есть наша судьба.

    Для каждого человека есть только один верный путь – это путь Христа и Его последователь должен быть верен этому пути, даже если встречает на нем только трудности и страдания. Любой другой путь, лишающий нашу жизнь великой цели - это путь греха и смерти. Мы сами вольны решать, каким путем пойдем в этой жизни – путем еретической успокоенности и сытого самодовольства, безбожной глумливости или путем Спасителя. Нами не управляет слепой рок. Мы выбираем Христа по собственной воле - следуя наставлению совести, ибо это путь к Богу. Это путь из вечности в вечность.

    «Не хлебом единым жив человек». Раб полагает, что еды и питья достаточно для существования. Свободному человеку нужна вера и честь. Ваша честь во Христе, и в том, какими мы видим себя сами. Благороден мужественный. Благороден тот, кто бескорыстен и честен. Достоин уважения тот, кто положил свою жизнь на алтарь Веры. Деньги и богатство не делают человека благородным. Слава и богатство преходящи и суетны, а честь и верность подобны царской короне. Будучи христианами мы чувствуем себя свободными людьми, наша верность Христу и есть наша честь. Тот, кто требует от нас быть добрыми и набожными за серебряники, искушает нас и уводит от Бога. Он посланник дьявола, даже если сулит нам рай. Ложь всегда подражает истине: и если бы она не имела некоторого правдоподобия, то не могла бы обманывать невинных. Все, что говорят еретики в синагогах сатаны, не есть учение Господа, но вои демонов и косматых, которым был подобен Исав. И в их капищах разврата будут отдыхать сирены, которые сладостным, смертоносным пением увлекают души людские в бездну. Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми, как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, зараженную ядом, и тем обманывают сердца более простых братьев. Поэтому по плодам души (своей), которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам.

    Еретики и сребролюбцы никогда не интересовались Христом и Его Церковью. Для них главным остается вопрос, как поскорее прибрать к рукам собственность, и получить пусть небольшой, но уютный и комфортный доход. Для подобных «христиан» важна власть, вращение во влиятельных кругах, многообразные механизмы административного влияния, ну и конечно деньги, деньги и еще раз деньги, о которых один никонианский генерал-епископ сказал, что «деньги – это кровь Церкви». Эти люди превратили Церковь в магическую контору, оказывающую волшебные услуги населению или в лучшем случае, для них Церковь – это клуб духовных интересов. Еретические священники превратились в служителей антихриста. Сердца еретиков разжигаются огнем дьявола, чтобы в них пеклись хлебы антихриста. Чрево им – Бог, и гортань их – ад, страждут они сребролюбием, торгуют благочестием. И диавол, и антихрист, и извращенныя учения еретиков строят город на крови и обмане, то есть, церковь свою на погибели тех, которых обманывают, и приготовляют укрепление на беззакониях, говоря неправды против Бога.

    Для христиан главным является спасение своей души в мире временном, ведущим к жизни вечной. Поэтому если кто хочет спастись, то тому подобает прежде всегосохранять без изменений истинную кафолическую, христианскую веру. Вера кафолическая есть вера во Единого Бога в Троице поклоняемого. Почитание Единицы в Троице, без слияния составов в одно и без разделения существа. Иной есть состав Отца, иной Сына, иной Святого Духа. Отец, Сын и Святой Дух есть Единое Божество, равная Слава, совечное Величество. Какой Сын, таков Отец, таков и Святой Дух. Не создан Отец, не создан Сын, не создан и Святой Дух. Непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим Дух Святой. Не Три Ипостаси вечны, но Един Господь вечен. Не Три Лица пребывают от вечности, но Един не создан и Един непостижим. Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель и Дух Святой, не Три Лица отдельно вседержители, но Един Господь Вседержитель. Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святой, не Три Бога, но Один Бог: Господь Сын, Господь Отец, Господь и Дух Святой. Не Три Господа, но Един Господь. Отец не от кого не сотворен, ни создан, ни рожден. Сын от Отца не сотворен, ни создан, но рожден. Дух Святой не рожден, ни создан, но исходящь. Один есть Отец, ни Три Отца. Един Сын, ни Три Сына, Един Дух Святой, не Три Духа Святые. В Святой Троице нет первого и последнего, большего или меньшего, но Целые и неразделенные Три Состава совечны себе и равны. Троица в Единице и Единица в Троице почитается.

    Чтобы получить вечное спасение, мы веруем в воплощение Господа нашего Исуса Христа. Веруем и исповедуем, как Господь наш Исус Христос, Сын Божий, Бог и человек. Бог от Существа Отца, прежде веков рожденный и человек есть от существа Материнского во времени рожденный. Совершенный Бог и совершенный Человек, состоящий из души и человеческой плоти. Равный Отцу по Божеству, меньший Отца по человечеству. Бог воплотился в человека, но не два, но един есть Христос. Один Христос не изменением и превращением Божества в плоть, но восприятием человечества в Божество. Един не слиянием естеств, но единством состава. Един есть человек из души и плоти, таков Бог и человек.

    Превечный Сын Божий спасения ради человеческого, благоволением Отца и Духа Святого сошел на Землю. Сошел не просто из некоего Божественного места в место плотское, но по Своему Божеству объемлет все и всем владеет, но смирил себя и стал человеком, и был вкупе Бог и человек. Исус Христос во едином составе Божества, в двух существах Божественном и человеческом сохранил свойства обоих существ целыми. Истинный есть Бог и истинный человек. Един есть Христос, пострадавший спасения нашего ради и сошедший во ад, и в третий день, воскресший из мертвых и возшедший на Небеса и сидящий одесную (справа) Бога и Отца Вседержителя. Придет Господь судить живым и мертвым. Его Пришествием все люди воскреснуть с телами своими и дадут о делах своих ответ. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники преданы будут огню вечному. Это есть учение Единой Святой Апостольской Соборной Церкви и кафолической веры. Если кто верует иначе, спастись тому человеку невозможно. Для православного христианина потребно веровать в Господа Бога, Единого во Святой Троице и всему тому, что Христос заповедовал в Евангелии. Христианину подобает по вере благочестно жить, как учит Святое Писание. Человек может спастись только от своих дел, а не от веры. Потому что как тело без Духа мертво, так и вера без дел мертва.

    Мы исповедуем, что Бог есть Существо не созданное, но Причина всему. Бог всесилен, всемогущ и выше всякой причины и природы. Веруем во Единого Бога Отца и Единого рожденного от Него Бога Сына и во Единый Дух Святой от Отца исходящий. Мы веруем во Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. Святая кафолическая православная вера понимает под Церковью правое и спасительное исповедание веры. Где истинно исповедуется Христос, там и находится соборная церковь. «Церковь есть не стены и покров, но вера и житие». Не стены церковные, но законы церковные. Соборная церковь – это предания божественных правил, святых Вселенских Соборов и святых апостолов. Эту святую и соборную церковь мы исповедуем до скончания века.

    Мы как христиане веруем в Бога Живого, а потому веруем в Живую Церковь. Церковь содержит в себе всю полноту Божественной Истины, если она содержит ее только частично, то это не Христова Церковь, а антихристово собрание. По апостолу Павлу должны быть один Бог, одна вера, одно и единственное крещение. Всякое различие и множественность во мнениях о Церкви есть не истинная вера, а ереси и раздоры. Задача Церкви преобразовать падшее плотское начало в начало духовное.

    Старопоморская церковь следует древнему христианскому учению, по которому лоно христианской церкви не принимались все отлученные, равно как и возвращающихся из еретических обществ. Древнее христианское воззрение учило, что оскорбивший Бога, отпадший от Христа, может получить разрешение только посредством нового крещения, baptismus sanguinis. У еретиков Христианское вероучение подвергается слишком сильному искажению и осквернению, поэтому еретики принимаются в церковь только через Таинство Крещения. В древности для Сирийской Церкви это было засвидетельствовано «Постановлениями апостольскими», для Малой Азии – двумя соборами, иконийским и синнадским, для Африки – карфагенским собором при Агриппине и для Александрийской Церкви – Климентом александрийским.

    Кафолическая церковь должна идти своим единственным царственным путем, не обращая внимания на то, что делается у никониан и прочих еретиков. Церковь должна определяться только своими законами и своими установлениями. Различные еретики (особенно в последнее время об этом любят рассуждать никониане) часто говорят, что крещение едино и потому неповторяемо. На лукавство никониан мы отвечаем - мы не перекрещиваем, мы крестим. Если крещение едино, то оно одинаково есть или у еретиков или в Церкви. Если совершенное еретиками крещение правильно, то сама Церковь не имеет крещения. А так как Церковь должна иметь то крещение, которое есть едино, то следовательно крещения еретиков нельзя считать за крещение. Церковь не только едина (una), но она и единственна (unica). Как истинная Церковь она должна обнимать собой все церкви, как их естественный и нормальный союз. Как единственная, Церковь тем самым полагает, что кроме нее одной нет другой церкви, и что не в Церкви, то не есть Церковь. Поэтому все еретические мученики, пострадавшие за веру в Христа, не признаются исповедниками. Для них даже крещение кровью не имеет действенности. «Не может иметь Бога своим отцом тот, кто не имеет Церкви своей матерью».

    По существу дела, «кто не во Христе, тот против Христа, кто не собирает, тот расточает» (Лука 9, 23). Нет различия между еретиком и язычником: «на путь к язычникам не идите, и в город самарянский не входите, а идите наипаче к овцам погибшим дому Израилева». (Матфей 10, 5-6). Здесь самаряне поставлены на один уровень с язычниками. Самаряне представляли еврейскую секту или ересь. Следовательно и для Христа всякий сектант, схизматик, еретик должен быть тем же, чем является язычник. Кто не в Церкви, тот должен быть для Церкви как язычник и мытарь. Все что происходит у еретиков несостоятельно и ложно, поэтому крещение совершаемое еретиками не очищает, а оскверняет.

    «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4, 5). Лживые и лукавые никониане говорят, что все еретические или по их словам, «христианские», исповедания обладают таким высоким благом как вера в Христа и в Святую Троицу. Отсюда и крещение, якобы совершаемое еретиками во имя Святой Троицы, нужно признать правильным. Таким образом, по мнению никониан, благодать крещения следует за верой, отправляясь от веры, можно прийти к относительной благодати. Христианин должен отталкиваться не от веры, а от Церкви. Прежде чем задать вопрос есть ли у никониан и прочих еретиков крещение, нужно спросить, есть ли у них Церковь, если нет Церкви то нет и крещения. Все Божественные блага, которые даны во Христе, даны только в Церкви и для Церкви. Некое призрачное единство веры спасти не может о чем свидетельствует Ветхий Завет, когда от Церкви отпали Корей, Дафан и Авирон. Они содержали ту же веру в Единого и Истинного Бога, но отступили от Церкви, за что поглощены были землей. Все что происходит у еретиков, никониан, даже если очень напоминает Церковь, имеет сходство ложное и неистинное. О единстве веры у еретиков не может быть речи, потому что не может быть единого Символа Веры. При своем крещении еретики должны спрашивать крещаемого: «веруешь ли ты в прощение грехов и жизнь вечную через Святую Церковь»: крещаемый отвечает: «да». Но этот ответ неправилен, потому что сами еретики не обладают Церковью, они обязуются веровать в то, чего не имеют. Учение еретиков сходно только по форме с содержанием учения Кафолической Церкви, при глубоком различии с самим содержанием учения Христа. Отсюда у еретиков и христиан совершенно разные представления о Боге Отце и о Христе.

    Вопрос о благодати. Крещение слагается из двух сторон, которые не отделимы одна от другой. В крещении с одной стороны является крещаемый, с другой стороны в крещении несомненно является и тот, кто крестит. Если мы признаем крещение еретиков в первом моменте правильно, следовательно должны допустить, что в еретических обществах существует иерархическое преемство, что там существует благодать. Нельзя принимать еретиков только возложением рук, сообщая им благодать Святого Духа. Здесь нелепое предположение, что Дух Святой выше Исуса Христа, что посланный выше пославшего. Где есть Христос, там есть и Святой Дух. Кто может сообщить благодать в крещении, тот может сообщить ее и в руковозложении. Чтобы совершить крещение, нужно возродить Духом, для чего требуется не только вода, но и Дух. Следовательно, еретики, совершающие крещение, если они совершают его правильно, должны мыслиться, как обладающие дарами Святого Духа. Тогда нужно допустить, что они могут совершать и правильную конфирмацию (рукоположение). Затем в крещении крещаемый помазывается елеем, который освящается на алтаре. Следовательно, допустить, что крещение еретиков правильно, надо допустить, что они обладают и правильным алтарем, а в таком случае обладают возможностью совершать правильную Евхаристию. Таким образом, следует вывод, что у еретиков существует правильное иерархическое преемство, следовательно, благодать хиротонии. Еретики могут совершать не только крещение, но и конфирмацию, могут совершать и Евхаристию. Таким образом, допускается, что спастись можно и вне Истинной Церкви. Тогда какое благо может предложить Церковь, если такими благами могут обладать и отступники от Христа, язычники или убежденные нехристиане?

    Еретики по вере получают то, во что веруют, а так как веруют неправильно, то не могут получить благодати. Так как истина едина, и она находится только в Кафолической Церкви, то и благодать должна быть едина, и именно та, которая находится в Кафолической Церкви. Другой благодати не может быть никакой. «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». (Иоанн 9, 31)? Как может совершать духовное тот, кто сам лишился Святого Духа? Как может дать то, чего сам не имеет? Как может мертвый сам оживотворить другого? У врагов Церкви и еретиков не может быть ни крещения, ни благодати, потому что у них нет Церкви, они то же, что язычники, приходящих из них в Церковь надо крестить, как некрещеных.

    Церковь как Богочеловеческое устроение подвергается нападкам и соблазнам противоположного Богу начала. Учение истинной Церкви всегда находится под угрозой соблазна и искажения. Если люди изменяют Христу, то Христова Церковь удаляется от нечестия, она меняет государства, города, народы и души, пока не находит место, где способны принять Истину.

    Образом Церкви в святоотеческом богословии служит образ Жены (Апокалипсис Гл. 12), бегущей в пустыню от преследований Дракона-Диавола. Христианская вера действительна при постоянном духовном обновлении и очищении, отсюда Святая Церковь бежит из оскверненных душ и земель и ищет себе новое пристанище. Со времени рождения Христа, Сатана и его дьявольские дела были «связаны» на тысячу лет. После «развязания» Сатаны в христианском мире появляется Антихрист в лице Римской церкви. Это был первый змей-искуситель, имевший в себе апокалипсическое число. Когда же после 1000 лет со времени рождения Спасителя исполнилось 666 лет, дух Антихриста, возобладал в России и оформился в виде лживого пророка, предсказанного в Апокалипсисе. Этот первый зверь и вместе лжепророк есть патриарх Никон. Последний враг Божий, которого призвал Никон, есть антихристов дух, чувственно воплотившийся в любой церкви и любом общественном устройстве. Этот духовный Антихрист «пленил все храмы Божии и пустыми сделал все Христовы церкви». Из Церкви земной был изгнан Дух Христа. Уже нет ни истинной Церкви, священства, ни подлинных таинств. В великой России, по исполнении 1666-го года случился Великий Раскол от Никона патриарха, после него от других архиереев и от гражданских властей. Именно с этого времени началось отступление от святоотеческих велений, и были установлены ложные и скверные церковные новопредания. Тогда никониане начали силой и беспощадностью преследовать всех соблюдающих дрение христианские предания и эти преследования не прекращаются до настоящего времени, меняются лишь образы преследования. Если раньше было прямое насилие и запреты, то теперь лицемерная ложь и лесть. Но цель остается у еретиков-никониан одна, чтобы христиане вступили с ними в беззаконное общение и изменили истину на ложь. Если лестью не удасться погубить христианство, то никониане опять вернуться к прямому насилию при первой возможности, и здесь у христиан не должно быть никаких упований на честность никониан.

    В самом начале гонений всех несогласных с никонианским беззаконием еретики всех не причащающихся с ними предавали проклятию, гнали и мучили. Иных били кнутом, иных сжигали в срубах, иным отсекали головы, вырывали ноздри, отправляли в каторжные мучения, где христиан ждали оковы, узы, темницы и бесконечная клевета. У непокоряющихся христиан разоряли дома, отбирали имение, устраивали бесчисленные томления и муки, описать которые невозможно. Чтобы сохранить православную веру от лукавого пронырства и мучителнообразного нрава, многие из христиан духовного и мирского чина, оставив свое отечество и дома, предались бегству по различным местам, соблюдая древнее благочестие. «Блажени изнани правды ради, яко тех есть царство небесное». Многие христиане добровольно приняли муки по словам Господа «Не убоитеся от убивающих тело, души же не могущих убити». А иные остались жить в оскверненных местах, подчиняясь безбожникам плотью, но не духом: «Веруемо, яко они в той незгоде веселятся, чтобы надолго имения имати, и нам вред и печаль и убожество. и отнюд уже последнюю ризу совлачат с нас. даем в правде еже даем, но с песнию, оставяляемся ныне единым телом и душею правоверною». (Книга О вере, глава 25).

    После Раскола в Церкви появилась «мерзость запустения». Новое еретическое и непотребное священство внесло в Церковь «прелесть антихриста». С падением христианства, после раскола Русской Церкви, в мире наступило окончательное торжество духовного Антихриста. Церковь стала видимой оболочкой, не несущей православной истины, соблазном для христиан. Отступление русских епископов и священников от Христовой Истины, сокрушило последний оплот подлинного православия. Православная Истина остается в духовных пределах и границах Руси, в тех немногих «остальцах» древнего христианского благочестия, которые, не смотря на все гонения и преследования,донесли до наших дней Христову Истину. Преподобный Варсонофий Великий (V век по Р.Х.), описывая состояние Церкви в антихристовы, последние времена, отвечая на вопросы инока Иоанна, писал: «Иоанн вопросил: Как ныне святые умножились во всем мире, будут ли также и при кончине века сего. Ответ: Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время, те, которые по истине будут работать, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди их знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирения. В царствии небесном (они) окажутся большими отцов, прославившихся знамениями, потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиг». Царство Божие остается внутри людей. Мир разделяется на две половины – Мир Божий и мир сатанин.

    Дух антихриста пронизывает все человеческое существование духовной мерзостью. Вся общественная и государственная жизнь становится сплошной ложью и разложением. Мы видим только лжепророков и лжеапостолов новой веры, веры в вавилонскую блудницу. Человеческое бытие становится тлетворным, все лгут друг другу, никто не задумывается об Истине. Клевета стала добродетелью, а блуд и прелюбодеяние выдаются как заслуги. Человек превращается в беспощадного хищника, желающего только денежного лихоимания. Жгучий ветер пороков незаметно иссушает человеческую душу, оскудевают ее источники – Божественный Образ и Подобие. Люди потеряли Божественную Силу, утратили достоинство, стали духовно слабыми и немощными. Жизнь утратила Божественное Созвучие, люди одеваются в нелепые и глупые одежды, непотребно смешиваются в еде, дружбе и любви, вместо Божественного Слова мы слышим только скверное мычание и глумливый хохот. Злоречие и неблагодарность становится делом обычным и уже никого не возмущает. Чем более человек самолюбив, горд и лжив, чем более он бессердечно и жестоко относится к другим, тем более он успешен в глазах общества. Немиролюбие, надменность и заносчивость, сочетается с трусостью и предательством. Для получения собственного сиюминутного удовольствия предается и продается все, что имело какую-либо ценность. Из-за мерзостного образа жизни наступают злейшие времена: сама власть уже имеет только внешний вид благочестия, но отвергает его силу. Людьми управляют примитивные лжецы, воры и проходимцы, не останавливающиеся перед любым преступлением. Правители обманывают и унижают граждан, а люди не только не восстают против порока, но и сами желают войти в число негодяев и на своем бытовом уровне множат всяческие нечестия, идущие от власть предержащих. Внутренняя жизнь человека становится духовной пустыней, которой управляют дикие звери всесмешения и безразличия. Из блудодейственного града Вавилона отлетел Ангел Хранитель.

    Мистическое Тело Христа на Земле есть Его Церковь, освящающее евангельскими заповедями все людское общество. Тело Христа – это верные христиане, премудрые, смиренномудрые, молчаливые и свободные. Духовный антихрист также имеет свое тело. Это все отступники от Христовой Веры, сребролюбцы, гордецы, лихоимцы, хищники и смехотворцы. Как Церковь Христова имеет трехчленную иерархию, так и «тело антихриста» делится на три части: первая – это «образ зверя», то есть любая государственная власть и все ее общественные проявления. Вторая часть антихристова тела – «демонские телеса» - любая духовная власть, начиная от комбината по оказанию волшебных услуг - никонианской церкви, до различных культурных проявлений (театра, литературы, кино и т.д.). «Тэлеса дэмонск1я» есть также общее духовное состояние общества. Эти две составляющие порождают третью часть тела Антихриста – «мертвьъя труп1я» («мертвые трупы») общую, безразличную массу народа, лишенного Бога Слова и погруженного в хаос собственных желаний. «Мертвьъя тэлеса» - внутренне несвободные люди, рабы, блуждающие и потерянные в антихристовом царстве, пребывающие в вечных поисках «хлэ0ба и зре0лищы». Современное общество идеально соответствует символическому антихристову миру, его основание - стяжание богатства любым путем, самолюбивая гордыня. Всячески и повсюду проповедуются слабое, порочное и легкое житие, ведущее к сластолюбивым удовольствиям.

    Духовный антихрист вначале уничтожает священство, которое может передавать истинную христианскую преемственность. В Церкви Христовой уже нет законоправильных епископов. Молиться во «внешней» церкви становится невозможным, в ней нет Христовой истины. Антихристовы служители - никониане пытаются утешить похоть своего желания новыми попами и архиереями, что тщетно и пагубно. В еретической церкви уже нет епископов, поставленных по Христианскому Закону. Поэтому их видимое «причастие» есть ложь. Как учат святые отцы – если кто с нечистым сердцем приемлет тело и кровь Спасителя нашего, как Июда беззаконный на тайней вечери, то такой приемлет Причастие не на спасение, а на пагубление своей души. Если кто приемлет Святую Тайну в еретической церкви, то получает не благодать Божию, а причащается смертному греху. Не любовь Христову приемлют, а получат гнев и негодование Божие. Как писал блаженный Иероним: «Жертва еретиков, это хлеб печали и слез: потому что все то, что они делают, обратится в плач.... И всякий, кто будет есть от жертв их, осквернится. Это слепые, которые слепых ведут в яму».

    Без правильного священства Таинство Святой Евхаристии (Причастия) не может быть и действовать. Из-за еретического, антихристова обстояния Церковь лишена видимых животворящих и пречистых Таин, но за усердное христианское добродетельное житие християне духовно причащаются плоти и крови Христовой. Мы не отрицаем Таинства Святого Причастие, но уверены в том, что из-за обстояния еретиков, за их духовное и видимое преследование Святой Церкви никто уже не может быть сподоблен Причастия Святых Таин, но за свое христианское усердие мы не лишаемся Божьей Благодати. Во времена церковного мира и действенного православного священства, многие христианские подвижники пребывали в глубочайших пустынях, будучи лишенными видимого Причастия, благодаря своему достойному христианскому житию и великому усердию получили от Бога спасение. Многие христианские мученики за неприятие еретического «причастия» пострадали, но получили за свое усердие вечное блаженство. За отсутствием православного священства видимое Причастие прекращается и становится духовным, достичь которого можно лишь праведной христианской жизнью. Не приемлющие видимого еретического причастия преумножают благодать Божию и без видимого Причастия. Имея огнеопальное сердце и желание причаститься мы получаем Благодать за свое благоусердное желание и сохранение Истинной Церкви. Ветхий и Новый Заветы не считали, что прекращения внешних жертвоприношений были противны Божественному Закону.

    Преподобномученица Марья Голендуха пришла в Иеросалим, и поклонилась святым местам. Однажды она вошла в некий монастырь, где жила ересь злочестивого Севира. И вопросила она Бога, чтобы открыл ей – можно ли причащаться у еретиков. И увидела ангела, держащего два потира: один еретический полный тьмы, другой полный света, являя Марьи свет Соборной Святой Церкви (Пролог 12 июля). Преподобная Марья Египетская 47 лет жила в пустыни и Святых Таин не причащалась, имела Христа внутри себя. (Пролог, 1 апреля). Преподобная Феоктиста жила 30 лет на необитаемом острове и не причащалась устами, но имела в себе Благодать Божию. (Пролог, 9 ноября). Преподобный Марко Фряжский и Петр Афонский, один 95 лет, другой же 53 года жили в пустыне не видели ни одного человека и не имели Евхаристии, но через свое высокое житие стали святыми Божественными Сосудами. Так и некая святая жена 60 лет в пустыне жила не видев человека, скончалась (Пролог, 1 ноября). Во времена гонений, при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим пропитает верующих в него. «Не постыдятся во время лютое» (Псал. 36, ст. 19).

    Св. Феодор Студит в письме к Афанасию писал: «Почему умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовию к Богу, и день от дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь пришедши найдет на земле. И если епископы изгнаны из церквей, сие да не приводит вас в колебание. Если в самом причте нашлись предатели, сие да не ослабляет упования вашего на Бога. Ибо не имена спасают нас, произволение и истинная любовь к сотворшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, книжники и старцы, а искренно принявшими учение оказались немногие из народа. Рассудите, что в числе спасаемых не множество, а избранные Божии. Посему да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемаго, как вода в море ветрами. Ибо если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здраваго суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит преподобных своих». Лучше с двумя или тремя христианами, хранящими закон Божий, возносить обычные молитвы, нежели собирать множество беззаконников, которые развращают других.

    Святые православные отцы за отсутствием православных священников, запрещают христианам причащаться у еретиков. Лучше не иметь видимого причастия всю жизнь, чем оскверниться у неверных предателей Христа. Как божественный хлеб, которого причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом Христа, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу. И после того, как лица, занявшие апостольские престолы, сделались плотскими, чувственными, честолюбивыми и ниспали в ереси, Божественная Благодать оставила их, и святительская власть отъята от них, так как они не имели всего того, что подобает иметь священникам. Но вот, и после того, как у большей части остались один лишь внешний вид и одна одежда священства, дар Духа перешел к мирским людям.

    Церковная истина передается в руки мирян, остаются только два таинства – крещение и покаяние. В таинстве Крещения человек очищается от первородного греха и всех прочих, прежде содеянных грехов. Таинство Крещения совершается во Имя Святой Троицы и только в три погружения. Таинство Крещения даруется только тем, кто во всем правоверен, и приемлет Крещение от православного человека, а не от еретических попов и наставников. Все остальные виды крещений совершаемых еретиками не имеют Спасительной Благодати.

    Таинство Покаяния есть очищение и второе Крещение, совершаемое посредством исповеди и сокрушения, посильными трудами и слезами. Покаяние состоит в том, чтобы сокрушаться, называть себя грешником. Осознавши свои грехи, мы должны исповедоваться опытным братиям, искусным борцами с плотскими помыслами. Исповедники должны врачеваться по Божественным Правилам и отлучаться от Церкви в соответствии со своими прегрешениями. Таинство Исповеди могут совершать и мирские люди, в отсутствие настоящих православных священников. Еретики не исповедуют, а противоречат Христу. Но исповедь в Церкви возможна лишь для тех, кто находится в церковной ограде, исключительно для соборных молящихся. Отлученные за те или иные прегрешения от церковного сообщества не допускаются до соборной исповеди.

    Остальные таинства: Миропомазание, Священство, Елеосвящение и Брак не возможны по причине отсутствия в мире законной православной, кафолической иерархии. Таинство брака Бог установил для умножения рода человеческого на земле. Брак составляется по свободному согласию мужа и жены, но свое истинное сочетание брак получает только через Божие благословение через венчание супругов священниками. Без священнического освящения брак не может быть честным и таинственно законным. Освящая брак молитвами и благословением, св. Церковь ограничивает закон природы правилами чистоты и умеренности, вводит единоженство, уничтожает разврат, и, вместе с тем, преподает блюсти брачное ложе нескверным, чего плотский закон природы дать не может. Для человеческого законного брака Церковью установлен чин священнического церковного молитвословия и благословения. Святая Церковь внесла брак в число семи церковных таинств, и это таинство не дает право совершать его простолюдину. Если брак совершается со священством, то этот брак есть во имя Господа, а когда же «брак» совершается без посредства священнического, то этот «брак» уже не во имя Господа, а во имя своей похоти.

    Брак в христианском значении имеется и как закон природы и как шестое таинство Церкви. Святые отцы разделяли брак на природный и установленный. Естественный закон брака будет существовать до второго Христова пришествия. Брак по естеству, будет продолжаться до конца существования мира, как говорит Евангелие. По неимению православного священства мы христиане-старопоморы не отрекаемся от истинного брака, а христиан, вступивших в естественный, природный брак не считаем неверными, а почитаем истинными християнами, нашей братией, членами Христовой Церкви. Требуемый законом брак християне должны исправно соблюдать во всяческой чистоте и благочинии. Что же касается тех из нашей братии, которые по юности или по иному влечению вступают в сожитие без священнического венчания и не почитают свое сожитие за законное, а наоборот, смиряются перед Церковью, то мы к таковым относимся не как к неверным, порицания им не творим, детей их крестим, при болезни исповедуем, домы их посещаем, от слушания божественной службы не отгоняем, и по всему равное попечение имеем о них как и о своих душах, но только на общую (вкупе) молитву и в пищи с ними не сообщаемся. В ввиду отсутствия венчания, такие християне со смирением находятся в отлучении, так как отлучение есть часть будущего наказания, необходимое для праведных, а тем более для согрешающих. И мы веруем, что со своим смирением они могут испросить себе милости от Господа, дабы Он не осудил их с преступающими волею заповеди и установления Церкви Христовой. Поэтому живущие природным браком должны жить действительно по христиански, с неверными не иметь сообщения в пищи и питии, ни в молитве и в обычаях внешних. Детей воспитывать в страхе Божием, и тогда Господь не оставит Своей любвеобильной милостью.

    Мы не отвергаем законного брака. А так же и не гнушаемся им, и брак признаем не иначе, как одной из седми Таин. Шестая тайна брака, установленная в новозаветной Церкви, прекратилась по пророчеству Даниила, предсказавшего, что произойдет «разсьъпа0н1е руки5 осщ8е0нньъхы» (Глава 12). Без православного священства нельзя совершать евхаристию, миропомазание и другие таинства. Точно так же нельзя совершать без священства и шестую тайну - брак. Ибо это таинства, то есть право совершать их простолюдину не дано, а возможно только для священника. Для того, чтобы брачные союзы между християнами имели силу законности с христианской точки зрения, для этого они, должны получать одобрение и утверждение со стороны Церкви. А это одобрение и утверждение могло выражаться в церковном благословении.

    Христиане-старопоморы выступают против беззаконного брака, который представители «брачного», «поморского» согласия выдают за брак законный и даже придумали неведомый чин беспоповского «венчания». Беззаконный «брак», как совершаемый без посредства священнического, является браком порочным, потому что он не утвержден священническими молитвами, а главное, благословением. «Церковь» брачных поморов без священства заключающая брак, совершает ныне не таинство, а заключает плотской союз, ни чем не отличающийся от блуда. Поморы оправдывают браки естественным законом. Но когда закон естества освящен, возвышен христианством до значения таинства, то возможно ли применять естественный закон брака как для людей так и для животных? Самобрачные поморы приравняли свои браки, которые они именуют «христианскими» к июдейским, языческим и варварским. Поморы проповедуют «брак» вовсе не как законное таинство, заключенный во образ союза Христа с Церковью, который не имеется ни у июдеев, ни у язычников, ни у варваров. (Большой Катехизис, лист, 22). Неверные не признают ни Самого Христа, ни Его Церковь. Получается, и у самобрачников есть только равный с июдеями, язычниками и варварами «брак», но не законный церковный брак, как шестое церковное таинство. Освящая брак молитвами и благословением, св. Церковь ограничивает сам закон природы правилами чистоты и умеренности, вводит единоженство, уничтожает разврат, и, вместе с тем, преподает блюсти брачное ложе нескверным, чего плотский закон природы не может никогда достичь. Самобрачники исповедуют не православное учение о браке, а латинское и лютеранское, когда благословляете браки не имея хиротонии. Ваш, неведомый никому из православных, скачковский «канон» является еретическим нововведением, таким же мерзким, как и все нововведения никониан.

    В настоящее многоплачевное время налицо почти полное исчезновение не только христианских начетчиков, но и просто грамотных православных христиан. Христианские общества разделены и раздроблены, часто вообще плохо связанными между собой. Мало осталось людей, которые хорошо разбираются в церковных догматах и уставах. Отсюда, часто мы наблюдаем смешение христиан в молитве с разными еретическими сообществами, особенно с самобрачным согласием. Незнание собственного христианского учения ведет к полному замирщению: к смешению в молитве с иноверными, к общению с внешними в ядении, питии, дружбе и любви. Христиане часто примиряются с нечестивыми и богопротивными государственными и общественными законами, более того, в их среде, под влиянием вновь перешедших в христианство никониан, появляются высказывания, что «наши старики и отцы много узаконили не от Писания, много узаконили странно и различно».

    Надо помнить, что «не прейдет бо род сей христианский. Небо и земля изменится, словеса же Моя и евангелие Мое не разорится, но пребывают. Аще и вся двигнутся, но о Мне вера не оскудеет. Являет же зде, яко церковь честнейшу имать всех тварей. Ибо аще и тварь изменится, верных же церкви и словеса ея и евангелие, никогда же» (Блаженный Феофилакт, архиепископ болгарский).

    Основы христианского вероучения

    Христианство (от греч. christos - «помазанник», «Мессия») зародилось в 1 в. н. э. в Палестине как одна из сект иудаизма. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая же часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей.

    Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

    Христианство как новая религия возникло в восточной части Римской империи и впоследствии широко распространилось по всему миру. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строи, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве. Б основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который, сваей мученической смертью искупил грехи человечества. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность. В зависимости от образа жизни, следования всем религиозным канонам, веры во второе пришествие Христа каждому должно воздаться по заслугам: кому страшный суд, кому небесное воздаяние, кому царство божье.

    В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.

    Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.

    Следующим шагом в развитии понятия «церковь* стала идем ее непогрешимости-, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

    Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, -об-Щйяе, обществе, Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили го, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали.

    Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую D иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда - «предвечные - и равны по достоинству - «равночестны».

    Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию? Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил* грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая сво/i крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» -особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божия», то есть которое призвано реально ввести божественное л жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, непосед,", (покаяние), церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители).

    В первое время христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти черед тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к смерти («мученики»). Эти лица стали почитаться в христианстве как святые.. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным.

    Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический" контекст христианства, в результате чего христианство распадается на множество различных течений, появились соперничающие между собой разновидности христианства - «вероисповедания». Так, в ЗИ г. христианство становится официально дозволенной, а к концу IV в. при императоре Константине - господствующей религией, находящейся пол опекой государственной власти. В этом же веке между восточным и западным христианством намечается раскол. В 40-х гг. V к. наблюдается постеленное ослабление Западной Римской империи, заканчивающееся, в конце концов, ее крушением. .Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы) значительно возросло. .В 1054 г. произошло разделение православной и католической церквей и появились римско-католическая и православная церкви. В основе раскола лежал конфликт византийской теолегии священной державы - подчиненного по отношению к.монарху положения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе слегскую власть.

    Уже в V-VII вв. в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилось монофизитское направление христианства. В отличие огдиофизигов (составляющих бблыпую часть христиан), признающих в Иисусе Христе две природы - божественную и человеческую, монофизи-ты считали Христа не богочеловеком, а бегом. На Халкидон-ском Вселенском соборе монофизигы потерпели поражение, а ИХ учение было осуждено как ересь.

    В V в. возникло и другое направление - несторианство (по имени константинопольского патриарха Нес тория), которое учило, что Иисус не бог и но богочеловек, а гйяовек, ставший обителью божества. Как и монофизитское направление, яееторианство осудили как ересь на Эфесском ссборе.

    После гибели Византия с 1453 г. под натиском турок-османов главным оплотом православия становится Россия.

    На Руси первым шагом навстречу к христианству стало крещение Киева князем Владимиром и Новгород;! Добрыней. Широкому принятию этой веры способствовало освоение северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство постепенно распространилось и утвердилось по всей территории Руси.

    Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. В этот период культ Троицы стал одной ид главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на нозых нравственных началах.

    После победы на Куликовом поле Русь быстр э крепла экономически и политически, В 1448 г. Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и веся Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено Начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

    Патриаршество в Росси было установлено яри Борисе Годунове. В 1589 г. митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.

    В XVII в. споры о нормах обрядовой практики привели к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

    На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как ее стороны светских верхов (особенно германских императоров), так И среди низов общества (движение лоллардов л Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI в. этот протест в различных слоях населения оформился в движение Реформации - анти-католяческое движение. Продуктом Реформации стал протестантизм.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.