Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Глава 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII ВВ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Тема урока: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Цели: познакомить с источниками обогащения церкви; определить причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против еретиков.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схемы «Три сословия в Средние века», «Разделение церквей», «Источники богатства церкви»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

На предыдущих уроках мы, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения - духовенстве.

    Актуализация знаний

    Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?

    Кто входил в состав духовенства?

    Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

    Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

    Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских - Папская область?

(Ответы учеников.)

В XI-XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Она не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых и обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека была в неразрывно связана с религией, требованиями церкви.

    Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Первое сословие.

    Богатство церкви.

    Разделение церквей.

    Борьба пап за светскую власть.

    Еретики и борьба с ними католической церкви.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему христианская церковь пользовалась таким могуществом? Почему произошел раскол христианской церкви? Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших в Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

IV. Работа по теме урока

    Первое сословие

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

(Работа со словарем.)

Сословие - социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.

    Какие сословия выделяли мыслители?

Задание: послушайте средневековую притчу, а затем вместе назовем эти сословия.

Дополнительный материал

Предназначение овец - давать молоко и шерсть, быков - пахать землю, псов - защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одних молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая; тех, кто молится и кто пашет землю.

Вопросы к классу

    Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу?

    Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?

    Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?

    Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)


Проблемный вопрос. Взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?

(Ответы учеников.)

Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу.

    Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

(Ответы учеников.)

Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средне- искового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот.

Поэтому и сложилось особое сословие - духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии.

    Вспомните заповеди Христа.

(Ученики выполняют задание.)

В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.

    Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на это вопрос используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

    Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные».

    Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми полами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения Водных, а бедные - для спасения богатых».

    Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 102).)


    Богатство церкви

Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленных вопрос.

(Проверка выполнения задания и составление логической схемы.)



    Разделение церквей

До середины XI в. христианская церковь считалась единой Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы т. е. непреложные истины христианской веры:

    учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);

    воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;

    церковь - посредник между Богом и людьми.

Со временем между церквями на Западе и Востоке возник

ли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх.

    Как складывались их взаимоотношения?

(Ученики выполняют задание.)

    Итак, между папой римским и константинопольским патриархом началась острая борьба.

    Какие существенные разногласия возникли между церквями Задание: работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную


таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами».

Вопросы для сравнения

Западная церковь

Восточная церковь

Господство над христианской церковью

Язык богослужения

Отношение к браку

Внешние отличия священников

Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная - православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.



- К какой ветви христианства относимся мы: католической или православной?

(Ответы учеников.)

ФИЗМИНУТКА

4.Борьба пап за светскую власть

С середины IX в. власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский пре- с гол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.

Задание: работая с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины усиления могущества папской власти.

Слайд 1. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). 11евзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он Ныл человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому.

Слайд 2. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначат епископов.

Задание: изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы.

    В чем суть этого документа?

    Что позволило главе католической церкви к XI в. приобре сти такое могущество?

    Какие из утверждений были обращены к светским прави* телям Европы того времени? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Слайд 3. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископа* ми говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верное - королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Слайд 4. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Пап укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вы молил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Слайд 5. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и город Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Слайд 6. В Западной Европе, раздробленной на множества феодальных владений, католическая церковь была единствен ной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Слайд 7. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю в Европе.

Слайд 8. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Задание: определите причины могущества папской власти и XI-XIII вв. Закончите фразы.

    Церковь владела огромными...

    В раздробленной Европе церковь была...

(Проверка выполнения задания.)

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

    Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части.

(Ответы учеников.)

    Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопросы.

    Кто такие еретики?

    Против чего выступали еретики?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.

    Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.

    Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

Презентация работы первой группы

Еретики - люди, которые открыто критиковали церковь .

Взгляды еретиков

    Утверждали, что церковь погрязла в грехе.

    Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

    Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.

    Единственным источником веры для них было Евангелие

    Осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».

    Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

    Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственно ста или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царств? справедливости», или «Царство Божие на земле».

Презентация работы второй группы

Способы борьбы католической церкви с еретиками

    Отлучение от церкви.

    Интердикт - запрет исполнять обряды и проводить богослужения.

    Карательные военные походы.

    Создание инквизиции - специального церковного суда.

    Жестокие наказания еретиков с применением пыток.

    Основание и поддержка нищенствующих орденов монахов, (Проверка выполнения задания.)

    Подведение итогов урока

    Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?

    Почему произошел раскол христианской церкви?

    Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

(Ответы учеников.)

Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека была неразрывно связана с религией, с требованиями церкви. Кто же победил: церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияние католической церкви на души верующих. Они породил страх,; а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя и осталась мощным институтом власти (Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

    Рефлексия

    Что нового узнали на уроке?

    Какие умения и навыки отрабатывали?

    С какими новыми терминами познакомились?

    Что понравилось и что не понравилось на уроке?

    Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

    Для сильных учеников - § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.

    Для средних учеников - § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

    Для слабых учеников - § 16, вопросы и задания к параграфу.

Слайд 2

План урока

1. Первое сословие.
2. Богатство церкви.
3. Разделение церквей.
4. Путь в Каноссу.
5. Наместник Бога на Земле.
6. Против чего выступали еретики.
7. Как церковь боролась с еретиками.
8. Инквизиция.
9. Нищенствующие ордены монахов.
10. Закрепление

Слайд 3

Введение

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Слайд 4

Первое сословие

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.

Три сословия

  • «Те, кто воюет»
  • «Те, кто молится»
  • «Те, кто трудится»
  • Слайд 5

    Первое сословие

    Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Проповедь церкви смягчала жестокие нравы и улучшала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.

    Слайд 6

    Образцом, на кого следует равняться, считался святой человек, который отрекся от земных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные».

    Слайд 7

    Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христианская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных, школы.

    Слайд 8

    Богатство церкви

    • Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.
    • Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину- особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество - «на помин души».
    • В храмах выставляли священные реликвии(«остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - останки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.
  • Слайд 9

    • Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции(в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.
    • Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, которые затем присваивала. Церковь проповедовала христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.
  • Слайд 10

    Разделение церквей

    • До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.
    • Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.
  • Слайд 11

    Между церквами на Западе и Востоке существовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

    • Восточные (православные) священники
    • Западные (католические)священники
  • Слайд 12

    В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной(то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

    Слайд 13

    Путь в Каноссу

    • С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
    • В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма.Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.
  • Слайд 14

    Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

    Слайд 15

    • Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каноссана севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.
    • Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.
  • Слайд 16

    Наместник Бога на Земле

    В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

    Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

    Слайд 17

    Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

    Иннокентий III благословляет Франциска Ассизского

    Слайд 18

    Против чего выступали еретики

    В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства - церковных соборахбыли постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало положений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминальное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как место, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

    На церковном соборе

    Слайд 19

    Не все верующие христиане понимали догматы. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текстами Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

    Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками.

    Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога.

    Слайд 20

    Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

    Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

    Слайд 21

    Как церковь боролась с еретиками

    Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

    Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

    Слайд 22

    В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцевв богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

    В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

    Слайд 23

    Инквизиция

    Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Передавая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.

    Слайд 24

    Нищенствующие ордены монахов

    Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

    Святой Франциск Ассизский

    Слайд 25

    Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

    Святой Доминик, руководящий аутодафе

    Святой Доминик

    Слайд 26

    Распространение религий

  • Слайд 27

    Из легенд о святом Франциске (начало XIII века)

    Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и ви­ноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер...

    Даже к червям Франциск питал любовь... И он их собирал с дороги и относил в безопасное! место, чтобы путники не раздавили их.

    Слайд 28

    Средневековая инквизиция

    Даже на фоне обычных жестокостей средневекового судопроизводства инквизиция оставила о себе самую мрачную память. Уже в ХI-ХII вв. распространение ересей потребовало от папства решительных мер. Считалось (по крайней мере, на словах), что принятие веры - дело добровольное, но с отклонениями от уже принятой веры Церковь и общество должны бороться любыми способами. Сначала эта задача возлагалась на епископов, затем на папских легатов. Наконец в ХIII в. Папа Григорий IХ поручил борьбу с ересями (в тех условиях имелась в виду прежде всего альбигойская ересь) специальным трибуналам. Так возникла собственно инквизиция. Она не зависела ни от епископов, ни от светских властей, которым лишь передавала обреченных на казнь.

    Информацию об отступлениях от веры инквизиция получала из двух основных источников: показаний, полученных под пыткой, а также доносов. Инквизиция никогда не называла жертвам имена доносчиков, что превращало донос в удобный способ сведения личных счетов и обогащения: имущество жертв конфисковывалось и треть его обычно получал доносчик. Выдержать жестокие пытки было почти невозможно, но устоявших в застенках все равно обычно ждал костер.

    Выкорчевав остатки альбигойской ереси и тем самым выполнив задачу, для которой она была создана, инквизиция во многих местах надолго ослабила свое рвение; наибольший размах ее деятельности приходится уже на раннее Новое время, когда она действовала в иных условиях.

    Слайд 29

    Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV и Григория VII

    Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV и Григория VII в замке Каносса в 1077 г.

    И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день. Наконец на четвертый он был к нему допущен, и после долгих переговоров с него было снято церковное отлучение на следующем условии:

    В назначенный папой день он должен явиться в назначенное место на общее собрание немецких князей и дать ответ на обвинения, которые они ему предъявят. А папа, если сочтет это полезным, как судья примет решение, и он должен будет по его приговору или удержать власть в случае освобождения от обвинений, или безропотно лишиться ее, если обвинения будут доказаны, и он по церковному уставу будет объявлен недостойным королевских почестей. .. А все те, кто давал ему клятву на верность, должны до поры до времени оставаться перед Богом и людьми свободными от уз этой клятвы...

    Если же, в случае опровержения обвинений, он останется могущественным и вновь утвердится на троне, то должен он подчиниться римскому епископу, всегда повиноваться ему и помогать по мере сил своих…

    Слайд 30

    Из «Жизни и деяний Гильдебранда, или Григория VII папы» кардинала Бенно

    В те дни (т. е. около 1080 г.) папа готовил погибель императору при помощи тайных изменников, но Бог сохранил короля. Как думали некоторые в то время и были убеждены, что Гильдебранд знал и сам устраивал эту погибель, потому что он на тех же днях, немного раньше измены, ложным образом пророчествовал о смерти короля. Такое пророчество сильно возмутило сердца многих. А после все увидели, что Гильдебранд собственными устами изрек себе осуждение на церковном соборе, когда провозгласил, что он не папа и что его должно считать скорее изменником и лжецом, чем папой, если император не умрет до ближайшего праздника св. Петра или не лишится своего сана, так что не будет в состоянии собрать около себя и шести воинов.

    По прошествии же того срока, который Гильдебранд определил в своем предсказании, ни король не умер, ни войско его не уменьшилось. Тогда Гильдебранд, опасаясь попасться со своим пророчеством и осудить самого себя собственными устами, прибегнул к хитрой уловке, уверяя необразованную толпу, что его слова относились не к телу короля, а к его душе.

    Слайд 31

    Из постановления IV Латеранского собора о борьбе с ересями (1215)

    Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической... Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. Клирики будут предварительно лишены сана. Собственность осужденных мирян будет конфискована, клириков же - поступит в казну той церкви, которая платила им жалованье.

    Просто подозреваемые в ереси, если они не смогут доказать своей невиновности, опровергнуть выдвигаемых против них, обвинений, будут подвергнуты анафеме. Если они пребудут под анафемой год и своим поведением за этот срок не докажут своей благонадежности, то пусть их судят как еретиков.

    Следует предупредить, вызвать и в случае надобности заставить наложением канонических наказаний светские власти, какое бы положение они ни занимали, если они хотят быть верными церкви и считаться таковыми, сотрудничать в защите веры и изгонять силой из подвластных им земель всех еретиков, объявленных таковыми церковью. Впредь всякий при вступлении на светскую должность должен будет дать такое обязательство под присягой.

    Разделы: История и обществознание

    Класс: 6

    Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.

    Образовательные:

    • продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
    • определить причины процесса усиления церкви;
    • показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.

    Развивающие:

    • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
    • формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
    • развивать умение делать самостоятельные выводы;
    • развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
    • развивать умение анализировать;
    • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

    Воспитательные:

    • воспитывать дисциплинированность учащихся;
    • развитие интереса к предмету;
    • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
    • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

    Тип урока: Урок освоения новых знаний.

    Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

    Методы обучения:

    • проблемный;
    • частичн-поисковый;
    • иллюстративный;
    • словесные;
    • элементы дифференцированного обучения.

    ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповой.

    Технологии: элементы дифференцированного обучения, "Проблемного обучения" и "Сотрудничества".

    Оборудование:

    • схема "Источники богатства католической церкви";
    • плакат "Костёр инквизиции";
    • карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)

    Ход урока

    I. Этап урока:

    Организационный момент.

    Выступление учителя:

    Тема урока. Цель урока?

    Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?

    (учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. Учитель обобщая и координируя, продолжает.)

    Правильно, сегодня на уроке мы:.

    В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

    Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

    Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

    Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

    II. Этап урока. Изучение нового материала.

    План:

    1. Сословия средневекового общества.
    2. Источники богатства церкви.
    3. Раскол христианской церкви.
    4. Ереси и еретики средневековья.
    5. Борьба церкви с еретиками.

    Учитель:

    Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

    Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.

    Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".

    Перенос схемы в тетради учащихся.

    Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).

    Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:

    Чему же учила людей церковь?

    Что проповедовала христианская мораль?

    Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?

    Учитель:

    При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

    Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?

    Церковь обогащало:

    1. Церковная десятина.
    2. Продажа церковных должностей.
    3. Священные реликвии.
    4. Церковные обряды.
    5. Продажа индульгенций.

    На доске схема - плакат "Источники обогащения церкви".

    Учитель:

    Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).

    • I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
    • II группа - продажа индульгенций;
    • III группа - церковные обряды;
    • IV группа - священные реликвии.

    (на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).

    Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.

    До середины XI века христианская церковь считалась единой.

    Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

    В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

    В тетрадь:


    Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры:

    • учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
    • о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
    • празднование церковных праздников;
    • о существовании ада, рая, чистилища и др.

    Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.

    Запишем в тетрадь:

    Еретик - противник господствующего вероучения церкви.

    Учитель : - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

    Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?

    Правильно.

    Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

    Учитель: - Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).

    Учитель : - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.

    Запись в тетрадь: Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.

    Учитель: - Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).

    Учитель: - А ещё у нас есть иллюстрация по теме "Костёр инквизиции" автор Илья Кучаев учащийся 11 класса нашей школы. Кто попробует описать событие, изображенное на плакате? Давайте послушаем.

    III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.

    А сейчас опять работа в группах.

    Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.

    • I группа - Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
    • II группа - Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
    • III группа - Перечислите источники богатств католической церкви.
    • IV группа - Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?

    (выступает 1 человек от группы)

    Учитель: - Молодцы!

    Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.

    Учитель: Домашнее задание параграф 15.

    Вопросы группам:

    • I группа - 7 в.
    • II группа - 8 в.
    • III группа - 1 в.
    • IV группа - 3 в.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Урок истории средних веков в 6 классе Учитель Г ригорьев А.П. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

    Основные сословия средневеково общества Богатство церкви Разделение церквей в 1054 году Еретики и борьба с ними План урока

    Какую роль играла католическая церковь в жизни средневекового общества? Задание на урок:

    Какова причина появления новых городов? ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли укрепление феодального землевладения войны между государствами Повторим изученное:

    Где появлялись города? на пересечение торговых путей у мостов и морских гаваней у стен больших монастырей и замков феодала верно все указанное Повторим и зученное

    Почему горожане огораживали город рвом и валом? для защиты от нападений врагов чтобы обозначить границы города для защиты от сглаза завистников Повторим изученное

    Почему жители городов боролись с сеньорами? хотели освободиться от влияния и поборов феодалов сеньоры не вкладывали деньги на развитие ремесла в городах было много незанятых в хозяйстве воинов Повторим изученное

    Что такое ярмарка? большая площадь ежегодный торг место сбора налогов Повторим изученное

    Здание городского совета в средневековом городе мэрия сенат ратуша управа Повторим изученное

    Как назывался город, жители которого смогли победить в борьбе с сеньором? коммуна метрополия колония муниципалитет Повторим изученное

    Структура средневекового общества Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом!!!

    Структура средневекового общества Те, кто молится Те, кто воюют Те, кто трудится

    Прочитайте раздел 2 на стр.125-126 и ответьте на устно на вопросы 1. Что такое десятина? 2. Что такое священные реликвии и мощи? 3. Как назывались специальные папские грамоты о прощении грехов? 4. Каким еще образом католическая церковь добывала себе богатство? Богатство церкви

    Индульгенция – специальная папская грамота, за покупку которой гарантировалось отпущение всех грехов

    Что составляло богатство церкви

    Восточная церковь (православная) Западная церковь (католическая) Глава церкви Язык богослужения Кому нельзя вступать в брак Разделение церквей 1054 год Прочитайте раздел 3 на стр.126 и заполните таблицу Византийский патриарх Папа Римский Г реческий или местные языки Латинский язык Только монахам Всем священникам Сделайте вывод: сильные ли различия были между Восточной и Западной христианскими церквями?

    Догматы (истины в религии, не требующие доказательств) в христианстве: Учение о Троице О непорочном зачатии Х риста (от Духа Божьего) Церковь – единственный посредник между богом и людьми Еретики и борьба с ними Но! Не все понимали догматы и умели читать Б иблию Искажение учения церкви Появление ересей

    Еретик – противник вероучения церкви Казнь еретиков в средние века

    Какие основные сословия существовали в средневековом обществе? Закрепим изученное!

    Что составляло богатство католической церкви?

    Параграф 15, раздел 1,2,3,7 пересказ Домашнее задание



  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.