Моисей маймонид. Рамбам — биография маймонида

- (1828, село Ключи Тамбовской губернии — 1903, Москва), философ, родоначальник русского космизма. Незаконнорождённый сын князя П.И. Гагарина. Учился в Шацком уездном училище (1836—42), в Тамбовской гимназии (1842—49), затем в… … Москва (энциклопедия)

- (1828 1903), религиозный мыслитель, один из основоположников русского космизма. Выдвинул «проект» всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки («Философия общего дела», т. 1 2, изд. 1906 13). * * *… … Энциклопедический словарь

Фёдоров, Николай Фёдорович - (1829 1903) религиозный мыслитель, педагог. В 1854 68 преподавал в уездных училищах в Липецке, Богородске и других городах Центральной России. В 1874 98 работал в Румянцевском музее, затем, после некоторого перерыва, в архиве Министерства… … Педагогический терминологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. Николай Фёдорович Фёдоров: Фёдоров, Николай Фёдорович (1829 1903) философ футуролог, один из… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с именем Фёдоров, Николай. Фёдоров Николай Фёдорович … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с именем Фёдоров, Николай. Николай Фёдорович Фёдоров (1885, Гатчина, Россия 29 августа 1984, Париж, Франция) русский… … Википедия

Портрет Николая Фёдорова работы Леонида Пастернака Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня, 1829 28 декабря, 1903) русский религиозный мыслитель и философ футуролог, деятель библиотековедения, педагог новатор. Один из основоположников русского… … Википедия

Портрет Николая Фёдорова работы Леонида Пастернака Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня, 1829 28 декабря, 1903) русский религиозный мыслитель и философ футуролог, деятель библиотековедения, педагог новатор. Один из основоположников русского… … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. Николай Фёдоров: Фёдоров, Николай Васильевич: Фёдоров, Николай Васильевич (политик) (р. 1958) российский политик, первый президент Чувашии. Фёдоров, Николай Васильевич (атаман) … Википедия

«Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…»

А. Л. Волынский

Николай Фёдорович
Фёдоров

Русский религиозный мыслитель и философ - футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Николай Фёдорович Фёдоров родился 26 мая (7 июня) 1829 года в Ключах, Тамбовской губернии Российской Империи. Умер философ в Москве 15 (28) декабря 1903 года.

Николай Федоров как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина получил фамилию крестного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.

Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы. В середине 60-х годов познакомился с Н. П. Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова но через три недели освобожден.

Летом 1867 г. Федоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.

В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трех часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Федоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим "стипендиатам", от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Федоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел воспалением легких, и от этого умер. Федоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Федоров было нарисовано тайком Пастернаком.
Современники Федорова
В 1870-х гг. Федоров руководил самообразованием К. Э. Циолковского. Ф. М. Достоевский познакомился с учением Федорова в изложении Петерсона в 1878 г. . В 80-х и 90-х гг. Л. Н. Толстой и Вл. Соловьев регулярно общались с Федоровым. Вл. Соловьев называл Фёдорова "дорогим учителем", признавая его учение "первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову"
К.Э.Циолковский, вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим "пансионером", называл Фёдорова "изумительным философом".
Философские идеи
Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров всегда был глубоко верующим христианином. Он ясно понимал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу.

Но главное в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над "последним врагом" - смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную, но отнюдь не противоречащую христианскому мировоззрению мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.
Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце ХХ стали называть "экологическими глобальными проблемами". Он выдвинул замечательную идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.

Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли.

Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Связь с Космонавтикой
Мысль Циолковского: "Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!" явно вдохновлена идеями Н.Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики.

Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием "Философия Общего Дела", внимательно читал С.П.Королёв. Когда 12 октября 1962 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй "Два Гагарина", напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.
Современность
В конце ХХ века в России интересе к творчеству и идеям Федорова вновь вырос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н.Ф.Фёдорова. В Музее-читальне им. Н.Ф.Фёдорова регулярно работает научно - философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н.Ф.Фёдоров и К.Э.Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения.

Рус. религиозный мыслитель, представитель рус. космизма, автор уникальных идей "Общего дела", попытка реализации к-рых оказала огромное влияние на культуру 20 в. В 1849 окончил Тамбовскую гимназию, в 1852 - Ришельевский лицей в Одессе. В 1854-68 преподавал историю и географию в провинциальных училищах. С 1874 многие годы был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве, последние годы жизни работал в читальном зале архива министерства иностранных дел.

Ф. внес большой вклад в развитие рус. книговедения, первым составил систематич. каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о междунар. книгообмене. Вел аскетич. образ жизни, все свое небольшое жалованье раздавал нуждающимся, не имел практически никакой собственности, считая это грехом, поэтому при жизни ничего не опубликовал под своей фамилией.

С именем Ф. связано зарождение и развитие целого потока рус. культуры, получившего название "космизма"; его осн. идея в том, чтобы воскресить все когда-либо жившее как условие бесконечного прогресса истории и победить смерть..

Эту идею регуляции природы силами науки и техники мыслитель развивает в ряде своих работ, опубликованных после его смерти учениками под общим названием "Философия общего дела", где предлагает систему достижения бессмертия человека через регуляцию природы, развитие познания и самосовершенствование человека. Целостная совокупность этих сторон даст новое качество - бессмертие человека. "Общее дело", по Ф., - это воссоздание бывшего состояния мира, до грехопадения (Адама и Евы).

Под бессмертием Ф. понимает нек-рую принципиальную сущность будущего человечества, окончат, торжество справедливости, нравственности, красоты, истины, сопровождающейся вечной духовно-материальной жизнью каждого человека, сохранением его Я. Личное бессмертие выступает лишь одним из проявлений этой сущности. Осн. зло для человека заключается в его смерти, порабощенности его слепой силой природы. Природа вечна, а ее создания - смертны. Природа - гигантское целое, функционирующее путем беспрерывного возобновления ее бесчисленных частей. Смерть - атрибут природного существования, где каждая жизнь оплачивается смертью других - в рождении, питании, неизбежным вытеснении в борьбе. С оформлением личности возникает самосознание, включающее неприятие своего уничтожения, чувство, что возможности развития личности могли бы быть безграничными, если бы не тормозились материально-природными границами ее существования. Посредством знания и деятельности человек должен превратить все слепые и часто враждебные ему силы природы в орудия и органы человечества. Только установив господство над природой, человек победит смерть.

Высшая цель регуляции природы - воскрешение предков, "отцов". Путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеч. организма, освоение космоса и управление космич. процессами. Достижение бессмертия - "общее дело" всего человечества. Высшая точка регуляции - победа над смертью. В "Философии общего дела" Ф. выделяет два осн. вопроса регуляции - продовольственный и санитарный, вмещающие весь регистр задач в управлении силами природы. Продовольственный вопрос решается овладением атмосферными явлениями, регуляциями метеорологич. процесса, поиском новых источников энергии.

В процессе регуляции должен измениться и сам физич. организм человека. Человек не может стать бессмертным, сохранив старый тип жизнедеятельности, к-рый мыслитель считал принципиально конечным. Поэтому гл. направлением развития должно стать преображение органов самого человеч. организма (так, чтобы человек сам мог летать, видеть далеко и глубоко и т.д.). Это должно стать задачей психофизиол. регуляции "органич." процесса. Ф. призывал глубоко исследовать механизм питания растений, по типу к-рого возможны перестройки организма человека.

Давление грозных и смертоносных сил природы на человека приводит к тому, что человек становится одержимым стремлением к самосохранению, что является причиной враждебного отношения людей и народов друг к другу. Вследствие всеобщей недоброжелательности силы человека разобщены и поэтому недостаточны для разрешения великой проблемы господства человека над природой. К тому же эти силы в нек-рой степени направлены на борьбу человека с человеком и нации с нацией. Обществ, строй, возникающий на базе эгоизма, Ф. определяет как зооморфический - он зиждется на отделении сознающих и направляющих органов от исполнительных. Вследствие противоречия между мыслью и действием каста ученых, погруженная в чистое и беспредметное созерцание, приводит к ложному учению о мире и ложной ориентации научной деятельности. Даже великие научные открытия и изобретения в таком об-ве используются, гл. обр., для взаимной борьбы, а не в целях достижения общего блага. По Ф., идеальный социальный строй - "психократия" - должен основываться на единстве сознания и действия. Особой миссией научной деятельности должно стать изучение слепых и смертоносных сил природы с целью их превращения в жизнедеятельные силы. Когда человечество научится управлять силами природы и т. о. покончит с голодом, оно тем самым покончит и с источниками человеч. вражды. Человечество сосредоточит все свои совокупные силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей Вселенной. Сознат. управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Ф. в последоват. цепочке задач: регуляция космич. явлений; превращение стихийно-разрушит. хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества - психократии, основанной на сыновнем, родственном сознании; работа над преодолением смерти, преобразованием физич. природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, гениально предвидя, что эти пределы будут неуклонно расширяться, доходя до того, что пока еще кажется нереальным и чудесным.

Учение Ф. пытается по-новому взглянуть на назначение человека в мире, поставить перед ним невиданную ранее задачу и предложить пути ее выполнения. Мысль Ф. направлена на практич. воплощение архетипа в деле истор. преображения мира как задачи истор. процесса. Такое практич. воплощение предстает как проект "Общего дела" - соединение сил всех людей планеты в деле управления силами природы, в деле преодоления разрушения и самой смерти. Ф. раскрывает соборно-проективное отношение человека к Космосу.

Ф. выдвинул новый, космич. взгляд на человека. Человек для него землянин, т. е. далеко еще не совершенный, но великий и уникальный образ организованного, природного, космич. существа. Для обозначения каждого члена людского рода Ф. предпочитал употреблять понятие "сын человеческий", вмещающий в себя и фундаментальную идею сыновства ("сын умерших отцов"), и идею всеземного Отечества.

Природу, жизнь, смерть, воскрешение, бессмертие человечества Ф. связывает в единое системное целое. Эта система должна содержать некое нравств. начало. Гл. разделение в мире: отрыв мысли отдела, разделение людей на "ученых" и "неученых", раскол родственной общности на две сферы - рефлективно-теоретическую, условно-проективную, и механически-трудовую, бездуховно-практическую. Причина всего этого - ненавистная раздельность мира и все проистекающие от нее бедствия.

Ф. не ограничивает область нравственности миром человеч. взаимоотношений, а указывает на прямую зависимость торжества нравств. начала в человеке от материально-природного порядка, сознат. овладения им. Человек, воплотивший в себе высший нравств. закон, - жертва природы, болезней и смерти. Об-во со всеми его достижениями и культурно-трудовыми накоплениями может погибнуть от земной или космич. катастрофы. Он призывает направить этич. действие человечества на "небратство" вещества, "неродственность" материи и ее сил. Он призывает всех исследователей объединить усилия для выяснения причин неродственности, затем для ее устранения. Неродственность уходит в корень бытия, формирует его "недолжную" структуру. Изучение причин неродственности равнозначно изучению этой структуры и попытке ее выправить. Братство обретается делом, сначала делом знания себя и других, знания психич. и физич. природы человека, знания мира и, наконец, делом выполнения задачи регуляции и воскрешения. Т. о., регуляция природы у Ф. - сознательно-волевое действие существ разумных и нравственных, трудящихся в совокупности для общего дела.

Ф. утверждал решающий факт человеч. сознания в мире, заключая, что необходимость сознат. управления эволюцией, преобразования всей природы исходит из глубинных потребностей разума и нравств. чувства человека. Человек должен стать орудием обратного воздействия на породившую его природу для ее преображения и одухотворения. Это - типичная обратная связь в системе человек - природа (Земля - Космос). Системные идеи Ф. проявляются и в его взглядах на выход человека в космос как на составную часть его учения о достижении бессмертия человечества. Он признает правомерность бытия разумных существ в др. мирах, выдвигает на первый план задачу поиска реальных средств перехода человека на др. планеты. Человечество вынуждено искать средства к жизни в др. мирах, чтобы обеспечить бесконечность своего существования. В "Философии общего дела" неизбежность выхода человечества в космос рассматривается в тесной связи с невозможностью полной регуляции лишь в пределах Земли; она зависит от всего Космоса. В бесконечных просторах разместятся мириады воскрешенных поколений. Нынешний зритель миров должен сделаться их обитателем и правителем. При истощении земных ресурсов, умножении численности населения, космич. катастрофе - это единств, выход для человечества. Ограниченность в пространстве препятствует воздействию разумных существ на все миры Вселенной, а ограниченность во времени - смертность - одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную. Борьба с разъединяющим пространством - первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем; судьбы человечества системно связаны с Космосом.

В истории философии и культуры существуют разл. оценки творчества Ф. - от восторженного почитания (Вл. Соловьев, напр., называл его своим "духовным учителем") до резкого неприятия (известный рус. богослов Г. Флоровский усматривал в учении Ф. гордыню и вызов Творцу). Идеи Ф. оказали существ, влияние на таких выдающихся мыслителей, как Л. Толстой и Достоевский.

Соч.: Соч. М., 1982; Соч.: Библиотека духовного возрождения. М., 1994; Соч.: В 4 т. Т. 1-2. М., 1995; Философия общего дела: Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством // Рус. космизм. М., 1993.

Лит.: Бердяев Н.А. Н.Ф. Федоров // Путь. 1928. № 11; Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров) // Два града: Исследования о природе обществ. идеалов. М., 1991; Зеньковский В. В. История рус. философии. Т. 2. 4.1. Л., 1991; Лосский Н.0. История рус. философии. М., 1991; Семенова С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Она же. Вера, пришедшая в "разум истины" // Путь. 1992. № 2; Емельянов Б.В., Хомяков М.Б. Николай Федоров и его "Философия общего дела". Псков,1994.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что может являться основой братства всех людей?
Что общего у всех людей?

Поэтому и общим предприятием, соединяющим всех людей, следует считать борьбу за бессмертие . В основу теории закладывается очень высоко направленный нравственный вектор, принцип супраморализма : невозможно примириться хотя бы с одной человеческой смертью на земле. "Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть" .

Безусловно, первой задачей будет разгадка причин смерти и достижение бессмертия всех живущих на земле людей. Но, учитывая обозначенный вектор, вслед за достижением бессмертия должен начаться процесс оживления, воскрешения во плоти, все более полного и далекого, всех живших на земле людей. Это ли не оригинальный проект машины времени - встреча всех поколений людей во плоти?

Где будут жить сонмы воскрешенных? Они заселят все планеты вселенной, человек станет разумом вселенной. "Всеобщее воскрешение - есть полнота, совершенство жизни всей природы, всех миров Вселенной, совершенство умственное, эстетическое и нравственное" .

Федоров отмечает, что, конечно, первоначально будут воскрешены люди недавно умершие, не превратившиеся в прах. Для 19-го века это уточнение ни в чем не меняло сверхеретичности проекта. Для нас же, знакомых с достижениями реаниматологии, эта проблема кажется более реальной: шестиминутная клиническая смерть во многих случаях уже не является природным запретом на воскрешение.

Как же будет осуществляться воскрешение людей, превратившихся в прах, перешедших в состояние молекул и атомов? Человек с помощью неограниченных сил науки приобретет богоподобную власть над природой, научится регулировать, управлять не только собой, не только всеми планетами вселенной, но и всеми молекулами и атомами и "соберет" человека. Но ведь невозможно все вещество планеты пустить на реконструкцию живых людей! Необходимо подключить вещество Вселенной... Сын обязан воскресить своего отца как бы из себя, ведь он несет в себе следы его облика, отец воскресит из себя деда... и так до самого первого человека. Материальный носитель наследственной информации (ДНК) давно уже найден современной наукой. Дело за постановкой новой задачи - воскрешение по коду ДНК...

Что же будут представлять из себя люди, достигшие такой власти над природой? Это будет уже новый, преобразованный человек, с расширенными возможностями и ресурсами. "Ему будут доступны все небесные пространства, все небесные миры, но только тогда, когда он будет сам воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что только тогда он будет способен жить во всех средах, принимать разные формы и быть в гостях у поколений - от самых древних до самых новейших, во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких, управляемых всеми воскрешенными поколениями" - какая блестящая научная фантастика!

Общее дело победит, и неродственность, небратское состояние людей, которое является главнейшим злом современного человечества и ярким признаком незрелости, младенческого состояния его.

"Только в учении о родстве вопрос о толпе и личности получает разрешение: единство не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие же личностей лишь скрепляет единство..." . Не все одинаковые, а все разные, в силу индивидуальностей занимающиеся разными делами, направленными на одну цель. "Объединенный на всей планете человеческий род станет сознанием земной планеты, сознанием ее отношений к другим небесным мирам". . Как ясно просвечивает здесь идея В.И.Вернадского о ноосфере...

Посредством чего же объединенное человечество приобретет невиданную, богоподобную власть? Федоров разрабатывает концепцию о регуляции природы. Все взаимосвязано, регуляция природы возможна только при объединении человечества, но "человечество потому и разъединено, что нет общего дела, в регуляции же, управлении силами слепой (по отношению к человеку - Н.Кр. ) природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим" . Под регуляцией Николай Федорович понимает не эксплуатацию, не расхищение без восстановления, утилизацию и загрязнение без прогнозирования последствий, а именно регуляцию, основанную на изучении законов эволюции и функционирования природы как системы. Но система эта породила человека - существо мыслящее и страдающее, дала ему новое качество - разумность, но не отменила его прежнего свойства (как и всего живого) - смертности. Поэтому и вводится понятие регуляции природы относительно целесообразности жизни человека.

Суммируем сказанное: "Понимать - это уже действовать, осуществлять. Странен человек, который ничего не делает, имея перед собой Дело... Нет такого дела, с которым не могла бы справиться наука. Человечество внесет в мироустройство цель и смысл. Мир дан людям не на поглядение, не на созерцание только, а на действие. По сути-то ведь и всегда люди считали возможным действовать, влиять на стихии: Думали и думают, например, что жертвоприношениями и молитвами можно низводить дождь с неба на землю. Но то было не настоящее действие, а воображаемое, мифическое. Так сказать, иллюзия действия. Дело теперь за тем, чтобы превратить иллюзию в реальность. Границ и пределов не будет! Человек сдвинет с места планеты и звезды, переставит и перестроит их по своему чертежу. Астрономия станет подобием архитектуры. Первым поприщем для небесных архитекторов будет, конечно, собственная Земля. Придут к этому, когда возьмутся за работу сообща, когда все человечество станет братской единой семьей... Но, если человечество признает регуляцию делом для себя непосильным, что ж, тогда оно будет отвергнуто, как не выдержавшее испытание. И отнимется у него власть над миром, и дана будет эта власть другому роду разумных существ на иной планете, у иной звезды... Но я не хочу исходить из этого. Верю в то, что человечество выполнит все, что ему суждено. От регуляции Земли прямой путь к регуляции Солнечной системы. Электрические и магнитные силы (не говоря уже о силах ньютоновых) связывают, вероятно, Солнце с Землей и планетами. Так что все, что происходит на Земле - дождь, сушь, ураганы, землетрясения, все это явления не чисто земные, а теллуро-солярные ("теллус" - Земля, "соль" - Солнце). И, следовательно, весь теллуро-солярный процесс должен подвергнуться регуляции. Нынешнее же состояние солнечной системы я бы уподобил тем организмам, в которых нервная система еще не образовалась. Поведение этих организмов беспорядочное, от случая к случаю, от толчка к толчку. Это не просто образное сравнение, а реальный факт. Задача человечества состоит в том, чтобы не допустить, предупредить конец Земли и всего мира. Конец же этот весьма возможен для природы оставленной на произвол своей еще слепоте. Солнце рано или поздно погибнет, если мы не снабдим его и всю систему планет регулирующими аппаратами. Своего рода нервными путями, ведущими от мозга к периферии. Мозг солнечной системы - человечество. Истинного познания Вселенной род человеческий достигнет тогда, когда освободится от крепостной зависимости от Земли, когда получит возможность управлять ее ходом и сам полетит в междупланетной среде... И вся наука, все естествознание станут тогда одними и цельными - небесными и вместе с тем, земными... Только такая безбрежная дерзновенная область деятельности, как освоение космоса, этот великий подвиг, который предстоит совершить человеку, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые расходуются на взаимную рознь и растрачиваются по пустякам".

Проект Н.Ф.Федорова имеет много недостатков, содержит явные противоречия, в нем не продуманы многие аспекты организации нового общества, не разработаны пути перехода от существующего социального порядка к будущему... Но проект обладает достоинством, искупающим многие недостатки: он соединяет науку и этику, вносит в научное познание высокий нравственный императив - конечную цель всех его усилий. В настоящее время наука развивается бурно, стихийно, неконтролируемо, мотивируя свою активность безудержным стремлением человека к познанию Н.Ф.Федоров выставляет идеальный конечный результат для науки: разгадка природы человека, его смерти, обретение бессмертия, воскрешение умерших. Безусловно, шокирует идея воскрешения, но она действует как надежный гарант против развертывания сил зла в мире! Нельзя вести войны - на них убивают людей, а наша цель - всех воскресить; не нужна военная промышленность; исключаются травматичные, вредные производственные технологии, отравление природы... Всякая агрессия по отношению к человеку противоречит основной цели общества. Реальность воскрешения людей отодвинута в самое неопределенное будущее, но отныне предложенная конечная цель оценивает все, что изобретается, открывается и производится в мире. 1 Супраморализм - термин Н.Ф.Федорова, обозначающий сверхморализм .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.