Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа. Месяц хаджа – Зуль-Хиджа 10 дней месяца зуль хиджа

15 сентября наступил месяц Зуль-Хиджа - одним из высокочтимых месяцев в Исламе. Аллах отдал предпочтение некоторым местам и отрезкам времени перед другими. Для мусульман пятница - это лучший день недели, Рамадан - лучший месяц в году, " " является лучшей ночью в Рамадан, день "Арафат" - это лучший день в году. Аналогично первая декада месяца «Зуль-Хиджа» является благословенной для мусульман.

Аллах говорит в Коране:

"Клянусь зарею, клянусь десятью ночами! Клянусь четом и нечетом! Клянусь ночью, когда она проходит! Неужели этих клятв не достаточно для обладающего разумом?" (89:1-5).

Раньше мусульманские ученые имели разные представления о том, что имеется в виду под "десятью ночами". Но большинство из них согласились, что под десятью ночами подразумевается первая декада месяца зуль-хиджа.

В другом аяте говорится: "Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!" (22:28)

Большинство толкователей Корана считают, что «установленные» дни - это десять дней месяца зуль-хиджа.

Эти десять дней, которые проходят незамеченными многими в настоящее время, обладают большой добродетелью.

О достоинствах первых десяти дней Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Нет других дней, в которые праведные деяния более любимы Аллаху, чем в эти десять дней ".

Виды деяний в эти десять дней:

Первый

Совершение хаджда и умра, и это – лучшие из деяний, которые можно совершить. На их превосходство указывает целый ряд хадисов, один из которых – это изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Совершение умры – искупление грехов, содеянных между нею и предыдущей умрой, и вознаграждение за хадж, принятый Аллахом, Всевышним, – не что иное, как Рай » (Аль-Бухари и Муслим).

Второй

Соблюдение поста в течение этих дней – столько дней, сколько сможете продержать, особенно в День Арафат. Акт соблюдения поста – это, несомненно, одно из лучших деяний, и он из числа того, что Аллах, Всевышний, избрал для Себя, как гласит хадис кудси:

«Соблюдение поста – для Меня, и именно Я даю за него вознаграждение. Воистину, ради Меня кое-кто отказывает себе в половой страсти, в пище и в питье … » (Аль-Бухари, Муслим и другие).

Также, со слов Абу Саида Аль-Худри переданы такие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Ни один слуга [Всевышнего Аллаха] не держит и одного дня поста на пути Аллаха ни для чего иного, кроме как дабы Всевышний Аллах, из-за него (т.е. поста) отвратил его лик от Ада на [расстояние] семидесятилетнего странствия » (Аль-Бухари и Муслим).

От Абу Катада мы узнаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Соблюдение поста в День Арафат будет зачтено Аллахом как прощение грехов предыдущего года и последующего года » (Муслим).

Третий

Такбир (Аллаху акбар) и зикр (пребывание с мыслью об Аллахе, поминание Аллаха посредством произнесения различных слов восхваления и прославления) в эти десять дней. Аллах говорит:

«… Славить имя Аллаха в установленные дни при [принесении в жертву] дарованную им скотину. Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка! » (Коран, 22:28)

Некоторые ученые это разъяснили так: это означает десять дней месяца зуль-хиджа, и они считают желательным более частый зикр в эти дни, основываясь на хадисе Ибн Умара, рассказанного Ахмадом, где сказано: «… посему множьте в эти дни тахлиль, и такбир, и тахмид».

Об Ибн Умаре и Абу Хурайре сообщено, что

«…оба они во время этих десяти дней выходили на людное место, произнося «Аллаху акбар», призывая и людей говорить это » (Аль-Бухари).

Исхак со слов ученых табиин (поколения преемников сподвижников Пророка) передает, что в эти десять дней они произносили такбир:

«Аллаху акбар, аллаху акбар. Ла иллаха илла Аллах, уа Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа иллахи аль-хамд».

«Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь » (Коран, 22:37)

Произнесение такбир на больших собраниях мусульман (т.е. когда все произносят такбир в один голос) недопустимо, ибо это не было передано нам от ранних поколений сподвижников и от тех, кто последовал их путем. Воистину, по сунне каждый должен произносить такбир индивидуально.

И это же в целом касается зикра и обращений с мольбой, за исключением тех случаев, когда человек не знает, что говорить. В таком случае он может повторять за кем-либо другим, покуда не выучит те слова, которые нужно произносить. Также допустимо предаваться зикру, используя все возможные фразы такбир, тахмид и тасбих, а также другие узаконенные религией ислам мольбы (из Корана и сунны).

Четвертый

Покаяние и воздержание от неповиновения и каких бы то ни было грехов, поскольку прощение и милость проистекают от содеянного. Неповиновение проистекает из-за отдаления от Всевышнего Аллаха и отказа от Него; повиновение же проистекает от близости к Всевышнему Аллаху и любви к Нему.

Пятый

Совершение многих добровольных праведных дел (нафл), связанных с поклонением, – таких как молитва (особенно в собрании мусульман), пожертвование, чтение книги Корана, внушение доброго и запрещение злого, и других подобных дел. Воистину, они из числа поступков, которые в эти дни приумножены. В течение этих дней даже менее предпочтительные поступки высоки и более любимы Аллаху, нежели высокие поступки, совершенные в другое время. Эти поступки превосходят даже джихад, а это одно из лучших деяний, – кроме как в случае тех, у кого убит конь и пролита кровь (т.е. он потерял в джихаде свою жизнь).

Шестой

В эти дни произнесение такбир предписано законом во все часы ночи и дня, до наступления времени молитвы Ид. Предписано также произнесение такбир после пяти обязательных молитв, совершаемых в коллективе.

Произнесение такбирата от восхода (фаджр) в День Арафат (9-е число месяца зуль-хиджа) для не совершающих хадж, и от полудня (зухр) Дня Жертвоприношения (10-е число месяца зуль-хиджа) для совершающих хадж, и продолжается вплоть до молитвы аср в последний день из дней ташрик (13-е число месяца зуль-хиджа).

Седьмой

Забой (удхиях) жертвенного животного также предписан на День Жертвоприношения (10 месяца зуль-хиджа) . Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама.Наилучшим для жертвоприношение считается первый день (10 Зульхиджжа). Приносить Курбан ночью – макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Это сунна нашего отца Ибрахима – когда Всевышний Аллах искупил великое жертвоприношение сына Ибрахима животным вместо него.

Восьмой

Человеку, который намерен совершить жертвоприношение, в первые десять дней месяца зуль-хиджа нежелательно (караха) стричь ногти или волосы. Если закалывает животное один человек из семьи, то ему нежелательно стричь волосы или ногти, а для остальных это не является нежелательным. Со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах) переданы такие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Коль вы видите хиляль (новую луну) зуль-хиджа и кто-то из вас хочет принести жертву, тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос и ногтей » (Муслим и другие).

В одном из повествований он также сказал:

«Тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос, как и от своих ногтей, покуда не совершит жертвоприношение ».

Возможно, что причина этого – уподобление с тем, кто приносит жертвенное животное для забоя в хадже, ибо Аллах, Всевышний, говорит:

«… Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву » (Коран, 2:196)

Этот запрет очевидно касается лишь тех, кто совершает жертвоприношение, и не относится к жене и детям, покуда это не жертвоприношение за кого-либо из них конкретно. В мытье же головы или ее расчесывании нет ничего предосудительного, даже если волосы при этом могут выпасть.

Девятый

Мусульманину, который не совершает хадж, надлежит сделать все возможное, чтобы совершить молитву ид там, где ее совершают, присутствовать на хутбе и извлечь из нее пользу.

Мусульманин обязан знать мудрость предписания этого ид (исламского общественного празднества). Это день благодарения и совершения праведных дел. Поэтому мусульманин не должен делать его днем для уединения, гордыни и тщеславия. Он или она не должны делать его временем для неповиновения и приумножения запретных поступков – всего того, что сводит на нет добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.

Десятый

После всего упомянутого понятно, что каждому мужчине и женщине в исламе надлежит извлечь для себя благо и пользу из этих дней, повинуясь Всевышнему Аллаху, поминая Его, благодаря Его, исполняя все неукоснительные обязанности и избегая запрещенного. Каждый мусульманин должен сполна извлечь для себя благо из этого времени раскрытия даров Аллаха, дабы обрести угоду своего Господа.
Воистину, Аллах, Всевышний, – Единственный, Кто дарует успех , и Он ведет по Прямому пути . И да будут благословения Всевышнего Аллаха и мир Мухаммаду, и его семье, и сподвижникам!

Пусть Аллах примет наши добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс », начиная каждую из них с «Бисмиллях... ». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс », будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников », – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего ; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами... » – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни ». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа ». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)? » Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида) ». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения ».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни ».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа) ». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)? » Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся ».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал : “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа ”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада? ” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть ”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете ».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши ».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани). Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

В календаре Хиджра 12 месяцев, 4 из которых запретные. Так повелел Аллах при сотворении мира. К ним относится месяц зуль-хиджа, священный и благодатный для всех мусульман. Особенно значимы первые 10 дней, позволяющие увеличить благие деяния и заслужить отпущение грехов, допущенных по незнанию или другим причинам. Используйте предоставленное время с максимальной выгодой для себя и Всевышнего.

О важности десяти дней и ночей

Зуль-хиджа переводится с арабского, как месяц хаджа. Именно в это время паломники со всего мира отправляются в Мекку – главную святыню мусульман. На начало месяца выпадает два важных события – день Арафа и Курбан-байрам.

Значимость первых 10 дней подчеркнул в Коране сам Аллах, поклявшись ими. Время считается более благодатным, чем последние 10 суток Рамадана, за исключением ночи предопределения. Поклонение Аллаху в эти дни важнее джихада. Преуспевшие в служении приближаются к Богу.

Самые значимые особенности

Пророк Мухаммед назвал эти дни лучшими на свете. Он побудил совершать благие деяния во имя Аллаха и подтвердил, что значимость их увеличивается многократно:

  • пост в каждый из дней приравнивается к году;
  • поклонение не менее значимо, чем в ночь предопределения;
  • за одну ночь поклонения дается в 700 раз больше савабов;
  • ценность 10 дней зуль-хиджа равна 1000 других дней;
  • день Арафа превосходит 10000 дней.

Желательно соблюдать пост с 1 по 8 зуль-хиджа. На 9 число выпадает день Арафа. Это время обязательного строгого поста, который искупает грехи прошедшего и будущего года.

За ним следует Курбан-байрам – заклание жертвенных животных. В 10 день зуль-хиджа не разрешается поститься никому. Мясо необходимо раздать нуждающимся, остаток употребить в пищу, приготовив обильное угощение для родных и близких.

С чем встретить благословенное время

Аллах ценит праведные дела, но более всего любит их в эти благословенные дни. То, что творится без души, механически не принесет радости Всевышнему. К благим деяниям необходимо подготовиться внутренне. Три отправные точки послужат ориентиром.

  1. Покаяние – глубокое, искреннее раскаяние в собственных грехах и ошибках освобождает душу от тяжелого груза и гнетущих переживаний, позволяет вернуться к Богу и служить ему с чистыми помыслами.
  2. Твердое намерение использовать дни с максимальной пользой для себя и во имя Аллаха. Обязанность всякого мусульманина – стремиться украсить это время праведными поступками и мыслями. Искренне вознамерившимся воздастся и Аллах обеспечит легкий путь к добродетели.
  3. Отдаление от греховных деяний и помыслов. Аллах правдив и милостив. Он дарует прощение, позволяет приблизиться к себе и избежать адского огня всем, стремящимся уйти от грехопадения не только в особые дни зуль-хиджа, но во все остальные.

Для достижения этих целей необходимо приложить те усилия, на которые человек способен в данный момент. Что именно предпринять – зависит от ситуации.

Обязательные и желательные действия

В первые дни зуль-хиджа Всевышний дает своим рабам шанс обрести вознаграждение недоступное в другое время. Взамен требуется четкое следование правилам и соблюдение законов Шариата.

При имеющейся возможности желательно совершить хадж или . Паломничество считается священной обязанностью каждого мусульманина. Умра избавляет от накопившихся грехов, за хадж без показухи и стремления выделиться воздается раем.

Пост – лучшее подтверждение любви к Аллаху. Всевышний считал, что все деяния человек совершает ради себя и лишь это – для него. Особенно важен пост в день Арафа – дает искупление от грехов за два года.

Пророк сказал, что милостыня не убавляет имущества. Щедрость подаяний в дни зуль-хиджа не должна быть целью. Важно, как человек жертвует – от души делится куском хлеба или небрежно бросает нищему монету из тугого кошелька.

В целом к благим деяниям относятся чтение и толкование Корана, проявление уважения к родителям и старшим по возрасту, примирение в ссорах, укрепление родственных связей, воздержание от сквернословия и дурных мыслей, помощь и молитвы.

Десять практических шагов

Совершая или умру, вы просто следуете заведенному порядку, выполняя обряды в строгой последовательности. Если паломничество по каким-либо причинам откладывается, можно провести 10 дней зуль-хиджа в обычной обстановке, изменив привычный ход событий.

Всего 10 конкретных шагов позволят приблизиться к Аллаху и в полной мере ощутить благодать первых 10 дней месяца зуль-хиджа.

  1. Познавать Коран, от 1 до 3 джузов ежедневно. При должном усердии есть возможность прочесть Книгу Аллаха полностью.
  2. Задолго перед намазом приходить в мечеть, посвящать время молитвам и многократному прославлению Всевышнего.
  3. С особой тщательностью совершать дополнительные намазы, кроме обязательных пяти ежедневных.
  4. Выделить три периода для поминания Аллаха. Желательно – перед рассветом до намаза Фаджр, после Фаджра, между послеполуденным намазом Аср и вечерним Магриб.
  5. Напоминать близким, друзьям, коллегам, соседям, семье о важности благих мыслей, намерений, дел именно в эти дни.
  6. Соблюдать пост с 1 по 9 зуль-хиджа, особенно важно следовать этой традиции в день Арафа.
  7. Использовать способность говорить во благо – для призывов к добру, примирения. Не допускать грубости, лжи, оскорблений, ругани.
  8. Организовать ифтар по завершении поста. Полноценный обед или ужин не требуется, достаточно простого угощения.
  9. Раздавать милостыню, желательно в каждый из 10 дней.
  10. Не скупиться на благие дела – посещать больных, помогать нуждающимся, просто улыбаться.

Совершить Курбан – желательное действие. Для семьи достаточно одного животного. Перед этим следует воздержаться от стрижки волос и ногтей с начала месяца зуль-хиджа.

И пусть великий Аллах позволит каждому ощутить и использовать ценность благословенных дней!

Благословенный месяц Зуль-Хиджа является одним из самых высокочтимых месяцев для мусульман. Также этот месяц является одним из четырёх запретных месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны. Особенно ценными в этом месяце являются первые десять дней.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أفضل أيام الدنيا العشر -يعني عشر ذي الحجة

«Наидостойнейшими днями этого мира являются первые десять дней месяца Зуль-Хиджа ». (Аль-Баззар)

Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в книге «Фатх Аль-Бари» в комментарии к этому хадису сказал:

«Очевидно, что причина предпочтения первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа заключается в объединении самых значимых обрядов поклонения в эти дни. Этими полонениями являются: намаз (праздничный намаз), пост, садакъа (жертвоприношение), хадж, чего не встретишь в другие дни».

Поэтому благие деяния, совершенные в первые десять дней этого месяца, имеют особую ценность, и за эти деяния человек получает большое вознаграждение.

Учёные считают желательным соблюдать пост первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо от Хафсы (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

أربع لم يكن يدعهن رسول الله صلى الله عليه وسلم، عاشوراء، والعشر، وثلاثة أيام من كل شهر، والركعتين قبل الغداة

«Четыре деяния не оставлял Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пост три дня в каждый месяц и двухракаатный суннат-намаз перед утренним намазом ». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)

Слова Хафсы (да будет доволен ею Аллах) «десять дней…» подразумевают первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, ибо держать пост в десятый день, то есть в Курбан Байрам и последующие три дня является запретным.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ما من أيام أحب إلى الله أن يتعبد له فيها من عشر ذي الحجة، يعدل صيام كل يوم منها بصيام سنة وقيام كل ليلة منها بقيام ليلة القدر

«Самыми любимыми для Всевышнего Аллаха днями для совершения благих деяний перед Аллахом являются десять дней (имеются в виду первые десять дней месяца Зуль-Хиджа). Вознаграждение за соблюдение поста в каждый из этих дней приравнивается к награде за соблюдение поста за целый год, а оживление поклонениями каждой из этих ночей приравнивается к оживлению ночи предопределения (Лайлатуль Кадр) ». (Тирмизи, Ибн Маджа)

Исходя из этого хадиса, некоторые учёные посчитали, что вознаграждение за благие деяния в эти дни превосходит даже награду ночи предопределения (Лайлатуль Кадр)

В эти десять дней также входит и девятый день месяца Зуль-Хиджа – день Арафа , и соблюдение поста в этот день является самым предпочтительным из всех этих дней.

Вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет, то есть тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صِيامُ يومِ عَرَفَةَ ، إِنِّي أحْتَسِبُ على اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السنَةَ التي قَبلَهُ ، و السنَةَ التي بَعدَهُ ، و صِيامُ يومِ عاشُوراءَ ، إِنِّي أحْتَسِبُ على اللهِ أنْ يُكَفِّرَ السنَةَ التِي قَبْلَهُ

«Я надеюсь, что Аллах по причине поста в день Арафа простит (постящемуся) грехи прошлого года и года наступающего. И по причине поста в день Ашура простит (постящемуся) грехи прошлого года ». (Муслим)

Однако тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат. Совершающим хадж предписано разговляться в этот день, согласно хадису, в котором ‘Икрима (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды он зашел к Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) и спросил его о посте в день Арафа для людей, совершающих хадж, и он ответил:

نَهَى رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ عن صَومِ يومِ عرفةَ بعرفاتٍ

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто находится на Арафате (то есть паломникам, совершающим хадж) ». (Имам Ахмад, Бухари, Абу Дауд)

Из вышеприведенного нам стало известно о высокой награде, которую получает человек за соблюдение поста и другие благие деяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Поэтому всем нам следует не упускать возможности заслужить прощение Аллаха и усердствовать в поклонении в эти благословенные дни.

Когда начинается месяц Зуль -хиджа 2019 году?

Зуль-хиджа - последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2019 году начинается 1 августа, после захода солнца. После месяца Зуль-хиджа наступит новый месяц - Мухаррам, который станет началом 1441 года по календарю хиджры.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс », начиная каждую из них с «Бисмиллях... ». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс », будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников », – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего ; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами... » – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни ». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа ». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)? » Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида) ». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения ».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни ».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа) ». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)? » Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся ».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал : “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа ”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада? ” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть ”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете ».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши ».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани).

Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

Мухаммад Мухаммадов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.