Персональная прелатура "Опус Деи". Институт русского социологического исследования Иоанн парр и опус деи

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    В современном стремительно меняющемся мире неизбежные трансформации претерпевают и традиционные институты мировых религий. Они по-своему реагируют на процессы глобализации и секуляризации. Порой эта реакция принимает достаточно радикальные формы, что можно видеть на примере распространения исламского фундаментализма.

    Однако не только ислам пытается найти ответ на вызовы времени. Протестантизм, православие, католицизм, иудаизм, буддизм — все занимают круговую оборону, а иногда переходят и в наступление. Одной из первых стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач католическая церковь. Чтобы поддержать единство церкви и дать новый импульс ее развитию, Ватикан ищет опору в консервативных организациях и распространяет их влияние по всему миру .

    О том, какие тенденции возобладали в последнее время в католицизме, позволяет судить положение одной из крупнейших современных организаций католиков - "Opus Dei ". Деятельность этого "ордена" получает весьма неоднозначные оценки, между тем, имея статус личной прелатуры Папы Римского, он пользуется полной поддержкой Иоанна Павла II, канонизировавшего два года назад его основателя — испанского священника Хосе-Марию Эскриву де Балагера .

    Католицизм остается мощной политической организацией. Святой престол — активный игрок на мировой сцене, в распоряжении которого огромные богатства и изощренные рычаги влияния, выстраивавшиеся на протяжении всей истории западноевропейской цивилизации. То, какую политику будет проводить Ватикан — неминуемо окажет влияние и на весь мир. Однако определить направление грядущих изменений непросто, ведь даже сокровища ватиканской библиотеки, по слухам, содержащие неизвестные рукописи древнегреческих философов и еврейских средневековых мудрецов, так до сих пор и не открыты внешнему миру — тем более остается тайной внутренняя жизнь Святого престола.

    Однако можно сказать с уверенностью: мозгом и сердцем современного католицизма является "Божье Дело ", по латыни — "Опус Деи ".

    6 октября 2002 г. в Ватикане Папа Римский Иоанн Павел II причислил к лику святых Католической Церкви Хосе-Марию Эскриву де Балагера (1902- 1975), основателя влиятельной организации, полное название которой - светский католический орден "Прелатура Святого креста и дела Бога " ("Prelatura della Santa Croce e Opus Dei") или, если короче, "Опус Деи", "Божье дело".

    Организация эта достаточно известна — не в малой степени выдвигаемыми в ее адрес обвинениями. Во времена Франко, основанный в 1928 году орден, достиг максимального расцвета и, выйдя за границы Испании, получил статус личной прелатуры Папы. С тех пор и пошла молва о том, что "Опус Деи" — реинкарнация Ордена Иезуитов образца XVI века, ультраконсервативная структура, с помощью которой Ватикан оказывает влияние на мировую политику.

    Как и в эпоху Реформации, в начале ХХ века влияние католической церкви стало стремительно падать, а конечная цель — достижение власти над совестью всех представителей рода людского — соответственно, отдаляться. Тогда-то молодой испанский священник и задумал восстановить славу Святого Престола. Рукоположенный в 1927 году Эскрива де Балагер, отслужив в сельском приходе, перебрался сначала в Мадрид, где и основал свой орден, а затем в 1946-м - в Рим. Там он обитал до самой смерти, являясь при этом профессором ряда университетов и совершая длительные поездки в Испанию, Португалию и Южную Америку.

    При явном благоволении к ордену Иоанна Павла 11 основатель "Опус Деи" удостоился прямо-таки сверхскоростной канонизации. Уже в 1992 его причислили к лику блаженных (предварительная ступень признания святости в Католической Церкви), а спустя всего десять лет - к лику святых. И это при том, что в иных случаях данный процесс затягивается на сотни лет.

    Быстрота канонизации подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии "Опус Деи" на папское окружение и лично на понтифика, - влиянии, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов, в ХХ веке излишне увлекшемся либеральным богословием и "социальным христианством", — так и надежность механизма "непогрешимости Папы". Перед решением о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги "Опус Деи", и отныне богословские, аскетические и социальные идеи ордена становятся частью Священного Предания для всех католиков.

    "...или право имею?"

    В 30-х гг. прошлого века основатель "Опус Деи" написал "Духовные размышления". Труд, получивший название "Camino" ("Путь"), содержал 999 максим и был издан на тридцати четырех языках тиражом более трех миллионов экземпляров.

    Максима шестнадцатая отражает одну из главных особенностей сознания того, кому посчастливилось быть принятым в орден: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем. "Разве ты можешь быть рядовым? — вопрошает Балагер. — Ты ли стадный человек? Ты родился, чтобы стать вождем ".

    Впрочем, тяга к лидерству не исключает железной дисциплины, обусловленной шестьсот семнадцатым постулатом, который гласит: "Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, не останавливающийся над тем, чтобы размышлять ". Заведенный в "Опус Деи" порядок предусматривает умерщвление плоти. Член ордена обязан ежедневно по два часа носить вериги — густо утыканную гвоздиками металлическую цепь, закрепляемую на бедре с помощью крючка. Вериги врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на нем кровавые раны, однако еще большие мучения причиняет веревочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови.

    Самобичевание применяется в обязательном порядке раз в неделю, в назначенный наставником день "бдения и жертв" (как правило, по субботам). Имеются и другие способы "умерщвления плоти": мгновенно вставать с постели среди ночи; сидеть, не опираясь на спинку стула; есть именно то, что не любишь.

    Непосредственно "святые бдения" включают в себя ежедневные мессу и причасти, две получасовые молитвы, полуденную и вечернюю молитвы — и, наконец, специальные молитвы, текст которых хранится в тайне. "Нумерарии должны умереть выжатыми как лимон ", — говорил Эскрива де Балагер.

    Завет основателя ордена: "Молодые люди отдают все, что у них есть, и самих себя без остатка" воспринимается буквально: подавляющее число членов "Опус деи" завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощренно суровая система "духовной помощи", — отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями.

    Когда Эве было 12 лет, она стала ездить в культурно-религиозный центр ордена, состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Эву учили там игре на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно ее приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери ио жизни Эскривы де Балагера. Почти каждую неделю Эва исповедовалась священнику — члену "Дела божьего".

    Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кельне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было еще 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром взрослых членов ордена, которые знакомили девочек с трудами Балагера.

    В следующем году, во время поездки в Рим произошел коренной поворот в жизни 14-летней Эвы. На Пасху отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены "Опус Деи": сотни юношей и девушек со всех стран мира собираются на коллективные встречи с беседами и песнопениями, их принимают руководители ордена и сам Папа.

    Когда ей исполнилось четырнадцать с половиной лет, Эва направила письмо главе "Опус Деи" с просьбой принять ее в "нумерарии" — полноправные члены организации. Этот акт называют "питар" (по-испански "свисток"). Вместе с другими будущими нумерариями Эва дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет — обет верности, в знак чего выдается кольцо, которое члены организации носят на левой руке.

    Самостоятельно вступить в орден невозможно: для этого требуется приглашение от одного из активистов организации. Процесс вовлечения и регламент членства в "Опус Деи" для посторонних является абсолютной тайной.

    Официально орден объединяет свыше 85 тыс. человек , с учетом же тайных членов и членов из числа мирян в организации состоят сотни тысяч, которые разделены на три ступени .

    Стоящие на первой из них (нумерарии ) являются полными членами организации, соблюдают все обеты и правила ордена, а следующие две категории (аггрегати и супернумерарии ) относятся к "апостолату" (правоверным мирянам).

    "Нумерарии" соблюдают обет безбрачия и часто живут в общежитиях, исключающих контакты между мужчинами и женщинами. Как правило, по профессии эти люди преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники, с высоким образовательным уровнем (по меньшей мере, два года учебы на философском и четыре года на теологическом факультетах). Они отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Нумерирарии могут принимать и священнический сан.

    "Аггрегати" могут жениться, но своих детей они обязаны отдавать учиться в поддерживаемые орденом школы. Им запрещено раскрывать свою принадлежность к "Опус Деи". Отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). "Супернумерарии" состоят в браке и посещают обычные места молений.

    Секретная статья 202 провозглашает целью деятельности правоверных мирян государственную и общественную службу, "особенно руководящую" . Бывшая руководительница женской организации "Опус деи" Мария Аугустиа Морено: "Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на университетские факультеты и кафедры и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечет к нам новых представителей элиты".

    Руководит орденом прелат, которого пожизненно назначает лично Папа . Главными заместителями являются ведающий духовным руководством префект, и выполняющий обязанности министра иностранных дел прокуратор — все они обязательно духовного звания. В сан посвящены также представители прелата в разных странах — генеральные секретари и викарии. С 20 апреля 1994 г пост прелата занимает епископ Хавьер Эчеварриа, родившийся в Мадриде 14 июня 1932 г.

    Благодаря принятой в ордене системе психотехник выковываются уникальные кадры, совмещающие в себе абсолютную готовность выполнять распоряжения руководства и одновременно инициативные, имеющие при этом высокое образование и занимающие высокое положение в обществе.

    Святой Престол не замедлил воспользоваться этим мощным орудием. 2 февраля 1942 г. папа Пий XII издал энциклику "Provida Mater Ecclesiae" (" Попечением матери церкви"), юридически признающую организации мирян, которые, соблюдая монашеские обеты, не носят сутану и не живут в монастырях, а в 1950-м полностью одобрил деятельность "Опус Деи". 32 года спустя Иоанн Павел II предоставил этой организации статус своей персональной прелатуры, то есть отныне члены ордена не подпадают под юрисдикцию церковных руководителей тех местностей, где они проживают, но находятся в личной юрисдикции Папы .

    Накануне конклава кардиналов, который должен был избрать преемника Иоанна Павла I, краковский епископ Кароль Войтыла посетил один из ватиканских склепов, где распростерся на плите из зеленого мрамора с надписью "Хосе Мария Эскрива де Балагер" — на могиле основателя организации, всецело соответствующей представлению польского кардинала об истинном лице католицизма. Без поддержки "Опус Деи" Войтыла не смог бы стать Папой, а без поддержки Иоанна Павла II "Опус Деи" не смог бы занять столь высокое положение в средоточии католической власти.

    Подобно изуитам прежних времен, орден контролируют финансы Ватикана, и обеспечивает силовое прикрытие, стратегическое планирование и интеллектуальные разработки стратегического характера . "Опус Деи" владеет восемнадцатью университетами; более того, несколько лет назад Иоанном Павлом II был учрежден и передан под начало ордена новый центр католического образования — Папский университет Св. Креста в Риме, в котором обучается около полутора тысяч студентов из 65 стран. Члены ордена работают почти в 500 университетах и других высших учебных заведениях пяти континентов, более чем в 600 газетах и журналах, на 52 радио- и телевизионных станциях, в 38 информационных агентствах, в 12 кинокомпаниях, входят в правительства, руководства спецслужб, банков и корпораций.

    Согласно самым осторожным подсчетам, одно только итальянское "казначейство" организации может рассчитывать, по меньшей мере, на 50 млрд. лир в год, что гораздо больше суммы, собираемой Ватиканом во всем мире с помощью кампании "обол святого Петра". А ведь в казну "Опус Деи" поступают также наследства, пожертвования, всевозможные подаяния! Нумерарии обязаны завещать в пользу ордена все свое имущество. Вокруг "Опус Деи" существует огромное число "вспомогательных обществ" , как их именуют в уставе ордена, в том числе учебно-академических и финансовых. Причем в официальных названиях этих обществ ничто не указывает на связь с орденом.

    Активными проводниками политики Ватикана являются специально подготовленные священники, состоящие военными капелланами вооруженных сил ряда стран НАТО. Согласно недавнему Папскому декрету, епископы с воинскими нашивками, хотя у них и нет епархии, обладают абсолютной духовной властью над кадровыми военнослужащими и рядовыми, а также над членами их семей и даже могут создавать свои семинарии.

    Не все в Ватикане поддерживали концепцию личной прелатуры. Среди противников такой идеи был и ближайший сподвижник Павла Vl кардинал Джованни Бенелли. Однако через месяц после предоставления Ордену статуса прелатуры в конце 1982 г. он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа. С того момента папские владения стали все больше контролироваться опусдеистами. Епископ прелатуры, "Опус Деи" Хулиан Эрранс является сопредседателем Папского Совета, где у ордена еще двое сторонников. Делами информации и прессы в Ватикане заведует Хоакин Наварро-Вальс, мирянин -"нумерарий" Ордена, соблюдающий целибат. Причем некоторые иерархи не заявляют публично о своем членстве, как, например, личный секретарь главы Ватикана монсеньор Станислав Дзивич.

    Испания: международные кредиты в обмен на усиление влияния "Опус Деи"

    Весьма показательна история ордена в Испании. Здесь в 50 — 60-е гг. "Опус Деи" смог занять главенствующие позиции на политической сцене, заменив фашистскую фалангу в качестве основной закулисной силы режима.

    После второй мировой войны Испания, будучи союзником стран "Оси", оказалась в международной изоляции. Ее экономика представляла собой замкнутую систему, несмотря на отдельные экономические и торговые соглашения с США и Великобританией. В 1957 году ведущие страны Европы заключают знаменитые римские соглашения, положившие начало европейскому сообществу. Франкистская Испания не была принята в число объединившихся стран. Ее экономика далеко отставала от уровня Франции, Германии и даже Италии. Франко понимал, что для выживания его режима Испания должна добиться вхождения в европейское экономическое и политическое пространство — и решил использовать международные связи "Дела Божьего".

    В том же 1957 году было сформировано правительство, в которое впервые вошли два министра из "Опус Деи". Они заняли ключевые экономические посты: "Нумерарио" А.Ульястрес стал министром торговли, а "супернумерарио" М.Наварро Рубио — министром финансов. И уже в 1958 году Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд.

    После сложных переговоров испанское правительство получило кредиты на сумму 418 млн. долларов. Они предназначались для осуществления программы либерализации экономики, вошедшей в историю как "план стабилизации и развития". Его основной задачей выдвигалось подготовка вступления Испании в европейское экономическое сообщество, а одним из главных авторов плана был член испанского правительства, нумерарио "Опус Деи" Лауреано Лопес Родо .

    Разрешался доступ иностранных товаров на испанский рынок, ослаблялся таможенный режим, тем не менее, сохранялись протекционистские тарифы, так чтобы поток высококачественных товаров из ведущих европейских стран не задушил испанскую промышленность. Развитие собственной промышленности предполагалось на базе технической модернизации. Эти меры предопределили рост экономики в 60-е годы. Прирост промышленного производства достиг небывалых для Испании 10 % в год. В 1986 страна была принята в ряды Единой Европы.

    Члены ордена входили во все правительства Испании до 1973 года, занимая там ключевые посты. С 1992 года присутствие ордена в составе практически всех испанских кабинетов возобновилось.

    С начала 70-х влияние организации стремительно распространилось в мире, и особенно заметно — на Американском континенте.

    Сильные позиции орден имел в Чили, где его поддерживал генерала Аугусто Пиночет, а один из богатейших людей страны, Крусат, контролировавший "Банк де Сантьяго" и около 250 компаний, в 70-е гг. ежемесячно выделял по 2 млн. долл. на финансирование структур организации. Бывший перуанский президент Альберто Фухимори, покинувший страну из-за обвинений в коррупции, сотрудничал с представителями ордена. Влияние ордена велико и в Мексике.

    Не менее полусотни центров ордена открыто и в США — там "Опус Деи" стал особенно усиливаться в годы Рональда Рейгана, когда члены ордена появились и в Белом доме, и в средних и высших эшелонах Пентагона. При администрации Клинтона влияние ордена также расширялось, хотя и медленнее.

    Впрочем, далеко не все в католической церкви довольны стремительным возвышением "новых иезуитов".

    Накануне канонизации Балагера в Ватикан пришло письмо от группы бывших членов "Опус Деи", обвинивших Эскриву во вспыльчивости, заносчивости и пристрастии к роскоши. Испанские журналисты пролили свет на финансовые операции рыцарей церкви, и на связь ордена с Кларой Кальви, вдовой "божьего банкира" и масона Роберто Кальви, главного действующего лица знаменитого итальянского политического скандала. Лондонская "Times" опубликовала фотографию кожаной плетки, которой адепты истязают свои грешные ягодицы. В ФРГ были опубликовали целые серии разоблачительных статей и книг, написанных бывшими нумерариями. Все это — показатель серьезной внутренней борьбы за будущую идеологию Церкви, за ее геополитическую концепцию.

    В последнее время Ватикан охвачен серьезными идеологическими разногласиями: часть отцов церкви выступают за далеко идущие реформы и послабления, другие придерживаются консервативных взглядов. "Либералов" до недавнего времени возглавлял 74-летний архиепископ Милана Карло Мария Мартини. Однако сейчас он, похоже, вынашивает идею отойти от дел и удалиться на Святую землю, и его место занимает 64-летний епископ Майнца Карл Леман, вот уже 14 лет возглавляющий Германскую епископальную конференцию. Возведен в кардинальский сан Леман был совсем недавно. С 1983 года он занимает пост руководителя "кардинальского" диоцеза, но, тем не менее, на трех последних консисториях был обойден кардинальской шапочкой.

    Сложилась скандальная ситуация: немецкие епископы три раза подтверждали мандат Лемана на руководство национальной конференцией, то есть на сан кардинала, а Папа столь же упорно не хотел вводить его в Кардинальскую коллегию. Причиной того, что лидер богатейшего и влиятельнейшего объединения европейских епископов впал в немилость Святого престола,— либеральная позиция абсолютного большинства германских пастырей по проблемам семьи, разводов, повторных браков, абортов и применения противозачаточных средств.

    Стан консерваторов возглавляет 78-летний Кардинал Йозеф Ратцингер, с 1977 г. — архиепископ Мюнхенский и кардинал, а с 1981 г. и поныне — префект Конгрегации вероучения Ватикана. До сравнительно недавнего времени церковной политикой руководили модернисты, но проводимые ими реформы подорвали внутрицерковную дисциплину и, как следствие, финансовую базу и политическое могущество Церкви. В ней, к тому же, стали набирать силы и совсем крайние реформаторы, например, толки харизматов, учения которых практически выходит за рамки католицизма. Сейчас Иоанн-Павел 11 пытается поддержать консерваторов, противостоять либеральным тенденциям, считая, что дальнейшее следование по пути, предложенному "реформаторами", вызовет необратимые изменения.

    Опора консерваторов — Восточная Европа, оплот либералов — Германия. Крепки их позиции и в США,Латинской Америке, Азии и Африке, так что консерваторы удерживаются с трудом. Все эти разногласия давно приняли опасный характер для дальнейшей судьбы всей Католической Церкви. Однако для того, что бы повести Церковь в нужном направлении, при этом сохранив ее единство, консервативному крылу необходимо мощное основание. Остановить дальнейшее расползание можно, только придав Церкви новый импульс и новый смысл существования, связав ее судьбу с какой-то мощной силой. В существующих условиях напрашивающимся вариантом является превращение Ватикана в опору и духовное сердце Объединенной Европы.

    Ватиканская пропаганда упорно — и небезуспешно — пытается сделать из Папы духовный символ всех "людей доброй воли", именно этой цели служат его бесконечные поездки. Римский Папа как духовный эталон, ведущая идеологическая сила эпохи — вот цель Понтифика и поддерживаемого им консервативного крыла, суть выработанной "Опус Деи" стратегии.

    Такое превращение выгодно и Европе, ведь без единого духовного, идеологического и организационного стержня поддерживать прочное объединение затруднительно. Как уже говорилось, главным бастионом консервативного крыла являются католические приходы Восточной Европы и западной части бывшего СССР — а значит, и исторически связанные с католическими фундаменталистами местные националистические движения. Однако здесь усилению католических позиций препятствует влияние православной церкви и России. Поэтому Ватикан объективно заинтересован в уходе Москвы из Восточной Европы и Украины-Белоруссии-Прибалтики.

    Однако ватиканская дипломатия никогда не идет напролом, а стратеги "Дела Божьего" стараются не оставлять своих подписей под принимаемыми Папой решениями — и вполне возможно, что дипломаты ордена могут для смягчения сопротивления России их курсу, в качестве "компенсации" за разработанную ими же стратегию, предложить руководству РФ свои связи и влияние в американской администрации и свое содействие в деле установления контактов между РФ и ЕС по модели, испробованной во времена Франко.

    Превращение "Опус Деи" в движущую силу католического мира стало возможным потому, что постепенно стал меняться идеологический климат на планете. Как заметил в связи с канонизацией Балагера московский православный публицист Егор Холмогоров, до последней трети ХХ века в мире набирали силу процессы секуляризации и либерализации, однако в последние десятилетия маятник качнулся в другую сторону — происходит духовная милитаризация мировых религий. Внутри них вызревают силы, ориентирующиеся на реальный успех своего дела не только в вечности, но и "в веке сем".

    В исламе эта тенденция приобрела форму исламского фундаментализма, с его ориентацией на мусульманскую умму как воинское объединение. В католичестве — форму полутайного ордена, избравшего путь стремления к светскому доминированию и активного участия в политической жизни, как к средству для воплощения духовных задач христианства. В православии также происходит "духовно-милитаристское" брожение, хотя оно и не приняло еще четкие организационные формы.

    Такие процессы идут и в России, и на Украине, и в Сербии, и в Греции. Протестантизм переживает эпоху бурного роста харизматических и активистских течений. Во многих, удаленных друг от друГа регионах, таких как Белоруссия и Латинская Америка, протестанты вытесняют старые конфессии, постепенно становясь главной религиозной силой региона. В Латинской Америке в последние десятилетия на основе африканских, индейских и христианских элементов сложились новые религиозные системы, ставшие не только духовным, но и политическим фактором — например, религии Канбомбле, Макумба, Умбанда и Кимбанда в Бразилии.

    Вокруг Тибетского ламаизма начинает чувствоваться возможность вызревания воинственного и экспансивного буддизма. В рамках иудаизма также назревает революция, сравнимая с появлением хасидского движения в середине восемнадцатого века. На этот раз в иудаизме можно ожидать появления движений, стоящих на позициях сугубой религиозной ортодоксии, одновременно эсхатологических и нацеленных на духовную и светскую экспансию. Причем стремящихся, как это было в последние столетия до распространения христианства, выйти за пределы еврейского народа. В самых неожиданных точках, как перуанские Анды или индийский штат Мизорам на границе с Бирмой, местные племена в массовом порядке переходят в ортодоксальный иудаизм.

    Новые времена, грозные и неожиданные, уже стоят на нашем пороге. Наступивший век не будет похож на ушедший — и католическая церковь первой из мировых религий стала перестраивать свою структуру и мобилизовывать силы для новых задач .

    (Указанный документ не является материалом НАМАКОН)

    »), основанная в Ис-пании в 1928 г. человеком по имени Хосемария Эскрива де Балагер, заявляет, что ее целью является «без устали призывать общество жить по евангелистским заветам, освящать свою работу, исполняемую со всей ответственностью и по доброй воле». Основатель группы умер в 1975 г. В 1992 г. Папа причислил его к лику святых и канонизиро-вал в октябре 2002 г. Это решение до сих пор вызывает оживленные дискуссии.

    Членами организации могут стать как католические священно-служители, так и миряне, исповедующие католическую веру. По некоторым оценкам, сейчас по всему миру насчитывается около восьми тысяч членов общества. Большинство из групп «Опус Деи» располагаются в городах. Они существуют почти при всех крупных университетах. Наиболее активно агитационная работа и вербовка новых членов ведется именно среди студентов. Члены общества могут работать во внешнем мире, но их духовная жизнь находится под строгим контролем «Опус Деи». Все члены общества должны следовать так называемому «Плану жизни», который состоит из ряда духовных обрядов, куда входит ежедневная месса, чтение молитвы по четкам и духовное чтение.

    Члены общества делятся на несколько классов. Наиболее суровые законы царят в группах, именуемых нумерариями. Члены общества, принадлежащие к этой категории, полностью посвящают свою жизнь «Опус Деи». Они живут в общежитиях, принадлежащих «Опус Деи», и дают обет безбрачия. Все их деньги переходят к «Опус Деи». Им не разрешается иметь собственный счет в банке, на повседневные нужды каждую неделю им выдается небольшая сумма. Вся входя-щая и исходящая почта членов просматривается управляющим отделения «Опус Деи». Эти же управляющие контролируют содержание того, что члены общества читают, слушают по радио или смотрят по телевизору. Существует почти трехсотстраничный список литературы, запрещенной в «Опус Деи». В число запрещенных книг входит протестантский вариант Библии и все книги, в которых встречаются упоминания о теории эволюции Дарвина .

    На все передвижения вне территории организации нужно получить разрешение управляющего. Члены ордена причиняют себе телесную боль в наказание за грехи, а также, чтобы заглушить потребность в сексе. Причинение самому себе боли здесь называется «умерщвлением плоти». Члены ордена носят на ноге плетеный шнурок с шипами, называемую «cilice », и хлещут себя по спине плетью с узлами. «Cilice» они носят два часа каждый день, исключая вос-кресенье. Самобичеванием они занимаются один раз в неделю. Если члены общества хотят проделывать это чаще, они должны испросить разрешения. Членам общины предписывается принимать холодный, а не теплый душ.

    По словам одного из бывших членов ордена, «cilice» и дисцип-лина настолько чужды большинству обычных людей, что они при-ходят к заключению, что «Опус Деи» слишком странная организация, чтобы к ней присоединяться.

    Католическое руководство, взяв за основу слова апостола Петра: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет.4:1), истолковало данное место в отрыве от общего контекста. В данном Библейском стихе речь идет вовсе не о сознательном причинении себе телесных повреждений, а о перенесении жизненных трудностей.

    А в «умерщвлении плоти», практикуемом «Опус Деи» существует лишь реальная опас-ность поддаться мазохизму, а вовсе не достичь святости. Само руководство это понимает, и потому традиционное католическое учение предписывает проводить обряды «умерщвления плоти» только под руководством управляющего. Такие наблюдатели есть, однако часто организация доверяет подобные обязанности людям, не обладающим необходимой для этого зрелостью суждений и благоразумием.

    В каждом доме «Опус Деи» есть собственный священ-ник, который проводит мессы и принимает исповеди. Членам общества запрещается исповедоваться священнику, который не состоит, в «Опус Деи». Нумерариям помогают женщины, которые исполняют домашнюю работу в центрах прелатуры «Опус Деи».

    Следующим классом организации являются супер-нумерарии. Членам, принадлежащим к этому классу, разрешается вступать в брак и заводить семьи. Они также следуют «Плану жизни», но обычно находятся в неведении относительно весьма экстремальных ритуалов, практикуемых их собратьями по обществу, нумерариями. Они живут в собственных домах, однако обязаны вносить большую часть своих доходов в кассу «Опус Деи». Все лидеры тайного общества являются священниками из класса нумерариев. Некоторые утверж-дают, что «Опус Деи» давно проникла в Ватикан, и многие из высо-копоставленных священнослужителей, служащих Папе Римскому, являются нумерариями из «Опус Деи».

    Затем идет класс ассоциированных членов, которые живут дома, но приняли обет безбрачия. И, наконец, есть класс «помощников», которые официально не являются членами организации, но помога-ют обществу в финансовых вопросах. Помощникам совсем не обя-зательно быть католиками.

    Как и многие другие культы, «Опус Деи» запрещает людям под-держивать контакты со своими семьями. Им говорят, что обсуждать «Опус Деи» со своими родными будет напрасной тратой времени, поскольку они «не поймут». Многим членам предписывается держать в тайне от своих семей то, что они вступили в «Опус Деи».

    Члены общества формируют команды, которые разрабатывают агрессивную стратегию вербовки новых членов. Интересы и увле-чения потенциальных новичков анализируются, и членам общины с похожими склонностями предписывается использовать общие интересы, чтобы наладить контакт. Все собрания «Опус Деи» обя-зательно включают в себя подсчет потенциальных кандидатов на вступление и отчеты о проделанной работе по их вербовке. Всем членам общества рекомендуется иметь десять — двенадцать «дру-зей», которые могут впоследствии вступить в общество. Члены группы используют дружбу как приманку и прекращают отношения с людьми, которые не хотят вступить в «Опус Деи». Потенциальные кандидаты даже не подозревают, что их вербовка была заранее спланирована и подстроена. В некоторых колледжах и университе-тах данное общество проводит вербовку под прикрытием каких-нибудь организаций. Например, создаются клубы, которые полностью управляются «Опус Деи», но носят совсем другое название. В их число входят «Право на жизнь» и другие религиозные группы. Тех, кто вступает в эти клубы, потом весьма агрессивно начинают скло-нять к вступлению в «Опус Деи». Вербовка членов проводится также в римско-католических приходских общинах.

    Поскольку в начале 80-х годов Ватикан принял решение о том, что «Опус Деи» является «персональной прелатурой» в составе Церкви, местные епархии не имеют права контролировать, что происходит в центрах «Опус Деи», которые функционируют на их территории. Посторонний человек не сможет определить, насколь-ко глубоко члены данного тайного общества успели проникнуть в приходскую общину, поскольку всю свою деятельность они держат в секрете. Давление с целью заставить присоединиться к «Опус Деи» часто проводится в тот момент, когда человек находится в кризисе и явля-ется наиболее эмоционально уязвимым.

    С 1991 г. действует группа, которая называется «Общество опо-вещения об опасности «Opus Dei» (ODAN). Она старается предуп-редить мир о том, что они называют «сомнительными традициями» данной организации. В состав ODAN входят бывшие члены организации и раз-гневанные члены семей тех, кто состоит в этом обществе сейчас.

    По словам ODAN, новые члены соглашаются посвятить себя группе до того, как им объясняют, в чем именно это будет заклю-чаться. Когда они узнают, в чем же будет заключаться их преданность, им говорят, что они уже дали слово, а не сдержать обещание — озна-чает «отвернуться от Бога». Тем, кто все-таки решается покинуть «Опус Деи», говорят, что они проживут жизнь без Божьей милости и могут быть прокляты.

    Дело Божье

    Власяница

    Двигатель НЛО основан на вращении жидкости

    Хижина Прейзера – аномальная зона

    Птицы - вестники смерти

    Шаровая молния

    Каракас – столица Венесуэлы


    Город Каракас - столица независимого государства Венесуэла, расположен на севере страны неподалеку от побережья Карибского моря, в долине между горными массивами...

    Королевский замок Шамбор

    Замок Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков Луары. Этот архитектурный шедевр эпохи Ренессанса был построен по приказу Франциска I, ...

    Надувные модули для лунной базы

    Американское космическое агентство намерено заняться разработкой надувных орбитальных станций. Такая возможность предусмотрена в бюджете NASA на 2011 год. Краткое...

    Предсказания Эдгара Кейси

    Предсказания Эдгара Кейси на 2016год знать будущее интересно и страшно, ведь увидеть можно то, что не понравится. Однако, если...

    «Опус Деи» сегодня

    28 октября 1982 года была опубликована и вступила в действие Апостольская Конституция «Ut sit», посредством которой Святой Престол учредил «Опус Деи» в качестве персональной прелатуры Католической Церкви. Фрагмент этого достопамятного документа опубликован на официальном сайте «Опус Деи», поэтому у нас есть прекрасная возможность познакомить вас с ним.

    ИОАНН ПАВЕЛ, ЕПИСКОП,

    РАБ РАБОВ БОЖИИХ,

    НА ВЕЧНОЕ ПАМЯТОВАНИЕ

    С величайшей надеждой Церковь печется и по-матерински заботится об Opus Dei , основанном по вдохновению свыше слугой Божиим Хосемарией Эскривой 2 октября 1928 г., чтобы это Дело оставалось во все времена подходящим и действенным орудием в спасительной миссии, выполняемой Церковью для жизни мира.

    Действительно, с самого его начала это учреждение не только озарило новым светом миссию мирян в Церкви и обществе, но и содействовало ее практическому осуществлению. Оно также стремилось воплотить в жизнь учение о всеобщем призвании к святости и распространило во всех слоях общества идею освящения профессиональной работы и освящения себя через труд. К тому же, через Священническое Общество Святого Креста оно помогло епархиальным священникам следовать этому учению в исполнении их пастырского служения.

    С помощью благодати Божией Opus Dei как апостольский организм распространился по всему миру и сейчас работает во многочисленных епархиях. Он состоит из священников и мирян - мужчин и женщин и развился как единое целое, т. е. как учреждение, обладающее одним духом и имеющее одно управление и членов которого объединяют одни цели и одна подготовка. Такому учреждению необходимо предоставить юридический статус, соответствующий его природе. Сам основатель Opus Dei в 1962 г. с доверием и смирением попросил Святой Престол предоставить Делу подходящий церковный статус, признающий подлинную характеристику и богословскую сущность учреждения и тем укрепляющий его апостольскую действенность.

    Когда Второй Ватиканский Собор посредством Декрета «Presbyterorum Ordinis» (10), вступившего в силу посредством motu proprio «Ecclesiae sanctae» (1–4), ввел в церковное право статус персональных Прелатур для осуществления особых пастырских начинаний, стало очевидно, что этот статус целиком подходит к Opus Dei. Наш Предшественник Павел VI, благосклонно откликнувшийся на просьбу слуги Божия Хосемарии Эскривы де Балагера, позволил ему созвать Общий Специальный Съезд с целью начать работу под руководством основателя по преобразованию Opus Dei в статус, соответствующий его природе и согласно нормам Второго Ватиканского Собора.

    Мы Сами официально потребовали продолжения этой работы и в 1979 г. поручили Священной Конгрегации по делам Епископов, к ведению которой по своей сути это дело относилось, приступить к изучению формальной просьбы Opus Dei , внимательно собрав все фактические и юридические данные. Священная Конгрегация тщательно выполнила свою миссию, приняв во внимание исторические, юридические и пастырские аспекты вопроса. Поскольку было исключено любое сомнение по поводу обоснованности этой просьбы и возможности ее практического осуществления, целесообразность желаемого преобразования в статус персональной Прелатуры стала вполне очевидной.

    Поэтому, услышав благосклонное мнение Кардинала-Префекта (Главы Священной Конгрегации по делам Епископов), Мы, Нашей Апостольской Властью, постановляем:

    Opus Dei учреждается в качестве персональной Прелатуры международного масштаба. Ее название - персональная Прелатура Святого Креста и Opus Dei , сокращенно - Opus Dei . В то же время учреждается Священническое Общество Святого Креста в качестве Ассоциации священнослужителей, неразлучно соединенной с Прелатурой.

    Прелатура управляется общим законодательством Церкви, Апостольской Конституцией «Ut sit» и собственным Уставом («Кодексом Собственного Права Opus Dei »).

    Юрисдикция персональной Прелатуры распространяется на священников, инкардинированных в Прелатуру, а также на мирян, присоединившихся к ней путем договора и посвятивших себя апостольским начинаниям Прелатуры, - но только в том, что касается исполнения особых обязанностей, вытекающих из этого договора. Как миряне, так и священники зависят от Прелата в том, что касается осуществления пастырской миссии Прелатуры.

    Прелат является собственным Ординарием Прелатуры Opus Dei . Избрание Прелата совершается в соответствии с общим законодательством Церкви и собственным Правом Opus Dei , и утверждается Папой Римским.

    Прелатура подчиняется Священной Конгрегации по делам Епископов и решает необходимые вопросы с соответствующими Отделами Римской Курии.

    Каждый пятый год Прелат должен представлять Папе Римскому через Священную Конгрегацию по делам Епископов документ о положении Прелатуры и развитии ее апостольской работы.

    Штаб-квартира Прелатуры - в Риме. Церковь «Святой Марии - Царицы Мира», находящаяся в штаб-квартире Прелатуры, учреждается в качестве прелатской церкви.

    Отец Альваро дель Портильо, избранный Генеральным Председателем Opus Dei 15 сентября 1975 г., назначается Прелатом персональной Прелатуры Святого Креста и Opus Dei .

    AUGUSTINUS Card. CASAROLI, Статс-Секретарь

    SEBASTIANUS Card. BAGGIO, Префект Священной Конгрегации по делам Епископов.

    Десятью годами позднее, 17 мая 1992 года, на площади Святого Петра в Риме при скоплении огромного количества народа папа Иоанн-Павел II объявил Хосемария Эскриву блаженным, а 6 октября 2002 года лично подписал декрет о канонизации. Так Эскрива был причислен к лику святых. Как следствие, созданная им организация - «Опус Деи» - приобрела уже гораздо более высокий статус и стала обладать еще бо?льшим влиянием в мире.

    В 1983 г. - то есть на момент своего становления в качестве официальной прелатуры Церкви - «Опус Деи» насчитывал более 73 000 членов 87 национальностей!

    Сегодня членами «Опус Деи» являются уже свыше 85 000 человек во всем мире! Мы полагаем, что вам будет интересно узнать: более всего членов «Опус Деи» проживает и трудится в странах Европы (около 50 000 человек), на втором месте идут США (около 30 000 человек), далее идут страны Азии и Океании (4700 членов), а замыкает этот ряд Африка (1600 членов). Характерно, что особы духовного звания составляют лишь 2 % всех членов, тогда как 98 % этой организации - миряне. Причем количество женщин и мужчин в «Опус Деи» примерно одинаково! Штаб-квартира организации находится в Риме (Виале Бруно Буоззи, дом 73).

    Во главе «Опус Деи» стоит епископ-прелат. Им является уже упоминавшийся нами Хавьер Экеварриа, сменивший на посту Альваро дель Портильо после кончины последнего. Генеральный викарий «Опус Деи» - отец Фернандо Окарис. Викарий-секретарь - отец Мануэл Дакал.

    В ведении епископа-прелата, имеющего статус Ординария, находятся викарии, руководящие деятельностью «Опус Деи» в регионах.

    Хавьер Экеварриа

    Кроме того, существуют два Совета - Генеральный Совет (представлен мужчинами) и Центральная Асессория, состоящая из женщин. Назначение этих Союзов заключается во всемерной поддержке деятельности епископа-прелата. В свою очередь каждый викарий может рассчитывать на помощь со стороны Региональной комиссии (в ее состав входят лишь мужчины) и Региональной Асессории (представленной женщинами). Необходимо добавить, что большие регионы иногда подразделяются на делегации , каждой из которых управляет особый викарий при содействии двух советов. Местные органы управления «Опус Деи» - это центры (отдельно для мужчин и для женщин). Во главе каждого центра стоит директор, ему помогает специальный совет (не менее трех членов «Опус Деи»).

    Каждые 8 лет проходит избирательный Генеральный съезд.

    Есть у «Опус Деи» свой сайт, как мы уже упоминали, причем имеется даже его русскоязычная версия: http://www.opusdei.org/ . Имеется у организации свой журнал: «Романа: журнал Святого Креста и „Опус Деи“».

    Члены «Опус Деи» стремятся жить созерцательной жизнью, но в миру . Таким образом уходят традиционные стереотипы провозвестия христианской веры. Каждый представитель «Опус Деи» старается распространять Учение Христа там, где работает и живет. Очень важной особенностью доктрины этой организации является освящение повседневной трудовой деятельности . То есть, предположим, тракторист, принадлежащий к «Опус Деи», будет увлеченно осваивать поле, осознавая внутри себя, что его труд - это служение Господу, и чем усерднее он будет трудиться, тем более угодит Богу. Такое служение открывает не только перед этим трактористом, но и перед любым человеком возможность беспредельного совершенствования. Получается, что, чем более вы преуспеваете в своей работе, тем большую святость можете обрести!

    Третьим постулатом, которым руководствуются члены «Опус Деи», является понимание того, что христианство - это религия свободы! Истинное служение Господу не приемлет насилия. Мудрость «Опус Деи» доступна любому, поскольку врата этого общества открыты для всех!

    Однако следование первым трем постулатам осуществляется исключительно благодаря единению с Господом, а единение легче всего достигается молитвой, исходящей прямо от сердца.

    Итак, мы рассказали вам об основателе «Опус Деи», представили основные постулаты, определяющие деятельность общества. Закономерно возникает вопрос: так что же такое «Опус Деи» - реальный оплот веры или секта, мечтающая о власти над целым миром и - как это показал Дэн Браун - без колебаний прибегающая к услугам фанатичных киллеров? Официальные свидетельства, представленные нами, позволяют сделать вывод, что реальная организация «Опус Деи» коренным образом отличается от того образа, в каком она представлена в «Коде да Винчи». А если у вас есть сомнения по этому поводу, то помните: врата «Опус Деи» открыты для всех…

    Из книги «Рыцари церкви». Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов автора Печников Борислав Алексеевич

    Из книги Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства автора Четверикова Ольга

    БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ВНУТРИ ВАТИКАНА: УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЗИЦИЙ "ОПУС ДЕИ" Новым папой был избран кардинал Кароль Войтыла, взявший имя Иоанна Павла II. Понтификат его длился 26 лет и 5 месяцев (с 1978-го по 2005 г.).Основные направления деятельности нового пацы определялись теми

    Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

    Вчера и сегодня Почему же еврейский расизм сохраняется до сих пор? Ведь народы Европы так щедро расплатились за все обиды, бывшие и не бывшие? Во многих государствах Европы даже приняты законы, запрещающие ставить под сомнение цифру в 6 млн уничтоженных. В ФРГ эта книга не

    Из книги Тайные общества, правящие миром автора Спаров Виктор

    автора Спаров Виктор

    Иллюминаты сегодня Деятельность любого тайного общества (в особенности, достигшего влияния и располагающего значительными средствами) всегда порождает немало легенд и мифов. Не стали исключением и иллюминаты. Многие серьезные историки, специализирующиеся на изучении

    Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

    Часть вторая Всё о тайнах «Опус Деи» (Глеб

    Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

    Дэн Браун и «Опус Деи» Если вы помните, знаменитый роман Дэна Брауна «Код да Винчи» (2003) предваряется небольшой заметкой под кратким, но красноречивым названием: «Факты». Обратившись к тексту этой заметки (абзац 2), любой из читателей может прочесть следующее:«Личная

    Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

    Орден «Опус Деи» - «святая мафия» Известно, что в 1971 году орден иезуитов насчитывал 34 тысячи членов, из них 8,5 - в США. В руках иезуитов находятся более 1300 газет и журналов, не поддающееся учету количество учебных заведений. Полвека назад капиталовложения ордена в одну

    Из книги Русофобия - десять лет спустя автора Шафаревич Игорь Ростиславович

    1. Русофобия сегодня В своей старой работе я вынужден был реконструировать, отгадывать то явление, которое окрестил русофобией, по отдельным статьям самиздата, по эмигрантским публикациям. Теперь, при полной гласности, при слиянии нашего и эмигрантского книжного рынков,

    Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

    Леонардо – сегодня Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. Леонардо да Винчи В XX и XXI веках интерес к личности и наследию Леонардо да Винчи не только не угас, но и усилился. Это было вызвано и скандальным

    Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

    Глава V «Опус Деи» «Высокий, широкоплечий, с мертвенно-бледной кожей и редкими белыми волосами. Белки глаз розовые, а зрачки угрожающего темно-красного цвета». Так описывает Дэн Браун Сайласа, фанатика-убийцу из «Кода да Винчи». Сайлас, прежде всего, член общества под

    Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

    Структура «Опус Деи» Какова же организация «Опус Деи»?На первый взгляд «Опус Деи» – некая копия бюрократического строя римской церкви. Деятельностью на международной арене в ордене занимаются президент и Генеральный совет, расположенный в Риме, рядом с Ватиканом. Совет

    Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

    Члены «Опус Деи» Как же выстроена эта организация? «Опус Деи» состоит из нескольких «классов» и по своей жесткой структуре похож на индийскую кастовую систему. Разделение основано на таких критериях, как материальное благополучие, принадлежность к определенной

    Из книги Русский Сан-Франциско автора Хисамутдинов Амир Александрович

    Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

    ОПУС 20 марта в 20–00 Борис Николаевич Ельцин выступил по телевидению с обращением к народу. В обращении он объявил о введении Особого Порядка Управления Страной (ОПУС), назначил на 25 апреля 1993 г. голосование о доверии Президенту и вице-президенту, а одновременно -

    Из книги Расстрелянный парламент автора Грешневиков Анатолий Николаевич

    Съезд – разогнать (2 попытка: ОПУС) Намерения Ельцина относительно высшего законодательного органа, контролирующего его деятельность, давно не секрет для здравомыслящих, да и для тех, кто хоть немного интересуется политикой. Отсюда непаническое отношение к обращению

    "Мы не секта, мы только лишь хотим быть святыми"

    Если мусульманский фундаментализм уже давно занимает первые полосы газет, то о деятельности правохристианских движений слышать приходится гораздо реже. Такая скрытность у многих вызывает беспокойство и тревогу тем, что она ускользает от традиционных механизмов демократического контроля. Примером такой незаметной, но целеустремленной активности служит восхождение Опуса Деи - католического "ополчения" сектантского толка, обладающего экономической и политической властью, и влияющей как на римскую церковь, так и на светскую власть, в которую она стремиться проникнуть любым путем.

    Предлагаем совершить небольшую прогулку по Опусу Деи и составить впечатление о роли этой организации в современном западном обществе.

    Идейная основа движения и его цели

    Начнем с целей движения, и обратимся к католическим источникам. Справочник по христианским движениям сообщает следующее.

    Прелатура Опуса Деи нацелена, в первую очередь, на обеспечение своих приверженцев, а также и любых других людей, средствами духовного просвещения и пасторской помощи. Пользуясь этой поддержкой, они вдохновляются на распространение Евангелия, практикуя христианские добродетели и освящая свой труд. Освятить свой труд означает для тех, кто себя связал с Прелатурой, трудится в духе Иисуса Христа, т.е. с максимальным совершенством, принеся этим славу Господу, служа ближним, внося свой вклад в делание мира святым, внося дух Евангелия во все сферы земной деятельности и бытия.
    Плодами совместной апостольской деятельности тех, кто трудится вместе с Опусом Деи могут быть названы колледжи, университеты, женские центры, медицинские диспансеры в развивающихся странах, сельские школы, центры профессиональной подготовки, студенческие общежития, культурные центры и т.п.

    Такой апологетический текст создает идеальный образ рыцарского союза, связанного благородной целью нести в мир свет духовного просвещения. Тем не менее, для человека, далекого от религии, такое разъяснение оставляет ощущение неясности В дебрях церковной риторика, с ее постоянным смещением значения обычных слов непросто уловить смысл речи. Именно это и происходит с фразой "освятить свой труд". На помощь, как это ни парадоксально, приходит другой церковный текст, на этот раз речь Карола Войтылы, более известного как папа Иоанн Павел II, на церемонии канонизации Хосемарии Эскривы де Балагера, основателя Опуса Деи, прошедшей 7 октября 2002 г. на Площади Святого Петра в Риме:

    ...Святой Хосемария был избран Богом для провозглашения всеобщего призыва к святости; для свидетельства о том, что обычные занятия, составляющие ткань повседневной жизни, – это путь к святости. Можно сказать, что Святой Хосемария – святой повседневности. В самом деле, он был убежден, что для человека, глубоко верующего в Бога, любое событие его жизни – это повод к встрече с Богом, стимул к молитве. Когда мы смотрим на повседневную жизнь с этой точки зрения, мы открываем в ней величие, неведомое раньше. Мы понимаем, что святость доступна всем людям.
    Эскрива поддерживает идею евангелизации мира ”изнутри”. Он показывает, что не может быть конфликта между Божиим Законом и потребностями подлинного человеческого прогресса. Этот святой священник научил нас, что Христос должен быть вершиной любой человеческой деятельности (ср. Ин. 12,32). Его послание побуждает христианина действовать в тех местах, где вырабатывается будущее общества. Деятельное присутствие мирян во всех профессиях и на самых передовых рубежах развития неизбежно способствует укреплению гармонии между верой и культурой, в чем так нуждается наша эпоха...

    Итак, цель - христианское присутствие везде и во всем, как дорога к святости. "Мы не секта, мы всего лишь хотим быть святыми" Нельзя сказать, что основатель движения "открыл" принцип - "освятить повседневность". Он столь же древний как само Евангелие, и его проповедовали многие святые. Вместе с другим принципом - углубленной внутренней работы, уходом от мира - составили костяк истории христианства. Что же нового внес основатель Опуса Деи? Мысль о том, что необходимо переломить постепенную дехристианизацию мира путем активного, хотя и незаметного, вмешательства во все сферы жизни. Жизнь общества должна быть преломлена через призму христианских представлений. "Ты позволяешь, чтобы тебя вели? Ты?... Значит ты из стада? Хотя ты рожден, чтобы командовать! Среди нас нет места для теплых. " - писал Эскрива. Кризисное состояние - а именно так он рассматривал мир и церкви в нем - требуют решительных действий. И Опус Деи возник как способ провести в жизнь эти идеи. Как сказал Йозеф Ратцингер, выступающий теперь как папа Бенедикт XVI, "...этот удивительный союз абсолютной верности великой традиции церкви, ее вере, ее безусловной открытости вызову мира, будь это в академической среде, в труде, в экономике и т.д. Человек, привязанный к Богу, ведущий с ним непрекращающийся диалог, может осмелиться ответить на этот вызов. "

    Рассмотрим вкратце историю возникновения и становления Опуса Деи.

    Основатель движения Хосемария Эскрива де Балагер

    Католический источник сообщает следующее об основателе Опуса Деи.

    Хосемария Эскрива де Балагер родился в Барбастро (Уэска, Испания) 9 января 1902 года. У родителей Хосемарии, кроме него было еще пятеро детей. Супруги Эскрива дали своим детям истинно христианское воспитание. В 1915 году отец Хосемарии вынужден был переехать в Логроньо. В этом городе Хосемария впервые почувствовал свое призвание: увидев на снегу следы босых ног монаха, он догадался, что Бог ждет от него чего-то, хотя в чем именно заключается его миссия, он еще не знал. Хосемария приходит к выводу, что, став священником, он скорее постигнет Божию волю о себе. Он готовится к принятию сана.

    28 марта 1925 года рукоположен в священники. Сначала Эскрива работает в деревенском приходе, затем в Сарагосе. а с 1927 года - в Мадриде. Там, 2 октября 1928 года, во время молитвенного уединения, он в откровении постигает волю Божию, и основывает Оpus Dei. Он находится в Мадриде, когда вспыхивает гражданская война (1936 г.). Гонение на Церковь заставляет его скрываться, непрестанно меняя убежища. Эскрива совершает свое служение подпольно, пока ему не удается бежать из Мадрида. После перехода через Пиренеи он обосновывается в Бургосе. По окончании войны в 1939 году возвращается в Мадрид.

    В 1946 году он обосновывается в Риме. Он назначен консультантом двух Ватиканских конгрегаций, почетным членом Папской Академии Теологии и почетным прелатом Его Святейшества. Из Рима он часто ездит по всей Европе, закладывая основания для деятельности Оpus Dei или содействуя его процветанию.

    Хосемария Эскрива умирает в Риме 26 июня 1975 года. Тысячи людей, среди которых множество епископов из разных стран (более трети епископов всего мира), приступают к Святому Престолу с просьбой начать процесс канонизации Хосемарии Эскривы. 17 мая 1992 г. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику блаженных на площади святого Петра в Риме в присутствии собравшихся по этому поводу 300.000 человек. 6 октября 2002. Иоанн Павел II причисляет отца Хосемарию к лику святых.

    Когда имеешь дело со святым, то в его биографии обязательно найдутся мистические события, которые прорезают в его жизни линию божественной миссии, с которой они пришли в этот мир. Это было, как мы видим, и в случае Балагера. Поскольку жестокая судьба лишила многих из нас дара духовного видения, приходится довольствоваться свидетельством тех, кто заверяет, что оно у них есть. Вот свидетельство Йозефа Ратцингера: "Основатель Опуса Деи сказал: "Я не тот, кто изобрел что-то; есть Другой, кто действует. а я лишь нахожусь в готовности служить ему инструментом." Отсюда и название. Та реальность, которую мы называем Опус Деи, глубоко связана с внутренней жизнью основателя. Он дал нам понять, оставаясь очень сдержанным на эту тему, что был в постоянном диалоге, в настоящем контакте, с тем, Кто создал нас и трудился через нас вместе с нами. Книга Исхода (33:11) говорит о Моисее, что Господь говорил с ним "лицом к лицу, как друг говорит с другом". Я думаю, что если вуаль скромности и скрывает от нас детали, по разным высказываниям мы можем с полным правом применить к Хосемарии Эскриве эти слова "говорил так, как друг говорит с другом", что открывает двери мира настолько, что Бог становится постоянно присутствующим, чтобы действовать и все преобразовывать. " Вот так, ни много ни мало. Уверенность в своем предназначении рождала, разумеется, решимость в действиях и отметала какие-либо сомнения в собственной правоте.

    Во время гражданской войны основатель Опуса сначала скрылся во Францию, затем вернулся в Испанию, где присоединился к путчистам в Бургосе и стал духовником супругов Франко. С ними он участвует в реконкисте - "седьмом крестовом походе", и с ними он устраивается в Мадриде. Он мечтает о возврате монархии, в которой король явится помазанником бога. Его амбиции таковы, чтобы сделать свое движение при франкистском режиме тем, чем была инквизиция при Филиппе II.

    Свои реакционные взгляды Эскрива никогда не скрывал, и, его канонизация в 1992 году, несмотря на все усилия Карола Войтылы, вызвало серьезное недоумение у общественности, и иначе как скандальным его не называли.

    Мария дель Кармен Тапья, ушедшая из Опуса после отданных ему двадцати лет жизни, пишет в своей книге "За порогом" о том, что конгрегации, занимавшейся подготовкой беатификацией Эскривы, не были представлены никакие документы критического характера, что полностью противоречило принятому порядку. Конгрегация не провела расследования по факту всем известного конфликта между Эскривой и иезуитами, его профашистские заявления и наклонности, связи Опуса Деи с франкистским правительством. Совершенно невероятно, но 40% свидетельств, принятых к рассмотрению исходили только от двух человек: Портильо и его помощника, Эчеварриа, двух прелатов Опуса Деи.

    Имея опыт непосредственной работы с Эскривой, Мария Талья рисует земной портрет основателя Опуса. Образ святого, исполненного доброты и милости, который преподносят статьи, вышедшие в момент беатификации де Балагера, рассеялся рядом с другим портретом, на котором был представлен человек тщеславный, гневный, любящий роскошь, и мало заботящийся о своих "чадах". Этот портрет - не плод поспешного суждения, а вывод из наблюдений за повседневной жизнью, размышлениями основателя и его действиями в тех или иных ситуациях.

    Добавим еще свидетельство иного плана. Католичка, ушедшая из Опуса Деи, пишет о культе его основателя, который очень силен в среде участников движения. "Мои товарищи входили в экстаз, разглядывая его фото. В Опусе имеются праздничные даты по всем важным событиям жизни де Балагера. Многие приезжали к могиле основателя и прикладывали к ней разные предметы, чтобы унести часть его "ауры", и все это еще задолго до его беатификации. "Это должно понравится Отцу" - эти слова так часто звучат, что неизбежно рождается вопрос, а не важней ли Основатель самого Господа? "

    С незапамятных времён человечество стремится познать неизвестное. Необычность некоторых природных явлений, например, шаровых молний или солнечных затмений, заставила наших предков придумать для них сверхъестественные объяснения. Чуть ли не каждая земная нация обладает сегодня эндемичной религией, корнями уходящей даже не в века, а в тысячелетия. Характерной особенностью практически каждого такого вероисповедания является его ветвление на множество общин и сект, объединенных общими источниками, несущественно различающихся протокольной частью, церемониалом. Примером может послужить раскол Христианской церкви на Православную и Католическую в 1054 году.

    Одной из таких общин является организация Опус Деи (Opus Dei, от латинского «Дело Божие»). Она была создана сравнительно недавно - в 1928 году, 2 октября, в Мадриде (Испания). Основателем явился католический священник Хосемария Эскрива де Балагер. Опус Деи - это персональная прелатура Католической Церкви. Слово «прелатура» означает «община».

    Опус Деи - это консервативная католическая организация, которая со дня своего появления сразу же начала приобретать популярность среди рабочих и студентов, а также в других слоях общества. 14 февраля 1930 года в организации была основана женская ветвь. После прихода к власти в Испании Франко Опус Деи получила широкое распространение по всей стране. Режим франкистов всячески опирался на поддержку технократов и политиков организации, благодаря чему ей удалось достичь значительных успехов в экономике и управлении государством. В 1942 году Папа Пий XII утвердил Opus Dei в своей конституции «Provida Mater Ecclesia».

    Организация переносит свою штаб-квартиру в Рим в 1946, и уже в 1950 Опус Деи получает статус общецерковной светской организации, которая формально подчиняется Конгрегации по делам орденов. В 1982 году Папой Иоанном Павлом II организации присваивается статус персональной прелатуры католической церкви, что в данном случае означало вывод Opus Dei из области юрисдикции местных епископов. Теперь члены общества подчинялись им, как миряне. Что же касается деятельности в организации, то здесь руководил прелат - глава общины. Сегодня филиалы «Опус Деи» работают в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода, 1734 священника, 344 семинариста и 81 954 светских прихожанина.


    Немного об иерархии общества. Руководство осуществляется членами организации - так называемыми «нумерариями», которые берут на себя различные обязательства, в том числе и безбрачия. Обетов члены общины не дают, так как являются не монахами, а мирянами. Из числа нумерариев выбирается отдельная группа в 72 человека, «инскрипти», которым и доверяется руководящая роль в Опус Деи. Нумерарии обязаны вносить весь свой заработок в казну организации.

    Наряду с ними, в организации существуют сверхштатные доверенные сотрудники - так называемые супранумерарии, которым позволяется брак. Наконец, в состав Опус Деи входят «агрегати» - члены, которые также берут на себя обязательство безбрачия и отчисляют процент своих доходов в казну. Верховодит организацией прелат. Поступление в Опус Деи занимает целых 6 лет - с момента подачи письменного заявления проходит 6 месяцев, прежде чем кандидату позволят временное присоединение к общине. По истечении пяти лет появляется возможность вступления на постоянной основе.


    Деятельность Opus Dei вызвала недовольство у многих критиков, которые прозвали организацию «ядром разведки Ватикана». У них имеются основания полагать, что цель Опус Деи - захват мировой власти, а главную опасность они видят в закрытости и секретности организации. Руководство Опус Деи всячески отвергает такие слухи, настаивая на том, что организация ставит своей целью лишь объединение людей пред лицом Господа в рамках церкви. Между тем, прелатура обладает многими признаками, которые причисляют её к разряду сект.

    Организацией ведется пропаганда единения в сообществе, каждый из членов которого, выполняя определенные функции, обретает через эти дела святость. Подобные лозунги сильно смахивают на желание создать новый мировой порядок, эдакую глобальную масонскую ложу, где каждый человек - это винтик в общем часовом механизме. Обостряет ситуацию и то, что Опус Деи стал весьма влиятельной политической силой за последнее время. С помощью организации, Ватикан во главе с Папой стремится усилить влияние католической церкви на международной арене.


    Тревогу вызывает то, что все материалы, касающиеся организации, засекречены: нет никаких общеизвестных указов, финансовых отчетов и официальных документов прелатуры, а единственный печатный орган - газета «Хроника» - доступен лишь её членам. Опус Деи может похвастаться отлично продуманной внутренней структурой и железной дисциплиной в своих рядах. Именно это, по мнению многих политиков и религиозных деятелей, и представляет главную опасность. Члены ордена присутствуют и в правительстве некоторых стран, например, США.

    Идеология секты сильно отличается от традиционных христианских настроев. Если основное количество общин пропагандирует жизнь в служении Господу и посвящение каждой минуты восхвалению дел Его, то Опус Деи считает, что подобные действия могут обозлить Бога, ведь он создавал человека не лишь для молитв, а ради полноценного его существования. Когда человек проводит все свободное время в молитве, он не может жить полноценной жизнью, а, следовательно, нарушает Божий завет. Только в исполнении повседневных мирских обязанностей человек постигнет Бога и исполнит Его волю - вот основная догма Опус Деи. Проповеди руководителей общества весьма убедительны, и поэтому с каждым годом число последователей идеи, несмотря на сложность вступления в организацию, неуклонно растет.


    Естественно, Опус Деи не хочет оставаться в тени и постоянно ищет возможности распространить свое влияние везде, где это только возможно. Так, с популяризацией сети Интернет, участниками прелатуры был создан веб-сайт www.opusdei.org , русская версия которого находится по адресу www.opusdei.ru . Сайт содержит некоторую информацию о деятельности Opus Dei, тексты проповедей основателя прелатуры - Хосемарии Эскрива де Балагера, информацию о филиалах организации, видеофайлы с записями встреч с основателем и статьи на связанные с католичеством темы. Заметим, что ресурс дает ответы только на общие вопросы, не углубляясь в анализ деятельности Опус Деи. Для особо интересующихся существует форма обратной связи, где посетитель должен предоставить информацию о себе, после чего с ним связываются представители организации.

    Страх перед столь дисциплинированным и влиятельным сообществом порождает многочисленные слухи. Опус Деи обвиняют в самых различных «грехах», начиная с практики пропагандистских методов, присущих сектам, до ультраправых взглядов и связей с фашистами и даже КГБ. Примечательно, что Опус Деи играет важную роль в известнейшем романе Дэна Брауна «Код Да Винчи» - интеллектуальном детективном триллере, который многие христиане сочли кощунственным и порочащим идеи их религии. Однако никаких существенных доказательств ни один критик организации предоставить не может ввиду упомянутой выше секретности. Все, что имеется в наличии - отдельные домыслы и скудное количество фактов. Впрочем, это не мешает многим противникам Опус Деи предрекать скорый захват обществом власти над миром.

    Между тем, прелатура продолжает набирать обороты и принимать в свои ряды новых участников, а также ведет активную просветительскую деятельность во многих странах мира, в том числе и в России. Идея «святости через повседневные дела» овладевает умами многих людей, которые вливаются в организацию, занимая свое место в гигантском слаженном механизме Опус Деи. И кто знает, быть может, в скором времени механизм этот начнет функционировать на полную мощность. Тогда последствия предсказать практически невозможно.

    Что ж, поживём - увидим.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.