Зосима, архиепископ Соликамский и Чусовской (Остапенко Владимир Михайлович). Зосима (Еремеев), архиепископ Донской и Кавказский Иоасаф, митрополит Московский

Московский период
1325-1461 гг.

Митрополит Иона

Митрополит Иона

Родился в 1390-х гг. в селе Одноушево близ Солигалича в семье служилого землевладельца по имени Феодор. «Иона бысть родом от места , близ предел казанския земли, разстояния имея от солигаличския яко 6 верст на реке на Святице, родися от отца благочестива, именем Феодора, зовомаго Одноуша, идеже ныне погост по его имени Одноушево именуемое, его же той Одноуш дал в дом соборной церкви Пречистыя, иже на Москве».
В 12 лет принял монашеский постриг в монастыре в селе Унорож близ Галича. Через несколько лет перешёл в Симонов монастырь (Москва) где исполнял послушание пекаря.

С 1431 г. по 1448 г. - епископ Рязанский и Муромский.

Митрополит Киевский и всея Руси: 1448 - 1461 гг.

.
Был избран на Соборе 15 декабря 1448 года митрополитом Киевским и всея Руси.

Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлёк к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением довольно долгое время. По-видимому, фигура митрополита Герасима, по непоследовательности Константинопольской патриархии (а отчасти и подкупности) требовала со стороны Москвы борьбы и устранения его с дороги своему кандидату. И бесспорно ещё великим препятствием был ряд неурядиц на московском великокняжеском столе. продолжал враждовать с Василием Васильевичем и в 1433-1434 гг. дважды одолевал его и занимал великое княжение. Только со смертью Юрия в 1434 году князь Василий крепко сел на великом княжении. Теперь, в конце 1436 г. или начале 1436 г. Иона отправляется в Константинополь. Но излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия (в половине 1436 г.) греки поставили на русскую митрополию своего Исидора.

Когда Исидор по принятии им унии был низложен, Иона был посвящен в митрополиты Киевские и всея Руси 15 декабря 1448 г. собором русских святителей в Москве. Посвящение его, по благословению Константинопольского патриарха Григория III Маммы, было впервые совершено русскими архиереями в Москве. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. Ввёл новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя.

С избранием Ионы митрополитом Москва отвергла предложение Литвы, привезённое Ивашенцем, о кандидатуре на пост митрополита Григория Болгарина, ученика митрополита Исидора. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.

При митрополите Ионе был торжественно причислен к лику святых митрополит Алексий, мощи которого были обретены нетленными при перестройке Чудова монастыря, начатой в 1431 году.

Иона скончался 31 марта 1461 года.
Через после смерти Пахомием Сербом была написана ему церковная служба, в 1472 г. были открыты мощи святителя (хранятся в Успенском соборе Московского Кремля) и установлено его местное почитание.
В 1547 г. при митрополите Макарии он был прославлен для общецерковного почитания.

Память 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня и 5 октября (Собор Московских Святителей) по юлианскому календарю.

МОСКОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Феодосий (митрополит Московский)

Митрополит Феодосий (Бывальцев;? - 15 октября 1475) - митрополит Московский и всея Руси в 1461-1464 гг., церковный деятель и публицист.
Был архимандритом Чудова монастыря (упоминается в этом сане в 1453 г.).

23 июня 1454 г. хиротонисан во епископа Ростовского. Имел конфликт с митрополитом Ионой: в 1455 г. Феодосий разрешил в навечерие Богоявления, которое пришлось на воскресенье, мирянам есть мясо, а монахам рыбу, сыр и яйца. Епископа вызвали на церковный суд, угрожали лишением сана, но после покаяния за ним сохранили кафедру.

9 мая 1461 г. после смерти митрополита Ионы занял Московскую кафедру (Иона сам выбрал Феодосия себе в преемники). Феодосий стал первым московским митрополитом, которого утвердил московский князь, а не Патриарх Константинопольский.
Однако положение Феодосия всё ещё было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей.
С деятельностью Феодосия связана попытка повышения образовательного и нравственного уровня русского духовенства: «они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью». Данная деятельность обернулась неудачей, когда многие из священников были Феодосием отстранены от мест, а ряд лишён сана, то многие приходы остались без духовенства.
В 1464 г. Феодосий оставил кафедру «ради тяжкого своего недуга», но летописец сообщает «многыя бо церкви без попов, и начата его проклинати; он же слышав се разболеся того ради, и здрав бысть и сниде в келию к Михайлову Чюду в манастырь».
В Чудовом монастыре Феодосий прожил 11 лет, перед смертью удалился в Троице-Сергиеву лавру, где скончался 15 октября 1475 г. Погребён в Архангельской церкви Чудова монастыря.

Литературное наследие

Феодосий является автором следующих сочинений:
- Слово на Рождество Богородицы;
- похвальное слово апостолам Петру и Павлу;
- Сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия;
- кондаки и икосы на Успение Богородицы;
- послания в Новгород и Псков в 1463-1464 гг. о неприкосновенности церковного имущества.

Филипп I (митрополит Московский)


Митрополит Московский Филипп I

Митрополит Филипп I († 18 апреля 1473 г.) - митрополит Московский и всея Руси.
Избран на первосвятительскую кафедру в 1464 г. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия.
Канонизирован Русской православной церковью.
Память святителя празднуется 5 (18) апреля, в день его кончины.
Происхождение его неизвестно. Первое умоминание о нём относится к 1452 г., когда он был хиротонисан во епископа Суздальского.
В феврале 1459 г. был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы. В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева).
В 1464 г. митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси.
При святителе Филиппе I в Московском Кремле началось строительство нового Успенского собора - главной святыни Русской Церкви. Во время строительства в 1472 г. было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события.

Литературная деятельность

Автор ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468-1469 гг., двух посланий в Новгород 1471 г. против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони, послание во Псков.
По инициативе Филиппа крещёный еврей Феодор перевёл с еврейского языка книгу «мирских псалмов» (сборник «Махазор»).

Геронтий (митрополит Московский)

Митрополи́т Геронтий (? - 28 мая 1489 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси с 29 июня 1473 г. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 28 мая по юлианскому календарю.
Незадолго до 1445 г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
С 1447 г. - архимандрит.

Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
В 1453 г. хиротонисан во епископа Коломенского.
29 июня 1473 г., по смерти митрополита Филиппа, был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 г. был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 г.; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.
Часто конфликтовал с Московским великим князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 г. благословил карательный поход великого князя на Новгород.
В 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий доносил великому князю и митрополиту об открытой им ереси жидовствующих, но никаких серьёзных мер принято тогда не было.
Скончался 28 мая 1489 г.; погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Написанные им несколько грамот и посланий не имели успеха, так как не отличались ни глубиною мысли, ни красноречием.

Зосима (митрополит Московский)

Митрополит Зосима Брадатый (?-1496 г.) - митрополит Московский и всея Руси (1490-1494 гг.). У церковных историков XIX века имел репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих.

С 1485 г. - архимандрит Московского Симонова монастыря.
Возведён на Московскую кафедру 26 сентября 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До того, с 1485 г., был архимандритом Симонова монастыря в Москве.
Находился в близких отношениях с Иваном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому был заподозрен в еретичестве.
Иосиф Волоцкий сообщает в «Просветителе» слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих «слухов», записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси.
Список «богоотметных» книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора «Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству», прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - всё это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

В 1492 г. (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» он впервые сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», авторство которой длительное время ошибочно приписывается старцу Филофею.
В 1494 г. «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 г., «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину». Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы.

Симон (митрополит Московский)

Митрополит Симон (? - 28 января 1512 г., Москва) - митрополит Московский и всея Руси (1495- 30 апреля 1511 гг.).
С 1490 г., был игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Возведён на Московскую кафедру в 22 сентября 1495 г., после смещения митрополита Зосимы, по воле великого князя, собором русских епископов. Во время его первосвятительства под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения вопросов церковной жизни. Собор 1503 г. занимался вопросами дисциплинарного характера. Были рассмотрены вопросы о ставленнических пошлинах и «о вдовых попах». Вместе с другими иерархами выступил против планов великого князя Ивана III секуляризации церковных земель. На Соборе в ноябре 1504 г. была окончательно осуждена ересь жидовствующих. На Соборе в июле 1509 г. по распре с преп. Иосифом Волоколамским был осуждён, уволен от управления епархией и сослан в Андроников монастырь архиепископ Великоновгородский Серапион, имевший, видимо, лично неприязненные отношения с митрополитом. 30 апреля 1511 г. оставил митрополию.
Скончался 28 января 1512 г.; был погребён в Чудовом монастыре. Мощи его находятся в Московском Успенском соборе.
Остались два его учительных послания в Пермь, написанные 22 августа 1501 г., в которых он обращается к духовенству, ко всем православным христианам и новокрещённым.

Варлаам (митрополит Московский)

Сведения о митрополите Варлааме скудны, и о ранних годах его жизни ничего неизвестно. По всей видимости он был иноком Кириллова Белозерского монастыря. В июне 1506 г., после того как Вассиан (Санин), игумен московского Симонова Нового монастыря, был хиротонисан во архиепископа Ростовского, Варлаам в сане архимандрита стал настоятелем Симонова. В том же году участвовал в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве перед великим князем за Константина Острожского.
27 апреля 1507 г. великий князь Василий III дал Варлааму грамоты, которыми предоставлялись определенные льготы владениям Симонова монастыря в Московском, Владимирском, Коломенском и Переславском уездах и на Белоозере, однако привилегии были незначительны - монастырь от уплаты налогов не освобождался. Щедрым пожалованием была выданная великим князем 8 января 1510 г. проезжая грамота монастырю, давшая право безналогового провоза 20 видов товаров.
Во время настоятельства Варлаама монастырь не приобрёл новых владений.
В 1510 г. Варлаам вместе с Коломенским епископом Митрофаном сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков.
В годы настоятельства Варлаама в монастыре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги. В обители жил вернувшийся (в 1509-1510 году) с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев).
Через 3 месяца после кончины митрополита Симона Варлаам по воле великого князя был избран предстоятелем Русской Церкви, 27 июля наречён митрополитом, хиротонисан Собором русских епископов 3 августа 1511 г. с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Интронизацию возглавляет архиепископ Ростовский Вассиан (Санин), брат преподобного Иосифа Волоцкого.
Ко времени предстоятельства митрополита Варлаама относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с Константинопольским Патриархатом (в 1517 г.), прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором русских епископов на Московский митрополичий престол святителя Ионы).
Был близок к нестяжателям. В 1515-1517 гг. по благословению митрополита Вассиан (Патрикеев) составлял новую редакцию Кормчей книги. Князя-инока с митрополитом связывают доверительные отношения.
«Несомненно, митрополит Варлаам знал о его (Вассиана) письменных трудах против преп. Иосифа», - отмечает архм. Макарий.
Впоследствии пытался защищать Максима Грека против обвинений его в ереси.
В декабре 1521 г. митрополит Валаам был вынужден оставить свой пост. Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Часто причиной опалы московского митрополита называют отказ благословить незаконный развод великого князя с

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

ЗОСИМА (сильный жизнью, живущий жить, греч.) - имя нескольких святых. Из них:

  1. Зосима преп. родился в финикийском селении Синде; был монахом в царствование Юстиниана Великого. Предсказал землетрясение в 526 г., разрушившее Антиохию. Память 8 июня .
  2. Зосима муч.-воин, пострадал в городе Аполлонии-Созопольском, при импер. Траяне. Пам. 19 июн .
  3. Зосима св. муч., пустынник кирикийский, был найден звероловами-язычниками и предан мукам. Когда он был стремглав с камнем на шее повешен, пришел лев из пустыни и поддерживал камень. После этого он был отпущен мучителями и скончался в пустынной горе. Пам. 19 сент. и 4 янв .
  4. Зосима св. муч. Пострадал при Диоклитиане в Малой Азии. Пам. 28 сент .
  5. Зосима преподобный старец, обретший препод. Марию Египетскую в пустыне Иорданской; умер, имея около ста лет от роду; жил в VI веке. Пам. 4 апр .
  6. Зосима святитель, епископ сиракузский. С семи лет был отдан своими благочестивыми родителями в монастырь св. Лукии в Сиракузах. Впоследствии был избран иноками сей обители в игумена и настоятельствовал в ней 40 лет. Потом был избран епископом в городе Сиракузах. Был епископом 13 лет· при императоре Константине II. Отличался милосердием к бедным. Умер 90 лет в 662 г. Многие при кончине его получили исцеление. Пам. 30 марта .
  7. Зосима святитель, киликиянин, епископ Вавилона Египетского. Сначала был иноком Синайской горы; посланный в Александрию по делам монастыря, был рукоположен во епископа гор. Вавилона. Скончался в глубокой старости, возвратившись на Синайскую гору; жил в VI веке. Пам. 4 июня .

ЗОСИМА Соловецкий, преподобный. До нас дошла третья редакция жития св. Зосимы и сподвижника его Савватия, но при ней сохранились известия о происхождении и судьбе первых двух. Старец Герман, сподвижник святых (между 1478-1484), разсказывал о жизни святых клирикам, а те записали его рассказы, «не украшая писания словесы». Но скоро инок из Белоозера взял эти записки почитать и не возвратил монастырю. Вторая редакция принадлежит перу ученика пр. 3осимы, инока Досифея. Досифей писал по поручению новгородскаго архиепископа Геннадия, ученика пр. Савватия. Но Досифею, показался его труд «грубым писанием» и он отдал его для отделки низверженному митрополиту Спиридону. Так произошла третья дошедшая до нас редакция жития. При управлении новгородской епархией Макарием, Соловецкий монастырь отправил инока Богдана к южным славянам с поручением найти искусного составителя житий для новой переработки жития своих основателей. Богдан привез два похвальные слова, составленные Львом Филологом, которые потом служили образцами для русской агио- биографии. Максим Грек составил предисловие к житию спиридоновской редакции. В 1548 г. к прежним чудесам был прибавлен ряд новых. Наконець, в 1679 г. труды Досифея, Максима Грека, сказания о позднейших чудесах и служба святым были соединены в один сборник, получивший название «Соловецкий патерик».

Зосима родился в новгородской области, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Сначала он поселился на поморье, на устье реки Сумы. Здесь он встретился с иноком Германом, который прежде жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. В 1436 г. 3осима и Герман переселились на Соловецкий остров и построили здесь себе келью. Вскоре к 3осиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали 3осиму своим игуменом. В 1465 г. преподобный 3осима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Волги в Соловецкую обитель. Соловецкий остров принадлежал тогда к новгородской области и 3осиме по делам обители приходилось ходатайствовать в Новгороде перед знаменитою Марфою Посадницею. Скончался Зосима в 1478 г. К лику святых он причтен на московском соборе 1547 г. 8 августа 1566 г. мощи его перенесены в придел соборного храма, посвященный преп. Зосиме и Савватию. Пам. его 17 апр.

Литература. Сергий, II, 99, 258; Тимо феев , «Русск. Ист. Библ.» III, 27, 28, 76; Филимонов , «Иконописный подлинник», 160, 161, 323, 324; Ключевский «Древнерусския жития св.», 198 - 200, 269 - 270, 327; Шляпкин , «Описание рукоп. Сузд. Сп.-Евф. мон.», стр. 45, 48; Барсуков , «Источники русской агиографии», 484-492.

ЗОСИМА Ворбозомский, † в 1550 г., ученик Корнилия Комельского, автор «Поучения и послания Изосимы святаго к Настасии дщери моей». Поучение издано Костомаровым в «Материалах». Память его 4 апр . Мощи почивают под спудом Благовещенской церкви упраздненнаго в 1764 г. Ворбозомского монастыря (в 20 верстах от Белозерска).

См. Филарет , «Обзор», ч. I, стр. 156, Сергий , «Месяцеслов», II, 86, Строев , «Списки иерархии», стр. 121; Барсуков , «Источники русской агиографии», стр. 205.

ЗОСИМА преподобный-волоколамский чудотворец, основавший вместе с Адрианом Волоколамским Сестринский монастырь, находящийся на р. Сестре в волоколамском уезде. Скончался в 1592 г.

ЗОСИМА иеродиакон, а потом иеромонах Троице-Сергиева монастыря, дважды путешествовал на Восток. Первый раз он в 1414 г. сопровождал дочь великого князя Василия Анну, помолвленную за сына Мануила Палеолога Иоанна и посетил Царьград. Весною 1419 г. он снова отправился на Восток, посетил Афон, о. Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 г. прибыл в Иерусалим. Свои путешествия Зосима описал в сочинении: «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник, диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царьграда и до Иерусалима» или «Хождение инока Зосимы». Издано оно у Сахарова в «Сказаниях русского народа», т. II, стр. 59, и в «Православном Палестинском Сборнике», т. VIII, вып. 3, Спб. 1889 (см. О. Греков , «Древнерусские паломники», I, 1891г., и «Журн. Мин. Нар. Пр.» 1889 г., ч. CCLXVI. декабрь, отд. II, стр. 563).

ЗОСИМА -митрополит всея России. По уверению Иосифа Волоцкого, архимандрит Симоновскаго монастыря Зосима, тайный приверженец ереси жидовствующих, был поставлен в митрополиты великим князем Иваном Васильевичем благодаря влиянию протопопа Алексея. По требованию Геннадия, арх. новгородскаго, и других епископов 17 октября 1490 года, спустя лишь 21 день после поставления Зосимы в митрополиты, был созван собор в Москве, на котором жидовствующие были осуждены и митрополит должен был согласиться с решением собора (см. под сл. Жидовствующие ). Но после собора митрополит вместе с другими еретиками предался со всею ревностью пропаганде ереси. У нас, как и в Греции, было распространено верование, что с окончанием семи тысяч лет настанет кончина мира. Поэтому богослужебная пасхалия доведена была у нас до семитысячнаго года и на нем останавливалась. Когда семитысячный год прошел (он оканчивался августом 1492 года), а кончины мира не последовало, нужно было продолжить пасхалию и на дальнейшее время. Это и сделал Зосима, расчислив пасхалию на 20 следующих лет. После проверки новой пасхалии Геннадием и другими епископами она была обнародована во всей митрополии около декабря 1492 года. Еретичество митрополита было узнано нескоро, а когда оно было узнано и поборники православия стали обличать его, он вступил с ними в ожесточенную борьбу. Но он сам помог православным свергнуть его с кафедры. Великий князь, не веривший обвинениям митрополита в еретичестве, был вынужден удалить его с кафедры за пьянство и другие пороки. Зосима был митрополитом с 26 сентября 1490 г. по 19 мая 1494 года. Низведенный с кафедры Зосима, по словам летописей, отошел в келью в Симоновом монастыре, а из Симонова монастыря в Троице-Сергиев монастырь. Недавно найдено краткое поучение Зосимы с собором 1490 года против жидовствующих (издано Павловым в «Памятниках» № 117). Поучение, как и согласие с соборными постановлениями против жидовствующих, было вынуждено, и нельзя видеть в нем доказательства православия Зосимы, хотя с несомненностью решить вопрос об еретичестве Зосимы пока нельзя.

Литература . «Правосл. собеседн.» 1860 г., ч. II; м. Макарий , «Ист. р. ц.», т. XVII; Голубинский , «Истории русской церкви », т. II, стр. 566-577, 608 - 610·, «Русская историческая библ. , т. VI; «Современные Известия» 1884 г. № 266; Д. Иловайский , «Еще о ереси жидовствующих», М. 1881.

ЗОСИМА (Ζώσιμος ) - историк, составил историю римских императоров ("Ιστορία νέα ) в 6 книгах, из которых первая содержит краткий очерк трех первых веков, а пять остальных подробно описывают время от Диоклетиана до 410 г. и составляют важный источник для истории этого периода. Зосима был язычник, живший в Константинополе и до того преданный культу богов, что в уничтожении его видел причину падения римского государства. К выдающимся христианским государям он относится с ненавистью. Время его жизни не установлено твердо. Мендельсон, новейший издатель его труда (Zosimi comitis et exadvocati fisci Historia nova, Lipsiae 1887) составление «Истории» относит ко времени между 450 и 501 годами, тогда как другие во 2 кн. XXXVIII гл. видят намек на уничтожение подати с ремесленников (χρυσάργορον ) в 501 году при императоре Анастасие и относят поэтому составление «Истории» к позднейшему времени (см. W. Christ . Gesch. d. griech. Litt, 3 Aufl., München 1898, 797). Сочинение это выгодно отличается от большинства других исторических компиляций как краткостью и чистотой языка, так знанием дела и меткостью суждения.

См. Я. Алфионов , «Император Юлиан и его отношение к христианству».

ЗОСИМА - папа, был по происхождению грек. 18 марта 417 года он вступил на папский престол после Иннокентия I и умер 26 декабря 418 года. Его правление замечательно тремя фактами. В письме к галльским епископам 22 марта 417 года Зосима повелел, чтобы ни один галльский пресвитер не приезжал в Рим или в другое место без отпускной грамоты (litterae formatae) Патрокла, епископа арлесскаго, и чтобы этот митрополит посвящал епископов Виенны и обеих нарбоннских провинций. Таким образом епископ арлеcский делался митрополитом трех провинций и приматом всей Галлии. Это распоряжение папы вызвало противодействие епископов Виенны, Нарбонна и Марселя. Дело кончилось только при папе Льве I, который отнял у преемника Патрокла права митрополита над Виенною и подчинил четырех епископов виеннскому митрополиту, а всех остальных арлесскому. Второе событие правления Зосимы - пелагианские споры. Сначала папа согласился с составленными в общих выражениях и поданными ему Целестием и Пелагием исповеданиями веры и высказался в их пользу, но, когда африканские епископы снова осудили пелагианство, папа в своем Epistola tractoria осудил Пелагия и Целестия (см. Пелагий ), Зосима принял сторону пресвитера Сикки Апиария, низложеннаго своим епископом, и настаивал на его восстановлении. Этим было положено начало продолжительным спорам о праве аппеляции. По смерти Зосимы в Риме при выборе преемника ему произошли смуты (см. Бонифаций и Евлампий ).

Литература . I. Langen , «Geschichte der Römischen Kirche bis zum Pontificate Leo"s I», Bonne 1881, 724 - 763; Duchesne , «Fastes épiscopaux de l"ancienne Gaule», I, Paris 1894, 93 -110; Фаррар , «Жизнь и труды св. отцов» перевод A. П. Лопухнна, изд. 2-е, т. II, стр. 399, прил. IV, стр. 533; Робертсон и Герцог , «История христианской церкви», т. I.

* Александр Магистрианович Кремлевский,
магистр богословия, законоучитель
Ярослав. Демид. лицея.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 763. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Во второй половине ХV века на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути ее социально-политического развития. Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам.

К этому же времени относится и возникновение и распространение московско-новгородской ереси «жидовская мудрствующих». Сущность этого еретического движения, политические и религиозные воззрения еретиков до сих пор во многом неясны. Нельзя с полной уверенностью назвать истинных основателей лжеучения, нельзя определить преследуемые ими цели.

Но все же, несмотря на загадочную таинственность, окружающую еретиков, из их среды, по мнению многих исследователей и ученых, можно выделить нескольких человек, сыгравших особую роль в движении жидовствующих. В их число входит и предстоятель Русской Церкви с 1491 по 1494 годы митрополит Зосима Бродатый.

Вопрос о религиозных убеждениях митрополита Зосимы – один из важнейших. Многие историки, в том числе А.В. Карташев, С.М. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков) и некоторые другие, относят его к последователям распространившейся в то время в Москве ереси жидовствующих. Как первое, хотя и косвенное тому доказательство приводится длительная проволочка с выбором преемника почившему митрополиту Геронтию. А.В. Карташев, в частности, пишет: «Естественно возникает предположение, что придворные сферы, зараженные тайным учением жидовствующих, вели интригу за проведение на митрополичий стол кандидата, для них благоприятного. Результат интриги оправдывает нашу гипотезу. Поставленным в митрополиты 26 сентября 1490 года оказался архимандрит Симоновского монастыря Зосима» . И действительно, усилия на интриги затрачены были не зря, так как «поставление митрополитом еретика Зосимы» привело тайное общество жидовствующих в господствующее положение не только в сфере административно-государственной, но и в области церковного управления.

Для того чтобы разобраться в истинном характере религиозных воззрений Зосимы, прежде всего следует обратить внимание на исторический аспект и основные догматические положения ереси, к числу последователей которой его очень часто относят.

Итак, ересь жидовствующих ведет свое начало с 1471 года, когда в свите приглашенного в Новгород киевско-литовского князя Михаила Олельковича оказался «жид Схария». Вместе с чернокнижником, чародеем и астрологом Схарией в Новгород прибыли и другие евреи. Иудеи не случайно начали подкоп под Православие с Новгорода. Этот важный торговый центр Руси был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого града по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

И как раз на тот период приходится ожесточенное противодействие Москве со стороны литовской партии. В битве на реке Шелони 14 июля 1471 года московское войско наголову разбило новгородское ополчение. В августе 1471 года побежденные новгородцы подписали договорные грамоты с Иоанном III, по которым московский государь еще делал всевозможные послабления новгородской самобытности, но взял с новгородцев обязательство не переходить на сторону Литвы и посвящать своего архиерея непременно в Москве.

В 1484 году, после ряда новых смут и волнений, архиепископом в Новгороде стал Геннадий, архимандрит Чудовского монастыря. И все эти годы, начиная с 1471-го, ересь жида Схарии тайно расходилась по Новгороду. Иудей этот не был озабочен пропагандой в народе. Его интересовало духовенство и верхи общества. Прежде всего Схарии удалось обольстить двух священников – Дионисия и Алексия. Через них лжеучение проникло в Москву, когда оба тайных еретика были приглашены в столицу великим князем. Продолжая 1000-летние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божиего и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали Второе пришествие Христово и Его Страшный суд. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание. Особенно ненавидели они монашество. В организации секты жидовствующих многое напоминало будущее масонство: строгая законспирированность; проникновение в высшие слои правительства и духовенства; ритуал, включающий «обряд» поругания святыни. Являясь непримиримыми врагами христианства, жидовствующие скрывали свою ненависть к нему, втайне рассчитывая постепенно разрушить его изнутри. Обольщая астрологией и чернокнижием, Схария и другие прибывшие с ним иудеи хвалились каббалою, древними преданиями, якобы дошедшими до них от Моисея. Многие уверяли даже, что имеют книгу, полученную Адамом от Бога, что знают все тайны природы, могут объяснить сновидения, угадывать будущее, повелевать духами. Словом – ведуны и чародеи.

Таким образом, жидовствующие имели хотя бы условную вероучительную систему, выраженную, впрочем, во всевозможных отрицаниях христианских догм и постулатов. Обратимся теперь к митрополиту Зосиме. Действительные взгляды и воззрения его нам мало известны, поскольку исследователи говорят лишь об одном сочинении митрополита, известном под названием «Извещение о пасхалии». Но Н.И. Костомаров утверждает, что он был «склонен к безверию и материализму» . Доказательством чего, например, может служить неверие его в загробную жизнь, несвойственное жидовствующим. Иосиф Волоцкий приписывает митрополиту следующие слова: «Что такое царство небесное, что такое второе пришествие, что такое воскресение мертвых? Ничего этого нет: кто умер, тот умер, и только; дотоле и был, пока жил на свете». Можно предположить, что Зосима не стремился отягощать себя какими-либо религиозными рамками и обязанностями, не являясь, по сути даже и жидовствующим. По слову Н.И. Костомарова, «отрицание будущей жизни несогласимо было с общепринятыми иудейскими верованиями, и, кажется, Зосима не принадлежал ни к какой ереси, а просто ничему не верил, потому что ни о чем не заботился» .

Потому, вероятно, Зосима и был выдвинут в качестве претендента на первосвятительский престол: человеком, озабоченным лишь чувственными наслаждениями, просто управлять. Подтверждением чему может служить хотя бы Собор 1491 года, осудивший, по настоянию Геннадия Новгородского, некоторых еретиков. Вместо смертной казни, на исполнение которой настаивал Новгородский архиепископ, еретики всего-навсего были сосланы в различные монастыри, откуда продолжали рассылать свои пагубные письма, пропитанные ересью. Такое наказание по суровости века и по важности разврата было весьма человеколюбиво и могло быть вынесено лишь при вмешательстве митрополита, который, изгоняя несогласных с ересью и боровшихся против нее, говорил, что священник в церкви должен проповедовать лишь всеобщий мир.

Как уже отмечалось выше, митрополит Зосима был подвержен многим тяжким порокам, например мужеложству и даже скотоложству. Его нравственное состояние, таким образом, не выдерживало никакой канонической критики. Иеромонах Тарасий (Курганский) пишет об обычаях, принятых в кругах жидовствующих, к которым непосредственное отношение имел и Зосима, приводя слова преподобного Иосифа Волоцкого: «Половая распущенность, составляющая сущность их жизни и только прикрываемая лжебиблейским учением, достигла крайних пределов явления патологического. Не говоря уже о смешениях противоестественных, они с каким-то непонятным здоровому человеку наслаждением оскверняли целомудренных совершенно особым способом: “Привожаху блудницы в своя храмины, – пишет преподобный Иосиф, – и скверняхуся с ними блудом и мыяхуся с ними в лохане и скверную сию воду взимаху и вливаху сию в вино и мед и посылаху то вино и мед святителям и священникам, и к болярам и к гостем и ко всем православным христианам”. Преподобный Иосиф нисколько не преувеличивает, утверждая, что подобного ничего и “пси не вкушают”» . Кроме того, и в этом между собой согласны все историки, Зосима очень любил различные гуляния и, как следствие, подвержен был греху пьянства.

По иронии судьбы именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, в новосозданной к концу XV столетия пасхалии озвучивает жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится градом «нового Константина». А великий князь централизованной Руси в лице Иоанна III преображается в «нового Константина». Можно, однако, предположить, что все возвеличивания митрополитом великого князя сводились, по сути, лишь к одному – к возможности заручиться надежной поддержкой правителя в борьбе с защитниками Православия, открыто выступившими против Зосимы.

По словам Н.И. Костомарова, «Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению» . Но после того как преподобный Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика с престола святого Петра и запрещением испрашивать у митрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»), против Зосимы поднялась вся Церковь. И в результате решением Собора 1494 года бывший митрополит сослан был сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь на исправление. Даже здесь проявилось печалование о нем верхушки жидовствующих и личное доброе отношение к нему Иоанна III, основанное сугубо на лести: низложен был Зосима не за ересь, в которой его обвиняли, а за пьянство и нерадение о Церкви.

Подводя итог, можно смело утверждать, что митрополит Зосима является одним из худших первосвятителей Русской Церкви за всю ее многовековую историю. Возможно и не являясь убежденным последователем ереси жидовствующих, он все же по своей тяжкой приверженности всевозможным страстям не был, согласно канонам, достоин не только предстоятельства, но даже и низших степеней священства. Однако в противостоянии митрополиту Зосиме и его единомышленникам Русская Церковь приобрела уникальный опыт борьбы за чистоту Православия, борьбы, опирающейся на соборный церковный разум.


См. об этом: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Республика, 1994; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994–1996.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Олма Пресс, 2004. Кн. 3. С. 22.

Тарасий (Курганский) , иеромонах. Перелом в древнерусском богословии. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2003. С. 44.

Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16–19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. С. 2.

В последние несколько лет в прессе прокатилась целая волна краеведческих публикаций о старообрядческих селах севера Молдовы, об уникальном женском монастыре в Куниче, о буднях и праздниках общественного движения "Русское духовное единство", бережно хранящего многие, в том числе старообрядческие, традиции русского народа. Увы, поводом для написания данной статьи стали события крайне тревожные:...

КАК известно, в мире существуют две старообрядческие митрополии - Московская, во главе с митрополитом Алимпием, и Белокриницкая (с центром в румынском городе Браила), возглавляемая митрополитом Леонтием. Староверы Молдовы всегда находились в каноническом подчинении Москвы. Туда и стали поступать жалобы из ряда сел республики на епископа Кишиневского и всея Молдовы Зосиму. Факты в них излагались столь тревожные, что 20 октября нынешнего года митрополит Алимпий направил в наши края специальную комиссию во главе с епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном. В нее, по решению митрополита, был включен и председатель "Русского духовного единства" Петр Донцов.

Проследовала она перво-наперво в село Покровка Дондюшанского района, где о заступничестве в своем письме в Москву молили более 300 человек. Шесть часов проработала комиссия, как нынче говорят, в режиме нон-стоп. Да не по старинке: на видеопленку были записаны откровения десятков мирян, буквально ошеломившие "ревизоров". Вот что рассказал член комиссии иерей Геннадий Чунин, настоятель старообрядческого храма в Санкт-Петербурге:

Представить себе не мог, что епископ Зосима способен на такие деяния! Скажем, под невнятными предлогами он не шел к умирающему, а после его смерти отказывался отпеть погребение, мотивируя это тем, что умер человек без покаяния. По его вине некрещеным умер ребенок, которого епископ Зосима затем запретил хоронить на кладбище. Родители малыша таким отношением владыки были просто убиты. Без всяких объяснений мог вдруг запретить в одном из сел венчать молодых. При этом он не позволял священникам совершать требные действия за пределами своих приходов. Поэтому в каких-то крайних ситуациях люди не могли обратиться за помощью в другой приход. Все это можно назвать не иначе как духовным произволом. В свои 38 лет я не представлял, что подобное вообще возможно в нашей Церкви.

В том же ключе звучала и прочая информация, собранная комиссией. Оказалось, что службы в иных старообрядческих церквях совершаются крайне редко. За десять лет нахождения в Молдове епископ Зосима рукоположил лишь двух священников, при том, что в республике их всего шестеро на 14 приходов, двоим из них - за 80, одному - под 80.

Вместе с тем из 14 членов церковного совета Кишиневской общины четверо, занимающие основные руководящие должности, оказались родными братьями владыки. Один из них и преградил комиссии путь, закрыв перед ней ворота главного старообрядческого храма страны - кишиневской Мазаракиевской церкви.

ИЗВЕЩЕННЫЙ обо всем этом митрополит Алимпий 23 октября издал указ, гласящий: "Презрев свой долг послушания и смирения, епископ Зосима воздвиг препятствия в работе комиссии, сопровождая свои неканонические действия оскорбительными для меня и членов комиссии высказываниями, чем причинил мне сильнейшую обиду. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь 55 правилом Св. Апостолов,

1. Привлекаю епископа Зосиму к Церковному суду.

2. До суда запрещаю епископа Зосиму от всякого священнодействия и отстраняю от управления Кишиневской и всея Молдовы епархии.

3. Временно исполняющим обязанности епископа Кишиневского и всея Молдовы назначаю епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна".

Однако далее последовали события и вовсе невероятные, противоречащие незыблемым канонам древлеправославной веры. 25 октября владыка получил копию указа о запрещении в священнослужении под роспись, а 26... служил литургию в Мазаракиевской церкви.

На следующий день он оказался в Браиле, на Соборе, который, как не трудно догадаться, охотно принял "обиженного Москвой" епископа. После того однодневного визита в Румынию он и... заявил вдруг о своем подчинении Белокриницкой митрополии. Хотя священник, запрещенный в служении главой одной митрополии, ни при каких обстоятельствах не может перейти в другую. То есть, либо владыка обманул румынский епископат, не сообщив об указе митрополита Алимпия, либо Собор сознательно нарушил каноны Старой веры. Весьма красноречив и такой факт. 28 октября на собрании мирян в селе Кунича люди трижды с тревогой спросили епископа Зосиму: правда ли, что он перешел в румынскую митрополию. В ответ прозвучало: нет и еще раз нет! Напомним, что под решением Браильского Собора значится 27 октября...

ИЗ ТОГО же решения следует, что в церковное общение были с ходу приняты: еще шесть российских иереев, которые якобы возжелали последовать за епископом Зосимой. В связи с этим Собор, в частности, решил "создать из присоединившихся приходов временную Российскую епархию Белокриницкой митрополии до времени наведения в Московской митрополии канонического порядка и решения ее судьбы на Всеобщем Всестарообрядческом Освященном Соборе. Назначить правящим архиереем вновь созданной епархии преосвященного епископа Зосиму с нахождением в духовном подчинении Белокриницкой митрополии".

Кто же эти россияне, пожелавшие покинуть свою митрополию? Как сообщил в своем покаянном письме митрополиту Алимпию один из "перебежчиков" - иерей Иванов из города Клинцы Брянской области, подписать чистый лист бумаги его уговорили под всяческими предлогами. Потом на этом листе и оказалось прошение о переходе в Белокриницкую митрополию. "Для меня было громом среди ясного неба, - пишет он, - что образована новая епархия под руководством Зосимы, а наш приход оказался под румынами". Да уж, в одночасье оказаться "под румынами" староверы на брянщине едва ли мечтали.

Кто же так заморочил голову этому священнику, заполучив его подпись обманным путем? Вот тут и выходит на арену 36-летний Елисей Елисеев, бывший комсомольский вожак, потом "вожак" кришнаитов, а позже - иерей из бурятского города Улан-Удэ. Будучи 10 октября с.г. запрещенным в священно-служении митрополитом Алимпием за множество прегрешений, решил он искать защиты в румынской митрополии. Да не в гордом одиночестве. Кого и как вербовал он в российской глубинке, сейчас выясняет специальная комиссия. Стоит лишь заметить, что пятеро из той шестерки возглавляли сверхмалые приходы (по 10-15 человек) и ни один из них не был "коренным" старообрядцем.

Геннадий Чунин отозвался о Елисееве так: "Он из тех, кто мнит себя героем- правдолюбцем. Мастер писать и распространять листовки по поводу и без повода. А признания иерея Иванова говорят о том, что сколачивал Елисеев ту шестерку самыми авантюрными приемами. Можно предположить, что, оказавшись на пути в Румынию в Кишиневе, он без труда привлек в свою компанию и разобиженного епископа Зосиму. Ничего хорошего для себя от предстоящего церковного суда тот не ожидал. А страх, как известно, толкает и не на такие "подвиги". ТЕПЕРЬ епископ Зосима заявляет, что суду Московской митрополии он не доверяет и готов предстать лишь перед совместным судом обеих митрополий. Такой вот церковный раздор. В масштабах Молдовы его можно было бы окрестить коротко и хлестко: раскол. Но на раскол он явно "не тянет", поскольку речь тут - о метаниях проштрафившегося священника, пытающегося укрыться от наказания под крышей другой митрополии, а вовсе не об уходе туда прихожан из Молдовы. - Как горячо заверили нас письменно и устно на многочисленных собраниях в старообрядческих общинах на обоих берегах Днестра, - рассказал Геннадий Чунин, - переходить в Румынскую митрополию люди не стали бы ни при каких обстоятельствах.

И все же нет сомнений, что вся эта история с созданием "временной Российской епархии Белокриницкой митрополии" далека от завершения. Ключ же к ней стоит искать не только в политических уловках (нельзя забывать, что все румынские священники находятся на государственной службе!), но и в феноменальной молодости румынского епископата: из четырех духовных пастырей троим там нет и сорока лет. Как тут не "помахать шашкой", не похвалиться собственными ноу-хау вроде "временной епархии"? Правда, если вдуматься в это "историческое" решение, останется лишь недоуменно пожать плечами. Ведь в 32 румынских приходах насчитывается 40 тысяч старообрядцев, а в России только активно посещающих древлеправославные церкви - около двух миллионов человек. Не с руки как-то румынскому епископату грозить Московской митрополии пальцем...

Что же касается совместного Московско-Браильского суда, которому доверил бы решать свою судьбу епископ Зосима, и это, как говорится, из области воспаленного воображения. Ведь ему-то хорошо известно, что в 1996 году на Соборе обеих митрополий чья-то попытка поставить вопрос о выдвижении единого патриарха не увенчалась успехом. Было ясно, что к подобному сближению ни одна сторона не готова. О каком же совместном суде тут толковать?

Едва ли поможет дальнейшему братскому общению и эта история. На газетном языке - сенсационная. А в общем-то - весьма грустная, сотворенная вовсе не дьявольским наваждением.

Кстати, сегодня неутомимый гастролер Елисеев нашел приют в Кишиневе. Как выяснилось, приход в Бурятии он возглавлял крохотный. За последние десять лет возникло таких немало - "на ровном месте", без сдобренной вековыми традициями почвы. Вот и стал он культивировать свои "традиции", к религии не относящиеся. Чем будет он сдабривать нашу почву - догадаться не сложно. Безоговорочное покровительство, столь спешно обещанное ему в Браиле, отрабатывать нужно на полную катушку.

Когда верстался номер, редакции стало известно постановление совещания правящих архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви: "Признать правильным отстранение от управления Кишиневской и всея Молдавии епархией до Церковного суда епископа Зосимы. Преосвященному епископу Силуяну исполнять обязанности правящего Архиерея Кишиневского и всея Молдавии епархии до того времени, пока Освященный Собор Церкви не примет решения о том, кому быть постоянным Кишиневским и всея Молдавии епископом".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.