Каждое дыхание да хвалит господа. «Всякое дыхание да хвалит Господа

Церковь помнит заповедь, данную Богом человеку: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом…» (Быт. 1, 28). Многие православные монастыри разводят животных и птиц, которые служат не только украшением обители, но и утешением человеку. С подробностями -- диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

Новосибирск: олень, павлин, белки…
В новосибирском мужском монастыре во имя святого мученика Евгения живет пятнистый олень, белки, павлин, раки и рыбы. Как рассказал «НС» настоятель монастыря игумен Филипп (Новиков), начинался живой уголок с одной белки, которую ему подарили в Новосибирском зоопарке, когда он привозил туда на экскурсию детей-сирот из детдома. Для белки построили во дворе храма небольшой домик. Потом кто-то из прихожан пожертвовал храму еще двух белок. Беличья клетка стоит на самом видном месте церковного двора, вызывая неизменный интерес у прихожан и посетителей монастыря.

Видя такую популярность «живого уголка», в монастыре завели кроликов, голубей, вырыли небольшой бассейн, где летом живут рыбы и раки. А в конце прошлого года монастырский зоопарк пополнился пятнистым оленем. Оленя, привезенного с Алтая, монастырю подарил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. «Поначалу мы очень переживали: ведь одно дело -- ухаживать за мелкими зверьками, а другое -- за оленем. Как его кормить, как содержать -- никто понятия не имел, -- рассказывает настоятель монастыря игумен Филипп. -- Пришлось одного из послушников отправлять специально учиться у специалистов». Оленя назвали Яшей -- таково было решение учеников воскресной школы. Живет Яша в вольере, специально сооруженном для него. Вольер небольшой, но, по словам отца Филиппа, «если вольер сделать побольше, он может разбежаться, перемахнуть через ограду и убежать». В «живом уголке» монастыря есть еще несколько кроликов, волнистые попугайчики, голуби и павлин. По мнению настоятеля, наличие животных при храме может играть миссионерскую роль: «Иногда ведь человек не может сразу в храм прийти. Но вот он приходит сюда на территорию, видит, как тут все красиво -- белочки, олень. И люди думают: как все прекрасно, так почему бы и в храм не зайти?»


Живут в российских монастырях и страусы (Свято-Никольский монастырь в Коломне). Фото ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов

Серпухов: павлины
Вo Bвeдeнcкoм Bлaдычнeм жeнcкoм мoнacтыpe пoдмocкoвнoгo Cepпyxoвa разводят пaвлинoв. Этa тpaдиция насчитывает уже более 300 лет: еще в конце XVII века Введенскому монастырю были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава». Павлинов разводили не только как декоративных птиц, но и как древний христианский символ бессмертия. Разведение павлинов в монастыре оказалось настолько успешным, что, когда в конце XVIII века решался вопрос о гербе Серпухова, было решено пoмeстить на нем изображение павлина. Интересно, что даже советский вариант серпуховского герба содержал в себе павлина -- наряду с тракторной шестерней и атомным кольцом. С возрождением монастыря вернулось и пaвлинoвoдcтвo. Сейчас в монастыре полтора десятка павлинов.

Троице-Сергиева лавра: кошки в безопасности


Фото Евгения Позняка


В конце октября прошлого года интернет-сообщество защитников животных потрясла ужасная новость. По сообщению одного из пользователей Живого журнала, 30 кошек, живущих на территории Троице-Сергиевой лавры, были вывезены в запечатанных мешках за пределы города и якобы брошены в водоем рядом со свалкой. Информация стала стремительно обрастать новыми «фактами». Будто кошки были с котятами, и активисты сообщества «Кот и пес», срочно прибывшие к месту «трагедии», сумели спасти десять животных. Кто-то сообщил даже, что котята были с выколотыми глазами (но потом эту информацию опровергли на этом же форуме). Стоит ли говорить, что все сообщения буквально пылали праведным гневом в адрес монашествующей братии, однако никаких фактов, подтверждающих убийство кошек, выступающие не привели. Что же произошло на самом деле? Как сообщили «НС» в Троице-Сергиевой лавре, в течение года на территории скапливается большое количество бездомных кошек. Одних животных подбрасывают, другие приходят сами, они размножаются, и их численность неуклонно растет в отсутствие собак. Кроме того, сердобольные люди в Лавре подкармливают животных, и кошкам здесь живется довольно хорошо. Однако на территории Лавры нет ветлечебницы, и такое скопление бездомных животных небезопасно. Чтобы обезопасить братию и посетителей монастыря от возможных болезней, которые могут разносить кошки, ежегодно в конце октября бездомных кошек собирают и вывозят на пустырь, за территорию Сергиева Посада. Там животные выпускаются на свободу (часть их, к слову, опять возвращается в Лавру), ни о каком убийстве кошек не может быть и речи. К сожалению, монастырь пока не располагает иными средствами решения злободневной проблемы бездомных животных.

Кошачий монастырь на Кипре
В десяти километрах от кипрского города Лимассол находится женский монастырь святого Николая Кошатника. По традиции в его стенах живут несколько десятков кошек. По преданию, в 327 году по Р. Х. Кипр посетила св. царица Елена. Узнав, что на острове, страдавшем в те годы от страшной засухи, расплодилось невиданное количество змей, она велела доставить сюда около тысячи кошек. Через несколько лет со змеями было покончено. Неподалеку от того места, где Елена сошла на берег, был основан мужской монастырь святого Николая, ставший прибежищем для привезенных на остров кошек. Венецианский монах, посетивший остров в 1484 году, рассказал в своих заметках, что кошки сбегались на обед при звуках монастырского колокола. Насытившись, они опять приступали к своим прямым обязанностям -- охоте на змей. Источники сообщают, что, когда монастырю в XVI веке передавались в дар прилегающие земли, было поставлено условие: братья должны ухаживать как минимум за сотней котов, снабжая их едой дважды в день. После захвата Кипра турками в XVI веке монастырь пришел в запустение и возродился лишь в 80-е годы XX века -- уже как женский. Монахини восстановили традицию держать кошек. Сейчас в монастыре пять насельниц и около 70 кошек. Каждый день монахинь начинается около трех часов утра: сначала они готовят еду кошкам, потом отправляются в храм на службу. После службы -- завтрак, кормежка кошек, уборка двора и другие послушания. Помимо ухода за кошками православные монахини занимаются иконописью.


Фото Екатерины Степановой

"Аллилуия" , Аллилуия. И это – победная песнь; предсказывает же будущее у всех людей Боговедение.

. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

«Хвалите Бога во Святых Его» . Это – достаточное побуждение к песнопению. Если в повод к благодарению повелено нам брать и растения, и зверей, и гадов; тем паче справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ?

«Хвалите Его во утверждении силы Его». А Симмах перевел так: хвалите Его в неприступной твердыне Его; потому что один имеет твердую, негиблющую, вечную державу.

. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

«Хвалите Его в силах Его» ; потому что несказанны преспеяния непрестанно совершаемыя Святыми Его.

«Хвалите Его по множеству величествия Его». Сие сходно с истолкованным уже нами, а именно: «величию Его несть конца» (). Величие Его, говорит Пророк, безпредельно, сила Его неизмерима. Поэтому не преставайте за все песнословить Его.

. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

«Хвалите Его во гласе трубнем» . Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которыя слышны были на горе Синае.

«Хвалите Его во псалтири и гуслех:» «Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе» : «Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалехь восклицания» . Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие.

. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

«Всякое дыхание да хвалит Господа» . Да хвалят не Иудеи только, но и все люди; потому что, как говорит божественный Апостол, не «Иудеев Бог токмо, но и языков» (). Посему в псалме сто сорок четвертом Пророк сказал: «да благословит всяка плоть имя Святое Его» (), а здесь говорит: «всякое дыхание да хвалит Господа» . Но и там разумел не одну плоть, и здесь разумеет не одно дыхание, а напротив того и тем и другим, и телом и душею, повелевает песнословить Бога всяческих. Достоин же удивления сей конец целаго творения, и он согласен с целью пророчества. Ибо пророчество проповедует язычникам спасение, а конец пророчества повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля. Но мы не слова только слышим, а видим здесь и самыя дела. Ибо в каждом городе, в каждой веси, на полях, в уединениях, на горах и холмах, в местах необитаемых и совершенно пустынных, песнословится Бог всяческих.

А я читающих книгу сию прошу, если покажется что истолкованным хорошо и удачно, пожинать от сего пользу, а если где не постигли мы сокровенных таин Духа, не слишком укорять нас. Ибо, что могли найти, то не скупясь предложили всем; чему сами научились у отцев, то потщились сообщить потомству. Мы понесли труд, а другим приносим без труда почерпаемую пользу, и их умоляю вознаградить труд сей молитвами, чтобы нам, подкрепляясь ими, к словам приложить и дела, и приобрести ублажение за то и другое. Ибо сказано: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» (). Сего Царствия дай Бог сподобиться всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым подобает слава Отцу со Святым Духом во веки! Аминь.

Когда меня спрашивали, почему я решил податься к русскому старцу Вениамину на келью, как дошел до такого, я отвечал, что мне просто надоело слоняться по Святой горе в качестве сиромахи*. Кто бродил по горе, хотя бы в течение года, поймет о чем я говорю.

Конечно, сиромахи поддерживают себя гордой мыслью, что они крутые, самые сильные святогорские подвижники, но на деле, это обыкновенные бродяги. Какое уж там подвижничество! Когда ты спишь, как попало, молишься, как попало, и ешь, как попало, твое подвижничество чисто номинальное и душа загрязняется разной чепухой.

Возможно, как этап в духовном становлении, сиромашество и здорово, но, как я понял на своем опыте, более года слоняться по Афону – не душеполезно.
Тогда, осознав губительность «духовного бродяжничества», я и подался к отцу Вениамину. Это был, как все знали, конечно, умный, но уж чрезвычайно дикий, в плане общения, человек. Оскорбить кого-нибудь, для него было проще пареной репы. Казалось, что у отца Вениамина не было даже никаких душевных колебаний на этот счет. Он оскорблял также естественно, как дышал.

Продержаться у него месяц, было почетно, для любого сиромахи, а я прожил с ним уже целый год. Все удивлялись и просили рассказать, как это мне удается. Я ничего не скрывал и отвечал, что держусь у него, потому как думаю, что мой старец - святой жизни монах . Все смеялись и смеются, до сих пор, над моими словами как над неплохой святогорской шуткой. Но, правда, я и на самом деле так думаю.

&mnsp;
Осознание этого пришло ко мне после одного случая, который я и хочу вам описать.
В тот знаменательный день, а точнее, - теплой майской ночью, когда и случилось это событие, отец Вениамин неожиданно поднял меня на молитву:

– Просыпайся, бездельник! Дармоед ты этакий, лоботряс и олух Царя небесного, разве ты не знаешь, что мы, монашествующие, должны молиться Богу больше ночью, чем днем. А днем работать, а не лениться. Работать, понимаешь?!

Я, скрывая волнообразно нарастающее раздражение, встал и расчесал свои спутанные волосы:
– Иду! Иду! – отвечал я на грубые окрики старца.

У него и раньше бывали подобные «приступы подвижничества», когда им овладевала страсть уподобиться самому Иосифу Исихасту «уроками смирения» **. Чтобы дать вам простое представление об этой непростой технике, скажу только, что количество оскорблений, наносимое послушнику в эти дни, значительно увеличивалось, что, учитывая недосыпание и строгий пост без [постного] масла**, было очень болезненно для моей души. Утешало в те скорбные дни лишь то, что это благочестивое устремление обычно проходило у отца Вениамина через неделю, или даже и того меньше.

В ту ночь, после моего страдальческого пробуждения, мы пошли в храм, и старец дал возглас к полунощнице. Хриплым баритоном я начал читать кафизму:
– Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…

– Оу, Коля. Тихо! Тихо! – Старец вышел из алтаря в епитрахили и в поручах. Он выглядел весьма странным образом. Его горящие глаза сразу пробудили мои старые тлеющие сомнения по поводу адекватности и психического здоровья моего старца.
– Прислушайся, Коля! Тсс! – он поднес заскорузлый палец к губам, показывая, что сейчас, всеми силами, стоит хранить молчание и даже дышать надо, как можно тише.
– А? Каково тебе это?! А? Что, слышишь?

Я, напрягшись, как струна, прислушался к ночной тишине, но не смог ничего разобрать, - лишь ветер и кваканье одинокой лягушки. Покачав головой, я осторожно заметил. – Геронта, все тихо.

– Что?! – Он покраснел от гнева, однако, вопреки своему обычаю, в этот раз не разразился оскорблениями.
– Слушай лучше, глухая тетеря, неужели ты ее не слышишь? Внимательней, затаи дыханье, ох, давно я не слышал эти демонические камлания .

Я опять вслушался в ночную тишину и покраснел от страха. Теперь до меня дошло, что старец имел в виду кваканье какой-то лягушки.
– Ээх! Завтра утром, пойду опять по горе. Лучше уж бродяжничать, чем жить рядом с сумасшедшим, – подумал я, а сам робко посмотрел на старца: – Отец Вениамин, вы имеете в виду… лягушку?

– Что?! Ты сказал, лягушку?!
На мгновение мне показалось, что старец меня ударит.
– Никакая это не лягушка, понял? Это сам дьявол!

– Ничего себе, куда хватил! – Мои мысли проросли на лице в недоуменную и, страха ради иудейска***, подобострастную гримасу. – Я, испугавшись внезапного непредсказуемого безумия старца, хотел уйти с кельи немедленно, но затем решил все-таки дождаться утра и уж потом возвратиться в ряды афонских сиромах.
– Лягушка! Да что ты вообще об этом знаешь?

Старец неожиданно стал предельно серьезным. – Это первый враг моей молитвы . Я уже пятнадцать лет на этой келье. И в ту первую ночь, когда я, еще один, начинал свой пустыннический труд, дьявол явился меня искушать в образе этой, как ты выражаешься, лягушки. Только я сосредотачивался на словах псалмопевца, она начинала петь свои демонические гимны. – О! Если бы ты знал про мою боль, дорогой мой послушник. Это самое настоящее исчадие ада,
ребенок сатаны,
кошка антихриста,
зеленая смерть,
душитель молитвы,
хитрая прыгающая бестия,
страж развалин,
проповедник беззаконий,
служка воров,
приятель ночных демонов,
покровитель блудников,
вместилище яда,
воплотившееся уродство,
наследник тьмы,
мечущая икру пучеглазая квакающая ночь.

Старец презрительно прищурился: – Я могу хулить ее целую ночь без остановки. Проклиная ее, я не устаю, а наоборот - набираюсь сил.

Значит, ты говоришь, что это просто лягушка? Нет, Коля, это не простое земноводное. Не тварь Божья. Это не гад, движущийся в водах, это сам змей, его же создал ругатися ему****. Это ночной демон, который слеплен дьяволом из остатков своих сгоревших крыльев, специально для искушения монахов, чтобы сбивать их с молитвы.

О! Болотная кикимора,
вдова лешего,
бабка русалки, заманивающий путников в водоворот,
предсказатель смерти,
ночной звездочет,
соловей лжепророка,
подвижник бесовских культов,
разжигающее страсти существо,
то, в чем нет ни капли доброго,
тьма, без крупицы света,
образ ада,
цербер тартара,
из нее проистекают реки зла.
Лягушка!

Я не знал, что и ответить на риторические обличения старца.
А он, тем временем, не унимался, и все больше распалялся гневом.

– Ты хоть видел когда-нибудь эту лягушку? Это же самый реальный прообраз подлости и безобразия. Сам весь мерзкий отвратительный вид ее говорит о присутствии в мире враждебной духовной силы, препятствующей становлению мировой гармонии.

– Лягушка! Русский язык совсем не отображает зловещий привкус смерти и зла, который сосредоточен в этом злобном существе. Язык просто передает ее, как лягающуюся: -сушку, -мушку, -подушку, -душку, - нечто безобидное и уродливое, то, что мы презираем и жалеем одновременно.

Что ж, ха-ха! Я тоже, Коля, отдал дань этому глупому пониманию. И сейчас, после годов борьбы с этим, во истину, - исчадием ада, его великим порождением и образом самой смерти, я, наконец, понял, с кем имею дело. Не смей больше называть этот сосуд мерзости лягушкой, понял?

Я оценил ситуацию. С одной стороны было неплохо, что гнев старца пошел на бессловесную тварь, мимо меня. С другой, - страшно жить с человеком, который считает маленькое болотное существо великим монстром.

– Понял, отец Вениамин! Но как мне тогда ее называть?
Оно ! Никак иначе, как оно!
– Оно?
– Да… да! – Оно !

– Ужас пустынников,
ядовитое дыхание лукавого!
Оно – жесточайшее искушение,
король среди искушающих,
ржа молитвы,
кошка антихриста.
Ах, я уже употреблял этот эпитет... Старец почесал свою седую бороду и продолжил: - Оно самовыражение,
воплощение самого дьявола,
проклятие природы,
оно…

– Да возможно ли такое?! – Вскричал я, не выдержав подобного отношение к какой-то лягушке: – Это ведь ля… – Оно лишь зверь, жалкое бессмысленное земноводное! Разве можно питать к нему ненависть? Простите, геронта, можете меня выгнать, ваше право, но я скажу свое слово: так думать и считать, – просто богохульство!

– Богохульство? – Старец неожиданно улыбнулся: – Оно окрутило тебя, сын мой, как я могу тебя выгнать теперь, когда ты пленен тьмой? Ха-ха-ха! – Старец громко и даже, я бы сказал, демонстративно, рассмеялся: – Оно ворует у меня молитву уже более пятнадцати лет! Я не говорю уже о душевном мире и сосредоточении духа, псалмопении и безмолвии. Ты думаешь, почему я поменял безмолвие на «уроки смирения»** ?
– Неужели из-за… него?

Отец Вениамин улыбнулся широкой улыбкой, которую я видел у него впервые, и крепко, обеими руками, взял меня за плечи: – Бери фонарик и тяпку, - ту, которой пропалываем кабачки, храбрый мой воин Христов. Давно пора покончить с этим! Нанесем тьме удар! Мы уничтожим это!
– Уничтожим?
– Да! Да! Я предпринимал много попыток разыскать это чудовище, но оно всегда ускользало от меня. Но теперь, чует мое болезнующее сердце, что вместе с тобой, славный мой подвижник, мы разыщем и уничтожим вора, расхищающего покой нашей кельи. Вперед, Николай, раб Божий. И да поможет нам Бог!

В последних словах отца Вениамина было столько лестных сравнений, какими меня не награждал старец, за все время нашего знакомства, что я сразу растаял, словно январский снег, который изредка выпадает и в Греции*****. Я разыскал фонарик и тяпку, для уничтожения «первого врага молитвы» и вышел к старцу, который был уже собран и подтянут как никогда.

– Идем! Твори про себя Иисусову молитву ******, понял?
Я уверенно качнул головой в знак согласия, но неуверенно покачал в руках тяпкой:
– Да, отче, но я не знаю, смогу ли я убить это животное?
– Животное?
– Да.
– Отец Вениамин серьезно задумался. – Будь это сосуд дьявольский или самостоятельная сила… животная, – я, все равно, уничтожу ее. Оно омерзительно, так или иначе!
– Да, но…
– Никаких но! Иди прямо на ее дьявольское пение, но не упускай молитву, слышишь? Главное, обнаружить ее, а я уж сам позабочусь, чтобы оно замолчало на веки вечные. Не упускай молитву, слышишь?
– Я понял, геронта.

Мы вышли из кельи и, крадучись, пошли на кваканье бедной лягушки. Я читал про себя молитву, жалея своего старца, который воспылал ненавистью к какой-то бедной лягушке. Однако я еще не понял, что он имеет в виду, - какое-то конкретное существо, или же лягушек как вид?

  • Если он думает, что дьявол лишает его молитвы через лягушачье кваканье, то оставаться на этой келье не было больше смысла. Того и гляди, старец заставит избивать всех лягушек в округе, а местность, близ кельи, была достаточно сырая.
  • Если же он разыскивает какое-то мифическое существо, типа дракона, единорога, левиафана или василиска, то, может быть, убив одну лягушку, он решит, что поразил самого дьявола и надолго успокоится.

– Тсс! – отец Вениамин, принимая исключительные меры предосторожности, пробирался к колючему кустарнику (фонари мы пока не включали, чтобы не спугнуть земноводное).
– Коля, – произнес он едва слышным шепотом, – заходи слева, оно здесь. Как только я включу фонарь, включи и ты свой. Главное не упустить чудовище. Предельное внимание, Коля, я надеюсь на тебя. Я захожу с центра, ударю ей в лоб.

Он забрал у меня тяпку, и мы стали медленно окружать квакушку.
Наконец, словно некое затишье перед бурей, наступила полная тишина, в которой громко звучало соло бедной зеленой лягушки.

Я, с содроганием сердца представил, как старец бьет по маленькому беззащитному существу тяпкой для прополки кабачков, и нервно затрясся. Убийство лягушки, которое освободило бы больной дух старца, легло бы кровавым пятном на мою совесть. Могу ли я, без ущерба для собственной души, потакать чудовищным причудам старца? Эта затянувшаяся пауза, перед предполагаемой гибелью лягушки, была для меня моментом истины. Я, поколебавшись несколько секунд, резко включил фонарь и зашипел, желая спугнуть бестию и спасти, тем самым, ее жалкую жизнь, а свою совесть от бесовского поругания: – Кшш, кшш!

– Старец завопил: – Безумец, ты что делаешь?! Какое помрачение, помоги тебе Господь!

Он также включил свой фонарь и направил его в терновник. Луч света осветил большой валун, на котором, как ни в чем, ни бывало, сидела крупная зеленая лягушка. Тварь и не думала никуда убегать. Лягушка, словно не замечая нашего присутствия, продолжала квакать, надувая на шее зеленый пузырь. Ее передние лапки были скрещены вместе, а задние – расслаблены, а не напряжены для прыжка. Размером земноводное было, примерно, с половину ладони старца, который уже хищно склонился над животным, занеся над ней свою большую руку, для того, чтобы прихлопнуть бедолагу.

Отец Вениамин, опомнитесь! Что вы делаете? – Я умоляюще обратился к старцу: – Не безумствуйте, вспомните ваше призвание и чин. Не позорьте вашу схиму. Как вы можете питать столь великую злобу к этому бессловесному существу?

– Ха-ха-ха! – Старец, запрокинув голову, рассмеялся вновь раскатистым густым смехом. Сейчас он был похож на одного прельщенного монаха, которого не так давно удалили со Святой горы. Тот монах также безумно смеялся и утверждал, что вымолил Иуду из ада. Неужели мой бедный старец тоже в прелести? Все указывало на то...

Старый монах, насмеявшись вдоволь, ласково посмотрел на меня. – Видишь, Коля? Оно даже не боится нас, – отец Вениамин ткнул пальцем в сторону невозмутимого создания: – Ты когда-нибудь видел, чтобы лягушки так себя вели? Николай, прозри, наконец, - оно нас совершенно не боится. Ни капли! Оно не верит, что мы сможем уничтожить его.

– На самом деле, - это было действительно странно, - «первый враг молитвы» сосредоточенно квакал, совершенно не замечая нашего агрессивного присутствия, как будто лягушка совершенно не имела присущего всякому земнородному инстинкта самосохранения.
Но, быть может, «оно» находилось просто в состоянии шока, вызванного нашим неожиданным появлением и обилием света в ночи.
– Отец Вениамин, животное просто испугалось нас и ничего больше. Даже я сейчас – вас боюсь.

– Сын мой! Если бы оно нас боялось, то не квакало бы так спокойно, с таким презрением, как будто нас вообще не существует, – и старец занес над лягушкой тяпку.
– Но я прекращу эти дьявольские литания, – раз и навсегда.
– О! Умоляю вас, прекратите это безумие.

Старец, который мыслил, что именно я здесь – сумасшедший, лишь улыбался и покачивал тяпкой, как хороший хоккеист клюшкой. Того и гляди завопит сейчас. – Гол!

Но старец продолжил в своем стиле: - О, рассадник зла, демон, таящийся под маской невинности! Ты можешь ввести в заблуждение целый мир, но не меня. Из глубины своей души я поражу твой образ! Будь проклят дьявол и его зеленый истукан! Получай же, бестия!

Я закрыл глаза, не желая видеть убийство невинной твари, и утвердился в мысли покинуть келью немедленно, не дожидаясь утра.

… И тут, когда наша охота почти завершилась, произошло нечто, настолько противоречащее здравому смыслу, что одинаково выбило из колеи, как старца, так и меня самого, и заставило нас более минуты стоять в совершенном безмолвии с открытыми ртами.

Лягушка, за мгновение перед сокрушающим ударом тяпкой, проквакала чистым, человеческим, если можно так выразиться, голосом:
Аллилуйя !

Я, конечно, читал в патериках (житиях святых ) нечто подобное, но не думал, вот так просто, - услышать это самому.
Если б я был один, то подумал бы, что это слуховая галлюцинация от недосыпания и плохого питания, а, паче всего, от психического переутомления, вызванного постоянными нападками и оскорблениями старца, – но ведь отец Вениамин тоже пребывал в изумлении, едва не большем, чем я сам.

Лягушка, тем временем, возвратилась в свой чин земноводных и, проворно оттолкнувшись задними лапками от валуна, скрылась в кустарнике.

Через минуту, придя в себя, ошеломленный старец скорбно посмотрел на меня:
– Какой безумный, оказывается, я старик, Николай! Ведь написано же в писании: "всякое дыхание да хвалит Господа" !
Казалось, что он сейчас заплачет от переполнившей его сердце скорби.

– Оно просто прославляло своего Создателя, а я злобствовал на него. Оно…
– Она – безгрешная тварь Божья, а дьявол столько лет учил меня ненавидеть ее. Пятнадцать лет я думал, что служу и молюсь Богу, а это она молилась… лягушка.

Отец Вениамин схватился руками за голову и медленно осел на этот валун.

Я впервые видел его таким. Он был безутешным и сидел бы так на валуне неопределенно долгое время, если бы я не взял его под руки и не отвел на келью.

После этого случая, старец сильно смирился. Конечно, мне все равно доставалось от него регулярно и много, но оскорблений было уже гораздо меньше, чем раньше, и за наиболее резкие слова, отец Вениамин, когда отходил от гнева, даже просил у меня прощения. Он благословил, до времени, никому не говорить об этом случае, и я молчал до сих пор.

Правда, у него появилась и другая крайность, которая, конечно, не несла такого вреда, как первая (ненависть к лягушке), - теперь отец Вениамин начал сверять с ее кваканьем время нашей молитвы...

Если, как повелось со старых, добрых времен, - большинство обителей и келий Святой горы жило по византийскому времени , и монахи начинали повечерие с заходом солнца, то мы сверяли свое время с кваканьем лягушки, - вместо солнца. Единственное отличие было в том, что она будила нас на полунощницу, а не на повечерие. Если, в какой-нибудь день, земноводное почему-то молчало, мы начинали полунощницу лишь с рассветом.

Старец, как бы, таким своим необычным поведением, просил прощения у лягушки за свою многолетнюю застарелую злобу и, натурально, отсекал перед ней свою волю, как перед своим старцем.

Я, конечно, внутренне посмеивался над чудачествами отца Вениамина, но, честно говоря, меня удивляла такая его искренность, как в ненависти, так и в покаянии. За одно это я возлюбил и зауважал своего старца.

Когда он считал ее, лягушку, сосудом ненависти, не было ничего сильней его гнева. Когда же он прозрел и понял, что - всякое дыхание да хвалит Господа , отец Вениамин стал искренне пытаться загладить свою вину, не боясь, что его будут считать за безумца.

Я же сам, конечно, не только благодарил Бога за подобное вразумление, но и, с того дня смотрел внимательней под ноги, чтобы, ненароком, не наступить на какую-нибудь тварь Божью...

* сиромах, сиромахи - по-русски "нищие странники". В отличие от бродяг-"бомжей", воодушевлены религиозной идеей уподобиться Христу, не имевшего на земле "где главу приклонити". По сему среди них встречаются настоящие святые-юродивые. Другие же, сохраняя еще некоторый религиозный налет, постепенно становятся обычными бродягами, живущими одним днем: где сегодня поспать и чем Бог пошлет подкрепиться физически. Однако и такой род жизни имеет достоинства, если только сиромаха-бродяга не впадает в гордость и превозношение, а имеет смиренный нрав.
Примерно в 3-5 веке, не помню точно, в Сирии такой образ жизни был чрезвычайно распространен. Назывались они "восками", жили в пустынях, и очень любили Христа. (Прим. Паломника, и далее тоже)

** уподобиться самому Иосифу Исихасту . Тогда он вводил на своей келье его устав, кроме безмолвия. Оно заменялось духовной техникой самого отца Вениамина, который называл ее «уроками смирения» - И Великий старец Иосиф Исихаст практиковал постоянные оскорбления своих послушников, растворяемые, правда, великою любовью. Об этом писал его духовный сын, ныне преставившийся старец Иосиф - в своей книге "Старец Иосиф Исихаст" .

** строгий пост без [постного] масла - Все святогорцы строго блюдут устав Православной Церкви, предписывающий воздерживаться от растительного масла в постные дни. В данном случае, видимо, пост распространялся и на другие дни (как рекомендовал старец Иосиф Исихаст, чтобы все дни были одинаковы и не отвлекали от молитвы - читайте глубочайшую книгу его писем, полезную всем: "Изложение монашеского опыта" ).

*** страха ради иудейска - Фраза из Евангелия, ставшая поговоркой. Имеется в виду страх учеников Христа - преследования от иудеев, схвативших в итоге их Учителя и Бога. Ученики всячески скрывали, что имеют отношение к Иисусу, а апостол Петр и предал даже Христа отречением. Так что исходное "достойное" значение страха "мужественного", - сместилось в сторону трусости-страха, что сделало эту фразу очень емкой, многогранной и жизненной.

**** "Змий сей, егоже создал еси ругатися ему" . (Пс.103,26) - Змий (сатана) - произведен не для другого чего, а для того единственно, чтобы ругатися ему (Толкования на псалмы святителя Афанасия Великого) .

***** снег , который изредка выпадает и в Греции - Слышал даже греческую поговорку "снег выпал и не тает" (мол - "чудо из чудес"). На Афоне, выше высоты 500 - 700 м снег лежит (и не тает) с конца декабря по февраль - примерно два месяца.

****** Иисусову молитву - "Господи, Иису́се Христе, поми́луй нас", "Иисусе, Сыне Божий, поми́луй мя", "Ки́риэ, Иису́ Христэ́, элэ́исон има́с", "Ки́риэ, Иису́ Христэ́, элэисо́нмэ" - наиболее распространенные среди монахов краткие формы Иисусовой молитвы. Полные же формы Иисусовой молитвы - например такие: "Господи, Иису́се Христе, Сы́не Божий, помилуй мя - гре́шнаго", "Ки́риэ, Иису́ Христэ́, йэ ту Фэу, элэ́исон кэ со́сон има́с" (Господи, Иису́се Христе, Сыне Божий, поми́луй и спаси нас).

Станислав Леонидович Сенькин , рассказ «Первый враг молитвы» из второго сборника афонских рассказов "Покаяние Агасфера" , Москва, 2008
«Уроки смирения» устава Иосифа Исихаста - Всякое дыхание да хвалит Господа!

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:

21.01.11 Fri 18:24 - `Ива Костева`

Здорово! начинаешь читать и

Здорово! начинаешь читать и оторваться уже невозможно!Столько юмора и в то же время трагизма за описанными событиями, что если и смеёшься, то и сердце сжимается от сострадания...(не к лягушке))),а к жизни и принятию таких подвигов.Мне очень, очень понравился этот рассказ!Пишите ещё!Пишите!

Вопросы-ответы за месяц

  • 17864 Ему надо было, чтобы я ему поверил.
    7 часов 48 мин. назад
  • 17864 Даже читать это страшно...
    10 часов 17 мин. назад
  • 17863
    1 день 7 часов назад
  • 17864 Здравствуйте! Да, мне приходилось встречаться с настоящими бесноватыми, через которых бес со мной разговаривал.
    1 день 7 часов назад
  • 17567 Вы запутались
    1 день 15 часов назад
  • 17864 Бесноватые
    1 день 16 часов назад
  • 17863 Здравствуйте я 4 года страдаю
    2 дня 7 часов назад
  • 17862 Кто ж Вам так поставляет? Религиозная организация, или торговая точка?
    2 дня 17 часов назад
  • 17859 Как пищу, или как лекарство?
    2 дня 17 часов назад
  • 17862 образ Божий
    3 дня 8 часов назад
  • 17859 Доброго вам времени!
    3 дня 12 часов назад
  • 17856 Это решается не в интернете, а на Исповеди.
    3 дня 21 час назад
  • 17858 На Исповедь надо.
    3 дня 21 час назад
  • 17857 Я бы пошел, и посидел бы за столом, а когда плясать начнут, ушел бы прикрывшись благовидной причиной.
    3 дня 21 час назад
  • 17858 Пьяная клятва
    4 дня 1 час назад
  • 17857 День Рождения.
    4 дня 1 час назад
  • 17857 Здравствуйте. У меня такой
    4 дня 8 часов назад
  • 17847 Слабость
    4 дня 8 часов назад
  • 17856 Доброго времени суток.У меня
    4 дня 10 часов назад
  • 17855
    4 дня 11 часов назад
  • 17854 С профессией надо решать все-таки Вам.
    4 дня 11 часов назад
  • 17853 Не грех.
    4 дня 11 часов назад
  • 17848 Испрашивая на Вас Божье благословение, попытаюсь ответить.
    4 дня 11 часов назад
  • 17852 А он есть? Лучше ищите их в сердце своем.
    4 дня 11 часов назад
  • 17850 Разными способами и разными путями.
    4 дня 11 часов назад
  • 17855 Как правильно молиться?
    4 дня 13 часов назад
  • 17847 Слабость
    4 дня 19 часов назад
  • 17847 Дорогой ребенок!
    4 дня 23 часа назад
  • 17854 Вопрос
    5 дней 6 часов назад
  • 17853 Здравствуйте
    5 дней 15 часов назад
  • 17852 Полный список грехов
    5 дней 15 часов назад
  • 17850 Господь потом спросит
    5 дней 21 час назад
  • 17849 На земле точно нет, а на небе я еще не был.
    6 дней 7 часов назад
  • 17851 Можно
    6 дней 7 часов назад
  • 17850 Что вы все, священник, священник?
    6 дней 7 часов назад
  • 17851 Можно ли расписываться
    6 дней 10 часов назад
  • 17842 Спасайте душу свою.
    6 дней 17 часов назад
  • 17850 За добрым советом.
    6 дней 17 часов назад
  • 17849 Где находится рай? На земле
    1 неделя 6 часов назад
  • 17848 события в мире
    1 неделя 15 часов назад
  • 17846 Спасибо большое,я уже испугалась магии
    1 неделя 17 часов назад
  • 17847 Упрямые дети
    1 неделя 20 часов назад
  • 17846 Семья-то одна. Нет ничего удивительного.
    1 неделя 20 часов назад
  • 17845 Почему спрашиваете?
    1 неделя 20 часов назад
  • 17844 Надо просто строить свою жизнь на земле с Богом.
    1 неделя 21 час назад
  • 17843 Надо идти на Исповедь.
    1 неделя 21 час назад
  • 17842 Не обращать внимания.
    1 неделя 21 час назад
  • 17841 В ближайшем православном храме.
    1 неделя 21 час назад
  • 17834 Но, прежде всего постарайтесь изменить себя.
    1 неделя 21 час назад
  • 17846 Здравствуйте,подскажите,что мне делать
    1 неделя 1 день назад
  • 17845 Неясно мне
    1 неделя 1 день назад
  • 17844 Неудачница
    1 неделя 1 день назад
  • 17843 Здравствуйте.Меня зовут
    1 неделя 2 дня назад
  • 17840 Сны и ненависть
    1 неделя 2 дня назад
  • 17842 Здравствуйте,помогите,пожалуйста!
    1 неделя 2 дня назад
  • 17841 Ж так в Краснодаре где я могу провести тайну. Исповеди
    1 неделя 2 дня назад
  • 17840 Здравствуйте!
    1 неделя 3 дня назад
  • 17835 Спасибо большое!
    1 неделя 3 дня назад
  • 17834 Спасибо большое за указанное
    1 неделя 3 дня назад
  • 17838 Причащение.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17838 Ну, не совсем уж так "приходи и бери".
    1 неделя 3 дня назад
  • 17826 Говорите это на Исповеди.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17837 Да, ситуация.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17838 Спаси вас Господи!
    1 неделя 3 дня назад
  • 17839 А сходите на Исповедь. "Соломки подстелете".
    1 неделя 3 дня назад
  • 17838 Это веяние нашего времени.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17836 Потому что он еще только учится.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17835 Как есть, так и назовите, и если понадобиться разъяснение, то священник спросит об этом.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17834 Знаете, у нас всегда есть три пути выхода из каждой ситуации.
    1 неделя 3 дня назад
  • 17839 пожелание неудачи
    1 неделя 3 дня назад
  • 17836 Падшие духи
    1 неделя 4 дня назад
  • 17838 Причащение
    1 неделя 4 дня назад
  • 17838 Разве так можно???
    1 неделя 4 дня назад
  • 17837 Почитание родителей
    1 неделя 5 дней назад
  • 17836 человек
    1 неделя 6 дней назад
  • 17835 Здравствуйте,простите за вопрос!
    1 неделя 6 дней назад
  • 17826 Я смущаюсь вообще со всеми людьми разговаривать
    1 неделя 6 дней назад
  • 17834 Брак рушится.
    1 неделя 6 дней назад
  • 17831 Во славу Божью!
    2 недели 6 часов назад
  • Благодарность Елене Клещенко за аскорбинку
    2 недели 7 часов назад
  • 17828 А там есть такое понятие, как "Бог Отец"
    2 недели 10 часов назад
  • 17827 А Вы хотели из плена просто так уйти? Да кто ж Вас отпустит?
    2 недели 10 часов назад
  • 17826 Правильно боитесь.
    2 недели 10 часов назад
  • 17825 Аскетизм, это вообще-то тренировка.
    2 недели 10 часов назад
  • 17824 Блуд и смотрение блудных видео разные вещи.
    2 недели 10 часов назад
  • 17829 Что такое поминки?
    2 недели 11 часов назад
  • 17831 Спасибо за совет!
    2 недели 11 часов назад
  • 17830 Вы знаете, что такое целомудрие? И почему семейнуюжизнь называют браком?
    2 недели 11 часов назад
  • 17831 А Вы разве не знаете такую: "Господи, помилуй!"
    2 недели 11 часов назад
  • 17832 Вот уж чего не знаю, так это, как вернуть Вам свою любимую.
    2 недели 11 часов назад
  • 17833 Ну, что Вы? Бог простит!
    2 недели 11 часов назад
  • 17833 Здравствуйте батюшка! Помоги
    2 недели 17 часов назад
  • 17832 Отношения
    2 недели 17 часов назад
  • Едем на Афон с 10 по 30 августа 2020
    2 недели 1 день назад
  • 17831 Вождение
    2 недели 1 день назад
  • 17830 Здравствуйте! Храни Вас
    2 недели 1 день назад
  • 17797 Добрый день. Спасибо батюшка
    2 недели 1 день назад
  • 17829 Годовщина отца
    2 недели 2 дня назад
  • 17828 Торговля
    2 недели 3 дня назад
  • 17827 Вера
    2 недели 3 дня назад
  • 17826 Здравствуйте,как избавиться от греха смущения?
    2 недели 3 дня назад
  • 17824 Просто мне немного стыдно
    2 недели 3 дня назад
  • 17825 Акафист Пресвятой Богородице "Неупиваемая чаша"
    2 недели 3 дня назад
  • 17824 Какая разница, как Вы будете называть свои немощи (грехи)?
    2 недели 4 дня назад
  • 17823 Это Вы о чем?
    2 недели 4 дня назад
  • 17820 Простите, если обидели.
    2 недели 4 дня назад
  • 17819 Вот видите, Вы же все знаете!
    2 недели 4 дня назад
  • 17819 Не смейте..
    2 недели 4 дня назад
  • 17824 Здраствуйте,подскажите,пожалуйста,
    2 недели 4 дня назад
  • 17823 адрес их "гильдии" и название
    2 недели 4 дня назад
  • 17820
    2 недели 4 дня назад
  • Норвежские пострадавшие девочки
    2 недели 4 дня назад
  • 17818 Бог всем нам дал удивительную Свободу
    2 недели 4 дня назад
  • 17819 Убийство + Самоубийство
    2 недели 4 дня назад
  • 17565

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш. «Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы. Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18) . Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога. И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо. Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь. Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа. И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога. Это призыв ко всей твари. Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его. Особенно хвалит Бога вселенная. Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца. Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание. С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать. Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.

Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Иконы с таким названием появились в XVII веке. Другое их название «Хвалите Господа с небес». На них изображали все, о чем говорит псалмопевец в Псалме 148:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

Хвалите Его, вси ангелы Его, хвалите Его, вся силы Его.

Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет.

И иконописец рисовал небеса, солнце и луну, ангелов и херувимов.

Хвалите Его от земли, < > горы и вси холми, древа плодоносна < >

Цари земстии и вси людие, < > юноши и девы, старцы с юнотами.

И изображались горки с деревцами, сонмы святых и даже животные, потому что в Псалме также говорится:

Змиеви и вся бездны < > зверие < > и птицы пернаты < >

Да восхвалят имя Господне.

Так на иконе возникал целый космос, радующийся о Господе. В ХХ веке сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер, духовная дочь отца Сергия Булгакова) написала несколько икон с таким названием и смыслом, но более простых по форме и более современных по деталям. При этом цвета она использовала самые яркие, чистые и радостные. Такой колорит не характерен для икон XVII века, но зато соответствует идее Псалма. Этот подход очень понравился нам с моей учительницей Ириной Васильевной Ватагиной. Мы подумали, что хвалебные строки Псалма 148 подходят ко многим иконописным сюжетам. Например, их можно было бы написать на иконе Рождества Христова, где Богомладенцу пришли поклониться и ангелы, и люди, и овечки, и вол с осликом. Те же слова могли бы быть на фресках, где изображен Адам, нарекающий имена животным, которые один за другим чинно подходят к нему. Конечно, тексту Псалма соответствуют миниатюры из средневековых списков Псалтыри, где пророк Давид изображен поющим в окружении разных животных, которые его внимательно слушают. Таких сюжетов немало.

Так родилась идея написать икону, названную строкой из Псалма и объединяющую несколько сюжетов, которые касаются отношения человека и «всякой твари».

Господь задумывает мир прекрасным и гармоничным. В этом мире Божьем радуются все: и ангелы, и люди, и животные. Хваление – это и есть высшая форма радости, проявление восторга и любви. Оно может быть и неосознанным, и не всегда оно выражается в словах. Гармония и красота, ощущаемые в природе, – это тоже Прославление Господа. На протяжении истории человечества, как и в жизни каждого человека, бывают моменты, когда наступает эта гармония, и мир становится таким, каким Господь его задумал. Тогда в отношениях между человеком и животными проявляется замысел Творца. Этому и посвящена икона «Всякое дыхание да хвалит Господа». Разные клейма рассказывают о таких проявлениях Божественного Промысла в жизни святых, когда люди и звери обнаруживали удивительные способности, воплощая в своих взаимоотношениях прообраз жизни Будущего Века, когда «волк будет жить рядом с ягненком, < > и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. < > И не будут делать зла < > , ибо земля будет наполнена ведением Господа, как волны наполняют море» (Ис. 11, 6–9).

В среднике иконы изображено Рождество Христово. Традиционная композиция несколько усложнена. Рядом со Святым Семейством, ангелами, волхвами и пастухами на иконе присутствует много разных животных, которые радуются Рождеству Спасителя: слон трубит, дельфины прыгают, обезьяна подбрасывает кокос, журавль танцует, кит пускает фонтан… Известно много сказаний о том, как самые разные животные и даже растения славили родившегося Христа и приходили поклониться ему. Некоторые сюжеты (например, о драконах, кротко поклонившихся Богомладенцу, или львах, указывающих дорогу) относятся к истории бегства Святого Семейства в Египет, но на иконах часто совмещают события, разделенные во времени. Главная идея и главный композиционный принцип иконы Рождества сохраняются. Вокруг Младенца Христа объединены общей радостью ангелы, люди, животные, и вся земля и «всякая тварь».

Слава в вышних Богу

И на земли мир,

В человецех благоволение.

Рождественская ангельская песнь – это ответ на призыв Псалмопевца: «Хвалите Господа с небес < > Всякое дыхание да хвалит Господа», а само Рождество – ответ на ожидания всего мира, в Рождестве начинают исполняться Пророчества, и вся тварь радуется этому. Когда в храме служится Всенощное Бдение, то в конце Утрени почти смыкаются Псалом 148, возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам Свет» и Великое Славословие, в котором Рождественской песне вторят хвалебные псалмы. Все эти молитвы об одном и том же, в них общая радость. Так и икона Рождества становится частью иконы «Всякое дыхание да хвалит Господа». В них тоже общая радость.

Правда, драконов, единорогов, змей с человеческими головами и прочих существ, которые упоминаются в сказаниях и изображены на иконах XVII века, на нашей иконе нет. Они смотрелись бы архаично. Наши предки рисовали их не для «сказочности», а потому, что так представляли себе животный мир далеких земель. Древний зоологический справочник назывался бестиарием. Там, например, изображали слона с глазами на ушах. Но ведь на самом деле крокодил и жираф не менее удивительны, чем дракон или единорог. И то, что у слона нет глаз на ушах, не мешает ему славить Господа!

В верхней части иконы – три клейма, все они рассказывают о событиях Ветхого Завета.

Первое клеймо – Адам в раю нарекает имена животным. Наречение имени – символическое событие, оно связано с обретением индивидуальности. На иконе безымянные животные нарисованы одинаковыми, серыми, а те, кому Адам уже дал имя, обретают свою уникальную раскраску. Адам возлагает руку на голову зверя, как священник или царь. Царь – это ведь не тот, кто владеет подданными как вещами, использует их и мучает. Царь – это тот, кто готов взять на себя ответственность за других, кто может защищать, направлять, учить. Человек должен был стать царем, но он остается жестоким и деспотичным ребенком.

На втором клейме (оно расположено ровно посередине верхнего ряда) изображен пророк Давид, играющий на псалтыри в окружении различных животных, которые внимают его пению и музыке. На спине бегемота сидит лягушка. Я нарисовала ее для того, чтобы вспомнить лягушек, которые когда-то квакали на болотистых местах вокруг Чесменской церкви, но оказалось, есть и предание о том, как лягушка разговаривала с царем Давидом. Св. Давид был горд тем, как прославил Господа в Псалме, а лягушка сказала ему, что она и ее сестры славят Господа каждый день, снова и снова. Действительно, их песню трудно не услышать!

На третьем клейме Ной, спустившийся из ковчега на твердую землю, благодарит Господа за спасение не только человеческого рода, но и «всякой твари». Тот факт, что ковчег стал спасительным домом и для людей, и для животных, показывает связь их судеб. Здесь, конечно, можно было бы изобразить больше разных семейных пар, но на иконе не так много места. Ограничились домашними животными, утками и парой условных экзотических птиц.

Дальше вокруг средника иконы расположены три пары клейм (по одному слева и справа). Если называть их по порядку сверху вниз, то это будут:

Четвертое и пятое;

Шестое и седьмое;

Восьмое и девятое.

Каждую пару сюжетов объединяет общая тема. Четвертое и пятое клеймо объединены темой чудесного служения животных святым. На четвертом изображен св. пророк Илия и вороны, приносящие ему хлеб, на пятом – св. Еллий и крокодил, который перевозит преподобного через реку на спине. Когда-то Господь помог нашим предкам приручить собак, лошадей и других животных, чтобы те служили людям. На протяжении веков домашние животные оказывались готовы жить с людьми, подчиняться человеческой воле, помогать в работе. Но, может быть, если бы люди были лучше, то все звери и птицы, и не только домашние, стали бы служить им, как служили святым?

Шестое и седьмое клейма объединены темой чудесного поклонения святым, которое оказывали им звери, в то время как другие люди вели себя куда хуже животных. На шестом клейме изображен мученик Неофит, которого пытают, чтобы он отрекся от веры. В четвертом веке нашей эры деспотичные правители воспринимали исповедников Веры Христовой как угрозу своей власти. Цари называли себя равными богам, ставили статуи самим себе или тем божествам, которых считали своими личными покровителями. Никакой дугой веры они не хотели знать, а христиан жестоко убивали, например, отдавали на съедение диким животным. Именно в таких страшных обстоятельствах случались чудеса, и многие люди становились христианами, видя бесстрашие святых и чудесную кротость хищников. Голодный лев не тронул мученика Неофита. Наоборот, лев узнал святого и повел себя как пес, встретивший хозяина. Когда-то св. Неофит ушел жить в пустыню, а лев уступил ему свою пещеру, и теперь зверь обрадовался встрече. Св.Неофит запретил льву кого-либо трогать, даже своих мучителей, и велел уйти в пустыню, в ту самую пещеру. На клейме видно, как лев убегает.

На седьмом клейме изображен св. великомученик и целитель Пантелеимон. Его тоже отдали на растерзание диким зверям, но хищники стали ласкаться к святому как кошки. Многие люди, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали тут же громко исповедовать свою веру. Тогда мучители зарубили и этих людей и животных. Убитых оставили лежать на месте побоища. Удивительным образом тела людей и животных лежали как живые, от них даже чувствовалось благоухание. Так бывает с телами святых, они преображаются и становятся нетленными, но в этом случае Господь явил такое чудо над животными, приравняв их к людям. Конечно, всю историю на иконе нельзя было изобразить, но часть ее рассказана в надписи на клейме.

Восьмое и девятое клейма посвящены Чудесному Покровительству, которое святые оказывали животным. Священомученик Власий в отрочестве был пастухом, потом стал священником, а во время гонений жил в пустыне среди диких зверей. Он был пастырем для всех: для людей, для овец и даже для хищников. Все его любили и слушались, а он каждому готов был помочь.

Святитель Модест был епископом в Иерусалиме. Среди его паствы было много людей небогатых, они пахали землю и вместо лошадей запрягали волов. Когда животные заболели, это было настоящей катастрофой. Тогда эпидемии случались нередко, и для многих жизнь рушилась. Святитель Модест так молился о спасении заболевших волов, что исцелились даже умершие животные. Так были спасены и волы, и их хозяева.

Святые мученики Флор и Лавр в своей земной жизни не были связаны с животными. Они были каменотесами, смело исповедовали свою веру и за нее были замучены. И спустя много лет случилось несколько чудес около того места, где они были похоронены. Там появился источник с целебной водой. Из него стали поить лошадей. Среди них были больные и слабые животные, и все они выздоровели. Люди привыкли считать святых Флора и Лавра покровителями лошадей. Однажды один бедный пастух упустил целый табун лошадей, животных что-то испугало, и они ускакали в горы. Пастух вспомнил святых Флора и Лавра и стал просить их о помощи. И лошадей даже не пришлось искать, они вернулись сами. Именно этому посвящена икона, которая называется «Чудо о Флоре и Лавре». Есть еще удивительное предание о том, как святые явились одному крестьянину, чтобы заступиться за лошадь, с которой тот плохо обращался.

Всем этим святым Господь даровал особую Благодать помогать не только людям, но и животным. Сохранилось немало икон, на которых изображены святые покровители домашних животных рядом со своими подопечными – разноцветными лошадьми, коровами, овцами. Это значит, что наши предки часто к ним обращались и знали, что Господь и Его святые готовы помогать всем.

Нижний ряд клейм объединяет тема чудесной дружбы.

Святой Симеон Столпник исцелил змея, которому попала в глаз щепка. Благодарный змей не хотел уходить. Ему понравилось быть рядом со святым. Он вел себя мирно и кротко. Но люди все равно пугались, и змею пришлось все-таки сменить место жительства.

Святой мученик Мамант жил в пустыне в окружении самых разных зверей. Хищники приходили к нему приласкаться, дикие козы давали себя доить, и никто никого не обижал. Когда пришли солдаты, чтобы отвести святого в тюрьму, они испугались при виде такого зрелища и не знали, что делать. Св. Мамант угостил их сыром из молока диких коз, успокоил и обещал, что приедет в тюрьму сам. Так он и сделал – приехал верхом на льве. Правда, на иконе изображен не этот момент. Это потому, что кроткие львы есть на других клеймах. А здесь было важным показать, что хищники и козы мирно собирались вокруг святого, не обижая, ни друг друга, ни людей. Так, по пророчеству Исайи, в будущем веке будут жить все.

Преподобный Герасим тоже жил в пустыне, и он вылечил льва, у которого болела лапа. Это одна из самых чудесных историй дружбы человека и зверя, потому что лев, которого исцелил преподобный, изменился не на время, а навсегда. Он остался жить около святого Герасима и служить ему. Вначале лев пас монастырского осла, но однажды потерял его. Монахи, и даже святой Герасим, подумали, что лев съел его. Льву пришлось носить воду вместо осла, и он кротко выполнял эту работу до тех пор, пока не увидел потерянного ослика среди верблюдов проходящего мимо каравана. Тогда счастливый лев ухватил осла за уздечку и привел его обратно в монастырь. Все поняли, что обвиняли льва напрасно, и увидели, какой он разумный и послушный. Тогда-то льву и дали новое имя – Иордан. Обычно новые имена дают монахам в монастыре в знак начала их новой жизни, но Иордан тоже жил новой жизнью, хотя и был львом. Этот удивительный лев жил в монастыре до самой смерти преподобного Герасима. Когда святой умер, лев тоже умер на его могиле.

А к преподобному Серафиму приходил в гости медведь. Преподобный говорил, что этой дружбой со зверем Господь его утешает и радует. Видимо, медведь тоже так считал, потому что приходил часто и ел хлеб из рук преподобного Серафима, хотя всех остальных людей медведь избегал, оставаясь обычным диким зверем. Особенным он становился только около святого Серафима Саровского.

Наконец, на последнем клейме изображен фрагмент из пророчества Исайи. Лев рядом с ягненком; дитя, которому «не вредит змея», и золотой фон над всеми как знак божественной благодати, присутствующей во всем. В Пророчестве названы и другие животные со своими детенышами: вместе будут пастись медведица и корова, и дети их тоже будут пастись вместе, а человеческое дитя «поведет их». На эту тему можно было бы написать отдельную икону, а на нашей это просто некоторая отсылка к образу преображенной реальности, в которой будут мирно и радостно соседствовать лев и жираф, волк и заяц, лебедь и змея. В обычной жизни они враждуют, а человек враждует со всеми, но Господь задумал иначе, и однажды все станет по слову Его.

Таким образом, наша икона в клеймах рассказывает, как на протяжение всей истории мира, от сотворения его (первое клеймо, где Адам нарекает имена зверям) и до конца этого мира и начала жизни будущего века (последнее клеймо, иллюстрирующее пророчество Исайи), человек и животные существуют вместе, а в центре изображено то событие, которое позволяет им иногда являть удивительную любовь друг к другу – Рождество Христово, в котором мы видим начало нового творения, зарю того мира, в котором Бог будет все во всем (1 Кор. 15, 28).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.