Золотая обитель будды шакьямуни калмыкия. Элистинский хурул - самый большой в европе

Как будто не Россия, правда? Это центральный хурул Элисты, крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия. В здании высотой 63 метра находится самая большая в России и Европе статуя Будды. Все очень необычно. Приглашаю на экскурсию.


Старый хурул стал слишком мал для Элисты, было принято решение строить новый. Строительство шло около года. Причем это происходило исключительно на пожертвования. Открытие состоялось в декабре 2005-го. Главные ворота расположены с южной стороны, есть еще три входа на территорию с каждой стороны света. В плане монастырь имеет форму мандалы.

Перед тем, как войти в хурул, необходимо трижды обойти его по часовой стрелке, вращая ритуальные молитвенные барабаны. Они называются "хурдэ" или "кюрдэ". Внутри находятся мантры. Крутанул барабан - считай помолился.

Статуя Белого Старца. Это хранитель жизни и особо почитаемый калмыками персонаж. Рядом с ним обычно изображается сайгак. Хоть посмотреть, как он выглядит. В заповеднике антилопы носились где-то далеко на горизонте, угнаться за ними невозможно.

По большому кругу установлено 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Малый круг образуют 108 молитвенных барабанов. Пройдем полкруга по низу, потом продолжим по верхнему уровню.

По идее статуи должны быть покрыты сусальным золотом. Не знаю, насколько это правда. Под каждой статуей висит краткая аннотация. Это великий учитель Нагарджуна.

Ачарья Арьядева. Все эти люди достигли значительных высот в медитации. Мне запомнились слова гида об Ачарье Чандракирти, который подоил корову, нарисованную на стене. Молоко было настоящим.

В большом барабане находится около 10 млн мантр! Звон колокольчика означает один полный поворот.

Великий учитель Дигнага. Выше я упомянула монастырь Наланда. Это знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс на севере Индии, существовавший около 1000 лет. Есть еще два значимых места для буддистов - Отантапури и Викрамашила.

Памятный камень в день заложения хурула. Раньше на этом месте был старый завод железобетонных изделий. Ом мани падме хум - великая мантра сострадания.

Переходим на верхний уровень (малый круг). В этих барабанах тоже мантры. Всего их 108 штук. Барабанов имею в виду.

Внутри хурула фотографировать запрещено. Кроме того, шла служба. Мы тихонечко зашли, посидели, понаблюдали за происходящим и вышли. При входе необходимо снять обувь, девушкам в брюках облачиться в специально приготовленные юбки. Люди в хуруле сидят на низких длинных скамейках или на полу. Монахи монотонно читают мантры. Здание хурула 7-этажное. На цокольном этаже расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - молельный зал с 9-метровой статуей Будды. На третьем уровне находятся администрация и комнаты индивидуального приема, где можно пообщаться с монахами. На четвертом этаже живет глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На пятом уровне - резиденция Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом - хозяйственные помещения. На самом верху - комната для медитации.

По периметру хурул обнесен оградой, на которой установлено 108 ступ. Записала название - субурган . Это символ пробужденного ума Будды.

Самая распространенная религия в Калмыкии - буддизм. Однако есть православные часовни и церкви. Я была этому очень рада, так как

Элиста - южный город России, достаточно сильно отличающийся от многих других, благодаря своей интересной истории. Основан он в далеком 1865 году, но узнавать о нем начали после революции в 1917. В городе, из старинных достопримечательностей, известных многим - Красная школа. Это постройка начала прошлого века. А из современных достопримечательностей - буддийский храм в Элисте. Адрес его: ул.Клыкова. Здание находится на пересечении улиц имени Илюмжинова и Ленина.

Описание храма

Самым крупным в нашей стране, да и в Европе, является буддийский храм в Элисте, фото которого вы сможете увидеть в нашей статье.

Перед наступлением нового 2004 года, Его Святейшество Далай-лама прибыл с однодневным визитом в республику Калмыкию. Здесь он освятил место будущего буддийского хурула и дал ему название «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

И сегодня этот храмовый комплекс считается самой важной достопримечательностью республики. «Золотая обитель Будды Шакьямуни» - это большая постройка с белоснежными стенами, оформленная в характерном для культуры буддизма стиле.

Центральное строение храма по периметру огорожено забором, в который встроены маленькие изваяния. Войти на территорию можно с каждой из четырех сторон (согласно сторонам света). А сам в Элисте имеет два входа. Первый - красивый, парадный (с юга), а второй, более скромный, - служебный (с севера). Зайти можно с любого входа, но калмыцкие традиции предполагают входить через главные ворота.

Правила

У входа гостей встречает табличка с обращением к гостям. Согласно ней, посетителям храма нужно соблюдать несколько правил:

  1. Уважая традиции буддистов, следует обходить храм, божественные статуи и поворачивать молельные барабаны по часовой стрелке.
  2. Заходя в зал молитв, нужно трижды поклониться, в знак уважения к Будде и его Учению.
  3. В Алтарь можно заходить только истинно верующим.
  4. Нужно прислушиваться к замечаниям и советам лам и сотрудников храма.
  5. Нельзя трогать руками роспись, ритуальные предметы, сорить, садиться на место монахов, портить имущество или цветы.
  6. На выходе из молельного зала не следует поворачиваться к Будде спиной.
  7. На территории храма нельзя снимать видео и фотографировать.
  8. Следует разговаривать очень тихо и отключать звуки телефонов.
  9. На территории буддийского храма нельзя курить и быть нетрезвым.
  10. Одежда не должна быть очень открытой.

Что есть на территории

Покровитель этого священного места - языческий бог ЦаганАав или Белый старец. Он встречает входящих в хурул гостей.

За его изваянием видны две лестницы, у подножия которых расположился красивый фонтан. Поднявшись по лестницам на вершину, встречаешься со скульптурным изображением божества Куберы - хранителем богатства.

Красные колонны обрамляют храмовый вход. У тех, кто пришел впервые, особый восторг вызывают красные двери, с украшением в виде резных золотых элементов. Выполненные в тон входному порталу, возле ступеней сидят гордые львы.

Кроме того, по всей территории имеется множество маленьких и не очень скульптур. Возле центрального строения на пьедестале в 17 пагодах восседают буддийские святые в золотых одеяниях.

Также на территории храма есть несколько молельных барабанов - «кюрде», - в которых находятся сотни молитв.

Буддийский храм в Элисте: строительство и открытие

Строительство буддийского храма в закончилось довольно быстро. В течение 9 месяцев рабочие возвели храм, закончили все работы по обустройству внутреннего двора и по интерьеру (кстати, когда-то на этом месте был завод по производству железобетонных конструкций). Торжественное открытие храма состоялось в 2005 году.

Самое главное строение в композиции называется Гол-сюме. Оно находится на возвышении (около 7 м) и в высоту более 50 метров. Эту красоту видно из любого района города.

Золотая обитель

В город приезжают тысячи гостей, чтобы посетить Золотую обитель Будды. И год от года их количество растет, особенно иностранцев. Экскурсоводы знают множество легеднд о храме, могут подробно рассказать о национальных празднествах калмыков, о возрождающейся культуре буддизма в республике и о многом другом.

Да, следует обязательно посетить «Жемчужину среди степей» - буддийский храм в Элисте! Как проехать сюда знает каждый горожанин. Тем более, что столица Калмыкии небольшая по размерам и практически вся одноэтажная, поэтому золотое великолепие храма видно с любого въезда в город.

Внутреннее убранство храма

Внутреннее облачение храма не поддается описанию. Хотя, первое, что бросается в глаза при входе, - гардероб. В нем, входящие молиться, снимают верхнее облачение и обувь. Рядом с гардеробом есть лавка с сувенирами, украшениями, в буддистском стиле, и благовониями.

В главном зале центрального хурула, на втором ярусе, есть особое место для желающих помолиться - дуган. В нем имеется множество скамеечек для молящихся, а центр яруса украшает золотой Будда Шакьямуни (высотой почти 10 м). Видимые для гостей части статуи покрыты тончайшим золотыми пластинами, а внутри ее сокрыты особые святые предметы: молитвы, благовония, мантры, привезенные с различных уголков республики.

Буддийский храм в Элисте внутри по стенам украшен виртуозной росписью. Она повторяет сюжеты здешней культуры. Росписью занимались девять мастеров-танкописцев. Они же следят за ней и периодически обновляют.

В храме есть подаренное одеяние монаха Далай-ламы XIV.

Как работает храм

Следует знать, что самый большой буддийский храм в Элисте режим работы имеет особый:

  1. В утренние часы проходит каждодневный общий молебен во имя благополучия всего народа республики Калмыкия и всего живого на Земле (с 9.00 до 10.30).
  2. В середине дня наступает время для ежедневного приема индивидуальных посетителей (с 11.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы).
  3. Нет приема в особые лунные дни: 8, 15 и 29. Эти дни посвящены специальным молебнам божествам защитникам, Будде медицины и Зеленому Таре.

Каждому посетителю предварительно выдается талон. На сеансах, по просьбам гостей, монахи проводят обряды и произносят молитвы. Каждый из монахов прошел обучение. Также все прошли обряд посвящения в Среди них уже есть несколько молодых калмыцких монахов, успешно закончивших Дрепунг Гоманг (особый монастырь-университет).

Специальный прием на одном из ярусов ведут врачи выпускники института тибетской медицины и астрологии имени Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале. Это одно из знаменитых учебных заведений. Врачи принимают с с 9.30. до 14.00, в рабочие дни, без предварительной записи.

По пятницам с 14.00 до 16.00 - проходит молебен по усопшим (йорял).

Для осмотра храм работает каждый, день без праздников и выходных, с семи утра до семи вечера.

Ярусы

Центральное строение храма разделено на 7 ярусов. В каждый заложена своя суть, своя функция.

Первый уровень посвящен музею истории буддийской культуры. Здесь имеется множество фотографий и вещей, которые очень ярко выражают суть верования и позволяют лучше понять его всем, пришедшим в буддийский храм в Элисте. Часы работы музея с 10.00 до 17. 00 (кроме понедельника).

Вторую половину яруса занимает оригинальный конференц-зал (на 460 посадочных мест) и огромная библиотека с читальным залом. В ней большое разнообразие книг. В открытом доступе классическая буддийская литература канонического направления и книги современных писателей. Кроме понедельника, библиотека открыта каждый день с 10 часов утра до 17.00.

На этом же ярусе каждый день, кроме понедельника и поминальной пятницы, в пять вечера начинаются бесплатные сеансы йоги. Они открыты для всех желающих.

Что еще можно увидеть, посетив буддийский храм в Элисте? Например, второй ярус - огромную молельню (на 1 500 человек). Гости города и просто горожане могут подолгу здесь пребывать и находить ответы на жизненные вопросы или просто обретать покой и гармонию. Уходить, многие говорят, не хочется: красота и покой завораживают…

На третьем ярусе расположились кабинеты администрации, комнаты для индивидуального приема (для посетителей по особой записи в специально отведенные дни) и выставочные залы.

Четвертый уровень храма буддистов в Элисте - бывшая резиденция единственного президента республики Калмыкия - Кирсана Илюмжинова, главы калмыцких буддистов шаджин-лама ТэлоТулку Ринпоче и личные комнаты местных монахов.

На пятом ярусе находится представительство Далай-ламы XIV.

Шестой - это технические комнаты. А на седьмом ярусе расположились особые залы для буддийских специализированных обрядов.

Каждый найдет здесь ответы

Много людей приезжает и по личным делам в буддийский храм в Элисте. Рекомендуемое время посещения для них обычно расписывается по особо составленным спискам. Гости храма приходят проконсультироваться по вопросам философии жизни, пытаются попасть к знаменитым докторам медицины Тибета. Одни встречаются с астрологами, читают в библиотеке литературу. Другие предпочитают посетить Учения, проводимые высокими гостями, виртуозами буддийских практик.

13-02-2014 // 20:51

Число туристов, посещающих Элисту, с каждым годом растет. Их привлекает необычная для европейца архитектура: восточные мотивы видны в каждом сооружении. В центре столицы Калмыкии, на ее главной площади Пагода Семи Дней, сооружен архитектурный ансамбль, главным атрибутом которого является большой молитвенный барабан - кюрде. По поверью, если с утра прокрутить барабан с молитвами, и произнести мантру, то день будет заряжен на удачу и успех. Но главным достоянием Элисты, взглянуть на которое едут со всех уголков страны, является центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Это самый большой буддистский храм в Европе, и жители республики с гордостью говорят об этом.

О строительстве большого храма говорили давно, мечтали о нем все - от мала до велика. В марте 2005 года руководитель региона Кирсан Илюмжинов и шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче побывали в Дхарамсале, где встретились с Далай-ламой XIV. В беседе они показали эскиз Его Святейшеству, проект понравился главному буддисту мира, и он благословил его с некоторыми рекомендациями. С этого момента начинается история главной достопримечательности республики.

Через год Далай-лама дал имя новому храму, оно звучит достаточно красиво - "Бурхн Багшин Алтн Сюме" ("Золотая обитель Будды Шакьямуни"). Возведение храма стало поистине всенародным. Каждый житель Калмыкии внес свою лепту в это богоугодное дело. Кто-то перечислял личные средства, другие трудились на стройке. Кстати, в сооружении храма принимали участие 52 организации, у каждой из них был свой участок работы. Эти 9 месяцев, за которые был построен хурул, для Калмыкии прошли под знаком национальной идеи. Свою работу проводили и монахи. Им было доверено заполнять священными мантрами (молитвами) ступы, кюрде (молитвенные барабаны). Мантры были заложены и в самую большую в Европе статую Будды Шакьямуны, высота которой - 9 метров.


Хурул строился на искусственной насыпи, его белые стены символизируют чистоту веры. Все это увидели жители республики, пришедшие на открытие храма. Это событие состоялось в декабре 2005 года. Дата открытия хурула была выбрана не случайно. Как сказал тогда Кирсан Илюмжинов, этот храм посвящен погибшим в годы депортации. Печальная дата ссылки отмечается ежегодно 28 декабря. А шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче заявил: "Этот храм - знак того, что мы можем достичь, если объединим усилия".

Перед тем, как осмотреть хурул, важно изучить порядок его посещения. Территория храма огорожена, по всему периметру располагаются бронзовые статуи великих учителей Наланды. Всего их 17. На табличках к каждой из них - имя учителя и краткая биографическая справка. Немного выше располагаются молитвенные барабаны. В каждом из них заложены мантры, прикосновение рукой к кюрде подразумевает обращение к Будде. Некогда Николай Гумилев, путешествуя по калмыцким степям и посещая буддийские храмы, говорил о том, что буддисту для обращения к богу, достаточно покрутить барабан, в который заложены молитвы.

Обходить территорию нужно по часовой стрелке: сначала следует обойти статуи учителей, затем подняться к барабанам, а уж потом заходить в сам храм.


Здесь свои порядки: женщине нельзя быть одетой в брюки, а перед входом в главный зал нужно снять обувь и обязательно надеть носки, если вы вдруг оказались в сандалиях. Внутреннее убранство поражает! Здесь витает дух Далай-ламы, все подчинено его образу. В центральной части возвышается статуя Будды Шакьямуни. Ниже, за стеклом, выставлена монашеская одежда главного буддиста мира. Это самая главная реликвия хурула. На втором этаже размещается его резиденция. Для несведущих кажется, что здесь все слишком помпезно, однако, как утверждают монахи, это только для того, чтобы продемонстрировать, насколько сильно ждут Его Святейшество в Калмыкии.

В главном зале стены разрисованы буддийскими сюжетами, и часто в них присутствует лик Далай-ламы. Здесь почти всегда звучит тантрическая музыка - это особая мелодия, которая действует на человека успокаивающе, заставляет задуматься о смысле жизни, о бытие. Здесь совершаются главные молебны. Когда монахи читают молитвы, в душе поселяются покой и благодать. Эти ощущения совершенно необычны, может быть, поэтому путешественники обязательно возвращаются в хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни".


Однако, как утверждают монахи, ничего из материального не делает храм обителью Далай-ламы. Это заключено в самом подходе к работе хурула. Главный буддист мира уверен в том, что монашеская обитель в современное время должна быть не только и не столько местом проведения служб и молитв, сколько культурным и образовательным центром. Именно поэтому сюда приходят не только буддисты, но и представители других религий. Большая часть помещения подчинена этой идее. Здесь размещается большая библиотека трудов буддийских священослужителей, музей буддизма, где, кстати, собраны удивительные экспонаты. А в конференц-зале проводят многочисленные семинары, встречи. Приезжающие духовные лидеры читают здесь свои лекции.

Хурул сегодня невозможно представить без главного его настоятеля - шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Он руководит буддистской общиной республики с 1992 года. А за этот срок было сделано немало. Буддизм, как религия, стал возрождаться, произошло укрепление связей с представителями других религиозных общин Калмыкии, а также регионами, жители которых исповедуют буддизм.

Сам шаджин-лама родился в обычной семье калмыцких эмигрантов в США в 1972 году. Когда ему было 4 года, он вдруг заявил родителям, что хочет стать монахом. Спустя два года ему посчастливилось встретиться с Далай-ламой, он-то и рекомендовал отдать мальчика обучаться в монастырь Дрепунг Гоманг, что находится в Индии. 13 лет ребенок изучал религиозную философию, после окончания Тэло Тулку Ринпоче был признан новым воплощением индийского святого Тилопы. Первый его визит в степной регион состоялся в 1991 году, тогда он прибыл вместе с Далай-ламой XIV. А через год ему поступило приглашение возглавить буддийскую общину в Калмыкии.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче является одним из самых уважаемых людей в республике. И дело не только в его подвижнической деятельности, это очень мудрый и интересный человек. За время его руководства в степном регионе возведено около 50 буддийских храмов и ступ. Многие из них были разрушены в годы Советской власти, другие сооружались там, где раньше их не было.

Нет ничего главнее для любого буддиста, чем прикоснуться к учению Далай-ламы. Для этого в хуруле постоянно набираются группы верующих, готовых выехать на учения Его Святейшества за границу. Событием огромной важности стал пасторский визит Далай-ламы в Калмыкию в 2004 году. И это стало возможно благодаря участию Тэло Тулку Ринпоче в решении вопроса с прибытием Святейшества.

Сегодня буддийская община хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" выполняет не только религиозные функции, но и просветительскую деятельность. С ликованием жители Элисты восприняли весть о том, что одним из факелоносцев Олимпийского огня будет шаджин-лама. В этом они видят будущее буддизма, свет его мудрости, который благодатно воздействует на всех и каждого.

Калмыкия в наши дни привлекает внимание людей, практикующих и изучающих буддизм. Калмыки – народ, исконной религией которого является буддизм, насчитывающий 2550 лет своей истории. Основное население придерживается традиции Махаяны – Большой Колесницы. Кроме того, степная республика имеет богатую историю и культуру, самобытные ремесла, ярко выраженную восточную архитектуру, знаменита дружелюбием и гостеприимством, великолепной национальной кухней.

Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.

С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире. Свидетельством тому – огромное количество туристов различных вероисповедений и социального статуса, паломников и знаменитых на весь мир политиков, спортсменов, актеров, певцов. Элистинский хурул многие называют «жемчужиной среди степей», а саму Республику Калмыкию - «лотосовой страной».

Посещая хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», обязательно совершить обхождение вокруг хурула один, три или более раз, вращая молитвенные барабаны и читая ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или другую известную вам мантру. Ваши духовные заслуги возрастут многократно, ведь хурул - это святое место, подобное мандале, где есть большая статуя Будды Шакьямуни, собрано все учение Будды - «Ганджур», подаренное Его Святейшеством Далай-ламой XIV, хранятся его монашеские одежды, а также несметное множество статуй и изображений буддийских божеств и защитников Дхармы.

Ранее, в конце ноября 2004 года, в ходе своего визита в республику Его Святейшество Далай-лама XIV освятил место строительства будущего храма в самом центре столицы Калмыкии. А в начале марта 2005 года в Дхарамсале возглавлявший в то время республику Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче представили Его Святейшеству эскизный проект нового хурула, который утвердил его с рекомендациями и благопожеланиями.

Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу - «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. В его строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек.

Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты, глава республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также привлек средства различных фондов.

Территория комплекса

Современный архитектурный стиль с традиционными элементами культовой символики стал основой храмового сооружения. Территория хурула обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани».

Вокруг храма по совету Его Святейшества Далай-ламы XIV установлены статуи 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры.

По четырем углам комплекса расположены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», в которые по традиции заложены плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения, золотые рыбы – символ духовного освобождения, лотос – символ чистоты, сосуд – символ скрытых знаний, зонт – символ защиты дхармы, штандарт – символ победы над невежеством и смертью, раковина – как символ распространения Учения во все стороны, бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.

Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению.

На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Авы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.

На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.

Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».

Молельный зал

На втором уровне храмового комплекса по обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, далее расположен основной молельный зал.

В молельном зале основным по величине и значимости объектом является фигура Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Она сделана в соответствии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), в которой он призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.

На небольшой платформе в алтарной части находится трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV. В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа в знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.

Стены храма расписаны историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также изображения Зеленой Тары, защитников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.

В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин-ламы Калмыкии.

Просвещение

На цокольном этаже размещены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека, а также гардероб, рассчитанный на тысячу посетителей.

Основу библиотеки «Золотой обители Будды Шакьямуни» составляет дары Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов), и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).

Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.

Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке. Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчает читателю поиск необходимой литературы.

Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед.

Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, в том числе позволяющей транслировать видеолекции посредством Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.

Место, где можно отрешиться от суетного мира

На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.

По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, здесь можно отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.

Под защитой субурганов

На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На этом уровне также можно увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.

Здесь же находится открытая смотровая площадка для прогулок высоких учителей. По внешним углам установлены субурганы, в основание которых заложено оружие как символ подавления причин войны: агрессии, ненависти, нетерпения и т.д. Глава РК Кирсан Илюмжинов передал кубачинские и монгольские сабли, другое оружие с драгоценными камнями.

В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.

Резиденция Далай-ламы XIV и обитель просветленных существ

На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников. Со времен Джунгарского ханства при помощи Гуши-хана в Тибете была установлена духовная и светская власть Далай-ламы и правительства Кашаг. С тех пор прослеживается тесная связь между Далай-ламой и ойрат-калмыцким народом.

Седьмой уровень храмового комплекса – «Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, где все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.

Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» виден из любой точки города – его высота 63 метра. Свет, отраженный от золотой крыши, являет собой символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем сторонам света.

Расписание работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

9.00 – 10.30 общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 – 16.00 индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 – 16.00 поминальный молебен (йорял) каждую пятницу

Мацг одр – большие молебны

8 лунный день – Молебен-обращение к Зеленой Таре (Ноган Дэрк Моргул)
15 лунный день – Молебен-обращение к Будде Медицины (Манла Моргул)
29 лунный день – Молебен-обращение к защитникам Дхармы (Сякусн Моргул)

Музей «История буддизма»
С 9.00 до 17.00 (Выходной: понедельник)

Буддийская библиотека России
С 10.00 до 18.00 (Выходной: понедельник)

Центр традиционной медицины
Понедельник-пятница: с 9.30 до 14.30
Выходной: суббота, воскресенье

Киноклуб «Дхарма без границ»
Вторая и четвертая суббота каждого месяца (могут быть изменения)
16.00 (конференц-зал)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.