Познание в философии. Философия познания

Проблема сознания в философии:

Гносеологическое понимание сознания.

Выяснение характера соотношения сознания со своей противоположностью - материей и есть гносеологический аспект сущности сознания.

В этом аспекте сознание - это субъективный идеальный образ объективной действительности; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Это означает, что в гносеологическом смысле материя и сознание взаимоисключаются, противостоят друг другу.

Онтологическое понимание сознания.

Сознание есть свойство особым образом организованной материи, возникшее в результате развития свойства отражения, как высшая его форма. И в этом смысле сознание материально .

Условия появления сознания:

1. Сознание есть продукт общественного развития, ибо только в контакте с другими людьми, носителями культуры данного общества человек становится обладателем сознания.

2. Наличие у человека членораздельной речи является важнейшим условием возникновения сознания.

3. Формирование сознания было бы невозможным без перехода человека от приспособления к трудовой деятельности, т. к. только в ней человек переходит на высший уровень отражения и общается при помощи речи.

Структура сознания

Духовный мир человека (сознание в широком смысле) включает в себя надсознание, сознание и бессознательное.

Сознание с точки зрения «устройства» внутреннего духовного мира человека обладает целым рядом основополагающих отличительных качеств.

Сознание (в узком смысле) есть особая, свойственная только общественному человеку и контролируемая им область субъективной действительности, существующая в виде идеальных образов, содержание которых составляет знания, воля, эмоции, нормы ценности и проекты.

Интеллект является носителем, формой существования сознания.

Знание - это совокупность сведений, результат процесса познания. Оно является главной формой существования сознания. Знание в единстве с верой приводит к убежденности. Вера - это способность человеческого сознания признавать истинность чего-либо, не смотря на отсутствие знаний и доказательств.

Однако Л. Витгенштейн считал, что существование веры в познании не вызвано отсутствием или недостатком информации. Если знание получает свой статус в результате логического оформления, проверки его достоверности и лишь в таком качестве оно обретает когнитивную и социальную значимость, то вера укорена в практике, базируется на социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят. И лишь затем может возникнуть необходимость рефлексии и критики веры.

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей является обыденным, а основанное на систематическом, целенаправленном, абстрактно-логическом поиске истины - теоретическим. Теоретическое знание бывает философским, научным, паранаучным.

Эмоции и чувства составляют обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека с событиям в форме переживаний.

Свойствами сознания являются активность и избирательность .

Бессознательное - это область, в которой человек не даёт себе отчета о содержании и природе происходящих там психических процессов, не контролирует психические процессы и явления. Бессознательное включает в себя надсознание, подсознание и психическую составляющую инстинктивной деятельности человека.

Первым обосновал анализ сновидений, как способ проникновения в бессознательное, З. Фрейд.

Надсознание (творческая интуиция) - это некая составляющая духовного творчества, которая не контролируется сознанием и приводит к выдвижению новаций и гипотез.

Подсознание включает в себя психические процессы, которые когда-то осознавались, но доведенные до автоматизма, перестали нуждаться в контроле, продолжая функционировать, при этом, помогая человеку жить и трудиться без лишних психических перегрузок, конфликтов с другими людьми и самим собой.

Функции сознания:

1. Познавательная, дающая возможность человеку получать истинные знания о явлениях и процессах действительности;

2. Оценочная, позволяющая человеку на основе воспринятого и познанного выработать оценочное отношение к нему, а позже - ценности;

3. Нормативная, способствующая созданию определённых правил, норм поведения человека или группы людей;

4. Целеполагания, дающая возможность формировать цели теоретической и практической деятельности, а также способы их достижения;

5. Прогностическая, решающая задачу предвидения будущего объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности вообще;

6. Коммуникативная, позволяющая людям общаться.

7. Самосознания. Сознание обладает способностью быть направленным на самого себя. Следовательно, самосознание есть осознание человеком самого себя - своих мыслей, чувств, мотивов, действий и т. д. Развитое самосознание является основой успешного самовоспитания, самосовершенствования личности, достижения намеченных человеком целей.

Интроспекция - это осуществление человеком анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Теория познания

Проблемой познания, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis - знание, и logos - учение), которая является одним из разделов философии.

Познание - это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Природа познания

Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека - вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

Процесс отражения:

1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ - вторично. Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.

2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать верные представления о нем.

3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию. Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность - содержанием познаваемого объекта. Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т. д.), что может привести к субъективизму в познании.

4. Отражение - это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта. Активность субъекта проявляется, во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта и, во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.

Субъект и объект познания:

Субъект познания - это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

Объект познания - это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

Первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

Вторичные - различные проявления духовного мира людей;

Третичные - свой собственный духовный мир.

Проблема познаваемости мира.

В ответах философов на вопрос: познаваем ли мир? можно выделить две основные позиции. Одни из них (гносеологические оптимисты) признают принципиальную познаваемость мира, другие же сужают возможность познания или вообще ее отрицают. В этом и состоит суть учения агностицизма (греч, а не, gnosis - знание), который может выступать в различных формах.

Одной из первых был скептицизм философов античного мира (Пирон, Энесидем и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.

Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа Д. Юма, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир. Несколько смягченной является другая форма агностицизма - дуалистическая позиция И. Канта, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И. Канта, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.

В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:

Сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;

Определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);

Непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Общие закономерности процесса познания:

1. Закономерность, показывающая основополагающие этапы познания: движение от живого созерцания к абстрактному (в данном смысле, рационально - отвлеченному) мышлению и от него к практике. «Живое созерцание» - это непосредственное активное взаимодействие субъекта с объектом познания, где преобладающую роль играет чувственное отражение действительности. «Абстрактное мышление» оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, не выбрасывая полностью и форм чувственного познания. На этом этапе происходит постижение скрытой сущности объекта. Проверка результатов познания осуществляется на практике, которая, в конечном счете, подтверждает или опровергает правильность чувственного и логического отражения объекта.

2. Закономерность, показывающая универсальную направленность познания: движение от явления к сущности и обратно. Человек постоянно углубляется в объект, двигаясь от сущности как бы «первого порядка» к сущности «второго», «третьего» и т. д. порядка, вскрываются новые и новые внутренние и внешние связи и отношения.

3. Закономерность, показывающая универсальные способы познания: движение от непосредственного созерцания к рассудочному мышлению и от него к разуму. Непосредственное созерцание - это восприятие мира с помощью нерасчлененного единства чувств и мышления, при котором возникает поверхностное отражение явлений действительности без выяснения их внутренних взаимосвязей. Рассудок - это абстрактное и по форме (отвлечение мысли), и по содержанию (нецелостное) мышление, сводящее действительность либо к одной из формальных противоположностей, либо - к количественному описанию явлений и внешних связей между ними. Разум - это диалектический способ мышления, в процессе которого преодолевается поверхностность непосредственного созерцания и односторонность рассудка и создается синтетическая мысленно-конкретная картина целостного, но вместе с тем многообразного бытия.

4. Закономерность, характеризующую диалектику познания: движение через единство и борьбу двух сторон познания - отражение и понимание.

Понимание - особая сторона и элемент сознания (в широком смысле), функция и метод научного познания (в узком смысле), которая заключается в выявлении сущности предметов, их смысла и значения и в их интерпретации.

Понимание представляет собой «раскодирование» научных и обыденных смыслов, оно непосредственно направлено не на сам объект знания, а на форму отражения объекта в знании. Отражение невозможно без предварительного понимания, так как субъект налагает на действительность свой смысловой контекст, определенным образом понимает ее, наполняет смыслом.

Понимание превращается в процесс связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду.

В состав понимания входят:

1. Психофизиологическое восприятие физического знака (слова, цвета, пространственной формы). 2. Узнавание его (как знакомого и незнакомого). Понимание его повторимого (общего) значения в языке. 3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком). 4. Активно-диалогическое понимание (спор-согласие). Включение в диалогический контекст.

Если понимание господствует в науках об обществе, то объяснение - в науках о природе.

Объяснение понимают как совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждений относительно какого-либо неясного, запутанного дела или имеющих целью вызвать более ясное отчетливое представление о более или менее известном явлении. Это способность субъекта передать свое понимание объекта другим.

В любом объяснении должны содержаться две части, различающиеся по своим функциям: эксплананд - то, что надлежит объяснить - языковое отображение объяснимого объекта, и эксплананс - совокупность объясняющих положений. При этом следует подчеркнуть, что объясняемыми являются реальные объекты, а не положения о них, а объясняющими являются положения о реальных объектах, а не сами объекты.

Приемами объяснения могут быть сравнение, описание, аналогия, различие, указание на причины, составление простейшей модели и т. д.

Формы познания:

чувственная, рациональная, интуитивная.

Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте.

Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения - это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.

Восприятие - это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.

Представление - это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Рациональное познание (мышление): это форма познания, в

процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.

Понятие - это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что - либо относительно предметов или явлений.

Умозаключение - это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

Типы мышления:

I. Первым, изначальным типом мышления, присущим как первобытным людям, так и ребенку, является мифопоэтическое мышление. Истина в мифопоэтическом стиле мышления носит всеобъемлющий характер - все истинно, а ложного ничего нет.

Законы мифопоэтической логики:

1. Закон метаморфозы, который гласит, что все идеальное может быть материальным и, наоборот; что любое средство или вещество может быть обращено по воле Бога в любое другое.

2. Закон абсолютного достижения цели, который определяет абсолютность преодоления препятствия или разрешения заданной герою задачи (выполнение невыполнимого, достижение недостижимого, осуществление неосуществимого).

3. Закон пространственно-временной произвольности, который гласит, что пространство и время могут быть сжаты или растянуты, или вовсе отсутствовать без соотношения с самим материальным и духовным объектом.

4. Закон ложного основания, который гласит, что правильное дедуктивное доказательство покоится на предрешенном основании или молчаливом допущении, не требующем доказательства.

II. В тесном единстве с мифопоэтическим мышлением сосуществует мышление эмоциональное (так называемая «женская логика»). Истинным здесь считается то, что приятно.

III. У взрослых людей рецидивы мифопоэтического и эмоционального стилей мышления с точки зрения познания окружающего мира создают для него весьма серьезные препятствия, ибо отучают от поиска истинных причин и закономерностей происходящих событий. Поэтому вполне закономерным был переход к следующему типу мышления - формально-логическому. Формула истины здесь такова: либо «да», либо «нет», а третьего не дано.

IV. В отличие от формально-логического типа мышления, сущность которого составляет непротиворечивость в форме или-или, диалектический тип, наоборот главу угла ставит противоречие в форме и-и. Непротиворечивость есть проявление статики, а противоречие динамики материальной действительности.

Законы диалектической логики:

1. Рассмотрение предмета во всех его связях и отношениях, то есть системно;

2. Рассмотрение предмета в движении и развитии;

3. Раздвоение единого на противоположности;

4. Рассмотрение развития предмета через понимание взаимоперехода количественных и качественных изменений.

5. Отрицание как переход предмета из одного состояния в другое;

6. Закон единства исторического и логического (этапы развития мыслей о предмете должны соответствовать этапам в истории отображаемого предмета);

7. Закон единства анализа и синтеза (анализ должен быть синтетическим - отображающим связи этапов и процесс формирования из частей - целого из элементов - системы).

8. Закон единства дедукции и индукции (построение из понятий системы понятий должно опираться на всесторонние опытные данные);

9. Закон единства абстрагирования и конкретизации (из односторонних знаний должно складываться всесторонне, внутренне связанное, конкретное знание).

Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.

Виды интуиции:

1. Чувственная (мгновенное чувство).

2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).

3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

Альтернативные подходы к пониманию истины:

Объективные идеалисты считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.

Субъективные идеалисты полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина - это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

Свойства истины:

Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.

Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.

В-третьих, истина - это диалектическое единство абсолютного и относительного.

Абсолютная истина - это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:

1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;

2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

Под относительной истинной понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма - одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия.

Релятивизм утверждает, что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину.

Догматизм, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

В-четвертых, нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.

В-пятых, у истины есть свои критерии.

Сенсуалисты считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.

Одна часть неопозитивистов развивает теорию верификации, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая - утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.

Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан.

Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.

Практика - это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.

Практика является хоть и решающим, но не единственным критерием истинности познания. К ним относятся также математический и логический способы получения знания, особенно в сферах, недоступных практической проверке.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача - обнаружение и объяснение объективных законов действительности - природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания - это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания - это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов - данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:

научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.

Научный факт - это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема - это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.

Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.

Доказательство - это подтверждение гипотезы.

Виды доказательства:

Практика, выступающая прямым подтверждением

Косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

Научная теория - это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.

Парадигма - это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму

можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.

Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.

Методы научного познания:

Метод (от греч. Metodos - путь к чему-либо) - это способ деятельности в любой ее форме.

В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.

Научный метод - это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:

Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы - приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

Второе основание. По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание - это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы (диалектический, формально - логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

в) специальные методы.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент - это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация - это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Индуктивные методы установления причинной связи явлений:

метод сходства: если два случая и более изучаемого явления имеют лишь одно предшествующее общее обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

метод различия: если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство, в чем они различны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или изменение другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго;

метод остатков: если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления.

Общечеловеческие приемы мышления:

- Сравнение - установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);

- Анализ - мысленное расчленение предмета, как целого

(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);

- Синтез - мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном - виртуальном);

- Абстрагирование - выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);

- Индукция - движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге - к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);

- Дедукция - движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностей работы двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);

- Моделирование - построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);

- Аналогия - вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);

- Обобщение - объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).

Наука:

- это форма духовно-практической деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и их систематизацию.

Научные комплексы:

а) Естествознание - это система дисциплин, объектом которых является природа, то есть часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

б) Обществознание - это система наук об обществе, то есть части бытия, постоянно воссоздающейся в деятельности людей. Обществознание включает в себя социальные науки (социологию, экономическую теорию, демографию, историю и т. д.) и гуманитарные науки, изучающие ценности общества (этика, эстетика, религиоведение, философия, юридические науки и т. п.)

в) Технические науки - это науки, которые изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических систем.

г) Антропологические науки - это совокупность наук о человеке во всей его целостности: физическая антропология, философская антропология, медицина, педагогика, психология и т. д.

Кроме того, науки делятся на фундаментальные, теоретические и прикладные, имеющие непосредственную связь с производственной практикой.

Критерии научности: универсальность, систематизированность, относительная непротиворечивость, относительная простота (хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов), объяснительный потенциал, наличие предсказательной силы, полнота для данного уровня познания.

Научная истина характеризуется объективностью, доказательностью, системностью (упорядоченностью на основе определенных принципов), проверяемостью.

Модели развития науки:

теория размножения (пролиферации) П. Фейерабенда, утверждающая хаотичность возникновения концепций, парадигма Т. Куна, конвенциализм А. Пуанкаре, психофизика Э. Маха, личностное знание М. Полани, эволюционная эпистемология С. Тулмина, научно- исследовательская программа И. Лакатоса, тематический анализ науки Дж. Холтона.

К. Поппер, рассматривая знание в двух аспектах: статике и динамике, разработал концепцию роста научного знания. По его мнению, рост научного знания - это повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена лучшими и более совершенными. От этого подхода радикально отличается позиция Т. Куна. Его модель включает в себя два основных этапа: этап «нормальной науки» (господство той или иной парадигмы) и этап «научной революции» (распад старой парадигмы и утверждение новой).

Глобальная научная революция - это смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки.

В рамках классического естествознания выделяются две революции. Первая связана со становлением классического естествознания XVII в. Вторая революция относится к концу XVIII - началу XIX в. и знаменует переход к дисциплинарно организованной науке. Третья глобальная научная революция охватывает период с конца XIX до середины ХХ в. и связана со становлением неклассического естествознания. В конце XX - начале XXI в. в основаниях науки происходят новые радикальные изменения, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную революцию. В ходе нее рождается новая постнеклассическая наука.

Три революции (из четырех) привели к утверждению новых типов научной рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVIII–XIX вв.). В это время утвердились следующие представления на науку: появилась ценность объективного универсального истинного знания, наука рассматривалась как надежное и абсолютно рациональное предприятие, с помощью которого можно решить все проблемы человечества, высшим достижением считалось естественно-научное знание, объект и субъект научных исследований представлялись в жестком гносеологическом противостоянии, объяснение интерпретировалось как поиск механических причин и субстанций. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы динамического типа.

2. Неклассический тип научной рациональности (ХХ в.). Его черты: сосуществование альтернативных концепций, усложнение научных представлений о мире, допущение вероятностных, дискретных, парадоксальных явлений, опора на неустранимое присутствие субъекта в изучаемых процессах, допущение отсутствия однозначной связи теории и реальности; наука начинает определять развитие техники.

3. Постнеклассический тип научной рациональности (конец ХХ - начало XXI в.). Для него характерны понимание крайней сложности исследуемых процессов, появление ценностного ракурса исследования проблем, высокая степень использования междисциплинарных подходов.

Наука и общество:

Наука тесно взаимосвязана с развитием общества. Это проявляется в первую очередь в том, что она, в конечном счете, детерминирована, обусловлена общественной практикой и ее потребностями. Однако с каждым десятилетием возрастает и обратное влияние науки на общество. Все более крепнет связь и взаимодействие науки, техники и производства - наука превращается в непосредственную производительную силу общества. В чем это проявляется?

Во-первых, наука сейчас обгоняет развитие техники, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Во-вторых, наука пронизывает все сферы общественной жизни.

В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, развитие его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок его целостного развития.

В-четвертых, развитие науки приводит к появлению паранаучного знания. Это собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Концепции, наиболее часто относимые к паранауке: устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки; народная медицина и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционые современной науке учения; спортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т. п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой.

Подходы к оценке роли науки в современном мире. Первый подход - сциентизм утверждает, что с помощью естественно-технического научного знания можно решить все общественные проблемы

Второй подход - антисциентизм, исходя из негативных последствий НТР, отвергает науку и технику, считая их силами враждебными подлинной сущности человека. Общественно- историческая практика свидетельствует, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать ее.

Функции современной науки:

1. Познавательная;

2. Культурно-мировоззренческая (обеспечение общества научным мировоззрением);

3. Функция непосредственной производительной силы;

4. Функция социальной силы (научные знания и методы широко используются при решении всех проблем общества).

Закономерности развития науки: преемственность, сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научных дисциплин, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современного научного познания, чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» (научные революции) законов и принципов.

Формирование современной НКМ, во многом, связано с открытиями в квантовой физике.

Наука и техника

Техника в широком смысле слова - это артефакт, то есть все искусственно созданное. Артефакты бывают: материальные и идеальные.

Техника в узком смысле слова - это совокупность вещественно- энергетических и информационных устройств и средств, созданных обществом для осуществления своей деятельности.

Основой философского анализа техники стало древнегреческое понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, умение нечто создать из естественного природного материала.

М. Xайдеггер считал, что техника - это способ бытия человека, способ его саморегуляции. Ю. Xабермас полагал, что техника объединяет все «вещное», противостоящее миру идей. О. Тоффлер обосновал волнообразный характер развития техники и его влияние на общество.

Способом проявления техники является технология. Если то чем человек воздействует - это техника, то как воздействует - это технология.

Техносфера - это особая часть оболочки Земли, представляющая собой синтез искусственного и естественного, созданная обществом для удовлетворения своих потребностей.

Классификация техники:

По видам деятельности выделяют: материально-производственную, транспорта и связи, научных исследований, процесса обучения, медицинскую, спортивную, бытовую, военную.

По типу используемого природного процесса бывает техника механическая, электронная, ядерная, лазерная и прочая.

По уровню структурной сложности возникли следующие исторические формы техники: орудия (ручного труда, умственного труда и жизнедеятельности человека), машины и автоматы. Последовательность этих форм техники, в целом, соответствует историческим этапам развития самой техники.

Тенденции развития техники на современном этапе:

Постоянно растут размеры многих технических средств. Так, ковш экскаватора в 1930 году имел объем 4 кубических метра, а сейчас 170 кубических метров. Транспортные самолеты поднимают уже 500 и более пассажиров и так далее.

Обозначилась тенденция противоположного свойства, к уменьшению размеров техники. Например, уже реальностью стало создание микроминиатюрных персональных компьютеров, магнитофонов без кассет и т. д.

Все в большей степени технические новшества осуществляются путем приложения научных знаний. Ярким примером тому служит космическая техника, ставшая воплощением научных разработок более двух десятков естественных и технических наук. Открытия в научном творчестве, дают толчок техническому творчеству с характерными для него изобретениями. Срастание науки и техники в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, биосферы называют научно-технической революцией (НТР).

Идет интенсивнее сращивание технических средств в сложные системы и комплексы: заводы, электростанции, системы комуникаций, корабли, и т. д. Распространенность и масштаб этих комплексов позволяет говорить о существовании на нашей планете техносферы.

Важной и постоянно растущей областью применения современной техники и технологии становится информационная область.

Информатизация - это процесс производства, хранения и распространение информации в обществе.

Исторические формы информатизации: разговорная речь; письменность; книгопечатание; электрическо - электронные репродуктивные устройства (радио, телефон, телевидение и т. д.); ЭВМ (компьютеры).

Массовое пользование компьютером знаменовало собой особого этапа информатизации. В отличии от физических ресурсов, информация как ресурс обладает уникальным свойством - при употреблении она не сокращается, а, напротив, расширяется. Неистощимость информационных ресурсов резко ускоряет технологический цикл «знание - производство - знание», обуславливает лавинообразный рост числа людей, вовлеченных в процесс получения, формализации и обработки знаний (в США 77 % занятых вовлеченны в сферу информационной деятельности и услуг), оказывает воздействие на распрастранненость систем массовой информации и манипулирование общественным мнением. Исходя из этих обстоятельств многие ученые и философы (Д. Белл, Т. Стоуньер, Й. Масуда) провазгласили наступление информационного общества.

Признаки информационного общества:

Свободный доступ для любого человека в любом месте, в любое в время к любой информации;

Производство информации в этом обществе должно осуществлятся в объемах необходимых для обеспечения жизнедеятельности личности и общества во всех его частях и направлениях;

Особое место в производстве информации должна занимать наука;

Ускоренная автоматизация и работизация;

Приоритетное развитие сферы информационной деятельности и услуг.

Бесспорно, определенные приемущества и благо несет в себе информационное общество. Однако нельзя не отметить и его проблемы: компьютерное воровство, возможность иноформационной компьютерной войны, возможность установления информационной диктатуры и террора провайдерных организаций и т. д.

Отношение человека к технике:

С одной стороны до наших дней дошли факты и идеи недоверия и враждебности к технике. В Древнем Китае некоторые мудрецы-даосы отрицали технику, мотивируя свои действия тем, что, используя технику попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий и сам становишься механизмом. В 30-е годы ХХ века О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек стал рабом машин и будет ими загнан на смерть.

В тоже время кажущаяся незаменимость техники во всех сферах человеческого бытия иногда порождает безудержную апологию техники, своеобразную идеологию техницизма. В чем это проявляется? Во-первых. В преувеличении роли и значения техники в жизни человека и, во-вторых, в переносе на человечество и личность характеристик присущих машинам. Сторонники технократии видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции.

Последствия влияния техники на человека:

Благотворная составляющая включает в себя следующее:

широкое распространение техники способствовало удлинению средней продолжительности жизни человека почти в два раза;

техника освободила человека от стеснительных обстоятельств и увеличила его свободное время;

новая информационная техника качественно расширила масштабы и формы интеллектуальной деятельности человека;

техника принесла прогресс в процесс образования; техника подняла эффективность человеческой деятельности в различных сферах жизни общества.

Негативные воздействия техники на человека и общество таковы: техника некоторыми своими видами несет опасность для жизни и здоровья людей, возросла угроз экологической катастрофы, увеличилось число профессиональных болезней;

человек, становясь частицей какой-то технической системы, лишается своей творческой сущности; возрастающее количество информации вызывает тенденцию убывания доли знания, которым в состоянии обладать один человек;

техника может быть использована как эффективное средство подавления, тотального контроля и манипулирования личностью;

огромно воздействие техники на психику человека и через виртуальную реальность, и через замену цепочки «символ-образ» другой «образ-образ», что приводит к остановке развития образного и абстрактного мышления, а также появлению неврозов и психических заболеваний.

Инженер (с фр. и лат. означает «творец», «создатель», «изобретатель» в широком значении) - это человек, который мысленно создает технический объект и управляет процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность - это деятельность по мысленному созданию технического объекта и управлению процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность выделилась из технической деятельности в XVIII веке в период промышленной революции.

Если непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, то философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Таким образом, философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном научном плане их предстоит заполнить специалистам-ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Существует интересная точка зрения, что эти «белые пятна» заполняются учеными рациональными (научными) методами не на 100%. Точнее, «в экстраординарные, революционные периоды развития научного знания … каждый ученый использует их по-своему, вкладывая в них (критерии рационального выбора) свое собственное понимание. Рациональные соображения … не носят общезначимого характера»). Т.е. переход от одной фундаментальной теории к другой осуществляется как «переключение», нежели как рациональный выбор.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают – в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны; у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Познание в философии

Введение. 3

1. Сущность и структура познавательного процесса. 5

2. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании. 8

3. Понятие истины. Критерии истины.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? – те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта – к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука"). Но каких-то особо глубоких причин для терминологических изменений в отношении понятий "гносеология" и "эпистемология" не существует.

Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.

Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его структуру;

рассмотреть особенности чувственного и рационального этапов познания;

выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев.

Реферат состоит из 6 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности и нерешенные проблемы в области теории познания, в третьем дается обзор видов познания, в четвертом рассмотрены проблемы истинности знания и ее критерии, в пятом сделаны основные выводы по содержанию работы, в шестом указаны первоисточники по теме работы.

1. Сущность и структура познавательного процесса

Основным содержанием сознания человека является знание. Знание - результат познавательной деятельности. Проблема познания признана одной из главных философских проблем. Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения.

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов: “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать ”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю ”. Однако в раз |умной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это – путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание - сомневается. Говоря о познании, следует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.

Житейское познание и бытовое знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого.

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Цель научного познания - открытие закономерности. Цель практики - создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда - и будущего.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе познания, составляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью ” субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако, каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально - исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.

2. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании.

Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств.

Вопрос о познании, его возможности, содержании и границах представляет одну из наиболее трудных задач, разрешением которых занимается философия, и сверх того он обладает еще той особенностью, что, чем более углубляешься над ним, тем более начинаешь сознавать его важность, Едва замеченный первыми философами, в новой философии он выдвинулся на первый план. Как выяснилось из исторического развития самой философии, прежде всего необходимо должен быть ясно поставлен и так или иначе разрешен вопрос о познании, чтобы стало затем возможным приступить к разрешению и других философских вопросов. Никакое новое философское учение, которое могло бы рассчитывать на свое дальнейшее развитие в будущем, теперь невозможно без теории познания. В новейшей научной философии нашего времени теория познания требуется в качестве необходимого введения в философию.

Как бы сильно ни различались мнения философов относительно возможности происхождения и развития познания, однако все вынуждены признать, что без логического мышления развитие познания невозможно . Даже абсолютное сомнение, не допускающее никакого познания истины, и то пытается, по крайней мере, этот отрицательный результат подкрепить логическими аргументами. Не менее единодушны все философы и относительно того, что одного мышления еще недостаточно, чтобы мог возникнуть факт познания, но что мышление должно обладать каким-нибудь содержанием, которое тем или другим образом дается ему. Даже и тот, кто приписывает мышлению силу из небольшого числа первоначальных идей развить все познание, должен предположить данным хотя бы это начало.

Только с вопросом о том, каким образом дается мышлению это его первоначальное содержание, начинается спор между различными направлениями. Так как мышление заключается только в установлении связей между различными частями разнородного содержания нашего внешнего и внутреннего опыта, то эмпиризм признает источником всякого познания только опыт .

один из главнейших представителей эмпирической философии

Но так как, с другой стороны, всякое знание предполагает достоверность, а последняя, в свою очередь, подведение познанного под известные очевидный положения, то, в противоположность эмпиризму, рационализм утверждает, что действительное познание может быть развито мышлением только из такого содержания, которое, независимо от всякого опыта, в той же мере первоначально и очевидно, как и само логическое мышление.

Рене Декарт , основатель новоевропейского рационализма

Притязания этих обоих направлений пытается опровергнуть скептицизм , указывая на то, что опыт в силу обмана чувств и непрерывной смены явлений лишен достоверности, а что касается логического мышления, то последнее может быть с удобством употреблено для доказательства положений, противоречащих друг другу. К этим трем философским направлениям присоединяется, наконец, критицизм , который как беспристрастный судья, старается каждому из упомянутых направлений воздать должное. Эмпиризм, по его мнению, прав, насколько сводит содержание познания к опыту, рационализм – насколько признает безусловную достоверность только за теми составными частями познания, которые не могут быть выведены из опыта, и даже скептицизм допускается им, если только последний ограничивается отрицательным отношением ко всяким попыткам догматических утверждений со стороны философов-рационалистов или философов-эмпириков.

- основоположник критицизма в теории познания

Основным вопросом теории познания является вопрос о том отношении, которое существует между мыслью и действительностью, между познающим существом и познаваемым предметом или, как выражаются философы, между субъектом и объектом, Теория познания, из которой исходит современная научная философия, кладет в свое основание положение о неразрывной связи, существующей между субъектом и объектом. Наши представления являются первоначально сами объектами. В первоначальном «представлении-объекте» нельзя найти ни понятия объекта, ни понятия о мыслящем субъект, как таковом, но оно является одновременно и тем и другим, и мыслимым и мыслящим. Только теоретическое размышление разрушает это единство и отделяет представление от объекта. Но раз это единство нарушено, раз познавание из наивной формы, еще не знающей различия между представлением и объектом, перешло к той размышляющей форме познания, которая объект представления противополагает самому представлению, – возвращение к наивному пониманию уже более невозможно. Однако можно поставить размышлению два требования, которые должны служить основанием для всех соображений об отношении мыслящего субъекта к мыслимому объекту. Первое требование заключается в том, что мы должны всегда иметь в виду, что различение понятий, выполняемое отвлеченным мышлением, только тогда доказывает раздельность самих объектов этих понятий, если действительно возможно продукты отвлеченного различения показать, как разделенные в непосредственном восприятии. Второе же требование состоит в том, чтобы всегда ясно сознавать мотивы, побуждающие отвлеченное мышление к его различениям, и чтобы исключительно только от этих мотивов заимствовать точки зрения, согласно которым мы судим о реальном значении производимых различений. Это последнее требование указывает нам тот путь, которого следует держаться при обсуждении проблемы познания в философии. Прежде всего, возникает вопрос о психологических мотивах , побуждающих отвлеченное мышление разделять первоначальное «представление-объект» на представляемый объект и представляющий субъект, а затем, как вторая задача, присоединяется вопрос о логическом значении этих мотивов и о тех последствиях, которые, согласно с этим, могут быть выведены из них для нашего понимания действительности.

Таким образом, предмет, из которого должна исходить общая философская теория познания , есть «представление-объект» со всеми свойствами, которыми оно непосредственно обладает, следовательно, также в особенности со свойством быть реальным объектом. Пытаясь проследить правильную последовательность возникающих в мышлении мотивов и их действие на развитие понятий, мы должны будем, смотря по роду и объему применяемых при этом интеллектуальных функций, различать определенные ступени познания , которые вкратце могут быть обозначены как воспринимающее , рассудочное и разумное познание . К области первого следует причислить все те преобразования, которым подвергаются первоначальные «представления-объекты», если только эти преобразования совершаются уже внутри обыкновенных процессов восприятия, без вспомогательных средств и методов научного образования понятий. К рассудочному познанию , напротив, причисляются все те улучшения и дополнения, которые вносятся в содержание и связь представлений при посредстве методического логического анализа. Наконец, под именем разумного познания следует понимать все усилия мышления связать отдельные достигнутые рассудочным познанием результаты в одно целое.

Но, разграничивая таким образом эти различные ступени познания, надо остерегаться от понимания их, как специфически различных, резко разделенных в действительности форм познания. Одна и та же цельная духовная деятельность действует на всех этих ступенях познания, и сообразно с этим деятельности восприятия и рассудка, рассудка и разума постоянно переходят друг в друга. Можно было бы сказать также для характеристики этих различных ступеней познания, что воспринимающее познание принадлежит практической жизни , рассудочное познание – области отдельных наук , а разумное – философии. Но и здесь опять-таки следует помнить, что подобные различия имеют условное значение. Наука опирается на опыты практической жизни, а приобретения самой науки становятся мало-помалу твердым достоянием практической жизни, которым последняя пользуется постоянно при составлении суждения о тех или других предметах. Философия бывает вынуждена вмешаться в работу отдельных наук, чтобы, дополнив и где необходимо исправив, продолжать её далее со своей более общей точки зрения, а что касается отдельных наук, то последние части против своей воли бывают принуждены философствовать, если не хотят лишиться лучшей доли своих результатов. Вот почему, коль скоро сознана эта необходимость взаимного дополнения и помощи, не может быть и речи о продолжительном несогласии между философией и наукой, точно так же, как и между последней и практической жизнью.


Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов
Основные подходы к проблеме познания

Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.

Этой позиции придерживаются все материалисты и часть последовательных идеалистов, хотя методы познания у них различны.

В основе познания лежит способность сознания воспроизводить (отражать) до определенной степени полноты и точности существующий вне его объект.

Основными посылками теории познания диалектического материализма являются следующие:

1) источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам;

2) никакой принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет, а есть различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;

3) познание - это непрерывный процесс углубления и даже изменения нашего знания на основе преобразования действительности.

2. Гносеологический пессимизм. Его суть - сомнение в возможности познаваемости мира.

Разновидности гносеологического пессимизма:

1) скептицизм - направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);

2) агностицизм - течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет - «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

На рубеже ХIХ - ХХ веков сформировалась разновидность агностицизма - конвенционализм. Это концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

Познание человека

Познание - это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта, дающее в результате некое знание.

Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом.

Объектом знания может выступать вся объективная реальность, а предметом познания - только ее часть или область, непосредственно включенная в сам процесс познания.

Познание - специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Познание - движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина - соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь - несоответствие наших мыслей действительности. Установление истины - акт перехода от незнания к знанию, в частном случае - от заблуждения к знанию. Знание - мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее. Заблуждение - представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Процесс превращения индивидуального знания в общезначимое, признаваемое обществом в качестве культурного достояния человечества, подчиняется сложным социокультурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению и обмен знаниями между современниками возможны благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Таким образом, познание - это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Структура и формы познания

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

В процессе познания различают ступени.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - это элементарный субъективный образ объективной реальности. Специфической особенностью ощущений является их однородность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета.

Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувств, ощущений.

Восприятие - это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.

Представление - это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а с другой стороны, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности.

Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.

Умозаключение - процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Особенности обыденного и научного познания

Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знаний возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т. д., составляющих в совокупности естествознание. Познание человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное, религиозное познание.

Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объект опосредуется предметом познания. Если объект науки может существовать независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать нельзя. Предмет познания - это определенное видение и понимание объекта исследования с определенной точки зрения, в заданном теоретико-познавательном ракурсе.

Познающий субъект - не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная, творческая личность. Для того чтобы получить ответ на поставленные ученым вопросы о сущности изучаемого объекта, познающему субъекту приходится воздействовать на природу, изобретать сложные методы исследования.

Философия научного познания

Теория научного познания (гносеология) - одна из областей философского знания.

Наука - это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке.

Движущими силами научного познания являются:

1) практическая потребность в знаниях. Большинство наук выросли из этих потребностей, хотя некоторые из них, особенно в таких областях, как математика, теоретическая физика, космология, родились не под прямым влиянием практической надобности, а из внутренней логики развития знания, из противоречий в самих этих знаниях;

2) любопытство ученых. Задача ученого - задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы. Нелюбопытный ученый - это не ученый;

3) интеллектуальное удовольствие, которое испытывает человек, открывая то, что до него никто не знал (в учебном процессе интеллектуальное удовольствие тоже присутствует как открытие студентом новых знаний «для себя»).

Средствами научного познания являются:

1) разум, логическое мышление ученого, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности;

2) органы чувств, в единстве с данными которых осуществляется мыслительная деятельность;

3) приборы (появились с XVII века), которые дают более точную информацию о свойствах вещей.

Прибор - это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела. Тело человека различает степени температуры, массы, освещенности, силы тока и т. п., но термометры, весы, гальванометры и т. д. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз ученого: «Измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддается».

Практика и ее функции в процессе познания

Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Теория, в свою очередь, выступает обобщением практики. В практике и через практику субъект познает законы действительности, без практики нет знания сущности предметов.

Практика является также движущей силой познания. От нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового значения и его преобразования.

Практика детерминирует переход от чувственного отражения объектов к их рациональному отражению, от одних методов исследования к другим, от одного мышления к другому, от эмпирического мышления к теоретическому.

Целью познания является достижение истинного значения.

Практика - это специфический способ освоения, в котором результат деятельности адекватен ее цели.

Практика - это совокупность всех видов социально значимой, преобразующей деятельности людей, основой которой является производственная деятельность. Это форма, в которой реализуется взаимодействие объекта и субъекта, общества и природы.

Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных направлений.

Основные функции практики в процессе познания:

1) практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями;

2) практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца;

3) практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере регулировать деятельность людей;

4) практика представляет собой решающий критерий, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
.....................................

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.